х™™™ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ:«л«™™
УДК 004.418:004.9:642.5:339.37:663
Т.В. Мазанкова, канд. экон. наук,
завкафедрой экономики и управления на предприятиях торговли
торгово-технологического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права
В.А. Литвиненко, лаборант центра компьютерных технологий Хабаровского государственного университета экономики и права
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕГАИС
В работе изучены нормативно-правовые основы внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на предприятиях общественного питания, изучены порядок работы, нормативные требования для предприятий общественного питания. Проанализированы и обобщены проблемы внедрения системы на предприятиях общественного питания. Сделаны выводы о направления дальнейшего совершенствования системы ЕГАИС. Элементы научной новизны содержатся в обобщении проблем внедрения ЕГАИС на предприятиях. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования системы контроля розничной реализации алкогольной продукции в общественном питании.
Ключевые слова: общественное питание, ЕГАИС, проблемы внедрения, розничная продажа алкогольной продукции.
The legal framework of implementation of the unified state automated information system (USAIS) at the enterprises ofpublic catering and the order of work with its regulatory requirements are examined in this article. The problems of the system introduction at the enterprises ofpublic catering are analyzed and summarized. The conclusions about the direction of USAIS system further improvement are analyzed. The elements of scientific novelty are contained in the generalization of the problems related to the implementation of USAIS at the enterprises. The practical significance lies in the possibility of using the results to improve the system of control over the retail sale of alcoholic beverages in public catering.
Keywords: public catering, USAIS, implementation problems, retail sale of alcoholic beverages.
Актуальность
Прогрессивное развитие современного общественного питания обусловлено внедрением инноваций. Активно внедряются инновации в производственное, холодильное, складское, вендерное оборудование, внедряются стеллажи, произведённые с использованием новых материалов, совершенствуется расчётно-кассовое
обслуживание, оборудование для учёта и поступления товаров (сканеры). Интенсивно создаётся и совершенствуется программное обеспечение, предназначенное для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM); программное обеспечение по управлению запасами (MRP); программное обеспечение по управлению цепочками поставок (SCM).
Большинство крупных и средних предприятий торговли и общественного питания уже успешно внедрили в свою деятельность различного рода инновации.
Внедрение инноваций в общественное питание и индустрию гостеприимства позволяет предприятиям:
- сокращать расходы, а значит, увеличивать норму прибыли;
- обеспечить эффективность и качество оказания услуг потребителям;
- создавать благоприятные условия труда для персонала в целях повышения производительности труда;
- повышать эффективность контроля деятельности предприятий как со стороны руководства, так и со стороны государственных органов.
Внедрение инноваций в систему государственного контроля влечёт повышение эффективности деятельности. Уменьшается количество проверок, повышается их качество. Опыт внедрения инноваций в системе государственного контроля деятельности предприятий общественного питания заслуживает внимания с целью совершенствования работы в этой области.
Цель работы
Проанализировать опыт внедрения ЕГАИС в общественном питании, выявить проблемы и направления совершенствования в этой области.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1. Изучить понятие, значение ЕГАИС, нормативные требования для предприятий общественного питания.
2. Выявить и обобщить проблемы предприятий общественного питания при внедрении ЕГАИС.
3. Предложить рекомендации по совершенствованию деятельности государственных органов в данном направлении.
Элементы научной новизны содержатся в обобщении проблем внедрения ЕГА-ИС на предприятиях.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования системы контроля розничной реализации алкогольной продукции в общественном питании. Методологической основой работы стали работы таких учёных, как Т.Ю. Глушко [2], С.И. Клепикова [3], К.В. Крохмальной [4], М.Б. Латынцева [5], А. Немцова [7], А.Р. Пшизова [9], А.В. Павлова, Е.В. Семенова [10] и др.
Понятие, значение и нормативные требования ЕГАИС
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) представляет собой единую автоматическую информационную систему, действующую в пределах Российской Федерации, при помощи которой ведётся учёт производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от производителя до конечного потребителя. Система внедряется с 2005-2006 годов. Основными декларируемыми целями являются: во-первых, борьба с контрафактной продукцией, забота о безопасности продукции, потребляемой населением; во-вторых, вывод из тени торгового оборота, увеличение бюджетных доходов.
