Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATIONAL / ORGANIZATIONAL / COMMUNICATIVE COMPETENCES / INTEGRATED TECHNOLOGIES / CREATIVE APPROACH TO TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темуркаева Дженнет Бадировна

Целью проводимого исследования является раскрытие интегративной сущности профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы в области математики. Методы. Интегрированная технология как технология третьего поколения, основанная на сочетании личностно-деятельностного и дидактоцентрического подходов, позволяющая обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Результат. Включение студентов во всевозможные виды традиционной и инновационной деятельности способствует формированию информационных коммуникативных и мобилизационных умений, направленных на формирование у будущего учителя устойчивой мотивации к профессиональной деятельности. Вывод. Использование интегрированной технологии в процессе профессиональной подготовки позволяет вооружить будущего учителя арсеналом информационно-коммуникативных умений организации учебно-познавательной деятельности для творческого развития своих учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темуркаева Дженнет Бадировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED TECHNOLOGIES OF FORMATION THE INFORMATION AND COMMUNICATION SKILLS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER IN MATHEMATICS

The aim of the study is to reveal the integrative reality of professional competence of Future Primary School Teacher in Mathematics in village school. Methods. Integrative technology as a technology of third-generation, based on combination the person-activity and didactic-centrical approaches, which allows the development of a person on the basis of well assimilated subject content. Result. The inclusion the students in different kinds of traditional and innovative activity promotes the formation of information communicative and mobilization skills, oriented to formation the stable motivation to professional activity of future teacher. Conclusion. The use of integrative technology in the process of vocational training allows to equip the future teacher with information-communicative skills of organization the learning and cognitive activity for the creative development of their pupils.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Салманова Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: djamila05@mail.ru

Курбанов Тагир Курбанович, аспирант, кафедра информационных и коммуникационных технологий, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: tagir1119@mail.ru

Принята в печать 08.07.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: dja-mila05@mail.ru

Tagir K. Kurbanov, postgraduate, the chair of Information and Communication Technologies, DSPU, Makhachkala, Russia, e-mail: ta-gir1119@mail.ru

Received 08.07.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-81-85

Интегрированные технологии формирования информационно-коммуникативных компетенций будущего учителя начальных классов

в области математики

© 2019 Темуркаева Д. Б.

Гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: temurkaeva1985@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью проводимого исследования является раскрытие интегративной сущности профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы в области математики. Методы. Интегрированная технология как технология третьего поколения, основанная на сочетании личностно-деятельностного и дидактоцентрического подходов, позволяющая обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Результат. Включение студентов во всевозможные виды традиционной и инновационной деятельности способствует формированию информационных коммуникативных и мобилизационных умений, направленных на формирование у будущего учителя устойчивой мотивации к профессиональной деятельности. Вывод. Использование интегрированной технологии в процессе профессиональной подготовки позволяет вооружить будущего учителя арсеналом информационно-коммуникативных умений организации учебно-познавательной деятельности для творческого развития своих учащихся.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, информационные, организационные, коммуникативные компетенции, интегрированные технологии, творческий подход к обучению.

Формат цитирования: Темуркаева Д. Б. Интегрированные технологии формирования информационно-коммуникативных компетенций будущего учителя начальных классов в области математики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 81-85. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-81-85

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

Integrated Technologies of Formation the Information and Communication Skills of the Future Primary School Teacher in Mathematics

© 2019 Dzhennet B. Temurkaeva

Humanitarian and Pedagogical College, Makhachkala, Russia; e-mail: temurkaeva1985@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to reveal the integrative reality of professional competence of Future Primary School Teacher in Mathematics in village school. Methods. Integrative technology as a technology of third-generation, based on combination the person-activity and didactic-centrical approaches, which allows the development of a person on the basis of well assimilated subject content. Result. The inclusion the students in different kinds of traditional and innovative activity promotes the formation of information communicative and mobilization skills, oriented to formation the stable motivation to professional activity of future teacher. Conclusion. The use of integrative technology in the process of vocational training allows to equip the future teacher with information-communicative skills of organization the learning and cognitive activity for the creative development of their pupils.

Key words: professional competence; informational, organizational, communicative competences, integrated technologies, creative approach to training.

For citation: Temurkaeva D. B. Integrated Technologies of Formation the Information and Communication Skills of the Future Primary School Teacher in Mathematics. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 81-85. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-3-81-85 (In Russian)

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на воспитание профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы в активных формах педагогической деятельности в практико-ориентированной среде образовательного учреждения. Содержание профессиональной готовности студентов педагогического колледжа внешне наблюдается в их действиях, которые включают информационные, организаторские и коммуникативные умения. Организаторская деятельность учителя, в первую очередь, направлена на организацию коллектива посредством включения учащихся во всевозможные виды традиционной и инновационной деятельности, которая способствует формированию информационных и мобилизационных умений, направленных на формирование у учащихся: устойчивой мотивации к учению; потребности в знаниях; приемов научной организации учебной деятельности; творческого отношения к явлениям окружающей действительности; системы методов поощрения и наказания.

