М.Н. ГОРФИНА кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института систем и методов обучения РАО*
Использование воспитательного потенциала предмета «История» во внеурочной работе с учащимися
«Надо отрешиться от мысли, что для хорошей школы нужны, прежде всего, хорошие методы в стенах класса.
Для хорошей школы, прежде всего, нужна научно-организованная система всех влияний»
А.С. Макаренко
Кардинальные изменения на рубеже веков, происходящие в общественной жизни большинства стран мира, привели не только к глобальным проблемам и острым противоречиям, но и повлекли за собой нарастание социальных и национальных конфликтов. Разрешить коллизию возможно лишь при условии поиска новых парадигм гуманистического развития, противопоставляя его культу техницизма, породившего «одномерного человека» индустриальной эпохи.
Вероятнее всего прогресс цивилизации XXI в. будет определяться интеллектуально-образовательной мощью человека, идущего по дороге знания, освященной нравственностью. Знания и нравственность будут выступать как условия общественного прогресса, а одухотворенный интеллект - способ преодоления возникающих преград на пути к этому прогрессу. Преодолеть угрозу уничтожения человечества и стремление перейти к этапу устойчивого развития возможно посредством социально-гуманитарного образования.
Социально-гуманитарное образование нацелено на изменения в сознании людей, которые приведут к новой общественно-нравственной культуре, формированию гуманитарно-ориентированной среды в общечеловеческом масштабе. Следовательно, оно способно оказать мобилизирующее содействие и обществу, и государству при решении таких первоочередных задач, как:
- исследовать и претворить в жизнь эффективные мероприятия воспитательной политики, направленные на формирование у индивида системы фундаментальных общечеловеческих ценностей, культуры межнационального общения, гуманистических принципов и научного мировоззрения;
- выработать и воплотить в жизнь результативные социокультурные технологии, направленные на формирование у школьника норм толерантного сознания и поведения, связанных с жизнью других людей, их отношениями в обществе и к обществу;
* Горфина Мария Николаевна, e-mail: [email protected]
- создать условия для повышения уровня общей образованности и воспитанности школьника, их практической реализации и востребованности обществом в процессе его социализации.
Эффективность решения задач, направленных на реализацию воспитательного потенциала, зависит от ценностных ориентиров и подходов социально-гуманитарного образования, способного критически анализировать реально существующее состояние дел, накопленных проблем и возможных перспектив их разрешения; переоценить идеологизированные, подчас мифологические устои и перейти к объективной истине и достоверной информации; обучить законам общественного развития, социальным нормам, установкам, целям, формам и способам их взаимодействия; создать условия для осмысления и представления учеником своего места в системе общественных связей, в его внутреннем мире; предоставить возможность индивиду более полно развить и реализовать свои личностные способности во всех сферах жизнедеятельности, адаптироваться на рынке труда.
Бесспорно то, что социально-гуманитарное образование начала третьего тысячелетия должно строиться с учетом уникальности России как евразийской цивилизации, современных тенденций в развитии мировой цивилизации и достижений отечественного и мирового уровня социально-гуманитарных знаний.
Во главу угла социально-гуманитарное образование ставит формирование у школьника ключевых компетенций, отбор которых зависит от того, что он ценит и что считается важным внутри общества с точки зрения индивидов, групп, институтов. Поэтому вечные вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» не только не утрачивают своей актуальности, а приобретают особую остроту, особенно в аспекте социально-гуманитарного знания.
Вне сомнения, школа представляет собой мини-копию страны с ее многонациональной средой, поэтому все глобальные проблемы находят здесь свое зеркальное отражение и преломление. Ученическая среда характеризуется преобладанием коллективного образа мышления, потенциально высокой активностью и быстротой восприимчивости к нововведениям. Следовательно, очень важно направить энергию школьников в правильное русло и сформировать положительный образ «героя своего времени».
Все же обучение становится инструментом воспитания только тогда, когда знание хорошо понято и активно усвоено. Именно тогда оно побуждает к рефлексии, оценочным мнениям, модифицируясь в новые качества личности. Поскольку современная наука многогранна в интерпретации понятия «воспитание», различные подходы к его объяснению позволили сделать ряд концептуальных выводов.
- Воспитание, являясь неотделимым компилирующим звеном единого образовательного процесса - целенаправленный процесс
социализации личности, который обеспечивается профессионально подготовленными кадрами.
- Содействие полноценному развитию индивида в неповторимости его облика путем приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях является сутью современного понимания воспитания.
