Научная статья на тему 'Модель организации кадрового потенциала экономических консорциумов на базе региональных кластеров'

Модель организации кадрового потенциала экономических консорциумов на базе региональных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНСОРЦИУМ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ECONOMIC CONSORTIUM / PERSONNEL POTENTIAL / REGIONAL CLUSTER / MODEL / STRUCTURE / INNOVATIVE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габоян А.Г.

Современные императивы информатизации и инноватизации определяют принципиально новые требования к организации кадрового потенциала драйверов социально-экономического развития территорий макрорегионов инновационно ориентированных экономических консорциумов, формируемых на базе успешных кластерных образований. В числе этих требований, прежде всего, наличие креативных, инновационных и лидерских качеств работников кластерных структур, которые позволяют им внедрять и успешно реализовывать инновации не только в производстве, но и в управлении. С этих методологических позиций в статье проводится анализ инновационного и кадрового потенциала моделируемого консорциума, результаты диагностики которого свидетельствуют о реально существующей в регионах СКФО возможности создания экономического консорциума инновационного профиля, в состав которого войдут регионы, занимающие лидирующие позиции по ключевым социально-экономическим и трудовым показателям. Автором на примере промышленной сферы региона предложена структурная схема механизма формирования стратегических консорциумов инновационной направленности, разработана модель его структуры и осуществлено (по результатам диагностики) распределение регионов СКФО по сферам моделируемого межрегионального инновационного консорциума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model for organizing the personnel potential of economic consortia based on regional clusters

Modern imperatives of Informatization and innovation define fundamentally new requirements for the organization of human resources drivers of socio-economic development of the territories of macro regions-innovationoriented economic consortia formed on the basis of successful cluster formations. Among these requirements, first of all, the presence of creative, innovative and leadership qualities of employees of cluster structures that allow them to implement and successfully implement innovations not only in production but also in management. With these methodological perspectives in the article the analysis of innovative and human potential of the modelling consortium, the diagnostic results which indicate actually existing in the North Caucasus Federal district regions the possibility of creating economic consortium, an innovative profile, which will include regions, occupying leading positions on key socio-economic and labour indicators. The author studies the industrial sector of the region proposed the structural scheme of the mechanism of the formation of consortia, strategic innovative orientation, the model of its structure and implemented (based on diagnosis), the distribution of regions of North Caucasus Federal district in the spheres of the simulated interregional innovation consortium.

Текст научной работы на тему «Модель организации кадрового потенциала экономических консорциумов на базе региональных кластеров»

10. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда // Бухгалтерский учет. - 1986. - № 12. - С. 0.

11. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы: Монография. - Нальчик: Эл-Фа, 1996. - 340 с.

12. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

13. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками // Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-2. - С. 28-32.

14. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 5 (55). - С. 115120.

15. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - № 3 (71). - С. 143-148.

16. Пути и резервы повышения социально-экономической эффективности НТП / Под ред. Виленского М.А. -М.: ИЭ РАН,1992. - 216 с.

17. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. - М.: эко-номика,1984. - 186 с.

Sources:

1. Alaev E.B. In search of a reasonable regional policy // Federalism. - 2002. - No. 2. - S. 79-94

2. Anisimov V.F. Subfederal level of industrial policy: experience, problems, ways of improvement. - M .: Publishing house of the NOU "ISOM", 2005. - 356 p.

3. Baykalov S.P. System analysis of the problems of the industrial development of the region: Monograph. - Barnaul: ASU, 2000. - 289 p.

4. Betrozov M.Kh., Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. State regulation and strategic priorities for ensuring economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 3 (59). - S. 72-77.

5. Vdovenko ZV The policy of industrial development in the region // Economist. - 2015. - No. 4. - S. 67-74

6. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to managing the innovative potential of an industrial enterprise // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 123-125.

7. Lenchuk E.V. Industrial-innovative policy in the context of globalization // ECO. - No. ?. - S. 32-42

8. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

9. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S. 16.

10. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. - 1986. - No. 12. - S. 0.

