подходов и тонких, ненавязчивых механизмов включения всех студентов в медиапродуктивную деятельность. Для решения пока ещё сложной на современном этапе задачи подготовки медиакомпетентного специалиста необходим поиск новых концепций, подходов в образовании, способов взаимодействия соци-
окультурных институтов (медиа и образования), которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, профессиональной, духовной, художественной и т.д. жизни формирующегося специалиста сегодняшнего дня в едином медиаобразователь-ном пространстве.
Библиографический список
1. Альварес Н.Л. Медиаобразование и межкультурные коммуникации: от виртуальных проектов - к реальным результатам // Медиаобразование. 2006. № 2. С. 21 -27.
2. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 49 с.
3. Зазнобина Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым. Вып. 1. М., 1999.
4. Запорожец А.В. От идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития. История и персоналии науки // Науки о детстве и современное образование. М., 2005. 184 с.
5. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 48 с.
6. Иванова Л.А. Коадаптация медиа- и образовательного пространства - залог успешного решения проблемы пространственной лакунарности в высшем профессиональном образовании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. Т. 6. № 2. С. 38-44.
7. Иванова Л.А. , Григорьева И.В. Проблема систематизации научной терминологии педагогики (на примере медиаобра-зовательного пространства) // Мир науки, культуры и образования: междунар. науч. журнал. Горно-Алтайск. 2009. № 2 [14]. С. 158-164.
8. Иванова Л.А. Медиаобразование: взгляд в будущее // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. URL:
http://md.islu.rU/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_ivanovoyy_l.a._1 8.05.11_0.pdf
9. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в ме-диасреде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 49 с.
10. Усов Ю.Н. Аудиовизуальное образование современного школьника // Проблемы современной кинопедагогики. М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1993. С. 34-40.
11. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. С. 3.
12. Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С. 149-158.
13. Фромм Э. Человек для себя. М.: Изд-во В.П. Ильин, 1997. 416 с.
14. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления) // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 28.
15. Шариков А.В. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
16. Хлызова Н.Ю. Научно-исследовательская работа кафедры педагогики ИГЛУ в проблемном поле медиаобразования // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2008. С. 47-54.
17. Хлызова Н.Ю. Медиаобразование и медиакомпетент-ность в эпоху информационного общества в образовании // Вестник Томского государственного университета. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 1. С. 188-192.
УДК 37.018.1(091)
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРАДИЦИОННОЙ ОСЕТИНСКОЙ СЕМЬЕ
л
Г.Х. Джиоева1
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Статья посвящена актуальной проблеме, затрагивающей этнопедагогические пласты осетинской традиционной культуры воспитания, ориентированной на возрождение традиционных ценностей, имеющих огромное общечеловеческое значение. Отслежена половозрастная специфика воспитательного процесса. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: этнопедагогика; семейная педагогика осетин; половозрастная специфика воспитания; семейные традиции и обряды осетин.
FEATURES OF CHILDREN UPBRINGING IN TRADITIONAL OSSETIAN FAMILY G.Kh. Dzhioeva
North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, 46 Vatutin St., Vladikavkaz, 362025.
The article is devoted to the urgent problem affecting ethnopedagogical layers of the Ossetian traditional culture of up-
1Джиоева Галина Хазбиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, e-mail: bekoevamarina@mail.ru
Dzhioeva Galina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, e-mail: bekoevamarina@mail.ru
bringing focused on the revival of traditional values of great universal significance. Age-sex specificity of the educational process is monitored. 8 sources.
Key words: ethnopedagogy; Ossetian family pedagogy; age-sex education specificity; Ossetian family traditions and ceremonies.
История педагогической мысли показывает, что целый ряд выдающихся педагогических исследований основан на анализе народных традиций воспитания. Выдающийся педагог Я.А. Коменский обосновал принцип сообразности обучения и воспитания с природой (макромир) и с природой ребенка (микромир), а также сформулировал целую систему воспитания в семье. Идеи К.Д. Ушинского связаны с педагогическим гением народа.
Традиционная педагогика осетинского народа, как и большинство воспитательных систем мира, ориентирована на формирование целостной личности. Детские обрядовые действия, как и церемонии и ритуалы в них включенные, демонстрируют, «оживляют», закрепляют связи коллектива с его историческим прошлым, потомками, с миром предков и тем самым обеспечивают существование коллектива как единого целого. В детской обрядовой системе отчетливо выражается возрастная особенность участников обряда. По традиционному мировоззрению осетинского народа, воспитание начинается до родов (уже в утробе матери) под воздействием охранительных обрядов матери и ребенка.