- Воспитательный процесс - это интерактивный процесс, который должен строиться с учетом стремлений и характерных личностных проявлений подростков, а также специфики личностно значимой для них микросреды.
Современные реалии школьной жизни свидетельствуют о том, что проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро, так как главным аспектом воспитания считается социальная ориентация индивида в соответствии с «запросом» общества, в котором ему приходится жить.
Обучение и воспитание - целостный, системный процесс. Оптимизация обучения способствует совершенствованию воспитания и, напротив, корригирование воспитания приводит к повышению эффективности учебного процесса. Обладая такими личностными качествами, как ответственность, дисциплинированность, самоорганизованность, креативность, чувство долга, ученик добьется более значительных успехов в жизни по сравнению с тем, кто этими качествами не обладает.
В связи с этим образовательная цель теперь заключается в переходе от сугубо знаниевой подготовки школьников к целостной и системной работе по обеспечению условий для их дальнейшего самоопределения и самореализации. Ключевая роль в достижении этой цели возложена на гуманитарные науки, которые ЮНЕСКО объявил науками XXI в. Более того, один из основных принципов российской государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования1, направленный, с одной стороны, на преодоление одномерности специального образования, задаваемого профессиональной подготовкой, с другой - стремление заложить у школьника основы гуманистического мировоззрения.
Неслучайно первую строку в составе своей предметной области, определенной Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, занимает учебный предмет «История», результаты изучения которого отражаются при формировании:
• основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества;
1 См.: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3.
• применения базовых исторических знаний, умений и навыков искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способность определять и аргументировать своё отношение к ней;
• важнейших культурно-исторических ориентиров для миропонимания и познания современного общества на основе изучения опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений и современных глобальных процессов;
• потребности уважения исторического наследия народов России, восприятия традиций исторического диалога, сложившегося в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском
1
государстве1.
Однако в рамках урока невозможно осуществлять в полном объеме оба процесса: процесс обручения и процесс воспитания. Такую возможность дает внеурочная работа с учащимися.
Представляется целесообразным акцентировать внимание на значении понятия «внеурочная работа», что дословно - деятельность, производящаяся сверх или помимо уроков, положенного,
о
установленного времени, оговоренных условий2. В данном случае оговоренными условиями будут являться ее добровольность, необязательность посещения всеми учениками класса, разновозрастный состав, неограниченность временным пространством. Самое главное во внеурочной работе то, что она способствует более полному развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, а учитель при этом обладает достаточной свободой в выборе организационных форм и методов содержания этой работы.
Внеурочная работа обладает рядом специфических черт, которые делают ее всегда привлекательной для школьников всех возрастов и во времена любых общественно-политических преобразований. Суть в том, что содержательный компонент ее освобожден от идеологических загрузок, а определяется учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся, региональными особенностями, событиями и проблемами, которыми живет родной край, страна, человечество.
Приоритетными направлениями внеурочной работы является раскрытие для ученика перспективы самостоятельных научных исследований, изучение недоступных в школьных условиях различного рода источников, посещение особо почитаемых и памятных мест, экспозиций, встреч с интересными людьми, совершение собственных исторических мини-открытий и т.д.
1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, http://standart.edu.ru
2 См.: Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.
Внеурочная работа по истории решает те же задачи, что и учебный предмет, т.е. напрямую связана с общими целями школьного исторического образования. Она органично продолжает уроки истории там, где учитель и ученики не ограничиваются «Стандартом», программой и учебником, видят и стремятся познать историю глубже и вокруг себя. Приоритетными задачами внеурочной работы по истории являются следующие.
В сфере формирования личностных характеристик:
• формирование базовых общенациональных ценностей, национальных, этнических, духовных традиций и эстетических потребностей;
• укрепление принятых в обществе нравственных и моральных норм поведения и представлений о добре и зле, позитивной самооценке и самоуважении;
• развитие трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении результата, способности к преодолению трудностей;
• умение осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать собственные нравственные обязательства, давать критическую оценку своим и чужим поступкам;
• умение вырабатывать моральный смысл учения, потребности непрерывного образования и самовоспитания.
В сфере формирования социальных характеристик:
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию прошлого, ответственности за его сохранность;
• осознание своей этнической принадлежности, знание своей родословной, культуры своего народа, малой родины в историко-культурном наследии народов;
• развитие информативных способностей учащихся, практических и коммуникативных умений.
В сфере формирования семейных характеристик:
• формирование осознанного и уважительного отношения к семье как к главному социальному институту российского общества;
• воспитание осознанного, почтительного и заботливого отношения к родителям, людям старшего поколения и младшим;
• усвоение культурно-исторических и этнических традиций российской семьи и семейного уклада народов России.