11. Misakov V.S. Theory and practice of analysis of the competitiveness of a company: Monograph. - Nalchik: El-Fa, 1996

.-- 340 p.

12. Misakov V.S., Booth V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of a region // Economics and Entrepreneurship. 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

13. Misakov V.S., Inalov B.A.M., Eskarkhanov L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. - 2013. - T. 11. - No. 2-2. - S. 28-32.

14. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S. 115-120.

15. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S. 143-148.

16. Ways and reserves of increasing the socio-economic efficiency of scientific and technical progress / Ed. Vilensky M.A. - M .: IE RAS, 1992. - 216 p.

17. Yakovets Yu.V. Patterns of scientific and technological progress and their systematic use. - M .: eco-economy, 1984. -

186 p.

Публикация подготовлена в рамках инициативного научного проекта фундаментального характера (внутренний грант ЮФУ ВнГр-07/2017-№26.6212.2017/БЧ) «Методология и механизмы управления ресурсным обеспечением стратегического развития Юга России».

А.Г. Габоян - аспирант, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), a_ga-boyan@glav-n.ru,

A.G. Gaboyan - graduate student, Southern Federal University (FGAOU IN SFU).

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСОРЦИУМОВ НА

БАЗЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ MODEL OF ORGANIZATION OF PERSONNEL POTENTIAL OF ECONOMIC CONSORTIUMS ON

BASE OF REGIONAL CLUSTERS

Аннотация. Современные императивы информатизации и инноватизации определяют принципиально новые требования к организации кадрового потенциала драйверов социально-экономического развития территорий макрорегионов - инновационно ориентированных экономических консорциумов, формируемых на базе

успешных кластерных образований. В числе этих требований, прежде всего, наличие креативных, инновационных и лидерских качеств работников кластерных структур, которые позволяют им внедрять и успешно реализо-вывать инновации не только в производстве, но и в управлении. С этих методологических позиций в статье проводится анализ инновационного и кадрового потенциала моделируемого консорциума, результаты диагностики которого свидетельствуют о реально существующей в регионах СКФО возможности создания экономического консорциума инновационного профиля, в состав которого войдут регионы, занимающие лидирующие позиции по ключевым социально-экономическим и трудовым показателям. Автором на примере промышленной сферы региона предложена структурная схема механизма формирования стратегических консорциумов инновационной направленности, разработана модель его структуры и осуществлено (по результатам диагностики) распределение регионов СКФО по сферам моделируемого межрегионального инновационного консорциума.

Annotation. Modern imperatives of Informatization and innovation define fundamentally new requirements for the organization of human resources drivers of socio-economic development of the territories of macro - regions-innovation-oriented economic consortia formed on the basis of successful cluster formations. Among these requirements, first of all, the presence of creative, innovative and leadership qualities of employees of cluster structures that allow them to implement and successfully implement innovations not only in production but also in management. With these methodological perspectives in the article the analysis of innovative and human potential of the modelling consortium, the diagnostic results which indicate actually existing in the North Caucasus Federal district regions the possibility of creating economic consortium, an innovative profile, which will include regions, occupying leading positions on key socio-economic and labour indicators. The author studies the industrial sector of the region proposed the structural scheme of the mechanism of the formation of consortia, strategic innovative orientation, the model of its structure and implemented (based on diagnosis), the distribution of regions of North Caucasus Federal district in the spheres of the simulated interregional innovation consortium.

Ключевые слова: экономический консорциум, кадровый потенциал, региональный кластер, модель, структура, инновационная направленность.

Keywords: economic consortium, personnel potential, regional cluster, model, structure, innovative orientation.

Введение. В системе уже доказавших свою экономическую и социальную значимость региональных кластеров все более актуальным становится решение вопросов наиболее эффективного использования той части их кадрового потенциала, которая может быть успешно вовлечена в создание и функционирование экономических консорциумов - объединений участников разного профиля и статуса на период реализации общего инновационного проекта. При этом речь идет об организации такого рода деятельности в рамках единого информационно -инновационного пространства консорциума, а также в императивах формирования действенной цифровой платформы объединения.

