Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ЖАНРЫ / ИЗУЧЕНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / СКАЗКИ / ПОСЛОВИЦЫ / ПОГОВОРКИ / НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ / EDUCATION / UPBRINGING / EDUCATIONAL VALUE / TATAR FOLK LORE / GENRES / STUDY / FOLK PEDAGOGICS / PROVERBS AND SAYINGS / FAIRY TALES / FOLK SIGNS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гатауллина Роза Вилюровна, Фассахова Гузель Рафкатовна, Чумарова Любовь Григорьевна

В статье рассматриваются вопросы собирания, сохранения и использования устного народного творчества татарского народа. Авторы дают историко-педагогический анализ использования татарского фольклора в обучении, воспитании, развитии подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF USE OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ORAL PEOPLE'S CREATIVITY OF THE TATAR PEOPLE

In the article the authors research the problems of developing, preservation of Tatar folklore. The article deals with the collection and usage of oral folk lore of the Tatar people. The authors provide a historical and pedagogical analysis of Tatar folklore in the education, upbringing and development of the younger generation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат филологических наук, доцент Гатауллина Роза Вилюровна

Казанский государственный аграрный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Фассахова Гузель Рафкатовна Казанский государственный аграрный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чумарова Любовь Григорьевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТНОГО НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы собирания, сохранения и использования устного народного творчества татарского народа. Авторы дают историко-педагогический анализ использования татарского фольклора в обучении, воспитании, развитии подрастающего поколения.

Ключевые слова: образование, обучение, педагогическая ценность, татарский фольклор, жанры, изучение, народная педагогика, сказки, пословицы, поговорки, народные приметы.

Annotation. In the article the authors research the problems of developing, preservation of Tatar folklore. The article deals with the collection and usage of oral folk lore of the Tatar people. The authors provide a historical and pedagogical analysis of Tatar folklore in the education, upbringing and development of the younger generation.

Keywords: education, upbringing, educational value, Tatar folk lore, genres, study, folk pedagogics, proverbs and sayings, fairy tales, folk signs.

Введение. Татарский фольклор, как и устное народное творчество других народов, собирался, дополнялся изменялся столетиями, впитывая многовековую мудрость народа. Он представляет не только большую художественную ценность, но и имеет большой педагогический потенциал. Приобщение детей к татарскому фольклору- это одно из условий воспитания в них любви к своему родному краю, к своему народу, его культуре. Татарский народ создал хорошее средство для обучения ребенка красиво говорить, произносить правильно звуки. Для этого были созданы прибаутки, заклички, детская народная поэзия, скороговорки, припевки. Познавать природу ребенок учится через народные приметы, а развиваться физически и умственно ребенок учится через игры, загадки, народные праздники, такие как "Сабантуй", "Нардуган", "Кагра боткасы" и др.

Устное народное творчество татарского народа развивалось веками и охватывала все сферы жизни для духовно нравственного становления личности. Через пословицы и поговорки подрастающее поколение получало ответы на многие вопросы, такие как: что такое хорошо и что такое плохо. Приметы позволяли предсказывать погоду, будущий урожай, или что и когда нужно сеять, и сажать. При помощи примет дети учились понимать законы природы. Приметы развивали в детях наблюдательность, логику, мышление. Через устное народное творчество дети получают первые сведения об окружающем мире («Если весна с цветами, то осень будет с плодами»). Оно воспитывало трудолюбие, уважение к старшим («Мать — золотая колыбель») любовь к близким («Старший брат как отец»), к природе, к своей малой родине.

Объектом исследования статьи является педагогический потенциал татарского фольклора.

Научная новизна исследования заключается в том, что в статье дан анализ использования татарского фольклора в обучении, воспитании подрастающего поколения.

Методологической основой статьи является концепция рассмотрения татарского фольклора как средства педагогического, эстетико-философского воспитания, предложенная просветителями, такими как: К.Д. Ушинский [18], К. Насыри [11], Г.С. Виноградов [3], О.И. Капица [8], Г. Тукай [16]. В данной статье статьи авторы опирались на труды таких исследователей татарского фольклора как: А.Х. Абдуллин [1], А.Г. Каримуллин [9], И.Ф. Катанов [10], С.А. Мухаметзянов [12], И.Н. Надиров [13], М.Р. Садиков [15], Ф.И. Урманчеев [17], Р.Ф. Хакимзянов [19], М.Р. Садиков [15] и др.

В статье использованы сравнительно-исторический, структурно-описательный методы исследования.

