Научная статья на тему 'Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в Российской Федерации: на пути к государственной монополии?'

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в Российской Федерации: на пути к государственной монополии? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2822
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / ОБОРОТ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ДИСПРОПОРЦИЯ ЦЕН / АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / РЕАЛЛОКАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СУБЪЕКТОВ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ / ЛИЦЕНЗИРОВАННАЯ РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ / MARKET OF ALCOHOL PRODUCTS / PRODUCTION / CONSUMPTION / REGULATION OF THE MARKET OF ALCOHOL PRODUCTS / DISPROPORTION OF PRICES / ALCOHOL COMPANY / REALLOCATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE SUBJECTS OF THE MARKET OF ALCOHOL PRODUCTS / REDISTRIBUTION OF PROPERTY RIGHTS / LICENSED RETAIL NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук А. А., Кизилова Е. А.

Рынок алкогольной продукции представляет особый интерес для научного экономического анализа, так как он обладает особой спецификой, являясь одним из важнейших источников пополнения бюджета. Алкогольный рынок имеет свою особенность, порождающую необходимость активного государственного регулирования процессов производства, потребления, предложения и спроса данной продукции. Рынок не в состоянии самостоятельно ограничивать спрос и потребление алкогольной продукции. С позиций же социальной справедливости очень важным является ограничение спроса и чрезмерного потребления такого вредного блага, как алкоголь. Возникает необходимость инициативного вмешательства государства и в процесс создания предложения на алкогольную продукцию, ценообразования на нее, а также регулирования процессов распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. Целью исследования является изучение механизмов государственного регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of the spirit’s market in Russian Federation:on the way to state monopoly?1

Market of alcohol products is of special interest to the scientific and economic analysis, as it has the specificity of being one of the most important sources of replenishment of the budget. The alcohol market has its own peculiarities, which gives rise to the need for active public regulation of the processes of production, consumption, supply and demand of these products. The market is not able to limit the demand and consumption of alcoholic beverages. From the positions of the same social justice is very important limitation of demand and excessive consumption of such harmful goods as alcohol. For a number of reasons the need of proactive state intervention in the process of creating the pre-provisions on alcohol products, pricing and regulation of processes of distribution and redistribution of income from its production and implementation. The aim of the research is to study the mechanisms of state regulation of the alcohol market in the countries of the Eurasian region.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в Российской Федерации: на пути к государственной монополии?»

Жук А. А., докт. экон. наук, доцент кафедры экономики и регионального менеджмента Южного федерального университета, zhukaa@sfedu.ru

Кизилова Е. А., студент отделения «Регионоведение» Южного федерального университета, kizilovaekaterina@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ?

Рынок алкогольной продукции представляет особый интерес для научного экономического анализа, так как он обладает особой спецификой, являясь одним из важнейших источников пополнения бюджета. Алкогольный рынок имеет свою особенность, порождающую необходимость активного государственного регулирования процессов производства, потребления, предложения и спроса данной продукции. Рынок не в состоянии самостоятельно ограничивать спрос и потребление алкогольной продукции. С позиций же социальной справедливости очень важным является ограничение спроса и чрезмерного потребления такого вредного блага, как алкоголь. Возникает необходимость инициативного вмешательства государства и в процесс создания предложения на алкогольную продукцию, ценообразования на нее, а также регулирования процессов распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. Целью исследования является изучение механизмов государственного регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации.

Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, производство, оборот, потребление, регулирование рынка алкогольной продукции, диспропорция цен, антиалкогольная кампания, реаллокация конкурентных преимуществ субъектов рынка алкогольной продукции, перераспределение прав собственности, лицензированная розничная сеть.

Введение

В современных условиях особую важность приобретает целеориентиро-ванное на будущее, предсказуемое, стабильное, четко дефинированное, непротиворечивое государственное регулирование алкогольного рынка. Признано, что эффективная система государственного регулирования рынка способна внести существенный вклад в повышение экономических показателей, главным образом путем

устранения излишних препятствий на пути конкуренции, инноваций, приводящих к качественному росту.

Активно проводимые в настоящее время во многих странах мира реформы, как правило, основаны на принципах максимальной либерализации и дерегулирования1. Возможно, именно стремление снизить степень

1 Авагян Э. Ю. Экономический потенциал отраслевого рынка алкогольной продукции как объект государственного регулирования // Современное управление. 2006. № 7. С. 11.