Этот тезис также сопрягается с идеей о том, что «современные тенденции развития экономики в трансформирующихся условиях рынка обозначили проблему поиска новых механизмов и подходов к управлению социально-экономическими системами любого уровня для обеспечения устойчивого роста экономического уровня страны, округа (макрорегиона), региона. Положительное влияние инноваций на общественно-экономическую среду требует системно организованной деятельности работников всей совокупности взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерциализацией научных знаний и технологий, обеспечивающих инновационные процессы и требующих соответствующих мер экономического, организационного, правового характера» [1].

Отметим при этом, что осуществление инновационных проектов в масштабе макрорегиона (федерального округа) не представляется возможным без эффективно организованной системы кадрового взаимодействия экономических агентов, принимающих участие в формировании единого регионального информационно-инновационного пространства. Организационные структуры, которые не в состоянии успешно «состыковываться» с новыми рыночными механизмами и органично существовать в современных экономических условиях, независимо от накопленного потенциала неспособны добиваться в своих структурно-функциональных подсистемах управленческого и инновационного резонанса. Представляется возможным решение данной сложной задачи «только на основе выверенного и согласованного толкования самой категории «трудовой потенциал региона», а также использования адаптированного к специфике территории инструментария поддержки принятия действенных управленческих решений по рациональному распределению ограниченных ресурсов территории между реализуемыми (или планируемыми в будущем к реализации) инвестиционных (инновационных) проектов модер-низационной направленности (и между участниками этих проектов)» [2].

Постановка проблемы. Развитием кластерной концепции занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Так, например, по мнению Евстигнеева Р.Н., «кластеризация является на сегодняшний день ключевой тенденцией развития регионального инновационного пространства» [3]. Исследователь также отмечает, что «при формировании кластерных структур не стоит пренебрегать отечественным (советским) опытом по созданию разного рода и отраслевой принадлежности территориально-производственных комплексов (ТПК)» [3] и различных их модификаций, в том числе консорциумов. Несмотря на существенные различия между кластерами и другими формами территориально локализованных объединений, ряд общих положений кластерной концепции, но в актуализированном виде, был бы крайне полезен при формировании новых промышленных районов,

создании инновационно ориентированных интегративных структур и освоении перспективных территорий на основе государственно-частного партнерства, проектного и программного управления.

Обобщенно, согласно определению С. Розенфильда, экономические или бизнес-кластеры представляют собой группы территориально сконцентрированных компаний, имеющих общие ценностные и технологические ориентиры, и в региональном контексте все более выступающие в роли факторов, формирующих локальные (региональные) векторы прогрессивного развития. Как отмечают Воробьев В.П. и Липатников В.С., «кластеры играют роль зон роста внутреннего рынка и позволяют использовать преимущества двух способов координации экономической системы - внутрифирменной иерархии и рыночного механизма» [4]. В монографии указанных авторов особенно отмечается необходимость налаживания разорванных связей между работниками научно-производственной сферы путем организации информационно-инновационных систем и применения цифровых технологий взаимодействий. Это объясняется тем, что «решение проблем повышения эффективности рабочей силы сетевых компаний региона в системе изменяющихся макроэкономических детерминант, ее результативного и целевого использования, требуемого наращивания трудового потенциала (в том числе посредством формирования новых, адекватных современным потребностям рынка, профессиональных компетенций), повышения квалификации кадров и их большей инновационной и предпринимательской активности др., напрямую зависит от степени учета специфики конкретной компании, ее отраслевой или видовой особенностью, а также присущей ей специфичностью управления трудовым потенциалом» [5].

Иными словами, в контексте создания эффективных модификаций региональных кластеров, в частности, консорциальных структур, кадровый потенциал которых ориентирован на совместное участие в осуществлении значимого для региона инновационного проекта, большое значение имеет не только выбор той или иной формы интеграции, но также модели организации кадрового потенциала как главной движущей силы и драйвера инновационного и экономического роста как самой компании, так и региона в целом как экономической суперсистемы. Это делает важным исследование данного вопроса в современных терминах информатизации и цифровизации.

