Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INFORMATION COMPETENCE / DIGITAL LEARNING TECHNOLOGIES / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Курбанов Тагир Курбанович

Цель. Описание модели механизма использования цифровых технологий, применяемых в разработке учебно-методических комплексов Методы. Изучение материалов, посвященных проблеме внедрения цифровых технологий в мультимедийную образовательную среду и обобщение полученных результатов Результат. Всесторонне рассмотрены и обобщены методы внедрения цифровых технологий в мультимедийно-образовательной среде Вывод. Необходимость формирования у учащихся определенного уровня информационной компетентности при использовании цифровых технологий является определяющим фактором конкурентоспособности и профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салманова Джамила Абдулкафаровна, Курбанов Тагир Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE DIGITAL TECHNOLOGIES OF MULTIMEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INSTITUTION FOR LEARNING PROCESS MANAGEMENT

The aim of the study is the description of the model of mechanism of using the digital technologies that used in the development of learning kit. Methods. Study of materials, devoted to the problem of digital technologies implementation in the multimedia educational environment and generalization. Result. Methods of implementation of digital technologies in multimedia and educational environment are comprehensively reviewed and summarized. Conclusion. The need of formation pupils’ certain level of information competence in the use of digital technologies is the determinant factor of competitiveness and professionalism.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-76-81

Использование цифровых технологий мультимедийной образовательной среды учебного заведения для организации учебного процесса

© 2019 Салманова Д. А., Курбанов Т. К.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djamila05@mail.ru, tagir1119@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Описание модели механизма использования цифровых технологий, применяемых в разработке учебно-методических комплексов Методы. Изучение материалов, посвященных проблеме внедрения цифровых технологий в мультимедийную образовательную среду и обобщение полученных результатов Результат. Всесторонне рассмотрены и обобщены методы внедрения цифровых технологий в мультимедийно-образовательной среде Вывод. Необходимость формирования у учащихся определенного уровня информационной компетентности при использовании цифровых технологий является определяющим фактором конкурентоспособности и профессионализма.

Ключевые слова: информационная компетентность, цифровые технологии обучения, самостоятельная работа.

Формат цитирования: Салманова Д. А., Курбанов Т. К. Использование цифровых технологий мультимедийной образовательной среды учебного заведения для организации учебного процесса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 76-81. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-76-81_

Using the Digital Technologies of Multimedia Educational Environment of Institution for Learning Process Management

© 2019 Dzhamilya A. Salmanova, Tagir K. Kurbanov,

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djamila05@mail.ru, tagir1119@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is the description of the model of mechanism of using the digital technologies that used in the development of learning kit. Methods. Study of materials, devoted to the problem of digital technologies implementation in the multimedia educational environment and generalization. Result. Methods of implementation of digital technologies in multimedia and educational environment are comprehensively reviewed and summarized. Conclusion. The need of formation pupils' certain level of information competence in the use of digital technologies is the determinant factor of competitiveness and professionalism.

Keywords: information competence, digital learning technologies, independent work.

For citation: Salmanova D. A., Kurbanov T. K. Using the Digital Technologies of Multimedia Educational Environment of Institution for Learning Process Management. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 76-81. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-3-76-81 (In Russian)

Введение

В наши дни система образования предъявляет будущим выпускникам учебных заведений требования, которые связаны с инновационными разработками в области рабочих технологий. Выпускники как будущие специалисты должны обладать весьма обширным набором знаний. В связи с этим всё больше учебных заведений добавляют в программу обучения образование в мультимедийной образовательной среде.

Подобная форма обучения призвана улучшить уровень самостоятельной работы будущего специалиста, дать ему качества, которые позволят ему быть конкурентоспособным. Исходя из вышесказанного можно выделить следующие качества:

1. Будущие выпускники должны обладать не только базой знаний, которая поможет ориентироваться им в производстве, но и быть компетентными в вопросах технологически-информационного характера.

2. Они должны знать и уметь обращаться с различными цифровыми, а также информационными технологиями.

3. Обладать таким качеством как умение групповой работы. Это является сложно достижимым без высокого уровня личной коммуникации.