Предприятия общественного питания обязаны отражать факты закупки алкогольной продукции. Для этого необходимо подключение к ЕГАИС с использова-
нием универсального транспортного модуля (УТМ).Установка УТМ может быть осуществлена самостоятельно, без обращения в Росалкогольрегулирование или территориальные органы Росалкогольре-гулирования, через личный кабинет на специализированном портале
http://egais.ш/.Подробные видеоинструкции с порядком регистрации в личном кабинете и установкой УТМ для передачи сведений в ЕГАИС доступны по адресу: http://egais.ш/news/view?id=8.
У каждого предприятия общественного питания в системе ЕГАИС есть 2 регистра: регистр № 1 - склад; регистр № 2 -торговый зал. При подтверждении накладных вся продукция автоматически попадает на склад. Далее формируется документ перемещения со склада в торговый зал. После обновления остатков торгового зала (спустя некоторое время после переноса продукции с регистра № 1 в регистр № 2), по правилам ЕГАИС, в общепите формируются акты списания.
Таким образом, предприятия общественного питания сначала не были обязаны регистрировать продажи алкогольной продукции в ЕГАИС, но ФСРАР постепенно ужесточала для него требования по учёту алкоголя. С 1 января 2016 г. у предприятий общественного питания появилась обязанность подтверждать закупки алкогольной продукции в ЕГАИС. Порядок действий был не сложен, не требовались изменения в учёте предприятия. Нужно было лишь найти в системе документы, выгруженные туда поставщиком, и подтвердить, что товар действительно получен. Однако уже 3 октября 2016 г. требования ужесточились: рестораны
также обязали привести с 1 января 2017 г. свои остатки алкогольной продукции в соответствии с реальными остатки алкогольной продукции в ЕГАИС. Для этого стало необходимо списывать продажи алкогольной продукции «не позднее следующего дня» документами «Акт списания» с указанием основания «Списание продукции, продажа которой не подлежит учёту в ЕГАИС».Такую работу нужно было формировать в ручном режиме, потому что отчёт должен был содержать в себе только код алкогольной продукции и проданное количество.
Новая версия ЕГАИС 3.0 с 1 января 2018 г. предусматривает, что документ «Акт списания» в ЕГАИС дополнен полем, содержащим значение штрихового кода акцизной марки, наклеенной на списываемую бутылку. Получить это значение можно только сканированием и только той марки, бутылка с которой списывается. Следовательно, для ежедневного списания проданного алкоголя его весь нужно будет предварительно отсканировать сканером штриховых кодом один раз в смену.
Списание не потребуется, если речь идёт о следующем:
- пиве и пивных напитках;
- сидре;
- медовухе;
- пуаре.
Формирование актов списания по этим видам продукции носит рекомендательный характер.
В то же время журнал учёта розничных продаж алкогольной продукции, пива и пивных напитков заполняется всеми видами организаций и по всем видам
продукции в обязательном порядке. Ро-салкогольрегулированием разработана методология помарочного учёта крепкого алкоголя в ЕГАИС. Сейчас данная методология дорабатывается путём обсуждения с экспертными организациями и представителя алкогольного рынка. Основные моменты новой методологии:
- помарочный учёт в системе ЕГАИС подразумевает отслеживание движения каждой единицы маркируемой алкогольной продукции. Для этого используется информация, содержащаяся в акцизной марке (штриховой код в формате PDF-417);
- для ведения помарочного учёта вводится регистр остатков № 3;
- регистр № 3 ведётся отдельно для каждого fsrarid;
- в 2018 г. планируется изменение внешнего вида марок, наносимых на алкогольную продукцию;
- с 1 марта 2018 г., фиксация накладных в системе ЕГАИС будет возможна только в новом формате (версия формата документов 3).
Таким образом, к 1 июля 2018 г. все организации должны перейти на пома-рочный учёт. Сроки перехода на новую версию ЕГАИС 3.0 в 2018 г.:
- 15 января 2018 г. - постановка на баланс и акты списания алкогольной продукции с пометкой «розничная продажа»;
- тестовый период по помарочному приёму ТТН в ЕГАИС - до 1 февраля 2018 г.;
- переходный период: с 1 февраля 2018 г. до 1 июля 2018 г. могут быть ТТН с помарочным учётом и без него;
- с 1 июля 2018 г. все организации обязаны перейти на помарочный учёт при приёме и списании продукции.
