DOI: 10.15838/esc/2015.1.37.8 УДК 332.142, ББК 65.20
© Аксютина С.В., Овсянкина Н.М.
Актуальные вопросы алкогольной безопасности региона
Светлана Васильевна АКСЮТИНА
кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вологодский государственный университет (160002, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 81, s_vasilievna@mail.ru)
Наталья Михайловна ОВСЯНКИНА
магистр экономики, старший преподаватель кафедры статистики информационных технологий, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина (160555, г. Вологда, с. Молочное, ул. Мира, д. 8, ov_nataliya@mail.ru)
Аннотация. В работе представлены результаты исследования экономических и социально-демографических показателей, связанных с производством и потреблением алкогольной продукции. Представлены результаты анализа структуры алкогольного рынка Вологодской области. Приведены расчеты порогового значения безопасного объема производства алкогольной продукции в регионе с учетом допустимых Всемирной организацией здравоохранения норм потребления алкоголя и доли нелегально произведенной продукции. Определено, что фактором, способствующим увеличению налоговых поступлений в бюджет, выступает рост производства алкоголя, но фискальная политика государственного регулирования алкогольного рынка приводит к увеличению доли «теневого» оборота. Авторами рассчитаны экономические потери, связанные с незаконным производством алкогольной продукции в Вологодской области. Установлено, что потребление алкоголя является деструктивным социально-демографическим процессом и одной из угроз здоровья нации. Превышение медицинских норм потребления алкоголя вызывает алкогольную зависимость, порождает регресс общества и повышает угрозу национальной и экономической безопасности. В ходе исследования выявлена прямая зависимость между потреблением алкогольной продукции на душу населения и смертностью мужчин и женщин в трудоспособном возрасте от причин, связанных с употреблением алкогольной продукции. Исследование между-
народного опыта регулирования потребления алкоголя показало необходимость ужесточения государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции. С целью проведения единой государственной алкогольной политики обоснована необходимость выделения алкогольной отрасли в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Авторами уточнено понятие и условия алкогольной безопасности с точки зрения экономического роста и общественного развития. Обоснована необходимость мониторинга показателей алкогольной безопасности при планировании развития региона. Предложена комплексная система социально-экономических и демографических показателей для ее оценки в динамике.
Ключевые слова: алкогольная политика, рынок алкогольной продукции, государственное регулирование, алкогольная безопасность, показатели оценки, угрозы и индикаторы алкогольной безопасности.
В современной России проблема алкоголизации общества несет угрозу во все сферы деятельности государства, общества и личности. Следует отметить несоответствие государственной политики ключевым потребностям общества, что сопутствует ухудшению социально-демографических и экономических показателей [3]. Потери от злоупотребления алкоголем, такие как повышенный уровень смертности, снижение производительности труда и травматизм, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты инвалидам и сиротам, государственные расходы на борьбу с преступностью, наносят ощутимый вред социальному и экономическому развитию страны.
В царской России (1914—1917 гг.) отмечался самый низкий уровень потребления алкогольной продукции в Европе — 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, к середине 70-х годов прошлого столетия наметилось существенное увеличение потребления алкоголя. В 2012 году в Вологодской области потребление составило 12,95 литра абсолютного алкоголя в год, что в 1,4 раза превышает среднероссийский показатель и в 1,6 раза предельно допустимую норму. Несмотря на действующую государ-
ственную антиалкогольную концепцию, предусматривающую снижение потребления алкогольной продукции, к 2012 году на 15% в регионе наметилась устойчивая тенденция повышения потребления алкоголя (рис. 1) [2].
С учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения доходит до уровня 18—19 литров в год при допустимом Всемирной организацией здравоохранения уровне 8 литров. Очевидно, что потребление алкоголя сверх установленной нормы является крайне опасным для здоровья нации.
Соответственно, вопросы регулирования потребления алкоголя и борьба с его злоупотреблением стоят довольно остро. В рамках совершенствования механизма управления алкогольной безопасностью региона необходим непрерывный мониторинг всех элементов алкогольной политики (производство, продажа, потребление алкоголя, изменение социально-демографических показателей, связанных с потреблением алкогольной продукции). В рамках данного исследования предпринята попытка оценить уровень алкогольной безопасности региона.
В современной специальной литературе однозначного трактования алкогольной безопасности не существует. К примеру, ряд авторов предлагают рассматривать алкогольную безопасность как экономическую безопасность в сфере алкогольной промышленности с точки зрения промышленной и торговой политики и предлагают трактовку экономической безопасности в области алкогольной промышленности как состояние экономики страны, при котором обеспечивается независимость России в этой сфере, эффективное государственное регулирование рынка алкоголя, гарантия доступности и безопасности продукции, а также контроль над потреблением алкоголя в пределах рациональных норм, необходимых для здорового и динамичного образа жизни граждан. В этом случае задачами обеспечения экономической безопасности в сфере алкогольной промышленности являются: регулярный анализ и прогнозирование, позволяющие
выявить, устранить и предотвратить внутренние и внешние угрозы экономической безопасности; своевременное устранение последствий воздействия негативных факторов; обеспечение устойчивого развития отечественного производства алкогольной продукции и необходимого сырья для ее изготовления, достаточного для сохранения независимости страны в сфере алкогольной промышленности; обеспечение качества и безопасности алкогольной продукции; достижение и поддержание уровня употребления алкоголя гражданами страны, не превышающего допустимые границы, без нанесения вреда здоровью и оказания негативного влияния на социальное развитие.