4. Обладать способностью к самостоятельной работе и на этом фоне повышать собственную квалификацию.

5. Уметь обращаться с информацией, подвергать её оценке и сортировке в зависимости от уровня значимости.

6. Быть готовыми к изменениям условий труда на фоне внедрения инноваций.

Цель исследования - в наши дни вопрос, связанный с повышением уровня образования, стоит особенно остро. Есть ряд причин, которые тормозят внедрение различных цифровых технологий для их использования в системе обучения. Описание модели механизма использования цифровых технологий, применяемых в разработке учебно-методических комплексов, призвано повысить эффективность использования цифровых технологий.

Методы исследования - в качестве основной причины, препятствующей внедрению цифровых технологий в процесс обучения, выступает квалификация преподавателей, которая зачастую основана на старых методиках образования, которые не обладают достаточной эффективностью. Следующей причиной является отсутствие преподавательских методик с использова-

нием цифровых средств обучения. Степень разработанности проблемы можно определить, как находящуюся на изучении. Анализ и изучение материалов по данной проблеме поможет выявить ключевые факторы, влияющие на эффективность внедрения цифровых мультимедийных технологий.

Актуальностью нашего исследования можно считать отсутствие квалификации преподавателей при ведении занятий с использованием цифровых технологий. Их неподготовленность, а также попросту отсутствие знаний о применении цифровых технологий является зачастую основной причиной, которая тормозит их внедрение в систему обучения.

Также стоит отметить, что преподаватели не применяют цифровые технологии обучения не только по причине отсутствия необходимых знаний, но и по причине их принадлежности к старой «классической школе» преподавания [1, с. 31].

В качестве главного решения этой проблемы предлагается переквалификация кадров преподавательского состава для получения знаний, позволяющих им впоследствии построить систему обучения более эффективно с использованием цифровых технологий.

Стоит разобраться, по каким причинам между преподавателями, которые применяют цифровые технологии и преподавателями, которые не используют их возник такой огромный разрыв. Принято считать, что основная масса преподавателей просто не успевает отслеживать развитие современных технологий в виду их постоянной загруженности [2, с. 53].

День преподавателя построен таким образом, что в первой половине дня (а у многих и позже) они ведут занятия, а всё свободное время они отдают разработкам различных учебно-методических комплексов, а также составлению программ и проверкам работ.

Так происходит по причине постоянно меняющихся требований со стороны Министерства образования, нововведений, которые ведут к изменению Федеральных государственных стандартов, а также компетенций для педагогов.

В первую очередь необходимо правильно поставить и организовать работу. Переквалификация преподавательских кадров должна осуществляться с учетом организационных моментов в конкретном учебном заведении.

Например, ведение электронного журнала, в котором не только студенты, но и их родители могут посмотреть оценки, оценить ход выполняемых заданий. В некоторых учебных заведениях уже введено электронное портфолио учащегося. Оно включает в себя оценки, характеристики, достижения, которые были получены обучающимся за всё время обучения. Электронное портфолио является по сути списком всех достижений. Доступ к электронному портфолио можно получить на сайте учебного заведения.

Данные шаги позволяют сформировать так называемую «электронную культуру пользователя». Формирование электронной культуры является первым этапом формирования информационной компетентности. Вторым этапом является формирование двусторонней связи между педагогом и учеником. Это выражается в том, что ученик может написать педагогу в информационной образовательной среде учебного заведения. После этого внутри электронной образовательной среды у студента и педагога происходит диалог, в котором педагог может помочь студенту разобраться в образовавшейся проблеме [3, с. 61].

Также в электронной образовательной среде учебного заведения педагог может давать студентам задания, тестировать полученные знания, управлять получаемым контентом внутри образовательной среды.

В первую очередь подобная система обучения позволяет использовать лич-ностно-ориентированный подход. А лич-ностно-ориентированный подход позволя-

ет студентам в несколько раз более эффективно усваивать получаемый материал.

Среди особенностей, присущих электронному образованию, можно сформировать 6 модулей, как на рисунке 1:

1. Особенность под номером один - это ускоренное формирование навыков технического характера у учащихся.