Изменения появились и в вопросе порядка учёта списания алкогольной продукции в мини-барах отелей в ЕГАИС. При учёте в ЕГАИС объёма списанной алкогольной продукции, которая реализуется через мини-бары гостиничных номеров, в систему ЕГАИС направляется заявка по форме, согласно п. V приказа Минфина России от 15 июня 2016 г. № 84н в момент передачи продукции в мини-бар гостиничного номера. В случае возврата нереализованной алкогольной продукции из мини-бара гостиничного номера, с целью, к примеру, возврата такой продукции поставщику или её перемещения между местами осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиата, организация имеет возможность восстановить её на баланс путём направления заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о постановке продукции на баланс по форме, согласно п. VI приказа Минфина России от 15 июня 2016 г. № 84н.
На примере этой истории с постепенным переводом общепита в режим регистрации продаж алкогольной продукции в ЕГАИС видно, как без выпуска нормативно-правовых актов фактически были нивелированы требования федерального закона, дающего льготы для ресторанов по работе с системой. Зачем это было сделано именно так, тоже понятно: нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному закону, легко могли быть оспорены в судах, а инструкции и письма, как и изменения в составе документов ЕГАИС, оспорить сложно. Чтобы их выполнить, ресторанам ничего не остаётся, как самим и полностью добровольно перейти на фиксацию розничных продаж в ЕГАИС.
Из хороших новостей пока остаётся только дополнение к сообщению ФСРАР, в котором сказано, что «механизм списания немаркируемой продукции (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха) остается без изменений». Однако, как долго продлится эта ситуация, никто не знает.
Основные проблемы внедрения ЕГАИС в общественном питании
Как отмечается в работах Э. С. Мат-ковской [6], А. Немцова [7], попытки внедрить систему ЕГАИС предпринимались в 2006 г., затем в 2011 г. (Алко-голь.ру). Однако тогда в силу слабой продуманности и реализации в сфере продажи спиртных напитков, неготовности производителей внедрить систему не смогли сразу. Как отмечает А. Немцов, это приводило только к дестабилизации алкогольного рынка [7]. Работа ЕГАИС тестовом режиме продолжилась в 2013 г. на крупных предприятиях. Однако и с 1 января 2016 г. на данный момент существует множество проблем как для предприятий-производителей, так и для оптовых и розничных предприятий. Анализ общедоступных источников [1; 11; 12], материалов общественных слушаний в Хабаровском крае, работ учёных Э.С. Матковской [6], Т.Ю. Глушко [2], позволил сформулировать общие проблемы внедрения ЕГАИС в РФ и Хабаровском крае.
1. Необходимость покупки оборудования и высокую стоимость оборудования для подключения к ЕГАИС. Это вызовет увеличение затрат предприятий, снижение прибыльности.
2. Необходимость доступа к сети Интернет.
3. Увеличение затрат времени на сканирование каждой бутылки алкоголя.
Это трудоёмкий процесс.
4. Сложности в совмещении и неправильных настройках бухгалтерских программ, неработоспособности некоторых модулей или необходимость приобретения специальных программных продуктов организаций ЕГАИС является универсальной системой, работать с которой пользователь может через любую бухгалтерскую программу — 1С, Axapta, Сакура и др. Плюс такого подхода в том, что налогоплательщикам не пришлось приобретать специальный программный продукт и вносить изменения в отработанный процесс ведения бухгалтерии. Однако с этим связан и ряд сложностей, на которые жалуются сами организации. Проблема часто заключается в неправильных настройках систем учёта пользователей, не проявлявшихся ранее, либо в неработоспособности некоторых модулей, которые прежде не были задействованы. Все эти ошибки появились только после подключения к ЕГАИС.
5. Технические недоработки системы: сбои, ошибки, потеря информации, односторонняя связь.
6. Отсутствие в системе сформированных накладных. На практике может возникнуть ситуация, когда у продавца акцизная марка с проданного товара (алкогольной продукции) считывается, а у покупателя она не распознаётся. Такое происходит из-за того, что сканеры штрихкодов у контрагентов могут быть из разных ценовых категорий. В дорогостоящих моделях имеется функция распознавания повреждённых кодов, а в дешевых аналогах она отсутствует.
7. Медленный отклик программы.
Участники рынка рассказывают о том, что порой отгрузка, зафиксированная продавцом, не отображается в системе покупателя, вследствие чего последний принять товар не может. Другими словами, данные от продавца в ЕГАИС, а оттуда - в учётную систему покупателя поступают с ощутимой задержкой.