Соответственно, независимость России в сфере алкогольной промышленности может быть достигнута путем устойчивого отечественного производства алкоголя в объемах, удельный вес которых в товарных ресурсах внутреннего рынка не меньше установленных пороговых значений [8, 12].
Рисунок 1. Динамика потребления алкогольной продукции в абсолютном алкоголе на душу населения в Вологодской области в 2000-2012 гг.
Литры 18
16 14 12 10 8 6 4 2
16,31
15,08
12,43
12,77
9,63
14,06
12,25
11,69 11,41 11,69 11,78
12,95
10,3
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Год
Источник: расчет авторов на основе данных Федеральной службы государственной статистики [13].
0
Вопросы алкогольной безопасности предлагается также рассматривать в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку алкоголь является важнейшим деструктивным фактором социально-демографического развития России. Общепризнанной целью алкогольной политики государства является снижение смертности, заболеваемости и социальных проблем, связанных с употреблением алкоголя [6, 7, 9, 11, 15].
Поскольку потребление алкоголя выступает угрозой социально-демографическому развитию общества, а с другой стороны, позволяет реализовать фискальную функцию государства, то необходим баланс социально-экономических интересов в рамках алкогольной безопасности.
По нашему мнению, состояние алкогольной безопасности определяется двумя условиями:
— совокупностью предложенных на рынке алкогольных товаров и текущим уровнем алкогольных запросов, которые должны быть не ниже уровня жизненно важных интересов личности;
— текущим уровнем алкогольных запросов, который не должен превышать научно-обоснованные нормы потребления алкоголя.
Состояние угроз безопасности возникает в следующих случаях:
— уровень алкогольных потребностей ниже уровня жизненно важных интересов личности, т.е., например, качество алкогольной продукции не соответствует уровню (качеству) жизни, что может вызывать угрозу здоровью человека (продовольственная опасность);
— количество алкогольных товаров, предложенных на рынке, ниже текущего уровня алкогольных запросов, с экономической точки зрения это влечет фактически меньшее наполнение бюджета региона, чем возможное (экономическая опасность);
— текущий уровень алкогольных запросов выше научно-обоснованных норм потребления алкоголя, в результате чего развивается алкоголизм, который ведет к безусловному снижению качества жизни (социальная и национальная опасность).
Алкогольной безопасностью региона следует считать его социально-экономическое состояние, при котором, во-первых, совокупность предложенных на рынке алкогольных товаров и текущий уровень алкогольных запросов должны быть не ниже уровня жизненно важных интересов личности, во-вторых, текущий уровень алкогольных запросов не должен превышать научно-обоснованные медицинские нормы потребления алкоголя, обеспечивающие благоприятную динамику демографических показателей независимо от внутренних и внешних угроз (условий).
Кроме того, приобретает актуальность задача построения системы непрерывного мониторинга, анализа и оценки уровня угроз алкогольной безопасности. В современных условиях состояния экономики роль регулярного, всестороннего, объективного мониторинга особенно велика, так как имеет место высокая подвижность, неустойчивость социально-экономических показателей-индикаторов, наличие многочисленных диспропорций, требующих постоянного внимания. Если качество мониторинга недостаточно высоко, то динамика отрицательных экономических, социальных тенденций, их возникновение и развитие могут выйти из-под контроля государства и стать неуправляемыми и в какой-то степени необратимыми [5].
Цель создания мониторинга — обеспечение непрерывного информационно-статистического наблюдения за индикаторами алкогольной безопасности, на основе которого проводится оценка и анализ соотношений их текущих величин с пороговыми
значениями соответствующих показателей для выявления негативных тенденций, ослабляющих алкогольную безопасность.
Мировой опыт территориального управления свидетельствует о необходимости использования не единого показателя, а совокупности комплексных индикаторов для мониторинга, анализа и оценки уровня угроз алкогольной безопасности региона. При этом одной из главных задач оценки алкогольной безопасности становится определение системы экономических, социальных и демографических показателей.
Как известно, надежность системы определяется надежностью ее элементов. Интересы региона заключаются в стабильном воспроизводстве и приумножении экономического, социального и демографического потенциалов.
На наш взгляд, при разработке системы показателей необходимо придерживаться следующих требований: системный поход к основным угрозам алкогольной безопасности; интегрированность экономических, социальных и демографических показателей, ориентированных на уровень алкогольной безопасности; простота интерпретации, минимальность и доступность.
Следует отметить, что отдельные показатели могут иметь критическую величину показателей, что послужит индикатором необходимости вмешательства органов управления для выхода системы из кризисного состояния.
