Научная статья на тему 'Современное состояние рынка алкогольной продукции в России'

Современное состояние рынка алкогольной продукции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
838
127
Поделиться
Ключевые слова
РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АКЦИЗНАЯ ПОЛИТИКА / ALCOHOL MARKET / GOVERNMENTAL REGULATION / EXCISE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Латынцева Марина Борисовна

Анализируется текущее состояние и проблемы развития рынка алкогольной продукции в России, рассматриваются основные методы его регулирования с позиции социально-экономической значимости вопроса и в контексте задач экономического роста. Рассматривается современное состояние рынка алкогольной продукции исходя из его природы, особенностей и значимости для экономики страны, а также как результат мер по его регулированию. Отмечается двойственный характер рынка алкогольной продукции, развитие которого, с одной стороны, ведет к пополнению государственной казны за счет высокой акцизной составляющей в цене, с другой, означает ухудшение здоровья нации и, в долгосрочной перспективе, ее деградацию. В связи с этим предлагается подходить к вопросу регулирования алкогольного рынка и выбору мер по управлению им с позиции социальной значимости проблемы, а не возможностей использования отрасли для пополнения доходной части бюджета. Несостоятельность второго подхода обосновывается путем анализа последствий уже предпринятых мер и статистики по производству и потреблению алкогольной продукции, отражающей текущее состояние рынка и, в частности, проблему фальсификата. Поскольку этот вопрос тесно связан с внедрением Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) на оптовых и розничных звеньях торговли (как для обеспечения прозрачности всей цепочки движения алкогольной продукции, так и с целью борьбы с контрафактом и создания благоприятных условий развития отрасли), он также затронут в исследовании. Кроме того, рассматриваются основные участники рынка и меры, планируемые к реализации. Автор формулирует собственную точку зрения относительно их эффективности и резюмирует проблемы, актуальные на современном этапе и требующие решения.

The current state of an alcohol market in Russia

The article examines the current state and development problems of an alcohol market in Russia and discusses the methods of its governmental regulation in context of economic growth and its social importance. The author considers an alcohol market due to its specific nature and importance for the economy. The author underlines that its current state is a result of governmental regulation. The article notes the dual nature of the alcohol market, the development of which, on the one hand, leads to refill of the state budget, on the other hand, means total health deterioration and, in the long run, the degradation of the nation. In this regard, the author proposes to choose the methods of governmental regulation due to social importance of the problem rather than the purpose of budget replenishment. The failure of the second approach is validated by the statistics of an alcohol output and consumption and by the analysis of the main consequences of undertaken governmental regulation methods (counterfeit problem in the first place). Since the current state of an alcohol market in Russia is closely connected with the implementation of the Unified state automated information system in the wholesale and retail trade this question is also touched upon the study. In addition, the article examines the main alcohol market participants and the measures planned for implementation. The author formulates her own point of view regarding their effectiveness and summarizes the problems that are relevant at the current state and require immediate solution.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка алкогольной продукции в России»

УДК 338.1+339.3

JEL: Е61, Е64, Е26, L51, L66

DO110.25513/1812-3988.2017.4.54-61

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

М.Б. Латынцева

Омская академия МВД России (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 7 сентября 2017 г.

Дата принятия в печать 25 сентября 2017 г.

