Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПОВЫШАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОДДЕРЖКУ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ'

СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПОВЫШАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОДДЕРЖКУ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джовтханова Хадижат Хусейновна

Цель. Изучить способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально значимых проектов. Методы. Анализ научно-методической литературы, законодательства, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обобщение, наблюдение. Результат. В статье изучена способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально значимых проектов. Вывод. В ходе повышения информационной грамотности населения учитель должен стремиться оптимально сочетать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на каждую личность, развивать его мотивацию, познавательные интересы и способности. Но наряду с этим, важно уметь организовывать самостоятельную деятельность пожилых людей, в том числе попыток создания ими социально значимых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY OF INFORMATICS TEACHER TO INCREASE THE INFORMATION LITERACY OF THE POPULATION AND SUPPORT THE SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS

The aim of the article is to study the ability of a computer science teacher to increase information literacy of the population and support socially significant projects. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, legislation, FGOS, generalization, observation. Result. The article explores the ability of a computer science teacher to improve information literacy of the population and support socially significant projects. Conclusion. In the course of increasing the information literacy of the population, the teacher should strive to optimally combine the various types of student activities, focusing on each individual, to develop his motivation, cognitive interests and abilities. But along with this, it is important to be able to organize independent activities of older people, including attempts to create socially significant projects by them.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПОВЫШАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОДДЕРЖКУ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Богатырева Мелианат Халитовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна, Институт искусств, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: melianat@mail.ru

Принята в печать 17.11.2019 г.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-27-32

Способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов

Джовтханова Х. Х.

Чеченский государственный университет, Грозный, Россия; e-mail: Sapna1992@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов. Методы. Анализ научно-методической литературы, законодательства, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обобщение, наблюдение. Результат. В статье изучена способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов. Вывод. В ходе повышения информационной грамотности населения учитель должен стремиться оптимально сочетать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на каждую личность, развивать его мотивацию, познавательные интересы и способности. Но наряду с этим, важно уметь организовывать самостоятельную деятельность пожилых людей, в том числе попыток создания ими социально-значимых проектов.

Ключевые слова: учитель информатики, информационная грамотность населения, социально-значимые проекты, люди пожилого возраста.

Формат цитирования: Джовтханова Х. Х. Способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С.27-32. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-27-32_

Ability of Informatics Teacher to Increase the Information Literacy of the Population and Support the Socially Significant Projects

Khadizhat Kh. Dzhovtkhanova

Chechen State University, Grozny, Russia; e-mail: Sapna1992@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Melianat Kh. Bogatyreva, Ph. D. of Pedagogy, assistant professor, the chair of Decorative and Applied Arts, Institute of Arts, U. D. Aliev Karachai-Cherkess State University, Ka-rachaevsk, Russia; e-mail: melianat@mail.ru

Received 17.11.2019.

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

ABSTRACT. The aim of the article is to study the ability of a computer science teacher to increase information literacy of the population and support socially significant projects. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, legislation, FGOS, generalization, observation. Result. The article explores the ability of a computer science teacher to improve information literacy of the population and support socially significant projects. Conclusion. In the course of increasing the information literacy of the population, the teacher should strive to optimally combine the various types of student activities, focusing on each individual, to develop his motivation, cognitive interests and abilities. But along with this, it is important to be able to organize independent activities of older people, including attempts to create socially significant projects by them.

Keywords: computer science teacher, information literacy of the population, socially significant projects, elderly people.

For citation: Dzhovtkhanova Kh. Kh. Ability of Informatics Teacher to Increase the Information Literacy of the Population and Support Socially Significant Projects. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 27-32. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-4-27-32 (In Russian)

Введение

Одно из требований, предъявляемых к современному учителю - это умение создавать особые психолого-педагогические условия для развития творческих способностей у своих учеников, развивать у учеников стремление к творческому, инновационному восприятию новых знаний, учить их самостоятельно учиться и логически мыслить. Все это относится к учителю информатики, который должен находиться в постоянном креативном поиске, постоянно должен задавать себе вопрос, чему и как учить современных школьников, чтобы они заняли достойное место в обществе, нашли свое любимое дело в будущем.

