Научная статья на тему 'НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОСЕТИН'

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОСЕТИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОКИКА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ФОЛЬКЛОР / МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС / ЭТНОГРАФИЯ / FOLK PEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGY / FOLKLORE / MORAL CODE / ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магкиева М.В.

Статья посвящена народной педагогике осетин. В статье рассматривается понятие этнопедагогики. В статье рассказывается о влиянии патриархальной семьи на подрастающее поколение. Большое влияние на формирование личности оказывал фольклор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSSETIAN FOLK PEDAGOGY

The article is devoted to the popular Ossetian pedagogy. The article discusses the concept of ethnopedagogy. The article describes the influence of the patriarchal family on the younger generation. A great influence on the formation of personality had a folklore.

Текст научной работы на тему «НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОСЕТИН»

Издательский центр «Академия», 2015. — 176 с.

6. Егоров И.С., Букреев А.В. Искусственный интеллект: от истории к современности. // «VIII INTERNATIONAL CORRESPONDENCE SCIENTIFIC SPECIALIZED CONFERENCE «INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE TECHNICAL SCIENCES, MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE»». 2018. С. 7-9.

УДК: 37.03

Магкиева М.В. студент 3 курса магистратуры факультет «Педагогическое образование.»

Северо-Кавказский Федеральный университет

Россия, г. Ставрополь НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОСЕТИН.

Аннотация:

Статья посвящена народной педагогике осетин. В статье рассматривается понятие этнопедагогики. В статье рассказывается о влиянии патриархальной семьи на подрастающее поколение. Большое влияние на формирование личности оказывал фольклор.

Ключевые слова: народная педагокика, этнопедагогика, фольклор, моральный кодекс, этнография

Magkieva M. V.

Student 3 course, magistracy Faculty "Pedagogical Education " North Caucasus Federal University

Stavropol

OSSETIAN FOLK PEDAGOGY.

Annotation:

The article is devoted to the popular Ossetian pedagogy. The article discusses the concept of ethnopedagogy. The article describes the influence of the patriarchal family on the younger generation. A great influence on the formation of personality had a folklore.

Key words: folk pedagogics, ethnopedagogy, folklore, moral code, ethnography

Передача подрастающим поколениям понятий о нравственных идеалах, взглядах, опыта нравственного воспитания особенно актуализируется в наши дни, и решать эту задачу призваны учёные и образовательная система. В связи с этим всё чаще звучит тема духовного богатства этносов.

Рассматривая само понятие «народная педагогика», хотелось бы сразу отметить его отличие от термина «этнопедагогика».

Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально -этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. 41

Таким образом, народная педагогика - это предмет изучения этнопедагогики и включает в себя следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики и др.

В системе воспитания осетинская народная педагогика первостепенное значение всегда придавала умственному развитию детей и считала его показателями такие качества, как сообразительность, смекалка, гибкость ума. Высшей степенью усвоения знаний считалось уметь применить их на практике, при этом пропагандировались такие методы умственного воспитания, как рассказ, объяснение, беседа, показ, наблюдение, проверка и оценка знаний. Осетины веками вырабатывали свои приемы воспитания детей, которые аккумулировались в обычаях, традициях, привычках и навыках. Поэтому нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения было предметом особой заботы осетинского общества. У осетин издревле существовали своя «мораль», «нравственность», отображенные в их моральном кодексе «аефсарм», который означал не только систему правил и норм поведения, но и волевые качества, эмоции и чувства, которые связаны с соблюдением благопристойности в поступках и отношениях между людьми. 42 Нормы «аефсарма» предполагали воспитание у молодежи таких чувств как любовь к родине, дружбы и уважения к другим народам, почтительное уважение к старикам, женщинам, чувство собственного достоинства, гостеприимство и т.д.

