ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ
УдК 338.43
Современное состояние рынка алкогольной продукции россии
А. Л. Оганесянц,
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Рынок алкогольных напитков всегда был важным сектором потребительского рынка в экономике России и представляет большой интерес для экономического анализа, так как, с одной стороны, удовлетворяет потребность населения в алкогольной продукции (чрезмерное употребление которой, приводит к негативным социально-экономическим последствиям), с другой — служит заметным источником пополнения доходной части бюджета страны [1].
Несмотря на то, что за последние 25 лет доля алкогольной продукции в товарообороте страны сократилась, рынок алкогольных напитков по-прежнему занимает лидирующие позиции среди других рынков продовольственных товаров, как по темпам развития, так и по отчислениям в бюджет страны [1].
В настоящее время удельный вес акцизных поступлений от производства и реализации алкогольных напитков не превышает 2% доходной части бюджета страны, а в общей сумме акцизных сборов он занимает 10-12% [2].
В таблице представлена динамика продаж алкогольных напитков населению с 1992 по 2013 гг. [3]. Как видно, с
2000 г. наблюдается устойчивое снижение продаж водки и ликероводочных изделий с 214,6 до 140,9 млн дал в 2013 г.
На рынке винодельческой продукции с 1992 по 2008 гг. наблюдается рост продаж с 48 до 102,9 млн дал, а с 2010 г. происходило постепенное снижение в пределах 3-6% ежегодно. Это связано в первую очередь с общим сокращением доходов населения, в результате чего часть потребителей отказалась от покупки алкогольных напитков, в том числе и вина.
Рынок коньяка и коньячных напитков показывает рост продаж, начиная с 2000 г. В результате чего к 2012 г. продажи коньяка выросли в 3 раза по отношению к 2000 г. с 4,1 до 12,4 млн дал. Только в 2009 г. снизился объем продаж коньяка и составил 10,6 млн дал, что на 0,2 млн дал меньше показателя
2008 г. В 2013 г. объем продаж этой продукции остался на том же уровне, что и в 2012 г.
На рынке игристых и шампанских вин с 1992 до 2008 гг. также наблюдается рост продаж с 4 до 26 млн дал. В
2009 г. произошло снижение продаж до 25,5 млн дал, а с 2010 по 2011 гг. прослеживается незначительный рост. В
Алкогольные напитки 1992 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
1 В абсолютном алкоголе: 1
всего, млн дал 74,4 117,5 133,2 137,3 129,6 127,6 126,8 131,1 129,1
на душу населения, л 5 8 9,3 9,6 9,1 8,9 8,9 9,2 9
В натуральном выражении, млн дал:
водка и ликероводочные изделия 143,9 214,6 203,5 177,2 166,1 157,8 156,4 153 140,9
винодельческая продукция (без шампанских и игристых вин) 48 52,4 84,9 102,9 102,5 103,4 97,1 93,6 91,2
коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) 4,2 4,1 6,8 10,8 10,6 11,1 11,6 12,4 12,4
шампанские и игристые вина 4 18,3 19,4 26 25,5 27,3 28,5 28,3 28,8
напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9 %) 31,9 31,4 26,9 25,2
пиво, кроме коктейлей пивных и напитка солодового 273,3 524,6 892,1 1138,2 1024,7 1004 1011,5 1017,5 1005,6
напитки, изготавливаемые на основе пива 10,5
Всего, млн дал 473,4 814 1206,7 1455,1 1329,4 1335,5 1336,5 1331,7 1314,6
ПИВО и НАПИТКИ
2 • 2015
ОТРАСЛЕВОИМАРКЕТИНГ
0,8 %
2000
2005
2008
Водка и ликероводочные изделия Винодельческая продукция (без шампанских и игристых вин) Шампанские и игристые вина
2009 Годы
2011
2012
Коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) Пиво, кроме коктейлей пивных и напитка солодового
Рис. 1. Темпы роста продаж алкогольной продукции в России в 1992-2013 гг.
10,7 %
Водка и ликероводочные изделия
Винодельческая продукция
(без шампанских и игристых вин)
Коньяки, коньячные напитки
(включая бренди, кальвадосы)
Шампанские и игристые вина
Напитки слабоалкогольные (с содержанием
этилового спирта не более 9 %)
Пиво, кроме коктейлей пивных
и напитка солодового
Напитки, изготавливаемые на основе пива
Рис. 2. Структура розничных продаж алкогольной продукции в 2013 г.
8
7
6
5
4
3
2
1
0
1992
2010
2013
последующем заметных изменений не произошло, и на конец 2013 г. объем продаж держится на уровне 28 млн дал.
Объем продаж слабоалкогольных напитков, как показывают данные таблицы, с каждым годом снижаются, что подтверждает уменьшение спроса на этот вид продукции.
