Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Экономические вопросы управления
Глушко Т.Ю.
Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы
Глушко Татьяна Юрьевна — аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Аннотация
Государственное регулирование оказывает существенное влияние на рыночные отношения между субъектами различных отраслей. Деятельность предприятий на алкогольном рынке заслуживает особого внимания как вследствие специфичности продукта, так и в связи с высокими доходами от ее налогообложения. Как показывает мировой опыт, контроль, ограничения, запреты на производство и употребление имели место на протяжении всего существования алкогольной продукции. Российский рынок не является в данном случае исключением. В статье рассматриваются основные особенности государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Ключевым моментом в ужесточении государственного контроля стала разработка автоматизированной системы ЕГАИС. Трудности, связанные с введением и функционированием системы, остаются актуальными и на настоящий момент.
Ключевые слова
Государственное регулирование, рынок алкогольной продукции, подакцизные товары.
Рынок алкогольной продукции в России имеет свои специфические особенности, среди которых: структура потребления алкогольной продукции, ограничения в способах продвижения, фальсификация продукции и жесткое государственное регулирование производства и оборота алкогольных товаров. Данные особенности оказывают определенное влияние на деятельность участников рынка, организацию и развитие бизнеса. Структура потребления имеет непосредственное отношение к портфелю брендов компании, создает приоритеты в производстве и продаже тех или иных видов продукции. Для российского рынка характерно преобладание крепких спиртных напитков в общей структуре потребления. В последние годы наблюдается тенденция роста доли слабоалкогольных напитков и пива, а также смещается акцент в сторону употребления дорогих крепких напитков премиум-класса. Ограничения в способах продвижения алкогольной продукции непосредственно влияют на маркетинговую политику фирмы и варианты построения коммуникаций с потребителем. Все большее значение приобретает соответствие внешнего вида продукции (упаковки, этикеток, стекла), а также качества жидкости требованиям государственных стандартов и регламентов. Высокий уровень нелегального оборота алкогольной продукции создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
дополнительной защиты потребителей от подделок. Причинами столь большого количества подделки алкогольных товаров являются, во-первых, неэффективный контроль над оборотом со стороны государства, во-вторых, отсутствие дешевых алкогольных продуктов вследствие высоких ставок акциза, сложности сертификации и таможенных процедур.
Методы государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции
На протяжении всего существования и развития рынка алкогольной продукции применялись различные способы контроля ее производства и оборота: становление акцизного налогообложения, формирование перечня подакцизных товаров, установление ставок и методов исчисления акцизов, введение законодательных ограничений и требований к производству и обороту алкогольной продукции оказывали существенное влияние на деятельность участников рынка1. Предприятия, производящие или импортирующие подакцизные товары, и сейчас вынуждены постоянно адаптироваться к изменениям в законодательстве, перестраивать существующие процессы в соответствии с требованиями государства, нести дополнительные административные и оперативные издержки. В связи с особенностями производства и реализации продукции в России, высокой долей нелегального производства, а также растущими требованиями потребителей к качеству товара российский рынок алкогольной продукции претендует на особое внимание государства. Государственное регулирование алкогольной продукции включает многие виды деятельности, основными из них являются:
• регулирование экспорта, импорта продукции;
• регулирование цен на алкогольную продукцию;
• определение квот на закупку этилового спирта, необходимых для удовлетворения потребностей страны;
• введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, производимой и реализуемой на территории России алкогольной продукции;
1 Замалетдинова Э.Н. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 7. URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=36466 (18.04.2014); Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Дело и сервис, 2011; Indirect Tax in 2013. A Review of Global Indirect Tax Development and Issues. Ernst & Young, 2013. URL: http ://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ Global indirect tax developments-the shift in 2013/$FILE/Indirect tax 2013.pdf (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
• лицензирование производства и оборота алкогольной продукции;
• организация государственного контроля над производством и оборотом алкогольной продукции;
• установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота продукции;
• определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей алкогольной продукции, в том числе установление порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки продукции;
• установление порядка сертификации и государственной регистрации алкогольной продукции;
• установление порядка сертификации и государственной регистрации основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции.
Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в России отличается особой жесткостью в части контроля над производством и оборотом продукции, широким спектром требований и правил к деятельности участников рынка, строгой отчетностью и регламентацией процедур, связанных с алкогольной продукцией (хранение, транспортировка, таможенное оформление, продажа, реклама). Политика государства в отношении производства и оборота алкогольной продукции, с одной стороны, направлена на поддержку здоровья и сохранности нации, с другой стороны, заинтересовано в доходах от налогообложения участников рынка. В зарубежной практике налогообложения данные вопросы также стоят достаточно остро и поиск оптимального баланса остается актуальным2. Зарубежный опыт показывает, что влияние роста ставок акцизов на уровень потребления главным образом происходит в прямых каналах продаж, в рознице повышение цен в большей степени ложится на производителей и импортеров продукции для сохранения конкурентоспособности товара. В дополнение к этому повышение акцизов не решает проблему для людей, которым алкоголь приносит действительный ущерб, а в той или иной степени затрагивает всех потребителей в целом3. Установление различных ставок акцизов по видам алкогольной продукции оказывает влияние на структуру потребления: одинаковое увеличение акциза на все виды продукции сказывается прежде всего на
2 Anderson P., Chisholm D., Fuhr D.C. Effectiveness and Cost-effectiveness of Policies and Programmes to Reduce the Harm Caused by Alcohol // The Lancet. 2009. No 373 (9682). P. 2234-2246.
3 Hunt P., Rabinovich L., Baumberg B. Preliminary Assessment of Economic Impacts of Alcohol Pricing Policy Options in the UK. RAND Corporation, 2011. URL: http://www.rand.org/pubs/technical reports/TR858-1.html (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
снижении доли крепких спиртных напитках, в меньшей степени на слабоалкогольной продукции и приводит к наименьшему сокращению потребления пива4.
Российское правительство с целью поддержания здоровья населения реализует концепцию по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения и государственную программу по развитию здравоохранения5. Эта политика направлена на снижение уровня потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления и повышение эффективности регулирования алкогольного рынка. Проблемы в данной области связаны с необходимостью установления оптимальных налоговых ставок, так как высокие ставки акцизов ограничивают деятельность участников рынка в возможности предложить конкурентоспособный продукт по доступным ценам. Высокие ставки акцизов также ведут к росту нелегального производства, что представляет опасность для потребителя.
Кроме того, государственное регулирование рынка создает дополнительные сложности для осуществления производства и продажи алкогольной продукции. Жесткие стандарты, требования, системы контроля и учета, вмешательство государственных структур на всех этапах реализации товара приводят к ограничению возможностей участников рынка. Происходит вытеснение малого и среднего бизнеса в связи с неспособностью компаний выполнять установленные процедуры и нести высокие издержки.
Информационная система ЕГАИС: введение, функционирование, трудности реализации, последствия
Ключевыми рычагами регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России являются обязательная маркировка и регистрация продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Обязательная маркировка алкогольной продукции была введена Постановлением Правительства РФ № 938 с 1 января 1997 в целях защиты потребителя от нелегальной
4 Bielinska-Kwapisz A., Mielecka-Kubien Z. Alcohol Consumption and Its Adverse Effects in Poland in Years 1950-2005 // Economics Research International. 2011. Vol. 2011. URL: http://www.hindawi.com/iournals/ecri/2011/870714/ (18.04.2014); Final report to EC DG Taxation and Customs Union. London Economics, 2010. URL: http://ec.europa.eu/taxation customs/resources/documents/common/pub lications/studies/min rates.pdf (18.04.2014).
5 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/12172220/ (18.04.2014); Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ "Развитие здравоохранения"». URL: http://base.garant.ru/70290076/ (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
продукции, а также контроля импорта и производства алкоголя в стране6. В настоящее время порядок маркирования регламентирован статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 № ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (последняя редакция — 2 ноября 2013)7.
Обязательной маркировке подлежит вся алкогольная продукция за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При этом:
- алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
- алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками.
Федеральные специальные и акцизные марки должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции: наименование алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, содержание этилового спирта, объем алкогольной продукции в потребительской таре, наименование производителя алкогольной продукции, местонахождение производителя алкогольной продукции, страна происхождения алкогольной продукции, подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности, подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака. За правильность нанесения и подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством РФ. Однако рядовому потребителю практически невозможно идентифицировать настоящая марка наклеена на товар или нет. Для усиления защиты постановлением правительства c 1 ноября 2012 введены акцизные марки нового образца. Новые марки имеют 15 степеней защиты, выпускаются в двух форматах, подразделяются по видам алкогольной продукции, а также предельной вместимости используемой
6 Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 938 (ред. от 12.07.1999) «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 153. 14.08.1996.