государственного вмешательства на алкогольном рынке способствовало обострению проблем оценки эффективности и пределов государственного регулирования.

Алкогольная продукция является специфическим товаром. С одной стороны, как специфический товар она удовлетворяет потребности населения в виде самого продукта, производство и оборот создают рабочие места как в самой отрасли, так и в смежных, выступает источником дохода государства в виде налогов, акцизов и сборов, а с другой — может являться причиной роста смертности, инвалидности, беспризорности, сокращения продолжительности жизни, убийств и самоубийств2.

По мнению некоторых авторов, масштабность, глубина, неоднозначность и многосторонний характер проблемы производства и оборота алкогольной продукции подчеркивают тот факт, что обязанность по ее урегулированию должна возлагаться преимущественно на государство3. На современном этапе развития российского общества этот принцип неоспорим, прежде всего потому, что иные институты на сегодняшний день не способны в необходимой степени регламентировать вопросы производства и оборота алкогольных напитков. Результативность механизмов общественной саморегуляции или общесоциального регулирования невысока, а причина этого скрывается в отношении к алкоголю общества, которое способствует скорее усугублению проблемы, нежели ее устранению.

Важнейшей задачей государственного регулирования рынка алкогольной продук-

2 Халтурина Д. П. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. М.: ЛЕНАНД, 2008. С. 78.

3 Долгов Л. B, Иванченко P. E, Милюков А. Ф. Кри-

минальная ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и меры борьбы с ней. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический Центр Пресс», 2005. С. 128.

ции является обеспечение баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Факторы, обусловливающие содержание и особенности государственного регулирования рынка алкогольной продукции, связаны со спецификой потребления этой продукции, негативными социальными, нравственными, экономическими последствиями ее потребления. В связи с этим государственное регулирование рынка алкогольной продукции имеет специфическую целевую направленность на решение не только экономических, но и социальных задач: ограничить спрос и чрезмерное потребление, рационализировать структуру и минимизировать объемы потребления такого жизненно вредного блага, как алкогольная продукция. Несостоятельность, сбои рынка в регулировании этой сферы экономики проявляются в том, что он не в состоянии решить указанные социальные и экономические задачи.

Субъектами государственного регулирования являются предприятия — производители этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприятия оптовой и розничной торговли данным видом продукции независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Алкогольный рынок имеет свою специфику: он тесно связан с различными отраслями (см. рис. 1).

В этой технологической цепочке наблюдается и сезонность заготовления сырья, и неэластичность спроса и цены на продукцию, поэтому государство использует как прямые, так и косвенные методы и инструменты регулирования деятельности субъектов рынка (см. рис. 2).

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции осуществляется с помощью следующих методов.

1. Через государственный сектор, посредством таких инструментов, как использование государственных производственных мощностей и владение контрольным пакетом акций компаний — производителей алкогольной продукции.

Рис. 1. Организационно-технологический процесс производства

и реализации алкогольной продукции

4

контрольный пакет акции; использование принадлежащих государству производственных мощностей

• лицензирование;

• стандартизация;

• маркировка;

• декларирование;

• контроль за производством и оборотом (ЕГАИС);

• установление минимальных цен;

• квотирование;

• регулирование экспорта/ импорта (таможенные пошлины)

налоговая политика страны; установление перечня подакцизных товаров; установление размера пошлин за предоставление лицензий

Рис. 2. Методы и инструменты государственного регулирования алкогольного рынка5

2. Административные методы, такие как лицензирование, стандартизация, маркировка, декларирование,контроль за производством и оборотом, квотирование, установление минимальных цен, контроль за экспортом и импортом.

3. Косвенные (экономические) методы, использующие следующие инструменты — введение перечня подакцизных товаров,

4 Блинов М. В. Международный опыт регулирования, контроля и налогообложения алкогольного рынка // Налоги и налогообложение. 2008. № 9. С. 41.

налоговая политика, установление ставок акцизов, установление размера пошлин за предоставление лицензий.

Думается, наиболее предпочтительным методом государственного регулирования алкогольного рынка является лицензирование, так как данный метод наиболее эффективен для предупреждения, выявления и пресечения нарушений, он применяется

5 Тегетаева О. Р. Механизм, инструменты и особен-

ности регулирования рынка алкогольной продукции в регионе // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 5. С. 390.

исключительно в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде и безопасности государства.