2. Вторая особенность - получение большего количества заданий как проверочных, так и тренировочных.

3. Третья особенность формируется на основании личностно-ориентированного подхода. Это нахождение наиболее оптимального темпа, в котором может работать студент.

4. Четвертой особенностью является дифференциация обучения, которая является в свою очередь уровневой и легко достигается.

5. Пятая особенность - это изменение статуса студента на «субъект обучения». Это происходит по той причине, что студент начинает особо активно работать на уроке.

6. И последняя, шестая особенность заключается в том, что электронная образовательная среда выступает в роли мотиватора всей учебной деятельности.

Рассматривая блок-схему рисунка 1, можно увидеть, что сама система электронного образования повышает мотивированность студентов, а также помогает подобрать наиболее оптимальный для них темп ведения работы.

достижение оптимального темпа работы ученика

легкодостигаемая

уровневая дифференциация обучения

увеличение количества тренировочных заданий

Г "Ч сокращение

времени при

выработке

технических

навыков учащихся

особенности электронного образования

учащимся становится субъектом обучении

щ г "Ч повышение

мотивации

учебной

1 деятельности ^

Рис. 1. Блок-схема «Особенности электронного образования»

Рис. 2. Виды информационных средств обучения

Информационные средства обучения могут быть весьма разнообразными.

На рисунке 2 мы разделили в такой же блок-схеме инструменты, которые используются при информационных средствах обучения.

Туда входят, в первую очередь, информационные устройства, которые подключены к общей информационно-образовательной среде.

Также рассматривается замена обычной меловой доски на электронную, а также установка проектора вместо развешивания обычных плакатов.

Информационное обеспечение состоит из баз данных, которые включают в себя всю необходимую информацию и находятся в информационной образовательной среде учреждения. Туда входят различные журналы, электронные формы, учебно-методические пособия, а также учебники. Всё это переведено в электронную форму. Система дистанционного обучения подразумевает проведение дистанционных семинаров, а также прохождение курсов в мультимедийной образовательной среде учебного заведения [4, с. 6]. Всё это становится возможным посредством использования двухсторонних чатов, а также систем видеосвязи.

Таблица

Достоинства и недостатки электронного образования

Достоинства электронного образования Недостатки электронного образования

Экономия времени Проблема качества электронных курсов

Гибкость Правовые проблемы по защите интеллектуальной собственности

Простота возвращения к пройденному учебному материалу Финансовые проблемы, касающиеся затрат на подготовку и обновление электронных курсов

Кадровые проблемы по подготовке преподавателей, которые будут способны разрабатывать и обновлять электронные курсы

Результаты

Проблемы, которые, на наш взгляд, являются неразрешенными, указаны в таблице.

Для решения проблем электронного образования и эффективного использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы необходимо создать единый межвузовский центр, выполняющий следующие функции:

- разработка унифицированных требований по оценке качества электронных дисциплин;

- подготовка преподавателей по электронному обучению;

- гибкая разработка стандартов и компетенций по электронным дисциплинам;

- разработка методик нового поколения;

- сотрудничество с 1Т-компаниями с целью разрешения проблем комплексной информатизации вузов [5, с. 3].

Нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его до-

1. Абрамова О. М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 155-159.

2. Баяндин Д. В. Дидактические аспекты применения интерактивных компьютерных технологий в лабораторном практикуме // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 3. С. 511-533.

3. Баяндин Д. В. Реализация концепции полнофункциональной предметно-ориентированной среды обучения // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 4. С. 574-601.

4. Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии // Открытое и дистанционное образование. 2003. № 11-12. С. 3-6.

