Научная статья на тему 'Противодействие преступлениям в сфере нелегального оборота алкогольной продукции: уголовный закон и (или) ЕГАИС'

Противодействие преступлениям в сфере нелегального оборота алкогольной продукции: уголовный закон и (или) ЕГАИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2197
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ АЛКОГОЛЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / СИТУАЦИОННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ILLEGAL TRAFFICKING IN ALCOHOLIC PRODUCTION / DECRIMINALIZATION / SITUATIONAL CRIME PREVENTION / SECURITY MEASURES / UNIFIED STATE INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разогреева Анна Михайловна, Чуклина Элена Юрьевна

Представлен обзор мер, предпринимаемых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в сфере противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции в течение последних пяти лет на фоне анализа статистических данных о правонарушениях в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также установлено соотношение между репрессивными (уголовно-правовыми) и контролирующими мерами в этой области. В качестве теоретической рамки используется концепция Н. В. Щедрина о мерах безопасности. Действующая Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (ЕГАИС-алко) рассматривается в качестве нормы безопасности, а нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за производство, хранение и сбыт товаров без маркировки (ст. 171.1 УК РФ), использование поддельных акцизных марок (ст. 327.1 УК РФ), незаконные производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), незаконную розничную продажу алкоголя (ст. 171.4 УК РФ), как санкции безопасности. Эмпирический материал представлен официальными статистическими данными Росалкогольрегулирования, Федеральной службы государственной статистики, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также судебными приговорами по преступлениям в сфере нелегального оборота алкогольной продукции. Установленное соотношение при эффективно работающей норме безопасности позволяет ставить вопрос о возможности декриминализации указанных норм уголовного закона. Обозначена проблема негативного эффекта успешного применения мер ситуационного предупреждения, каковым по своей природе выступает ЕГАИС, связанная с вытеснением преступности и правонарушений в неконтролируемую сферу теневого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Разогреева Анна Михайловна, Чуклина Элена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction to Crimes in the Sphere of Illegal Trafficking in Alcoholic Products: Criminal Law and (or) EGAIS

The purpose of this article is to provide an overview of the measures taken by the legislative and executive authorities of the Russian Federation in the field of counteracting to the illegal trafficking in alcoholic production during the last five years against the backdrop of the analysis of statistical data on offenses in the production and trafficking in alcoholic production and also to establish a correlation between repressive (criminal-legal) and controlling measures in this area. The concept of security measures by N. V. Shedrin is used as a theoretical framework. The current Unified State Automated Information System for Accounting for the Volume of Production and Turnover of Ethyl Alcohol, Alcoholic and Alcohol-Containing Products (EGAIS-Alko) is considered as a security rule, and norms of the criminal law providing for responsibility for the production, storage and sale of goods without marking (Art. 171.1 of the Criminal Code of the Russian Federation), the use of counterfeit excise stamps (Art.327.1 of the Criminal Code of the Russian Federation), illegal production and trafficking of ethyl alcohol and alcohol-containing products, (Art. 171.3 of the Criminal Code of the Russian Federation), illegal retail sale of alcohol (Art. 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation) as a security sanction. The empirical material is presented by official statistical data of Alcohol market regulatory service, Federal service of the state statistics, Judicial Department at the Supreme court of the Russian Federation, and also judicial sentences on crimes in the sphere of illegal turnover of alcoholic products. The established relation provided an effectively functioning of security rule allows raising the issue of the possibility of decriminalization of the specified norms of the criminal law. The text also identifies the problem of the negative effect of the successful application of situational crime prevention measures, which by its nature is the EGAIS, associated with the displacement of crime and offenses in the uncontrolled sphere of the shadow market.

Текст научной работы на тему «Противодействие преступлениям в сфере нелегального оборота алкогольной продукции: уголовный закон и (или) ЕГАИС»

Научная специальность

12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» УДК 343.85

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ НЕЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН И (ИЛИ) ЕГАИС

© Разогреева А. М.*, Чуклина Э. Ю.**, 2019

* Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону ** Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону

Представлен обзор мер, предпринимаемых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в сфере противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции в течение последних пяти лет на фоне анализа статистических данных о правонарушениях в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также установлено соотношение между репрессивными (уголовно-правовыми) и контролирующими мерами в этой области. В качестве теоретической рамки используется концепция Н. В. Щедрина о мерах безопасности. Действующая Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (ЕГАИС-алко) рассматривается в качестве нормы безопасности, а нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за производство, хранение и сбыт товаров без маркировки (ст. 171.1 УК РФ), использование поддельных акцизных марок (ст. 327.1 УК РФ), незаконные производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), незаконную розничную продажу алкоголя (ст. 171.4 УК РФ), как санкции безопасности. Эмпирический материал представлен официальными статистическими данными Росалкогольрегулирования, Федеральной службы государственной статистики, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также судебными приговорами по преступлениям в сфере нелегального оборота алкогольной продукции. Установленное соотношение при эффективно работающей норме безопасности позволяет ставить вопрос о возможности декриминализации указанных норм уголовного закона. Обозначена проблема негативного эффекта успешного применения мер ситуационного предупреждения, каковым по своей природе выступает ЕГАИС, связанная с вытеснением преступности и правонарушений в неконтролируемую сферу теневого рынка.

Ключевые слова: незаконный оборот алкоголя, декриминализация, ситуационное предупреждение преступлений, меры безопасности, единая государственная информационная система.

История вопроса и описание текущего момента

Приватизация предприятий и устранение государственной монополии на алкогольную продукцию в 1992 г. обусловили рост нелегального производства спиртосодержащей и алкогольной продукции, в том числе фальсифицированной. В целях улучшения негативной ситуации в данной сфере был принят ряд нормативных правовых актов: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции» и др.

Основные аргументы в обосновании данного Указа были приведены в радиообращении Президента РФ Б. Н. Ельцина от 12 сентября 1997 г.1

1 Полный текст обращения размещен в газете «КоммерсантЪ». 1997. № 154 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant. ru/doc/183966.

«...Государство должно сделать все возможное, чтобы люди не травились суррогатами. И если люди тратят деньги на водку, то эти деньги должны идти не жуликам, а в казну... В свое время мы, к сожалению, пустили эту отрасль фактически на самотек. Почти полностью был утрачен государственный контроль... Незаконное производство и сбыт алкоголя - второй по доходности криминальный бизнес после финансовых махинаций. И несомненно, самый опасный для здоровья и жизни россиян. Ведь подпольную водку делают неизвестно из чего. Только за последние пять лет смертность от отравления алкоголем возросла почти в три раза. Сегодня бракуется от 30 до 50 % продукции, которую удается проверить в магазинах, в палатках, на лотках. Не обойтись и без изменений в законодательстве. Ведь сегодня, чтобы посадить жулика, надо доказать: он изготовил свои вагоны водки не к именинам любимой тещи, а на продажу. А как это докажешь, когда обычно расчет ведется наличными?»

Основной набор мер, предусмотренных указанными актами, носил организационно-контрольный характер - лицензирование, формирование и ведение сводного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; установление государственных стандартов и условий производства и выпуска такой продукции; введение обязательной маркировки товаров; регулирование цен; создание Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и т. д.

В период с 2010 по 2012 г. Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка было выявлено 280 407 нарушений. Одним из наиболее распространенных стал выпуск и оборот немаркированной алкогольной продукции, а также выпуск и оборот такой продукции, маркированной поддельными марками. В 2010 г. было зафиксировано 1507 фактов производства и продажи алкогольной продукции без надлежащей маркировки, в 2011 г. установлено 494 таких нарушения, в 2012 г. - 501. Но чаще участники алкогольного рынка прибегали к использованию поддельных федеральных специальных и акцизных марок (1650 случаев в 2010 г., 978 и 1091 в 2011 и 2012 гг. соответственно)1.

В целях усиления превентивного потенциала от использования федеральных специальных и акцизных марок в 2013 г. законодатель установил административную и уголовную ответственность за нарушение требований к маркировке на рынке алкогольной продукции. По мнению инициаторов законопроекта, угроза или непосредственное применение административного или уголовного наказания должны были побудить к соблюдению требований о маркировке алкогольной продукции производителями, с одной стороны, и осуществлению более тщательной проверки подлинности марок продавцами реализуемой продукции, с другой2.

Введение повышенной правовой охраны маркировки алкогольной продукции, по мнению разработчиков законопроекта, должно было способствовать решению следующих задач: 1) сократить случаи уклонения от уплаты налогов и тем самым обеспечить стабильное поступление налогов в бюджетную систему России; 2) защитить легальных производителей алкогольной продукции от убытков в связи с увеличением доли на рынке нелегальных произ-

водителей и падением цен на товары; 3) обезопасить население от потребления некачественной алкогольной продукции.

