Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровые инструменты / дети дошкольного возраста / дошкольное образование / педагог дошкольного образования / воспитатель / цифровые компетенции / digitalization / digital tools / preschool children / preschool education / preschool teacher / educator / digital competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузни Виктория Александровна, Абдураимова Сание Зоировна

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу использования педагогами дошкольных учреждений цифровых инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Описаны способы интеграции цифровых инструментов в работу воспитателей. В статье представлен теоретический анализ практических, символических и когнитивных аспектов, влияющих на работу педагогов с цифровыми инструментами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузни Виктория Александровна, Абдураимова Сание Зоировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the topical issue of the use of digital tools by preschool teachers in working with preschool children. The experience of using digital tools in the work of educators is described. The article presents a theoretical analysis of practical, symbolic and cognitive aspects that affect the work of teachers with digital tools.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

У большинства участников (32% из числа экспериментальной группы) уже на первом этапе полиязычного обучения констатируют позитивные изменения: личностный рост, расширение полиязычных коммуникативных возможностей, положительное отношение к себе и представителям других культур, расширение знаний народных традиций этноса Казахстана, повышение своей полиязычной компетентности и регулятивных возможностей в процессе общения с другими.

Следовательно, процесс познания традиций этноса Казахстана в процессе подготовки в вузе формирует у будущих педагогов полиязычную компетентность и способствует ориентации в поликультурной среде на основе знаний основных норм поведения, ценностей и убеждений представителей различных культур; во-вторых, этнокультурное духовно-нравственное обогащение будущего педагога способствует познанию родного языка, национальной самобытности, культуры, традиции этноса.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ результатов исследования показал, что процесс формирования у будущих педагогов полиязычной компетентности в вузе необходимо осуществлять непрерывно, целостно и перспективно на всех уровнях образования в вузе. Целесообразно активно проектировать полиязыковое образование через параллельное изучение языковых учебных дисциплин (казахского, русского, английского) и дисциплин профессиональной подготовки (психологии, педагогики, частных методик. В современном мире транслировать и укреплять статус русского языка как средства общения и развития межгосударственных отношений и сотрудничества с Россией и странами СНГ.

Литература:

1. Бордовская, Н.В. Новые технологии в образовании: истоки и причины активного развития и применения / Н.В. Бордовская // Непрерывное образование. - 2012. - Вып. 2. - С. 5-9

2. Галимзянова, И.И. Формирование способности к межкультурной иноязычной коммуникации/ И.И. Галимзянова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 15. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 1. - С 227-232

3. Гадзаова, Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук 13.00.08 / Гадзаова Людмила Петровна / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2010,- 453 с.

4. Кунанбаева, С.С. Современное иноязычное образование: методология и теории / С.С. Кунанбаева. - Алматы, 2005. -264 с.

5. Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография / ред. М.О. Гузикова, А.Л. Неволина. - Бкатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016. - 124 с.

6. Сырымбетова, Л.С. Методологические подходы и основные стратегии обучения трем языкам в Республике Казахстан / Л.С. Сырымбетова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7, № 4. - С. 72-92

7. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В.В. Сериков. -Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

8. Хащенко, Т.Г. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза: метод, рекомендации / Т.Г. Хащенко, Б.В. Макарова. - Ульяновск: УГСХА, 2011. - 46 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студент Абдураимова Сание Зоировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу использования педагогами дошкольных учреждений цифровых инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Описаны способы интеграции цифровых инструментов в работу воспитателей. В статье представлен теоретический анализ практических, символических и когнитивных аспектов, влияющих на работу педагогов с цифровыми инструментами.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые инструменты, дети дошкольного возраста, дошкольное образование, педагог дошкольного образования, воспитатель, цифровые компетенции.

Annotation. The article is devoted to the topical issue of the use of digital tools by preschool teachers in working with preschool children. The experience of using digital tools in the work of educators is described. The article presents a theoretical analysis of practical, symbolic and cognitive aspects that affect the work of teachers with digital tools.

Key words: digitalization, digital tools, preschool children, preschool education, preschool teacher, educator, digital competencies.