К первой группе показателей нами отнесены экономические показатели, т.е. состояние алкогольной отрасли (согласно нормам ВОЗ, регламентирующим потребление алкогольной продукции): а) Абсолютные показатели: — объем производства алкогольной продукции в абсолютном алкоголе, тыс. дал.;
— объем производства алкогольной продукции в натуральном выражении по видам, тыс. дал.;
— объем продаж алкогольной продукции в натуральном выражении, тыс. дал.;
— объем продаж алкогольной продукции в натуральном выражении, тыс. дал.;
— импорт алкогольной продукции в натуральном выражении, тыс. дал.;
— импорт алкогольной продукции в абсолютном алкоголе, тыс. дал.;
— экспорт алкогольной продукции в натуральном выражении, тыс. дал.;
— экспорт алкогольной продукции в абсолютном алкоголе, тыс. дал.;
— размер ставки акциза на алкогольную продукцию, руб.;
— доходы областного бюджета от поступления акцизов на алкогольную продукцию, млн. руб.
б) Относительные показатели, предполагающие тенденцию снижения в динамике:
— коэффициент алкогольной зависимости региона (отношение объема производства к объему продаж);
— доля импорта алкогольной продукции в натуральном выражении от всей продукции в области, %;
— доля незаконно произведенной алкогольной продукции, %.
в) Относительные показатели, предполагающие тенденцию роста в динамике:
— доля экспорта алкогольной продукции в натуральном выражении от произведенной продукции в области, %;
— доля поставок алкогольной продукции местными производителями на региональный рынок, %;
— коэффициент использования производственных мощностей ликеро-водочных заводов, %;
— соотношение темпа роста ставок акциза и темпа роста поступления акцизов в бюджет (менее 1).
Вторую группу составляют социальные показатели алкогольной безопасности региона.
а) Абсолютные показатели (предполагается в динамике снижение показателей):
— объем потребления алкогольной продукции в абсолютном алкоголе на душу населения, л;
— объем потребления алкогольной продукции в абсолютном алкоголе на душу населения по видам продукции, л;
— объем потребления алкогольной продукции в натуральном выражении на душу населения по видам продукции, л;
— количество зарегистрированных преступлений всего, ед.;
— количество зарегистрированных преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, ед.
б) Относительные показатели (снижение показателей в динамике):
— структура потребления алкогольной продукции в абсолютном алкоголе, %;
— структура потребительских расходов населения (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств), %;
— доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения от всех зарегистрированных преступлений, %;
— численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, чел.;
— численность детей, оставшихся без попечения родителей, чел.
Третья группа — это демографические показатели, характеризующие алкогольную безопасность региона.
а) Абсолютные показатели, предполагающие тенденцию снижения:
— смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, чел.;
— численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз, чел.;
— численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз на 100 000 человек населения, чел.;
— численность больных, взятых под наблюдение впервые с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз, чел.;
— численность больных, взятых под наблюдение впервые с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз на 100 000 человек населения, чел.
б) Относительные показатели:
— доля смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя, в общем показателе смертности;
— доля больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз, в общей численности населения;
— доля больных, взятых под наблюдение впервые с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз, в общей численности населения.
Предложенная система показателей, рекомендуемая для проведения мониторинга алкогольной безопасности региона, достаточно проста, информационная база для расчета показателей доступна, что позволит оценить не только социально-демографическую и экономическую ситуацию, но и выявить резервы обеспечения оптимального соотношения производства и потребления алкогольной продукции с точки зрения сохранения ликероводочной отрасли, обеспечения ее эффективной работы, улучшения качества продукции, соблюдения медицинских норм и пополнения региональных бюджетных доходов.
Анализ динамики производства алкогольной продукции в Вологодской области свидетельствует об устойчивой тенденции сокращения производства алкогольной продукции, основной специализацией ЛВЗ становится выпуск вод-
ки и ликероводочных изделий (табл. 1). Коэффициент алкогольной зависимости региона (отношение объема производства в регионе к объему продаж) достаточно высок, в 2012 г. обеспеченность региона собственной алкогольной продукцией составила 28,6%. Рост интервенций внешних поставщиков кардинально меняет структуру алкогольного рынка. Например, доля внутреннего производства водки и ликероводочных изделий сокращается с 93,7 до 52,1%.
Безусловно, на состояние регионального рынка повлияла нестабильная работа вологодских ликероводочных заводов, монопольное положение ряда сетевых продуктовых супермаркетов, которые являются активными каналами продвижения алкоголя, ввезенного из других областей, и
неэффективно действующая система регулирования данной сферы.
Для оценки критического значения объема производства алкогольной продукции в регионе используем безопасные нормы ВОЗ (8 л в абсолютном алкоголе на душу населения).
Данный показатель является пороговым значением для потребления алкогольной продукции, т.е. это тот максимально допустимый объем на региональном алкогольном рынке, превышение которого может привести к ухудшению алкогольной безопасности региона. Кроме того, необходимо скорректировать объем безопасного потребления на долю ввезенной алкогольной продукции в регион, т.к. в структуре алкогольного рынка определенный сегмент занимает импортная продукция.
Таблица 1. Динамика производства и продажи алкогольной продукции в абсолютном алкоголе в Вологодской области в 2000-2012 гг.
Год Производство алкогольной продукции в абсолютном алкоголе, тыс. дал. Объем продаж алкогольной продукции в абсолютном алкоголе всего, тыс. дал.