7 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 29.11.1995. URL: http://www.rg.ru/1995/11/29/spirt-regulirovanie-dok.html (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
потребительской тары. Возможно, данная мера и способствует сокращению подделок и, соответственно, нелегального оборота, однако издержки на данное нововведение государство в очередной раз перекладывает на производителей. Стоимость новых марок составляет 1600 руб. (без учета НДС) за 1000 штук, вместо 1300 руб. за 1000 акцизных марок предыдущего образца8.
Важным этапом усиления государственного контроля выступило введение информационной системы ЕГАИС, предназначенной для автоматизированного учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Разработка ЕГАИС была поручена Федеральному государственному унитарному предприятию Научно-технического центра «Атлас» при Федеральной службе безопасности России. За ввод системы в эксплуатацию несли ответственность Министерство экономического развития, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. Введение ЕГАИС осуществлялось в первой половине 2006 года согласно редакции Федерального закона № 171-ФЗ от 1 января 2006, по которой все производители и импортеры алкогольной продукции, действующие на территории Российской Федерации, обязаны установить программно-технический комплекс ЕГАИС. Параллельно с введением ЕГАИС меняются акцизные марки для импортной продукции и федеральные специальные марки — для отечественной.
Автоматизированная информационная система ЕГАИС предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для решения следующих задач:
• обеспечение полноты и достоверности учета с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;
• обеспечение ведения учета импорта с контролем правильности начисления акциза и возможностью детализации до страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема;
• обеспечение ведения учета федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и
8 Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 (ред. от 11.07.2012) «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 28.12.2005. URL: http://www.rg.ru/2005/12/28/alkohol-markirovka-dok.html (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции, которой она выдана, на какую алкогольную продукцию нанесена марка или по каким причинам забракована, каким актом списана и уничтожена;
• анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;
• затруднение реализации контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде9.
Указанные задачи система реализует посредством учета акцизных марок, нанесения на них сведений о маркируемой импортируемой / производимой алкогольной продукции, фиксации и передачи в единую государственную автоматизированную информационную систему данных об объемах закупки и поставки данной продукции. Программа обеспечивает автоматизацию формирования базы данных об объемах импорта / производства алкогольной продукции за произвольно выбранный отчетный период с возможностью детализации до вида продукции, наименования, емкости тары, крепости, количества, объема, страны происхождения, производителя, отправителя, получателя и сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота импортной алкогольной продукции.
Разработанную в теории схему функционирования ЕГАИС реализовать на практике удалось не сразу. В период введения и начале функционирования системы можно выделить следующие проблемы по работе с комплексом:
• технические недоработки системы: сбои, ошибки, потеря информации, односторонняя связь;
• отсутствие акцизных марок нового образца, необходимых для активации и учета в ЕГАИС;
• необходимость постоянной перестройки и адаптации процессов к меняющимся условиям;
• отсутствие квалифицированного персонала, владеющего новой системой.
В результате, распространились задержки и срывы поставок, увеличилось количество процедур, а также время выполнения заказов, значительно выросли издержки на единицу продукции. Таким образом, система на первых этапах введения
9 ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: [Официальный сайт]. URL: www.egais.com/ (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
привела к кризису в алкогольной отрасли — пострадали как производители, так и импортеры продукции, понеся значительные убытки. Последствия почувствовали и потребители, столкнувшись с дефицитом продукции и ростом розничных цен на 10-20%10. К сожалению, ЕГАИС так и не смогла решить проблему нелегального производства, так как на практике контролирует оборот лишь легальной продукции, поэтому потребитель по-прежнему не защищен от подделок.