Профессионализм учителя информатики отражает его профессиональную готовность и систематические самообразование и саморазвитие. Достижение высокой квалификации, сформированность профессиональных компетенций невозможны без самообразовательной деятельности, без стремления быть лучше, быть информированным, любопытным. Любая остановка в профессиональном движении может оказаться большим провалом в знаниях и отставанием от своих коллег, учитывая стремительную глобальную информатизацию.

Целью исследования являлось изучение способности учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов.

Методы - анализ научно-методической литературы, законодательства, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обобщение, наблюдение.

Результаты и обсуждение

Один из девизов учителя - не останавливаться на достигнутом, каждый день

узнавать что-то новое и неизведанное. В большей степени это относится к учителю информатики, так как информатика и информационные коммуникативные технологии стали в общем и высшем образовании самостоятельной предметной областью, несколько отпочковавшись от математики. Не случайно уже более десятков лет вузы готовят бакалавров по разработанным и утвержденным ФГОС Высшего образования (ВО) по направлениям -«Информационные технологии и системы связи», что в практике школы имеет четкое разделение, благодаря чему обучаемые перестали воспринимать информатику как просто разновидность математики, а как отдельный предмет, занявший достойное место в расписании дисциплин. Выпускник, который освоил данное профессиональное направление, программу бакалавриата должен уметь применять свои знания в различных научных и ведомственных организациях, связанных с решением научных и технических задач. Это могут быть научно-исследовательские и вычислительные центры, производственные объединения, а также учитель информатики должен осуществлять техническую поддержку организационной структуры, работая в органах государственной власти. Объектами профессиональной деятельности учителей математики и информатики могут быть также математическая физика, математическое моделирование, численные методы, теория вероятностей и математическая статистика, системный анализ, оптимальное управление и математическая кибернетика и т. д. Наряду с этим, учителя информатики должны быть готовы осуществлять математическое и информационное обеспечение экономической дея-

тельности, применять на практике математические методы и поддерживать программное обеспечение защиты информации. В ходе освоения программы бакалавриата студент должен быть готов и уметь ориентироваться на конкретный вид профессиональной деятельности, исходя из потребностей рынка труда, рынка вакансий. Однако, менее всего, на наш взгляд, отработаны суть и специфика такого вида профессиональной деятельности учителя математики и информатики как -повышение информационной грамотности взрослого населения и осуществление поддержки социально-значимых проектов, хотя данная компетенция указана в разработанных ФГОС ВО. А именно, выпускник должен быть готов не только к работе в научно-исследовательских институтах и организациях, общеобразовательных школах, техникумах и вузах, но и уметь повышать информационную и компьютерную грамотность людей, работать с взрослым населением своей деревни, поселка, города. Тем более, что данная профессиональная компетенция прописана во ФГОС ВО и идет под номером 10 (ПК-10) - выпускник должен обладать способностью к реализации решений, направленных на поддержку социально-значимых проектов, на повышение информационной грамотности взрослого населения, обеспечения людей общедоступностью информационных услуг. Нужно также помнить о том, что высшее образование должно служить государственным целям, обеспечивать и сопровождать правительственные законы, предписания, среди которых Закон о продлении пенсионного возраста, продлении периода трудоспособности граждан третьего возраста, является также насущным и для системы профессиональной подготовки учителей информатики. Данный факт совпадает и с провозглашенной концепцией «образование через всю жизнь», в реализации которой также активное участие принимает система высшего образования. В связи с этим, образовательные организации и учреждения, обучая выпускников для работы со взрослым населением, призваны обеспечить населению общедоступность информационных и компьютерных услуг, повысить их компьютерную грамотность, научить самостоятельно добывать любую информацию, извлекая из нее необходимые знания. Учитель информатики должен быть готов оказать адресную помощь человеку с помощью целого ряда педагогиче-

ских приемов. А в случае необходимости, педагог взрослых учеников должен уметь составлять программу индивидуального развития, учитывая особенности каждого из них в группе.

