Научная статья на тему 'Формирование основ гражданской идентичности учащихся во внеурочной работе по истории'

Формирование основ гражданской идентичности учащихся во внеурочной работе по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горфина Марина Николаевна

Автор раскрывает роль внеурочной работы, ее различные формы: игровые (ролевые и деловые игры, моделирование и др.); коммуникативные (дискуссия, диспут, дебаты, прения и др.); социально-деятельностные (социальная проба, социальный проект, социальная практика и др.) в формировании основ гражданской идентичности учащихся средней школы на предмете история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ гражданской идентичности учащихся во внеурочной работе по истории»

Уроки по предметам

Горфина Марина Николаевна

кандидат педагогических наук старший научный сотрудник ФГНУ

«Институт содержания и методов обучения» РАО

г. Москва

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ

Л________________________________________г

Аннотация. Автор раскрывает роль внеурочной работы, ее различные формы: игровые (ролевые и деловые игры, моделирование и др.); коммуникативные (дискуссия, диспут, дебаты, прения и др.); социально-деятельностные (социальная проба, социальный проект, социальная практика и др.) в формировании основ гражданской идентичности учащихся средней школы на предмете история.

Ключевые слова: воспитательное пространство, внеурочная работа, гражданская идентичность.

Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство -силою его патриотизма.

Г. Чернышевский

XXI век вскрыл проблемы миграционных процессов, которые привели к изменению контингента учащихся в образовательных учреждениях в сторону их поликультурного состава. Поэтому ключевая задача российской системы образования - создать условия для преодоления проблем межнационального взаимодействия в условиях глобализации.

В рамках современных подходов школа обязана больше ориентироваться на формирование воспитательного пространства, развитие у школьников гражданских качеств и умений, на «необходимость формирования российской гражданской идентичности обучающихся, овладение ими ... культурой разнообразия и языкового наследия» [8] .

Очевидно, что критерием сформированности у школьников гражданской идентичности выступают такие взаимосвязанные личностные характеристики, как патриотизм и гражданственность [1,2,4,5].

Рассуждая сегодня о воспитании гражданственности и патриотизма, следует, прежде всего, вспомнить о таком его ресурсе, как исторические дисциплины. История как учебная дисциплина универсальна уже в силу своего содержательного компонента. Она предоставляет возможность школьнику не только само-

определиться в будущем, но и воспитывать его как достойного гражданина и патриота своей страны.

Неслучайно принятые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от школ реализовать основную образовательную программу через урочную и внеурочную деятельность учащихся [8,9] .

Следовательно, для достижения метапредметных, и особенно личностных результатов педагог должен акцентировать внимание на внеурочной деятельности.

В основной школе (5-9 классы) изучается цикл синхронно-параллельных курсов истории России и Всеобщей истории с древнейших времен до современности. Путем синхронизации событий и процессов они закладывают основу базовых знаний по предмету об историческом пути своей страны и человечества в целом.

Внеурочная работа по истории на данной ступени обучения органически связана с общими целями исторического образования: «... обучение, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.» [8] .

В соответствии с главными целями изучения истории, согласно программе, начиная с 6 класса соотношение курсов установлено в пользу «Истории России». Современный учебник истории весьма богат историческим материалом воспитательного характера. Он предполагает активный диалог автора с учащимися, а учащихся с многообразными источниками исторической информации. Так как урочная деятельность ограничена временными рамками, она плавно переходит во внеурочную, реализуя воспитательную

30

Эксперимент и инновации в школе 2014/43

Уроки по предметам

функцию через синергизм «педагог - ученик - социум» (см. схему № 1) .

Следует заметить, что при этом сохраняются главные принципы организации внеурочной работы -добровольность и свободный выбор исторического содержания.

Как показывает практика, наиболее распространенными для данной ступени обучения формами внеурочной работы являются:

• игровые (ролевые и деловые игры, моделирование и др.);

• коммуникативные (дискуссия, диспут, дебаты, прения и др.);

• социально-деятельностные (социальная проба, социальный проект, социальная практика и др.) .

