Научная статья на тему 'Анализ международного опыта регулирования алкогольного рынка'

Анализ международного опыта регулирования алкогольного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3035
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / МОНОПОЛИЯ / ALCOHOL BEVERAGE MARKET / FOREIGN EXPERIENCE / UPGRADE OF MANAGEMENT / MONOPOLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошин А. Н.

В статье обобщен и рассматривается опыт ряда развитых стран в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции и определена возможность его применения в условиях отечественного рынка в области дальнейшей государственной монополизации производства и оборота алкогольной продукции. Выявляются эффективные методы регулирования отрасли, способствующие достижение оптимальных показателей. Выявлена особенность социально-ответственного подхода к формированию алкогольного рынка, выражающаяся в балансировке интересов государства, производителя, продавцов и потребителя. На основе анализа зарубежных систем управления данной сферой предложены меры по совершенствованию работы отечественного алкогольного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article generalizes and discusses the experience of some developed countries in the sphere of state regulation of production and turnover of alcohol and determines the ability of it's application in the domestic market in conditions of further state monopolization of alcohol production and turnover. It identifies effective methods of industry's regulation which contribute to achievement of optimum performance. It shows features of social-responsible approach to forming of the alcohol market, expressed in balancing the interests of the state, manufacturers, retailers and consumers. On basis of analysis of foreign systems of administration of the area, measures of improving the work of the domestic alcoholic beverage market are proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ международного опыта регулирования алкогольного рынка»

УДК - 338

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА РЕГУЛИРОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

А.Н. Тимошин

В статье обобщен и рассматривается опыт ряда развитых стран в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции и определена возможность его применения в условиях отечественного рынка в области дальнейшей государственной монополизации производства и оборота алкогольной продукции. Выявляются эффективные методы регулирования отрасли, способствующие достижение оптимальных показателей. Выявлена особенность социально-ответственного подхода к формированию алкогольного рынка, выражающаяся в балансировке интересов государства, производителя, продавцов и потребителя. На основе анализа зарубежных систем управления данной сферой предложены меры по совершенствованию работы отечественного алкогольного рынка.

Ключевые слова: алкогольный рынок, зарубежный опыт, совершенствование управления, монополия.

Формирование эффективно работающей системы алкогольной отрасли является значимым аспектом, как экономической, так и социальной политики Российской Федерации. Поскольку данная сфера дает значительные поступления в бюджет, а уровень потребления алкоголя населением является важным показателемздоровья нации.

Формирование рынка алкоголя связано стремя основными направлениями его функционирования - фискальным (поступление акцизов в бюджет), производственным (сохранение спиртовой отрасли, обеспечение эффективной работы спиртовых заводов, улучшение качества продукции) и социальным (корректировка потребления для снижения алкоголизации населения).

По данным Минздравсоцразвития уровень потребления алкоголя в России в настоящее время составляет с учетом нелегального алкоголя 18 литров абсолютного алкоголя в год на душу населения, при условно допустимом пороге 8 литров. Ущерб от алкоголя представляет значительное экономическое бремя для отдельных лиц, семей и общества в целом - из-за связанных с его употреблением медицинских расходов, снижения производительности труда в результате повышающихся показателей заболеваемости, расходов в связи пожарами и повреждением собственности, а так же неполученных доходов в связи с преждевременным уходом из жизни. Доходы в Федеральный бюджет в 2008г. от продажи алкоголя составили 68 млрд. рублей, а расходы на лечение и возмещение экономических потерь, связанных с употреблением алкоголя, составили 1,7 трлн. рублей.

По данным Росстата в 2009 году производство алкогольной продукции (водка и ликероводочные изделия) составило 112,7 млн. дкл., при этом реализовано через розничную сеть 168, 9 млн. дал. Таким образом, нелегальный оборот алкогольной продукции в Российской Федерации в 2009г. оценивается в размерах порядка 40% рынка алкогольной продукции.

По данным Росалкогольрегулирования наибольшее количество правонарушений зафиксировано в организациях оптового сегмента. [1]

Очевидно, что проблемы алкогольного рынка связаны с неэффективно действующей системой регулированияданной сферы.

Полагаем, что для внесения предложений по совершенствованию управления алкогольным рынком России следует проанализировать механизмы работы алкогольных отраслей за рубежом. На основании проведенного исследования выделить положительные аспекты деятельности указанных отраслей и предложить меры по совершенствованию работы отечественного рынка алкогольной продукции.

В развитых странах мира формирование государством рынка алкогольной продукции оказывает существенное влияние на сферы производства, распределения и потребления алкогольных напитков.