Ключевые слова

Рынок алкогольной продукции, государственное регулирование, акцизная политика

Аннотация. Анализируется текущее состояние и проблемы развития рынка алкогольной продукции в России, рассматриваются основные методы его регулирования с позиции социально-экономической значимости вопроса и в контексте задач экономического роста. Рассматривается современное состояние рынка алкогольной продукции исходя из его природы, особенностей и значимости для экономики страны, а также как результат мер по его регулированию. Отмечается двойственный характер рынка алкогольной продукции, развитие которого, с одной стороны, ведет к пополнению государственной казны за счет высокой акцизной составляющей в цене, с другой, означает ухудшение здоровья нации и, в долгосрочной перспективе, ее деградацию. В связи с этим предлагается подходить к вопросу регулирования алкогольного рынка и выбору мер по управлению им с позиции социальной значимости проблемы, а не возможностей использования отрасли для пополнения доходной части бюджета. Несостоятельность второго подхода обосновывается путем анализа последствий уже предпринятых мер и статистики по производству и потреблению алкогольной продукции, отражающей текущее состояние рынка и, в частности, проблему фальсификата. Поскольку этот вопрос тесно связан с внедрением Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) на оптовых и розничных звеньях торговли (как для обеспечения прозрачности всей цепочки движения алкогольной продукции, так и с целью борьбы с контрафактом и создания благоприятных условий развития отрасли), он также затронут в исследовании. Кроме того, рассматриваются основные участники рынка и меры, планируемые к реализации. Автор формулирует собственную точку зрения относительно их эффективности и резюмирует проблемы, актуальные на современном этапе и требующие решения.

THE CURRENT STATE OF AN ALCOHOL MARKET IN RUSSIA

Article info

Received

September 7, 2017 Accepted

September 25, 2017

Keywords

Alcohol market, governmental regulation, excise policy

M.B. Latyntseva

Omsk Academy of the Ministry of the interior of Russia (Omsk, Russia)

Abstract. The article examines the current state and development problems of an alcohol market in Russia and discusses the methods of its governmental regulation in context of economic growth and its social importance. The author considers an alcohol market due to its specific nature and importance for the economy. The author underlines that its current state is a result of governmental regulation. The article notes the dual nature of the alcohol market, the development of which, on the one hand, leads to refill of the state budget, on the other hand, means total health deterioration and, in the long run, the degradation of the nation. In this regard, the author proposes to choose the methods of governmental regulation due to social importance of the problem rather than the purpose of budget replenishment. The failure of the second approach is validated by the statistics of an alcohol output and consumption and by the analysis of the main consequences of undertaken governmental regulation methods (counterfeit problem in the first place). Since the current state of an alcohol market in Russia is closely connected with the implementation of the Unified state automated information system in the wholesale and retail trade - this question is also touched upon the study. In addition, the article examines the main alcohol market participants and the measures planned for implementation. The author formulates her own point of view regarding their effectiveness and summarizes the problems that are relevant at the current state and require immediate solution.

© М.Б. Латынцева, 2017

Введение. При всем множестве обсуждений относительно источников экономического роста и повышения конкурентоспособности страны, перечень вопросов, подлежащих решению для их достижения, не уменьшается. Между тем экономический рост любой развитой страны имеет своей конечной целью повышение благосостояния ее населения. Многочисленные исследования и «индексы счастья» подтверждают, что экономическое процветание общества неразрывно связано с повышением уровня социальной безопасности, материальной обеспеченности и здоровья каждого его члена. Иначе говоря, страны, в которых развитие обеспечивается не для, а за счет собственных граждан, в долгосрочной перспективе обречены на упадок и разрушение.

Особенно сложно дается соблюдение данного принципа в период возрастания внешних угроз, когда социальная политика отступает на второй план. В то же время такие «мелкие» нерешаемые проблемы, как отсутствие достойных условий жизни, высокого уровня сервиса, возможности покупать качественные продукты, приводят к закручиванию спирали: недовольство жизнью ^ углубление депрессивных настроений ^ отсутствие доверия к власти ^ отсутствие инициатив, желания созидать и развиваться ^ усиление экономического спада.

Поэтому, по мнению автора, одной из главных задач государства по созданию стратегических предпосылок экономического роста является защита своих граждан, обеспечение условий для их развития и процветания. Причем решением этой задачи будет не директивное управление, подразумевающее прямое вмешательство государства в частные вопросы и нестандартные ситуации, но создание самоорганизующейся системы, работающей автономно посредством правил, стимулов и норм.

Целью данной статьи является выявление проблем и обоснование условий экономического роста на регулируемом алкогольном рынке в России (для большей наглядности взят рынок крепкого алкоголя с содержание этилового спирта более 9 %). Алкогольная продукция, являясь составной частью пищевой отрасли, характеризуется большими объемами продаж и высокой долей акцизной составляющей в цене, а значит, остается важным ресурсом для пополнения доходной части бюджета.