Введение. Цифровизация является частью повседневной жизни большинства людей, и во многих странах мира действуют программы по ознакомлению детей и молодежи с информационными и коммуникационными технологиями. Неудивительно, что мнения об использовании цифровых инструментов подрастающим поколением расходятся; цифровизация на общественном, групповом и индивидуальном уровнях является интересной темой на глобальном и национальном уровнях, и чем младше дети, вовлеченные в процесс цифровизации, тем больше дискуссий. Одни ученые утверждают, что цифровые инструменты для детей младшего возраста (в возрасте 1-5 лет) не следует внедрять, пока мы не узнаем больше о негативных последствиях их применения. Такие аргументы зачастую основаны на исследованиях, показывающих, что длительное время, проведенное за экраном, может способствовать задержке развития, например, языковых и социально-эмоциональных навыков или может привести к ухудшению здоровья, проблемам, вызванным слишком малоподвижным образом жизни. Это является причиной того, что дошкольное образование исключено из программ цифровизации в некоторых странах, а педагоги часто не используют цифровые инструменты в работе с дошкольниками. Тем не менее, многие педагоги дошкольного образования считают цифровые технологии полезными для образовательных целей и служащими дополнением к деятельности, связанной с физическим развитием, т. е. одно не должно

исключать другое. Как положительное, так и отрицательное влияние цифровых технологий зависит от развития навыков грамотного использования их возможностей.

Изложение основного материала статьи. В нашей статье термин «цифровые инструменты» мы будем использовать для обозначения любых цифровых технологий, которые педагоги дошкольных учреждений используют для реализации своей миссии. Это могут быть планшеты и программное обеспечение, напольные роботы, интерактивные доски и т. д. Цифровая техника или технология используется в более широком смысле.

Хотя использование цифровых инструментов и развитие цифровой компетентности детей в дошкольном образовании не является обязательным в большинстве стран, цифровые инструменты широко применяются в работе с детьми младшего возраста. По мнению исследователей, прорыв произошел с появлением в 2010 году iPad, которые оказались более подходящими для детей, чем настольные компьютеры. Это исследование проводилось в Швеции, где в учебной программе ЕСЕ говорится, что «игра является основой развития, обучения и благополучия». В международном контексте этот подход иногда называют EDUCARE. Педагогическая деятельность организована вокруг игры, а не традиционных занятий и формального обучения. Все большее внимание уделяется педагогической важности внедрения цифровых технологий в среду раннего детства, а также различным возможностям и требованиям, с которыми сталкиваются педагоги дошкольного образования, стремящиеся интегрировать цифровые технологии для развития логического мышления маленьких детей.

Сегодня наблюдается рост использования технологий в сфере образования на всех уровнях, что сопровождается сдвигом в сторону понимания того, какие технологии можно использовать для конкретных целей, и изучения того, как лучше всего их можно использовать и внедрять в образовательный контекст. Мы считаем, что следует сосредоточиться на том, как учителя могут должным образом подготовить детей к участию в цифровом обществе. Педагоги должны идти в ногу с быстрым цифровым развитием. То, что ново сегодня, завтра может устареть. Для педагогов дошкольного образования цифровая компетентность означает знание того, когда, как и почему следует использовать цифровые инструменты, а также когда их не следует использовать. Принципиальным отличием цифровой компетентности от цифровой грамотности (или других родственных терминов) является включение в сущность понятия мотивационного компонента, определяющего, в том числе, его психолого-педагогическую направленность.

Для внедрения элементов цифровизации в работу с дошкольниками необходим опыт педагогов в использовании цифровых инструментов, а также понимание того, почему педагоги не всегда могут работать в соответствии со своими представлениями в данной области, как они видят свою миссию и в какой степени следуют ей.

Процесс внедрения цифровых инструментов в работу педагога дошкольного образования включает в себя три взаимосвязанных аспекта, которые оказывают непосредственное влияние на его работу с цифровыми инструментами. Практический аспект касается того, как технология используется, для чего и используется ли она по назначению. Символический аспект касается значения цифрового инструмента для пользователя и того, как это влияет на его использование, в то время как когнитивный аспект касается обучения использованию инструмента.

В повседневной деятельности в дошкольных учреждениях может использоваться ряд цифровых инструментов, таких как компьютеры, цифровые камеры, проекторы, микроскопы, сканеры, смартфоны и планшеты, включая различные виды программного обеспечения. Посредством использования цифровых инструментов на занятиях дети изучают буквы, цифры, цвета, знакомятся с окружающим миром. Они также овладевают зрительно-моторной координацией, цифровой лексикой, изучают, как работает Интернет и учатся обращаться с цифровыми инструментами в целом. Дошкольники дополнительно развивают социальные навыки, такие как сотрудничество, умение дождаться своей очереди и проявление уважения к другим. Педагоги дошкольного образования активно работают над тем, чтобы вовлечь детей в использование цифровых инструментов. Совместное игровое взаимодействие повышает мотивацию к обучению и побуждает детей вносить свой вклад в работу группы. Дети старшего дошкольного возраста хорошо владеют техническими навыками использования цифровых устройств, однако при этом не имеют сформированных представлений об их безопасном и эффективном использовании в повседневной жизни [2].