Направления решения проблемы. Для достижения поставленной цели с опорой на мировой опыт и наработки российских исследователей, можно утверждать, что формирование инновационно ориентированных кластерных объединений нового типа является основным условием перехода экономики от экстенсивного развития к новому, качественному прогрессу. Стимулирование создания новых форм региональных кластеров позволит повысить конкурентоспособность экономических агентов, достигать большего эффекта при реализации крупных межрегиональных проектов и сформировать единую долгосрочную стратегию инновационного развития территории в интересах всех участников кластерного объединения.

Но необходимо отметить, что сами по себе отдельные кластеры зачастую не способны реализовать полномасштабные инвестиционные проекты, тем более связанные с региональными приоритетами общественно-экономического и инновационного развития территории. По мнению отечественного исследователя Рожкова Г.В., «стимулирование развития межкластерной кооперации является одним из важнейших направлений современной кластерной политики» [6]. В связи с этим более важным фактором развития экономики на макро и мезо-уровне становится способность работников обособленных хозяйствующих субъектов к расширению бизнес-коммуникаций и самостоятельной организации в межотраслевые объединения для совместного достижения поставленных целей. Теоретические обосновано и уже практически подтверждено, что одной и наиболее перспективных форм объединений такого рода являются экономические консорциумы, которые создаются на платформе успешно функционирующих региональных кластеров.

Объединение потенциала инновационно ориентированных работников предприятий и организаций региональных кластеров, определяющих профиль региона, во временную добровольную интеграцию для реализации инновационных проектов регионального (межрегионального, международного) статуса позволяет их рассматривать как важные опорные звенья (каркасные матрицы) экономического каркаса развития не только отдельного региона, но и макрорегиона (федерального округа), в состав которого входит регион. Внутри консорциума роли определяются таким образом, чтобы каждый участник работал в наиболее выгодной для него сфере деятельности и с наименьшими издержками. Такой подход делает организацию временных консорциумов одним из лучших механизмов для достижения целей на микро- и мезоуровне, в том числе за счет возникновения эффекта синергии.

Основной целью создания консорциумов обычно является реализация проектов, требующих консолидации усилий и средств обслуживающих, производственных, научно-технических и финансовых компаний, их ресурсов и способностей. Для разработки механизма создания виртуального консорциума, определения состава участников и обоснования рациональности такой организации необходимо более подробно рассмотреть основные положения теории формирования региональной информационно-инновационной системы и ее базовые методологии, основываясь на которых можно рассматривать перспективы создания экономических консорциумов в среде регионального инновационного пространства.

Концептуальный подход к созданию региональной информационно-инновационной системы (РИИС) можно представить в нескольких аспектах. Первый аспект заключается в том, что экономический рост региона напрямую зависит от степени циркуляции информации и знаний между государством, бизнесом и общественными институтами (образованием, наукой, социумом в целом). Взаимодействие этих трех крупнейших участников общественно-социальной среды является базисом для организации региональной системы инноваций. Дан-

ный аспект говорит о том, что технологический прогресс и процесс формирования информационно-инновационного пространства зависят не только от объема инвестиций в НИОКР и человеческий капитал, но также от комплексного взаимодействия работников социальных и общественных институтов региональной среды. Второй аспект концептуального подхода особо выделяет двоякую зависимость экономического роста на микроуровне от регулирования на микроуровне, выявляя тесную взаимосвязь между уровнями государственного регулирования экономических систем, и, таким образом, указывая на необходимость координации деятельности представителей региональных институтов для проявления положительной инновационной динамики в глобальном масштабе.

Исходя из приведенных выше постулатов, можно однозначно говорить об актуальности формирования регионального информационно-инновационного пространства, построения новых коммуникационных процессов между субъектами экономической среды региона по типу консорциума, а также разработки концептуальных моделей организации их кадрового потенциала в российских экономических реалиях.