При этом, даже если не вдаваться в историю вопроса и отмахнуться от сложившихся стереотипов относительно алкоголизма на Ру-

си - в Российской империи - СССР - современной России [1], очевидно, что на сегодняшний день вопрос здоровья нации и регулирования алкогольного рынка - это категории одного порядка [2]. Подтвердим данный факт устрашающей статистикой смертей от употребления алкоголя.

Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (http://www.who.int) в 2016 г. Россия была на четвертом месте в мире по количеству потребляемого алкоголя на душу населения (14,8 л) - после Молдовы (16,9 л), Литвы (16,9 л) и Беларуси (17,8 л). Более того, каждый пятый мужчина в России умирает из-за проблем с алкоголем. Это не только заболевания, вызванные алкоголизмом, и несчастные случаи, приведшие к смерти в связи с употреблением спиртного, но и отравление алкоголем и его суррогатами [3]. Особенно ярко это проявилось в декабре 2016 г., когда в Иркутске от отравления метанолом в концентрате для принятия ванн «Боярышник» пострадало более 100 чел.

Таким образом, анализ состояния алкогольного рынка является необходимым для оценки эффективности его регулирования и развития, как с точки зрения обеспечения экономического роста, так и с точки зрения обеспечения безопасности его потребления и защиты граждан от контрафакта и чрезмерного потребления алкоголя [4].

Для достижения поставленной цели (рассмотреть, как реализуется государственная политика по защите здоровья граждан и повышению их экономической активности и благосостояния для обеспечения экономического роста на примере регулирования алкогольного рынка) необходимо решить ряд задач:

- исследовать сложившуюся на рынке ситуацию как результат мер по регулированию алкогольного рынка;

- определить основные предпосылки и факторы, повлиявшие на формирование этой ситуации;

- рассмотреть последствия предпринятых государством мер по регулированию алкогольного рынка;

- выделить основных участников алкогольного рынка;

- обосновать меры, планируемые к реализации и оценить их эффективность;

- выделить основные проблемы, свойственные алкогольному рынку на современном этапе его развития.

В основе данного исследования лежит тезис о том, что именно предупреждение социально-экономических последствий чрезмерного потребления алкоголя (прежде всего потребления его фальсификатов) должно являться главной движущей силой активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, оборота и потребления алкогольной продукции. Данный подход должен служить отправной точкой всех предпринимаемых мер еще и потому, что способы решения проблемы растущего потребления фальсификата, нацеленные на увеличение поступлений в бюджет за счет роста акцизов, к сожалению, оказались несостоятельными. Что возвращает нас к высказанному в самом начале данного исследования утверждению о том, что «за счет», а не «для» - это тупиковый путь развития.

Обзор литературы. Практический характер темы требует привлечения информации и обзор данных из разноплановых источников. Весь спектр источников можно сгруппировать по следующим разделам: статистические обзоры, предлагающие данные по производству и потреблению алкогольной продукции по годам и видам; аналитические обзоры, представляющие оценку развития рынка на основе имеющейся статистики; новостная лента, посвященная как экстремальным событиям (например, массовое отравление суррогатами) и мерам правительства по их ликвидации, так и действиям основных участников рынка из бизнес-среды; законодательные акты. Кроме того, можно встретить исследования относительно истории развития алкогольного рынка в России и мире, как с точки зрения государственного регулирования, так и на примере успеха и неудач отдельных алкогольных брендов.

Создается ощущение, что тема многофакторна и в силу этого неисчерпаема, с чем связан постоянный интерес к ней как предмету научного исследования и анализа. В рамках данной работы использовались все типы перечисленных источников, а также практический опыт автора статьи. Основные применяемые методы - это метод описания, анализа и синтеза, метод изучения документов и результатов деятельности, экспертных оценок.

