Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ЕГАИС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / РОСАЛКОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабиров Магомед Вахаевич, Цатурян Лев Арамович, Гребеник Виктор Васильевич

Ни для кого не секрет, что современные реалии диктуют новые условия развития общества и государства. XXI век, будучи веком информационных и цифровых технологий, сильно повлиял на управленческие процессы не только на коммерческом, но и на государственном уровне. С течением времени наблюдается популяризация и увеличение роли цифровых технологий во всех сферах жизни страны. Стоит понимать, что автоматизированность и цифровизация процессов в государственном секторе на сегодняшний день является одним из главных двигателей как экономического, так и политического и социального развития страны, ввиду чего вопрос внедрения цифровых технологий во все аспекты деятельности государства должен быть одним из ключевых и передовых на повестке дня. Цифровизация коснулась и рынка алкогольной продукции, который с каждым днем развивается и набирает обороты. В 2006 году была внедрена Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система (далее - ЕГАИС), которая значительно облегчила процесс контроля рынка алкогольной продукции, ее производства и оборота. Данная система показывает себя с хорошей стороны, однако стоит отметить, что существует ряд недоработок, которые препятствуют ее эффективному функционированию. Таким образом, в рамках данного вопроса перед государством стоит непростая задача - усовершенствовать систему контроля за рынком алкогольной продукции, решив существующие проблемы. В статье рассматриваются существующие методы государственного регулирования рынка алкогольной продукции, а также рассматривается генезис и процесс внедрения системы ЕГАИС в России. Помимо этого, авторами проанализировано современное состояние автоматизированной системы регулирования рынка алкогольной продукции и существующие на сегодняшний день проблемы ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE STATE REGULATION OF THE ALCOHOL MARKET

It's no secret that modern realities dictate new conditions for the development of society and the state. The XXI century, being the century of information and digital technologies, has greatly influenced management processes not only at the commercial, but also at the state level. Over time, there has been a popularization and an increase in the role of digital technologies in all spheres of life of the country. It should be understood that automation and digitalization of processes in the public sector today is one of the main engines of both economic and political and social development of the country, which is why the issue of the introduction of digital technologies in all aspects of government activities should be one of the key and advanced on the agenda. Digitalization has also affected the alcoholic beverages market, which is developing and gaining momentum every day. In 2006, a Unified State Automated Information System (hereinafter - USAIS) was introduced, which greatly facilitated the process of controlling the market of alcoholic beverages, its production and turnover. This system shows itself on the good side, but it is worth noting that there are a number of flaws that prevent its effective functioning. Thus, within the framework of this issue, the state faces a difficult task - to improve the system of control over the alcohol market by solving existing problems. The article examines the existing methods of state regulation of the alcoholic beverages market, and also examines the genesis and process of the introduction of the USAIS system in Russia. In addition, the authors analyzed the current state of the automated alcohol market regulation system and the current problems of its functioning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №3, Том 14 / 2022, No 3, Vol 14 https://esi.today/issue-3-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/32ECVN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Джабиров, М. В. Использование цифровых технологий в государственном регулировании рынка алкогольной продукции / М. В. Джабиров, Л. А. Цатурян, В. В. Гребеник // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3. — URL: https ://esi .today/PDF/3 2ECVN322.pdf

For citation:

Dzhabirov M.V., Tsaturyan L.A., Grebenik V.V. The use of digital technologies in the state regulation of the alcohol market. The Eurasian Scientific Journal, 14(3): 32ECVN322. Available at: https://esi.today/PDF/32ECVN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Джабиров Магомед Вахаевич

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

«Финансовый» факультет Студент, бакалавр E-mail: dzhabirov.magomed@bk.ru

Цатурян Лев Арамович

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

«Финансовый» факультет Студент, бакалавр E-mail: tttsaturyanl1@gmail.com

Гребеник Виктор Васильевич

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления

Профессор Доктор экономических наук E-mail: gvik65@mail.ru

Использование цифровых технологий в государственном регулировании рынка алкогольной продукции