8. Отсутствие квалифицированного персонала, владеющего новой системой, увеличение издержек на обучение персонала.
Обобщая выделенные проблемы можно сгруппировать их в две группы:
Первая включает технические проблемы и недоработки системы, программного обеспечения, несовместимости и некорректной работы технических средств. Вторая группа включает ошибки, обусловленные «человеческим фактором»: недостаточной квалификацией, повышением трудоёмкости выполнения работ. Отсюда вырисовываются направления дальнейшей работы:
- связанное с совершенствованием самой системы;
- связанное с обучением, консультациями персонала предприятий, производящих и реализующих алкогольную продукцию.
Выявленные проблемы решаемы. Так, на публичных слушаниях в Хабаровском крае было отмечено, что, согласно установленным требованиям, все предприятия оптовой и розничной торговли обязаны приобрести специальное оборудование по фиксации закупок и продаж. В Хабаровском крае по со-
стоянию на декабрь 2017 г. к ЕГАИС подключены 98,4 % лицензиатов. Из оставшихся неподключённых - это новые предприятия, которые впервые получили лицензию на розничную реализацию алкоголя и находятся в процессе подключения.
Направления совершенствования работы
Как отмечала Т.Ю. Глушко [2], ЕГАИС не смогла решить проблему нелегального производства, поскольку контролирует лишь оборот легальной продукции.
М.Б. Латынцева [5] также отмечает, что проблема фальсификата была создана на рынке алкогольной продукции искусственно, в результате непродуманной политики, нацеленной только на увеличение поступлений в бюджет без учёта социально-экономических последствий. В результате увеличения ставки акциза крепкий алкоголь в России стал в разы дороже аналогичной продукции из сопредельных стран. Такой поворот событий заставил государство в лице ФС РАР предпринять ряд мер по возвращению денег из нелегального и опасного для жизни сектора. В их число вошли замораживание ставки акциза в 2015-2016 гг., снижение минимальной розничной цены на водку, внедрение ЕГАИС в оптовой и розничной торговле. Пример проводимой акцизной политики и ситуации с внедрением ЕГАИС на оптовое и розничное звено показывает, насколько легко (с учётом высокой доходности алкогольного рынка) происхо-
дит отток средств в нелегальную сферу и насколько тяжёлые последствия имеет недальновидная политика, направленная на сиюминутное решение проблемы. При этом возврат к балансу достигается значительно большими усилиями и с существенным временным лагом.
Куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов отметил: «Мы находимся в том состоянии, когда, уже пройдя первый этап, первый год реформы, мы определили для себя задачи до 2025 года. Каждый из руководителей понимает, что в ближайшее время серьёзных изменений в части дополнительного финансирования и возможности решать задачи за счёт увеличения штатной численности у контрольно-надзорных органов не будет. По сути дела, единственным эффективным ресурсом, который необхо-
димо использовать, чтобы реализовать цели и задачи реформы, является изменение системы управления, включая управление кадровыми ресурсами и построение цифрового контроля и надзора» [12].
Количество проверок значительно сокращается. В официальном плане проверок на 2018 г. в Хабаровском крае подлежит проверке только одно предприятие ООО «ДВ Март» [8].
Анализ результатов проверок в РФ, приведённый в таблице, показывает, что в динамике за 7 последних лет увеличивается доля проверок, в которых выявлены правонарушения. В то же время количество нарушений в расчёте на 1 организацию в динамике за 7 лет снижается (но за последние 2 года наблюдается рост этого показателя). Наглядно данные таблицы представлены на графике.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество проверок 4 876 5 572 10 834 9 133 9 590 7 914 6 601
В т.ч. число проверок, в которых выявлены 3 709 4 787 9 849 7 989 8 146 6 802 5 746
правонарушения
Доля проверок, в которых выявлены право- 76,07 85,91 90,91 87,47 84,94 85,95 87,05
нарушения
Число организаций, в которых выявлены 2 070 2 469 6 527 5 389 5 054 4 019 3 124
правонарушения, всего
Выявлено правонарушений, всего 5 414 6 776 11 635 9 624 9 891 7 915 6 726
Количество правонарушений на 1 органи- 2,62 2,74 1,78 1,79 1,96 1,97 2,15
зацию
Составлено по данным сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка http://fsrar.ru/.