Отличительной чертой зарубежного регулирования алкогольной отрасли является проведение сбалансированной концепции развития и регулирования алкогольного рынка сучастием федерального центра, регионов и бизнес-сообщества, которая закреплена на законодательном уровне. Следует отметить, что алкогольный бизнес за рубежом является весьма консолидированным, и в последнее время прослеживается усиление этой тенденции. Об этом свидетельствует деятельность многочисленных национальных, межрегиональных и международных объединений, ассоциаций и союзов производителей, дистрибьюторов и продавцов алкогольной продукции. Данные профессиональные объединения алкогольного бизнеса взаимодействуют с властными структурами и формируют национальную и межгосударственную алкогольную политику, учитывающую интересы государства и бизнеса. В условиях глобализации и ужесточающейся конкуренции они стремятся гибко реагировать на процессы, происходящие на этом рынке. Во многих странах (США, Великобритании, Франции, Канаде и других) на протяжении десятилетий работают по нескольку таких некоммерческих организаций бизнеса. Таким образом, отличительной чертой развития алкогольного рынка за рубежом является влияние профессиональных объединений алкогольного бизнеса на решение его многочисленных проблем. В последние годы на мировом уровне растет самоорганизация алкогольного бизнеса. Представителями алкогольного сообщества за рубежом выражается озабоченность проблемами,

связанными со злоупотреблением и на деле доказывает готовность нести свою долю ответственности за отрицательные последствия опасного потребления. Спонсирование и финансирование представителями бизнеса за рубежом свидетельствуют о серьезности намерений. Так, например, американская ассоциация «Совет века» за последние 10 лет вложила 110 млн. долларов США в программы и мероприятия по предупреждению и ликвидации отрицательных последствий злоупотребления алкоголем.

Налоговая политика зарубежных стран в алкогольной отрасли призвана не только к увеличению доходной части государственного бюджета. Система налогообложения алкогольной отрасли формируется исходя из баланса интересов производителей и потребителей, общественной потребности поддержания отраслей и регионов, занятости населения, других приоритетов социально-экономической политики. В развитых странах не обходят вниманием и проблемы здоровья населения, обеспечения общественного порядка, формирование умеренного уровня потребления с учетом социальных последствий злоупотребления алкоголем.

Наиболее распространенным методом ограничения доступности спиртных напитков в мире является лицензирование их производства и (или) продажи. Более 40 стран используют ту или иную систему лицензирования.

В целях эффективного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во многих странах введена государственная (полная или частичная) монополия на производство алкогольных напитков, их оптовую и (или) розничную торговлю. Такая модель регулирования алкогольной отрасли существует, по меньшей мере, в 18 странах. [2]

В Финляндии, Швеции и Норвегии в течение почти всего XX столетия производство, оборот и потребление алкогольных напитков жестко регулировались в рамках государственных монополий, которые были созданы не в фискальных целях, а как основа охраны здоровья населения и уменьшения отрицательных последствий злоупотребления.

В Финляндии вся законодательная система, начиная фактически с сухого закона (1919-1932 годов) и далее на протяжении действия Закона об алкогольных напитках (1932-1968 годы), в рамках которого производство, торговля, ценообразование, экспорт и импорт находились в ведении государственной монополии, вплоть до ее отмены (за исключением розницы) в 1994 году, нацелена на ограничение потребления, предупреждение злоупотребления, воспитание средиземноморского стереотипа

потребления.

Так в Швеции государственной компании «Систембулагет» предоставлено право на монопольную торговлю алкогольной продукцией в розничной торговле, которую она осуществляет на всей территории страны через сеть магазинов (их 420, время работы магазинов ограничено). Таким образом, одна торговая точка приходится на 5000 человек, между тем в России одна торговая точка приходится на 400 человек. В середине XIX века потребление спиртного, в основном водки, в Швеции уже достигало 46 литров на душу населения, включая грудных младенцев. Нынешние показатели - около шести (!) литров. Таких показателей стране удалось добиться за 100 лет всемерным подходом к борьбе с алкоголизацией. Было сокращено количество точек, реализующих алкоголь, повышены акцизы на алкоголь, увеличившие стоимость продукции, усилена борьба с самогонщиками - после поимки полицейским самогонщик лишается работы и социальных льгот. «Алкогольная" философия Швеции - здоровье нации превыше поступлений в бюджет.

В Финляндии осуществляется жесткий контроль государства над производством, распространением и рекламой алкогольной продукции. Исключительное право на розничную продажу спиртсодержащей продукции предоставлено Государственной компании «Алко Ой». Аналогичное положение и в Норвегии: некоммерческая государственная компания «Винмонополет» имеет исключительное право на распространение вина, алкогольных напитков и крепкого пива по всей территории страны. В Исландии право на продажу спиртных напитков имеют только магазины сети У1пЬШ, принадлежащие государственному монополисту по производству алкоголя и табака АТУ& [3]

Государственная монополия реализуется также и в Канаде, Германии. Для детального рассмотрения механизмов управления алкогольным рынком в указанных странах следует подробнее остановиться на их опыте:

Канада

В Канаде, являющейся федеративным государством, законодательная власть распределена между федеральным парламентом и территориальными законодательными собраниями.