Аннотация. Ни для кого не секрет, что современные реалии диктуют новые условия развития общества и государства. XXI век, будучи веком информационных и цифровых технологий, сильно повлиял на управленческие процессы не только на коммерческом, но и на государственном уровне. С течением времени наблюдается популяризация и увеличение роли цифровых технологий во всех сферах жизни страны. Стоит понимать, что автоматизированность и цифровизация процессов в государственном секторе на сегодняшний день является одним из главных двигателей как экономического, так и политического и социального развития страны, ввиду чего вопрос внедрения цифровых технологий во все аспекты деятельности государства должен быть одним из ключевых и передовых на повестке дня. Цифровизация коснулась и рынка алкогольной продукции, который с каждым днем развивается и набирает обороты. В 2006 году была внедрена Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система (далее — ЕГАИС), которая значительно облегчила процесс контроля рынка алкогольной продукции, ее производства и оборота. Данная система показывает себя с хорошей стороны, однако стоит отметить, что существует ряд недоработок, которые препятствуют ее эффективному функционированию. Таким образом, в рамках данного вопроса перед государством стоит непростая задача — усовершенствовать

систему контроля за рынком алкогольной продукции, решив существующие проблемы. В статье рассматриваются существующие методы государственного регулирования рынка алкогольной продукции, а также рассматривается генезис и процесс внедрения системы ЕГАИС в России. Помимо этого, авторами проанализировано современное состояние автоматизированной системы регулирования рынка алкогольной продукции и существующие на сегодняшний день проблемы ее функционирования.

Ключевые слова: рынок алкогольной продукции; ЕГАИС; цифровые технологии; государственное регулирование; экономика; росалкорегулирование

Рынок алкогольной продукции сегодня вызывает у многих большой интерес, так как он является одним из быстроразвивающихся сфер экономики. Помимо этого, данный рынок является немалым источник поступлений в бюджет.

Стоит учитывать, что в России алкогольная продукция пользуется большим спросом. Это подтверждает статистика продаж алкогольной продукции в России. Согласно данным аналитиков NielsenlQ, продажи алкоголя в 2020 году поднялись на 6,1 % относительно показателя 2019 года. Стоит отметить, что возросли продажи водки на 0,4 % до 73,7 миллионов декалитров. Помимо этого, заметно вырос спрос на пиво и, соответственно, увеличились его продажи — на 4,4 % до 674,7 миллионов декалитров. 1 Если рассматривать последние доступные статистические данные росалкорегулирования, то можно заметить, что с каждым годом объем розничной продажи алкоголя в России увеличивается. Так, в 2017 году объем розничных продаж составлял 210996,4 тысяч декалитров, в 2018 году — 219339,1 тысяч, а в 2019 году уже 220191,5 тысяч декалитров2. То есть на основе этих данных можно сказать, что алкогольная продукция довольно популярна в нашей стране и спрос постепенно набирает обороты. Однако в то же время имеют место быть случаи реализации поддельного и некачественного продукта, произведенного подпольно. Ввиду этого остро стоит вопрос необходимости эффективного и результативного государственного регулирования рынка алкогольной продукции, упорядочивания розничного оборота спиртосодержащих продуктов, обеспечения максимальной правомерности в сфере алкогольной продукции и решения проблемы неучтенного оборота большого объема нелегального товара, который производится без уплаты акциза и без соблюдения каких-либо норм производства. На сегодняшний день вышеперечисленные проблемы и вопросы очень актуальны и требуют к себе особого внимания и скорейшего решения, ведь игнорирование их существования ставит под угрозу темпы экономического, социального развития нашей страны, а также, что очень важно, здоровье населения нашей страны. Целью исследования в данной работе выступает изучение становления автоматизированных систем на рынке алкогольной продукции в Российской Федерации, особенности их функционирования, а также анализ основных вызовов и проблем в рамках данного вопроса.

1 URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/02/07/856975-virosli-alkogolya.

2 Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка [Электронный ресурс] — Режим доступа: https ://fsrar. gov.ru/.

