ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
www.hjournal.ru
РОССИЙСКИЙ РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ВЫВОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЖУК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ,
доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и регионального менеджмента,
Южный федеральный университет, e-mail: zhukaa@sfedu.ru
КИЗИЛОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА,
студент отделения «Регионоведение», Южный федеральный университет, e-mail: kizilovaekaterina@yandex.ru
Рынок алкогольной продукции представляет особый интерес для научного экономического анализа, так как он обладает особой спецификой, являясь одним из важнейших источников пополнения бюджета. С одной стороны, рост рынка приводит к увеличению поступлений в бюджет, с другой, — имеет негативные социальные последствия, которые пагубно могут отразиться на дальнейшем социально-экономическом развитии. Следовательно, правительства многих стран проводят политику количественного ограничения и повышения качества (культуры) потребления алкогольной продукции. Российское государство в этом ряду не является исключением. Анализ рынка алкогольной продукции представляет наибольший интерес именно с точки зрения институционального подхода в связи со многими особенностями своей структуры и спецификой функционирования. Целью данного исследования является выявление истинных причин институциональных преобразований данного рынка в России, а также анализ последствий таких трансформаций.
Ключевые слова: рынок алкогольной продукции; производство; оборот; потребление; диспропорция цен; антиалкогольная кампания; реаллокация конкурентных преимуществ субъектов рынка алкогольной продукции; перераспределения прав собственности; лицензированная розничная сеть.
RUSSIAN MARKET OF ALCOHOL PRODUCTS: INSTITUTIONAL ANALYSIS, CONCLUSIONS AND PROPOSALS
ZHUK ALEXANDR, A.,
PhD, associate professor of the department «Economics and regional management», Southern Federal University, e-mail: zhukaa@sfedu.ru
KIZILOVA EKATERINA, A.,
student of the department «Regional Studies», Southern Federal University, e-mail: kizilovaekaterina@yandex.ru
The alcohol production market has a great interest for the scientific economic analysis, because it has special characteristics, being one of the most important sources of budget replenishment. On the one hand, the growth of the market leads to increasing of revenue in budget, on the other hand — has
© А. А. Жук, Е. А. Кизилова, 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
negative social consequences, which can adversely affect the future social-economic development. Therefore, governments of many countries pursue a policy of quantitative restriction and improve the quality (culture) of consumption alcohol production. Russia in this list is not exception. Analysis of the alcohol market is the most interesting from the point of view of institutional approach with the many features of its structure and functioning characteristics. The aim of this study is to identify the true causes of the institutional changes in the Russian market, as well as analysis of the consequences of such transformations.
Keywords: market of alcohol products; production; consumption; disproportion of prices; Alcohol Company; competitive advantages reallocation of the subjects of the alcohol products market; redistribution of property rights; licensed retail network.
JEL: O2, O17.
В современных посткризисных экономических реалиях институциональный подход к исследованию хозяйственных процессов представляется нам одним из наиболее адекватных, позволяющих наиболее полно протестировать конкурентную среду, рыночных агентов, а также условия совершения рыночных транзакций: их качественные и количественные характеристики.
В настоящее время нами не обнаружено фундаментальных исследований, посвященных институциональной структуре региональных рынков алкогольной продукции. Между тем, рынок алкогольной продукции представляет большой интерес именно с точки зрения структуры институтов и, как следствие, специфики функционирования.
Особое значение такого подхода для исследований рынка алкогольной продукции объясняется тем, что анализ общероссийского рынка алкогольной продукции возможно осуществить с учетом влияния на него политических, социальных, психологических и других неэкономических факторов.
Существует четкое разграничение рыночного пространства рынка алкогольной продукции на сегменты: рынок крепких спиртных напитков, рынок слабоалкогольной продукции и рынок сырья. Каждый из этих рынков обладает своей собственной историей, структурой, составом и «правилами игры». Таким образом, на общем фоне ряда специализированных товарных рынков выступает универсальный рынок, который через свою территориальную иерархию носит черты регионального рынка алкогольной продукции, привязанного к соответствующей территории. Именно этот рынок алкогольной продукции без подразделения на субрынки исследуется в настоящей работе.
