Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рыночная экономика / конкуренция / управление качеством / цифровизация экономики / факторы развития системы менеджмента качества / market economy / competition / quality management / digitalization of the economy / factors of development of the quality management system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М М. Хачев, Х Н. Албеков

Любое предприятие, независимо от его масштаба и формы собственности, в условиях рыночной экономики вынуждено постоянно искать пути наращивания конкурентных преимуществ и повышать свою эффективность. Такое положение сопряжено с необходимостью внедрения системы менеджмента качества и, тем самым, совершенствования всех внутренних процессов. Эксперты отмечают, что система менеджмента качества в условиях XX века является одной из наиболее востребованных систем внутрифирменного управления. Безусловно, современное развитие системы менеджмента качества предполагает активное использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий, сетевого взаимодействия стейкхолдеров, их непосредственное участие в деятельности предприятия при построении его ценности и имиджа на рынке. Цифровизация экономики вынуждает совершенствовать принципы, условия и методы управления хозяйствующим субъектом, чтобы создавать и продвигать высококачественные продукты и тем самым увеличивать доходность предприятия.[2,7,12] В последние годы зарубежными и российскими учеными и практиками опубликовано немало интересных научно-практических трудов, посвященных проблемам совершенствования управления качеством в условиях цифровизации экономики. Вместе с тем, ряд теоретических и методологических вопросов определения особенностей системы менеджмента качества и влияния цифровизации на результаты деятельности предприятий нуждаются в дальнейшем исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Any enterprise, regardless of its scale and form of ownership, in a market economy is forced to constantly look for ways to increase competitive advantages and increase its efficiency. This situation is associated with the need to implement a quality management system and, thereby, improve all internal processes. Experts note that the quality management system under the conditions of the 20th century is one of the most demanded systems of in-house management. Of course, the modern development of the quality management system involves the active use of information and communication and digital technologies, network interaction of stakeholders, their direct participation in the activities of the enterprise in building its value and image in the market. The digitalization of the economy forces to improve the principles, conditions and methods of managing an economic entity in order to create and promote high-quality products and thereby increase the profitability of the enterprise. [2,7,12] In recent years, foreign and Russian scientists and practitioners have published many interesting scientific and practical works devoted to the problems of improving quality management in the context of the digitalization of the economy. At the same time, a number of theoretical and methodological issues of determining the features of the quality management system and the impact of digitalization on the performance of enterprises require further research.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

4. Wang Huyao. China avoids escalating trade war with the United States. URL: https://eurasia.expert/kitay-izbegaet-obostreniya-torgovoy-voyny-s-ssha/ (accessed: 08.08.2020)

5. Communist China and the Free World's Future. Michael R. Pompeo, Secretary of State. July 23, 2020. URL: https://www.state.gov/communist-china-and-the-free-worlds-future/ (accessed: 09.08.2020)

6. Denis Bogush. «Seeded» with coronavirus: Ukrainian expert saw a "Russian trace" in the COVID-19 pandemic. URL: https://inosmi.ru/social/20200407/247210007.html (accessed: 09.08.2020)

7. Russian COVID-19 aid to Italy: PR stunt or covert operation? Antoinette Nikolova. EURACTIV Bulgaria. May 7, 2020. URL: https://www.euractiv.com/section/defence-and-security/news/russian-covid-19-aid-to-italy-pr-stunt-or-covert-opera-tion/ (accessed: 10.08.2020)

8. BofA (Bank of America) Global Research. Real quarterly GDP.

9. «Remote work is the future we need to get used to». Russian HR experts on the prospects for remote work. URL:

http://www.chaskor.ru/article/distantsionnaya_rabota_eto_budushchee_k_kotoromu_nado_privykat_40678 (accessed:

11.08.2020)

10. «Heart and Lungs: How a Virus Saved 11,000 Europeans». Improving the environment during the pandemic saved the lives of 11 thousand Europeans (accessed: 12.08.2020)

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10490

М.М. Хачев - доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Информатика и высшая математика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,

M.M. Khachev - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor of the Department of Informatics and Higher Mathematics of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova "; [email protected];

Х.Н. Албеков - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

Kh. H. Albekov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, FSBEI HE FSBEI HE "Chechen State University"; [email protected].

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СИСТЕМЫ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация. Любое предприятие, независимо от его масштаба и формы собственности, в условиях рыночной экономики вынуждено постоянно искать пути наращивания конкурентных преимуществ и повышать свою эффективность. Такое положение сопряжено с необходимостью внедрения системы менеджмента качества и, тем самым, совершенствования всех внутренних процессов.