В связи с этим учебный процесс педагогического колледжа ориентирован на активное овладение студентами информационно-коммуникативными умениями. Информационно-коммуникативная компетентность студентов педагогического колледжа отслеживается и оценивается в педагогическом мониторинге учебной и практической деятельности обучающихся. Соответственно оцениваются умения получать, обрабатывать и излагать конкретную учебную информацию.

Целью проводимого исследования является раскрытие интегративной сущности профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы в области математики.

Методы. Интегрированная технология как технология третьего поколения, основанная на сочетании личностно-деятельностного и дидактоцентрического подходов, позволяющая обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Результаты и обсуждение Для отслеживания уровней развития информационно-коммуникативных ком-петентностей студентов нами определены критерии сформированности коммуника-

тивных умений будущего учителя к ведению работы в сельской школе: результативный (степень усвоения обучающимся содержания учебной программы, приобретения им опыта коммуникативно-обучающей деятельности в рамках конкретных учебных дисциплин, изменения в эмоционально-ценностных отношениях обучающегося к содержанию учебных предметов и деятельности в соответствующих областях); личностный (профессионально-значимые качества личности преподавателя, коммуникативные умения и навыки); процессуальный (уровень информационно-коммуникативной деятельности в учебно-воспитательном процессе).

Коммуникативные умения проверяются в способности:

- излагать учебный материал на доступном языке с учетом специфики предмета, психофизиологических особенностей и познавательных возможностей учащихся;

- передавать учебно-познавательную информацию по логически верной схеме;

- выразительно, лаконично и доступно формулировать вопрос;

- выполнять оперативную диагностику уровня и характера освоения учебного материала учениками.

Одним из значимых условий формирования перечисленных умений у студентов педагогического колледжа является симбиоз интегрированных форм и методов инновационного и традиционного обучения.

Интегрированная технология является технологией третьего поколения, основанная на сочетании личностно-деятельностного и дидактоцентрического подходов, позволяющая обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

Основными принципами интегрированных технологий обучения считаются: формирование содержания учебной информации на основе использования учебных знаний из смежных предметных областей; построение процесса передачи информации в логической последовательности и чередование инновационных и традиционных форм обучения. Следовательно, логически оптимальным вариантом интеграции инновационных и традиционных форм и методов являются: беседа, объяснение, рассказ, ситуативно-творческие задачи, проблемное, дедуктивное и индуктивное изложение материалов, игра, взаи-

мообучение, исследование изучаемых проблем, индивидуальные задания, самообучающие задания.

Минимальной единицей учебного процесса в интегрированной технологии является блок уроков, в структуре которого условно выделяются постоянная и переменная части.

Особенно ярко образовательная роль интегрированной технологии наблюдается в области учебного предмета «математика».

Уроки математики определяются в основном характером учебного материала и полностью зависят от течения процесса и высоко чувствительны к информации обратной связи.

Обучение математике способствует развитию предметных и метапредметных компетенций обучаемых. Математическое мышление выражено: рациональными качествами мысли (сжатостью, ясностью, точностью, порядком и т. п.); интуицией и воображением в абстрактной сфере; способностью сосредоточиться и вниманием. Помимо развивающего содержания, в изучении математики мы находим много ценного для формирования общекультурных компетенций будущих учителей начальных классов, потому что математическое мышление обладает большим запасом методов и идей, на основе которых осуществляется развитие всех профессионально необходимых качеств общей культуры современного педагога. К таким выводам мы пришли благодаря изучению трудов, которые составили Е. В. Бережнова, И. И. Ильясов [1; 2].

Воспитание профессиональной компетентности в области математики подразумевает развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического видов мышления. Особый акцент нужно делать на развитии словесно-логического мышления будущих учителей начальной школы. Другое название словесно-логического мышления - рассуждающее, для его осуществления используются мыслительные действия классификации, конкретизации, обобщения, абстрагирования, сравнения, синтеза, анализа. Результат мыслительного действия выражается человеком в форме суждения - отрицаний или утверждений чего-либо относительно объектов мышления.

Математика дает условия для того, чтобы развивать воображение, благодаря ко-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

торому учащийся может, воспользовавшись словесным описанием той или иной задачной ситуации, сформировать у себя ее мысленный наглядный образ, без чего просто невозможно разрешение задачи. Как полагает Н. Ф. Талызина, благодаря математике в процессе развития воображения появляются возможности для наблюдения (модели, алгоритмы действий, геометрические фигуры и т. п.), придумывания интересных алгоритмов, обогащения реального, жизненного опыта ученика, оригинальных способов решений задачи и т. д. [3].

