3. Information from the Ministry of Natural Resources of Russia "On current issues of the implementation of the expanded responsibility of producers, importers of goods. Access from the consultant Plus legal system.
4. The official website of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation. [Electronic resource]
URL:
http://www.mnr.gov.ru/press/news/minprirody_rossii_razrabotaet_kontseptsiyu_sovershenstvovaniya_mekhanizma_rasshirennoy_ot vetstvennos/.
5. The official website of the Chamber of Commerce and Industry of Russia. [Electronic resource] URL: https://tpprf.ru/en/interaction/committee/komust/meetings/eksperty-tpp-rf-otsenili-otvetstvennost-proizvoditeley-i-importerov-za-utilizatsiyu-otkhodov/.
А.В. Олисаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагу-рова»,
A.V. Olisaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Taxation, North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurova;
Л.Р. Эльбиева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
L.R. Elbieva - Assistant, Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".
ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ FEATURES AND ADVANTAGES OF THE CLUSTER APPROACH IN THE TOURISM AND RECREATION SPHERE
Аннотация. Глобализация и объективная необходимость интегрирования Российской Федерации в мировое экономическое пространство настоятельно потребовали осуществить резкий рост конкурентоспособности во всех отраслях экономики национального хозяйства.
У государства появились новые приоритеты в области научно-технического развития, инновации и модернизации отраслей и т.п., что, в свою очередь, потребовало разработки новых механизмов и инструментов регулирования экономических отношений, в т.ч. в туристско-рекреационной сфере (ТРС).
В последнее время сформировался новый взгляд на построение туристско-рекреационной политики, появилась потребность в создании новых институтов выстраивания хозяйственных взаимосвязей на принципиально иной платформе.
Вместе с тем, мы видим, что на практике применяемые в настоящее время в рамках программы развития ТРС механизмы управления данной сферой, в основном, направлены на решение множества частных локальных проблем и оказываются неэффективными, а экономическое положение туристско-рекреационных предприятий остается в лучшем случае низкорентабельным.
Одним из решений задач повышения конкурентоспособности российского туристско-рекреационного комплекса (ТРК) является широкое задействование кластерного подхода.
В развитых странах задействование кластерных технологий позволило создать ощутимый синергетиче-ский и мультипликативный эффекты и стало толчком наращивания темпов экономического роста. Однако, приходится констатировать, что российские кластерные системы в ТРК все еще не в состоянии реализовать свои преимущества, что не смогло положительно отразиться на повышении конкурентоспособности предприятий данной сферы.
Все это и стало причиной выбора проблем развития ТРК в качестве объекта нашего исследования.
Annotation. Globalization and the objective need to integrate the Russian Federation into the world economic space urgently required a sharp increase in competitiveness in all sectors of the national economy.
The state has new priorities in the field of scientific and technological development, innovation and modernization of industries, etc., which, in turn, required the development of new mechanisms and tools for regulating economic relations, including in the tourist and recreational sphere (TRS).
Recently, a new view has been formed on the construction of tourist and recreational policies; there is a need to create new institutions for building economic relations on a fundamentally different platform.
At the same time, we see that in practice the mechanisms for managing this sphere currently used in the framework of the TPC development program are mainly aimed at solving many local private problems and are ineffective, and the economic situation of tourist and recreational enterprises remains at best unprofitable .
One of the solutions to improving the competitiveness of the Russian tourist and recreational complex (TRC) is the widespread involvement of the cluster approach.
In developed countries, the use of cluster technologies has created tangible synergetic and multiplier effects and has become an impetus for increasing the rate of economic growth. However, we have to admit that the Russian cluster systems in the fuel and energy complex are still not able to realize their advantages, which could not positively affect the increase in the competitiveness of enterprises in this sphere.
All this has become the reason for choosing the problems of development of fuel dispensers as an object of our
study.
Ключевые слова: глобализация, мировое экономическое пространство, конкуренция, туристско-рекреационный комплекс, конкуренция, кластерный подход.
Keywords: globalization, world economic space, competition, tourism and recreation complex, competition, cluster approach.
Анализ специальной литературы по проблемам использования кластерного подхода позволил нам рассмотреть основные современные подходы к пониманию сущности территориального развития. В соответствии с конвенцией международной организации труда «всякая политика должна, в первую очередь, быть направлена на обеспечение благосостояния и развития населения, а также на поощрение его стремиться к социальному прогрессу». [11]
Можно также отметить, что этих позиций придерживается и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», принятая в 2008 г.
Надо сказать, что само понятие «развитие территории» показывает всю многоаспектность взаимодействия человека и общества с окружающей средой - природой. Стремительный переход к постиндустриальному обществу, глобализация и интегрирование всех сторон жизни человечества потребовали глубоких переосмыслений фундаментальных основ научного познания о взаимоотношении человечества и природы.