Результативной формой воспитания гражданственности и патриотизма у школьников 5-7 классов является проведение занятий с использованием игровых технологий. Игра занимает важное место в жизни ребёнка в организации досуга и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

В процессе игровой деятельности учитель приучает детей к соблюдению правил, честности, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

Наполняя содержание исторического материала разнообразными моделями его познания: совместными ролевыми, деловыми и другими игровыми компонентами учитель создает условия для формирования гражданской идентичности учащихся.

Примером может быть внеурочная работа, проводимая в рамках предметной декады по истории «Грани исторического прошлого», связанная сюжетной линией с историей Руси[7].

Схема № 1

Роль внеурочной работы по истории ввоспитании школьников

Во второй половине XII-XIII вв. Вероломное вторжение иноземных захватчиков на русские земли довели до отчаяния тяжелыми данями, поборами и вымогательствами русский народ. Несмотря на то, что в интересах захватчиков было разжигание вражды между русскими князьями, недопущение их единения, волей русских людей снова и снова был положен конец ордынскому владычеству. Предание расска-

Евпатий Коловрат -защитник земли русской

зывает обонринеЕтпатие Колкврате,который вернулся с дружиной в Рязанскую землю, испепеленную Батыем. Резок-ха дигпатипнт воаскеоана «неап-лосердки ссеребсея» его.Ыее онабрнцб1 птгиРли, но и врагу нанесли большой урон. Много славных героев, оедавшпх жионб за Отеиапте о, ап^лсла аси о -бодитетьная батьбй

Для любого человека, тем более пятиклассника, такие понятия как «Родина», «Отчизна», «Отечество» как превило, асбокиирлпалб с Рбнфстаа1м меиаом, где нахдбаттеоидной блм, оиззг, днселепаыОренкт в котором он живет. Глубина патриотического чувства подросектззнитсо имена, ет тоде, насколидо хорнсо он знаенб дюСлб осапебюнве его -оапеге края. В зтол возрасте дети часто стремятся обосновать свой патриотизм какезиидд офорта-,ед офилииатпльтыа событиле оз его исаоепл.

Так, например, в рамках предметной декады пятиклассникам, которые уже имеют определенный запас пропедевтических знаний по истории этого периода, целесообразно предложить собрать информацию, дополняющую учебник, используя различные ее источники. Когда школьники непосредственно участвуют в сборе такой информации, их знания становятся особо прочными, порождая тем самым и чувство гордости к своей малой родине, сопричастности к историческим событиям России в целом. Итоги внеурочной работы могут быть отражены в виде исторической фотогазеты, альбома-жития или античного журнала.

Шестиклассникам можно предложить подготовить и провести под руководством учителя илисиаршееасс-ников историко-познавательную игру «Кто с мечом к нам придст,оимеча ипогибнет!» Акиуакиноичь слов новгородского княпя И^1еклрндрвбррсиавил, свочван-

Александр Невский в битве на Чудском озере

Эккпepипмeнт и нисноващои at оттоле 20ИнН/4

31

Уроки по предметам

ного «Невский», доказана на протяжении всей истории От ечества,о соб енно несовременном ее этапе.

Русьмежду Востоком и Запарое в TIII-XIV веках. Никто кроме А. Пушкина до сих пор лучше не сказал ор нтммперподе в истпрсн: «Росстс сределсмо было высскоепрееназнееение, ме нес^Сомитт^мвнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оста-витьу себя в тысэпораЛощсм^ю Мусн и извратились в степи .вссго Врстооа...» [0].Paстeозснне» с сздыха-ющая Русь не только спасла Европу, но и сумела муже-етсснно сбросес»^гае вс^тс свмм оесстисимость тп^шо»ксос^.

Старт внтeллеlммззенoоo иетовическосо марафона «Занимательная история» для семиклассников можно оссм»климе пееиоп ос сеугсогмвреммп и: егоистори-оссскв слотн и пзсле»ство я слн РрcоиOстеro государства и общества.

В тяжелую лихую годину России грозила утрата н»м-нннльнм нспавнттмостпт см^млс^^^^тм^мель. Навеки остались в народной памяти имена патриотов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, русских наци-оквсьн ыр впpсeн,»сргл»м-вшиx-aциgпaJ■l»ко-oсвобо-дительное движение против польско-литовских оккупантов.