На рынке пива с 1992 по 2008 гг. происходил устойчивый рост продаж с 273,3 до 1138,2 млн дал. В 20082010 гг. продажи пива снижались, что связано с постепенным ростом цен, а также с активным продвижением на рынке различных видов слабоалкогольных напитков. В 2010 г. в России было реализовано 1004 млн дал пива, что на 2% меньше, чем в 2009 г., а годом ранее, то есть в 2009 г., было зафиксировано падение продаж на 10% в сравнении с 2008 г.
В целом объем продаж по всем видам алкогольной продукции с 1992 по 2008 гг. увеличился в 3 раза с 473,4 до 1455,1 млн дал. В кризисный период 2008-2009 гг. продажи алкогольных напитков в России снизились на 0,5% и 8,6 % относительно предыдущих лет соответственно. В настоящее время на рынке сохраняется тенденция к дальнейшему снижению объемов продаж. Одна из главных причин этого — повышение цен на алкогольную продукцию, в основном за счет индексирования акцизных ставок в сторону увеличения. Ограничение розничных продаж алкогольных напитков, а также стремление населения к здоровому образу жизни приводят к дальнейшему падению данного показателя.
На рис. 1 представлена динамика темпов роста продаж различных алко-
гольных напитков с 1992 по 2013 гг. [3]. Очевидно, что самые высокие показатели были у шампанских и игристых вин. Однако, из данных, приведенных в таблице, следует, что водка и ликеро-водочные изделия составляют значительную долю потребления, уступая лишь пиву. В 2013 г. потребление пива составило 76,5% от общего объема всех алкогольных напитков, водки и ликероводочных изделий — 10,7%, а винодельческой продукции — 6,9% (рис. 2) [3].
Следует обратить внимание на то, что подобная структура потребления сохраняется с 1992 г.
При пересчете на абсолютный алкоголь структура потребления алкогольных напитков в России выглядит следующим образом: в общем объеме доля крепких алкогольных напитков составляет 56%, пива — 40%, вина — 14%. Согласно исследованиям многих ученых-экономистов, в качестве «идеальной структуры потребления», оказывающей наименьшее негативное влияние на здоровье населения, считается: 50% — пиво, 35% — вино, 15% — спиртные напитки [4].
Стоит обратить внимание на то, что в России уменьшилось потребление алкогольной продукции на душу населения в пересчете на безводный спирт в период с 2009 по 2013 гг: с 18 до 13 л. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), допустимое употребление чистого спирта в год составляет 8 л. Поэтому данное снижение не решило проблему, связанную с высокой смертностью от злоупотребления алкогольных напитков, которая превышает 75 тыс. чел. ежегодно. По данному пока-
зателю Российская Федерация занимает одно их первых мест в Европе [5].
Также к причинам высокой смертности от потребления алкогольных напитков, в отдельных случаях, можно отнести их низкое качество, характерное как правило для теневого сектора экономики. По данным МВД РФ, от наличия теневого рынка алкогольной продукции бюджет страны ежегодно теряет до 12 млрд руб. [1]. Доля алкогольных напитков на теневом рынке по данным Минсельхоза РФ составляет более 30% [6].
Для регулирования рынка алкогольной продукции государство предпринимает определенные меры. На сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые основы производства и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции в России, служит Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [7]. По мнению многих ведущих ученых и специалистов, занимающихся проблемами алкогольного рынка, для обеспечения населения нашей страны качественной продукции по стабильным ценам и увеличения налоговых поступлений необходима государственная монополия на производство этилового спирта.
Действующие меры государства, направленные на снижение уровня потребления алкогольной продукции и утверждение в обществе здорового образа жизни, нельзя назвать эффективными. Это прежде всего связано с отсутствием системности и последовательности в реализации соответствующей государственной политики.
2 • 2015 ПИВО и НАПИТКИ 9
|ОТРАСЛЕВОИМАРКЕТИНГ'
Кроме того, следует обратить внимание на возможное усиление противостояний между производителями алкогольной продукции из-за принятых, а также и планируемых к принятию мер в рамках Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г. [8].
Нынешняя антиалкогольная кампания должна учесть последствия принятия «сухого закона» и не допустить перемещения рынка алкогольной продукции в теневой сектор.
На основании проведенного анализа можно предложить следующие рекомендации:
• необходимо сделать упор на изменение структуры потребления алкогольных напитков в сторону увеличения доли слабоалкогольных, в первую очередь вина и натуральных напитков на его основе;
• продолжить борьбу с коррупцией;
• стимулировать конкуренцию между
производителями алкогольной продукции;
• создать государственную монополию на производство и оборот этилового спирта.