Канадская система косвенных налогов функционирует на двух государственных уровнях: федеральном и провинциальном. Федеральное правительство взимает 7-процентный налог на товары и услуги, который представляет собой налог на добавленную стоимость на все товары и услуги, а ряд реализуемых в Канаде товаров, (алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин) облагаются так же и акцизным сбором. В Онтарио провинциальный налог составляет 8%.

Продажа алкогольных напитков так же законодательно регламентируется на двух уровнях и организована по территориальному принципу, т.е. в каждой провинции имеется своя структура, уполномоченная государством, которая осуществляет монопольную торговлю этой продукцией (исключение

составляет лишь провинция Альберта, где часть алкогольного рынка передана частному бизнесу).

Монополия, алкогольных напитков, в том числе импорт реализуется через государственные корпорации (crown corporation), подконтрольные только провинциальным властям. В каждой провинции установлены свои регулятивные меры, хотя в вопросах стандартов качества продукции, маркировки и упаковки подчиняются единым федеральным нормам.

Провинциальных властей уполномочивают муниципальные и местные власти на лицензирование продажи алкоголя.

Анализ структуры и организации алкогольного сектора Канады проводился на примере провинции Онтарио.

В провинции Онтарио - Комиссия Онтарио по алкогольному и игорному бизнесу (Alcohol and Gaming Commission of Ontario - AGCO), основанная в 1998 году в соответствии с законодательством является органом управления производством и оборотом алкогольной продукции, отчитывающимся перед Министерством взаимодействия с потребителем и бизнесом (Ministry of Consumer and Business Services).

В функции Комиссии входит лицензирование всех видов деятельности, связанной с оборотом и производством алкогольной продукции, предлицензионное обследование организаций, проведение проверок и мониторинг лицензируемых организаций, аудит лицензированных организаций. В розничной сети работают как частный, так и государственный сектор. Государственные магазины подчинены региональной правительственной акционерной организации Liquor Control Board of Ontario (LCBO), которая ведует розничной продажей алкогольных напитков в государственных магазинах провинции Онтарио, осуществляет распределение и розничную продажу всего спектра местных и импортных алкогольных напитков в провинции через 598 специализированных магазинов, 196 лицензированных агентских отделений и подчинена Министерству совершенствования общественной инфраструктуры. В функции LCBO входит как продажа алкогольной продукции, так и пропаганда разумного потребления в сотрудничестве с органами здравоохранения, полицией, СМИ, общественными организациями, центрами образования, поставщиками, гостиничным бизнесом.

Сертифицированная лаборатория обеспечивает анализ и проверку всей продукции LCBO на подтверждение качества.

В 1962 году LCBO запущена программа развития сети магазинов-агентов, в соответствии с которой LCBO выдает разрешение независимым местным розничным продавцам на реализацию алкоголя.

Магазины-агенты продают алкоголь по тем же ценам, что и магазины LCBO, но оператор закупает их по дисконтной цене. Назначение магазина агентом LCBO выдается сроком на 5 лет или менее по решению LCBO.

LCBO не является монополистом на розничном рынке, и его продажи составляют 45% $8-миллирдного алкогольного рынка провинции Онтарио. [5]

Германия

В Германии отсутствует госмонополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Исключение из правила составляет Закон «О монополии на спирт», в соответствии с которым Федеральное монопольное управление за оборотом спирта Германии (ФМУ, находится в сфере компетенции Федерального министерства финансов ФРГ) уполномочено закупать по фиксированной цене спирт у германских производителей, перечисленных в Законе.

К таким производителям относятся 700 малых и средних спиртзаводов, восемь сельхозкооперативов, около 28 тыс. мелких винокурен, работающих на давальческом сельхозсырье, выращенном в Германии (существует более 200 тыс. поставщиков сельхозсырья). Перечисленные производители обязаны продавать произведенный спирт ФМУ по фиксированной государством цене, которая в 4-6 раз выше среднерыночной. Ежегодно устанавливаются квоты на производство спирта для каждого вида предприятия.