5. Евстегнеев А. Е. Концепция развития тестовой технологии контроля уровня обученности студентов в системе профессионального обра-

1. Abramova O. M. The use of cloud technologies for the organization of control of educational activities. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2015. No. 12. Pp. 155-159. (In Russian)

2. Bayandin D. V. Didactic aspects of the use of interactive computer technology in the laboratory. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technology and society]. 2015. Vol. 18. No. 3. Pp. 511-533. (In Russian)

3. Bayandin D. V. Implementation of the concept of a fully functional subject-oriented learning environment. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technology and society]. 2015. Vol. 18. No. 4. Pp. 574-601. (In Russian)

4. Demkin V. P., Mozhaeva G. V. Classification of educational electronic publications: basic principles and criteria. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie [Open and distance education]. 2003. No. 11-12. Pp. 3-6. (In Russian)

5. Evstegneev A. E. Concept of development of test technology to control the level of training of students in the system of professional education in Russia. Professional'noe obrazovanie [Voca-

полнять, так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с обучающимся, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под обучающегося, так как им управляет живой разум, в данном случае -преподаватель.

зования России // Профессиональное образование. 2005. № 4. С. 21-24.

6. Иванова М. Б., Котельникова С. И. Подготовка учителей к использованию ИКТ в преподавании географии // Информатика и образование. 2004. № 12. С. 31-34.

7. Кулагин В. П., Найханов В. В., Краснова Г. А. Информационные технологии в сфере образования. М. : Госинформобр, 2004. 181 с.

8. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху. Нижний Тагил: ACT, 2017. 127 с.

9. Оспенников Н. А., Оспенникова Е. В. Формирование у учащихся обобщенных подходов к работе с компьютерными моделями // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 206-214.

10. Оспенникова Е. В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента // Информатика и образование. 2002. № 11. С. 83-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tional education and training]. 2005. No. 4. Pp. 21-24. (In Russian)

6. Ivanova M. B., Kotelnikova S. I. Training of teachers to use ICT in teaching geography. In-formatika i obrazovanie [Informatics]. 2004. No. 12. Pp. 31-34. (In Russian)

7. Kulagin V. P., Nykhanov V. V., Krasnova G. A. Informacionnye tekhnologii v sfere obra-zovaniya [Information technology in education]. Moscow, Gosinformobr Publ., 2004. 181 p. (In Russian)

8. Ignatova N. Yu. Obrazovanie v cifrovuyu epohu [Education in the digital era]. Nizhny Tagil, AST Publ., 2017. 127 p. (In Russian)

9. Ospennikov N. A., Ospennikova E. V. Formation of students' generalized approaches to work with computer models. Izvestiya YUzhnogo federal'nogo univer-siteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogical Science]. 2009. No. 12. Pp. 206-214. (In Russian)

10. Ospennikova E. V. Methodological function of virtual laboratory experiment. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2002. No. 11. Pp. 83-89. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Салманова Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: djamila05@mail.ru

Курбанов Тагир Курбанович, аспирант, кафедра информационных и коммуникационных технологий, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: tagir1119@mail.ru

Принята в печать 08.07.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: dja-mila05@mail.ru

Tagir K. Kurbanov, postgraduate, the chair of Information and Communication Technologies, DSPU, Makhachkala, Russia, e-mail: ta-gir1119@mail.ru

Received 08.07.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-81-85

Интегрированные технологии формирования информационно-коммуникативных компетенций будущего учителя начальных классов

в области математики

© 2019 Темуркаева Д. Б.

Гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: temurkaeva1985@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью проводимого исследования является раскрытие интегративной сущности профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы в области математики. Методы. Интегрированная технология как технология третьего поколения, основанная на сочетании личностно-деятельностного и дидактоцентрического подходов, позволяющая обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Результат. Включение студентов во всевозможные виды традиционной и инновационной деятельности способствует формированию информационных коммуникативных и мобилизационных умений, направленных на формирование у будущего учителя устойчивой мотивации к профессиональной деятельности. Вывод. Использование интегрированной технологии в процессе профессиональной подготовки позволяет вооружить будущего учителя арсеналом информационно-коммуникативных умений организации учебно-познавательной деятельности для творческого развития своих учащихся.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, информационные, организационные, коммуникативные компетенции, интегрированные технологии, творческий подход к обучению.

Формат цитирования: Темуркаева Д. Б. Интегрированные технологии формирования информационно-коммуникативных компетенций будущего учителя начальных классов в области математики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 81-85. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-81-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.