Институциональная структура российского рынка алкогольной продукции
Рынок алкогольной продукции, по нашему мнению, — это набор субъектов хозяйствования, связей, отношений, норм социально-экономической жизни, которые имеют устойчивый характер и сохраняются в течение длительного времени. На рынке алкогольной продукции проявляются экономические отношения между производителями и потребителями данного типа продукции, и рынок является своеобразным инструментом согласования экономических интересов производства и потребления. Для эффективного функционирования рынка необходимы такие условия, как свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей, наличие основных правил в области качества алкогольной продукции (сертификация), возможность свободного выбора потребителей. В связи с этим можно сказать, что рынок алкогольной продукции — это совокупность институтов координации выбора посредством ценовых стимулов, протекающей в условиях прав собственности, контрактов и конкуренции (Милинчук, 2006. С. 9).
Институциональная структура российского рынка алкогольной продукции может рассматриваться только в контексте институциональной структуры мирового рынка алкогольной продукции. Это связано с тем, что в функционировании данного рынка большую роль играют общемировые тенденции, которые проецируются на конкретную страну. На этапе, определяемом последствиями мирового финансового
кризиса, алкогольный бизнес переживает беспрецедентный переходный период. На международном рынке, оцениваемом в 900 млрд. долларов1, постоянно появляются новые игроки глобального уровня и некоторые из этих групп компаний показывают отличные экономические и финансовые результаты. На этом рынке пока остаются широкие возможности для развития, несмотря на сильную раздробленность. Всем известные высокие затраты на дистрибуцию и создание брендов представляют собой значительное препятствие при выходе на этот рынок новых игроков. Поэтому такую важность имеют слияния и поглощения. Для обеспечения дальнейшего роста участникам рынка требуются все большие затраты, в том числе на выплату вознаграждений розничным сетям, что приводит к консолидации. Доля Diageo, ярко выраженного мирового лидера по объему производства крепких алкогольных напитков, составляет менее 10% рынка2. Как и в других случаях, на отрасль алкогольных напитков оказывают влияние глубокие демографические изменения и перемены в стиле жизни потребителей. Тенденция пить меньше, но тратить больше — «премиумизация» — не ограничена отдельными рынками, но характерна для различных потребительских сегментов. Это касается городских жителей со средними доходами как в Азии, так и в Восточной Европе, а также тех сегментов потребителей, которые растут в настоящее время и чей рост ожидается в будущем. В Западной Европе данная тенденция наблюдается среди материально независимых женщин, относимых к отдельному сегменту, отличающемуся не количественным, а ценностным ростом. «Премиумизация» еще не так сильно выражена в Латинской Америке. Бразилия и Мексика принадлежат к числу крупнейших и наиболее доходных рынков в мире, особенно в отношении пива и крепких напитков. Недаром такие гиганты, как InBev и Modelo, с недавнего времени активно развивают свой бизнес на этом рынке.
Рынок алкогольной продукции России является экономическим пространством, в рамках которого происходит концентрация совокупности экономических отношений по поводу производства, оборота и потребления алкогольной продукции с целью удовлетворения потребностей населения страны. Пространство рынка определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести алкогольную продукцию.
Если рассматривать российский рынок алкогольной продукции, несмотря на то, что крепкие алкогольные напитки и вино составляют лишь 17% всего объема рынка, в денежном выражении они в совокупности превышают 50%. Сегмент крепких алкогольных напитков испытывает почти 40%-ный рост цен в течение последних 5 лет. Этот тренд продолжит играть на руку глобальным брендам.
Рис. 1. Рост российского рынка алкогольных напитков Составлено авторами по: Россия в цифрах 2012. Краткий статистический сборник. М.:
Росстат, 2012, с. 376.
1 См.: (http://www.marketingbase.m/view_subsects.php?num=ll).
2 Там же.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
40 Зб 30 2б 20 1б 10 б 0
1 1
Ликеро-во-оодо/е изделия Пиоо Коктейли Вино
□ Восток 39,3 38,9 4,4 17,4
Рис. 2. Доля сегментов на рынке алкогольной продукции в 2011 г.
Составлено авторами по: Россия в цифрах 2012. Краткий статистический сборник.
М.: Росстат, 2012, с. 377.
В качестве основных агентов рынка выделяются:
1. Производители алкогольной продукции.