Точно оценить, в какой мере усиление уголовной ответственности способствовало решению указанных задач, невозможно. Если ориентироваться на данные официальной статистики, складывается следующая картина.

Во-первых, количество нарушений, выявленных в результате проверок Росалкогольрегу-лирования, после введения уголовно-правового запрета не снизилось, а, напротив, возросло. Так, в 2012 г. установлен 501 случай выпуска немаркированной алкогольной продукции, в 2013 г. - 454, в 2014 г. - 1002. Вместе с тем после 2014 г. обнаруживается резкое снижение выявления немаркированной алкогольной продукции: в 2015 г. - 291, в 2016 г. - 345, за январь - июнь 2017 г. - 198 (рис. 1). Рост выявления использования поддельных федеральных специальных и акцизных марок продолжается до 2014 г. включительно (1091 за 2012 г., 1876 -2013 г., 2149 - 2014 г.), после чего регистрация снижается (1053 - 2015 г., 976 в 2016 г., за январь - июнь 2017 г. - 290 (рис. 2))3.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. январь

- июнь 2017 г.

Рис. 1. Динамика количества выявленных фактов выпуска немаркированной алкогольной продукции

Во-вторых, ожидаемое сокращение налоговых преступлений также фиксируется с 2015 г. Так, количество возбужденных уголовных дел по результатам проверок налоговыми органами увеличилось с 1043 до 1471 в 2012-2013 гг. и с

1 Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2010-2012 гг. // Стат. сб. Федер. службы по регулированию алкогольного рынка. М., 2013. С. 234.

2 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О вне-

сении изменений в ст. 169 и 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

3 Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2012-2014 гг. // Стат. сб. Федер. службы по регулированию алкогольного рынка. М., 2013. С. 162; Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2014-2016 гг. // Стат.сб. Федер. службы по регулированию алкогольного рынка. М., 2017. С. 142.

1472 до 1682 в 2013-2014 гг.1 Некоторое умень-шени еколичествауголовныхделзаметнолишь в 2015-2016 гг. (1826 и 1781 соответственно)2.

Качество алкогольной продукции тоже не улучшилось. От отравления алкогольной продукцией 5217 человек умерло в 2014 г., 5840 смертей насчитывается за 2015 г., а в 2016 г. количество умерших составило 14 0213.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. январь

- июнь 2017 г.

Рис. 2. Динамика фактов использования поддельных федеральных специальных и акцизных марок

При этом нормы, которые непосредственно направлены на усиление противодействия незаконному обороту алкогольной продукции (ч. 5 и 6 ст. 171.1,ч. 3ст. 325ич. 3-6ст. 327.1 УКРФ), применяются весьма ограниченно (табл.)

Количество осужденных по статьям УК РФ, направленным на противодействие незаконному обороту алкогольной продукции

Год

Статья УК РФ 2014 2015 2016

Количество осужденных

Ч. 5 (ч. 3 в пред. ред.) ст. 171.1 3 9 2

Ч. 6 (ч. 4 в пред. ред.) ст. 171.1 4 18 31

Ч. 3 ст. 325 0 1 1

. 3 ст. 327.1 4 7 17

. 4 ст. 327.1 68 152 169

1 Доклады об осуществлении Федеральной налоговой службой в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2013 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/kontrol/d_kon-tr2013.docx; Доклады об осуществлении Федеральной налоговой службой в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/kon-trol/d_kontr2014.pdf.

2 Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/kontrol/d_kon-tr2016.pdf.

3 Смертность населения по причинам смерти. Данные Федераль-

ной службой государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/#.

Вопрос: можно ли увязывать снижение чис-лафактоввыпусканемаркированнойалкоголь-ной продукции и использования поддельных федеральных специальных и акцизных марок с 2015 г. с введением/усилением уголовной ответственности в этой сфере? Напрямую вряд ли: слишком существенен разрыв между выявлением нарушений и числом осужденных (особенно в части выпуска немаркированной продукции). Следующий вопрос: какие обстоятельства (помимо ужесточения уголовного закона) оказали влияние на изменения в сфере оборота алкогольной продукции (при одновременном росте смертности от отравления некачественным алкоголем)? Другими словами - немаркированного алкоголя стало меньше, фактов подделок акцизов на алкоголь меньше, а потребление некачественного алкоголя возросло. Комплексная интерпретация этих данных позволяет говорить о следующем: легальный рынок оборота алкогольной продукции предельно прозрачен, правила и практики легального рынка достаточно жесткие и ресурсозатратные, нарушения сведены к минимуму при одновременном росте нелегального рынка алкогольной продукции.