Разработка методов и механизмов формирования информационно-инновационной системы региона, описание такой системы через набор четких отношений между переменными представляет собой важнейший вопрос, занимающий умы многих современных исследователей и ученых-экономистов. В ходе анализа обширного объема научных работ и публикаций по данной тематике автором было выделено две категории концептуальных моделей регионального информационно-инновационного пространства:

- система с единым координирующим центром мезоуровня, в котором аккумулируется информация по инновационным проектам и участникам пространства и реализуются основные организационные и регулятивные функции процессов РИИС (так называемый региональный информационно-инновационный научно-производственный центр);

- взаимодействие работников совокупности самостоятельных кластерных объединений при отсутствии центрального контролирующего элемента, свободный порядок отношений экономических агентов и самоорганизация инновационной среды.

Поскольку возникновение кластеров зачастую происходит на базе исторически сформированных районов города либо региона, основу данной классификации составили два типа полицентричных регионов Р. Кло-стермана и С. Мастерда: это «городской регион с одним первичным центром и межгородская полинеарная конурбация, где отдельные исторические города объединены в одну метрополитенскую систему»[8]. Необходимо отметить, что территориальный аспект (близость к поставщикам) является определяющим для формирования региональных кластеров, однако он уже начал уступать место информационному (на первое место выходит человеческий капитал, информационные потоки, знание рынка и близость к потребителю).

В контексте формирования концептуальной модели информационно-инновационного пространства региона можно отметить определенную аналогию между субъектами процесса формирования информационно-цифровой и инновационной среды территории и типами внутрикластерных связей. Ведь во взаимодействии работников фирм-участников кластера с наличием общественного, финансового и физического капитала четко прослеживаются параллели с процессом построения развитой общественно-экономической среды региона на основе взаимодействия представителей государства, бизнеса и общества.

На основе рассмотренной типологии можно сделать вывод о том, что три данных агрегированных типа трудового (человеческого) капитала будут являться ресурсами, обеспечивающими преимущество одного кластера перед другим, и основой для сравнения региональных кластеров и обоснования эффективности их включения в состав межрегионального консорциума.

Опираясь на данные обобщенные кластерные конкурентные преимущества, можно развить данный подход к разграничению кластерных объединений и выделить основные категории ресурсов, которыми обладают региональные кластеры. В соответствии с этим разграничением, дальнейшим шагом будет являться разработка механизма объединения кластерных объединений в виртуальный консорциум, обозначение состава основных участников консорциума и распределение между участниками ответственности за конечные результаты реализуемого проекта (рис. 1).

Рисунок 1. Составляющие элементы региональной информационно-инновационной системы [11] С позиций системного и целевого подхода к формированию консорциума для реализации межрегиональных инновационных проектов «основным методом достижения положительного экономического и социального эффекта является стимулирование межкластерной кооперации и конкуренции, оптимизирующей общую экономическую межрегиональную среду и дающей толчок к развитию региональных кластеров, а, следовательно, малых и средних предприятий-участников кластерных объединений» [9]. Но для достижения такого эффекта с помощью межкластерного объединения необходима разработка механизма стратегически верного включения всех работников предприятий и организаций кластера, объединенных единой целью, во временный экономический консорциум. Основой для формирования структуры будущего консорциума и регулирования его деятельности должны стать результаты многокритериального анализа структуры региональных и межрегиональных кластеров и определения их ролей в деятельности консорциума.

Как известно, структура и состав межрегиональных консорциумов варьируются в зависимости от цели их создания. В зависимости от источника непосредственной инициативы по созданию консорциума Матвеева Л.Г. и Чернова О.А. различают два вида механизма формирования стратегического консорциума в сфере региональной промышленности (рис. 2).

Рисунок 2. Примерная схема формирования региональных экономических консорциумов инновационной

направленности [9]

Но поскольку создание экономического консорциума, ориентированного на реализацию инновационного проекта регионального (или межрегионального) значения, должно отвечать общерегиональным приоритетам и не быть продиктовано исключительно инициативами отдельных его представителей, необходимо расширить состав участников также кадровым потенциалом научно-образовательных организаций и государственных органов и определить новую последовательность связей между образованной совокупностью экономических акторов в кластере.