Совершенствование форм и методов воздействия государства на механизмы рынка алкогольной продукции в Российской Федерации

Меры, предпринятые в последние годы органами законодательной и исполнительной власти России, позволили достигнуть определенных положительных результатов на национальном алкогольном рынке. Возрастают легальные объемы производства этилового спирта и алкогольной продукции. Повышается доля высокосортного водочного продукта в общем объеме, следовательно, позитивно меняется структура потребления алкоголя. Растет производство и импорт виноградных вин, продолжается рост объема производства пива. К концу 2012 г. можно наблюдать следующие изменения в структуре потребления и производства. В структуре производства: в стоимостном выражении продажи алкоголя растут, особенно в сегменте крепких спиртных напитков. В натуральном выражении сокращаются: столового вина — на 28,8%, светлого пива — на 17,7%, водки — на 7,8%, коньяка — на 10,5%6. Увеличивается объем налоговых поступлений в бюджетную систему.

Вместе с тем на потребительский рынок продолжает поступать большое количество нелегальной, контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции. По данным Комитета по предпринимательству в аг-рарно-промышленной сфере Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в 2012 г. объем легального этилового спирта, поступивший на внутренний рынок для

6 Жук А. А., Кизилова Е. А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, выводы, предложения // Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4. № 3. С. 53.

производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, составил 42,89 млн дал. При этом в России было изготовлено алкогольной и спиртосодержащей продукции, требующей участия данного спирта, в количестве не менее 91,1 млн дал7. Отсутствуют эффективные механизмы противодействия потреблению населением алкогольных суррогатов.

Основная причина устойчивости негативных явлений на алкогольном рынке заключается в том, что законодательные и исполнительные органы власти не имеют четких концепций совершенствования нормативной правовой базы и механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Существующий порядок лицензирования деятельности в сфере производства этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и спиртосодержащей продукции не учитывает уровень использования уже имеющихся производственных мощностей, наличие прогрессивных технологий производства продукции и переработки его отходов.

Изменения налогового законодательства в алкогольной сфере производятся без достаточного обоснования и имеют выраженную фискальную направленность, что недопустимо при производстве социально значимой продукции, существенно влияющей на состояние здоровья населения. Отсутствуют современные единые государственные системы учета и статистической отчетности об объемах производства, внешнеторгового оборота и реализации алкогольной продукции, что препятствует легализации алкогольного рынка8.

Законодательные нормы, предусматривающие ответственность за производство

7 Жук А. А., Кизилова Е. А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, выводы, предложения // Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4. № 3. С. 50.

8 Берзин В. А. Вопросы нормативно-правового регулирования винодельческого виноградарства. СПб.: Питер, 2010. С. 70.

и реализацию нелегальной, контрафактной или фальсифицированной алкогольной продукции, не соответствуют ущербу, который наносится при этом государству и населению. Следует учитывать, что прямые запретительные меры, направленные на ограничение спроса и потребления этой продукции, зачастую приводят к резкому увеличению спроса и потребления на недорогую нелегально производимую алкогольную продукцию, напитки домашнего приготовления, суррогаты и другую спиртосодержащую продукцию. То есть срабатывает так называемой эффект прямой перекрестной эластичности спроса на алкогольную продукцию. Ограничение реализации алкогольной продукции или повышение цен на нее не снижает спрос и потребление, наоборот, увеличивает спрос и потребление, но уже нелегальных некачественных заменителей этой продукции.

Важнейшее место в снижении последствий алкоголизации населения занимают меры по совершенствованию структуры потребления алкогольной продукции, которая сегодня в странах Евразийского региона является разбалансированной, не имеет практической цели и формируется стихийно под дополнительным влиянием акцизной политики, несущей ярко выраженный фискальный характер. Изменение спроса группы потребителей, предпочитающих суррогаты и спиртосодержащие жидкости (доля в структуре потребления алкогольной продукции 10-11%) — вопрос социальной адаптации. Очевидно, что проблему потребления суррогатной продукции невозможно решить только административными мерами9.

С целью снижения спроса на алкоголь эффективная алкогольная политика должна предусматривать систему образовательных мероприятий, а также пропаганду здорово-

9 Денисов В. С. Совершенствование законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php? id=2944.