2. Продавцы алкогольной продукции.
3. Потребители алкогольной продукции.
Рынок алкогольной продукции в России практически всегда играл существенную роль в экономике. Несмотря на то, что за последние 25 лет доля алкоголя в товарообороте страны сократилась, алкогольный рынок по-прежнему занимает лидирующие позиции среди других рынков продовольственных товаров, как по темпам развития, так и по доле отчислений в бюджет. Однако если раньше удельный вес алкогольной отрасли в доходах федерального бюджета составлял 1011%, то сейчас он не превышает 2%, а в сумме акцизных сборов — 10-12%.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ввиду быстрого оборота вложенных средств и возможности извлечения сверхприбылей является одной из наиболее криминогенных сфер экономической деятельности. Поскольку эта сфера экономической деятельности является прибыльной, то она существует как устойчивая и самостоятельная отрасль теневой экономики. Последствием этого становятся нанесение вреда здоровью населения или смерти по причине употребления некачественной продукции. По показателю смертности от отравления алкоголем Россия занимает первое место в Европе.
По данным МВД России, в результате деятельности теневого алкогольного рынка бюджет России ежегодно теряет до 12 млрд. рублей3. По оценкам Минсельхоза России, доля нелегального рынка алкогольной продукции составляет более 30% или около 60 млн. руб4.
По данным Комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в 2012 году объем легального этилового спирта, поступивший на внутренний рынок для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, составил 42,89 млн. руб.5. При этом в России было изготовлено алкогольной и спиртосодержащей продукции, требующей участия данного спирта, в количестве не менее 91,1 млн. руб.
Вдобавок, на российском рынке существует диспропорция цен на различные алкогольные напитки, что сдерживает рост потребления вина и пива. Это выражается в том, что в России чистый алкоголь, содержащийся в водке, стоит в 2 раза дешевле, чем в пиве, и в 4 раза дешевле, чем в вине. В более развитых странах такая диспропорция отсутствует и потребителю, по сути, безразлично, в каком виде
3 См.: (http://do.gendocs.m/docs/index-130807.html?page=9).
4 См.: (http://do.gendocs.m/docs/index-130807.html?page=9).
5 См.: (http://www.tpprf.ru/common/upload/files/2005101714390190.doc).
потреблять алкоголь6.
Участники Российского рынка крепких спиртных напитков разделяются в соответствии с видами выпускаемой продукции. Одна часть производителей специализируется на выпуске водки, а другая — на выпуске коньячной продукции.
К крупным производителям водки относятся следующие компании:
• ЗАО «Русский алкоголь» и Группа компаний «Парламент»;
• ОАО «Синергия»;
• ОАО Московский завод «Кристалл»;
• ООО «Алкогольная Сибирская группа»;
• ОАО «Росспиртпром»7.
На рынке коньячной продукции лидирующие позиции занимают следующие компании:
• ОАО «МВКЗ «КиН»;
• ООО «ВКЗ Альянс-1892»;
• ЗАО «Ставропольский винно-коньячный завод»;
• ОАО «Дербентский коньячный комбинат»;
• ГУП «Кизлярский коньячный завод»8.
Что касается потребителей алкогольной продукции, то структура потребления алкоголя по доходным группам и по группам потребителей с разным уровнем образования представлена на рис. 3.
Доходные группы
МЗООКМьОЮЭОКЫ
1я
квантиль 2я Зя 4я
(низкий квантиль квантиль квантиль
доход)
!□% 52% 52% 58% 62%
Образовательные группы
Рис. 3. Структура потребления алкоголя Составлено по: Потребление алкоголя и здоровье россиян // Пивное дело, 2012, № 7, с. 13-15.
6 См.: (http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/339080/).
7 См.: Маркетинговое исследование «Рынок алкогольной продукции». М.: РБК-Медиа, 2012, с. 103.
8 Там же. С. 103.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
Структура потребления алкогольных напитков в России, отраженная в доле тех, кто потребляет тот или иной напиток, представлена на рис. 4.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% |-| -| т
Мужчины Женщины
Пиво 72% 48%
Вино, шампанское 11% 39%
Крепленое вино 6% 12%
Самогон 11% 4%
Врдка и другие кроткие напитки 62% 37%
Рис. 4. Структура потребления алкоголя по полу и возрастным группам Составлено по: Потребление алкоголя и здоровье россиян // Пивное дело, 2012, № 7, с. 13-15.