Водка и ликероводочные изделия Коньяки Вина виноградные Вина плодовые Напитки винные крепостью более 20% Напитки винные крепостью до 20% Напитки слабоалкогольные крепостью не более 9% Всего
2000 763,56 - 0,43 7,70 12,77 5,66 - 790,12 1247,2
2001 811,31 0,48 0,31 5,29 5,10 1,10 2,35 825,94 1596,4
2002 884,03 - 15,87 4,43 25,48 0,88 5,51 936,2 1625,7
2003 1215,99 0,63 75,26 4,44 27,38 - 4,90 1328,6 1902,2
2004 1255,44 0,90 69,16 4,45 31,12 - 2,27 1363,34 2039,4
2005 1169,70 0,93 3,00 20,17 25,77 - 4,8 1224,37 1744,4
2006 911,10 0,46 - 22,73 3,67 - 0,46 938,42 1439,9
2007 854,29 1,66 - 21,22 - - - 877,17 1395,1
2008 666,25 2,78 - 17,32 - - - 686,35 1490,8
2009 550,81 2,69 - 16,17 - - - 569,67 1416,1
2010 528,66 2,37 - 18,72 - - - 549,75 1241,1
2011 364,22 0,58 - - - - - 364,8 1413,9
2012 432,17 - - - - - - 432,17 1551,1
Составлено по: данные Федеральной службы государственной статистики.
Безопасный объем производства алкогольной продукции для внутрирегионального потребления — это такой объем, который могут производить местные предприятия с учетом импорта, не превышая безопасный объем потребления.
Для определения фактического объема производства на цели внутреннего потребления необходимо из фактического объема производства исключить долю экспортных поставок алкоголя, произведенного внутри региона, и скорректировать его на долю нелегального производства.
Для расчета отклонения фактического производства от порогового значения необходимо сравнить безопасный объем производства алкогольной продукции для внутрирегионального потребления с фактическим объемом производства продукции на цели внутреннего потребления. Положительное значение данного показателя будет являться резервом безопасного производства, отрицательное — перепроизводством.
Расчет безопасного объема производства алкогольной продукции для внутрирегионального потребления на 2012 год произведен в таблице 2.
Фактический объем производства алкогольной продукции на цели внутреннего потребления не превышает пороговое значение — безопасный объем производства алкогольной продукции для внутрирегионального потребления, и составляет 269,46 тыс. дал., тем самым не вызывая угрозы алкогольной безопасности региона.
Резервы дополнительного производства алкогольной продукции составляют 141,01 тыс. дал. Но, учитывая наличие нелегального оборота алкогольной продукции, расчетные данные могут принимать иное значение.
Согласно оценке фактический объем производства алкогольной продукции на цели внутреннего потребления превышает безопасный объем производства алкогольной продукции для внутрирегионального потребления на 50,27 тыс. дал.
Таблица 2. Расчет безопасного объема производства алкогольной продукции для внутрирегионального потребления в 2012 г.
Показатель Значение
Численность населения, тыс. чел. 1196,2
Потребление алкогольной продукции на душу населения в абсолютном алкоголе по нормам ВОЗ, л. 8
Безопасный объем потребления алкогольной продукции, тыс. дал. 956,6
Объем импорта алкогольной продукции, тыс. дал. 546,49
Безопасный объем производства алкогольной продукции для внутрирегионального потребления (пороговое значение), тыс. дал. 410,47
Доля легального производства 0,534
Безопасный объем внутрирегионального производства алкогольной продукции, скорректированный на долю нелегального производства, тыс. дал. 219,19
Фактический объем производства алкогольной продукции, тыс. дал. 432,17
Объем экспорта алкогольной продукции, тыс. дал. 162,71
Фактический объем производства алкогольной продукции на цели внутреннего потребления (поставки местных производителей), тыс. дал. 269,46
Отклонение фактического объема производства алкогольной продукции на цели внутреннего потребления от порогового значения (перепроизводство), тыс. дал. - 50,27
Составлено по: расчеты авторов по данным Федеральной службы государственной статистики.
Анализ потребления алкогольных напитков показал смещение потребительских запросов от крепких алкогольных напитков к наиболее дешевому продукту — пиву. На начало исследуемого периода в структуре потребления крепкие алкогольные напитки (водка и ликероводочные изделия, коньяк) составляли 82,3%, к 2012 году произошло снижение до 49,5%. При этом объем потребления пива увеличивается практически в три раза (табл. 3).
Рост потребления алкогольной продукции неизменно приводит к ухудшению демографических показателей; за анализируемый период от причин, связанных с употреблением алкоголя, в среднем умерло 78,2% мужчин и 21,8% женщин.
Нами исследована зависимость между потреблением алкогольной продукции на душу населения и смертностью мужчин и женщин в трудоспособном возрасте от причин, связанных с употреблением алкоголя, которая отражена на рисунках 2 и 3, что позволяет судить о прямой связи между этими показателями.
Алкогольная отрасль промышленности при улучшении экономических показателей деятельности негативно влияет на социально-демографическую ситуацию в обществе. Оздоровление населения снижает потребление алкогольной продукции, тем самым уменьшает спрос на алкоголь и налоговые поступления в государственный бюджет.
