Научная статья на тему 'Воспитание языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности'

Воспитание языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
204
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / TRAINING / LANGUAGE PERSON / LANGUAGE COMPETENCE / CULTUROLOGICAL APPROACH / MODEL OF EXTRACURRICULAR WORK / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Е. В.

Статья посвящена проблеме воспитания языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности. Автор раскрывает вопросы содержания определения языковой личности, ее свойств и структуры, выявляет связь этого понятия с языковой компетенцией. Базой научно-проактической работы является актуальный культуроведческий подход. Основное достоинство статьи описание внедренной в практику оригинальной модели организации внеклассной работы по предмету с использованием Internet технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GYMNASIUM STUDENT LANGUAGE PERSONALITY DEVELOPMENT THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the problem of a gymnasium student language personality development through extracurricular activities. The author covers the content of a «language person» concept, its characteristics and structure, shows the connection between this question and the language competence. The basis of this scientific-practical work is the actual culturological approach. The advantage of the article is the description of the applied original model of organization of extracurricular work using Internet technologies.

Текст научной работы на тему «Воспитание языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности»

«Педагогика и психология» «Филология и искусствоведение»5 (7)

УДК 3)

ВОСПИТАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ГИМНАЗИСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2009 Е.В.Иванова

Оренбургского государственного педагогического университета

Статья поступила в редакцию 12.09.2009

Статья посвящена проблеме воспитания языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности. Автор раскрывает вопросы содержания определения языковой личности, ее свойств и структуры, выявляет связь этого понятия с языковой компетенцией. Базой научно-проактической работы является актуальный культуроведческий подход. Основное достоинство статьи - описание внедренной в практику оригинальной модели организации внеклассной работы по предмету с использованием Internet технологий.

Ключевые слова: воспитание, языковая личность, языковая компетенция, культуроведческий подход, модель внеклассной работы, воспитывающее пространство.

Система образования России претерпевает в настоящее время сложные перемены, которые тесно связаны с изменениями в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества. Признав исчерпанной знаниевую парадигму системы образования, государство и современная педагогика придают сегодня особую значимость воспитательной деятельности школы: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития»1. Включение в деятельность - основной путь воспитания ни одну сферу человеческого существования; именно этот и развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной позиции. Л.С.Выготским доказано, что развитие личности подрастающего человека происходит благодаря его участию в разнообразных видах деятельности, которые являются единым комплексом необходимых социальных основ, формирующих личность. Однако особое значение, как для жизнедеятельности человека, так и для педагогического процесса в целом многие ученые отводят речевой деятельности. Она лежит у основания развития, воспитания, образования людей с раннего детства и до конца жизни. Язык, речевая деятельность соотносятся с понятием языковой личности, являющейся не одним из аспектов личности вообще, но интегратив-ным понятием, которое дает право рассматривать homo sapiens как homos loquens.

Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика. Гуманитарные предметы считаются наиболее способствующими формированию таких качеств как гуманность, нравст-

венность, толерантность, так необходимых человеку на современном этапе развития общества.

Проблема воспитания языковой личности в речевой деятельности является междисциплинарной и многоаспектной. В данной статье нас интересуют вопросы воспитания языковой личности гимназиста во внеурочной деятельности по русскому языку.

Воспитание языковой личности приходится на период школьного обучения, и серьезную роль в организации этого процесса играют представления учителя-предметника об определении языковой личности вообще, о компонентах содержания языковой личности, о свойствах языковой личности, её способностях и возможностях.

Обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого Й.Вейсгерберга. В русской лингвистике понятие языковой личности было впервые сформулировано академиком В.В.Виноградовым, однако оставалось невостребованным долгие годы, которые были отмечены снижением престижа гуманитарных наук. Возрождение данного понятия и его новое наполнение связано с исследованием Ю.Н.Кара-улова2. Намечая задачи и перспективы изучения русской языковой личности, ученый пишет: «Под языковой личностью я понимаю совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью»

В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов. Понятие языковой личности разрабатывал и Т.И.Богин3, он же создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения

Иванова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научной работе Гимназии №1 г. Оренбурга, аспирант кафедры педагогики высшей школы. E-mail: e152009@yandex.ru

1 О концепции российского образования на период до 2010 года. // Вестник образования. - 2002. - № 6 (март). - С. 7.

2 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: 1987. - С. 261.

3 Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. - Калининград: 1975. - С.123.

его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». И.А.Бодуэн де Куртэне4 рассматривал языковую личность как «вместилище социально-языковых форм и норм коллектива». Впервые применительно к ученикам, изучающим родной язык, ввел понятие языковой личности. В работах Ю.Н.Караулова языковая личность рассматривается как субъект лингвистического изучения, что позволяет ему выделять четыре фундаментальных свойства личности: 1) личность есть сосредоточение и результат социальных законов; 2) личность есть продукт исторического развития этноса; 3) мотивационное предрасположение личности принадлежит психологической сфере; 4) личность есть создатель и пользователь знаковых образований.