Основные формы и методы интегральной технологии организации процесса обучения математике направлены на формирование совокупности ключевых, базовых и специальных компетенций студентов колледжа.

1. Решение проблемных задач формирует в мышлении обучающихся поиск путей выхода из ситуации. Для этого они активно формируют новые знания, основываясь на интуиции, логике, с помощью преподавателя и других студентов. Таким образом, происходит процесс накопления знаний в результате собственной активной деятельности каждого студента.

Суть использования данного принципа состоит в том, что его следует направлять на то, чтобы решать соответствующие специфические дидактические задачи: формирование логического мышления, прогрессивных убеждений, уничтожение неверных стереотипов.

2. Взаимообучение.

При организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики важным является принцип взаимообучения. Данный принцип предполагает активное самообразование в процессе взаимодополнения, корректировки ответов друг друга, в результате чего происходит интенсивный обмен знаниями. Таким образом, обучающиеся учатся приобретать знания друг у друга. В результате у студентов формируются навыки анализа и обобщения изучаемых явлений, фактов, информации; способность учиться на чужих и своих ошибках, умение творчески использовать свои знания; активность в актуализации и развитии своих знаний и умений.

3. Исследование изучаемых проблем.

Учебно-образовательный процесс на занятиях математики носит исследовательский характер и всегда базируется на твор-

ческо-поисковом подходе к элементам анализа и обобщения. Данная форма учебной деятельности студентов способствует активизации учебно-познавательной деятельности.

4. Индивидуальные задания.

В организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов предполагается выбор учебных задач с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Данная форма учебной деятельности выполняет здоровьесберегаю-щую функцию в обучении.

5. Самообучающие задания.

Данный метод актуален для тех студентов, кто проявляет повышенный интерес к математике. Задания такого типа являются активным механизмом самоконтроля и саморегулирования. Студенты могут пополнять и совершенствовать собственные знания и умения посредством консультаций и самостоятельного изучения дополнительной литературы.

6. Творческие задачи.

Данная форма организации учебно-познавательной деятельности ориентирована для творческих студентов и носит исследовательский характер, чтобы они могли участвовать на предметных олимпиадах, викторинах, брейн-рингах, выполнять тесты и т. д. Активная самостоятельная и коллективная деятельность обеспечивается наличием коммуникативно-информационных стимулов. Стимулы, в свою очередь, пробуждают у студентов творческий интерес, который побуждает вести самостоятельные и коллективные поиски нового знания.

7. Игровая деятельность.

Игра является мощным стимулом активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, так как данная форма включает в себя и факторы интереса, состязательности, проблемности, творчества, общения, взаимообучения, самообучения и индивидулизации. Поэтому игровая деятельность признана в педагогике эффективным мотивационным процессом мыслительной активности обучающегося. Грамотно организованные игровые занятия должны иметь «пружинку», обеспечивающую саморазвитие. Любые игры побуждают их участников к коммуникативным и творческим действиям.

Вывод

При условии освоения перечисленных выше и других учебно-познавательных педагогических приемов, будущий учитель

будет вооружен арсеналом информационно-коммуникативных умений организации учебно-познавательной деятельности для творческого развития учащихся. Он может безошибочно активизировать деятельность учащихся, они с радостью будут ходить на уроки, так как предугадать деятельность учителя невозможно.

Все приемы интегрированной технологии направлены на обеспечение психоло-

1. Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. 1996. № 4. С. 14-18.

1. Berezhnova E. V. Formation of methodological culture of teacher. Pedagogika [Pedagogy]. 1996. No. 4. Pp. 14-18. (In Russain)

2. Ilyasov I. I. Struktura processa ucheniya [Structure of the teaching process]. Moscow, MSU Publ., 1986. 200 p. (In Russain)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Темуркаева Дженнет Бадировна, директор, гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: temurkaeva1985@mail.ru

гической комфортности учеников, что позволяет увеличить предметно-содержательную нагрузку их труда.

Таким образом, педагогическая техника рассмотренной в исследовании интегрированной технологии обеспечивает каждому обучающемуся право и возможность продвинуться в информационно-коммуникативной организации предметного обучения настолько глубоко, насколько он хочет и может.

3. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 3-16.

3. Talyzina N. F. Activity approach to the mechanisms of generalization. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2001. No. 3. Pp. 3-16. (In Russain)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Dzhennet B. Temurkaeva, director, Humanitarian and Pedagogical College, Makhachkala, Russia; e-mail: temurkae-va1985@mail.ru

Литература

2. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М. : Изд-во МГУ, 1986. 200 с.

References

Принята в печать 11.07.2019 г.

Received 11.07.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.