Результаты организации внеурочной работы по истории будут эффективны при условии:
- расширения и обновления знаний об исторической науке, приобретаемых учащимися на уроках из разнообразных источников информации, развития их познавательной активности;
- распространения опыта творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности школьников;
- использования регионального компонента для получения новых знаний краеведческого характера;
- обучения основам ораторского искусства в приобретении учащимися опыта публичных выступлений, коммуникативных способностей;
- создания атмосферы творческого поиска, доброжелательности, взаимодоверительных отношений у всех субъектов образовательного процесса, мотивации на внеурочную работу.
Виды деятельности и формы внеурочной работы в каждом образовательном учреждении, классе осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей и потребностей школьников и их родителей. Педагог вправе сам составлять программу внеурочной работы, варьировать ее содержание по своему усмотрению, исходя из запросов участников образовательного процесса.
Несмотря на разнообразие форм внеурочной работы по истории (см. табл. 1) цель у них одна - развить у школьника интерес к истории, активизировать его познавательную деятельность, сформировать личностные качества гражданина и патриота своей страны в процессе социализации.
Таблица 1
Основные формы внеурочной работы по истории
Массовая Групповая Индивидуальная
1. Лекции. 1. Исторический кру- 1. Чтение
2. Беседы. жок. исторической
3. Декады (недели) 2. Краеведческий кру- литературы.
истории. жок. 2. Посещение
4. Исторические ве- 3. Историко-литера- архива.
чера, самодеятельные турное краеведение. 3. Работа в музее.
спектакли. 4. Исторические об- 4. Написание
5. Музыкально- щества. рефератов и докладов.
исторические компози- 5. Клубы военно-исто- 5. Выполнение
ции. рической реконструкции (по творческих заданий.
6. Викторины. интересам). 6. Выполнение
7. Конкурсы, КВНы. 6. Поисковая работа. индивидуальных
8. Олимпиады. 7. Походы и экспеди- проектов.
9. Конференции, се- ции.
минары. 8. Выпуск историчес-
10. Дебаты, дискус- ких стенгазет.
сии. 9. Лектории .
11. Круглый стол. 10. Факультативы.
12. Экскурсии. 11. Профильные сме-
13. Просмотр кино- ны.
фильмов, пьес.
В данном контексте акцентируем внимание на довольно новом направлении внеурочной работы, которое появилось в России в конце прошлого века - клубы исторической реконструкции.
Сам термин «историческая реконструкция» чаще всего употребляется в двух значениях: теоретическое воссоздание внешнего облика, конструкции объекта или процессов, событий и технологий, основанных на сохранившейся исторической информации о них, имеющихся материальных остатках и фрагментах с помощью современных методов исторической науки; практическая деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических фактов, событий, объектов и т.д.
Под «исторической реконструкцией» следует понимать процесс воссоздания материальной и духовной культуры определенной исторической эпохи и региона с использованием письменных, археологических и изобразительных источников.
В настоящее время наиболее популярным направлением деятельности клубов исторической реконструкции стали турниры (или бугурты) - реконструкция военных состязаний рыцарей (или полевых сражений). Главным содержанием этого направления является исследование и овладение на практике военным искусством определенной эпохи. Нечто значительное по объему содержания берется из источников того времени, некоторые вещи додумываются организаторами, исходя из здравого смысла и реализуются в практической деятельности.
Прежде чем проводить массовые постановки сражений, восстанавливать определенный исторический период, идет кропотливая как теоретическая, так и практическая работа по подготовке к нему. Школьникам приходится использовать знания не только из курса истории, но и таких учебных предметов, как география, литература, обществознание, дополнительный материал из различных источников по истории воссоздания костюмов, элементам топонимики, археологии, театрализации, изобразительных средств. Кроме воссоздания материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи, подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования костюма, доспеха и т.п. клубы исторической реконструкции реализуют научные цели в сочетании с методами ролевой игры и научного эксперимента для изучения проблем исследуемого вопроса на принципиально новом уровне.
За исключением собственно самих баталий клубы воссоздают и повседневную жизнь (так называемую «living history») воинов в частях и
подразделениях, копируя военную амуницию, утварь, быт. Каждый член клуба (или объединения) выполняет ряд определенных функций как в подразделениях, так на поле сражения. Одни занимаются изучением строевого устава, униформы и ее соответствия подлинной, другие -приобретают умения и навыки правильно устанавливать орудия и разбивать лагерь.