Современные российские дошкольники являются активными пользователями цифровых устройств. Большинство детей пользуются цифровыми устройствами преимущественно для игр и просмотра мультфильмов и видео. Девочки больше используют цифровые устройства для общения, просмотра мультфильмов, прослушивания музыки, образовательных целей и рисования, тогда как мальчики - в основном для игр [1].

Цифровая компетентность рассматривается как готовность человека эффективно и безопасно применять цифровые технологии в различных сферах жизни. Коллектив авторов (Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А.) предлагает следующую характеристику компонентного состава цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста, которая представлена в таблице [2].

Таблица 1

Цифровая компетентность детей старшего дошкольного возраста

Компонент Содержание компонента

Знание Знает множество способов использования цифровых устройств и понимает, что цифровые устройства можно использовать не только в развлекательных целях. Имеет представление о существовании различных рисков в цифровой среде, в том числе онлайн-рисков. Имеет представление о том, как работает Интернет и понимает, что он является пользователем Интернета.

Навыки Обладает минимальными навыками использования цифровых технологий в качестве инструмента самообучения, саморазвития, творческой деятельности и общения.

Мотивация Мотивирован научиться взаимодействовать с цифровыми устройствами в прагматических целях Имеет мотивацию, включающую как внешние, так и внутренние мотивы.

Безопасность и ответственность Знает семейные правила использования цифровых устройств и старается их соблюдать При столкновении с рисками в цифровой среде обращается за помощью к взрослому/родителю.

Планшет становится все более распространенным инструментом в дошкольных учреждениях и вполне может считается дополнением к традиционным занятиям. То, как используются планшеты, зависит от того, кто проявляет инициативу: дети предпочитают игры, развлечения или просто расслабляющие занятия, в то время как педагоги инициируют обучающую, воспитывающую и развивающую деятельность или пытаются мотивировать детей присоединиться к занятиям под своим

руководством. Планшеты также могут использоваться педагогами дошкольного образования для администрирования. Цифровые технологии играют важную роль в поддержке воспитателей дошкольного образования в планировании и ведении документации. Тщательный выбор инструментов и приложений, включающих элемент мониторинга успеваемости, может помочь педагогам в последовательном и систематическом наблюдении за обучением и развитием детей. Технологические инструменты, такие как цифровые камеры, цифровые аудиоустройства, сканеры и электронные портфолио, могут помочь педагогам систематически отслеживать и документировать успеваемость детей, обеспечивая постоянный учет их работы. Для поддержки процесса планирования и документирования на сегодняшний день доступно множество коммерческих веб-приложений.

На работу педагогов с цифровыми инструментами влияет их отношение к ним, соответственно их отношение может влиять и на то, в какой степени цифровые инструменты будут доступны детям и какие правила их использования будут установлены. Некоторые воспитатели могут рассматривать цифровые инструменты как угрозу или быть обеспокоенными тем, что цифровые технологии ограничивают творческий потенциал детей и вызывают проблемы со здоровьем. В целом педагоги дошкольного образования считают цифровые инструменты важными для обучения не только в настоящий момент, но и для подготовки детей к будущему, в том числе к школе. Взрослые и дети могут иметь совершенно разные взгляды на современные цифровые технологии, поэтому при реализации учебной программы очень важно учитывать точку зрения

В эпоху цифровых технологий педагоги дошкольного образования должны обладать соответствующими компетентностями. Педагогов необходимо поощрять к участию в обучении без отрыва от профессиональной деятельности, чтобы помочь им понять доступные педагогические возможности и то, как технологии могут способствовать повышению эффективности дошкольного образования. Преподаватели с позитивным отношением к технологиям, а также с высокой уверенностью в себе, с большей вероятностью будут использовать технологии в учебной среде.

Несмотря на положительные взгляды на цифровые технологии, воспитатели демонстрируют низкую степень использования цифровых технологий в своей педагогической практике. Отношение педагогов к цифровым инструментам и их знания могут быть обеспечены посредством профессиональной подготовки. Так же педагогам необходим достаточно высокий уровень компетентности в сочетании с собственной движущей силой, чтобы дети могли развивать свои цифровые компетенции. Постоянное профессиональное развитие имеет важное значение для специалистов по работе с детьми младшего возраста, а цифровые технологии могут сократить сопутствующие расходы и улучшить доступ к ресурсам профессионального развития.