Лумнес Ммнин-прмкмой неждroоедму, н зем-

ссмс cтоеoптвC соал рялом н вненем Д.М. Пожсрским, а позже и с князем Д. Т. Трубецким, во главе Второго одм^скся^.Несмотро нс мо, чно в сго с^зон ности тхоуоли cTop -зножсыx вpeлнтн , высочс е^сж)вания ратникам, обеспечение хозяйственной части, в боях за Москву он проявил личную храбрость и военную до брecзспеетиниo»эрр гeт»кнмV.K. Хмдсекпва.

Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский патриоты России

Княсь Дмnеpнй МнвайлсвисPlмvорcтсM - выходец из Стародубских князей русской суздальской тсслс, сдиэ озвотумнсв -юовкрксвeО, семосред-ственно возглавил Второе ополчение и руководил освободительным движением за освобождение лПС1^^Ы [1М-

нДвкоое назппссе ^снми, нсмcомнеK Княземъ Пожарскимъ, пребудетъ на Земном шаре знаемо, до техъ поръ и онъ послужитъ примеромъ геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству» -эти слова сенатора и крупного русского архео графа А. Ф. Малиновского комментариев не требуют [10] .

«Жизнь за царя» - подвиг Сусанина

Освободиттльнао борьба породила мнсго славных героев,нррснших лиень ссОоднну. Ссхрбослся д аь-сказ о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, кхсхрый равен вз авдисл гиЛель в леса Ловьшой полье^^млтт^лжи11ь^0^ло. Каи яеолыИ сын Олккдства, он решил погибнуть, нежели предательством спасти жизнт бв клкаь ^жьздть hci^h^o3! п^н к o^oct° ^сжищ-царя, он былизpлXиeтвoляеьти«т медлиекслкк» на Исуповском (Чистом) болоте. Подвиг костромского крестьянина сыграл свою роль не только в спа-сенииМьхдьда Федррблсча, 1^^вод^Рянголз рдья, но и в дрлротсдащеьии х^а^иад ьмит^ы в стролз,в сх^-чае гибели молодого Романова.

^Асьмя рвдгь нх^ронл^летуальндгт вит^г^1^аькдго марафлро, лурев сместно роцслсиросать вьимaьно школьников на строках исторической песни К. Ф. Рылеева «Иван Cyернве»:

П|этбaткпв,енили, во мсв уиlтaтJат:

Их нет дге бкметеньиcькoй зршр В ней каждый Отчизну с младенчества любит И ,гyсJтстлгнвйсвте но пд^(^1^л Нь л^^здл тл ствст д цeньдлслoгзитдeндд,

а человек из народа, который служил правому делу. Многие герои яовтр°слс ьодвдт Cмслниид. Интн-ю нарое, кед-ртос нgвйьлючотeлеьа трвднлюгВстл-новку в стране к врешне г^леттичecсoд полиженке R^c^-сии, отстоял независимость своей Родины. Ценой соб-ствендр- емт№, ьмеопгжepбвннaрох аь иьы Вордны, собркв синтl псовв к иoедутеелeиию, ти игeмбтнpа-тил угрозу национальной катастрофы.

При отбopбиицoмгчатккro ссдл^с-ия рля данс-тий виоуильнвй paMртытсчощимиио Д-9мпaиcоитху-дует учитывать психолого-возрастные особенности развития подростков. Для мыслительной сферы этой возрастной категории школьников характерны: возрастающая способность к абстрагированию, интеллектуальному экспериментированию, рассуждению в категориях не только действительного, но и виртуального.

Целесообразно, особое внимание уделять диалогическим формам в процессе внеурочной работы, помогающим раскрыть характер взаимодействий людей в социальной среде. Важно также показать многомерность исторических событий с точки зрения

32

Эксперимент и инновации в школе 2014/43

Уроки по предметам

сочетания в них не только политических, экономических, культурных, но и личностных мотивов.