При построении модели организации кадрового потенциала создаваемого на базе региональных кластеров экономического консорциума целесообразно представлять основой будущего консорциума уже существующую структуру межрегиональной системы. В своих работах большинство исследователей выделяет три комплексные подсистемы региональной экономической системы: производственно-экономический комплекс, социальный комплекс и бюджетно-финансовую систему (рис. 3).

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА \

Рисунок 3. Подсистемы региональной экономической системы в среде единого информационно-индо-

вационного пространства региона

Но представленные на рисунке 3 подсистемы также являются сложными комплексными структурами и включают в себя большую совокупность элементов. К примеру, подсистему производственно-экономического комплекса можно условно разделить на три более мелкие подсистемы: материальное и нематериальное производство, производственная инфраструктура и сфера природных ресурсов. Подсистема социального комплекса в основном включает в себя такие подразделы, как: образование, здравоохранение, ЖКХ, социальная инфраструктура, трудовые (интеллектуальные), информационные ресурсы. Бюджетно-финансовую систему исследователи структурно подразделяют на консолидированный бюджет и внебюджетные фонды (пенсионные фонды, фонды медицинского, социального страхования и др.). При этом можно отметить, что бюджетно-финансовая система является своеобразным интегрирующим звеном и объединяет социальный и производственно-экономический комплекс в единую региональную экономическую систему путем «переливания» финансовых ресурсов. Совокупно такая региональная среда и все ее составляющие представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Развернутая структура экономической системы региона

Несложно заметить, что такое выделение подсистем в региональной экономической и информационно-инновационной среде тесно коррелирует с типами внутренних связей всех работников фирм-участников кластеров.

Рассмотрим в качестве иллюстрации авторского подхода построение структуры межрегионального экономического консорциума на примере регионов Северо-Кавказского федерального округа. Согласно предложенной классификации и учитывая специфику данного макрорегиона, представляется перспективным, поскольку для формирования модели организации кадрового потенциала возможных участников такого объединения, во-первых, именно предприятия и организации отдельных, входящих в состав макрорегиона, региональных систем являются составными частями консорциума; во-вторых, интеллектуальный потенциал объединяющихся участников в преимущественной степени определяет успешность функционирования консорциума; в-третьих, для регионов в составе одного федерального округа является наиболее реальным успешная реализация общей цели инновационного развития. При этом очевидно, что в состав данного консорциума необходимо объединять исключительно региональные инновационные кластеры. В связи с этим следует также отметить, что благодаря существующей связи между структурой региональной системы и структурой связанного инновационно-ориентированного

кластера, можно говорить об эффективности построения межрегионального консорциума на основе адаптивной модели организации и взаимодействия кадрового потенциала экономических субъектов с точки зрения постулатов синергетики (с сохранением принципов системности и саморазвития открытой системы в связи с повышением энергетической напряженности внутри системы).

Таким образом, расстановка регионов по приоритетам в рамках консорциума по соответствующим «позициям» производится, в том числе, по показателям их наличного инновационно ориентированного кадрового потенциала, а также качества его целеориентированного использования. Это дает возможность ранжирования регионов по уровню их глобального инновационного и кадрового потенциала, согласно чему их можно распределить по обладанию одним из трех типов ресурсов, представленных в структуре региональной системы: физическим, общественным или финансовым капиталом, и в соответствии с этим отнести каждый регион к определенной сфере региональной системы (а, следовательно, моделируемого консорциума).

При этом некоторые регионы одного макрорегиона могут одновременно принадлежать к нескольким сферам консорциума, что говорит об открытости и гибкости моделируемой структуры, а также возможности взаимозаменяемости членов консорциума без потерь для итоговых социально-экономических показателей его функционирования.

Для оценки потенциала каждого региона СКФО и распределения их ролей внутри экономического консорциума учитывались также, помимо итоговых значений глобальных приоритетов, послуживших основой ранжирования регионов, показатели валового регионального продукта, региональный экспорт/импорт технологий, число организаций в каждом регионе, использующих передовые технологии и др., - для определения актуальных конкурентных позиций региональных субъектов СКФО и разработки позиций каждого субъекта в инновационном консорциуме.