Год Потребление в расчете на душу населения области в абсолютном алкоголе
Водка и ликероводочные изделия Винодельческая продукция Коньяк Шампанские и игристые вина Напитки слабоалкогольные Пиво Итого
л % л % л % л % л % л % л %
2000 7,72 80,2 0,42 4,4 0,2 2,1 0,02 0,2 - - 1,27 13,2 9,63 100,0
2001 9,24 74,3 1,05 8,4 0,2 1,6 0,03 0,2 - - 1,91 15,4 12,43 100,0
2002 8,92 69,9 1,51 11,8 0,20 1,6 0,04 0,3 - - 2,10 16,4 12,77 100,0
2003 9,85 65,3 2,28 15,1 0,21 1,4 0,04 0,3 - - 2,70 17,9 15,08 100,0
2004 10,72 65,8 1,84 11,3 0,26 1,6 0,06 0,4 - - 3,42 21,0 16,30 100,0
2005 8,8 62,6 1,36 9,7 0,26 1,8 0,06 0,4 - - 3,58 25,5 14,06 100,0
2006 6,96 59,5 1,04 8,9 0,24 2,1 0,06 0,5 - - 3,40 29,1 11,70 100,0
2007 6,48 56,8 1,31 11,5 0,15 1,3 0,07 0,6 - - 3,40 29,8 11,41 100,0
2008 6,96 56,8 1,39 11,3 0,22 1,8 0,11 0,9 - - 3,57 29,1 12,25 100,0
2009 6,08 52,0 1,85 15,8 0,21 1,8 0,14 1,2 - - 3,41 29,2 11,69 100,0
2010 5,16 50,0 1,29 12,5 0,20 1,9 0,09 0,9 0,13 1,3 3,44 33,4 10,31 100,0
2011 6,16 52,3 1,50 12,7 0,24 2,0 0,13 1,1 0,15 1,3 3,60 30,6 11,78 100,0
2012 5,96 46,0 1,44 11,1 0,45 3,5 0,13 1,0 0,14 1,1 4,83 37,3 12,95 100,0
Составлено по: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http: //vologdastat.gks.ru/ [13]
Таблица 3. Структура потребления по видам алкогольной продукции в абсолютном алкоголе в Вологодской области в 2000-2012 гг.
Рисунок 2. Корреляция между смертностью мужчин в трудоспособном возрасте от причин, связанных с употреблением алкоголя и потреблением алкогольной продукции на душу населения в Вологодской области
¥ о > га Ч х
¡1
ю о ® 5 а. 5
18 т
16 --
14 --
12 --
10 --
8 --
6 --
4 --
2 --
250
200 ц
150
з г
100 >
50
0 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-\- 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Год
" Потребление алкогольной продукции в абсолютном алкоголе на душу населения, л -Умерло мужчин в трудоспособном возрасте, чел.
Рисунок 3. Корреляция между смертностью женщин в трудоспособном возрасте от причин, связанных с употреблением алкоголя и потреблением алкогольной продукции на душу населения в Вологодской области
18 т
16
14 --
* Г 5 5
I X 12
с ф
° е 4
Ц I х 10 р £ <5
£ 0 к
В х ®
О) о
I 5
6 --
2 --
0 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Год
- -Потребление алкогольной продукции в абсолютном алкоголе на душу населения, л
-Умерло женщин в трудоспособном возрасте, чел.
5 1
х О)
3 5
4
Последние годы отчетливо прослеживается тенденция повышения акцизов с целью снижения доступности алкоголя. Основная опасность, которую таит в себе быстрый и высокий рост акцизов, — это увеличение незаконно произведенной алкогольной продукции. В период с 2010 по 2012 г. ставки акциза на водку и лике-роводочные изделия выросли на 42,2%, но поступления в бюджет сократились на 17,1%.
Доходы от производства и оборота алкоголя в Вологодской области в 2012 году составили около 0,8% доходов регионального бюджета (табл. 4).
Политика, нацеленная на увеличение акцизов, стимулирует рост теневого оборота. В ходе выборочной проверки по выявлению незаконного производства и
оборота этилового спирта и алкогольной продукции, произведенной в 2012 году на территории Вологодской области, было изъято 9 декалитров этилового спирта и 138 декалитров алкогольной продукции, в том числе 19 декалитров водки. Доля незаконно произведенной алкогольной продукции составила 46,6% от объема проверенной продукции, а водки — 13%, что свидетельствует о резерве дополнительных бюджетных доходов (табл. 5).
Средняя ошибка доли алкогольной продукции, производство и оборот которой проводились незаконно, установлена на уровне 0,029, предельная ошибка доли незаконно произведенной алкогольной продукции с заданной вероятностью а=0,05 составила — 0,0568, доверительный интервал - 0,4092; 0,5228.
Таблица 4. Динамика доходов областного бюджета за 2010-2012 гг.
Наименование показателя Кассовое поступление, тыс. руб.
2010 г. 2011 г. 2012 г.
Доходы областного бюджета, всего 36 057 172,7 39 342 345,0 42 391 989,1
в том числе налоговые доходы 23 022 109,5 25 207 213,6 26 966 202,8
в них: акцизы,всего 392 311,5 415 509,4 342 187,3
Составлено по: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru/ [13]
Показатель Нижняя граница показателя Точечная оценка показателя Верхняя граница показателя
Фактический объем производства алкогольной продукции в абсолютном алкоголе, тыс. дал. - 432,17 -
Доля незаконно произведенной алкогольной продукции 0,4092 0,466 0,5228
С учетом выборочной оценки доли
Объем незаконно произведенной алкогольной продукции в абсолютном алкоголе, тыс. дал. 176,84 201,39 225,94
С учетом среднегодовой ставки акциза (277 руб.)