Педагоги дошкольного образования накапливают свои собственные профессиональные знания с помощью официальных и неформальных онлайн-ресурсов. Например, воспитатели ищут практическую информацию, в том числе идеи для занятий и взаимодействуют с другими специалистами посредством таких мероприятий, как вебинары и конференции, или используют цифровое профессиональное пространство для обмена опытом, а также для того, чтобы оставаться в курсе актуальных новостей в педагогической сфере. Это подчеркивает, что их потребности в профессиональном обучении могут быть удовлетворены за счет использования цифровых инструментов и потенциальной ценности онлайн-обучения.

Информационные технологии могут внести положительный вклад в дошкольное образование, но в свою очередь дошкольное образование необходимо обновить, чтобы понять, какие знания и навыки необходимы детям для полноценного участия в цифровом обществе сегодня и как будущим взрослым. Знание технологий важно. Когда к программному обеспечению прилагаются инструкции, оно используется более эффективно. Знание различных методов также важно, как и знание способов работы в цифровом контексте в качестве наставника, инструктора и товарища по команде.

Дети часто вовлекаются в целенаправленное, творческое и критическое мышление в игре, но у них не всегда есть возможность поразмышлять о том, что они сделали, или продемонстрировать результат своей работы. Рефлексия - важный процесс, который помогает детям развивать метакогнитивные навыки, когда они осознают, как они пришли к определенному заключению или решению. Понимание того, как решать поставленную задачу, как справляться с трудностями, помогает детям прийти к выводу, что они могут учиться на ошибках. Рефлексия процесса помогает детям увидеть, что обучение происходит через исследование, наблюдение, действие, размышление и уточнение. Такие технологии, как планшеты, позволяют детям легко фотографировать свои творения и записывать свои успехи.

Рассмотрим некоторые простые методы активного использования цифровых технологий с детьми дошкольного возраста:

- изучение насекомых под цифровым микроскопом;

- манипуляции с простыми роботизированными конструкторами;

- беседы с детьми с использованием фотографий, видео- и аудиозаписей с ними и их игрой;

- взаимодействие с другими людьми в качестве онлайн-«друзей по переписке» по электронной почте или посредством видеоконференций;

- использование микрофонов для детей, чтобы брать интервью друг у друга и слушать других;

- использование онлайн-инструментов, например, Google Drawings, доя совместной работы над рисунком или текстом;

- использование устройств для создания фото и отправка их по электронной почте: любимая еда, моя комната, моя любимая игрушка.

Существует бесчисленное множество приложений, которые воспитатели могут использовать в качестве дополнения к традиционному обучению. Простые приложения могут помочь дошкольникам создавать и делиться своим цифровым контентом. Они могут делать фотографии в помещении детского сада или на игровой площадке, а затем добавлять цвета и формы поверх изображений, создавая оригинальные художественные работы. Они также могут сочинять собственные истории и записывать свои голоса, сопровождать их иллюстрациями или анимацией.

Интерактивные доски имеют огромный спектр применения в дошкольном образовании. Эта технология является отличным способом привлечь детей к письму, рисованию, сопоставлению и другим видам деятельности. Например, можно предложить каждого ребенка отметить свое имя для отслеживания посещаемости, включить танцевальные видеоролики, чтобы помочь детям развить крупную моторику и пространственные навыки. Игровые обучающие игры могут способствовать развитию социальных навыков, развитию мозга, моторики и совместной игры.

Использование видеоконференций для связи с другими дошкольными образовательными учреждениями или детьми, позволяет дошкольникам выходить за пределы групповой комнаты. Детям нравится смотреть, на что похожа жизнь их сверстников в других городах или странах, а установление таких связей помогает детям формировать культурную осведомленность и коммуникативные навыки, которые пригодятся им по мере их взросления.

В дошкольном образовании цифровые технологии в основном используются в педагогических целях как инструмент поддержки и повышения качества развития и обучения в таких областях, как грамотность, математика.

EdTech-компания PBS Kids производит высококачественные образовательные материалы для детей на основе исследований в области обучения детей младшего возраста. Компания PBS также разрабатывает игровые ресурсы, такие как видео, приложения, цифровые игры и практические материалы. Многие из них были отобраны и объединены в блоки, так что увлекательное видео или игра могут стать стартовой площадкой для обучения. Эти ресурсы предназначены для поощрения игрового взаимодействия, задавая вопросы, делая паузы для размышлений или предлагая детям представить, как идея связана с их собственным опытом.