Особое внимание в клубах уделяется мерам безопасности. Прежде чем член клуба станет участником реконструкции сражения, он должен изучить и затем строго соблюдать технику безопасности в обращении с оружием, огнеопасными и взрывчатыми веществами. Так, например, новобранец, впервые принимающий участие в «бою», вообще не имеет права стрелять во время реконструкции баталии. Его основная миссия -изображать «убитых» в сражении. Занимательно то, что офицерские должности от майора и выше занимают лица, действительно служившие в армии и имеющие практический опыт командования подчиненными.
Деятельность клубов исторической реконструкции обширна и разнообразна. Это, например, участие в различных образовательных программах, публикации новых исследований и выпуск фотоальбомов по определенному историческому периоду, организация и проведение показательных выступлений мероприятий, оказание помощи и непосредственное участие в съемках документальных фильмов; организованный досуг, расширение собственного кругозора, увлечение историей, которая предоставляет шанс современному человеку взглянуть на прошлое собственной страны глазами тех людей, которые жили тогда, сопереживать вместе с ними, почувствовать преемственность поколений.
Характерной особенностью этой формы внеурочной работы является ее увлекательность, зрелищность. Так, например, к 200-летию Бородинской битвы в 2012 г. в России проходила историческая реконструкция, ставшая мероприятием государственного значения.
Участвуя в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, съёмках фильмов, школьники учатся выстраивать взаимоотношения в коллективе, развивают социально-образовательные компетенции, помогающие им сформировать активную жизненную позицию, стать достойным гражданином и патриотом своей Родины.
Сохранить преемственность существующих форм внеурочной работы школьников для реализации воспитательного потенциала в системе социально-гуманитарного образования возможно при условии:
- привносить современное, малоизвестное в исторические знания учащихся, углублять их, не дублируя уроки;
- воспитывать у школьников постоянную ответственность за общезначимые ценности несмотря на то, что состав и содержание общезначимых ценностей со временем меняются;
- не подменять разнообразные внеурочные формы учебными занятиями;
- сохранять преемственность в образовании на всех ступенях школы с учетом индивидуальных особенностей детей через интеграцию содержания общего, дополнительного образования и учреждений культуры;
- осваивать новые направления информационной деятельности учащихся, которая должна углублять и дополнять основное (базовое) образование и составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой информационной среде обитания людей XXI в.
Подводя итог, следует сказать, что содержание внеурочной работы, особенно ее гражданско-патриотического направления сегодня очень важно, поскольку за последние двадцать лет упущено очень многое. Как следствие недостаточного внимания к ее содержанию и организации явилось поколение, рождённое в начале 90-х гг. Оно бесстрашно смотрит в будущее и пребывает в иллюзии, что все достигается быстро и легко при помощи денег. Поэтому жизненно необходимо возрождение российских традиций, изучение богатого культурного наследия нашей страны и национальной культуры, соблюдение принципа толерантности главенствующего в многонациональной среде. Помимо формата передачи культурного и социального наследия внеурочная работа отвечает всем современным принципам содержания образования, позволяет понять тесную взаимосвязь человека с природой, в которой объём познания и длительность его жизни взаимосвязаны.
С точки зрения реализации воспитательных функций образовательного процесса внеурочная работа способна стать первой ступенькой по созданию условий для успешной социализации и самореализации школьника. «Если мы воспитаем одно поколение хороших родителей, мы воспитаем десять поколений хороших детей»1, из которых вырастут патриоты своей страны, знающие проблемы России, желающие их решать и не теряющие при этом чувство собственной индивидуальности.
Горфина М.Н. Использование воспитательного потенциала «Истории» во внеурочной работе с учащихся. В статье раскрываются цели, задачи, ценностные ориентиры и подходы социально-гуманитарного образования, направленные на реализацию воспитательного потенциала учебного предмета «История» во внеурочной работе учащихся. Особое внимание уделено новым организационным формам и технологиям внеурочной работы.
Ключевые слова: социально-гуманитарное образование, воспитание, внеурочная работа, историческая реконструкция, турнир.
1
Макаренко А.С. Книга для родителей. Лениздат, 1981
Gorfina M.N. Fundamentals of the educational potential of the "History" in the extracurricular work with students. The article describes the goals, objectives, values and attitudes of social and humanities education, aimed at implementation of the educational potential of the subject "History" in the extracurricular activities of students. Particular attention new organizational forms and technologies of extracurricular activities.
Key words: social-liberal education, upbringing, after-hour work, a historical reconstruction, tournament.