«Педагогика и психология» «Филология и искусствоведение»5 (7)
УДК 3)
ВОСПИТАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ГИМНАЗИСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2009 Е.В.Иванова
Оренбургского государственного педагогического университета
Статья поступила в редакцию 12.09.2009
Статья посвящена проблеме воспитания языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности. Автор раскрывает вопросы содержания определения языковой личности, ее свойств и структуры, выявляет связь этого понятия с языковой компетенцией. Базой научно-проактической работы является актуальный культуроведческий подход. Основное достоинство статьи - описание внедренной в практику оригинальной модели организации внеклассной работы по предмету с использованием Internet технологий.
Ключевые слова: воспитание, языковая личность, языковая компетенция, культуроведческий подход, модель внеклассной работы, воспитывающее пространство.
Система образования России претерпевает в настоящее время сложные перемены, которые тесно связаны с изменениями в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества. Признав исчерпанной знаниевую парадигму системы образования, государство и современная педагогика придают сегодня особую значимость воспитательной деятельности школы: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития»1. Включение в деятельность - основной путь воспитания ни одну сферу человеческого существования; именно этот и развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной позиции. Л.С.Выготским доказано, что развитие личности подрастающего человека происходит благодаря его участию в разнообразных видах деятельности, которые являются единым комплексом необходимых социальных основ, формирующих личность. Однако особое значение, как для жизнедеятельности человека, так и для педагогического процесса в целом многие ученые отводят речевой деятельности. Она лежит у основания развития, воспитания, образования людей с раннего детства и до конца жизни. Язык, речевая деятельность соотносятся с понятием языковой личности, являющейся не одним из аспектов личности вообще, но интегратив-ным понятием, которое дает право рассматривать homo sapiens как homos loquens.
Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика. Гуманитарные предметы считаются наиболее способствующими формированию таких качеств как гуманность, нравст-
венность, толерантность, так необходимых человеку на современном этапе развития общества.
Проблема воспитания языковой личности в речевой деятельности является междисциплинарной и многоаспектной. В данной статье нас интересуют вопросы воспитания языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности по русскому языку.
Воспитание языковой личности приходится на период школьного обучения, и серьезную роль в организации этого процесса играют представления учителя-предметника об определении языковой личности вообще, о компонентах содержания языковой личности, о свойствах языковой личности, её способностях и возможностях.
Обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого Й.Вейсгерберга. В русской лингвистике понятие языковой личности было впервые сформулировано академиком В.В.Виноградовым, однако оставалось невостребованным долгие годы, которые были отмечены снижением престижа гуманитарных наук. Возрождение данного понятия и его новое наполнение связано с исследованием Ю.Н.Кара-улова2. Намечая задачи и перспективы изучения русской языковой личности, ученый пишет: «Под языковой личностью я понимаю совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью»
В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов. Понятие языковой личности разрабатывал и Т.И.Богин3, он же создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения
Иванова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научной работе Гимназии №1 г. Оренбурга, аспирант кафедры педагогики высшей школы. E-mail: [email protected]
1 О концепции российского образования на период до 2010 года. // Вестник образования. - 2002. - № 6 (март). - С. 7.
2 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: 1987. - С. 261.
3 Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. - Калининград: 1975. - С.123.
его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». И.А.Бодуэн де Куртэне4 рассматривал языковую личность как «вместилище социально-языковых форм и норм коллектива». Впервые применительно к ученикам, изучающим родной язык, ввел понятие языковой личности. В работах Ю.Н.Караулова языковая личность рассматривается как субъект лингвистического изучения, что позволяет ему выделять четыре фундаментальных свойства личности: 1) личность есть сосредоточение и результат социальных законов; 2) личность есть продукт исторического развития этноса; 3) мотивационное предрасположение личности принадлежит психологической сфере; 4) личность есть создатель и пользователь знаковых образований.