Например, математические головоломки SolveMe - отличный инструмент для повышения интереса к математике посредством игры. Использование головоломок в раннем детстве может помочь детям освоить начальные основы математики.

Учи.ру - образовательная онлайн-платформа доя детей. В настоящее время ресурс предлагает контент для детей от дошкольного до 11-го класса. Для дошкольников на ресурсе представлены развивающие игры, курс математики, курс чтения, видео и задания, которые дети могут выполнять дома. Все задания строятся по принципу постепенного усложнения, детям легко ориентироваться самостоятельно.

На что следует обращать внимание - это контент, предлагаемый на каждом веб-сайте или в каждой игре. Так же, как хорошая книга может пробудить воображение и способствовать любопытству и исследованиям, то же самое может сделать и хорошо спроектированный цифровой ресурс.

Выводы. Важным фактором успешного внедрения цифровых инструментов в дошкольном образовании является цифровая компетентность, включая педагогические аспекты, в сочетании с личным стремлением и профессиональным обучением и развитием. Использование цифровых инструментов обогащает повседневное общение, и в то же время пользователь становится частью общества с интенсивным общением, технологии способствуют формированию личности пользователя. Педагоги осознают потенциал использования цифровых инструментов в дошкольном образовании и используют их в определенной степени. Однако воспитателям необходимо четко понимать, как подготовить детей к цифровому обществу, и сделать это таким образом, чтобы это было значимо для самых маленьких детей.

Литература:

1. Веракса, А.Н. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками / А.Н. Веракса // Социологические исследования - 2020. - № 6,- С. 82-92

2. Калабина, H.A. Формирование цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста / И.А. Калабина // Современное дошкольное образование. - 2022. - №2(110). - С. 58-69

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ИМИДЖУ ГУМАНИТАРНОГО

ВУЗА

Аннотация. В данной работе обсуждаются вопросы, связанные с феноменологией имиджа как предмета междисциплинарных исследований. Автор резюмирует результаты исследований о корпоративном имидже и анализируют научные направления в экономических и психологических исследованиях. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг ученые и практики проявляют интерес к исследованиям, связанным с формированием благоприятного впечатления об имидже вуза. Автор подчеркивает важность интеграции специалистов из различных областей знания для создания эффективного имиджа образовательного учреждения, который отвечал бы ожиданиям различных социальных групп. В работе раскрывается концепция имиджа вуза. На основе проведенного исследования были выявлены особенности восприятия имиджа вуза абитуриентами и студентами, зависящие от их мировоззренческих установок и самооценки. В заключение автор представляет свои взгляды на дальнейшие направления исследований в области формирования эффективного имиджа вуза.

Ключевые слова: имидж вуза, междисциплинарные исследования, профессиональное самоопределение, самовосприятие, функции имиджа.

Annotation. This paper discusses issues related to the phenomenology of image as a subject of interdisciplinary research. The author summarizes the results of research on corporate image and analyzes the scientific directions in economic and psychological research. In the conditions of increasing competition in the market of educational services, scientists and practitioners are interested in research related to the formation of a favorable impression of the image of the university. The author emphasizes the importance of integrating specialists from various fields of knowledge to create an effective image of an educational institution that would meet the expectations of various social groups. The paper reveals the concept of the image of the university. On the basis of the conducted research, the peculiarities of the perception of the image of the university by applicants and students, depending on their worldview and self-esteem, were revealed. In conclusion, the author presents his views on further directions of research in the field of formation of an effective image of the university.

Key words: university image, interdisciplinary research, professional self-determination, self-perception, image functions.

Введение. За последние двадцать лет имидж различных объектов социальной реальности, таких как города, вооруженные силы, библиотеки, российский спорт, наука и профессии, стал предметом исследования множества специалистов в гуманитарных науках. В западных странах феноменология имиджа привлекла внимание исследователей ещё в середине прошлого века, а затем междисциплинарные исследования продолжали активно развиваться среди специалистов школы МВА на протяжении каждого последующего десятилетия. В России интерес к изучению, созданию и продвижению имиджа возник во второй половине 1980-х годов в связи с изменениями в социально-экономических условиях жизни. Это способствовало появлению новых научных и популярных исследовательских направлений и использованию категории «имидж» в отношении различных сфер общественной жизни [1]. В ситуации растущей конкуренции возник особый интерес у отечественных экономистов к изучению имиджа организаций в сфере услуг, сельскохозяйственных организаций, промышленных предприятий, предприятий малого бизнеса, энергетических комплексов, автотранспортных предприятий и банков. Современная модернизация системы образования подчеркивает актуальность задач по повышению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.