Начало детских обрядов осетин связано с совершением паломничества к святым местам женщинами, ждущими детей или не имеющими их. Осетинки-христианки посещали Мады Майржмы дзуар - святилище Матери Марии. Святилище Богородицы в виде холмика, камня, деревянного сруба было в каждом осетинском селении. Наиболее посещаемые из них были: Зруджы Мады Майржмы дзуар (святилище при Зругском храме XI—XII веков), Рекомы Мады Майржмы дзуар, которое находилось в Алагирском ущелье, близ мужского святилища Реком, Хозиты Мады Майржмы дзуар, находившийся в Моздоке. Паломничество к святым местам совершалось в августе.
При деторождении использовались народные методы родовспоможения, сопровождающиеся религиозно-мистическими приемами, призванными облегчить роды. Молились Всевышнему, Богородице. Совершались определенные действа, оберегающие роженицу от отрицательной энергии, от «дурного глаза», от «плохой ноги», другого негатива. Для безопасности новорожденного и роженицы использовали различные виды оберегов: нож, различные амулеты, у мусульман — Коран и т.д. Приглашали к ним женщину, родившуюся в день св. Тутыра (Федора); считалось, что у этого святого есть чудесное свойство отводить «дурной глаз». И в дальнейшем предпринимались всевозможные меры предосторожности. Многие обыденные действия также приобретали ритуальный, обрядовый характер: в воду для первого купания бросали щепотку соли, что-нибудь железное; воду выливали в определенное время в определенное место. В разных местностях ребенка заворачивали в пеленки разного цвета
и т.д.
Через несколько дней после рождения ребенка проходил обряд его укладывания в колыбель. Он носил характер приобщения новорожденного к семье, отдачи его под покровительство Небесного Сафа. Этот обряд проводила свекровь невестки или уважаемая всеми многодетная мать. В этой связи В.Ф. Миллер отмечал, что в очень недавние еще времена осетины, укладывая своих детей в колыбель, отдавали их под покровительство небесных сил со словами: «Сафа, помилуй моих детей, укрепи их жизнь твердой силой, навсегда храни их от нечистых и злых сил» [6, с. 222].
Следующим способом обезопасить ребенка при его появлении на свет являлось надевание на него рубашки, сшитой из семи лоскутков, взятых у семей, где дети рождались живыми и здоровыми. Для того, чтобы ребенок выжил, был здоровым, защищенным от нечистой силы, народ выработал определенные действия, имеющие также значение оберега. Например, в Дигорском ущелье, прежде чем уложить ребенка в колыбель, туда же помещали кошку, якобы для того, чтобы её живучесть передалась ребенку. Или, например, считалось недопустимым качать пустую колыбель, переносить ребенка через ее перекладину и многое другое.
В день укладывания ребенка в колыбель или спустя одну-две недели совершался обряд наречения именем. В честь этого семья устраивала большое угощение. Народ верил в то, что имя может оказать влияние на судьбу человека. Считалось, что преимущественное право дать ребенку имя имеет счастливый, уважаемый всеми человек, чья семья жила по законам нравственности, чьи дети отличались трудолюбием, благопристойностью и другими качествами совершенного человека.
Наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи, рода, народа считалось формой сохранения потомками добрых черт предшественников [2, с. 54]. Показательны имена, которые давали осетины новорожденным. Так, первую группу составляют «магические имена», или «имена-благопожелания», такие как Цжрай (Живи), Фжрныг (Благодатный), Ужздинцж (Благонравная), /хсар (Отважный), Уарзет (Любите её) и др. Стремление народа видеть в своих детях черты идеальных героев: представителей рода, различных фольклорных героев — также отразилось в имянаречении осетин. Любая семья старалась давать детям имена своих отличившихся предков, идеальных героев нартовского эпоса: Уырызмага, Сослана, Батраза, Ацамаза, Сатана. Эта следующая активно используемая народом группа имен. К ней примыкают и топонимические собственные имена — Эльбрус, Казбек и др. В качестве защиты от «злых сил» народ использует и так называемые
«обманные имена», основанные на вере в то, что ребенок, названный Хъжвдын (Щенок), Хъжндил (Жук), Саукуыдз (Черная собака) и другими такими именами, не будет замечен злыми духами [3, с. 103].