Даже беглый анализ последних новостей алкогольной отрасли в России свидетельствует о динамичности ее развития. Так, 26 августа 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 июля того же года № 203-Ф3 «О внесении

изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым была установлена уголовная ответственность за производство алкоголя без лицензии и подделку акцизных марок в крупном и особо крупном размере (при ущербе более 100 тыс. руб. - штраф от 2 до 3 млн руб. или лишение свободы до трех лет; при ущербе более 1 млн руб. или организованной группой - штраф от 3 до 4 млн руб. или лишение свободы на срок до пяти лет). Одновременно Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами (штраф в размере 30-50 тыс. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции). В процессе принятия в данный момент находится закон, запрещающий продажу алкоголя дистанционно и через торговые автоматы, а также распространение таких предложений через Интернет или СМИ.

Такой интерес властей к рассматриваемой отрасли обусловлен спецификой изучаемого рынка, а именно двойственностью его природы. С одной стороны, алкогольный рынок крайне важен для доходной части бюджета из-за акциза на производство алкоголя, составляющего большую часть стоимости готового продукта [5]. С другой стороны, стимулирование развития рынка и повышение доступности алкогольной продукции для граждан влечет за собой весьма негативные последствия для здоровья и благосостояния нации [6]. Из этой особенности вытекает другая характерная черта рынка алкоголя - его сильная зарегламен-тированность и все возрастающий контроль со стороны государства.

Последние статистические данные подтверждают тот факт, что важность алкогольной отрасли для бюджета страны сложно отрицать. По данным Росстата, согласно сайту Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - ФС РАР; http://fsrar.ru), именно производство водки в первом полугодии 2017 г. росло в стране самыми высокими темпами относительно других отраслей промышленности и сельского хозяйства (рост составил 19,4 %).

Помимо оптимистичных темпов роста производства, столь важных для российской экономики на текущем этапе ее развития, алкогольная отрасль стабильно пополняет бюджет за счет акцизов. Так, с 2009 по 2014 г. акциз на водку вырос с 191 до 500 руб. за литр безводного спирта. В 2017 г. акциз увеличился еще на 4,6 % и составил 523 руб. Такое последовательное повышение было реализовано в рамках социально-экономической программы развития, но существенным фактором, несомненно, стала перспектива увеличения поступлений в бюджет.

Если зависимость объемов производства алкогольной продукции от размеров акциза очевидна (например, в 2014 г. увеличение акциза на крепкий алкоголь (с содержанием этилового спирта более 9 %) на 25 % привело к сокращению объемов его производства на 22 %), то влияние роста цен на алкоголь (как следствие увеличения акциза) на объемы потребления весьма неоднозначно [7]. Большинство исследований говорит о том, что количество потребляемого спиртного из года в год остается примерно на одном уровне независимо от колебаний цен на алкоголь [8]. Здесь вступает в действие упомянутый выше фактор двойственной природы рынка алкоголя, который стал известен в кругу специалистов как «акцизный парадокс». Суть его заключается в том, что, несмотря на сокращение объемов производства алкогольной продукции в результате роста ставки акциза, объем розничных продаж растет (например, в 2015 г. по сравнению с 2013 г. объемы производства сократились на 10,9 %, а продажи увеличились на 7,2 %.

Ситуация становится очевидной лишь в 2016 г., после внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) в оптовое, а затем розничное торговое звено, которое позволило получить более точные данные о легальных объемах продаж [9]. По данным Росстата, потребление легального крепкого алкоголя в стране за 5 лет снизилось с 10,9 л на душу населения в 2011 г. до 6,6 л в 2016 г.

К сожалению, данные цифры свидетельствуют не о сокращении объемов потребления, а о существенном оттоке потребителей в нелегальный сектор и росте оборота нелегальной алкогольной продукции, ведь стоимость без-

акцизной контрафактной бутылки водки сегодня в 3-4 раза меньше легальной.

Результаты исследования. Повышение ставки акциза стало ключевым фактором формирования сложившейся ситуации на рынке алкогольной продукции [10]. Однако падение объемов производства не вызывало опасений вплоть до 2014 г. включительно, пока наблюдался рост поступлений в бюджет.