В числе наиболее адекватных методов управления в постиндустриальном обществе, позволяющих исследовать регион в комплексе и взаимосвязи, выступает кластерный подход управления территорией, ибо он предоставляет ряд возможностей, в т.ч.:
- анализировать весь комплекс взаимосвязей исследуемого объекта (инфраструктуру, сбыт, потребление и т.п.);
- проводить сравнительный анализ разных регионов определять их конкурентные преимущества и слабые стороны, оценивать эффективность конечных результатов кластеризации;
- именно использование кластеров позволяет рассматривать социальную сферу одновременно в качестве цели, инфраструктуры и ресурса развития. [2,3,6]
Анализ специальной литературы показывает наличие более 40 определений понятия «кластер».
Разный подход к формированию данной дефиниции понятен, ибо речь касается прикладного понятия, всегда имеющего конкретную конфигурацию в обособленных географических и социально-экономических условиях.
Обобщение множества подходов к рассматриваемому понятию позволяет нам под кластерами понимать систему коммуникаций между группами предприятий, производящих однотипную (схожую) продукцию, позволяющую участникам формировать и наращивать свои конкурентные преимущества.
Касательно объекта нашего исследования - социальной инфраструктуры (составной частью которой выступает ТРК), то ее значимость в процессах формирования конкурентоспособности территорий и сокращения производственных издержек была аргументировано изложена в работе [5]. Автор этой работы - Колосов-ский Н.К. - одним из первых обосновал экономическую целесообразность концентрации инфраструктуры вторым эшелоном за концентрацией производства. При этом данным автором обоснована необходимость выдвижения на первый план именно воспроизводства социальной жизни (население, культура, окружающая среда и т.п.) и развитие системы расселения. Более того, автор предлагает проводить комплексное исследование в разрезе отдельных социальных групп, с учетом их особых функций, интересов и т.д. [5]
Можно заметить, что рассматриваемый подход гораздо шире экономического, ибо он требует также учета культурных, образовательных, медицинских, социально-психологических, политических и других аспектов жизни регионального социума. Здесь впервые появляется возможность не только вести речь о снижении издержек при концентрации специализированной инфраструктуры, но и выявлять возможности и приоритеты инновационно-технологического прорыва, которые формируются в ходе создания соответствующей социальной среды.
Кластеризация позволяет аккумулировать все преимущества территории и сформировать сбалансированное воздействие на них, что должно стать основой обеспечения конкурентоспособного развития самой территории.
В числе основных элементов задействования экономических кластеров в регионе можно отметить возможность объективной оценки регионального развития на основе анализа конкурентоспособности совокупности экономических кластеров данной территории; возможность активного использования индикативных методов воздействия на кластеры и, в первую очередь, посредством развития инфраструктуры кластера и формирования организационно-правовых условий его деятельности; наличие широких возможностей стимулирования и поддержки коммуникаций между хозяйствующими субъектами и элементами инфраструктуры кластера и др. [1,4,12,16]
Опыт кластеризации в республиках СКФО наглядно показывает, что направление инвестиций не в какую-то отрасль, а в развитие инфраструктуры республиканских кластеров позволяет наиболее эффективно осуществить комплексное развитие территории, что, в принципе, и соответствует основному содержанию современной региональной социо-эколого-экономической политики. [7,8,13]
В республиках СКФО существуют по несколько кластеров - агропромышленный, туристско-рекреационный, промышленный и иные. Однако, скорее всего из-за недопонимания значимости и роли, в республиках не наблюдается трансформация подобных микрокластеров в кластеры (хотя бы среднего уровня). [10,14,15]
Нам представляется, что такое положение должно вызвать серьезную озабоченность у региональных и муниципальных органов власти. Ведь опыт продвинутых стран убедительно показывает, что совокупность региональных кластерных структур есть наиболее устойчивый сегмент региональной социо-эколого-экономической системы, так как она несет в себе стабильность и причинно-обусловленные связи и коммуникации, образующиеся в кластере.
Естественность формирования деловых связей между хозяйствующими субъектами в рамках горизонтального (между элементами кластера) и вертикального (в рамках производственных технологических цепочек - от сырья до конечного продукта), возможность незамедлительного доступа и совместного пользования производственной и социальной инфраструктуры и т.п. позволяют обеспечить максимальную производительность труда при одновременном сокращении себестоимости.
Касательно непосредственного объекта нашего исследования - туристско-рекреационной сферы -можно сказать, что в сегодняшних реалиях ТРК во всех республиках Северного Кавказа представлен множеством обособленных друг от друга предприятиями, организациями, учреждениями, в частности, туроператоров и турагентов; транспортных компаний; предприятий общепита; гостиниц; санаториев; организации досуга и т.п.