Подобные изменения вполне объяснимы, если думать о них в контексте тех контрольно-организационных усилий, которые сопровождают легальный оборот алкогольной продукции. Речь идет о внедрении и расширении сферы применения Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержа-щей продукции (далее - ЕГАИС-алко). Производители и импортеры алкогольной продукции работают в системе достаточно давно (с 2006 г.). Но именно в период 2015-2017 гг. к системе последовательно подключились крупные производители пива и пивных напитков (до 1 октября 2015 г.); небольшие производители пива и пивных напитков (до 1 января 2016 г.), организации оптового звена в плане подтверждения оборота и розничного звена в плане подтверждения закупки АП и пива (до 1 января 2016 г.), организации в розничном звене в плане подтверждения продажи (до 1 июля 2016 г.).

ЕГАИС включает в себя технологии проверки легальности алкогольной продукции по специальной или акцизной марке в режиме онлайн на Едином социальном портале алкогольного рын-ка4, а также с помощью мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко». С весны 2017 г. все розничные продавцы алкогольной продукции

4 Проверка марок [Электронный ресурс] // Единый социальный портал алкогольного рынка. URL: http://public.fsrar.ru/checkmark.

обязаны эксплуатировать контрольно-кассовую технику (ККТ) для пробития и выдачи чека с QR-кодом (ранее индивидуальные предприниматели и организации, находящиеся на специальном режиме налогообложения, такой обязанности не имели). Кроме того, розничные магазины обязаны использовать 2Б-сканеры, считывающие штрихкоды с марок каждой единицы реализуемого алкоголя в целях представления информации в ЕГАИС, а также ККТ с фискальным регистратором для печати дополнительных чеков (слипов) и проверки зафиксированного факта продажи товара и его легальности1.

С 1 июля 2018 г. Росалкогольрегулирование перешло на поштучный учет алкогольной продукции при отгрузке производителями, импортерами, оптовиками, а также реализации товара. Указанные технические меры обеспечивают тотальный контроль за производителями, импортерами, оптовиками в сфере оборота алкогольной продукции, идентификацию места положения каждой единицы алкогольной продукции в любое время, отслеживание ее движения, и, как следствие, устраняют возможность реализации контрафактных товаров через легальную сеть сбыта.

На фоне вполне успешного внедрения ЕГАИС в 2017 г. в уголовный закон были внесены ст. 171.3 «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (без наличия лицензии), ст. 171.4 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции» (совершенные неоднократно), а также усилена ответственность по ст. 327.1 УК РФ2. Логика появления состава, предусмотренного ст. 171.3, относительно понятна: теневой рынок алкоголя регулировать с помощью ЕГАИС невозможно, потребление в этой сфере с летальными исходами возрастает, уголовная репрессия является крайней мерой и ее применение выглядит обоснованным (не вдаваясь в вопрос о необходимости специальной нормы при наличии базовой статьи о незаконном предпринимательстве). Но вопрос о необходимости усиления уголовной репрессии за нарушения в сфере легального оборота алкогольной продукции остается открытым. Один из способов ответить на него - попытаться разобраться в том, в каком соотношении находятся нормы об ответственности за нарушения (использова-

1 О применении ККТ при продаже алкоголя [Электронный ресурс] // ЦентрИнформ. URL: https://egais.center-inform.ru/news/o_ primenenii_kkt_pri_prodazhe_alkogolya/.

2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 26 июля 2017 г. № 203-Ф3 // Рос. газ. 2017. № 167.

ние поддельных акцизных марок, незаконная розничная продажа алкоголя, производство, хранение и сбыт товаров без маркировки) и информационно-технические меры контроля (ЕГАИС) в сфере легального оборота алкоголя.

Механизм предупреждения преступлений и правонарушений в сфере легального оборота алкогольной продукции

Если рассматривать ЕГАИС и статьи уголовного закона в привычной системе координат, задающих разметку предупредительным мерам в российской криминологии, то достаточно будет отнести их к организационным и правовым мерам. Если идти чуть дальше, можно предположить, что и те и другие являются мерами специального предупреждения. По методу предупредительного воздействия они относятся к классу ограничительных мер. По механизму воздействия они различаются -ЕГАИС относится к группе мер безопасности, нормы уголовного закона - к мерам наказания (ответственности). Но базовой классификации недостаточно для того, чтобы установить соответствие между ними.

