11. Авдеева И.Л. Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах / И.Л. Авдеева, А.С. Цысов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28 (2). - С. 24-30.
12. Зелинская М.В. Россия на пути к цифровой экономике / М.В. Зелинская, Ж.А. Адамян // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 1 (30). - С. 71-75.
13. Манжосова И.Б. Концептуально-методические аспекты «цифровизации» сельского хозяйства / И.Б. Манжосова // Вестник академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 166-174.
References:
1. Andreev N.S. Unified Information Space of the Russian State: Diss. Cand. in lit. sciences. - M., 2006. - 150 s.
2. Bell D. The coming post-industrial society / Per. from English - M .: Academia, 2004. - 788 p.
3. Barilenko V.I. Business analysis as a tool for ensuring sustainable development of business entities // Accounting. Analysis. Audit - 2014. - No. 1. - S.8-16
4. Grishkina S.N. Information resources in the management of corporate structures of the agro-industrial complex // Bulletin of the Financial University. - 2016. - No. 4. - S.18-26
5. Denisov M.Yu., Dolzhenko A.I., Efimov E.I. Cognitive modeling of evaluating the effectiveness of business rela-tions of an enterprise // Bulletin of the Rostov State Economy. un-that. - 2012. - No. 1. - S.83-90
6. Efimova OV Analysis and assessment of the activities of economic entities of the agro-industrial complex in the field of sustainable development // Economist. - 2013. - P.28-36
7. Ivanov V.A. Methodological foundations of the development of the agricultural sector of the economy // Economic and social changes: facts, trends and forecast. - 2011. - No. 4. - S.34-41
8. Marenkova I.N. Sustainable rural development: theory, methodology, practice. - Voronezh: VGAU, 2011. - 326 p.
9. Reznichenko S.M. Problems of sustainable development of the agricultural sector of the economy: monograph. - Krasnodar: Enlightenment - SOUTH, 2012. - 298 p.
10. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.
11. Avdeeva I.L. Modern analysis and development prospects of digital technologies in industrial economic systems / I.L. Avdeeva, A.S. Tsyssov // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 24-30.
12. Zelinskaya M.V. Russia on the way to the digital economy / M.V. Zelinskaya, J.A. Adamyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 1 (30). - S. 71-75.
13. Manzhosova I.B. Conceptual and methodological aspects of "digitalization" of agriculture / I. B. Manzhosova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 3 (26). - S. 166-174.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10336
А.Б. Жерукова - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент в туризме» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бер-бекова», [email protected],
A.B. Zherukova - Doctor of Economics, Professor, Department of "Economics and Management in Tourism", Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova";
Л.Б. Байсултанова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент в туризме» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», [email protected],
L.B. Baysultanova - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of "Economics and Management in Tourism", Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova";
З.С. Бекалдиева - старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент в туризме» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», [email protected],
Z.S. Bekaldieva - Senior Lecturer, Department of "Economics and Management in Tourism", Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova ".
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА SOME APPROACHES TO DEVELOPING A MODEL FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A REGIONAL
TOURISM AND RECREATION CLUSTER
Аннотация. Особенностью современного этапа развития российской экономики является переживание периода коренной реструктуризации. В рамках данного процесса во всех субъектах Российской Федерации формируется новое видение целей и главных приоритетов регионального развития, видоизменяются действующие и образуются новые территориальные производственные группы и комплексы.
В ряде регионов происходит смена специализации в рамках национального и международного разделения труда. Радикальное изменение роли и возрастающая значимость инновационной составляющей региональ-
ного развития сопряжены с необходимостью разработки новых подходов к оценке значения социальной сферы как нематериального фактора развития региональной экономической системы.
В этих условиях крайне существенно территориальным органам власти и управления разработать научно-обоснованную региональную социально-экономическую политику с учетом возможностей и влияния социальной инфраструктуры на устойчивость развития региона. В качестве одного из наиболее эффективных инструментариев, позволяющих это обеспечить, выступают кластерные технологии.