Эксперты отмечают, что система менеджмента качества в условиях XX века является одной из наиболее востребованных систем внутрифирменного управления.

Безусловно, современное развитие системы менеджмента качества предполагает активное использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий, сетевого взаимодействия стейкхолдеров, их непосредственное участие в деятельности предприятия при построении его ценности и имиджа на рынке. Циф-ровизация экономики вынуждает совершенствовать принципы, условия и методы управления хозяйствующим субъектом, чтобы создавать и продвигать высококачественные продукты и тем самым увеличивать доходность предприятия.[2,7,12]

В последние годы зарубежными и российскими учеными и практиками опубликовано немало интересных научно-практических трудов, посвященных проблемам совершенствования управления качеством в условиях цифровизации экономики.

Вместе с тем, ряд теоретических и методологических вопросов определения особенностей системы менеджмента качества и влияния цифровизации на результаты деятельности предприятий нуждаются в дальнейшем исследовании.

Abstract. Any enterprise, regardless of its scale and form of ownership, in a market economy is forced to constantly look for ways to increase competitive advantages and increase its efficiency. This situation is associated with the need to implement a quality management system and, thereby, improve all internal processes.

Experts note that the quality management system under the conditions of the 20th century is one of the most demanded systems of in-house management.

Of course, the modern development of the quality management system involves the active use of information and communication and digital technologies, network interaction of stakeholders, their direct participation in the activities of the enterprise in building its value and image in the market. The digitalization of the economy forces to improve the principles, conditions and methods of managing an economic entity in order to create and promote high-quality products and thereby increase the profitability of the enterprise. [2,7,12]

In recent years, foreign and Russian scientists and practitioners have published many interesting scientific and practical works devoted to the problems of improving quality management in the context of the digitalization of the economy.

At the same time, a number of theoretical and methodological issues of determining the features of the quality management system and the impact of digitalization on the performance of enterprises require further research.

Ключевые слова: рыночная экономика, конкуренция, управление качеством, цифровизация экономики, факторы развития системы менеджмента качества.

Key words: market economy, competition, quality management, digitalization of the economy, factors of development of the quality management system.

Анализ специальной научной литературы по проблемам развития системы менеджмента качества позволяет говорить о проводимом многоплановом исследовании. Это касается, в т.ч. изучения внутрифирменных характеристик касательно его масштабов, кадрового потенциала, уровня развития технологий и т.д.; параметров внешней среды и т.п. [1,5,10]

Так, например, Институт Mc Kinsey провел масштабное эмпирическое исследование касательно влияния цифровых технологий на развитие хозяйствующих субъектов Российской Федерации. В качестве исходной информационной базы данного исследования выступили материалы ФСГС РФ и научные труды по проблемам циф-ровизации экономики. В числе полученных результатов можно отметить такое экономическое явление - было установлено, что на современном этапе развития в банковской и телекоммуникационной сферах цифровые технологии не только изменили их операционную модель, но уже и позволили повысить эффективность затрат на 40-60% и выявить новые возможности на соответствующих рынках. [2]

На наш взгляд, это естественный процесс, ибо практика внедрения информационных технологий и инноваций в западных странах убедительно показывает эффективность этих новшеств. Причем, что характерно -активизация процессов внедрения технологий, связанных именно с управлением качеством, происходит, в большей степени, под давлением потребителей, нежели конкурентов.

Специалисты Высшей экономической школы также исследовали влияние цифровых технологий на производственно-финансовую деятельность более ста крупных предприятий. Было установлено, что достигнутый эффект от задействования инновационных проектов по применению цифровых технологий, в целом, соответствовал планам компаний и даже превышал их. В числе подобных эффектов респонденты отмечали достигнутое упрощение и ускорение процессов, и повышение качества работы. В числе издержек реализации рассматриваемого продукта назывались отсутствие соответствующего опыта, ошибки при определении сроков завершения проекта, несогласованность подразделений. Можно также добавить, что система российского высшего образования все еще не занимается поиском и подготовкой талантов для экономики знаний, при этом для самого российского общества больше характерно предпочтение стабильности росту.