Теоретическую рамку, которая дает возможность решить эту задачу, в отечественной криминологии представляют работы Н. В. Щедрина о мерах безопасности [8]. В общем виде он определяет меры безопасности как реакцию системы (комплекс реакций), необходимую и достаточную для того, чтобы ограничить вредное влияние источника опасности и сохранить возможность достижения целей, для которых эта система предназначена [Там же, с. 84]. И ЕГАИС, и нормы уголовного закона в этом смысле являются мерами безопасности. Меры безопасности, по представлению Н. В. Щедрина, могут облекаться в нормативную оболочку «правил безопасности» и «санкций безопасности». Правила безопасности он определяет как совокупность обязанностей и запретов, которые субъект должен соблюдать, чтобы исключить или свести к минимуму вред, причиняемый источником повышенной опасности, либо предотвратить причинение ущерба объекту повышенной охраны любым источником опасности [Там же, с. 86-87]; санкции безопасности как социальную норму, в которой в качестве последствия общественно опасного поведения (деятельности) предусматривается ограничение возможностей продолжения такого поведения (деятельности) [Там же, с. 88].

Если применить предложенную Н. В. Щедриным конструкцию к рассматриваемому кейсу, ЕГАИС можно рассматривать как норму безопасности, а нормы уголовного закона об

ответственности за производство, хранение и сбыт товаров без маркировки (ст. 171.1 УК РФ), использование поддельных акцизных марок (ст. 327.1 УК РФ), незаконные производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), незаконную розничную продажу алкоголя (ст. 171.4 УК РФ) как санкции безопасности.

Какова функция санкций безопасности по отношению к норме безопасности? Негативным образом (через возможность уголовной ответственности) стимулировать к регулярному выполнению норм безопасности. Всегда ли норма безопасности должна поддерживаться санкцией безопасности? Существует ли иной механизм поддержания ее работоспособности? Применительно к рассматриваемому случаю, можно говорить о том, что в настоящее время исполнимость нормы безопасности обеспечивается с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, использование которых само по себе делает невозможным легальную продажу немаркированного алкоголя. Количественное возрастание правоприменительной практики по указанным выше статьям является прямым последствием введения ЕГАИС - система сама по себе выявляет случаи нарушений, которые квалифицируются как преступления. Более того, сама ЕГАИС выступает как эффективный инструмент предупреждения - так, если продавец не подключен к системе, она просто не дает возможности отгрузить товар. Так, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка отмечает, что в 2017 г. увеличилось количество выявленных нарушений, «что отвечает целям Реформы контрольной и надзорной деятельности»1.

Рабочей санкцией безопасности по отношению к ЕГАИС выступают в настоящее время не столько нормы уголовного закона, сколько санкции за административные нарушения. Самым существенным из них являются приостановление лицензии на основании абз. 5 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ за использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения, фиксации и передачи сведений в ЕГАИС, а также аннулирование лицензии на основании подп. 13 п. 3.1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ в случае производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спир-

тосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.

После того как ЕГАИС-алко заработала в полном объеме, нам представляется избыточным наличие в уголовном законе норм, которые точечно воздействуют на отдельные элементы в системе предупреждения незаконного оборота алкогольной продукции. Полагаем, что в настоящее время нормы, предусмотренные ст. 171.1 УК РФ, ст. 171.3, ст. 171.4 и ст. 327.1 УК РФ, без ущерба для предупреждения преступлений и правонарушений могут быть декриминализи-рованы. Такое решение своевременно, поскольку существует опасность превращения данных уголовно-правовых норм в средство пополнения бюджета. Так, например, в 2017 г. районный суд признал виновной индивидуального предпринимателя в хранении без лицензии алкогольной продукции на сумму не менее 214 867 руб. и назначил наказание в виде штрафа на 2 млн руб.2 В этом году за хранение контрафактной алкогольной продукции в складах одной из новосибирских торговых компаний судом был назначен штраф в размере 3 млн руб. [4].