По сути, можно сказать, что проблема фальсификата была создана на рынке алкогольной продукции искусственно, в результате непродуманной политики, нацеленной только на увеличение поступлений в бюджет без учета социально-экономических последствий. В результате увеличения ставки акциза крепкий алкоголь в России стал в разы дороже аналогичной продукции из сопредельных стран [11], логичным следствием чего был поток нелегального импорта из Казахстана и Беларуси. В первую очередь от этого пострадали области, граничащие с названными государствами.

Такой поворот событий заставил государство в лице ФС РАР предпринять ряд мер по возвращению денег из нелегального и опасного для жизни сектора. В их число вошли замораживание ставки акциза в 2015-2016 гг., снижение минимальной розничной цены на водку, внедрение ЕГАИС в оптовой и розничной торговле.

На наш взгляд, приведенные меры отчетливо демонстрируют стремление удержать отрасль в легальных рамках, но не снизить потребление алкоголя как такового. Тем не менее борьба с фальсификатом, являющаяся основной задачей и сегодня, отвечает как целям пополнения бюджета, так и защите здоровья граждан [12]. Поскольку главным оружием в борьбе с алкогольными суррогатами стало внедрение в 2016 г. ЕГАИС сначала в оптовом, а затем и в розничном звене («ЕГАИС-опт» и «ЕГАИС-розница» соответственно), рассмотрим работу этой системы более подробно.

Внедрение ЕГАИС преследовало целью обеспечить прозрачность движения алкоголя от производителя до конечного потребителя и, соответственно, реализовать 100%-й учет всей продаваемой продукции [9]. Производители и оптовики бонусом должны были получить отмену в прямом смысле весомого пакета бумажных сопроводительных документов, которые планировалось перевести в электронный формат. Последняя мера еще не реализована, но

спустя полтора года после начала функционирования системы итоги по остальным задачам можно подводить.

В рамках данного исследования мы не будем рассматривать проблемы и подводные камни самого процесса внедрения системы, с которыми столкнулись оптовики и розничные продавцы. Здесь стоит отметить только то, что, несмотря на весьма положительную оценку своей работы ответственного за внедрение органа ФС РАР, этот процесс был очень болезненным и ресурсозатратным для всех исполнителей. Настолько, что часть легальных участников рынка по объективным причинам не смогли соответствовать установленным требованиям и были вынуждены ликвидироваться или уйти в теневой сектор.

Вклад «ЕГАИС-опт» и «ЕГАИС-розница» в отслеживаемость движения легального алкоголя несомненен. Но каким образом может повлиять внедрение ЕГАИС на работы нелегальных заводов по производству алкоголя или деятельность кустарных производителей самопала - до конца не ясно. Эти участники алкогольного рынка и не планировали вписываться в новую систему учета и нести затраты по внедрению ЕГАИС, продолжая реализовать свою продукцию, минуя крупных ретейлеров и имея существенную маржу за счет экономии на акцизе. Это прекрасно понимают и легальные участники рынка, требуя от государства вместо очередного повышения ставки акциза, которое делает их все менее конкурентоспособными относительно теневого сектора, ограничить деятельность или хотя бы обеспечить собираемость налога с нелегальных продавцов алкоголя.

Работа по усилению контроля за алкогольным рынком продолжается. На наш взгляд, можно выделить следующие направления, заслуживающие внимания. С одной стороны, это попытки сформировать комплексный подход. Так, в начале 2017 г. ФС РАР представила методику оценки состояния региональных розничных алкогольных рынков, базирующуюся на 11 показателях, отслеживающих уровень легальных продаж алкоголя в регионах, эффективность работы по выявлению фальсификата уполномоченных органов власти субъектов, последствия потребления населением алкогольной продукции.

Практическим следствием разработки этой методики стало изменение Минфином порядка распределения в бюджеты субъектов Россий-

ской Федерации с 2017 г. акцизов на алкоголь с содержанием этилового спирта свыше 9 % (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята). Данные изменения закреплены в Федеральном законе от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и заключаются в том, что помимо 40 % акцизных доходов, которые ранее оставлялись региону базирования производства алкоголя, теперь еще 10 % будет передаваться субъектам Российской Федерации пропорционально объемам розничных продаж на основе данных «ЕГАИС-розница». Таким образом, создается заинтересованность региональных властей в увеличении объемов легальных продаж алкоголя на своей территории.