Недополученная сумма акцизных поступлений всего, тыс. руб. 489 846,8 557 850,3 625 853,8
С учетом структуры акцизных поступлений
Из них: акцизные поступления в федеральный бюджет, тыс. руб. 293 908,08 334 710,18 375 512,28
акцизные поступления в региональный бюджет, тыс. руб. 195 938,7 223 140,1 250 341,5
Таблица 5. Оценка экономической потери, связанной с незаконным производством алкогольной продукции в Вологодской области в 2012 году
Следовательно, необходимо применять жесткие меры для пресечения деятельности, связанной с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции. Актуализируются эффективные государственные меры по противодействию злоупотреблению алкоголем, который считается главным фактором демографического и социального кризиса в России, общенациональной угрозой на уровне личности, общества и государства. Вместе с тем единые подходы к регулированию производства и оборота алкогольной продукции не определены. На протяжении многих лет отмечается смещение приоритетов в сферу экономических интересов, принося ущерб охране здоровья населения. Считаем целесообразным создание государственной монополии на оборот этилового спирта. В этом случае объектом обложения акцизом должен стать спирт, а плательщиком — государственное предприятие, что создает предпосылки к пресечению нелегального производства и оборота алкогольной продукции и пополнению государственной казны.
Очевидно, продолжает оставаться нерешенным вопрос о регулировании объема производства и потребления алкогольной продукции (с точки зрения безопасной величины как для населения, так и для государства), сопровождаемого отсутствием экономических потерь от незаконного оборота алкогольной продукции.
Оценка механизмов управления алкогольной отраслью за рубежом показала наличие сбалансированной концепции развития и регулирования рынка алкогольной продукции, учитывающей интересы государства, производителей и населения. Значительное влияние на решение проблем алкогольной отрасли оказывают профессиональные союзы и ассоциации алкогольного бизнеса, которые во взаимодействии с властными структурами имеют
возможность формировать национальную алкогольную политику [10, 16].
Одним из методов регулирования алкогольной безопасности в зарубежной практике выступает ограничение доступности спиртных напитков.
Во-первых, это связано с процедурой лицензирования и налогообложения производства и реализации алкогольных напитков. Во многих странах (Канада, Швеция, Финляндия, Норвегия и т.д.) в любое из звеньев производственного цикла (производство, оптовая или розничная продажа) встраивается государственное звено для усиления надзора, либо существует монополия (полная, частичная) на производство и продажу алкоголя, что повышает эффективность контроля оборота этилового спирта.
Во-вторых, следует отметить опыт нордических стран в борьбе с алкоголизацией через физические и экономические методы ограничения доступности алкоголя (удаленность магазинов от мест массового скопления граждан, ограничение времени их работы, сокращение количества точек, реализующих алкоголь, увеличение стоимости алкогольной продукции за счет повышения акцизов, усиление санкций за фальсификацию спирта, лишение социальных льгот за самогоноварение и т.п.).
Регулирование алкогольной безопасности целесообразно осуществлять в рамках единой отрасли. С точки зрения хозяйственной отрасли как совокупности предприятий, производящих и распределяющих аналогичные товары, которые конкурируют на одном потребительском рынке, предприятия по производству дистиллированных алкогольных напитков, виноградных вин, пива, сидра и прочих плодово-ягодных вин, прочих недистиллированных напитков из сброженных материалов и предприятия по производству этилового спирта из сброженных материалов, пищевого спирта,
Рисунок 4. Рекомендуемый классификатор видов экономической деятельности
Источник: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.okvad.ru/razdel_da.html
денатурированного спирта (денатурата) из отходов пищевого спирта следует объединить в одну отрасль, поскольку их продукция является спиртосодержащей (содержание спирта более 1,5%) и относится к алкогольному рынку. На сегодняшний день с точки зрения административной отрасли выделяют предприятия, производящие денатурат, алкогольные и безалкогольные напитки [4]. Вместе с тем этиловый непитьевой спирт (денатурат) по своему содержанию нельзя отнести к продукции пищевой промышленности, т.к. он содержит денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования указанного спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции. Пиво и пивные напитки в соответствии с федеральным законодательством относятся к алкогольной продукции, однако деятельность по его производству и обороту не подлежит лицензированию, что затрудняет осуществление контроля за его производством и реализацией [14].
Очевидно, что проведение единой государственной алкогольной политики необходимо совершенствовать в рамках правовых основ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности
из подраздела «Производство пищевых продуктов, включая напитки», входящего в раздел «Пищевая промышленность», следует выделить подраздел «Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Предлагаемая классификация ОКВЭД представлена на рисунке 4.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в современных условиях актуализируется роль органов власти в регулировании алкогольного рынка, что предопределяет наличие государственной структуры в сфере закупки и распределения спиртосодержащей продукции, основными функциями которой должны стать: планирование и контроль производства, а также корректировка потребления этилового спирта на условиях социальной ответственности и созидательной мотивации, поскольку рынок алкогольной продукции является одним из традиционных и значительных потребительских рынков. В этой связи представляется возможным использование предложенной системы показателей для проведения мониторинга алкогольной безопасности и оценки динамики показателей безопасности с точки зрения экономического роста и сохранения стабильности демографической ситуации.