В среднем ФМУ закупает около 60 млн л спирта в год. Управление занимается переработкой закупленного спирта (ректификацией) на своих заводах, хранением, а также реализацией продукции на рынке. Субсидии из бюджета на данные цели составляют около 80 млн евро ежегодно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующая в Германии система государственного регулирования оборота спирта, центральным звеном которой является Федеральное монопольное управление за оборотом спирта, по существу не представляет собой монополии в прямом смысле, а является инструментом государственной поддержки сельхозпроизводителей. [4]

Анализируя опыт развитых стан в регулировании и формировании алкогольной отрасли можно сделать вывод, что эти страны при формировании алкогольного рынка исходят из баланса интересов государства, производителя и потребителя. Принимают социально ответственное законодательство, в рамках которого здоровье нации рассматривается приоритетным по сравнению с уровнем дохода бюджета. Выстраивается система, при которой осуществляется пристальный контроль отрасли, как в части поступления доходов в бюджет, так и в формировании приемлемого уровня потребления алкоголя гражданами.

Особенно показателен в борьбе с алкоголизацией опыт Швеции. Перенимая такой положительный опыт полагаем, что в борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя населением в России одной из комплекса мер может стать снижение доступности алкоголя. Стоит удалить такие магазины от мест массового скопления граждан, образовательных и спортивных учреждений.

Рассматривая регулирование алкогольного рынка, в части усиления контроля, вытеснения из оборота нелегального алкоголя отметим, что страны, опыт которых исследован на разных этапах производственного цикла реализуют государственную монополию в алкогольной сфере. В какое-то из звеньев производственного цикла, будь то производство, оптовая или розничная продажа развитые страны для усиления контроля за отраслью встраивают государственное звено. Существующая ныне система регулирования алкогольного рынка в России не имеет звеньев находящихся в собственности государства. Известно, что в России доля нелегального алкоголя в обороте составляет порядка 30-40%. В основном фальсифицированный алкоголь попадете оборотчерез оптовое звено.

В целях изменения сложившейся ситуации на алкогольном рынке автор полагает целесообразным создание в России, на уровне оптового звена, государственного органа, который должен осуществлять монопольную оптовую реализацию алкогольной продукции (закупку продукции от производителей и распределение её в розничную продажу). Так же данный орган можно наделить полномочиями по регулированию оборота этилового спирта. Ондолжен будет прогнозировать, планировать и контролировать производство и поставки этилового спирта. Организации-потребители этилового спирта будут перечислять платежи за приобретенный спирт через расчетный центр. После получения платежей расчетный центр будет перечислять их производителю этилового спирта и осуществлять акцизные платежи в федеральный бюджет.

Создание вышеуказанной организации позволит взять под пристальный контроль уязвимые места отрасли, повысить собираемость налогов и качество производимой продукции.

Для России ценным было бы перенять опытдругих стран в создании таких общественных ценностей, как консолидированность, самоорганизация, созидательные мотивации, социальная ответственность, они должны стать показателями зрелости, мудрости, нравственного и культурного уровня, то есть условием цивилизованного выживания.

Полагаем, что принятие предложенных мер может способствовать корректировке отрицательных показателей алкогольного рынка и должно быть направлено на решение двух основных задач: фискальную и, в основном, социальную, а именно на решение социальной проблемы защиту здоровья населения, создание благоприятных условий, здорового образа жизни.

The article generalizes and discusses the experience of some developed countries in the sphere of state regulation of production and turnover of alcohol and determines the ability of it's application in the domestic market in conditions of further state monopolization of alcohol production and turnover. It identifies effective methods of industry's regulation which contribute to achievement of optimum performance. It shows features of social-responsible approach to forming of the alcohol market, expressed in balancing the interests of the state, manufacturers, retailers and consumers. On basis of analysis of foreign systems of administration of the area, measures of improving the work of the domestic alcoholic beverage market are proposed.

The key words: alcohol beverage market, foreign experience, upgrade of management, monopoly.

Списоклитературы

1. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», внесенный в Государственную Думу РФ депутатом ГД РФЗвагельским В.Ф.

2. М.В. Блинов, Журнал «Налоговая политика и практика №9(69) сентябрь 2008г. статья «Система контроля и регулирования алкогольного рынка в США», стр. 67-72

3. Диссертация Кауфмана М.А. «Социально-экономическая стратегия регулирования рынка алкогольной продукции в России» стр. 112

4. Журнал «Спиртные напитки и пиво», статья М.В. Блинова «Регулирование рынка: зарубежный опыт», электронный ресурс: режим доступа http://www.my-sn.ru/printable_version.php?n=182&c=3&a=10320

5. Статья «Международный опыт регулирования алкогольного сектора: Канада», электронный ресурс, режим доступа: http://www.svvr.ru/regulirovanie_alkogolnogo_rynka_Kanady

Об авторе

Тимошин А.Н. - аспирант Брянского государственного университета имени академика

И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.