В монографии другого исследователя, А.Н.Ксенофонтовой5, тоже выявлены и представлены свойства, способности именно языковой личности. К свойствам языковой личности ученый относит: общительность как черту характера, воображение, память, восприятие, понимание другого человека, эмпатию, интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия, рефлексию. Среди способностей выделяется способность узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы; изображать содержание языковых высказываний; располагать их; прогнозировать воздействие структурных элементов языка в их совокупности; запоминать, воспроизводить речевые высказывания; писать и произносить языковые произведения. Необходимо обратить внимание и на то, что с понятием языковой личности соотноситься понятие текстовой деятельности, так как процесс обучения базируется на изучении, интерпретации, порождении и усвоении текстов. Данная деятельность рассматривается исследователем с двух сторон: внутренней (интеллектуально-мыслительная деятельность) и внешней (материально-практическая). «В текстовой деятельности, - отмечает ученый, актуализируется общение, для которого язык является той средой, в которой существует общение, и средством, при помощи которого оно осуществляется. Текст - это элемент предметного содержания деятельности, продукт, в котором деятельность воплощается». Именно поэтому расширение работы над всеми видами сочинений, очерков, высказываний (устных и письменных представляет путь обогащения и воспитания личности, формирования внутренних и внешних речевых продуктов.
Разработка проблемы теории языковой личности коррелирует и с понятием языковой компетенции, одним из главных условий понимания человека человеком. А.Н.Ксенофонтова под языковой компетенцией понимает совершенное знание языка, которое позволяет языковой личности участвовать в ре-
4 Бодуэн де Куртене А.И. Избранные труды по общему языкознанию. - Т.1. - М.: 1985.
5 Ксенофонтова А.Н. Теоретические основы речевой дея-
тельности школьников. - СПб.: 2001.
чевых ситуациях и актах с учетом нормативных правил. Как известно, языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, следовательно, необходимо вводить пространство культуры в предметные области, воспитывая личность, обладающую культуроведческой компетентностью.
Личность вообще, по образному определению Н.Е.Щурковой6, рождается как своеобразный «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений между речью и мышлением индивида а также социумом», именно поэтому этот автор в качестве одного из путей воспитания языковой личности рекомендует «развивать все виды речевой деятельности учащихся и обогащать мышление индивида ценностными представлениями, помогающими ему целенаправленно мыслить». «Культурные ценности, так или иначе преподносимые на уроке, приобретают особую значимость в связи с тем, что все они находят отражение в языке, - продолжает свою мысль исследователь, - воспитывать языковую личность необходимо посредством языка, являющегося для культуры, тем же, что кровеносная система для жизнедеятельности человека. Н.Е.Щуркова считает, что «в ходе обучения, путем включения в его содержание специально продуманного учебного материала, можно влиять на формирование определенных качеств личности». Также автор подчеркивает то, что «воспитательная функция обучения реализуется полнее при соединении учебной и других видов деятельности учащегося; педагог должен привлекать в процессе обучения имеющиеся у школьников знания, пополнять ценностный багаж каждого и использовать возможности методики предмета в формировании мировоззрения учащихся».
Большую роль в организации воспитывающего обучения ученые отводят пути активизации познавательной и практической деятельности учащихся, усилению роли самостоятельности, практической работы, способствующих сознательному усвоению знаний и создающих условия для их творческого применения.
Каким образом можно достичь формирования тех качественных характеристик языковой личности гимназиста, которые заявлены в идеальной модели? На наш взгляд, через продуманную систему сочетания урочной и внеурочной работы по развитию и обогащению речевой деятельности учащихся в рамках культуроведческого подхода. В современной методике под культуроведческим подходом понимается «усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (язык, национальные традиции, религия, нравственно-эстетические ценности, искусство) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, пове-
6 Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. - М.: 1997. - С. 5.
«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение»5 (7)
дение и поступки обучаемых»7. Данный подход требует проекции культуры в содержание образования, он напрямую не связан с уроками русского языка, т.к. основной целью этих уроков не является ознакомление учащихся с культурой вообще. Представляется возможным назвать этот подход «фоновым»: на фоне материала, например, текста о культуре, решаются задачи образования школьников, но при этом ученики обогащаются получаемой непроизвольно информацией, которая затрагивает эмоциональную сферу, наполняет содержание языковой личности каждого, заставляет размышлять, активно формулировать и выказывать свою точку зрения, т.е. создавать речевые продукты. Данный подход подразумевает и реализацию регионального компонента, который призван обеспечить осмысление учащимися культурных фактов региона, на это мы обращаем особое внимание.
Если варианты работы на уроке в рамках данного подхода осмысленны и представлены в методической литературе, то организация увлекательной, соответствующей интересам детей и требованиям времени внеклассной работы - проблема методически нерешенная. Классические модели морально устарели, и данная ступень развития образования требует новых форм. Кроме этого, причиной поиска обновленной формы внеклассной работы нужно назвать высокий уровень интеллектуальных способностей учеников гимназии, для которого необходимо изыскивать новые пути развития.