В монографии другого исследователя, А.Н.Ксенофонтовой5, тоже выявлены и представлены свойства, способности именно языковой личности. К свойствам языковой личности ученый относит: общительность как черту характера, воображение, память, восприятие, понимание другого человека, эмпатию, интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия, рефлексию. Среди способностей выделяется способность узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы; изображать содержание языковых высказываний; располагать их; прогнозировать воздействие структурных элементов языка в их совокупности; запоминать, воспроизводить речевые высказывания; писать и произносить языковые произведения. Необходимо обратить внимание и на то, что с понятием языковой личности соотноситься понятие текстовой деятельности, так как процесс обучения базируется на изучении, интерпретации, порождении и усвоении текстов. Данная деятельность рассматривается исследователем с двух сторон: внутренней (интеллектуально-мыслительная деятельность) и внешней (материально-практическая). «В текстовой деятельности, - отмечает ученый, актуализируется общение, для которого язык является той средой, в которой существует общение, и средством, при помощи которого оно осуществляется. Текст - это элемент предметного содержания деятельности, продукт, в котором деятельность воплощается». Именно поэтому расширение работы над всеми видами сочинений, очерков, высказываний (устных и письменных представляет путь обогащения и воспитания личности, формирования внутренних и внешних речевых продуктов.

Разработка проблемы теории языковой личности коррелирует и с понятием языковой компетенции, одним из главных условий понимания человека человеком. А.Н.Ксенофонтова под языковой компетенцией понимает совершенное знание языка, которое позволяет языковой личности участвовать в ре-

4 Бодуэн де Куртене А.И. Избранные труды по общему языкознанию. - Т.1. - М.: 1985.

5 Ксенофонтова А.Н. Теоретические основы речевой дея-

тельности школьников. - СПб.: 2001.

чевых ситуациях и актах с учетом нормативных правил. Как известно, языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, следовательно, необходимо вводить пространство культуры в предметные области, воспитывая личность, обладающую культуроведческой компетентностью.

Личность вообще, по образному определению Н.Е.Щурковой6, рождается как своеобразный «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений между речью и мышлением индивида а также социумом», именно поэтому этот автор в качестве одного из путей воспитания языковой личности рекомендует «развивать все виды речевой деятельности учащихся и обогащать мышление индивида ценностными представлениями, помогающими ему целенаправленно мыслить». «Культурные ценности, так или иначе преподносимые на уроке, приобретают особую значимость в связи с тем, что все они находят отражение в языке, - продолжает свою мысль исследователь, - воспитывать языковую личность необходимо посредством языка, являющегося для культуры, тем же, что кровеносная система для жизнедеятельности человека. Н.Е.Щуркова считает, что «в ходе обучения, путем включения в его содержание специально продуманного учебного материала, можно влиять на формирование определенных качеств личности». Также автор подчеркивает то, что «воспитательная функция обучения реализуется полнее при соединении учебной и других видов деятельности учащегося; педагог должен привлекать в процессе обучения имеющиеся у школьников знания, пополнять ценностный багаж каждого и использовать возможности методики предмета в формировании мировоззрения учащихся».

Большую роль в организации воспитывающего обучения ученые отводят пути активизации познавательной и практической деятельности учащихся, усилению роли самостоятельности, практической работы, способствующих сознательному усвоению знаний и создающих условия для их творческого применения.

Каким образом можно достичь формирования тех качественных характеристик языковой личности гимназиста, которые заявлены в идеальной модели? На наш взгляд, через продуманную систему сочетания урочной и внеурочной работы по развитию и обогащению речевой деятельности учащихся в рамках культуроведческого подхода. В современной методике под культуроведческим подходом понимается «усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (язык, национальные традиции, религия, нравственно-эстетические ценности, искусство) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, пове-

6 Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. - М.: 1997. - С. 5.

«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение»5 (7)

дение и поступки обучаемых»7. Данный подход требует проекции культуры в содержание образования, он напрямую не связан с уроками русского языка, т.к. основной целью этих уроков не является ознакомление учащихся с культурой вообще. Представляется возможным назвать этот подход «фоновым»: на фоне материала, например, текста о культуре, решаются задачи образования школьников, но при этом ученики обогащаются получаемой непроизвольно информацией, которая затрагивает эмоциональную сферу, наполняет содержание языковой личности каждого, заставляет размышлять, активно формулировать и выказывать свою точку зрения, т.е. создавать речевые продукты. Данный подход подразумевает и реализацию регионального компонента, который призван обеспечить осмысление учащимися культурных фактов региона, на это мы обращаем особое внимание.