го образа жизни. Под неформальным социальным контролем подразумевается совокупность общепринятых норм и обычаев, регламентирующих отношение к алкоголю. На сегодняшний день такие меры в России не реализуются в полном объеме и необходимых масштабах. Критерием эффективности любой политики, в том числе алкогольной, является практика. Высокий уровень связанных с алкоголем проблем в стране свидетельствует о необходимости совершенствования алкогольной политики с учетом международного опыта, но опираясь на собственную траекторию развития.

В современных рыночных условиях, думается, методы экономического регулирования рынка алкогольной продукции невозможны без элементов государственной монополии, единственного образования, способного формировать цену на алкогольную продукцию в интересах решения социальной задачи — деалкоголизации населения.

Государственная монополия может быть полной, охватывающей и производство, и реализацию, или же частичной, касающейся только производства или только реализации. В России предусматривается введение лишь некоторых элементов государственной монополии. За счет этого государство рассчитывает за десять лет более чем вдвое снизить потребление алкогольной продукции в стране и добиться на втором этапе (после 2013 г.) полного исчезновения нелегального алкогольного рынка. Однако, по мнению некоторых авторов, введение частичной монополии может не только не снизить долю рынка нелегальных крепких спиртных напитков, но и привести к его увеличению от существующих в России 35-40 до 65%. При этом количество «теневой» продукции на рынке впервые может превысить объем легально произведенной алкогольной продукции, может увеличиться и потребление чистого спирта на душу населения. В настоящее время из 15-17 литров чистого спирта, по разным данным, на нелегально произведенную про-

дукцию приходится 10-11 литров в расчете на душу населения в год10.

В то же время эффект от введения полной государственной монополии на рынке алкогольной продукции позволит: максимально снизить объемы нелегального производства и нелегального импорта алкогольной продукции; контролировать объемы производства, оборота и качества алкогольной продукции; определять и устанавливать минимальные цены на реализацию водки и вина; изменить структуру потребления и спроса; снизить масштабы алкоголизации населения; снизить смертность от отравления спиртосодержащими жидкостями (суррогатами и т. п.). Однако для введения государственной монополии необходимо в первую очередь построить для нее эффективную институциональную основу.

Также решение указанных задач возможно за счет реализации таких мер, как введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкоголя. По мнению В. С. Денисова, действующее уголовное законодательство в Российской Федерации также по своей структуре и содержанию не обеспечивает в полной мере базу для борьбы с незаконным производством и оборотом алкоголя и нуждается в коренных изменениях, связанных с его дополнением специальной уголовно-правовой нормой, непосредственно устанавливающей ответственность за незаконные производство и оборот алкогольной продукции11.

Уголовно-правовой и криминологический анализ преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции со всей очевидностью указывает на необходимость

10 Гузий С. В. Состояние рынка алкогольных напитков и пива в РФ // Инновационное развитие сельского хозяйства. Сборник научных трудов. М.: ГНУ ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2012. С. 89.

11 Денисов В. С. Совершенствование законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php? id=2944.

совершенствования как уголовного, так и иного законодательства, регулирующего отношения в исследуемой сфере.

Это обусловлено следующими факторами:

• явным несоответствием санкций уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за незаконные производство и оборот алкогольной продукции, степени общественной опасности таких преступлений;

• затруднениями в следственно-судебной практике при квалификации преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции;

• объемностью, разрозненностью и противоречивостью отраслевого законодательства, непосредственно регулирующего порядок производства и оборота алкогольной продукции;

• отсутствием действенных политических и социально-экономических мер со стороны государства в области регулирования производства и оборота алкогольной продукции.

Мы разделяем мнение исследователей и представителей отрасли относительно необходимости усиления уголовной ответственности за незаконные производство и оборот алкогольной продукции. Имеющийся в России исторический опыт борьбы с такого рода преступлениями и передовой опыт зарубежных стран показывают, что это одна из наиболее действенных мер наказания за преступления, связанные с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции. Во-первых, применение этой меры позволяет исключить из круга субъектов предпринимательской деятельности лиц, осуществляющих ее незаконно, лишив их возможности вообще заниматься такой деятельностью, а следовательно, и совершить аналогичное деяние повторно. Таким образом, «очищается», четко определяется круг и надежность легальных производителей и продавцов алкогольной продукции. А это непосредственно влияет на стабильность и перспективы отрасли, рост ее ко-

личественных и качественных показателей, повышение доходности, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и обеспечение прав потребителей на качественную и безопасную продукцию. Во-вторых, указанная мера имеет высокий профилактический потенциал.