Как видно из графиков, в России около 70% мужчин и почти 50% женщин пьют пиво. Следующий по распространенности потребления напиток — это водка и другие крепкие напитки, которые потребляют более 60% мужчин и 37% женщин. Около 12% мужчин и 5% женщин пьют самогон. Сухое вино или шампанское пьют около 40% женщин и 11% мужчин. Таким образом, водка и самогон, с одной стороны, и пиво, — с другой, — самые популярные у россиян алкогольные напитки.
Что касается регулирования рынка алкогольной продукции, то государство предпринимает активные попытки контроля над алкогольным бизнесом и сокращения его теневого сектора. По мнению многих ведущих специалистов, занимающихся анализом проблем алкогольного рынка, введение государственной монополии сможет гарантировать увеличение налоговых поступлений, а потребителю — качественную продукцию и стабильные цены. Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрено введение госмонополии отдельным федеральным законом9. В настоящее время идут острые дискуссии между
9 См.: Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53, ст. 5022; 2002, N 30, ст. 3026, 3033; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3113; 2006, N 1, ст. 20; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 11; N 17, ст. 1931; N 31, ст. 3994; N 49, ст. 6063; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 15, ст. 1737; N 31, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 42; Российская газета, 2011, 4 июля).
различными партиями относительно необходимости введения государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции.
Деалкоголизация или передел рынка?
В 2010 году в рамках «борьбы с пьянством и алкоголизмом» были введены новые акцизы на пиво и установлены минимальные цены на крепкие спиртные напитки. В результате суммарный объем производства алкогольной продукции в первом полугодии 2010 года составил 826 млн. литров. Водки было изготовлено на 6% больше. Данный показатель является результатом работы 254 предприятий. Столовых вин же было выпущено на 7% больше. Игристых вин было произведено столько же, сколько и годом ранее. Ликероводочных изделий крепостью до 25 градусов было произведено на 18% меньше. На 21% сократилось производство коньяка. Таким образом, по итогам первого полугодия производство и потребление легальных водки и столовых вин выросло, а крепленых вин и ликероводочных изделий крепостью до 25 градусов сократилось10.
На сегодняшний день проведение масштабной антиалкогольной кампании продолжается. Что выразилось в следующих нововведениях: ограничение с 1 января 2013 года мест продажи пива (а именно в киосках и уличных павильонах); запрет розничной продажи в местах массового скопления людей; запрет массовых мероприятий, связанных с употреблением пивных напитков; запрет любой рекламы алкогольных напитков, в том числе скрытой (на телевидении и в печатных изданиях); право на установление дополнительных ограничений на продажу алкоголя в субъектах РФ; запрет на продажу алкогольных напитков повсеместно с 23:00 до 8:00 утра.
К концу 2012 года можно наблюдать следующие изменения в структуре потребления и производства. В структуре производства: в стоимостном выражении продажи алкоголя растут, особенно в сегменте крепких спиртных напитков. В натуральном выражении сокращаются: столового вина — на 28,8%, светлого пива -на 17,7%, водки — на 7,8%, коньяка — на 10,5%. В структуре потребления наблюдается увеличение потребления крепкого алкоголя (56% потребления), незначительное увеличение потребления пива (39%), значительное сокращение потребления вина (14%). По данным института экономической политики Е. Т. Гайдара11, в качестве «идеальной структуры потребления», оказывающей наименьшее негативное влияние на здоровье нации, можно взять следующую пропорцию (Edwards et al., 1994): 50 (пиво) : 35 (вино) : 15 (крепкий алкоголь).