С другой стороны, развитие алкогольного рынка проявляется в выдвижении и принятии разрозненных мер, предлагаемых различными заинтересованными сторонами. Для того чтобы рассмотреть их, предлагается для начала выделить основных участников алкогольного рынка.

Основными игроками со стороны бизнес-среды являются производители спирта и комплектующих (прежде всего бутылок), производители алкогольной продукции, федеральные сети и дистрибьюторы (оптовые продавцы), ретейлеры. Данная группа стремится отстаивать свои интересы. Так, производителей представляет Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), федеральные сети и ретей-леров - Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Российская ассоциация экспертов рынка ретейла (РАЭРР).

Государство помимо основного контролирующего органа в лице ФС РАР в данной отрасли представлено федеральными министерствами - здравоохранения, финансов, промышленности и торговли, экономического развития, -которые зачастую вносят разнонаправленные предложения и не могут договориться друг с другом.

Не последнюю роль в разработке мер по снижению потребления алкоголя играет имен-

но Минздрав. В частности, этим министерством уже предлагалось ввести запрет на продажу алкоголя в выходные дни, продажу алкоголя в объемах 0,25 и 0,125 л, стимулирование продаж алкоголя путем предоставления скидок и бесплатной раздачи образцов. Характер предложений Минэкономразвития и Мин-промторга отличается от инициатив Минздрава. Они выдвигают предложения по увеличению доступности легального алкоголя как способ борьбы с теневым рынком за счет снижения ставки акциза и расширения каналов сбыта (а именно разрешения торговли на АЗС, в санаториях, на рынках, в спортивных учреждениях). В свою очередь, представители бизнес-среды, а именно производители алкоголя и РАЭРР настаивают на снижении ставки акциза с целью повышения конкурентоспособности легальной продукции.

В результате анализа приведенных выше мер можно заметить, что интересы основных участников рынка противоречат друг другу, в результате чего эффективность их действий существенно снижается. Даже общую проблему по борьбе с производством и реализацией контрафактной продукции и потреблением суррогатов алкоголя каждый игрок пытается решить в собственных интересах, поэтому ощутимого эффекта от согласованности действий не предвидится.

Проведенное исследование позволяет сформулировать основные проблемы рынка алкогольной продукции, которые определяют его текущее состояние и требуют немедленного решения, а именно:

- сокращение объемов нелегального рынка алкоголя как опасного для здоровья граждан и экономической безопасности страны;

- увеличение согласованности действий всех участников рынка;

- устранение негативного косвенного воздействия других мер правительства на развитие рынка алкогольной продукции (например, последствия внедрения системы «Платон», что планируется рассмотреть в нашем следующем исследовании);

- создание благоприятных условий для легальных производителей и продавцов алкоголя;

- формирование культуры и ценностей умеренного потребления алкогольной продукции взамен традиций чрезмерного потребления.

Заключение. Таким образом, мы рассмотрели состояние и тенденции развития алкогольного рынка России на современном этапе. Целью работы было на примере состояния рынка алкогольной продукции проанализировать, как меры, предпринимаемые правительством, могут положительно или отрицательно воздействовать как на благосостояние и здоровье нации, так и на развитие отрасли промышленности и темпы экономического роста. Специфика рассматриваемого рынка показывает эти моменты максимально наглядно и позволяет сформулировать основные проблемы и предпосылки их формирования, а также наметить поиск решений.

В рамках предпринятого исследования мы убедились в том, что сложившаяся на рынке ситуация в большей мере является результатом мер по регулированию алкогольного рынка, а именно придерживаемой акцизной политике. Мы подтвердили тезис о том, что регулирование, основанное лишь на цели пополнения казны, приводит к дестабилизации рынка, оттоку средств в теневой сектор, что с учетом специфики рынка становится смертельно опасным для потребителей.