Если варианты работы на уроке в рамках данного подхода осмысленны и представлены в методической литературе, то организация увлекательной, соответствующей интересам детей и требованиям времени внеклассной работы - проблема методически нерешенная. Классические модели морально устарели, и данная ступень развития образования требует новых форм. Кроме этого, причиной поиска обновленной формы внеклассной работы нужно назвать высокий уровень интеллектуальных способностей учеников гимназии, для которого необходимо изыскивать новые пути развития.

В русле культуроведческого подхода рекомендуется организовывать работу по изучению русского языка как национального достояния (родной язык -духовная ценность, богатые ресурсы языка, экология языка). Идея создания клуба корректоров была предложена ученикам профильного гуманитарного класса. Первоначально клуб юных корректоров состоял из группы «поисковиков» (учащихся среднего звена) и группы корректоров (учащиеся старшего звена). Первые искали языковые ошибки на любых видах печатной продукции, (т. е. в текстах, где наличие обратного адреса - обязательно!), а учащиеся второй группы, пользуясь справочной литературой, исправляли ошибку на вариант нормы и самостоятельно писали письмо (связанное монологическое высказывание) на имя руководителя предприятия. Важным условием работы было соблюдение всех норм эпистолярного жанра: логичности, последовательности, корректности и др. Письма зачитывались на заседании клуба и при необходимости корректировались более подготовленными учениками или учителем. Необходимо отметить, что через три месяца существования клуба сложности в формулировке высказываний у учеников - экспертов практически снялись, письменная речь учащихся стала более точной, логичной, образной, что проявлялось в том числе и в урочной деятельности. Большое коли-

7 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: 2001. - С. 127.

чество собираемого материала, исчерпавшая себя традиционная модель организации внеурочной работы по типу «читаю - пишу» заставила нас задуматься над модернизацией этого вида деятельности. Через некоторое время мы организовали сайт клуба корректоров «Штрих» (название придумано учениками).

Структура сайта клуба состоит из 10 разделов: 1) История создания клуба - представлен обзор истории создания. 2) Немного о нас - страница представляет пространство для монологического высказывания учеников о своем клубе. 3) Члены клуба -перечислены члены клуба. 4) Цели и задачи клуба -представлены задачи (в понимании учеников). 5) Рабочие материалы - разработана сетка, позволяющая обрабатывать искаженный языковой эффект. 6) Наш фотоальбом - наши фотографии. 7) Гостевая книга - пространства для отзывов о нашем сайте. 8) Трибуна - страница, где размещены различные творческие и исследовательские работы учащихся; наброски статей, очерки о языке и др. 9) Новости -отражены основные моменты организации работы клуба. 10) Пишите: адреса; письма учащихся в издательстве (к авторам текстов); обратная связь (ответы).

Особого внимания заслуживает страница рабочих материалов. Она организована учащимися таким образом, что «кликом» на подзаголовок открывается окно электронной почты, и любой человек может набрать в Word'e и сразу отправить на наш электронный адрес сообщение о найденной языковой ошибке. Учащиеся с помощью учителя определяют тип ошибки, используя кодифицированные источники, исправляют ее, пишут письмо с просьбой корректнее обращаться с русским языком в издательство, допустившее ошибку.

Мы находим www.clabcor.ru универсальным средством для решения поставленных нами задач. Мы смогли: 1) в деятельности воспитывать языковую личность гимназиста; 2) совершенствовать знания по русскому языку, развивать лингвистическую компетенцию; 3) поставить ученика в позицию деятеля, самостоятельно добывающего знания; организовать субъектно-субъектные отношения в общении между учителем и учениками, что априори создает положительную стимуляцию отношений учителя и учащихся; 4) предоставить ученику возможность занимать социально активную позицию; 5) «расширить» границы речевого общения учеников; 6) предоставить ученику возможность создавать собственные тексты с учетом подготовки, уровня освоения речевой культуры, а также вовлечь в процесс выполнения заданий по всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, думание, письмо).

Считаем, что организованная нами модель внеклассной работы в гимназии продуктивна и перспективна, она построена с учетом современных возможностей и школьников, и образовательного процесса в целом. Данная модель, представленная на мастер-классах, получила одобрение учителей-

предметников, многие из которых отметили, что воспитывающим личность пространством» данный «клуб является обучающим, развивающим и .

GYMNASIUM STUDENT LANGUAGE PERSONALITY DEVELOPMENT THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2009 E.V.Ivanova°

Orenburg State Pedagogical University

The article is devoted to the problem of a gymnasium student language personality development through extracurricular activities. The author covers the content of a «language person» concept, its characteristics and structure, shows the connection between this question and the language competence. The basis of this scientific-practical work is the actual culturological approach. The advantage of the article is the description of the applied original model of organization of extracurricular work using Internet technologies.

Key word: training, language person, language competence, culturological approach, model of extracurricular work, educational environment.

o

Ivanova Elena Viktorovna, Postgraduate of the Pedagogy department, Teacher of the Russian language and Literature, gymnasium № 1 (Orenburg) Deputy Director for Research E-mail: e152009@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.