Таблица 1. Преимущества и недостатки регионов СКФО в соответствии с приоритетами инновационного разви-

тия территории

Субъект СКФО Конкурентный потенциал Лимитирующие факторы

1. Ставропольский край Высокие показатели социально- экономического развития, а также высокий уровень инвестиционной привлекательности территории, институтов и инфраструктуры инноваций, открытость экономики Недостаточно высокая эффективность распределения и использования природных ресурсов, недостаточный уровень ресурсо- и энергоэффективности, использования трудового потенциала

2. Республика Дагестан Высокий уровень инновационной активности предприятий (в продуктовой и технологической сфере), использование управленческих инноваций, высокий интеллектуальный и человеческий капитал Высокая степень закрытости национальной экономики, преимущественная технологическая развитость сферы услуг в сравнении с производственным комплексом, криминальный фактор

3. Чеченская Республика Высокие темпы развития институциональной и транспортной инфраструктуры, показателей использования трудовых ресурсов, большой накопленный финансовый потенциал Недостаточно высокий уровень технологического развития, большие масштабы теневой экономики, ее закрытость, практическое отсутствие трансфера технологий на периферийные территории из центра региона

4. Республика Ингушетия Высокие показатели наличия и использования трудовых ресурсов Недостаточно высокий уровень технологического и экономического развития, низкая инновационная активность работников бизнес-структур

5. Кабардино-Балкарская Республика Высокий природно-ресурсный потенциал и человеческий (интеллектуальный) капитал Неэффективное использование богатого трудового (человеческого) потенциала, недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры

6. Республика Северная Осетия -Алания Высокий природно-ресурсный потенциал и человеческий (интеллектуальный) капитал недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры, нехватка финансового капитала для инновационного бизнеса

7. Карачаево-Черкесская Республика Высокий природно-ресурсный потенциал и человеческий (интеллектуальный) капитал, начинающаяся практика использования инновационных технологий Низкие показатели инновационного и инвестиционного климата, высокая степень рисков осуществления инновационных проектов, недостаток инновационных промышленных технологий, закрытость экономики, неразвитая инфраструктура

Исходя из общемирового опыта создания комплексных интегрированных структур регионального статуса, представляется что модель организации кадрового потенциала консорциума необходимо дополнить контролирующим органом. Автор данной статьи предлагает в качестве такого органа понимать виртуальный координационный центр консорциума, объединяющий в себе функции по регулированию его деятельности (рис.5).

Рисунок 5. Распределение регионов СКФО по сферам моделируемого межрегионального инновационного консорциума

Согласно таблице 1 расчета глобальных приоритетов, субъектом, имеющим наибольший потенциал кадрового инновационного развития, в СКФО является Ставропольский край, поэтому в моделируемой структуре консорциума такой центр может быть основан на базе инфраструктуры административных органов Ставропольского края, хотя конкретная территориальная привязка такого центра и не является обязательной.

На рисунке 6 представлена концептуальная схема межрегионального экономического инновационного консорциума с символическим объединением кадровых ресурсов и информации трех внутренних сфер консорциума в координационный центр и образованием из такого объединения ресурсов результатов деятельности интегрированной структуры, т.е. инновационных продуктов и новых технологий производства.

Рисунок 6. Структура межрегионального экономического консорциума

Заключение. Обобщая все вышеизложенное, можно сделать обоснованный вывод о том, что результатом проведенного исследования является представленная выше схема взаимодействия регионов СКФО в соответствии с фактически существующими глобальными инновационными приоритетами регионов и на основе тесного взаимодействия кадрового потенциала всех субъектов хозяйствования экономики макрорегиона, взаимозаменяемости и консолидации ресурсов (в том числе трудовых), производств, инфраструктур, функциональных элементов региональной экономической системы. Жизнеспособность разработанной модели организации кадрового потенциала формируемого экономического консорциума обусловлена тем, что как структурно-функциональные подсистемы, так и производственно-информационные связи субъектов консорциума являются не навязанными сверху или искусственно сконструированными, а органически вытекающими из существующих взаимосвязей внутри хозяйствующих субъектов, инновационных кластеров, других региональных структур. Целесообразность формирования и использования данной модели подтверждена актуальными в условиях информатизации цифровизации задачами регионов, определяющими особенности стратегического управления инновациями, в числе которых, во-первых, расширение масштабов продуцирования собственных интеллектуальных ресурсов регионов, во-вторых, существенное совершенствование инновационной инфраструктуры в регионах макрорегиона; в-третьих, устранение выявленных лимитирующих факторов, сопряженных с инновационной деятельностью работников консорциума и, как следствие, формирование более благоприятного инвестиционно-инновационного климата.