Пример проводимой акцизной политики и ситуации с внедрением ЕГАИС на оптовое и розничное звено показывает, насколько легко (с учетом высокой доходности алкогольного рынка) происходит отток средств в нелегальную сферу и насколько тяжелые последствия имеет недальновидная политика, направленная на сиюминутное решение проблемы. При этом возврат к балансу достигается значительно большими усилиями и с существенным временным лагом.

В работе представлены основные меры, предложенные к реализации с целью сокращения объемов нелегального сектора, сгруппированные по инициирующим их участникам алкогольного рынка.

Результатом работы является формулировка основных проблем, определяющих текущее состояние рынка алкогольной продукции и требующих оперативного решения. Одной из главных причин сохранения нестабильности, на наш взгляд, является разрозненность действий основных участников и недостаточные меры по консолидации усилий. Автором предлагается сместить акцент принимаемых правительством решений относительно регулирования алкогольного рынка в сторону со-

циально-экономических последствий развития рынка. Мы считаем, что все предпринимаемые меры должны быть направлены на повышение качества алкоголя, поддержку легальных производителей алкоголя, сокращение количества его потребления наименее защищенными слоями населения. Необходимо сочетать политику

поддержания легального рынка алкоголя с одновременной защитой населения от контра-факта, опасного для здоровья, и воспитывать понимание необходимости умеренного потребления спиртного, поскольку еще Парацельс установил, что все есть лекарство, и все есть яд - все дело в дозе.

Литература

1. Романович Н. А Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность // Социологический журнал. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 63-87.

2. Яргин С. В. Алкоголь в России: 1970-2015 годы // Молодой ученый. - 2015. - № 18 (98). - С. 323-329.

3. Немцов А. В. Российская смертность в свете потребления алкоголя // Демографическое обозрение. - 2015. - Т. 2. - № 4. - С. 111-135.

4. Халтурина Д. А. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. - М. : URSS, 2008. - 376 с.

5. Матчина И. Г. Политика по снижению потребления алкоголя: государство и общество // Виноградарство и виноделие. - 2013. - Т. 43. - С. 104-108.

6. Оганесянц А. Л. Актуальные аспекты обеспечения качества алкогольной продукции России // Пиво и напитки. - 2015. - № 5. - С. 12-14.

7. Перельман М. А. Как изменение цен на алкоголь отразится на поведении потребителей России в 2017 г. // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 февр. 2017 г.) : в 4 ч. / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа : Аэтерна, 2017. - Ч. 1. - С. 150-151.

8. Щербакова Е. М. Алкоголь: потребление, последствия, глобальная стратегия сокращения вредного употребления // Демоскоп Weekly. - 2015. - № 665-666. - С. 6-10.

9. Авшаров А. Г., Агабекян А. К. ЕГАИС и ее роль на рынке алкоголя // Университетские чтения 2016 : материалы науч.-метод. чт. ПГЛУ. - Пятигорск : ПГЛУ, 2016. - С. 57-61.

10. Оганесянц А. Л. Совершенствование методики установления акцизов на алкогольную продукцию // Пиво и напитки. - 2015. - № 3. - С. 8-11.

11. Удачный Э. В., Спирюкова Е. П. Цена вредной привычки: экономические последствия потребления алкоголя // Экономика предпринимательства: теория и практика. - Орел : Научное обозрение, 2015. - С. 82-84.

12. Скоробогатов А. С. Влияние политики ограничения ночной продажи крепкого алкоголя на потребление и злоупотребление алкоголем в России // Journal of Institutional Studies. - 2016. -Т. 8. - № 3. - С. 72-90. - DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.072-090.

References

1. Romanovich N.A. The alcohol in Russia: public opinion myths and reality. Sociological Journal, 2015, Vol. 21, no. 3, pp. 63-87. (in Russian).

2. Yargin S.V. Alkogol' v Rossii: 1970-2015 gody [Alcohol in Russia: 1970-2015 years]. Young Scientist, 2015, no. 18 (98), pp. 323-329. (in Russian).