К концу 2007 года ЕГАИС функционировала стабильно. В ноябре 2008 года были начаты работы по внедрению новых программных средств ЕГАИС, ответственность за которые перешло к научно-исследовательскому вычислительному центру Федеральной налоговой службы России11. На данный момент программное обеспечение функционирует стабильно с незначительными недоработками. Контроль за ЕГАИС ведет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — Росалкогольрегулирование — осуществляющая функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также функции контроля за ее производством и оборотом, по надзору и оказанию услуг в этой сфере12. Однако до сих пор к системе есть претензии по производительности, техническим требованиям и, главное, стоимости обслуживания.
Подобный опыт автоматизированного управления российский рынок пережил впервые. Потребовалась серьезная перестройка и адаптация устоявшихся процессов, а также гибкость и быстрота реакции всех участников рынка. Введение ЕГАИС вызвало множество споров и дискуссий о целесообразности данного способа регулирования. Как показала практика последних лет, ЕГАИС оказалась не способна в полной мере выполнить поставленные цели и задачи и в большей степени усложняет процедуры на рынке алкогольной продукции, чем контролирует ее производство и оборот. На разработку и внедрение системы потрачено большое количество времени и средств. Производители и оптовики продолжают нести расходы и испытывать неудобства от ее использования, вследствие чего растут розничные цены на продукцию. Тем не менее система ЕГАИС существует, и вопрос о ее дальнейшей судьбе остается открытым.
10 Крепкие спиртные напитки // Коммерсантъ. № 164/П (4219). 07.09.2009.
11 Приказ ФНС России от 05.11.2008 № ММ-3-6/574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». URL: http://www.referent.ru/1/127685 (18.04.2014).
12 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: [Официальный сайт]. URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
В настоящее время продолжает возрастать актуальность поиска наиболее адекватных методов и форм государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующего правового оформления методов государственного управления в данной сфере. В целях более эффективного государственного регулирования и устранения негативных последствий для участников рынка предпочтительным представляется совершенствование технических характеристик ЕГАИС, сокращение стоимости установки и обслуживания комплекса. Для улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции также имеет смысл двигаться в сторону усиления взаимодействия государства и бизнеса. Подобный опыт зарекомендовал себя и продолжает развиваться в зарубежной практике. Например, правительство Великобритании поощряет автономию и превентивные инициативы бизнеса, совместное участие в лицензировании и контроле за соблюдением законодательных норм и ограничений13. Таким образом, необходимо сосредоточить внимание на разработке мер, позволяющих сочетать государственное управление с функционированием рыночных механизмов хозяйствования и обеспечить соответствующее правовое регулирование, включая ценообразование, таможенную и налоговую политику, применение корпоративных правил деятельности, развитие конкуренции.
Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 938 (ред. от 12.07.1999) «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 153. 14.08.1996.
2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 (ред. от 11.07.2012) «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 28.12.2005. URL: http://www.rg.ru/2005/12/28/alkohol-markirovka-dok.html (18.04.2014).
3. Приказ ФНС России от 05.11.2008 № ММ-3-6/574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта,
13 The Government's Alcohol Strategy. London: HM Government, 2012. URL: http://www.ias.org.uk/uploads/p df/alcohol-strategy.pdf (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
алкогольной и спиртосодержащей продукции». URL: http://www.referent.ru/1/127685 (18.04.2014).
4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/12172220/ (18.04.2014).
5. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ "Развитие здравоохранения"». URL: http://base.garant.ru/70290076/ (18.04.2014).
6. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. 29.11.1995. URL: http://www.rg.ru/1995/11/29/spirt-regulirovanie-dok.html (18.04.2014).
7. Глушко Т.Ю. Применение системы ЕГАИС в целях совершенствования процессов управления цепями поставок на рынке алкогольной продукции // Логистика — евразийский мост: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск, 2012.
8. Глушко Т.Ю. Рынки подакцизной продукции: становление и развитие налогообложения подакцизных товаров // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 2. С. 290-293. URL: http://www.risk-online.ru/archive/2012/2/RISK_2012-2_Crop_full_versionf.pdf (18.04.2014).
9. ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: [Официальный сайт]. URL: www.egais.com/ (18.04.2014).
10. Замалетдинова Э.Н. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 7. URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=36466 (18.04.2014).
11. Крепкие спиртные напитки // Коммерсантъ. № 164/П (4219). 07.09.2009.
12. Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. М.: РАГС, 2010.