Источники
1. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия: доклад Общественной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oprf.ru/files/dokladalko.pdf.
2. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rb.ru/inform/128937.html
3. Морев, М.В. Проблемы взаимодействия государства и общества [Текст] / М.В. Морев, В.С. Каминский // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 6 (30). — С. 207-224.
4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.okvad.ru/razdel_da.html
5. Овсянкина, Н.М. Анализ и прогнозирование социально-демографических показателей алкогольной безопасности в Вологодской области [Текст] / Н.М. Овсянкина, О.А. Шихова // Молочнохозяйствен-ный вестник. - 2013. - № 3 (11). - С. 69-75.
6. Павличенко, Н.В. Криминологический анализ изменений законодательства в сфере реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения [Текст] / Н.В. Павличенко, А.С. Самоделкин. — Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2014. — № 2. - С. 125-132.
7. Злоупотребление алкоголем как причина смерти [Текст] / Н.И. Прокопчик, Ю.Е. Разводовский, М.Г. Зубрицкий, А.М. Гавра, Д.В. Солодуха // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2009. - № 3 (27). - С. 57-58.
8. Пхитиков, А.Ю. Развитие алкогольной политики в Российской Федерации как приоритетная задача в обеспечении экономической безопасности [Текст] / А.Ю. Пхитиков, Ю.К. Лукьянов // Российский следователь. - 2007. - № 2. - С. 31-33.
9. Симонов, С.Н. Демографические последствия злоупотребления алкоголем в России [Текст] / С.Н. Симонов, Д.Л. Симонова, М.С. Симонов. - Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. Т. 18. - 2013. - № 1. - С. 321-323.
10. Тимошин, А.Н. Анализ международного опыта регулирования алкогольного рынка [Текст] / А.Н. Тимошин // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 308-311.
11. Толкачева, О.П. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в системе обеспечения национальной безопасности страны [Текст] / О.П. Толкачева, А.С. Крупенина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 4. - С. 142-145.
12. Усова, К.О. Формирование сбалансированной промышленной и торговой политики в целях обеспечения экономической безопасности производства и оборота алкогольной продукции [Текст] / К.О. Усова // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2012. - № 3. - С. 173-176.
13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vologdastat.gks.ru/
14. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_154020/
15. Шукшина, Ю.А. Совершенствование региональной политики в области регулирования рынка алкогольной продукции [Текст] / Ю.А. Шукшина. - Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2008. - № 9. - С. 113-117.
16. Osterberg, E. What are the most effective and costeffective interventions in alcohol control? Copenhagen, WHO Regional Office for Europe [Электронный ресурс] / E. Osterberg // Health Evidence Network report. - URL: http://www.euro.who.int/document/E82969.pdf.
Aksyutina S.V., Ovsyankina N.M.
Critical issues of alcohol safety in the region
Svetlana Vasil'evna Aksyutina - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education the Vologda State University (81A, Gagarin Street, Vologda, 160002, Russian Federation, s_vasilievna@mail.ru)
Natal'ya Mikhailovna Ovsyankina - Master of Economics, Senior Lecturer at the Department of Statistics and Information Technology, Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education the Vologda State Dairy Farming Academy Named after N.V. Vereshchagin (2, Schmidt Street, Molochnoye, Vologda, 160555, Russian Federation, ov_nataliya@mail.ru)
Abstract. The paper presents results of the research into the economic and socio-demographic indicators associated with the production and consumption of alcoholic beverages. It discloses the analysis of the alcoholic beverage market structure in the Vologda Oblast. The authors have identified the threshold of the safe alcohol production volume in the region taking into account the World Health Organization standards of alcohol consumption and the share of illegally produced goods.
The article states that the increased alcohol production contributes to the rise in tax revenues, but the state fiscal policy to regulate the alcoholic beverage market leads to an increase in the share of shadow turnover. The authors have calculated the economic loss connected with the illegal production of alcoholic beverages in the Vologda Oblast. The alcohol consumption is a destructive socio-demographic process and one of the threats to the health of the nation. Excessive alcohol consumption leads to alcohol dependence, regression of the society and increases the threat to national and economic security. The study reveals a direct correlation between the consumption of alcoholic beverages per capita and mortality rates in men and women of working age from the causes related to the consumption of alcoholic beverages. The study of the international experience to regulate alcohol consumption has showed the need to tighten state control in the sphere of production and turnover of alcoholic products. The conduct of the unified state alcohol policy substantiates the selection of the alcohol industry in the all-Russian classifier of economic activity types. The authors have elaborated the concept and conditions of alcoholic security from the point of view of economic growth and social development. The article substantiates the necessity to monitor alcohol safety indicators when considering the regional development. It presents the complex system of socio-economic and demographic indicators for its evaluation in dynamics.
Key words: alcohol policy, alcoholic beverage market, state regulation, alcohol safety, performance indicators, threats and indicators of alcohol safety.