Принятие частью осетинского народа христианской религии, другой его частью - мусульманской религии, отразилось на его жизни. Наряду с вышеназванными именами в осетинских семьях начали давать своим детям христианские (Микъала, Геор, Илас и др.) и мусульманские имена (Ибрагим, Магомет, Ха-сан и т. д.). Немалую роль в имянаречении осетин имеет и культурное влияние соседних народов. В некоторых осетинских именах присутствует адыгское «хъо» (Асжхъо, Афжхъо, Джхцыхъо) и тюркское «хан» или «бек» (Дигорхан, Зелимхан, Заурбек). Много имен заимствовано у грузин и русских. Существенная особенность осетинской антропонимики - параллельное существование официальных христианских или мусульманских и неофициальных языческих имен [3, с. 104].
Осетины особенно перед старшими и посторонними людьми не обращались к своим детям по имени. Они называли их лжппу (мальчик, юноша), чызг (девочка, девушка), хистар (старший) и другими условными именами. И сейчас в Осетии в сельской местности бытует такой порядок обращения старших к детям. Это речеэтикетное правило народа, когда-то являвшееся одним из запретов, регулирующих этническую жизнь, в особенности - отношения старших и младших в семье, ни в коей мере не демонстрирует отдаленность, отчужденность поколений. Оно имеет большое психологическое воздействие на личность, на развитие её эмоционально-нравственной сферы. Педагогическое значение такого этнического явления заключается в том, что дети, молодые люди (даже те, которые не состоят в родстве со старшими, обращающимися к ним таким образом) все время находятся в поле этнической идеологии.
Таким образом, с момента рождения ребенка семья создавала ему все условия для полноценного роста, развития, совершенствования. Все члены семьи тщательно следили за тем, чтобы он был здоров и ему ничего не навредило. Характер оберега, защиты от дурного глаза имели обряды-постриги и так называемые «развязывание языка, ног». Совершались и своего рода профилактические обряды. Ребенка относили к святилищу «Мады Майржм», и там совершался обряд катания на полотенце, полагалось, что он после этого будет спокойнее, здоровее, крепче.
Наряду с древними детскими обрядами, существовали и обряды, связанные с официальными религиями осетин - христианской и мусульманской. Уже во второй половине XIX века осетины начали крестить своих детей через несколько дней после их рождения. В селах, где была церковь, крестили в церкви, в других же селах крещение проходило дома. У мусульманской части осетин возраст, когда мальчику делали сунет, был менее определен, так как он зависел от приезда специалиста-кумыка из Дагестана [3, с. 105].
Таким образом, первый этап детской обрядности, оберегающий жизнь, дает понятие о соприкосновении
новорожденного с другими пространственными измерениями, ибо имеет трансчеловеческую структуру. Человек, воспринимая себя частью мира, воспроизводит свой мир, космос, то есть создает Вселенную в целом, которая отражается в воспитании ребенка на первом этапе жизни.
В зависимости от социального положения родителей в традиционной осетинской семье существовали различные подходы к дифференцированному воспитанию детей. Общим для различных социальных групп являлась ориентация на положительное отношение к окружающему миру, следование нравственной идеологии народа, жизненно важных традиций предков. В воспитании мальчиков большую роль играло их постоянное пребывание с взрослыми мужчинами. В общении с ними мальчики и юноши усваивали осетинский этикет, обычаи народа, знакомились с житейскими правилами, народными обычаями во время приема гостей в доме родителей. Своего рода школой жизни являлась кунацкая - специальное помещение для приема гостей. «Сын всякого горца, - писал по этому поводу И. Кануков, - а в особенности сын лица высокопоставленного в народе, проводил свое детство в кунацкой. Тут вращаясь среди гостей, он научался народным обычаям, научался уважать гостей и стариков, каковые качества характерными вполне благовоспитанного юношу» [4, с. 55].
Воспитание девочек отличалась строгостью, но никак не затворничеством, поскольку главным достоинством девушки считалось ее умение держаться в обществе. Традиционное воспитание девочек, по сути, заключалось в приобщении к ценностям, нормам, которые должны были быть присущи хорошей дочери, жене, снохе, матери, хозяйке. А неотъемлемой составляющей этих качеств было знание правил приличия этикета [8, с. 31].