Страница 2 из 8

Введение

32ECVN322

Современное состояние государственного регулирования рынка алкогольной продукции

С течением времени отчетливо заметна тенденция цифровизации и внедрения цифровых технологий как в экономику, так и в процесс государственного регулирования в разных сферах, в том числе и регулирования алкогольного рынка, что существенно облегчает контроль и учет оборота алкоголя, а также предотвращает распространение нелегальной алкогольной продукции.

Хотелось бы отметить, что сама по себе алкогольная продукция несет в себе довольно нестандартный характер. С одной стороны, она удовлетворяет потребности населения, обеспечивает стабильное поступление средств в бюджет страны в качестве налогов, акцизов и сборов, с другой стороны — является причиной снижения продолжительности жизни по стране, роста инвалидности и смертности. 3

Поэтому, исходя из вышеуказанных фактов, государству следует формировать свою политику по регулированию рынка алкогольной продукции на основе баланса между социальной целесообразностью и справедливостью с одной стороны, и экономической эффективностью с другой стороны. То есть государство должно поддерживать уровень производства, что даст хорошую отдачу в качестве поступлений в казну, но в то же время не допустить усугубление и ухудшение ситуации со смертностью и продолжительностью жизни населения страны. Для этого оно должно ограничить чрезмерное потребление, спрос, объемы потребления, а также рационализировать данную структуру. Заниматься этим должно именно государство ввиду того, что рынок не способен решить данные задачи самостоятельно, что говорит о его несостоятельности.

Вообще, государственное регулирование рынка алкогольной продукции заключается в регулировании производства алкоголя в стране, его реализации, сбыта, а также контроля над качеством производимого товара.

Государственным органом, который осуществляет контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в России является Федеральная Служба по Регулированию Алкогольного Рынка (Росалкорегулирование).

Что касается методов регулирования, то всего выделяют 3 метода (рис. 1):

Первый метод государственного регулирования рынка алкогольной продукции связан привлечением таких инструментов, как владение контрольным пакетом акций компаний, связанных с производством алкогольной продукции, что позволит управлять производственным процессом, и использование производственных мощностей государства.

Что касается экономических методов, которые также называются косвенными, они связаны с такими инструментами, как налоговая политика государства, установление размера пошлин лицензирования, а также перечня подакцизных товаров.

Административные же методы подразумевают использование большего количества инструментов, чем в предыдущих двух методах, среди которых выделяют лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, декларирование, а также контроль за производством и оборотом.

3 Халтурина Д.П. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. М.: ЛЕНАНД, 2008. С. 78.

Страница 3 из 8

32ECVN322

Рисунок 1. Методы государственного регулирования рынка алкогольной продукции

Стоит отметить, что наиболее предпочтительными инструментами государственного регулирования рынка алкогольной продукции можно считать лицензирование и контроль за производством и оборотом. Первый инструмент предпочтителен тем, что благодаря ему право на производство и сбыт алкоголя имеет ряд организаций, получивших «разрешение» от государства в виде лицензии. Конечно, лицензирование не исключает тот факт, что имеет место подпольное производство и сбыт продукции, но всё же оно ввело некую упорядоченность в данном процессе. Касательного второго инструмента можно сказать, что в последние годы он набирает обороты, благодаря цифровизации процесса государственного регулирования и внедрения системы ЕГАИС — Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системы — о которой стоит поговорить чуть подробнее.

Как сказано выше, цифровизация контроля за легальным оборотом алкоголя тесно связана с Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системой (далее — ЕГАИС). ЕГАИС — это система, представляющая собой обширную базу данных, которая содержит полную информацию о произведенной и реализованной алкогольной продукции, с помощью которой государство осуществляет свою надзорную деятельность.

Данная система была разработана в 2005 году в ФГУП «Научно-технический центр «Атлас» при Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации. Ответственными за ввод и реализацию системы были различные государственные службы и органы, такие как: Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития, Федеральная таможенная служба, Федеральная Налоговая Служба.