References
1. Zloupotreblenie alkogolem v Rossiiskoi Federatsii: sotsial'no-ekonomicheskie posledstviya i mery protivodeistviya: doklad Obshchestvennoipalaty Rossiiskoi Federatsii [Alcohol Abuse in the Russian Federation: Socio-Economic Consequences and Countermeasures: Report of the Public Chamber of the Russian Federation]. Available at: https://www.oprf.ru/files/dokladalko.pdf.
2. Kontseptsiya gosudarstvennoipolitikipo snizheniyu masshtabov zloupotrebleniya alkogolem iprofilaktike alkogolizma sredi naseleniya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020goda [Concept of the Public Policy to Reduce Alcohol Abuse and Prevent Alcoholism among the RF Population for the Period up to 2020]. Available at: http://www. rb.ru/inform/128937.html
3. Morev M.V., Kaminskii V.S. Problemy vzaimodeistviya gosudarstva i obshchestva [Issues of State-Society Relations]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 6 (30), pp. 207-224.
4. Obshcherossiiskii klassifikator vidov ekonomicheskoi deyatel'nosti [All-Russian Classifier of Economic Activity Types]. Available at: http://www.okvad.ru/razdel_da.html
5. Ovsyankina N.M., Shikhova O.A. Analiz i prognozirovanie sotsial'no-demograficheskikh pokazatelei alkogol'noi bezopasnosti v Vologodskoi oblasti [Analysis and Forecasting of Socio-Demographic Indicators ofAlcohol Safety in the Vologda]. Molochnokhozyaistvennyi vestnik [Diary Farming Reporter], 2013, no. 3 (11), pp. 69-75.
6. Pavlichenko N.V., Samodelkin A.S. Kriminologicheskii analiz izmenenii zakonodatel'stva v sfere realizatsii gosudarstvennoi politiki po snizheniyu masshtabov zloupotrebleniya alkogol'noi produktsiei i profilaktike alkogolizma sredi naseleniya [Criminology Analysis of the Changes in the Legislation in the Sphere of Implementation of the State Policy to Reduce Alcohol Abuse and Prevent Alcoholism among the Population]. Kriminologicheskii zhurnalBaikal'skogogosudarstvennogo universiteta ekonomiki iprava [Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law], 2014, no. 2, pp. 125-132.
7. Prokopchik N.I., Razvodovskii Yu.E., Zubritskii M.G., Gavra A.M., Solodukha D.V. Zloupotreblenie alkogolem kak prichina smerti [Alcohol Abuse as a Cause of Death]. Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Journal of the Grodno State Medical University], 2009, no. 3 (27), pp. 57-58.
8. Pkhitikov A.Yu., Luk'yanov Yu.K. Razvitie alkogol'noi politiki v Rossiiskoi Federatsii kak prioritetnaya zadacha v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti [Elaboration of Alcohol Policy in the Russian Federation as a Priority to Ensure Economic Security]. Rossiiskii sledovatel' [Russian Prosecutor], 2007, no. 2, pp. 31-33.
9. Simonov S.N., Simonova D.L., Simonov M.S. Demograficheskie posledstviya zloupotrebleniya alkogolem v Rossii [Demographic Consequences of Alcohol Abuse in Russia]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki [Tambov University Review. Series: Natural and Technical Sciences], vol. 18, 2013, no. 1, pp. 321-323.
10. Timoshin, A.N. Analiz mezhdunarodnogo opyta regulirovaniya alkogol'nogo rynka [Analysis of the International Experience to Regulate the Alcoholic Beverage Market]. VestnikBryanskogogosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 2011, no.3, pp. 308-311.
11. Tolkacheva, O.P., Krupenina A.S. Gosudarstvennoe regulirovanie rynka alkogol'noi produktsii v sisteme obespecheniya natsional'noi bezopasnosti strany [State Regulation of the Alcoholic Beverage Market in the System to Ensure National Security of the Country]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 4, pp. 142-145.
12. Usova K.O. Formirovanie sbalansirovannoi promyshlennoi i torgovoi politiki v tselyakh obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti proizvodstva i oborota alkogol'noi produktsii [Formation of Balanced Industrial and Trade Policies in Order to Ensure Economic Security of Production and Turnover of Alcoholic Products]. Vestnik YuRGTU(NPI) [Vestnik of URGTU(NPI)], 2012, no. 3, pp. 173-176.
13. Federal'nayasluzhbagosudarstvennoistatistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://vologdastat. gks.ru/
14. Federal'nyi zakon "O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noi i spirtos-oderzhashchei produktsii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noi produktsii" ot 22.11.1995№ 171-FZ [Federal Law "On State Regulation of Production and Turnover of Ethyl Alcohol, Alcoholic and Alcohol-Containing Products and on Restriction of Consumption (Drinking) of Alcoholic Products" of November 22, 1995 No. 171-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154020/
15. Shukshina Yu.A. Sovershenstvovanie regional'noi politiki v oblasti regulirovaniya rynka alkogol'noi produktsii [Improvement of the Regional Policy in the Field of Alcoholic Beverage Market Regulation]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Samara State University of Economics], 2008, no. 9, pp 113-117.
16. Osterberg E. What are the Most Effective and Costeffective Interventions in Alcohol Control? Copenhagen, WHO Regional Office for Europe. Health Evidence Network Report. Available at: http://www.euro.who.int/ document/E82969.pdf.