Изложение основного содержания статьи. Опыт использования народами педагогического потенциала своего устного народного творчества интересовал педагогов издавна. О важности использования педагогического потенциала русского народного творчества писал в своих трудах К.Д. Ушинский [18]. Этому вопросу уделяли большое внимание и татарские просветители, такие как К. Насыри [11], татарский поэт Г. Тукай [16]. Но именно в XX веке педагоги и исследователи начинают уделять большое внимание богатству татарского фольклора и возможностям татарской народной педагогики: Э.Х. Галеев (1973), Ш.Ш. Залялиев (1974), Р.Ш. Маликов (1995), З.Г. Нигматов (1980), С.И. Раимова (1973), З.М. Явгильдина (1997) [21] и др.

Нужно сказать, что история целенаправленного изучения и собирания татарского фольклора насчитывает уже несколько столетий. Так, первые сборники пословиц и поговорок (более 200) появились на арабском и латинском языках в 1612 году. Более того, уже в XVII веке татарские пословицы и поговорки издаются на немецком языке в Лейпциге. А в XVIII веке русскоговорящее население получает возможность познакомиться с татарскими мифами и суевериями (албасты, убыр). Г.Ф. Миллер, И.М. Чулков дают подробное описание обычаев, суеверий, обрядов татарского народа на русском языке и знакомят читателей с татарскими народными праздниками таких как Сабантуй («Праздник плуга»-это языческий праздник, который татарский народ празднует с древних времен. Когда заканчиваются весенние полевые работы, жители каждого населенного пункта собираются обычно на лугах и проводят этот праздник с конскими скачками, песнями и плясками). Особенно большая просветительская, научно-филологическая работа по изучению, анализу фольклора была проделана в XIX веке. Татарский фольклор стал широко известен общественности, благодаря трудам просветителей XIX века: А. Артемова, М. Иванова [14], А. Кавелина [2], М. Рябушкина, К.Ф. Фукса [7], К. Насыри [11], И.Ф. Катанова [10].

Особая роль в изучение традиций и обычаев татарского народа принадлежит профессору Казанского императорского университета Карлу Фуксу [7]. Он не только собирал сказки татарского народа, но также подробно описал в своих мемуарах обычаи и традиции приема гостей у татар, обрядовые исполнения песен и игр во время праздника Сабантуй.

В XIX веке издаются книги с народными преданиями о достопримечательностях и истории края, о Казани. В это время можно было ознакомиться преданиями о Великой Булгарии (публикация А. Кавелина), о Чертовом городище (сост. Кайссан Сайфельмулюк), издается татарская хрестоматия, куда вошли более 128 пословиц, 70 песен, 34 загадок и тексты народных сказок (сост. М. Иванов). Эта хрестоматия была написана арабским шрифтом, но был дан перевод на русский язык. Поэтому уже в середине XlX века не только татары, но и русские имели возможность знакомиться с устным народным творчеством татарского народа.

В конце XIX века в Казани появляются группы молодых просветителей таких как: Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, Габдулла Тукай, Фатых Амирхан, Галимджан Ибрагимов, Галиаскар Камал, Гали Рахим, Фазыл Туйкин, которые оказывают большое влияние на образовательную, культурную и общественную жизнь татарского народа. В Казани начинают издаваться журналы и газеты, где публикуются произведения татарского устного народного творчества и статьи просветителей о необходимости использования педагогического потенциала народного творчества в образовательных и воспитательных целях. Не только в Казани, но и в Москве в 1907 году начинает издаваться журнал для малышей «Тарбият эл-этфаль» («Детское воспитание»). С 1913 года в Казани издается журнал «Ак юл» («Светлый путь»). В этом журнале печатаются все жанры фольклора, которые использовал татарский народ из века в век в воспитательных целях - это народные сказки, загадки, игры, прибаутки, присказки, колыбельные песни и.т.д. Журнал «Ак Юл» стал основой не только для собирания и сохранения татарского устного народного творчества, но и тем источником, который родители использовали для воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особое место в изучении татарского устного народного творчества занимает Габдулла Тукай. Он сумел показать красоту татарских народных сказок, легенд в своих красивых поэтических произведениях, таких как «Коза и баран», «Шурале», «Водяная», в стихотворениях «Про козу» «Деревенские колыбельные песни-чаяния» и др. [16].