В результате проведённого анализа алкогольного рынка очевидной становится тенденция реаллокации конкурентных преимуществ субъектов рынка алкогольной продукции и перераспределения прав собственности. Для подтверждения данного тезиса можно привести пример сокращения лицензированной розничной сети алкогольной продукции на 752 объекта в Ростовской области в 2011 году12. В этот период закончился срок действия лицензий у значительной части лицензиатов, которые в свою очередь столкнулись с рядом барьеров при получении лицензий. В результате чего произошло уменьшение объемов продаж качественного легального алкоголя, выход ряда агентов с рынка. Также можно привести пример Краснодарского Края13, где 4 винзавода, производившие совокупно 20% всего российского вина, прекратили работу. Лицензии трех из них приостановлены в конце февраля 2013 г. в связи с выявлением производства поддельной продукции, один завод закрыт из-за процедуры банкротства. В Союзе виноградарей и виноделов России признают справедливость претензий Росалкогольрегулирования. Регулятор обещает, что такого рода проверки не ограничатся Кубанью.
Рассмотрев тенденции на рынке алкогольной продукции, можно сделать
10 См.: Журнал «Справочник производителя крепких алкогольных напитков» (2011).
11 См.: (http://www.iep.ru/ru/kommentarii/akciznaya-politika-zastavlyaet-rossiyan-vybirat-vodku.html).
12 См.: (http://ug.ria.ru/economy/20120313/82244898.html).
13 См.: (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130305104424.shtml).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
следующий вывод. Производителей пива, вероятно, ожидает дальнейшее сокращение спроса, не учитывая тот факт, что продажа продукции уже пострадала от повышения акцизов, при этом произошло повышение цен на продукцию. Рассматривая запрет на потребление алкогольных напитков в общественных местах, можно утверждать об улучшении положения производителей водки - при соблюдении данного запрета, вероятнее всего, спрос сместится от пива в сторону потребления водки и крепких алкогольных напитков. Операторы магазинов шаговой доступности и, в большей степени, крупных торговых сетей существенно должны выиграть от запрета на продажу пива в киосках. Это может привести к ликвидации целого сегмента, на который приходится приблизительно 25% всего рынка быстрореализуемых потребительских товаров.
Направления институциональной модернизации рынка алкогольной продукции
Институциональная модернизация регионального рынка алкогольной продукции является одним из важных элементов государственной политики в сфере производства, оборота и потребления алкогольной продукции (Зубков, 2010. С. 147). В первую очередь ее мероприятия направлены на формирование и развитие нормативной правовой базы, совершенствование его институциональной организации, сбалансированные отношения между субъектами спроса и предложения.
Согласно тенденциям современного общественного развития, должно происходить изменение структуры и снижение потребления алкогольной продукции - местные сообщества и предприятия алкогольной сферы, организуемые в рамках профессиональных союзов, согласные активно содействовать реализации данных целей и задач, рассматриваются как субъекты указанной системы.
При этом не обязательно предприятия-производители алкоголя в контексте реализации указанной политики будут снижать свои экономические показатели. Переориентация на выпуск более качественной продукции, исключение и противодействие распространению контрафактной продукции, составляющей по разным оценкам до 40—60%, реализация социальных и благотворительных программ, изменение ассортимента в пользу расширения выпуска слабоалкогольной и безалкогольной продукции - направления деятельности, которые должны, в том числе, стимулироваться государством посредством различных инструментов.
На микро- и мезоэкономических уровнях возрастает роль организационноэкономических инструментов повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей алкоголесодержащей продукции. Конкурентная позиция отдельного предприятия является результатом управленческих решений его менеджмента и влияния остальных участников рынка алкогольной продукции, а также доказательством успешности выбранного способа ведения бизнеса. Изменяя отдельные значимые для следующих этапов развития алкогольного рынка и потребительского предпочтения характеристики объекта управления, можно добиться выживания или роста предприятия в будущем. Важное значение ценообразования на алкогольную продукцию состоит в том, что оно непосредственно влияет на характер извлечения дохода (прибыли) по результатам рыночной активности предпринимателей. В данном случае используется маркетинговый подход при определении цены на товар. При этом необходимо найти оптимальную равновесную рыночную характеристику. Данный поиск неразрывно связан с анализом иногда недостоверной информации, конкурентной среды, также необходимо учитывать фактор коммерческого риска и другие рыночные элементы.