Кластеризация региональной экономики предполагает рассмотрение территориальной экономики как единого цельного явления, находящегося во взаимосвязи разнонаправленных факторов и процессов, определяемых условиями хозяйствования рассматриваемого региона.
Развитая социальная сфера в рамках кластерных технологий активно способствует обеспечению инновационного характера развития кластеров; формированию социальных условий для развития человеческого ресурса; развитию специализированного рынка труда; созданию объектов, реализующих инфраструктурные функции в рамках кластера.
Все вышеизложенное говорит об актуальности разработки модели инновационного развития социальной сферы, повышения конкурентоспособности региональных экономических кластеров, в нашем случае, регионального туристско-рекреационного кластера.
Abstract. A feature of the current stage of development of the Russian economy is the experience of a period of radical restructuring. As part of this process, a new vision of the goals and main priorities of regional development is being formed in all regions of the Russian Federation, existing production groups and complexes are being modified and new territorial ones are being formed.
In a number of regions, there is a shift in specialization within the national and international division of labor. A radical change in the role and increasing importance of the innovative component of regional development is associated with the need to develop new approaches to assessing the importance of the social sphere as an intangible factor in the development of the regional economic system.
In these conditions, it is extremely important for territorial authorities and management to develop a science-based regional socio-economic policy, taking into account the opportunities and impact of social infrastructure on the sustainability of the region's development. Cluster technologies are one of the most effective tools to ensure this.
Clusterization of the regional economy involves the consideration of the territorial economy as a single integral phenomenon, which is in the relationship of multidirectional factors and processes determined by the economic conditions of the region under consideration.
The developed social sphere within the framework of cluster technologies actively contributes to ensuring the innovative nature of cluster development; creating social conditions for the development of human resources; developing a specialized labor market; creating objects that implement infrastructure functions within the cluster.
All of the above points to the relevance of developing a model for innovative development of the social sphere, increasing the competitiveness of regional economic clusters, in our case, a regional tourism and recreation cluster.
Ключевые слова: региональная социально-экономическая система, социальная сфера, туристско-рекреационный комплекс, кластеризация, инновационная составляющая, конкурентные преимущества, устойчивость инновационного развития.
Keywords: regional socio-economic system, social sphere, tourist and recreational complex, clustering, innovative component, competitive advantages, sustainability of innovative development.
Анализ специальной литературы по проблемам развития региональных экономических кластеров позволяет утверждать, что кластеризация предоставляет широкие возможности концентрирования ресурсов на строго заданных приоритетах развития социальной сферы, снижения издержек кластеров, оптимизации самой деятельности социальной сферы.[1,5,8,13]
В ходе нашего исследования туристско-рекреационного кластера республик Северного Кавказа мы установили, что на механизм формирования предприятий в рассматриваемый комплекс воздействует множество факторов, таких как геополитическая обстановка в регионе; уровень инициативности лидеров отрасли; существенность государственной поддержки.
Надо отметить, что в современной структуре туристско-рекреационных продуктов социальная сфера может проявляться в разнообразных формах.
В первую очередь, как собственный объект, обеспечивающий наполнение туристско-рекреационных услуг определенным содержанием. (Речь идет о наличии национальных парков, заповедников, минеральных лечебных вод, музеев и т.п., что, в данном случае, рассматривается как необходимый и значимый ресурс).
Приходится констатировать, что в депрессивных республиках, номенклатурно входящих в региональный туристско-рекреационный кластер «Курорты Северного Кавказа» практически нет объектов интерактивной инфраструктуры и информационного поля, не говоря уже о необходимости формирования инновационного центра туристско-рекреационного кластера (ТРК).
Отсутствие инновационного центра ТРК крайне негативно сказывается на качестве разрабатываемых в республиках стратегий и тактики продвижения местных туристско-рекреационных продуктов, ибо сами предприятия данного кластера не имеют специалистов в этой области, вследствие чего не способны самостоятельно формировать единую стратегию деятельности.