Само введение ЕГАИС осуществлялось в начале 2006 года в соответствии с редакцией Федерального Закона № 171-ФЗ от 01.01.2006, согласно которой все импортеры алкогольной

32ECVN322

продукции, а также предприятия, занимающиеся её производством, должны были установить соответствующее оборудования, программно-технический комплекс, которые переносят информацию об отгруженной продукции в единую систему, базу данных. 4

Однако сразу и без каких-либо проблем внедрить такую систему, которая полностью «переворачивает» весь процесс производства и последующей реализации, конечно же, не удалось. Первоначально введение системы планировалось на 1 января 2006 года, однако установленные сроки пришлось перенести на 1 июля того же года, так как как государство, так и участники рынка были попросту не готовы к переходу. Однако участники рынка решение Правительства о внедрении ЕГАИС всерьёз не приняли, но когда стало ясно, что сроки переноситься больше не будут, количество заявок на установку оборудования и программного обеспечения было намного больше возможностей уполномоченных на установку оборудования фирм. Помимо этого, существовали и другие проблемы:

• Отсутствие высококвалифицированного и компетентного персонала, который владеет новой системой.

• Отсутствие новых акцизных марок для активации и учёта в система ЕГАИС.

• Различные сбои и ошибки системы, технические нюансы и недоработки.

• Отсутствие должной нормативно-правовой базы.

В результате всех этих проблем, алкогольный рынок в России на некоторое время был фактически парализован, так как предприятия не могли осуществлять свою деятельность без подключенной системы, что привело к кризису данной отрасли. Таким образом пострадали и производители, и импортеры продукции, и даже потребители, так как появился дефицит продукции, в связи с чем рыночные цены выросли на 10-20 %. Чуть позже, к концу 2007 года, система функционировала уже стабильно.

Введение Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системы, указанной выше, относится к импортерам и производителей алкогольной продукции. Что касается оптовых продавцов и розницы, то их система ЕГАИС коснулась в январе 2016 года. С этого числа оптовые продавцы обязаны фиксировать в системе весь оборот алкоголя, а розничные продавцы обязаны вносить в базу данные о закупленном алкоголе. С 1.07.2016 система должна в полной мере функционировать в рознице крупных поселений и городов, а с 1.07.2017 уже и в сельских магазинах.5

Можно сказать, что на данном этапе процесс внедрения системы ЕГАИС в сфере алкогольной продукции прекратился. Безусловно, имеют место определенные корректировки, однако они не столь значимы.

Сейчас ЕГАИС активно применяется. Каждое официально зарегистрированное предприятие, связанное с производством и реализацией алкогольной продукции, подключено к данной системе. Однако все-таки она имеет ряд недостатков и проблем, устранение и решение которых значительно повысит эффективность применения данной системы.

Одной из основных проблем и недостатков функционирования Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системы на сегодняшний день всё так же является проблема технических недоработок, которые проявляются в различных сбоях, ошибках. Данная

4 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

5 ЕГАИС в части розничной продажи [Электронный ресурс] // ФГУП «Центринформ» — 2016. — режим доступа: https://egais.center-inform.ru/egais/egais-v-roznice.php.

проблема была и в самом начале, при внедрении этой системы, но пока является одной из самых актуальных. Помимо этого, стоит отметить недостаток системы, заключающийся в том, что на предприятии должен быть постоянный доступ к интернету, так как без наличия интернета система не функционирует, что останавливает и усложняет деятельность предприятия.

Стоит также отметить то, что предприятиям, которые подключаются к системе ЕГАИС, нужно приобрести различное оборудование, необходимое для функционирования системы. Данное оборудование имеет довольно высокую стоимость, что сильно «бьёт по карману» бизнеса и снижает прибыльность. Также, как отмечалось выше, для работы с системой ЕГАИС необходим квалифицированный персонал, который сегодня не часто встречается, а обучать новый персонал работе с системой довольно трудоёмкий и продолжительный процесс.

Помимо этого, стоит обратить внимание на то, что при подключении магазинов розничной продажи алкогольной продукции к системе ЕГАИС, необходимо внести остатки алкогольной продукции в систему. Это очень трудоёмкий процесс, который занимает много времени, делается это посредством сканирования каждой бутылки. Соответственно, для магазинов с немаленьким ассортиментом это будет большой проблемой, преодоление которой займёт у них несколько дней.