Одним из наиболее значимых направлений институциональной модернизации рынка является формирование организационно-экономического механизма управления и регулирования сферы производства потребления и сбыта алкогольной продукции, воспроизводимого как на федеральном, так и региональном уровнях. Это позволяет обеспечить комплексное решение одной из
наиболее актуальных социально-экономических проблем страны. Государственное регулирование алкогольного рынка на региональном уровне должно быть направлено на его положительное развитие и функционирование, защиту от контрафактного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Для этого следует определить социально приемлемые структуру и уровень легального производства и потребления алкогольной продукции. В своей работе органы власти также должны придерживаться основных принципов государственной алкогольной политики:
• деалкоголизация населения;
• пропаганда здорового образа жизни (в т.ч. снижение потребления крепкого алкоголя);
• усиление административной и уголовной ответственности за производство и реализацию контрафактной алкогольной продукции и суррогатов.
Таким образом, состояние рынка алкогольной продукции России в настоящее время можно охарактеризовать, как нестабильное. Данный вывод определяется последствиями социально-экономического кризиса, приведшего к падению доходов, и мерам государственного регулирования. Как принятые, так и планирующиеся к принятию меры в рамках Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года могут усилить напряженность противостояний между производителями.
В сложившейся ситуации можно поддержать заинтересованность российского государства в противодействии алкоголизации населения и в утверждении в обществе здорового образа жизни. Однако меры по достижению данной цели пока что вызывают сомнение. Также можно говорить об отсутствии системности и последовательности в разработке и реализации государственной политики, что может быть подкреплено сильным влиянием лоббистов на разработку мер государственной политики.
Необходимо отметить, что нынешняя антиалкогольная кампания не должна привести к эффекту времен «сухого закона», в условиях которого рынок алкоголя переместился в теневой сегмент.
На основании проведенной работы, можно отметить ряд предложений. Например, необходимо сделать упор на изменение структуры потребления алкогольных напитков в сторону слабоалкогольных, так как многие потребители поддерживают идею здорового образа жизни, но в конечном итоге выбор остается за каждым в отдельности. Необходимо продолжать борьбу с коррупцией и стимулировать конкуренцию между производителями алкогольной продукции, не создавая при этом искусственных конкурентных преимуществ отдельным избранным рыночным агентам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53, ст. 5022; 2002, N 30, ст. 3026, 3033; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3113; 2006, N 1, ст. 20; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 11; N 17, ст. 1931; N 31, ст. 3994; N 49, ст. 6063; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 15, ст. 1737; N 31, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 42) // Российская газета, 2011, 4 июля.
База маркетинговой информации Marketing. (http://www.marketingbase.ru/ view_subsects.php?num=11).
Белокрылова О. С. (2008). Институциональная модернизация конкурентной среды российских рынков / Постсоветский институционализм — 2007: варианты институционального развития России: предпосылки, закономерности, перспективы.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013
Сборник статей / Под ред. Р. М. Нуреева. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета.
Белокрылова О. С., Вольчик В. В. и Мурадов А. А. (2000). Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во РГУ.
Белокрылова О. С. и Жук А. А. (2007). Институционализация конкурентной среды посткризисной экономики. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ.
Вольчик В. В. (2003). Провалы экономической теории и зависимость от предшествующего пути развития // Экономический вестник РГУ, № 3.
Вольчик В. В. (2004). Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та.
Жук А. А. (2012). Конкурентная среда России: институциональный анализ мотивации экономических субъектов. Ростов н/Д.: Изд-во «Содействие - XXI век».
Зубков С. Е. (2010). Институциональная модернизация регионального рынка алкогольной продукции // Terra Economicus, № 4, Ч. 2.
Информационное агентство E-xecutive.ru. (http://www.e-xecutive.ru/knowledge/ announcement/339080/).
ИТАР ТАСС. Доля теневого оборота Российского алкогольного рынка достигает не менее 60 процентов. (http://www.itar-tass.com).
Милинчук Е. С. (2006). Институциональная структура рынка
неметаллических услуг в постиндустриальной экономике / Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.
Новостной сайт «РБК». «РБК daily»: Четыре крупных винзавода
Краснодарского края прекратили работу. 2013. (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/
20130305104424.shtml).
Потребление алкоголя и здоровье россиян // Пивное дело, 2012, № 7, с. 13-15.
РИА Новости. В Госдуме состоятся парламентские слушания по проблемам государственной монополии на алкогольный рынок в России. (http://www.rian.ru/).
Российское агентство международной информации «Новости». Южный округ, 2012. (http://ug.ria.ru/economy/20120313/82244898.html).