При создании ядра туристско-рекреационного кластера в республиках Юга России, в первую очередь, необходимо ввести наиболее значимых экономических субъектов - лидеров отрасли, ибо они более способны генерировать новые продукты, новые инвестиционные проекты, привлекать и создавать новые ресурсы и возможности, инициировать осмысление общих задач и проблем в туристско-рекреационной сфере и искать пути их совместного разрешения всеми участниками данного кластера.
Существует множество моделей построения инновационного центра кластера, в т.ч. модель «учебное заведение» (американская модель); модель «Специализированный центр при ассоциации работодателей» (европейская модель); модель «Исследовательская организация» (азиатская модель) и другие. [2,13,14]
Особенностью этих моделей является то, что они формировались с учетом складывающихся обстоятельств и условий, в коих происходила деятельность соответствующего кластера, а также тех задач и проблем, которые стояли перед ним.
Общим для этих моделей является обязательное наличие в них следующих элементов: образовательный, информационный, консалтинговый, исследовательский.
На наш взгляд, наиболее соответствующей формируемого туристско-рекреационного кластера Северокавказского региона является модель «Специализированный центр при ассоциации». Почему мы так утверждаем? Ответ лежит на поверхности:
1. Ряд наиболее важных аналитических и образовательных ресурсов находятся в учреждениях, выступающих элементами других кластеров и отраслей;
2. Практически все предприятия туристско-рекреационной сферы являются представителями малого и среднего бизнеса, вследствие чего они не способны в одиночку решать сложные задачи, стоящие перед кластером.
3. Большинство основных элементов кластера сильно отличается по форме собственности, по уровню организации и подчинению. Это говорит в данном случае о том, что всевозможные контакты со значительной частью элементов возможно осуществлять лишь в рамках ассоциации.
4. То же самое касается и проблем самостоятельного выхода на внешние рынки - это также наиболее эффективно возможно лишь в рамках единого бренда.
Безусловно, что ассоциация разнопрофильных предприятий, реализующих туристско-рекреационные продукты в регионе, более привлекательна для межрегиональных партнеров по данному бизнесу, ибо она имеет несравнимо широкие возможности по согласованию режима задействования туристско-рекреационных объектов; по адаптированию региональной нормативно-правовой базы касательно туристско-рекреационной деятельности; по проблемам согласования объемов государственной поддержки отрасли; по организации и поддержке информационных баз и коммуникаций внутри самого кластера и др. [3,7,10]
Таким образом, можно говорить, что имеется целый комплекс реальных преимуществ совместной деятельности в рамках кластера - это и формирование нормативно-правовых условий деятельности ТРК, и брендо-вая политика, и организация структур, обеспечивающих коллективный диалог и согласованность...
Как вытекает из вышеизложенного, организационная модель взаимодействия социальной сферы с рассматриваемым региональным туристско-рекреационным кластером строится на взаимодействии 3 основных элементов:
- ассоциация;
- органы власти и управления;
- инновационное ядро.
Ассоциацию и инновационное ядро мы рассматриваем в качестве ключевых элементов оргмодели взаимодействия социальной сферы с туристско-рекреационным кластером, ибо они способствуют поиску оптимальных форм взаимовыгодного сотрудничества между общественным и частным сектором внутри кластера.
Третий элемент - органы власти и управления - имеет довольно широкий арсенал разнообразных методов воздействия, начиная от административных и финансовых рычагов касательно региональной инфраструктуры, находящейся в публичной собственности, до индикативных методов управления воздействия на элементы кластера. [3,6,12]
Правда, касательно индикативных методов управления надо говорить, что они опосредованы, т.к. управление осуществляется предприятиями, которые не подведомственны органам власти, что крайне затруднено в этом случае.