Есть еще один момент, который следует иметь в виду криминологу, анализирующему работу технологической системы ситуационного предупреждения правонарушений3, которой является ЕГАИС. Основным негативным эффектом ее применения (кроме прямых и косвенных экономических издержек) является вытеснение: «превенция одного вида преступлений в определенном месте может привести к увеличению числа других преступлений в этом же месте или этого же преступления там, где превентивные программы не осуществлялись» [3, с. 211]. При максимальной прозрачности и подконтрольности ЕГАИС возможности попадания контрафактной алкогольной продукции в сферу легального оборота практически сводятся к нулю, стоимость алкоголя является высокой и, соответственно, растет теневой рынок алкоголя.

1 Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка за 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fsrar.ru/files/13455_docx.

2 Приговор № 1-41/2017 от 27 дек. 2017 г. по делу № 1-41/2017 (Би-либинский районный суд) [Электронный ресурс]. URL: http:// sudact.ru/regular/doc/w0FL0N4xYy1h/.

3 Ситуационное предупреждение преступлений представляет собой систему мер, направленных на сокращение и устранение условий, способствующих совершению преступлений, посредством снижения преступной мотивации или затруднения ее реализации. Например, мерой, призванной уменьшить выгоду от совершаемого преступления, является маркировка, т. е. нанесение обозначений в целях идентификации объекта для усложнения дальнейшей реализации незаконно приобретенного имущества. Ситуационное предупреждение является одной из наиболее популярных концепций предупреждения преступлений в Западной Европе и США, основные положения которой отражены в работах Р. Кларка [9-11]. В России меры ситуационного предупреждения преступлений широко применяются на практике, в том числе маркировка алкогольной продукции. В отечественной науке, как правило, ситуационные меры рассматриваются как меры специального предупреждения, направленные на условия совершения преступлений [См.: 2; 5-7]).

Этот тезис подтверждают приведенные выше данные об увеличении смертности, связанной с употреблением некачественного алкоголя. Радужная статистика снижения потребления алкоголя базируется на данных об объеме легально проданной алкопродукции (2014 г. - 72,3 млн декалитров; 2015 г. - 65,5 млн декалитров (-7,4 %); 2016 г. - 64,7 млн декалитров (-1,3 «/о))1.

0 возрастании доли контрафактной алкогольной продукции предупреждают и эксперты. Так, генеральный директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя В. И. Дробиз заявляет: «Сейчас мы уже находимся на пике легализации, больше ничего легализовать невозможно. Чтобы потребление алкогольных суррогатов снизилось, должны вырасти доходы либо бутылка легальной водки должна стоить 50-100 руб.» [1].

Полагаем, что современная уголовная политика должна быть переориентирована: вместо защиты интересов бюджета, которые вполне обеспечиваются ЕГАИС, имеет смысл сосредоточиться на защите здоровья населения от потребления некачественной алкогольной продукции и борьбе с криминальным рынком алкоголя.

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта АААА-А19-119011190185-9.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайва Е. Удар по печени. Эксперты предупреждают о росте оборота алкогольных суррогатов [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2018. № 7616(153).

2. Ганус Д. И. Становление и развитие института предупреждения преступности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2011. 23 с.

3. Гуринская А. Л. Развитие теории рационального выбора в зарубежной криминологии и ее влияние на уголовную политику // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 203-216.

4. Зайков Н. Добавить прозрачности // Рос. газ. Экономика Сибири. 2018. № 7630(167) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/08/02/reg-sibfo/novosibirskaia-fir-ma-zaplatit-tri-milliona-za-hranenie-kontrafakta.html.

5. Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М. : Юристъ. 2003. 352 с.

6. Плешаков В. А. Введение в криминологическую теорию ситуаций, или ситуационную криминологию // Человек: преступление и наказание. 2012. № 1 (76). С. 100-106.

7. Чуклина Э. Ю. Ситуационные превентивные меры в российской теории предупреждения преступности // Нац. безопасность. 2016. № 3. С. 338-346.

8. Щедрин Н. В. Введение в правовую теорию мер безопасности. Красноярск, 1999. 180 с.

9. Clarke R. V. "Introduction". In Situational Crime Prevention: Successful Case Studies. Albany, N. Y. : Harrow and Heston, 1992. 43 p.