В заключении хотелось бы сказать, что во всем мире цифровая трансформация рассматривается как драйвер развития и повышения качества работы государственного аппарата. Цифровые технологии дают возможность улучшить осуществление всех типов государственных функций, к которым относится и регулирование алкогольной продукции.

С увеличивающимся разнообразием и растущим количеством спиртосодержащей продукции, также и возрастает необходимость поиска адекватных мер и методов государственного контроля и учета данного вида товара. Для повышения эффективности разрабатываемых мероприятий и устранения неблагоприятных последствий для производителей и продавцов важным является доработка системы ЕГИАС, решение проблем, связанных с внедрением данной системы, в том числе и снижение стоимости установки и обслуживания. Также главным критерием, конечно же, является усиление взаимодействия государства и бизнеса, позволяющего усовершенствовать рынок алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Безусловно, существуют проблемы как инфраструктурные, так и технологические, необходимы значительные инвестиции не только со стороны государства, но и стороны участников рынка, продающих алкоголь. Но несмотря на все эти ограничения, технологические новации в сфере регулирования алкогольной продукции в будущем станут нормой результативного государственного участия.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Высоких С.А. Особенности государственного регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1.

Жук А.А., Кизилова Е.А. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в Российской Федерации: на пути к государственной монополии? // Современная конкуренция. 2014. № 2(44).

Князев Дмитрий Алексеевич Интеграция бизнес-процессов предприятий-производителей алкогольной продукции с ЕГАИС: проблемы и решения // Огарёв-ОпНпе. 2018. № 1(106).

Кускова, Е.С. Использование ЕГАИС как средства контроля за легальным оборотом алкогольной продукции / Е.С. Кускова // Аллея науки. — 2017. — Т. 1. — № 16. — С. 767-770.

Латынцева М.Б. Современное состояние рынка алкогольной продукции в России / М.Б. Латынцева // Вестник Омского ун-та. 2017. № 4(60). С. 54-61. (Экономика).

Мазанкова Т.В., Литвиненко В.А. Опыт и проблемы внедрения ЕГАИС // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 2.

Матковская Э.С., Мануйло Н.М., Жарикова О.А. Введение ЕГАИС: проблемы и пути их решения для организаций розничной торговли алкогольной продукцией // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1. — С. 24-26.

Солонина Ю.А., Верховец О.А. Обзор методов госрегулирования в РФ рынка алкогольной продукции // Потенциал Российской экономики: сб. статей. — Омск: ФУ при ПРФ ОФ, 2017. — С. 453-458.

Халтурина ДП. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. М.: Ленанд,

2008. С. 59-77.

Dzhabirov Magomed Vahaevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: dzhabirov.magomed@bk.ru

Tsaturyan Lev Aramovich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: tttsaturyanl1@gmail.com

Grebenik Viktor Vasilyevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: Gvik65@mail.ru

The use of digital technologies in the state regulation of the alcohol market

Abstract. It's no secret that modern realities dictate new conditions for the development of society and the state. The XXI century, being the century of information and digital technologies, has greatly influenced management processes not only at the commercial, but also at the state level. Over time, there has been a popularization and an increase in the role of digital technologies in all spheres of life of the country. It should be understood that automation and digitalization of processes in the public sector today is one of the main engines of both economic and political and social development of the country, which is why the issue of the introduction of digital technologies in all aspects of government activities should be one of the key and advanced on the agenda. Digitalization has also affected the alcoholic beverages market, which is developing and gaining momentum every day. In 2006, a Unified State Automated Information System (hereinafter — USAIS) was introduced, which greatly facilitated the process of controlling the market of alcoholic beverages, its production and turnover. This system shows itself on the good side, but it is worth noting that there are a number of flaws that prevent its effective functioning. Thus, within the framework of this issue, the state faces a difficult task — to improve the system of control over the alcohol market by solving existing problems. The article examines the existing methods of state regulation of the alcoholic beverages market, and also examines the genesis and process of the introduction of the USAIS system in Russia. In addition, the authors analyzed the current state of the automated alcohol market regulation system and the current problems of its functioning.

Keywords: alcoholic beverages market; EGAIS; digital technologies; state regulation; economy; rosalco-regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.