Особый интерес представляют результаты международного исследования, проводимые институтом «Дейлот» с участием признанных экспертов мирового уровня. В числе приоритетных направлений цифровизации крупных компаний они обозначили:

- укрепление человеческих ресурсов касательно роботизации, искусственного интеллекта, автоматизации;

- когнитивный подбор сотрудников;

- построение цифрового лидерства;

- непрерывное инновационное обучение персонала. [4,9,11]

Речь идет о том, что задействование цифровых технологий с целью совершенствования системы менеджмента качества обеспечить не только повышение качества и доступность продукции (услуг), но и будет сопровождаться ожидаемым ростом прибыли и конкурентоспособности, наращиванием совокупного инновационного потенциала предприятия.

Вместе с тем, надо отметить, что цифровизация предприятий, как и любое новое дело, сопряжено с возможностью возникновения рисков этой деятельности. Они (риски) бывают следующих видов:

- организационные риски;

- кадровые риски;

- технологические риски.

(Еще одной проблемой цифровизации является бурный рост мошенничества в этой области).

Касательно предмета нашего исследования - надо отметить, что цифровизация хозяйствующих субъектов образует поток трансформационных процессов в самой системе менеджмента качества. В частности, это касается взаимоотношений со стейкхолдерами, принципов системы менеджмента качества, процессов анализа и целевых показателей ее результативности и др. Также уместно отметить, что цифровизация системы менеджмента качества предполагает активное задействование ряда принципов - гибкости, инновационности, технологичности и др.

Примечательно, цифровизация изменяет принципы диагностирования результативности системы менеджмента качества в сторону регулярного анализа, постоянного мониторинга всех элементов рассматриваемой системы и т.п., что делает их результаты более обоснованными и доступными, в т.ч. в Интернет-пространстве. В

этих условиях актуализируется значимость репутационных ресурсов (ресурсов отношений), что способствует установлению делового климата, заключению долгосрочных и эффективных контрактов и т.п. [3,6,11]

Понятно, что все это сопряжено с наличием цифровой компетентности, формируемой на непрерывном достижении компетенциями.

Анализ и систематизация различных подходов позволили выделить основные их проявления:

- развитие системы менеджмента качества как части общего организационного совершенства (комплексный подход);

- развитие исследуемой системы как источника потенциала предприятия (управленческий подход);

- развитие системы менеджмента качества как основа улучшения качества товаров и услуг, обслуживания потребителей (маркетинговый подход). [3,8,13]

Бесспорно, что говоря о повышении качества в контексте формирования потребительской привлекательности, нельзя не сказать о необходимости надлежащего обеспечения экономической безопасности, и в первую очередь, кадровой безопасности. Предприятие, чтобы обладать выраженными конкурентными преимуществами, должно строить собственную систему управления качеством на основе совершенствования организационно-личностных характеристик, работающих на создание подобного уникального преимущества.

Цифровизация, процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в предприятиях происходит быстрее, чем в обществе. В соответствии с коэффициентом Бъесота [5], устойчивое развитие любого предприятия возможно лишь в случае, когда скорость реагирования системы защиты предприятия (речь идет о базовых ориентирах) будет больше скорости развития внешней угрозы (в данном случае - скорости цифровизации).

Существует и другая сторона медали - развитие системы менеджмента качества на основе цифровизации сопряжено с большими издержками на приобретение и установку программных средств, на обучение сотрудников по этой теме, на повышение экономической безопасности предприятия. Примечательно, по сведениям специалистов Университета Иннополис, руководители ВТБ, Ростелекома, Роснефти, РЖД, Лукойл и др. крупнейших российских компаний ключевую угрозу свой безопасности видят в бывших сотрудниках (27%), 42% - от хакер-ских группировок и т.д. Все эти компании настроены повышать уровень развития IT-компетенций. Уместно вспомнить старый партийный лозунг - «кадры решают все»...

Отличительной особенностью крупнейших компаний Российской Федерации, таких как Сбербанк, Лукойл и др., является создание собственных корпоративных университетов, в коих используются нестандартные программы ускоренного обучения сотрудников.

Цифровизация очертила рамки развития системы менеджмента качества, ориентировав ее на создание инноваций, позволяющих существенно улучшить качество производимых товаров (услуг), повышение эффективности управления предприятием. В этих условиях компании стали активно использовать краудсорсинг для активного формирования ценности для своего бизнеса. Так, его задействование в системе Сбербанка позволило создать комплекс виртуальных площадок для плодотворного взаимодействия со своим персоналом, партнерами, научным сообществом.

Все это возможно при наличии стратегии развития системы менеджмента качества в цифровой экономике. Структура подобной стратегии, в целом, может состоять из заданной цели и вытекающих из нее задач; плана основных мероприятий стратегии; ожидаемых конечных результатов реализации стратегии.