Осетинская народная педагогика в качестве важнейших задач в нравственно-эстетическом воспитании выделяла следующие: развитие у детей способности к этическому и эстетическому восприятию окружающей действительности, пониманию красоты, различение прекрасного и

41 Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999г. С.17

42 Калоев Б. А. Осетины. Историко-этнографическое исследование.- М., 2004г. С.77

безобразного, трагического и комического в поведении людей. В этом она опиралась на семейное воспитание. Азбуку нравственности дети постигали в семье.

В истории осетинского народа следует выделить большую патриархальную семейную общину и малую индивидуальную семьи. Воспитание детей в каждой из этих типов семей имело свои особенности. Вплоть до начала XX века (у осетин дольше, чем у других северокавказских народов) господствовала большая семья или семейная община, состоящая из нескольких поколений кровных родственников. Её отличала общность экономических и духовных интересов. В такой семье существовала строгая иерархия: подчинение младших старшим - «хагдзары хицау» (глава семьи, старший мужчина) и аефсин (хозяйка, старшая женщина), которые представляли семью перед обществом, заведовали всем хозяйством семьи, распределяли все роли по хозяйству и по воспитанию детей. 43 Все дети в такой семье находились в равноправном положении. До 6 - 8 лет воспитанием детей обоих полов занимались только женщины, а после -мальчики переходили в ведение мужчин, где приучались к земледельческим и скотоводческим ремеслам. Девочки же оставались с женщинами для постижения азов всей работы по дому. В 15 - 16 лет по окончании обучения и воспитания у юных горцев наступало совершеннолетие.

С увеличением численности семьи, по экономическим и другим причинам большие семьи стали делиться на дочерние - большие и малые семьи. В начале XX века семейная община постепенно уступает место другому типу семейных отношений - малой семье, которая уже состояла из одного поколения родителей и их детей. Иной состав семьи менял её распорядок жизни, условия существования. Здесь уже не было такого четкого разделения труда. Все виды хозяйственных работ выполнялись мужем и женой совместно, пока не подрастали дети. Мужчина выполнял все хозяйственные работы вне дома, женщина - по дому. Взаимные отношения в такой семье были более теплыми, т.к. в ней уже между супругами и их детьми не наблюдался обычай избегания, как то имело место в большой семье. Но все же моногамная семья до конца не освободилась от патриархальных условий, которые были свойственны для пережиточной формы семейной общины. Но, несмотря на это, и большие, и малые семьи играли позитивную роль в воспитании подрастающего поколения. Обычаи и традиции, существовавшие в этих семьях, являлись не только регулятором, но и транслятором осетинской культуры. Так каждое новое поколение наследовало от предыдущего опыт и знания веками накопленные народом.

Но воспитание осетинской молодежи происходило не только в семье, но и вне её и называлось общественным. Примером такого воспитания может служить институт аталычества. Положительную сторону этого

43 Джелиева З.Т. Система народного воспитания осетин: диссертация кандидата педагогических наук. -Владикавказ, 2002. С.46

института многие исследователи видели в том, что посредством аталычества происходил обмен духовными ценностями между различными социальными слоями горских народов, а также оно способствовало и укреплению межнациональных связей. Отрицательные же стороны этой системы воспитания заключались в том, что ребенок был оторван от родителей и, естественно, это нередко приводило его к отчуждению с кровными родственниками. В истории осетинского народа аталычество утратило свою воспитательную значимость уже в начале XX века. 44

Другим социальным институтом, существовавшим у всех северокавказских народов, в том числе и у осетин, было гостеприимство. Гостеприимство у горцев-осетин также являлось священным обычаем, возникшим в период родового строя и регламентировавшим правила общения между собой. Издревле оно было пронизано духом дружбы и способствовало сближению людей всех национальностей. Данный обычай играл важную роль в международном и межнациональном общении людей на протяжении многих веков и тысячелетий. Каждый горец считал себя обязанным торжественно принимать и оказывать всяческие почести гостю, даже если он являлся врагом семейства. Детей учили не только правилам приема гостя, но и поведению в гостях. Они с ранних лет, участвуя вместе со взрослыми в приеме гостей, постигали народный осетинский этикет.