13. ЛесковаН.Е. Акцизное обложение: ретроспективный взгляд // Финансы. 2001. № 4. C. 67-69.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
14. Лукичев К.Е. Акцизное обложение в Российской империи // Финансовое право. 2005. № 5. C. 26-31.
15. ПоповаЛ.В., ДрожжинаИ.А., МасловБ.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Дело и сервис, 2011.
16. Синельников С., Золотарева А., Шкребела Е., Баткибеков С., Трунин И., Серова Е., Храмова И., Масленкова В., Бобылев Ю., Кадочников П., Луговой О. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа / Институт экономики переходного периода. М., 2000. Т. 2.
17. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: [Официальный сайт]. URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).
18. Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.: Компания Спутник +, 2004.
19. Anderson P., Chisholm D., Fuhr D.C. Effectiveness and Cost-effectiveness of Policies and Programmes to Reduce the Harm Caused by Alcohol // The Lancet. 2009. No 373 (9682). P. 2234-2246.
20. Bielinska-Kwapisz A., Mielecka-Kubien Z. Alcohol Consumption and Its Adverse Effects in Poland in Years 1950-2005 // Economics Research International. 2011. Vol. 2011. URL: http://www.hindawi.com/journals/ecri/2011/870714/ (18.04.2014).
21. Final report to EC DG Taxation and Customs Union. London Economics, 2010. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/common/publications/studies/min_ rates.pdf (18.04.2014).
22. Hunt P., Rabinovich L., Baumberg B. Preliminary Assessment of Economic Impacts of Alcohol Pricing Policy Options in the UK. RAND Corporation, 2011. URL: http://www.rand.org/pubs/technical_reports/TR858-1.html (18.04.2014).
23. Indirect Tax in 2013. A Review of Global Indirect Tax Development and Issues. Ernst & Young, 2013. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Global_indirect_ta x_developments-the_shift_in_2013/$FILE/Indirect_tax_2013.pdf (18.04.2014).
24. The Government's Alcohol Strategy. London: HM Government, 2012. URL: http://www.ias.org.uk/uploads/pdf/alcohol-strategy.pdf (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Glushko T.
Government Regulation of Alcohol Production and Turnover: Key Features and Issues
Glushko, Tatiana — Postgraduate student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University.
E-mail: [email protected] Annotation
Government regulation has essential impact on the market relations between members of different industries. Activity of the enterprises in the alcoholic market deserves special attention, both owing to specificity of a product, and in connection with the high income from its taxation. Experience shows that some forms of control: restrictions, or in some cases an all-out ban on production and consumption of alcohol have existed throughout most of the history. The Russian market isn't an exception. In this article the main features of government regulation of production and a turnover of alcoholic products are examined. The key point in the strengthening of government's control over the production of alcohol was the development of the automated UFAIS system. The difficulties which accompanied the system's introduction and day-to-day functioning are still relevant.
Key words
Government regulation, the alcohol market, excise goods.
References:
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.08.1996 № 938 (red. ot 12.07.1999) «O vvedenii special'noj markirovki alkogol'noj produkcii, proizvodimoj na territorii RF». Pervonachal'nyj tekst dokumenta opublikovan v izdanii: Rossijskajagazeta. № 153. 14.08.1996.
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.12.2005 № 785 (red. ot 11.07.2012) «O markirovke alkogol'noj produkcii federal'nymi special'nymi markami». Pervonachal'nyj tekst dokumenta opublikovan v izdanii: Rossijskaja gazeta. 28.12.2005. URL: http://www.rg.ru/2005/12/28/alkohol-markirovka-dok.html (18.04.2014).
3. Prikaz FNS Rossii ot 05.11.2008 № MM-3-6/574 «O vnedrenii v promyshlennuju jekspluataciju programmnyh sredstv edinoj gosudarstvennoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy ucheta ob'ema proizvodstva i oborota jetilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashhej produkcii». URL: http://www.referent.ru/1/127685 (18.04.2014).
4. Raspoijazhenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2009 № 2128-r «O koncepcii realizacii gosudarstvennoj politiki po snizheniju masshtabov zloupotreblenija alkogol'noj produkciej i profilaktike alkogolizma sredi naselenija RF na period do 2020 goda». URL: http://base.garant.ru/12172220/ (18.04.2014).
5. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 24.12.2012 № 2511-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy RF "Razvitie zdravoohranenija"». URL: http://base.garant.ru/70290076/ (18.04.2014).