Вот именно здесь в качестве связующего звена и основного инструмента развития кластера для органов власти и управления выступает социальная сфера, посредством управления коей реализуются основные мероприятия по стратегическому управлению кластерным развитием. [4,5,11]
В ходе исследования мы ознакомились с региональными программами развития туризма и рекреационной сферы Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Республики Северная Осетия-Алания.
Надо отметить (и это сразу бросается в глаза), что все региональные программы этих субъектов Юга России крайне слабо ориентированы на учет возможностей социальной сферы в развитии туристско-рекреационного кластера и с точки зрения методов управления они имеют чисто административный характер.
Такое положение, однозначно, на наш взгляд, не позволит обеспечить координацию региональной кластерной программы с комплексом других задач территориального развития, сформировать инновационный центр кластера и адаптировать деятельность объектов региональной инфраструктуры к интересам ТРК, ибо всего этого нет в программах, а есть лишь декларирование отдельных целей развития данного комплекса в контексте общереспубликанских задач.
Что характерно, большая часть объектов ТРК республик региона, составляющих основу конкурентоспособных туристско-рекреационных продуктов, все еще находится в государственной и муниципальной собственности. Бесспорно, такое положение затрудняет их надлежащее использование, так как нет соответствующих условий для развития бизнес-окружения, предоставляющего весь комплекс туристско-рекреационных услуг, на прилегающей к этим объектам территории.
Такую ситуацию нужно в корне менять, ибо в соответствии с целями устойчивого развития депрессивных республик организация межкластерного взаимодействия имеет особое значение в виду предоставления больших возможностей совместного задействования кластерной инфраструктуры в интересах всех кластеров.
В регионе целесообразно создать межреспубликанский центр координации и обеспечения коммуникаций хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера.
Региональная кластерная политика должна обеспечить надлежащее использование механизмов саморегуляции и координации функционирования всех элементов кластера. Это имеет очень важное значение для ту-ристско-рекреационного комплекса, где все хозяйствующие субъекты, входящие в ядро кластера, и соответствующая инфраструктура (размещение, транспорт, питание, досуг и др.) представлены малым и средним бизнесом. Известно, что малые предприятия, как правило, не имеют возможностей заниматься консалтингом, продвижением продукции на международные рынки, подготавливать специалистов, оказывать инновационные, информационные и иные услуги.
Однозначно, все это требует незамедлительной переоценки роли и места объектов социальной инфраструктуры в обеспечении устойчивости развития туристско-рекреационного кластера региона. В целом, можно утверждать, что социальная сфера и социальная инфраструктура имеют необходимый потенциал для развития ТРК - дело за формированием эффективной региональной кластерной политики. При этом разработчикам данной программы надо помнить, что характер конечного продукта и особенности организации взаимодействия внутри кластера (касательно уровня концентрации в ядре, степени взаимодействия на разных стадиях производства и на соответствующих рынках и т.д.) определяют выбор факторов социальной сферы, воздействующих на кластер и определяющих его конкурентоспособность.
В качестве основного направления региональной кластерной политики развития ТРК должны стать усилия республиканских и муниципальных органов власти по обеспечению полноценными туристско-рекреационными продуктами на основе координации сотрудничества государственных и предпринимательских структур.
Таким образом, в условиях возрастающей конкуренции в качестве приоритетного направления развития ТРК, призванного обеспечить устойчивую конкурентоспособность кластера, мы рассматриваем формирование инновационного центра кластера. Его создание позволит преобразовать социально-экономическую сферу развития региональной социо-эколого-экономической системы посредством задействования прорывных технологий, наращивать конкурентные преимущества ТРК, развивать его инновационный потенциал и инновационную культуру.