Институт куначества принадлежал к числу лучших народных традиций. Верность куначескому долгу, дружбе высоко ценились горцами, неверность считалась подлостью. Поэтому куначество являлось важнейшей школой жизни для подрастающего поколения. Уже с раннего возраста дети постигали мудрость осетинского этикета. учились прислуживать гостям, при этом слушали сказки и песни, рассказы и сказания народных певцов и таким образом знакомились с богатством народного творчества, что способствовало сохранению и обогащению осетинского фольклора.

Опыт народного воспитания, заключённый в фольклоре, накапливаемый веками и тысячелетиями, был и остаётся важнейшим источником развития народной педагогики осетин. Так, к примеру, сказка -один из видов национального искусства, художественное творение народа, в котором запечатлена его многовековая история. Истоки этого жанра уходят в древнейшую эпоху. Бытуя в течение многих столетий, она, как популярный и динамичный жанр отражает во всём её многообразии жизнь народа, всю систему его нравственных ценностей.

Как основной фольклорный жанр, сказки представляют собой эпические, преимущественно прозаические художественные произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел и счастливый конец. Слушая рассказы стариков, дети проходили своеобразную домашнюю школу, усваивали наследие народного творчества, знакомились с историей и генеалогией рода, племени. Используя сказки в

44 Калоев Б. А. Осетины. Историко-этнографическое исследование.- М., 2004. С.35

воспитательных целях, горцы-осетины стремились передать детям свой жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, составляющие основу нравственного кодекса воспитания молодёжи. А если случалось, что кто-нибудь из молодых нарушал нормы и правила поведения, предусмотренные горским этикетом, старшие начинали рассказывать сказки, в которых осуждались нравственные пороки

Сказки осетинского народа имеют много общего со сказками северокавказских народов: балкарцев, карачаевцев, адыгов, ингушей и чеченцев, народов Дагестана, а также и с русскими сказками. В них прослеживается схожесть сюжетов, образов и характеров, утверждаемых нравственных норм, правил и заповедей.

Особое место в осетинской народной педагогике отводится умственному развитию детей, определяющему их место в жизни. Умственное воспитание - это основа для всестороннего и гармонического развития и подготовки подрастающей поколения к жизни. Уровень воспитанности молодого человека определяли по отношению к старшим и женщинам. Конечно же, осетинами много внимания уделялось методам и средствам нравственного воспитания. К таким средствам народная педагогика относит различные виды деятельности, традиции, обычаи, сказки, легенды, предания, песни, труд, игры и др., а также совокупность предметов, произведений материальной и духовной культуры.

Важно сказать и о трудовом воспитании осетин, оно было венцом всей системы народного воспитания, потому что народная мудрость труд человека рассматривает как источник его жизни и богатства, облагораживающего его как личность, с богатыми разносторонними связями и отношениями. Идеал личности невозможно представить без физической закалки детей, воспитания у них выносливости и трудолюбия. Поэтому осетинская народная педагогика ставила комплексные задачи физического воспитания ребят. В них входило: укрепление здоровья, воспитание выносливости, быстроты, ловкости, формирование волевых качеств и умений.45 Одним из средств физического воспитания являлось народное творчество, состоящее из легендарного нартского эпоса, песен, сказок, пословиц, которые подчеркивали красоту физически развитого человека и нацеливали молодежь на её достижение. Основными средствами физического воспитания детей и юношества у осетин являлись разнообразные игры на свежем воздухе, все возможные состязания по различным видам физических упражнений, а также физический труд. Популяризации физического развития помогали народные празднества, в ходе которых молодежь показывала хорошую физическую подготовку. На праздниках проводились различные спортивные состязания: в верховой езде,

45 Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике : диссертация кандидата педагогических наук. - Владикавказ, 2001. С.64

кулачном бою, стрельбе, танцам, пению и т.д. Целью праздников было выявление наиболее сильных, метких, ловких юношей. Программа проводимых на них соревнований отражала требования народного воспитания, побуждала молодежь все время находиться в хорошей физической форме, развивать свои физические способности.