Однако, то, что более всего может заинтересовать пенсионеров, пришедших на курсы повышения компьютерной грамотности, это овладение способностью пользоваться госуслугами, записываться в электронную очередь в поликлинику, отправлять всевозможные заявления, вопросы, претензии, предложения по улучшению качества жизни. А также оперативно оплачивать квитанции, услуги ЖКХ, пошлины и налоги. Пенсионерам стоит рассказать о том, что делать покупки возможно также с ПК с доставкой на дом, а также общаться с родными, близкими, знакомыми, соседями через интернет. Развивая свои увлечения, пенсионеры могут с помощью ПК находить единомышленников и людей, кто разделяет их интересы и увлечения. Смотреть всевозможные кулинарные, спортивные, культурные мастер-классы пенсионер может также с помощью ПК, овладев основными приемами.

Сегодня в рамках государственной программы информатизации всех общественных, научных сфер предъявляются новые требования не только к учителю информатики и его профессиональной подготовке, но и качественно новые требования к самому предмету «Информатика», так как изменилось место и роль информатики в системе подготовки специалистов и системе повышения компьютерной грамотности населения. Разумеется, дисциплина «Информатика» и наука информатика сегодня являются центрами и средствами внедрения в практику Государственной Президентской программы информатизации. Информатика предоставляет возможность всем желающим овладеть ее основами, применять персональный компьютер в познавательной и социально значимой деятельности, развивает основы логического мышления, впервые вводит человека взрослого поколения в мир современных информационных технологий, дает ему возможность стать равноправным, активным членом не только своего поселка, города, государства, но и всего мирового информационного сообщества. Пенсионеры сегодня могут налаживать контакты с людьми пенсионного возраста других государств, обмениваться информацией, делиться впечатлением от путешествий, ку-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 4. 2019

линарными рецептами, собственным хобби и т. д.

В наши дни владение компьютерной грамотностью, знание ПК - важные составляющие общей грамотности и образованности человека, независимо от его возраста. Владение компьютером сегодня можно сравнить со способностью читать и писать. Все рабочие места в современной среде компьютеризованы, поэтому, пенсионер, претендующий занять вакантное место, должен владеть компьютером на уровне элементарного пользователя. Знание пенсионерами основ работы на компьютере - это не только умение пользоваться интернетом, но и владение огромным количеством информации и необходимых знаний. Всему этому обучают пенсионеров на курсах. Приведем принципы одной из программ С. Ю. Косицына «Основы компьютерной грамотности»: «обучение компьютерной грамотности построено с постепенным увеличением уровня сложности предлагаемого материала. Каждый последующий блок основывается на полученных ранее знаниях и таким образом в процессе изучения нового материала происходит закрепление ранее изученных знаний. Полезная и доступная информация простым языком - таков принцип обучения взрослого населения. Индивидуальный подход к каждому слушателю должен гарантировать качественное усвоение учебной программы» [1, с. 44-49].

Все перечисленные требования, предъявляемые к учителю информатики, не исключают его способность к коммуникации, что, возможно, является основным качеством. Нет коммуникации - нет контакта, нет эффекта от занятий. Чем объясняются трудности коммуникации и общения педагогов информатики с людьми пожилого возраста в процессе повышения их компьютерной грамотности? Сегодня душевное состояние человека, независимо от возрастного периода, статуса, страны, национальности, в большой степени обусловливается качеством и полнотой его общения. Ряд затруднений коммуникации с пожилыми могут быть вызваны физиологическими изменениями, когда человек подвергается различным физиологическим изъянам и с каждым годом все больше и больше. Физическое старение ухудшает самочувствие, у человека снижается самооценка, появляется неуверенность, растет ощущение собственной ненужности. Учителю информатики необходимы такие качества,

как толерантность, уважение к возрасту «учеников», слушателей, где толерантность мы понимаем не просто как терпение, терпимость, а заинтересованность, проявление интереса к занятиям с пожилыми людьми, участливость, надежду и работу на перспективу. Одновременно с данными требованиями для осуществления поставленных задач, учителю важно владеть определенными техниками и технологиями, позволяющими решать поставленные задачи. И, в первую очередь, сам учитель информатики должен быть хорошо оснащен современными компьютерными программами и технологиями.