10. Clarke R. Situational Crime Prevention: Successful Case Studies, 2nd edn. N. Y. : Harrow and Heston, 1997. 40 p.

11. Cornish D., Clarke R. Opportunities, Precipitators and Criminal Decisions: a Replay to Wortley's Critique of Situation-

1 Потребление алкоголя на душу населения в России [Электронный ресурс]. URL: http://vsezavisimosti.ru/alkogolizm/potreble-nie-alkogolya-na-dushu-naseleniya-v-rossii.html.

al Crime Prevention // Crime Prevention Studies. 2003. Vol. 16. P. 41-96.

REFERENCES

Gayva E. Udar po pecheni. Eksperty preduprezhdayut o roste oborota alkogol'nykh surroga-tov [Elektronnyy resurs]. Rossiyskaya gazeta, 2018, no 7616 (153). (in Russian)

Ganus D.I. Stanovlenie i razvitie instituta preduprezhdeniya prestup-nosti. Avtoreferat diss. kand. yurid. nauk. Moscow, 2011, 23 p. (in Russian)

Gurinskaya A.L. Razvitie teorii ratsional'no vybora v zarubezhnoy kriminologii i ee vliyanie na ugolovnuyu politiku. Izvestiya Rossiyskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2010, no 120, pp. 203-216. (in Russian)

Zaykov N. Dobavit' prozrachnosti. Rossiyskaya gazeta. Ekonomika Sibi-ri, 2018, no 7630(167). (in Russian)

Kudryavtsev V.N. Strategii bor'by s prestupnost'yu. Moscow, YUrist Publ., 2003, 352 p. (in Russian)

Pleshakov V.A. Vvedenie v kriminologicheskuyu teoriyu situatsiy, ili situatsionnuyu kriminologiyu. Chelovek. Prestuplenie i nakazanie, 2012, no 1(76), pp. 100-106. (in Russian)

Chuklina E.Yu. Situatsionnye preventivnye mery v rossiyskoy teorii preduprezhdeniya prestupnosti. Natsional'naya bezopasnost', 2016, no 3, pp. 338-346. (in Russian)

Shchedrin N.V. Vvedenie v pravovuyu teoriyu mer bezopasnosti. Krasnoyarsk, 1999, 180 p. (in Russian)

Clarke R.V. "Introduction." In Situational Crime Prevention: Successful Case Studies. Albany, N. Y., Harrow and Heston, 1992. 43 p.

Clarke R. Situational Crime Prevention: Successful Case Studies, 2nd edn. N. Y., Harrow and Heston, 1997. 40 p.

Cornish D., Clarke R. Opportunities, Precipitators and Criminal Decisions: a Replay to Wortley's Critique of Situational Crime Prevention. Crime Prevention Studies, 2003, vol. 16, pp. 41-96.

Counteraction to Crimes in the Sphere of Illegal Trafficking in Alcoholic Products: Criminal Law and (or) EGAIS

© Razogreeva A. M., Chuklina E. Yu., 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The purpose of this article is to provide an overview of the measures taken by the legislative and executive authorities of the Russian Federation in the field of counteracting to the illegal trafficking in alcoholic production during the last five years against the backdrop of the analysis of statistical data on offenses in the production and trafficking in alcoholic production and also to establish a correlation between repressive (criminal-legal) and controlling measures in this area. The concept of security measures by N. V. Shedrin is used as a theoretical framework. The current Unified State Automated Information System for Accounting for the Volume of Production and Turnover of Ethyl Alcohol, Alcoholic and Alcohol-Containing Products (EGAIS-Alko) is considered as a security rule, and norms of the criminal law providing for responsibility for the production, storage and sale of goods without marking (Art. 171.1 of the Criminal Code of the Russian Federation), the use of counterfeit excise stamps (Art. 327.1 of the Criminal Code of the Russian Federation), illegal production and trafficking of ethyl alcohol and alcohol-containing products, (Art. 171.3 of the Criminal Code of the Russian Federation), illegal retail sale of alcohol (Art. 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation) as a security sanction. The empirical material is presented by official statistical data of Alcohol market regulatory service, Federal service of the state statistics, Judicial Department at the Supreme court of the Russian Federation, and also judicial sentences on crimes in the sphere of illegal turnover of alcoholic products. The established relation provided an effectively functioning of security rule allows raising the issue of the possibility of decriminalization of the specified norms of the criminal law. The text also identifies the problem of the negative effect of the successful application of situational crime prevention measures, which by its nature is the EGAIS, associated with the displacement of crime and offenses in the uncontrolled sphere of the shadow market.

Keywords: illegal trafficking in alcoholic production; decriminalization; situational crime prevention; security measures; unified state information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.