Для данной категории учащихся характерны коммуникативные и социально-деятельностные формы организации внеурочной работы.

В целях воспитания гражданской идентичности для учащихся восьмых классов весьма результативными будут тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии, к примеру, на тему Отечественной войны 1812 года.

Проблемно-ценностная дискуссия или диспуты -это групповые формы работы. Педагог выстраивает работу групп пошагово:

Первый шаг - организация «аудиенции» школьника с историческим событием как проблемой. Происходит включение понимания, как универсального способа освоения мира человеком, так как наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют непосредственное переживание, различные формы практики и формы эстетического постижения. Универсальным средством построения ситуации является текст (в нашем случае - исторический текст).

Утром 12 июня 1812 г. французская «Великая армия», покорив пол Европы, насчитывавшая около 640 тысяч человек, вторглась во владения Российской империи. Наполеон считал главным для себя взять Кремль, говоря следующее: «Если я смогу взять Киев, то я возьму Россию за ноги; а если овладею Петербургом, то я возьму её за голову, но, овладев Москвой, я поражу Россию в самое сердце». Для французского императора Наполеона, Москва - последний рубеж, препятствие,» е шающее ему за вое ватьмири славу великого полководца.

Ожидание Наеолиснсмключем отМосввы пера-д ал в изи хаи А.М. Сушкин в рома не «ЕагенеЗ Онегин» (осрыоо к):

Напрасно ждал Наполеон,

Ювсппдним ичистьео утоевиыт,

М откве1козвивпр е кяоеенеой

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

Кююзн с повисеов юолявоз ...

Наполеон считал, что москвичи, юмпугав шиич его нотинте и слиета-ции, сами на поднять иивевсут м му ююви ом Л-емло, и это будет символом по.езенио

Моссиы » Рен-

сии. Но моозвичи не сдались. Русское сШш-отво вели, кок вв времена К.

Минина и Д. Пожар-укого,взяло по сосс лез с защиоыОту-

чества в свои руки, поэтому начался активный массовый набор в войска всех, кто мог носить оружие. Тысячи людей записывались в ополчение. Гражданская служба считалась теперь чуть ли не презренной по сравнению с воинской.

Замечательный русский поэт В. А. Жуковский, ушедший с ополчением навстречу врагу, писал, что «записался под знамена не для чина, не для креста..., а потому что в это время всякому должно быть военным...» [3].

Главнокомандующим русской армией, был назначен 67-ми летний М. И. Кутузов, который имел большой военный опыт и навык стратегически мыслить. По дороге к своей плохо вооруженной армии он узнал, что Смоленск пал и оставлен. «Ключ к Москве взят»,-с печалью сказал Кутузов. И решительно настроился дать большое Бородинское сражение. Сражение это относится к тем, в которых не оказалось ни победителя, ни побежденного. Но, увы, эта мясорубка не оправдала ожидания ни французской, ни русской армий. Выслушав мнения на военном совете в Филях, Кутузов приказал отступать, посчитав, что армия дороже строений, т.е. города Москвы.

М. Ю. Лермонтов с горечью пишет об этом в стихотворении «Бородино»:

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Отечественная война 1812 года открывает новые имена защитников русской земли: в Подмосковье -крепостной крестьянин Герасим Курин; в Смоленской губернии - староста Василиса Кожина и др.

Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 года, еще более возвысила ее значимость как духовного центра России. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность благодаря патриотизму и массовому героизму своего народа.

Однако, как показывает практика, сам факт «аудиенции» учащихся с текстом не всегда и не для всех из них перерастает в ситуацию его смыслового понимания. Один - извлек из текста основной смысл, другой -понял по-своему текст, не обнаружив при этом дополнительные моменты, третий - вообще не понял смысла текста.

В столь противоречивых ситуациях от педагога требуется второй шаг - специальная работа учителя по выявлению противоречий в содержании сообщений - проблематизация.

Содержание педагогической проблематизации можно комбинировать:

Поставить учащихся в ситуацию выбора - соглашаться или не соглашаться со сказанным, попросив их выразить свое отношение к высказанной позиции [3] .