Источники:
1. Александровский С.В. Выбор устойчивой формы стратегического альянса в инновационном процессе //Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №48(255). - С.8-15
2. Виханский О.С. К вопросу о смене парадигмы управления бизнесом //Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. - 2009. - С.5-24
3. Владимирова О.Н. Методологические подходы к оценке инновационной восприимчивости региона //Экономический анализ: теорияи практика. - 2011. - №33(240). - С.10-18
4. Журавлева Г.П. Инновации - основной фактор формирования модели новой экономики //Экономика и управление. - 2007. - №6(32). - С.30-33
5. Лебединская Ю.С. Организационный механизм использования возможностей социальной сферы для развития туристического кластера //Экономические науки. - 2014. - №4. - С.41-45
6. Леонтьев В.Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции //Проблемы прогнозирования. - 2001. - №1. - С.136-148
7. Мамонов В.И. Системный подход к развитию региональной инновационной деятельности //Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №6. - С.19-26
8. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16
9. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0
10. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167
11. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. -№8. - С.73-75
12. Никулина О.В. Реализация экономических интересов участников инновационного процесса //Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №20. - С.29-40
13. Садков В.О. Модели социального партнерства в регионах России //Общество и экономика. - 2007. - №4. - С.124-132
14. Таран О.Л. Индикативная оценка социально-экономического состояния и развития региональной экономики: Монография. - М.: Тьютор,2007. - 322 с.
References:
1. Alexandrovsky S. V. Choosing a sustainable form of strategic Alliance in the innovation process // Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 48(255). - P. 8-15
2. Lebedinskaya Yu. S. Organizational mechanism for using the opportunities of the social sphere for the development of the tourist cluster. //Economic Sciences. - 2014. - No. 4. - P. 41-45
3. Leontiev V. F. the Role of innovative technologies in ensuring the quality and competitiveness of products. //Problems of forecasting. - 2001. - No. 1. - Pp. 136-148
4. Mamonov V. I. System approach to the development of regional innovation activity / / Management in Russia and abroad. -2010. - No. 6. - P. 19-26
5. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
6. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0
7. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research //Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167
8. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75
9. Nikulina O. V. Realization of economic interests of participants in the innovation process / / Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 20. - P. 29-40
10. Sadkov V. O. Models of social partnership in the regions of Russia / / Society and economy. - 2007. - No. 4. - Pp. 124-132
11. Taran O. L. Indicative assessment of the socio-economic state and development of the regional economy: Monograph. -Moscow: Tutor,2007. - 322 p.
12. Vikhansky O. S. To the question about changing the paradigm of business management //Vestnik of Moscow University. The series 24. Management. - 2009. - P. 5-24
13. Vladimirova O. N. Methodological approaches to assessing the region's innovation susceptibility / / Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 33 (240). - P. 10-18
14. Zhuravleva G. P. Innovations - the main factor in the formation of a new economy model / / Economics and management. -2007. - No. 6 (32). - P. 30-33
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10337
Н.М. Ильичёва - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected],
N.M. Hicheva - Candidate of Science (Economics), Docent, Associate Professor, Department of Economics of enterprises and organizations, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod;
М.В. Кислинская - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected],
M.V. Kislinskaya - Candidate of Science (Economics), Docent, Associate Professor, Department of Economics of enterprises and organizations, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА MODELING MANAGEMENT AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы значимости малого предпринимательства для экономики страны и региона. Общемировые тенденции в области глобализации, цифровизации и действие пандемии накладывают свои ограничения и условия на развитие малого и среднего предпринимательства. В статье авторы проанализировали его состояние и меры государственной и муниципальной поддержки на примере Нижегородской области. Авторами был сделан вывод об их своевременности и масштабности, о том, что эксперимент по шоковому тестированию сформированности цифровой экономики в России в условиях пандемии проходит достаточно успешно. Многие представители малого и среднего бизнеса успешно освоили ведение электронного бизнеса, кризисные явления послужили толчком для развития инновационного электронного предпринимательства. Кроме того, в статье было приведено описание модели выбора управления малым предприятием, которая сможет помочь предпринимателям вести свой бизнес более устойчиво и эффективно.
Abstract. Issues of the importance of small business for the economy of the country and region are addressed in this article. Trends of globalization, digitalization and the impact of the pandemic impose their limitations and conditions on the development of small and medium-sized enterprises. In this article, the authors analyzed their condition and