Готовность учителя информатики к профессиональной деятельности в новой информационно-образовательной среде предполагает:

- владение новыми технологиями просветительской деятельности, увеличение уровня самостоятельной деятельности, способность к самообразованию;

- способность к адаптации полученного образования, ведь современный рынок труда нуждается в специалистах, которые обладают разными междисциплинарными знаниями - психологией старшего возраста, физиологией пенсионного возраста, дидактикой и способами обучения взрослых, умеющих быстро перепрофилироваться на работу с гражданами разного возраста, принимать эффективные способы и методы, а также работать с разными техниками и технологиями.

- повышение у учителя информатики и теоретических, и прикладных знаний в условиях систематического роста наукоемких технологий, их автоматизация и освоение новых методов.

В рамках организации новой деятельности с целью повышения у населения компьютерной грамотности, городу, деревне нужны новые учителя информатики, владеющие глубокими психолого-педагогическими знаниями в области андрагогики, понимающие особенности возраста, особенности усвоения материала людьми преклонного возраста, способные помочь нашим пенсионерам найти себя в реальном мире, занять место на рынке вакансий, почувствовать себя значимыми. Известно, что в работе с таким контингентом важно быть не просто чуткими и внимательными, но и самостоятельными, креативными и уверенными в том, что ты делаешь, быть открытыми ко всему новому,

новым технологиям и стратегиям. Сегодня учителя информатики стали не просто ключевыми фигурами школы, вуза, но и основными фигурами в рамках повышения компьютерной грамотности населения, что неоднократно подчеркивается в новых ФГОС ВО. Требования к современному учителю информатики состоят не просто в «передаче» определенных знаний в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а в том, чтобы научить пенсионеров самостоятельно искать, находить и использовать информацию для своего блага. «Особую роль в профессиональной деятельности современного учителя играют умения проектирования образовательного процесса в новой информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ. Можно без преувеличения сказать, что эти умения являются сейчас ключевыми в обеспечении готовности учителя к работе в новой информационно-образовательной среде. Умение проектировать необходимо учителю для того, чтобы создать психологические, технические и организационные условия по передаче знаний от учителя к ученику, для организации самостоятельной деятельности» [2, с. 44-48].

Современная подготовка учителей информатики, модернизация рынка услуг, оснащение его информационными технологиями, нацелены на повышение качества, достижение новых образовательных результатов в работе с людьми преклонного возраста, задействованность в социально значимых проектах. Достижение поставленных целей возможно в рамках новой образовательной деятельности, которая требует совершенствования традиционных средств и методов, поиска новых организационных форм образовательного процесса людей пенсионного возраста.

Способность будущего учителя информатики к повышению компьютерной грамотности населения и умение поддерживать социально значимые проекты сопровождаются и другими важными качествами личности педагога. Среди них: умение быстро осваивать и овладевать технологиями работы со взрослым населением, знать этот возраст и работать с сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, которые можно использовать в рамках сетевых и онлайн курсов для людей, не способных передвигаться. В работе со взрослым населением очень важно об-