Россия в цифрах 2012. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2012, с. 376-377.
Соколов И. А. (2012). Акцизная политика заставляет россиян выбирать водку. (http://www.iep.ru/ru/kommentarii/akciznaya-politika-zastavlyaet-rossiyan-vybirat-vodku.html).
Торгово-промышленная палата Российской федерации. РОССИЯ-ВТО-АЛКОГОЛЬ, 2011. (http://www.tpprf.ru/common/upload/files/2005101714390190.doc).
REFERENCES
The Federal Law of November 22, 1995 N 171-FZ "On state regulation of production and turnover of ethyl, alcohol and alcohol-containing products" (as amended by Federal Law of January 7, 1999 N 18-FZ) (Collection of Laws of the Russian Federation, 1995, N 48, ass. 4553, 1999, N 2, ass. 245, 2001, N 53, ass. 5022, 2002, N 30, ass. 3026, 3033, 2004, N 45, ass. 4377, 2005, N 30, ass. 3113, 2006, N 1, ass. 20; N 43, ass. 4412, 2007, N 1, ass. 11; N 17, ass. 1931; N 31, ass. 3994; N 49, ass. 6063, 2008 , N 30, ass. 3616, 2009, N 1, ass. 21; N 52, ass. 6450, 2010, N 15, ass. 1737; N 31, ass. 4196, 2011, N 1, ass. 42). Rossiyskaya Gazeta, 2011, July 4. (in Russian).
Belokrylova O. S. (2007). Institutional modernization of the competitive environment of the Russian markets / Post-Soviet institutionalism - 2007: Options for institutional development of Russia: preconditions, patterns, prospects: Coll. of articles / Ed. By R. M. Nureyev. Tomsk: Publ. House of Tomsk State Pedagogical University. (in Russian).
Belokrylova O. S., Volchik V. V. and Muradov A. A. (2000). Institutional features of the income distribution in a transition economy. Rostov-on-Don: Publ. House of RSU. (in Russian).
Belokrylova O. S. and Zhuk A. A. (2007). The institutionalization of a competitive
environment of post-crisis economy. Rostov-on-Don: Publ. House of SFU. (in Russian).
Volchik V.V. (2003). The failures of economic theory and path-dependence. Economic Herald of the RSU, no. 3. (in Russian).
Volchik V. V. (2004). The evolutionary paradigm and institutional transformation of the economy. Rostov-on-Don: Publ. House of RSU. (in Russian).
Zhuk A. A. (2012). The competitive environment in Russia: institutional analysis of economic agents’ motivation. Rostov-on-Don: Publ. House of the "Assistance - XXI century". (in Russian).
Zubkov S. E. (2010). Institutional modernization of the regional market of alcoholic production. Terra Economicus, no. 4, p. 2. (in Russian).
News agency E-xecutive.ru. (http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/ 339080/). (in Russian).
ITAR-TASS. The shadow economy share of the Russian alcohol market reaches at least 60 percent. (http://www.itar-tass.com). (in Russian).
Milinchuk E. S. (2006). The institutional structure of the non-metallic services market in a post-industrial economy / Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky. (in Russian).
News site «RBK». «RBK daily»: Four major winery of Krasnodar region stopped working. 2013. (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130305104424.shtml). (in Russian).
Alcohol consumption and health of Russians. Beer Business, 2012, no. 7, pp. 1315. (in Russian).
RIA News reported. In the State Duma parliamentary hearings on the state monopoly on alcohol market in Russia will hold. (http://www.rian.ru/). (in Russian).
Russian Information Agency «Novosti». Southern District. 2012. (http://ug.ria.ru/ economy/20120313/82244898.html). (in Russian).
Russia in figures, 2012. A brief statistical collection. M.: Rosstat, 2012, pp. 376377. (in Russian).
Sokolov I. A. (2012). Excise policy makes Russians choose vodka. (http:// www.iep.ru/ru/kommentarii/akciznaya-politika-zastavlyaet-rossiyan-vybirat-vodku.html). (in Russian).
Commerce and Industry of the Russian Federation. RUSSIA-WTO-ALCOHOL. 2011. (http://www.tpprf.ru/common/upload/files/2005101714390190.doc). (in Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013