Параллельно шло изучение фольклора тюркских народов. Например, работа И. Березина связана c сравнением пословиц и поговорок тюркских народов, на основе которых доказывается сходство племен. Образцами татарской народной любовной лирики, ритуалами празднования народных, религиозных праздников знакомятся в это время и народы Западных стран, например, англичане, благодаря книге Эдварда Траси Турнерелли (Edward Tracy Tumerelli «Kazan the АпаеМ Capital of the Tatar Khans», London, 1854) [22]. На русском языке печатаются материалы исследования татарского фольклора в популярном прогрессивном журнале этого времени «Современник». Это были не только собрания сказок, пословиц, поговорок, преданий, не просто филологические исследования в области татарского фольклора, но также делался упор на использование педагогического потенциала татарского фольклора в развитии речи подрастающего поколения.. Например, была издана азбука с песнями северных татар, татарская хрестоматия. Те, кто изучал татарский язык, мог познакомиться с татарским устным народным творчеством в учебнике «Практическое руководство к изучению татарского языка» составленный Г. Махмутовым в 1857 году. Появились самоучители по татарскому языку для русских, где были упражнения по выработке навыков правильного татарского произношения при помощи татарских песен (без вставления гласных знаков). Белее того, для обучения татар правильному русскому произношению были изданы книги с русскими баснями (с вставлением гласных звуков).

Особое значение в этот период сыграли труды Каюма Насыри, татарского просветителя XIX века, который сделал много для того, чтобы татарский фольклор использовался учителями, родителями в обучении родному языку, в развитии речи, в воспитании нравственных качеств у детей. Его полное имя Габдулкаюм Габделнасырович Насыров. Он родился недалеко от Казани в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии в 1825 году. Сначала он получил образование в медресе (школа при мечети) в своей деревне, затем продолжил учебу в медресе Казани, после окончания которого был приглашен в Казанское духовное училище преподавать татарский язык. Каюм Насыри в течение более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, истории и другим отраслям науки. Он был истинным ученым, который горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития. В 1879-1884 гг. Каюм Насыри пишет одно из самых объемных своих произведений «Плоды собеседования о литературе». Сначала под названием «Сорок садов» он издает сокращенный вариант этого произведения, а потом полный. В этой книге освещаются вопросы, имеющие прямое отношение к жизни людей, даются советы, как поступить в той или иной проблемной ситуации. Каждый поднятый вопрос иллюстрируется народными пословицами и поговорками, афоризмами, баснями, новеллами и анекдотами. Каюм Насыри пишет о важности пословиц, загадок, примет в воспитании и обучении подрастающего поколения. Татарский просветитель выезжал в деревни для сбора материала по истории, памятникам культуры и устного народного творчества и на этой основе создал произведения о прошлом татарского народа, популяризировал его культуру. При составлении учебников по татарскому языку он широко использовал те жанры татарского фольклора, которые обучали, воспитывали, развивали подрастающее поколение: сказки, песни, легенды и предания. Каюм Насыри занимался переводом на русский язык популярных татарских сказок. Он опубликовал много работ об обычаях и традициях татарского народа. Его книги до сих пор читаемы и любимы как детьми, так и взрослыми, на них обучались многие поколения. Фольклорные жанры татарского народа, собранные ученым, заложили основу для развития татарской детской литературы.

Начало XX века не ослабило внимание к татарскому фольклору со стороны филологов, педагогов, этнографов. После октябрьских событий 1917 года был создан Научный центр при Татанаркомпроссе, в котором начинается работа по изучению детского фольклора. В журнале «Магариф» («Образование») в 1928 году публикуется статья Гумера Тулумбайского «Проблемы детского фольклора», где писатель анализирует виды и жанры детского фольклора и призывает изучать и собирать детский фольклор. С 20-х годов XX века изучению и сохранению детского фольклора способствовали труды писателей А. Ахмета, Г. Баширова, Н. Исанбета, Ш. Маннура, М. Садри, А. Шамова, Г. Талымбая, X. Ярми и др. В последующие годы работа по изучению детского фольклора была связана с именем известного писателя и фольклориста-ученого Наки Исанбета [6]. Наки Исанбет с юных лет, учась в медресе, проявлял интерес к народному творчеству. Он собирает, затем классифицирует и издает трехтомник «Татарские народные пословицы», книгу «Татарские народные загадки», сборник по татарскому детскому фольклору, который был издан в 1941 году. В середине XX века благодаря его усилиям издаются книги «Малыши радуются» и «Мир детей». В этих книгах

заключено более 800 произведений детского фольклора. В них Наки Исанбет представляет первый опыт по классификации жанров, высказывает свои мысли о проблемах детского фольклора.