Таблица - Результаты проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в РФ в 2011-2017 годах
Доля проверок, в которых выявлены правонарушения Количество правонарушений на 1 организацию
Рисунок - Динамика результатов проверок Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в 2011-2017 гг. в РФ (составлено по данным сайта http://fsrar.ru/)
Рекомендации
В этих условиях следует, во-первых, продолжать совершенствовать ЕГАИС на основе дальнейшей «цифровизации», создании личных кабинетов, единой модели управления, перехода на дистанционный контроль, перевода разрешительной деятельности в электронный вид. Перспективой государственного управления должен быть цифровой надзор.
Во-вторых, необходимо больше внимания уделять предпроверочному анализу и работе с обращениями граждан, проводить обучающие мероприятия, публичные слушания с подконтрольными субъектами. Например, сводный план-график про-
ведения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и её территориальными органами публичных мероприятий с подконтрольными субъектами на 2018 г. по Дальневосточному федеральному округу включает только 2 мероприятия, на которых будет проводиться разъяснительная работа путём проведения публичного обсуждения результатов правоприменительной практики, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований.
В-третьих, нужно усилить уголовную и административную ответственности за незаконную продажу алкоголя, а также установить повышенный размер штрафа
за производство и оборот алкоголя без соответствующей лицензии.
Список использованных источников
1 ЕГАИС: первый опыт и первые трудности // http://konturalco.ru/stati/egais-pervyj-opyt-i-pervye-trudnosti (дата обращения 15.03.2018).
2 Глушко Т. Ю. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции : ключевые особенности и проблемы / Т. Ю. Глушко // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. С. 68-80; https: // elibrary.ru/ download/ elibrary_215733 53_35019662.pdf (дата обращения 10.03.2018).
3 Клепикова С. И. ЕГАИС - что это такое и с чем её едят? / С. И. Клепикова // Наука и мысль. 2016. № 4. С. 176-180; https://elibrary.ru/download/elibrary _26145222_31638619.pdf (дата обращения 10.03.2018).
4 Крохмальная К. В. Меры, принимаемые государством для снижения производства и оборота нелегальной алкогольной продукции / К. В. Крохмальная // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 2 (7). С. 32-34; https://elibrary.ru/download/elibrary_260178 77_84835793.pdf (дата обращения 10.03.2018).
5 Латынцева М. Б. Современное состояние рынка алкогольной продукции в России / М. Б. Латынцева // Вестник Омского ун-та. 2017. № 4 (60). С. 54-61. (Экономика); https://elibrary.ru/download/elibrary_ 32281968_67996499.pdf (дата обращения 10.03.2018).
6 Матковская Э. С. Внедрение ЕГАИС : проблемы и пути их решения для организаций розничной торговли алкогольной продукцией / Э. С. Матковская, Н. М. Мануйло, О. А. Жарикова // Вопросы экономики и управления. 2016. № 4.1. С. 24-26; https://moluch.rU/th/5/archive/38/1023/ (дата обращения 15.03.2018).
7 Немцов А. Российская смертность в свете потребления алкоголя / А. Немцов // Демографическое обозрение. 2015. № 4. Т. 2. С. 111-135.
8 План проведения плановых проверок // http://fsrar.ru/licenzionnyi-kontrol/plan-provedeniya-planovyh-proverok (датаобращения 15.03.2018).
9 Пшизова А. Р. Внедрение ЕГАИС как один из методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции / А. Р. Пшизова, Ю. В. Бубликова // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. 2015. № 5 (10). С. 61-65; https://elibrary.ru/download/ elibrary_25001968_54068581.pdf (дата обращения 10.03.2018).
10 Семенова Е. В. Мифы и современные проблемы производства и оборота алкогольной продукции в России / Е. В. Семенова, А. В. Павлова // Известия Великолукской гос. с/х. академии. 2016. № 2. С. 28-36; https://elibrary.ru/download/elibrary_26622884 _50914132.pdf (дата обращения 11.03.2018).
11 Система ЕГАИС даёт многочислен-ленные сбои // https://www.dp.ru/a/2016/02/02/ Podnozhki_EGAIS (дата обращения 10.03.2018).
12 Трансформация надзорных органов : итоги работы «лабораторий изменений» // http://контроль-надзор.рф/news/transformatsiya-
nadzornykh-organov-itogi-raboty-laboratoriy-izmeneniy/ (дата обращения 10.03.2018).