Построение межрегиональных инновационных консорциумов будет являться базисом и основой проработки механизмов кластерного взаимодействия для стимулирования инновационной деятельности в региональном масштабе, а также дальнейшего формирования регионального, межрегионального и национального информационно-инновационного пространства.

Источники:

1. Логинов Е.Л., Логинова М.М. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит, 2012. № 16.

2.Трудовой потенциал в региональных стратегиях: механизмы согласования интересов: монография / под ред. Л.Г. Матвеевой. Южный федеральный университет. - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. - 245 с.

3.Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Макроэкономические аспекты региональной политики. - М.: Экономическая политика, 2006. №4.

4.Воробьев В.П., Липатников В.С., Розанова С.К. Инновационное развитие промышленных комплексов на основе кластерного подхода. Санкт-Петербург, 2011.

5.Айхам Хусейн Ахмар, Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Новые технологии эффективного использования трудового потенциала сетевых компаний: проектный подход// Вестник академии знаний. 2019. № 31 (2).

6.Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России // под ред. С.Г. Ерошенкова. Монография. М.:МАКС Пресс, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Электронная энциклопедия Википедия [Электронный источник] Режим доступа URL: http://ru.wikipedia.org/

8.Nissen A. Metropolisation in Europe - configuration and governance. - Institute of Geography, University of Copenhagen. TAPAS Working Paper, 2008.

9.Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Стратегический консорциум как механизм наращивания инновационного потенциала промышленности Юга России // Journal of Economics regulations, 2013.

10. Хромова О.В. Проблемы устранения структурных диспропорций в инновационной сфере при создании условий для технического перевооружения промышленности России // Экономика и управление, 2012. № 5 (90)

Sources:

1. Loginov E.L., Loginova M.M. The imperatives of transformation of global financial management in the post-crisis period // Finance and Credit, 2012. No. 16.

2. Labor potential in regional strategies: mechanisms for reconciling interests: monograph / ed. L.G. Matveeva. South Federal University. - Taganrog: Publishing House of the Southern Federal University, 2019 .-- 245 p.

3. Yasheva G.A. Formation of a cluster strategy for regional development. Access mode URL: http://www.pan-dia.ru/text/77/152/14734.php.

4. Evstigneeva L.P., Evstigneev R.N. Macroeconomic aspects of regional policy. - M.: Economic policy, 2006. No. 4.

5. Vorobyov V.P., Lipatnikov V.S., Rozanova S.K. Innovative development of industrial complexes based on the cluster approach. St. Petersburg, 2011.

6. Aiham Hussein Akhmar, Matveeva L.G., Chernova O.A. New technologies for the effective use of the labor potential of network companies: a project approach // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019.No 31 (2).

7. Rozhkov G.V. The Genesis of an Innovation Economy in Russia // Ed. S.G. Eroshenkova. Monograph. M.: MAX Press,

2009.

8. Electronic Encyclopedia Wikipedia [Electronic source] Access mode URL: http://ru.wikipedia.org/

9. Nissen A. Metropolisation in Europe - configuration and governance. - Institute of Geography, University of Copenhagen. TAPAS Working Paper, 2008.

10. Matveeva L.G., Chernova O.A. Strategic consortium as a mechanism for building up the innovative potential of industry in the South of Russia // Journal of Economics regulations, 2013.

11. Khromova O.V. Problems of eliminating structural imbalances in the innovation sphere when creating conditions for the technical re-equipment of the Russian industry // Economics and Management, 2012. No. 5 (90).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.