3. Nemtsov A. Mortality in Russia in light of the in alcohol consumption. Demographic Review, 2015, Vol. 4, pp. 111-135. (in Russian).

4. Khalturina D.A. Alkogol'naya katastrofa i vozmozhnosti gosudarstvennoi politiki v preodolenii alkogol'noi sverkhsmertnosti v Rossii [An alcohol catastrophe and the possibilities of state policy in the overcoming of alcohol supermortality in Russia], Moscow, URSS publ., 2008, 376 p. (in Russian).

5. Matchina I.G. The policy of preventing alcohol consumption: the state and society. Vinograd-stvo i vinodelie, 2013, Vol. 43, pp. 104-108. (in Russian).

6. Oganesyants A.L. Aktual'nye aspekty obespecheniya kachestva alkogol'noi produktsii Rossii [Relevant aspects of providing of alcohol products quality in Russia]. Pivo i napitki, 2015, no. 5, pp. 1214. (in Russian).

7. Perel'man M.A. Kak izmenenie tsen na alkogol' otrazitsya na povedenii potrebitelei Rossii v 2017 godu [How the change in the alcohol price will affect the consumer behavior in Russia in 2017], in: Sukiasyan A.A. (Ed.) Problemy i perspektivy razvitiya nauki v Rossii i mire [Problems and prospects of science development in Russia and abroad], Collection of the articles of international scientific-practical conference, Yekaterinburg, February 15, 2017, in 4 parts, Ufa, Aeterna publ., 2017, pt. 1, pp. 150-151. (in Russian).

8. Shcherbakova E.M. Alkogol': potreblenie, posledstviya, global'naya strategiya sokrashcheniya vrednogo upotrebleniya [Alcohol: the consumption, the consequences, the global strategy to reduce the harmful use]. Demoskop Weekly, 2015, no. 665-666, pp. 6-10. (in Russian).

9. Avsharov A.G., Agabekyan A.K. EGAIS i eyo rol na rynke alkogolya [USAIS and its role on the alcohol market]. Universitetskie chteniya 2016 [University readings 2016], Proceedings of the scientific-methodical readings of PSLU, Pyatigorsk, PSLU publ., 2016, pp. 57-61. (in Russian).

10. Oganesyants A.L. Sovershenstvovanie metodiki ustanovleniya aktsizov na alkogol'nuyu pro-duktsiyu [The development of the methods of alcohol excise setting]. Pivo i napitki, 2015, no. 3, pp. 811. (in Russian).

11. Udachnyi E.V., Spiryukova E.P. Tsena vrednoi privychki: ekonomicheskie posledstviya pot-rebleniya alkogolya [The price of unhealthy habits: the economic consequences of alcohol consumption], in: Ekonomika predprinimatelstva: teoriya i praktika [Business economy: theory and practice], Orel, Nauchnoe obozrenie publ., 2015, pp. 82-84. (in Russian).

12. Skorobogatov A.S. The Effect of Closing Hour Restrictions on Alcohol Use and Abuse in Russia. Journal of Institutional Studies, 2016, Vol. 8, no. 3, pp. 72-90. DOI: 10.17835/20766297.2016.8.3.072-090. (in Russian).

Сведения об авторе

Латынцева Марина Борисовна - канд. экон. наук, преподаватель кафедры экономической теории и финансового права

Адрес для корреспонденции: 644092, Россия, Омск, пр. Комарова, 7 E-mail: marinalaty@yandex.ru

Для цитирования

Латынцева М. Б. Современное состояние рынка алкогольной продукции в России // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 4 (60). - С. 54-61. -DOI: 10.25513/1812-3988.2017.4.54-61.

About the author

Latyntseva Marina Borisovna - Candidate of Economic sciences, lecturer of the Department of Economic Theory and Financial Law

Postal address: 7, Komarova pr., Omsk, 644092, Russia E-mail: marinalaty@yandex.ru

For citations

Latyntseva M.B. The current state of an alcohol market in Russia. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 4 (60), pp. 54-61. DOI: 10.25513/18123988.2017.4.54-61. (in Russian).