6. Federal'nyj zakon ot 22.11.1995 № 171-FZ (red. ot 02.11.2013) «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota jetilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashhej produkcii». Pervonachal'nyj tekst dokumenta opublikovan v izdanii: Rossijskaja gazeta. 29.11.1995. URL: http://www.rg.ru/1995/11/29/spirt-regulirovanie-dok.html (18.04.2014).
7. Glushko T.Ju. Primenenie sistemy EGAIS v celjah sovershenstvovanija processov upravlenija cepjami postavok na rynke alkogol'noj produkcii. Logistika — evrazijskij most: Materialy VIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnojarskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. Krasnojarsk, 2012.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
8. Glushko T.Ju. Rynki podakciznoj produkcii: stanovlenie i razvitie nalogooblozhenija podakciznyh tovarov.
RISK: Resursy, Informacija, Snabzhenie, Konkurencija. 2012, 2, pp. 290-293. URL: http://www.risk-online.ru/archive/2012/2/RISK_2012-2_Crop_full_versionf.pdf (18.04.2014).
9. EGAIS — Edinaja gosudarstvennaja avtomatizirovannaja informacionnaja sistema ucheta ob'ema proizvodstva i oborota jetilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashhej produkcii: [Official site]. URL: www.egais.com/ (18.04.2014).
10. Zamaletdinova Je.N. Kosvennye nalogi v Rossii i zarubezhnyj opyt v oblasti vzimanija kosvennyh nalogov.
Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet, 2011, 7.
URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=36466 (18.04.2014).
11. Krepkie spirtnye napitki. Kommersant, 07.09.2009, 64/P (4219).
12. Kuharenko V.B., Tjutjurjukov N.N. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. Moscow, RAGS, 2010.
13. Leskova N.E. Akciznoe oblozhenie: retrospektivnyj vzgljad. Finansy, 2001, 4, pp. 67-69.
14. Lukichev K.E. Akciznoe oblozhenie v Rossijskoj imperii. Finansovoepravo, 2005, 5, pp. 26-31.
15. Popova L.V., Drozhzhina I.A., Maslov B.G. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. Moscow: Delo i servis, 2011.
16. Sinel'nikov S., Zolotareva A., Shkrebela E., Batkibekov S., Trunin I., Serova E., Hramova I., Maslenkova V., Bobylev Ju., Kadochnikov P., Lugovoj O. Problemy nalogovoj sistemy Rossii: teorija, opyt, reforma / Institut jekonomiki perehodnogo perioda. Moscow, 2000. T. 2.
17. Federal'naja sluzhba po regulirovaniju alkogol'nogo rynka: [Official site]. URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).
18. Jakovleva N.V. Akciz i fiskal'naja monopolija: istorija vozniknovenija iperspektivyprimenenija. Moscow: Kompanija Sputnik +, 2004.
19. Anderson P., Chisholm D., Fuhr D.C. Effectiveness and Cost-effectiveness of Policies and Programmes to Reduce the Harm Caused by Alcohol. The Lancet, 2009, 373 (9682), pp. 2234-2246.
20. Bielinska-Kwapisz A., Mielecka-Kubien Z. Alcohol Consumption and Its Adverse Effects in Poland in Years 1950-2005. Economics Research International, 2011, vol. 2011.
URL: http://www.hindawi.com/journals/ecri/2011/870714/ (18.04.2014).
21. Final report to EC DG Taxation and Customs Union. London Economics, 2010. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/common/publications/studies/min_rates.pdf (18.04.2014).
22. Hunt P., Rabinovich L., Baumberg B. Preliminary Assessment of Economic Impacts of Alcohol Pricing Policy Pptions in the UK. RAND Corporation, 2011. URL: http://www.rand.org/pubs/technical_reports/TR858-1.html (18.04.2014).
23. Indirect Tax in 2013. A Review of Global Indirect Tax Development and Issues. Ernst & Young, 2013. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Global_indirect_tax_developments-the_shift_in_2013/$FILE/Indirect_tax_2013.pdf (18.04.2014).
24. The Government's Alcohol Strategy. London: HM Government, 2012. URL: http ://www.ias.org.uk/uploads/pdf/alcohol-strategy .pdf (18.04.2014).