Заключение

С учетом вышеизложенных обстоятельств в целях совершенствования уголовного и иного законодательства, регулирующего отношения в исследуемой сфере, и практики его применения, стоит предложить следующее.

1. Усилить уголовную ответственность за преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции путем внесения в уголовное законодательство соответствующих изменений и дополнений.

2. Отказаться от идеи введения в стране государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции. Стимулировать развитие конкурентной борьбы между производителями алкогольной продукции, что позволит повысить качество производимой продукции.

В современных условиях теневой сектор алкогольного рынка достигает 50%. Согласно приведенным данным, можно отметить актуальность рассматриваемой проблемы. От состояния рынка алкогольной продукции зависит здоровье населения страны. В этой связи можно поддержать заинтересованность российского государства в противодействии алкоголизации населения и в утверждении в обществе здорового образа жизни. Однако меры по достижению данной цели пока что показывают обратный эффект. Вдобавок можно отметить несостоятельность обсуждаемой государственной монополии на реализацию, а в дальнейшем и на производство алкогольной продукции, поскольку это приведет к повышению акцизов, что впоследствии грозит увеличением теневого сектора рынка. Это доказывает

отсутствие системности и последовательности в разработке и реализации государственной политики. Что может быть подкреплено сильным влиянием лоббистов на разработку мер государственной политики.

3. Ужесточить меры по борьбе с коррупцией. Здесь необходимо затронуть заявленную проблему, которая также препятствует нормализации ситуации на рынке алкогольной продукции, что подтверждает необходимость продолжения борьбы с ней и принятия соответствующих мер.

4. Взять под контроль антиалкогольную компанию. В настоящее время существуют лишь призывы к принятию мер и программы, которые слабо влияют на деалкоголизацию населения в масштабах страны. В этой связи целесообразно создать постоянно действующий, специальный общественный орган, финансируемый государством, который бы системно решал проблему алкоголизации населения.

5. Ужесточить контроль за производством и реализацией энергетических напитков, а также слабоалкогольных коктейлей. На сегодняшний день подобная продукция несет опасность для всего населения страны. Представляется необходимым рассмотреть рынок слабоалкогольных и энергетических напитков с дальнейшей разработкой политики по направлениям производства и реализации данной продукции. В том числе необходимо установление возрастного ценза на реализацию энергетических напитков.

Каждое из вышеперечисленных предложений носит комплексный характер и позволяет решить определенный круг проблем, связанных с уголовно-правовой охраной общественных отношений в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Нельзя искоренить явление как таковое, если не устранить причины и условия, его порождающие. Пределы компетенции правоохранительных органов в данном случае ограничены. Поэтому государство, и только государство, через свои органы исполни-

тельной и законодательной власти способно устранить или, по крайней мере, минимизировать все дестабилизирующие факторы, обеспечив тем самым надлежащую базу для эффективной и полноценной реализации мер уголовно-правовой и иной охраны общественных отношений в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Меры уголовно-правовой охраны всегда были и остаются одними из наиболее эффективных в борьбе с теневым алкогольным бизнесом, но они не сводятся к простой сумме совершенствования уголовного законодательства и правоприменительной практики. Предложенные меры усиления уголовной ответственности за незаконные производство и оборот алкогольной продукции позволят не только эффективнее бороться с такими преступлениями, но и обеспечат надлежащий превентивный эффект.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации нужно предпринимать более действенные шаги по преобразованию механизма финансово-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции с тем,чтобы обеспечить стабильность и конкретику правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в данной сфере.

Наличие государственной монополии на алкоголь не гарантирует стабильность и развитие отрасли. Исторический опыт России показывает, что начиная с XV в. в нашей стране практически всегда существовала государственная монополия на алкогольную продукцию, однако до сих пор не удалось решить ключевые проблемы, угрожающие стабильности отрасли, а также нарушающие ее развитие. Периоды времени, связанные с государственной монополией на алкоголь, характеризуются ростом теневого сектора и, как следствие, всплеском преступности в данной сфере, снижением экономической эффективности, а то и откровенным упадком отрасли, ростом алкоголизации населения и социальных противоречий в обществе.

Список литературы

1. Авагян Э. Ю. Экономический потенциал отраслевого рынка алкогольной продукции как объект государственного регулирования // Современное управление. 2006. № 7. С. 11-15.

2. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д. А. Халтурина. М.: ЛЕНАНД, 2008.