Внимание к детскому фольклору особенно возросло в последние десятилетия XX века. В той или иной мере вопросы детского фольклора наши отражение в трудах И. Надирова, Х. Гатиной, Р. Мухаметзянова, А. Абдуллина, М. Нигметзянова, Х. Курбатова, Р. Уразмановой, Р. Кукушкина, Р. Ягфарова [21] и других ученых. Из программ по татарскому языку не исчезли жанры татарского фольклора, учащиеся знакомились с ними через произведения татарских писателей, через отрывки устного народного творчества. Кроме того, татарские писатели, педагоги продолжили дело великого татарского просветителя Каюма Насыри по переводу жанров татарского фольклора на другие языки. После Великой Отечественной войны создается Институт изучения татарского языка, где накапливается весь материал по татарскому фольклору. Работа ведется в течение продолжительного времени. Результатом этой работы явилось издание 12-томника татарского фольклора (1976 - 1988 гг.), куда вошли более 16000 сказок, более 60 дастанов, 600 легенд и мифов, 1300 анекдотов, 100 тысяч коротких песен, около двух тысяч историй, песен, более нескольких тысяч игр, пословиц и поговорок, прибауток, считалок и т.д. [2], [5], [14], [15].

Выводы. Несмотря на то, что был собран огромный материал по татарскому фольклору, школьные программы по родному (татарскому языку и литературе) не сразу были обогащены произведениями устного народного творчества. В настоящее время идет интенсивное включение татарского детского фольклора в школьные программы, в учебники по татарскому языку. В Республике Татарстан два официальных языка: русский и татарский. Более 100 национальностей мирно проживают на территории республики. Дети с первого класса начинают знакомиться с жанрами фольклора, начиная с обучения произношению, где большую помощь оказывают считалочки, песенки, рифмовки, пословицы, поговорки, кончая обучением чтению, пересказу, письму, где в качестве текстов берутся татарские сказки. Конечно, нельзя объять все. Исторический анализ и изучение педагогической ценности устного народного творчества является задачей нашего дальнейшего исследования.

Литература:

1. Абдуллин А.Х. Тематика и жанры татарской дореволюционной песни / Вопросы татарской музыки // Сб. науч. Работ под редакцией Я.М. Гиршмана. - Казань, 1967. - с. 3-80.

2. Антология татарской поэзии. - Казань: Таткнигоиздат, 1956. - 606 с.

3. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. - Иркутск, 1930. - 233 с.

4. Галимуллин Р.Т. Башкирская протяженная песня (юго-восточная традиция): Автореферат дис. канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 2002.

5. Идегей: Татарский народный эпос / перевод С. Минкина. - Казань: Татар. Кн. Из-во. 1988. - 388 с.

6. Исанбет Наки С. Татарские народные пословицы. В трех томах. Том 1. На татарском языке. Издание первое. - Казань: Татар. Кн. Из-во. 1959. - 916 с.

7. Казанские татары, в статистическом и этнографическом отношениях. Сочинение действительного статского советника К. Фукса (недоступная ссылка). - Казань: Университетская типография, 1844. — 131 с.

8. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л.: Прибой, 1928. - 222 с.

9. Каримуллин А.Г. Татарский фольклор 1612-1981 гг.: В 2 ч. / Аннотир. указ. лит. - Казань, 1993. - 134 с.

10. Катанов И.Ф. Исторические песни Казанских татар / Н.Ф. Катанов - Казань: Типография императорского университета, 1899. - 36 с.

11. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань: Тат. Кн. издательство, 1977. - 254 с.

12. Мухаметзянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием в прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Автореф. дисс. Кан. Пед наук. -Уфа, 1995. - 20 с.

13. Надиров И.Н. К вопросам классификации и жанровых особенностей татарской народной песни // Итоговая научная сессия Казанского института языка, литературы и истории АН СССР - Казань, 1964. -С. 32-34.

14. Поэтика татарского фольклора. - Казань, 1991 - 110 с.

15. Садиков М.Р.....звучит лишь письмена (Татарский фольклор периода Казанского ханства в русских

исторических источниках) - Казань, Дом печати, 2006, - 128 с.

16. Тукай Г. Народная литература / Г. Тукай, Избранное /Г. Тукай. пер. Ф. Валееваой. - М., 1975 - 320 с.

17. Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа - Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 312 с.

18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968, 557 с.

19. Хакимзянов Р.Ф. Исторические песни в татарском фольклоре. - Казань: ИЯЛИ, 2017. - 172 с.

20. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. - Казань, 1983. - 320 с.

21. Чумарова Л.Г. Фольклор как средство этнопедагогики / Л.Г. Чумарова, Е.А. Беляева, О.А. Николаева // Проблемы современного педагогического образования. Сб. науч. трудов. - Выпуск 56. (8) -Ялта: РИА ГПА - 2017. - С. 280-288

22. https://books.google.is/books?id=D_6Oo2lJ2mUC&hl=tr&source=gbs_navlinks_s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.