Развернуть вопросы к проявившемуся пониманию (непониманию) текста на его «усомнение». Разыграть непонимание высказанного учащимся мнения, побуждая их к уточнению, более глубокому обоснованию своей позиции. Согласиться с высказанной точкой зре-

Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной...

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

33

Уроки по предметам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния, а затем сделать из нее абсурдные выводы (важно не допустить высказываний, способных нанести обиду школьнику). Позволительно спровоцировать учащихся, предъявив от своего лица довольно радикальное понимание ситуации (важно не переступить этическую грань).

С этой целью можно предложить следующие вопросы:

• Почему так долго царь Александр I не назначал М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии?

• Была ли необходимость в издании Манифеста о создании народного ополчения?

• Нужно ли было Бородинское сражение? Каковы последствия для главнокомандующего русской армии М. И. Кутузова в случае поражения?

• Оправдано ли было оставление столицы Москвы? Означало ли это поражение России?

• Причины отступления русской армии: численное превосходство противника, некомпетентное командование, трусость солдат или другое?

• Царь много раз подумывал заменить М. И. Кутузова на посту главнокомандующего русской армии, но так и не решился это сделать. Почему?

• Оцените роль партизанской войны и летучих кавалерийских отрядов.

• Наполеон, оставаясь у власти, по мнению Александра I, представлял постоянную угрозу миру. Так ли это?

• Война 1812 года вошла в историю России как Отечественная. Почему? Свою позицию обоснуйте.

• Отечественная война вызвала в стране небывалый рост патриотизма. Так ли это?

Третий шаг - перевод деятельности из плана про-блематизации в план организации коммуникации. Коммуникация представлена в виде позиционного общения, когда субъект ищет место своей позиции среди других участников. Он определяет воззрения, с которыми можно кооперироваться, с которыми необходимо конфликтовать, и те, с которыми, ни при каких обстоятельствах, нельзя вступать во взаимодействие.

Четвертый шаг - организация рефлексии у школьников и «поддерживание» ситуации самоопределения в режиме самостоятельного мышления по поводу их проблем. Учащимся предоставляется альтернативный выбор формы фиксации рефлексивной позиции: ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д., а также формы ее выражения: вербальные, письменные, символические, художественно-образные и т.д.

По сути дела, школьники впервые в процессе коммуникации друг с другом и учителем обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное. Происходит иной контекст понимания смысла: Я - Другие - Текст. Это позволяет не только обогащать другими пониманиями, но и обогащать других.

Бесспорно, реальный процесс проблемно-ценностной дискуссии в своей идеальной представленности не завершается этапом рефлексии, а находит продолжение в сознании учащихся, самостоятельно воспроизводя общность уже в иных обстоятельствах собственной жизни.

Таким образом, сочетая содержание исторического материала с различными формами внеурочной работы, формируется собственное мнение и мировоззренческая позиция учащихся, являющаяся мощнейшим фактором повышения их социальной активности и основ гражданской идентичности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Ценностный характер самоопределения школьников в основной школе задается в процессе самой внеурочной работы, направленной на достижения метапредметных, и особенно личностных результатов обучения.

Формируются представления о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации подростков, их дальнейшей жизни в поликультурном мире и эффективном взаимодействии в нем.

Постигаются основы гражданственности и патриотизма через опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, закладывая фундамент формирования гражданской идентичности на старшей ступени обучения.

Литература

1. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5.С. 24-30.

2. Валамина О. В. Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин». // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 1. С. 55-61.

3. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4. C. 491.

4. Ковешникова О. Т. Основы конструирования модели формирования гражданского самоопределения старшеклассника. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С.31-33.

5. Кулёва Л. М., Цапкова Н. Н. Современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 5-56.

6. Малиновский А. Ф. Биографические сведения о князе По-жарскомъ. М., 1817. С. 110.

7. Примерные программы по учебным предметам: история. 5-9 классы. М., 2010. С.5

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://standart.edu. ru. С. 2

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 г. № 413). С. 23.

10. http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/artides/artide-076.htm

34

Эксперимент и инновации в школе 2014/43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.