В русле культуроведческого подхода рекомендуется организовывать работу по изучению русского языка как национального достояния (родной язык -духовная ценность, богатые ресурсы языка, экология языка). Идея создания клуба корректоров была предложена ученикам профильного гуманитарного класса. Первоначально клуб юных корректоров состоял из группы «поисковиков» (учащихся среднего звена) и группы корректоров (учащиеся старшего звена). Первые искали языковые ошибки на любых видах печатной продукции, (т. е. в текстах, где наличие обратного адреса - обязательно!), а учащиеся второй группы, пользуясь справочной литературой, исправляли ошибку на вариант нормы и самостоятельно писали письмо (связанное монологическое высказывание) на имя руководителя предприятия. Важным условием работы было соблюдение всех норм эпистолярного жанра: логичности, последовательности, корректности и др. Письма зачитывались на заседании клуба и при необходимости корректировались более подготовленными учениками или учителем. Необходимо отметить, что через три месяца существования клуба сложности в формулировке высказываний у учеников - экспертов практически снялись, письменная речь учащихся стала более точной, логичной, образной, что проявлялось в том числе и в урочной деятельности. Большое коли-
7 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: 2001. - С. 127.
чество собираемого материала, исчерпавшая себя традиционная модель организации внеурочной работы по типу «читаю - пишу» заставила нас задуматься над модернизацией этого вида деятельности. Через некоторое время мы организовали сайт клуба корректоров «Штрих» (название придумано учениками).
Структура сайта клуба состоит из 10 разделов: 1) История создания клуба - представлен обзор истории создания. 2) Немного о нас - страница представляет пространство для монологического высказывания учеников о своем клубе. 3) Члены клуба -перечислены члены клуба. 4) Цели и задачи клуба -представлены задачи (в понимании учеников). 5) Рабочие материалы - разработана сетка, позволяющая обрабатывать искаженный языковой эффект. 6) Наш фотоальбом - наши фотографии. 7) Гостевая книга - пространства для отзывов о нашем сайте. 8) Трибуна - страница, где размещены различные творческие и исследовательские работы учащихся; наброски статей, очерки о языке и др. 9) Новости -отражены основные моменты организации работы клуба. 10) Пишите: адреса; письма учащихся в издательстве (к авторам текстов); обратная связь (ответы).
Особого внимания заслуживает страница рабочих материалов. Она организована учащимися таким образом, что «кликом» на подзаголовок открывается окно электронной почты, и любой человек может набрать в Word'e и сразу отправить на наш электронный адрес сообщение о найденной языковой ошибке. Учащиеся с помощью учителя определяют тип ошибки, используя кодифицированные источники, исправляют ее, пишут письмо с просьбой корректнее обращаться с русским языком в издательство, допустившее ошибку.
Мы находим www.clabcor.ru универсальным средством для решения поставленных нами задач. Мы смогли: 1) в деятельности воспитывать языковую личность гимназиста; 2) совершенствовать знания по русскому языку, развивать лингвистическую компетенцию; 3) поставить ученика в позицию деятеля, самостоятельно добывающего знания; организовать субъектно-субъектные отношения в общении между учителем и учениками, что априори создает положительную стимуляцию отношений учителя и учащихся; 4) предоставить ученику возможность занимать социально активную позицию; 5) «расширить» границы речевого общения учеников; 6) предоставить ученику возможность создавать собственные тексты с учетом подготовки, уровня освоения речевой культуры, а также вовлечь в процесс выполнения заданий по всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, думание, письмо).
Считаем, что организованная нами модель внеклассной работы в гимназии продуктивна и перспективна, она построена с учетом современных возможностей и школьников, и образовательного процесса в целом. Данная модель, представленная на мастер-классах, получила одобрение учителей-
предметников, многие из которых отметили, что воспитывающим личность пространством» данный «клуб является обучающим, развивающим и .
GYMNASIUM STUDENT LANGUAGE PERSONALITY DEVELOPMENT THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
© 2009 E.V.Ivanova°
Orenburg State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of a gymnasium student language personality development through extracurricular activities. The author covers the content of a «language person» concept, its characteristics and structure, shows the connection between this question and the language competence. The basis of this scientific-practical work is the actual culturological approach. The advantage of the article is the description of the applied original model of organization of extracurricular work using Internet technologies.
Key word: training, language person, language competence, culturological approach, model of extracurricular work, educational environment.
o
Ivanova Elena Viktorovna, Postgraduate of the Pedagogy department, Teacher of the Russian language and Literature, gymnasium № 1 (Orenburg) Deputy Director for Research E-mail: e152009@yandex. ru