Реализация стратегии должна обеспечить:

1. Координацию интересов субъектов построения и реализации системы менеджмента качества. Речь идет о том, что согласованность интересов вышеуказанных субъектов формирует ядро предприятия и способствует наращиванию эффективности рассматриваемой системы.

2. Повышение уровня технологичности системы менеджмента качества. Это, в свою очередь, выступает в качестве драйвера роста результативности данной системы и обеспечивает повышение качества роста продукции (услуг). Все это говорит о необходимости автоматизации процессов менеджмента качества, внедрении электронных систем и всего такого, что позволит получить положительный эффект. Речь идет о CRM-системах, ERP-системах, SCM-системах, позволяющих формировать тип бережливого производства.

3. Развитие цифровых компетенций сотрудников компаний. Бесспорно, рост квалификации специалистов компании - ключевой фактор и залог обеспечения цифрового лидерства.

4. Когнитивный подбор специалистов в отдел качества. Такой подход позволяет компаниям существенно сократить транзакционные издержки.

5. Организация постоянного мониторинга уровня развития и результативности системы менеджмента качества. Стремление компании к обеспечению устойчивого развития требует регулярного диагностирования результативности исследуемой системы. В ходе ее проведения оценивается уровень удовлетворенности потребителей; уровень ресурсной обеспеченности; уровень цифровизации системы управления качеством и др.

В заключение можно отметить, что при надлежащей реализации все вышеприведенные рекомендации будут иметь положительный экономический эффект.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом /НПК «Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы». - СПб: Изд-во Политехнического ун-та,2017. - С.19-22

2. Винарик В.А. Мотивирующие факторы и эффекты внедрения системы менеджмента качества: диссерт. канд. экон. наук. - М.,2014. - 168 с.

3. Гончаров Э.Н. Некоторые соображения по поводу идентификации процессов системы менеджмента качества //Стандарты и качество. - 2017. - №9. - С.68-72

4. Егорова Л.А. Причины неэффективности систем менеджмента качества //Стандарты и качество. - 2016. - №12. -С.30-33

5. Левченко Е.В. Влияние цифровизации на развитие системы менеджмента качества компании //Ветник Саратовского ГСЭУ. - 2018. - №4. - С.9-14

6. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

7. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

8. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

9. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

10. Система менеджмента качества организации /Под ред. Вдовина С.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М,2017. - 299 с.

11. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

12. Цифровые организации: тенденции и практики применения в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rerating.ra/infografika/20.html(01.01.2018)

13. Чекмарев В.В. Создание сетевых вариантов экономических структур //Вопросы новой экономики. - 2011. - №1. -С.16-20

14. Яшин Н.С., Попова Л.Ф., Бочарова С.В. Развитие методологии анализа результативности системы менеджмента качества промышленных предприятий //Вестник Саратовского ГСЭУ. - 2016. - №4. - С.51-56

References:

1. Avdeeva I.L. Analysis of the prospects for the development of the digital economy in Russia and abroad / NPK Digital Economy and Industry 4.0: Problems and Prospects. - SPb: Publishing house of the Polytechnic University, 2017. - P.19-22

2. Vinarik V.A. Motivating factors and effects of the implementation of the quality management system: dissertation. Cand. econom. sciences. - M., 2014. - 168 p.

3. Goncharov E.N. Some considerations about the identification of quality management system processes // Standards and quality. - 2017. - No. 9. - S.68-72

4. Egorova L.A. The reasons for the ineffectiveness of quality management systems // Standards and quality. - 2016. - No. 12. - S.30-33

5. Levchenko E.V. The influence of digitalization on the development of the company's quality management system // Vetnik of the Saratov State University of Economics. - 2018. - No. 4. - P.9-14

6. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

7. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

8. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

9. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

10. The quality management system of the organization / Ed. Vdovina S.M. - M .: NITs INFRA-M, 2017. - 299 p.

11. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

12. Digital organizations: trends and practices of application in Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.re-rating.ru/infografika/20.html(01.01.2018)

13. Chekmarev V.V. Creation of network variants of economic structures // Questions of a new economy. - 2011. - No. 1. - p.16-20

14. Yashin N.S., Popova L.F., Bocharova S.V. Development of the methodology for analyzing the effectiveness of the quality management system of industrial enterprises // Bulletin of the Saratov State Economic University. - 2016. - No. 4. - S.51-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.