Дети богатых родителей воспитывались в крестьянских семьях (аталычество), где их знакомили с обычаями и традициями народа, мальчиков обучали верховой езде, владению оружием, обращению с подданными; девочкам прививали навыки ухода за внешностью, вырабатывали у них вкус на ношение богатой одежды, обучали их ухаживать за волосами, кожей лица, рук, учили шить серебром, играть на гармони. Была и другая форма аталычества, при которой осетинские феодалы отправляли своих детей на воспитание в семьи феодалов других соседних народов (чаще всего кабардинцев), сами же брали на воспитание их детей.
Дифференцированное воспитание подростков, юношей и девушек, у осетин, как и у многих других народов, имеет большую психологическую, морально-этическую и духовно-практическую основу. За религиозной формой посвятительного ритуала видится его реальная социальная основа - половозрастное разделение труда в обществе. Ведь основополагающим принципом народного учения является воспитание реальной жизнью. Посвятительный обряд осетин знаменовал определенный рубеж в жизни юноши: он становился полноправным членом этноса и, демонстрируя силу, волю, мужество и терпеливость, важнейшие
качества труженика, защитника, брал на себя обязательство следовать всем правилам поведения, установленным предками. Личный пример уважаемой женщины (матери, бабушки) являлся одним из действенных средств воспитания девочек.
Осетины с малых лет обучали своих детей этикету взаимоотношений. На каждом этапе их развития уточнялась, конкретизировалась традиция. В соответствии с этим менялись и средства воспитания, которые ярко выражались в посвятительных обрядовых действиях. Этикетные предписания народа формировали уважение к старшим, почтительное отношение к женщине, гостеприимство. Чувство уважения, почитания стар-
ших у детей начинали воспитывать с самых ранних лет. В. Пфаф отмечал: «Внушение младшему, уважения к старшему и к своему отцу — единственная у осетин цель первоначального воспитания младенцев» [7, с. 185].
Изучение традиционной культуры осетин позволяет прийти к выводу о том, что она имеет стройную систему норм и правил, за которыми стоит нравственная идеология народа с ее важнейшими нравственными принципами, такими как вежливость, уважение, толерантность к окружающим, строгость к самому себе, почитание святынь, умеренность в еде и сне и т.д.
Библиографический список
1. Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка (конец XIX — начало XX вв.). М., 1976.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000
3. Дзуцев Г.Н., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993.
4. Кануков И. Заметки горца, 1883. Архив СОИГСИ (Фонд И. Канукова).
5. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.
6. Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // Журн. Мин. народн. просвещения, 1882.
7. Пфаф В. Народное право осетин: сб. сведений о Кавказе. Т.1. Тифлис, 1771.
8. Хадикова А.Х. Осетинский этикет. Владикавказ, 2006.
УДК 378.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
З.К. Дудиева1
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Проанализированы различные подходы отечественных ученых к проблеме интегрированного обучения, отражены основные направления, цель и специфика организации междисциплинарной интеграции в современном вузе на примере английского языка. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: интегрированное обучение; междисциплинарная интеграция; интегрированный подход; лингвострановедческий аспект.
MAJOR COURSES OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN HIGH SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS Z.K. Dudieva
North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, 46 Vatutin St., Vladikavkaz, 362025.
The article analyzes various approaches of national scientists to the problem of integrated education, reflects the main directions, the purpose and specificity of interdisciplinary integration organization in the modern university on the example of the English language. 7 sources.
Key words: integrated education; interdisciplinary integration; integrated approach; linguistic and cultural aspect.
Проблема междисциплинарной интеграции в вузе тесно связана с разработкой и внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий. Переход на качественно новый уровень в связи с внедрением многоуровневой системы высшего профессионального образования требует использования нетрадиционных форм, методов и принципов организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у студентов формируется
новый тип мышления, развивается целостное представление об изучаемом объекте или явлении, систематизируются знания, создаются оптимальные условия для формирования ключевых компетенций.
Под интеграцией (от лат. ^едгайо — соединение, восполнение, восстановление) в педагогическом процессе исследователи понимают высшую форму выражения единства целей, принципов и содержания образования, объединения в целое дифференцированных
1Дудиева Зарина Казбековна, старший преподаватель кафедры английского языка, e-mail: bekoevamarina@mail.ru Dudieva Zarina, Senior Lecturer of the Department of English language, e-mail: bekoevamarina@mail.ru