Поскольку этиловый спирт — ингредиент практически всех алкогольных напитков, то, будучи под контролем государства, производители смогут его приобрести только при условии наличия у них лицензии. Тем самым это приведет к заметному увеличению налоговых сборов и сокращению теневого сектора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глушко, Т. Ю. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы / Т. Ю. Глушко // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 43. Апрель 2014 г. — С. 68-80.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (одобрено Правительством РФ 30.05.2013). Электронный ресурс www.consultant.ru/document/cons-doc-ГА№-147142.
3. Россия в цифрах 2014. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат. — 2014. — C. 558.
4. Акцизная политика заставляет россиян выбирать водку. [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.iep.ru/ru/aktciznaia-politika-zastavliaet-rossiian-vybirat-vodku. html.
5. Russian Federation. [Электронный ресурс]. http://wwwiwho.int/substance_abuse/publications/ gk>bal_alcohol_report/proffles/rus. pdf? ua=1.
6. Жук, А А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, вывод, предложения / А. А. Жук, Е. А. Кизилова // Вопросы регулирования экономики. — Ростов-на-Дону: Гуманитарные перспективы. — Т. 4. — 2013. — № 3.
7. Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
8. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголя и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http:// wwwisrar.m/poMcy_of_sobrietyfconcepcia. <S
Современное состояние рынка алкогольной продукции России
Ключевые слова
акцизные поступления; государственная монополия; объем продаж; рынок алкогольной продукции; структура потребления; теневой сектор. Реферат
Рынок алкогольной продукции России представляет интерес для экономического анализа как один из самых динамично развивающихся потребительских рынков, который удовлетворяет потребности населения в алкогольных напитках, и является источником доходов бюджета страны благодаря акцизным поступлениям, которые составляют приблизительно 2% от общего объема бюджетных поступлений. Анализ рынка алкогольной продукции выявил динамику объемов продаж по каждой из категорий алкогольных напитков с 1992 по 2013 гг. В настоящее время на рынке сохраняется тенденция к дальнейшему снижению объемов продаж. С 1992 г. в России сохраняется определенная структура потребления алкогольной продукции, характерная высоким уровнем потребления крепких напитков (56%) и низким уровнем потребления вин (14%) в пересчете на безводный спирт, что привело к высоким показателям потребления алкогольной продукции на душу населения (13л). На рынке алкогольной продукции имеет место теневой сектор, который вместе со злоупотреблением алкогольных напитков является причиной высокой смертности от продукции низкого качества. Действующие меры государства, направленные на снижение уровня потребления алкогольной продукции и утверждение в обществе здорового образа жизни, нельзя назвать эффективными из-за отсутствия системности и последовательности в реализации соответствующей государственной политики. На основании проведенного анализа предложен ряд рекомендаций, которые позволят решить актуальные проблемы алкогольного рынка. Основополагающим является изменение структуры потребления алкогольных напитков в сторону увеличения доли слабоалкогольных, в первую очередь вина и натуральных напитков на его основе, а также создание государственной монополии на производство и оборот этилового спирта. Автор
Оганесянц Арсен Львович, аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, [email protected]
Current State of Russian Alcohol Market
Key words
excise revenues; state monopoly; sales; alcohol market; consumption structure;
illegal sector.
Abstract
Russian alcohol market is of interest to economic analysis, because it is one of the fastest growing consumer markets which satisfies the needs of the population in alcoholic beverages, as well as a source of budget revenues due to excise revenues, which account for approximately 2% of total revenues. Analysis of the alcohol market has revealed the dynamics of sales in each of the categories of alcoholic beverages from 1992 to 2013. Currently on the market there is a tendency to a further decrease in sales volumes. Since 1992, Russia still has a certain pattern of consumption of alcoholic beverages, characterized by high levels of consumption of spirits (56%) and low consumption of wine (14%) in terms of anhydrous alcohol, which led to high rates of alcohol consumption per capita (13 liters).The illegal sector takes place in the market of alcoholic beverages, and together with alcohol abuse it is the cause of the high mortality from low quality products. Existing measures of the state aimed at reducing alcohol consumption and approved by the Company of a healthy lifestyle, cannot be considered effective due to the lack of systematic and consistent in the implementation of public policy. Based on the analysis number of recommendations was offered to address urgent problems of the alcohol market. Change in the structure of consumption of alcoholic beverages in the direction of increasing the share of low-alcohol, especially wine and natural drinks based on it, as well as the creation of a state monopoly on the production and turnover of ethyl alcohol are fundamental ones.
Author
Oganesyants Arsen L'vovich, Post-graduate Student Lomonosov Moscow State University
b. 46, 1, Leninskiye goryi, Moscow, 119991, Russia, [email protected]
10 ПИВО и НАПИТКИ 2 • 2015