3. Анализ рынка алкогольных напитков в России в 2008-2012 гг, прогноз на 2013-2017 гг. // BisinesStat, 2013.

4. Берзин В. А. Вопросы нормативно-правового регулирования винодельческого виноградарства. СПб.: Питер, 2010.

5. Блинов М. В. Международный опыт регулирования, контроля и налогообложения алкогольного рынка // Налоги и налогообложение. 2008. № 9. С. 41.

6. Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по состоянию на 23.09.2013 г. // www.fsrar.ru.

7. Гузий С. В. Государственная политика в сфере регулирования потребления алкогольной продукции в РФ: декларации и реальность // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 2.

8. Гузий С. В. Совершенствование методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции в России // Материалы Международной научной конференции (декабрь 2009 года). Сборник научных трудов (выпуск 17). М.: ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, 2009.

9. Гузий С. В. Состояние рынка алкогольных напитков и пива в РФ // Инновационное развитие сельского хозяйства. Сборник научных трудов. М.: ГНУ ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Гулка Л. В. Система обязательных платежей на алкогольную продукцию в России, Молдове и Румынии // Государство и право. 2010. № 2.

11. Денисов В. С. Совершенствование законодательства в сфере производства и оборота алко-

гольной продукции // http://www.superinf.ru/view_ helpstud.php?id=2944.

12. Жук А. А. Конкурентная среда России: институциональный анализ мотивации экономических субъектов. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век», 2012. — 224 с.

13. Жук А. А. Конкурентная среда России: необходимость вмешательства и практика администрирования на современном этапе // Современная конкуренция. 2011. № 6. С. 9-32.

14. Жук А. А. Конкурентная среда рынков: институционально-экономические характеристики // Современная конкуренция. 2011. № 4. С. 15-22.

15. Жук А. А, Кизилова Е. А. Механизмы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах евразийского метарегиона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 13. С. 49-59.

16. Жук А. А., Кизилова Е. А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, выводы, предложения // Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4. № 3. С. 53.

17. Замглавы Минфина рассказал, что ждет курильщиков и любителей алкоголя // РБК daily. 18.10.2011. http://www.rbcdaily.ru/2011/10/18/ market/562949981758638.

18. Каждый третий оптовик покинет алкогольный рынок // РБК daily. 18.02.2011. http://www.rbcdaily. ru/ 2011/02/18/ market/562949979734138.

19. Минфин хочет замедлить рост акцизов в 2015 году: нужно гармонизировать акцизную политику в рамках ТС // Газета. ру. 13.04.2012. http://www. gazeta.ru/business/news/ 2012/04/13/n_2292633. shtml].

20. Силантьева Ю. В. Конкурентоспособность Российской Федерации и направления ее повышения // Современная конкуренция. 2013. № 5 (41 ). С. 103-109.

21. Тегетаева О. Р. Механизм, инструменты и особенности регулирования рынка алкогольной продукции в регионе // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 05.

22. Чирихин С. Н. О некоторых аспектах оценки эффективности конкурентной политики и необходимости ее трансформации // Современная конкуренция. 2013. № 5 (41). С. 92-102.

A. Zhuk, Doctor of Economic Sciences (DrSc), Associate Professor of the chair «Economy and Regional Management» of the Southern Federal University, zhukaa@sfedu.ru E. Kizilova, Student of the Department of Regional Studies of the Southern Federal University,

kizilovaekaterina@yandex.ru

state regularon of THE sPiRiT's MARKET iN RussiAN FEDERATioN: on the way to state monopoly?

Market of alcohol products is of special interest to the scientific and economic analysis, as it has the specificity of being one of the most important sources of replenishment of the budget. The alcohol market has its own peculiarities, which gives rise to the need for active public regulation of the processes of production, consumption, supply and demand of these products. The market is not able to limit the demand and consumption of alcoholic beverages. From the positions of the same social justice is very important limitation of demand and excessive consumption of such harmful goods as alcohol. For a number of reasons the need of proactive state intervention in the process of creating the pre-provisions on alcohol products, pricing and regulation of processes of distribution and redistribution of income from its production and implementation. The aim of the research is to study the mechanisms of state regulation of the alcohol market in the countries of the Eurasian region.

Keywords: market of alcohol products, production, consumption, regulation of the market of alcohol products, disproportion of prices, Alcohol Company, reallocation of competitive advantages of the subjects of the market of alcohol products, redistribution of property rights, licensed retail network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.