Нельзя обойти стороной и тему нравственных идеалов женщин и мужчин Осетии.

Женщина-горянка была наделена универсальными чертами личности, в том числе высокой нравственностью. Критерием нравственности «красавицы» женщины-горянки считалась женственность, обаятельность, скромность, гостеприимность. Непременным атрибутом женской красоты считались длинные волосы на голове, заплетённые в две косы, извивающиеся по спине и доходящие почти до колен, она должна была быть трудолюбива и искусна во всех домашних работах. 46

Идеальный образ женщины-горянки красной нитью проходит через весь нартовский эпос, а образ Сатаны стал собирательным образом мудрой и обходительной женщины. «Сатана выступает как мать и хозяйка не только в узком кругу семьи, но и для всего племени. Когда нартов постигает голод, Сатана открывает гостеприимные двери и из сделанных ею запасов угощает народ, от мала до велика». «Не фсин - Сатана» («Наша хозяйка - Сатана»), гласит осетинская пословица. Это есть высшая похвала достоинств женщины в устах осетина.

Что же касается «настоящего джигита», достойного человека, то это — ещё более развёрнутая программа формирования личности. «Настоящий джигит», «достойный человек» представляют собой обобщённую систему положительных черт идеала совершенной личности осетин.

Таким, например, в героическом нартском эпосе осетин, «достойным человеком», «лучшим из лучших (идеалом) был признан Батрадз, которому достались три сукна. Первое сукно ему досталось за мудрость и отвагу, второе - за воздержание в пище и питье ронга. Третье сукно предназначалось тому, кто от рождения и до конца жизни своей как бы тяжело не сложилась судьба его, со славой и честью пронёс имя человека и тому», «кто из молодёжи нашей больше всего благородства проявил по отношению к женщинам и наиболее снисходителен был к жене своей»47

Итак, говоря об особенностях народной педагогики осетин, можно с уверенностью сказать, что осетины, как и другие народы Кавказа, имели свою самостоятельную культуру воспитания подрастающего поколения, обеспечивающую всестороннее развитие, подготовку молодежи к жизни и труду, к защите родины. Эта самобытная система воспитания умственного, нравственного, трудового и физического складывалась в процессе

46 Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. - Нальчик, 1999г. С.57

47 Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Нарты. Осетинский героический эпос.- М., 1990. С.171

многовековой деятельности осетинского народа и потому сыграла важную роль в становлении и развитии национальной педагогики, что на данном этапе развития системы образования приобретает особое значение, отвечая общественно-политическим запросам в области образования.

Использованные источники:

1. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Нарты. Осетинский героический эпос.- М., 1990;

2. Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике : диссертация кандидата педагогических наук. -Владикавказ, 2001;

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999;

4. Джелиева З.Т. Система народного воспитания осетин: диссертация кандидата педагогических наук. - Владикавказ, 2002;

5. Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. - Нальчик, 1999;

6. Калоев Б. А. Осетины. Историко-этнографическое исследование.- М., 2004.

УДК 001.201

Максименко К.Н. студент магистратуры 3 курса факультет "Юриспруденция " Астраханский государственный университет

Россия, г. Астрахань

АГЕНТСКИЕ РИСКИ

Аннотация:

В статье рассматривается такой агентский риск, как отсутствие в договоре условий о выплате НДС одной из сторон. Если из договора и обстоятельств, возникших до его заключения, не следует, что вознаграждение агента не включает НДС, суд может признать, что оно согласовано с учетом налога.

Ключевые слова: агент, принципал, НДС, договорные обязательства.

Maksimenko K.N. master's student 3rd year, faculty of Law " Astrakhan state University Russia, Astrakhan

AGENCY RISKS

Annotation:

The article deals with such Agency risk as the absence in the contract of conditions for the payment of VAT by one of the parties. If it does not follow from the contract and the circumstances that arose before its conclusion that the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.