Попытки формального объединения большого числа предприятий ТРК в региональный туристско-рекреационный кластер обособленных республик Северного Кавказа не позволили им нарастить свои конечные показатели в виде конкурентоспособности, продуктивности, эффективности, а значит, и доходности от операционной деятельности. И это естественно, ибо подобные синергетические эффекты кластеризации зиждятся на феномене деловой связанности участников кластерных образований и более высокой инновативной способности.
При умелой мобилизации в республиках различных отраслей (АПК, транспорт, досуг и т.д.) они способны дать значимый толчок для устойчивого развития ТРК. Особенно привлекательным является сельское хозяйство и АПК. Ведь свежие высококачественные экологически чистые сельхозпродукты есть составная часть здорового образа жизни. Вследствие этого, нам представляется, что аграрный сектор в республиках способен дать не только качественные продукты, но и предоставить рекреантам дополнительные выгоды.. .[8,10]
Необходимо в республиках, особенно, в горных районах, развивать транспортно-логистическую отрасль, что мобилизует транспортную сеть и подвижной транспорт. Это, в свою очередь, сделает доступными для туристов и рекреантов многие привлекательные туристско-рекреационные объекты, повысить мобильность и комфорт потребителей этих услуг.
Но пока приходится констатировать, что туристско-рекреационный кластер нельзя рассматривать в качестве объекта, приносящего самостоятельно весомый вклад в ВРП региона. Вместе с тем, проведенный нами анализ позволяет утверждать, что надлежащее задействование туристско-рекреационного кластера способно качественно изменить сложившуюся ситуацию в республиках, повысить значимость ТРК для всего Северокавказского региона. Так же немаловажно и то, что подобное развитие ТРК позволит ему претендовать на несравнимо более существенную господдержку при реализации государственной региональной социо -эколого-экономической политики.
Во всех республиках Северного Кавказа разработаны соответствующие программы развития ТРК. Как правило, они типовые и по существу мало чем отличаются друг от друга. Анализ этих программ позволил выделить ряд серьезных недостатков и упущений. Так, например, в них нет мероприятий по стимулированию создания комплексных туристско-рекреационных продуктов; формированию инновационных и информационных баз данных и др.
В программах довольно упрощенный подход к рассмотрению сущности социальной сферы республик -лишь с позиций инфраструктуры оказания соответствующих услуг. Причем, упор делается только на сугубо административные методы координации и инновационного сопровождения процессов формирования и развития туристско-рекреационной системы.
Все перечисленное заставляет нас говорить об отсутствии цельного представления о стратегии развития как ТРК, так и самого документа, предназначенного определить в долгосрочной перспективе развитие отрасли. Вместе с тем, ход событий и многочисленные банкротства предприятий ТРК показал, что попытки имитации кластерного управления, взятые из других отраслей, не только не адаптированы к особенностям бизнеса в данной сфере, но и способны формировать ложные впечатления о якобы наличии определенных возможностей администрирования отрасли исключительно посредством органов госуправления.
Более того, в 2018-2019 гг. в республиках столкнулись с рядом новых проблем, вызванных неравномерностью развития отдельных элементов инфраструктуры, запланированных для формирования туристско-рекреационного кластера.
Все вышеизложенное, безусловно, подтверждает, что кластерный подход всегда в качестве объекта управления рассматривает не отрасль, а кластер, включая социальную сферу как в состав условий, обеспечивающих формирование конкурентных преимуществ (инструмент политики), так и в структуру самих экономических кластеров (элемент кластера).
Источники:
1. Андреев А.В., Борисова Л.М. Основы региональной экономики. - М.: КНОРУС,2007. - 326 с.
2. Безирова З.Х., Мисаков В.С. Анализсоцио-эколого-экономического развития дотационного региона //Экономические науки. - 2011. - № 85. - С. 131-135.
3. Боуш Г.Д. Базовые состояния кластеров предприятий, обусловливающие направления их развития //Вестник Омского университета. - 2011. - №2. - С. 219-225
4. Воронин А.Г. Искусство управления населенной территорией. - М.: Финансы и статистика,2014. - 157 с.
5. Колосовский И.Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль,1969. - 427 с.
6. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/803211/
7. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. -
С. 47.
8. Мисаков В.С., Дикинов А.Х., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Касаева Т.В., Сабанчиев А.Х., Мисаков А.В., Ди-кинова А.А. Некоторые подходы к обеспечению сбалансированного развития субъектов СКФО /Под научной редакцией Мисакова В.С.- Нальчик, 2016.
9. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.
10. Мисаков В.С., Шахмурзов З.М., Ивазов А.Х. Составляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК //Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 283-285.
11. МОТ Конвенция 117. Конвенция об основных целях и нормах социальной политики. Том 2. - М.: Международное бюро труда,1991. - С.1
12. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.
13. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса //Terra Eco-nomicus. 2012. - Т. 10. - № 1-3. - С. 137-141.
14. Шихабахов Т.А., Акежев А., Канихов А.С., Мисаков В.С. Формированиестратегиикакфактораповышениякон-курентоспособностипредприятия //Экономические науки. 2012. № 86. С. 157-161.
15. Экспертная оценка туристических потоков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proreklama.com/news/researches/24865
16. Misakov V.F., Baiduyev I.Z., Gendugov S.Z. Functionally-value analysis as a method of system research //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2009. - № 2 (22). - С. 167-172.
Sources:
1. Andreev A.V., Borisova L.M. Fundamentals of the regional economy. - M.: KNORUS, 2007. - 326 p.
2. BezirovaZ.Kh., Misakov V.S. Analysis of the socio-ecological and economic development of the subsidized region // Economic Sciences. - 2011. - No. 85. - S. 131-135.
3. Boush G. D. Basic conditions of enterprise clusters, determining the direction of their development // Bulletin of the Omsk University. - 2011. - No. 2. - S. 219-225
4. Voronin A.G. The art of managing populated territory. - M.: Finance and Statistics, 2014. - 157 p.
5. Kolosovsky I.N. Theory of economic zoning. - M.: Thought, 1969. - 427 p.
6. Markov L.S. Economic clusters: concepts and characteristics. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.pandia.ru/803211/
7. Misakov V.S. The development of financial analysis at the investment stage // Statistics. - 2002. - No. 2. - S. 47.
8. Misakov V.S., DikinovA.Kh., Kuyantsev I.A., Kazancheva H.K., Kasaeva T.V., SabanchievA.Kh., Misakov A.V., Dikinova A.A. Some approaches to ensuring the balanced development of subjects of the North-Caucasian Federal District / Under the scientific editorship of Misakov V.S.- Nalchik, 2016.
9. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.
10. Misakov V.S., Shakhmurzov Z.M., IvazovA.Kh. Components and specifics of the potential of processing enterprises of the regional agro-industrial complex // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 283-285.
11. ILO Convention 117. Convention on the Basic Purposes and Standards of Social Policy. Volume 2. - M.: International Labor Office, 1991. - C.1
12. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.
13. Chikatueva L.A., TotorkulovSh.M., Misakov V.S.System analysis of forecast estimates of performance indicators of small businesses // Terra Economicus. 2012. - T. 10. - No. 1-3. - S. 137-141.
14. Shihabakhov T.A., Akezhev A., Kanikhov A.S., Misakov V.S. Formation of a strategy as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise // Economic Sciences. 2012. No. 86. S. 157-161.
15. Expert assessment of tourist flows. - [Electronic resource]. - Access Mode: http://www.proreklama.com/news/researches/24865
16. Misakov V.F., Baiduyev I.Z., Gendugov S.Z. Functionally-value analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2009. - No. 2 (22). - S. 167-172.
О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,
O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
О.А. Серова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,
0.A. Serova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
И.В. Кондрашова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,
1.V. Kondrashova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКИХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ УЧАСТНИКОВ ВЭД SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF TRANSPORT AND WAREHOUSE SYSTEMS OF ENTERPRISES OF PARTICIPANTS
OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
Аннотация. Характерной чертой XXI в. являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортно-складской системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. На современном этапе хозяйствования логистические посредники могут органически сочетать закупки и реализацию товаров с обеспечением их физического движения, складирования и перевозок. При этом, необходимо особое внимание уделять транспортным факторам, которые оказывают существенное влияние на размещение складских помещений. Однако до сих пор функции транспортно-складского обслуживания занимали второстепенное место в деятельности логистических посредников.
Annotation. A characteristic feature of the XXI century. are the processes of globalization of the world community. With regard to transport, this means that from now on all the advantages and disadvantages of the transport and storage system of a country have not only internal but also external manifestations. Today, the tasks of increasing the volume of transportation, increasing the economic efficiency of numerous domestic freight and passenger carriers and freight forwarders are more urgent than ever. At the present stage of business logistics intermediaries can organically combine the purchase and sale of goods with ensuring their physical movement, storage and transportation. At the same time, it is necessary to pay special attention to transport factors that have a significant impact on the placement of warehouses. However, until now, the functions of transport and warehouse services occupied a secondary place in the activities of logistics intermediaries.
Ключевые слова: транспортно-складская система, хранение, СВХ, АО «Таском», таможенный контроль
Keyword: transport and warehouse system, storage, SVH, JSC "Tascom", customs control
Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортно-складской сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок и хранения, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики.[1]
Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта - в любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги, включающее такие показатели, как скорость, регулярность, сохранность, надежность, прямо или косвенно воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.[2]