ладать хорошей психологической устойчивостью и работать со слушателями в виртуальной среде, когда учитель не видит своих курсантов, но встречается на последнем этапе завершения какой-либо программы; уметь работать интенсивно, не затягивая время, помня о том, что пожилые люди склонны к быстрой утомляемости и не способны продолжительное время держать внимание. Наравне с этим, современный учитель информатики должен быть высоко организованным человеком, способным заранее подготовить все необходимые элементы занятия, его раздаточный материал, идти строго намеченным планом с проведением всех видов контроля и отчетности по проведенным занятиям. Учитель информатики должен быть готов к повторным занятиям, поскольку идти вперед, но иметь пробелы в знаниях пенсионеров нет смысла, но при этом вести активный обмен информацией через диалог и онлайн коммуникации. Хорошей формой, как раннее было заявлено, является форма твининга. Для обучения пенсионеров на курсах предлагается использовать различные инновационные формы: наравне с уже адаптированными программами и учебными курсами с крупным шрифтом, важно внедрять технологию «твининг», предполагающую совместное обучение за компьютером дедушек и бабушек со своими внуками, где внуки, как «цифрово-компетентные» подростки выступают в роли помощников, знающих тьютеров и «педагогов». Но при этом, не забывать, что привлекая подростков в рамках выполнения домашнего задания пожилыми людьми, важно прежде обучить их элементарным навыкам общения с людьми данного возраста, дидактическим приемам и техникам. Наблюдая за людьми пенсионного возраста, психологи-геронтологи отмечают, что многие из них охотнее работают в группе, чем в одиночестве, индивидуально один на один с педагогом, поэтому важно учителю информатики научиться создавать и использовать технологии и групповые формы обучения.

Вывод

Таким образом, в рамках анализа способности учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов, важно указать и на то, каким учителя информатики видит современный работодатель. Естественно, учи-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

тель информатики, работающий на курсах повышения квалификации со взрослым населением, должен иметь высшее образование. Допускается и среднее профессиональное образование, но, если выпускники подготовлены по направлению «Образование и педагогика» или в области, которая соответствует предмету «Информатика», без определенного стажа работы. Учитель информатики должен иметь представление о важных направлениях развития информатизации, знать законы и нормативные правовые акты, которые регламентируют образовательную деятельность. Учитель безусловно должен знать возрастную педагогику, психологию взрослых, андрагоги-ку, методику преподавания компьютерной грамотности взрослым, имеющую свои особенности и специфику. Приступая к работе, молодой, начинающий учитель информатики должен иметь плановые разработки занятий с пенсионерами-курсантами, иметь под рукой разработан-

1. Косицын С. Ю., Перекрёстова Е. В. Основы компьютерной грамотности: учебный курс для педагогических работников. М. : Изд-во ЗДТДиМ, 2013. 90 с.

1. Kositsyn S. Yu., Perekrestova E. V. Osnovy komp'yuternoj gramotnosti: uchebnyj kurs dlya pedagogicheskih rabotnikov [Fundamentals of computer literacy: a training course for teachers]. Moscow, ZPCChT Publ., 2013. 90 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Джовтханова Хадижат Хусейновна, диспетчер, факультет математики и компьютерных технологий, Чеченский государственный университет, Грозный, Россия; e-mail: Sapna1992@mail.ru

ные программы. Вместе с тем, он должен владеть специфическими приемами обучения взрослого населения и знать их дидактические возможности. Учитель должен уметь создавать специальные психолого-педагогические условия, необходимые для обучения лиц пенсионного возраста, людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, взаимодействуя при этом и с другими специалистами, сотрудниками социальных институтов. В ходе обучения компьютерной грамотности населения, учитель должен стремиться оптимально сочетать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на каждую личность пенсионера, развивать его мотивацию, познавательные интересы и способности. Но наряду с этим, важно уметь организовывать самостоятельную деятельность пожилых людей, в том числе попытки создания ими социально-значимых проектов.

2. Магомедов Р. М., Ниматулаев М. М. Требования, предъявляемые к учителю информатики в новой информационно-образовательной среде // Наука и школа. 2012. № 1. С. 41-42.

2. Magomedov R. M., Nimatulaev M. M. Requirements for a teacher of informatics in a new information and educational environment. Nauka i shkola [Science and school]. No. 1. 2012. Pp. 4448. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Khadizhat Kh. Dzhovtkhanova, manager, faculty of Mathematics and Computer Science, Chechen State University, Grozny, Russia; e-mail: Sapna1992@mail.ru

Литература

References

Принята в печать 25.11.2019 г.

Received 25.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.