Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Бондаренко Елена Юрьевна

Статья посвящена вопросам, связанным с развитием цифровых компетенций в дошкольном возрасте. Рассмотрены примеры использования соответствующих технологий в образовательной деятельности на примере дошкольных учреждений. Обозначены условия, необходимые для эффективного развития цифровых компетенций у детей, выделены факторы, обуславливающие значимость работы в данном направлении. В результате теоретического исследования получены выводы, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Бондаренко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES IN PRESCHOOL AGE

The article is devoted to issues related to the development of digital competencies in preschool age. Examples of the use of appropriate technologies in educational activities on the example of preschool institutions are considered. The conditions necessary for the effective development of digital competencies in children are outlined, the factors that determine the importance of work in this direction are highlighted. As a result of theoretical research, conclusions have been obtained that can be used by teachers of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); магистрант Бондаренко Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с развитием цифровых компетенций в дошкольном возрасте. Рассмотрены примеры использования соответствующих технологий в образовательной деятельности на примере дошкольных учреждений. Обозначены условия, необходимые для эффективного развития цифровых компетенций у детей, выделены факторы, обуславливающие значимость работы в данном направлении. В результате теоретического исследования получены выводы, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: цифровые компетенции, дошкольный возраст, информационное развитие детей, цифровые технологии.

Annotation. The article is devoted to issues related to the development of digital competencies in preschool age. Examples of the use of appropriate technologies in educational activities on the example of preschool institutions are considered. The conditions necessary for the effective development of digital competencies in children are outlined, the factors that determine the importance of work in this direction are highlighted. As a result of theoretical research, conclusions have been obtained that can be used by teachers of preschool educational institutions.

Key words: digital competencies, preschool age, information development of children, digital technologies.

Введение. Окружающее цифровое пространство давно стало неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Медиаресурсы и разные устройства обретают статус условного воспитателя, частично замещают в этом направлении родителей, социальное окружение, воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях. Формирование и развитие цифровых компетенций в дошкольном возрасте - объективная необходимость на фоне того, что познавательная, исследовательская, игровая и другие виды деятельности детей тесно связанны с компьютерными устройствами и соответствующими инструментами.

Наличие цифровых компетенций в рамках дошкольного периода детства обеспечивают следующие способности:

- коммуникация, кооперация в виртуальной среде с разными субъектами для достижения конкретных целей;

- саморазвитие в условиях неопределенности;

- креативное и вместе с тем критическое мышление;

- управление информацией, данными независимо от объема, характера и других аспектов.

Современные дети с ранних лет включаются в цифровую среду, овладевают планшетами, телефонами и иными электронными устройствами. Если в рамках дошкольных образовательных учреждений не ведется работа, нацеленная на развитие цифровых компетенций дошкольников, все отмеченные средства становятся для дошкольников всего лишь игрушками. Но возможности средств цифровой среды куда шире и не ограничиваются игровой деятельностью либо предметами связи с родителями.

Развитие цифровых компетенций детей - гарантия осознания ими, что компьютерная техника и подобные электронные устройства - инструменты как развлечений, так и образования, решения сложных практических задач.

Изложение основного материала статьи. Представленной теме посвящали свои работы многие современные ученые (С.В. Еманова, Т.В. Калинина, Н.А. Муртазина и др.). Особый вклад в развитие понимания и представлений, касающихся цифровых компетенций и их формирования на базе дошкольных образовательных учреждений, внесли такие исследователи как А.А. Потапов, рассмотревший соответствующие вопросы в аспекте технологической компетентности дошкольников; С.Е. Шукшина, которая подчеркнула невозможность полноценного естественно-научного воспитания детей в эпоху информационного общества без привязки к изменениям, обусловленным цифровизацией и информатизацией всех сфер.

Повышенным интересом современных ученых к теме развития цифровых компетенций дошкольников можно дополнительно обосновать актуальность теоретического исследования.

Организация современной цифровой среды в дошкольных образовательных учреждениях способствует реализации ряда принципов, предусмотренных ФГОС дошкольного образования. Об этом говорит С.Е. Шукшина в своей работе [7], которая отмечает, что развитие цифровых компетенций - неотъемлемая часть как общего, так и естественно-научного развития современных дошкольников.

С.Е. Шукшина полагает, что благодаря соответствующей работе педагоги и воспитатели могут добиться ряда положительных эффектов. Это:

- формирования цифровой грамотности детей с разными способностями и возможностями;

- выстраивание образовательной деятельности с учетом особенностей каждого ребенка на фоне цифровизации и компьютеризации всех сфер;

- решение задач, связанных с развитием творческого потенциала, обогащения развивающей среды дошкольных образовательных учреждений;

- формирование качеств инициативности, любознательности, ответственности, осознанного обращения с электронными устройствами и т.д. [7].

С.В. Еманова отмечает, что благодаря развитию цифровых компетенций в дошкольном возрасте удается добиться готовности детей к информационной среде современной школы, а именно:

- готовность к дистанционному обучению (вероятность на фоне ряда последних событий является повышенной);

- готовность к взаимодействию с педагогами во внеурочное время в социальных сетях, виртуальных сообществах;

- поиск информации для реализации проектов (как простых на уровне раннего обучения, так и сложных на этапе подготовки к школьной жизни);

- самостоятельное обучение в расширенном формате посредством общедоступных образовательных ресурсов [1].

И.В. Абанкина, А.А. Бочавер, А.А. Вавилова, рассмотревшие современное состояние дошкольного образования, выделили 5 ключевых цифровых компетенций дошкольников. Это:

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Предполагается, что дошкольник обладает способностью как минимум на базовом уровне пользоваться цифровыми средствами для взаимодействия с другими людьми, например, с родителями.

2. Саморазвитие. Данная компетенция в цифровом контексте предполагает, что ребенок обладает базовыми способностями в части постановки ближайших образовательных целей и их достижения путем применения компьютерной техники, интернета и не только.

3. Креативное мышление. Данная компетенция связана со способностью дошкольника решать образовательные задачи на этапе дошкольного детства нестандартно, использовать при этом альтернативные методы, частично или полностью цифровые.

4. Управление информацией. Предполагается, что дошкольник, владеющий такой компетенцией, может самостоятельно искать, анализировать разные цифровые источники для решения простых задач на уровне дошкольных образовательных учреждений.

5. Критическое цифровое мышление. Компетенция связана с предыдущей и предполагает способность оценивать информацию, представленную в виртуальных источниках, сопоставлять, строить логические умозаключения и т.д.

Т.В. Калинина в монографии, посвященной работе с дошкольниками в направлении формирования информационной культуры, утверждает, что в полной мере каждая из представленных в перечне компетенций не может быть развита у детей дошкольного возраста [2]. Оптимальной соответствующую работу она считает со старшими дошкольниками и школьниками. С мнением Т. В. Калининой трудно не согласиться. Если, например, коммуникация в цифровой среде как компетенция может быть развита даже у неопытного ребенка в возрасте 5-6 лет, то управление информацией, представленной в цифровых источниках, является объективно сложной. Дети могут обращаться к online-ресурсам, просматривать, изучать их, но исследование, анализ и сопоставление часто даются им с трудом.

Представленное не следует рассматривать как фактор, ограничивающий развитие цифровых компетенций в дошкольном возрасте. Как минимум на базовом уровне может быть сформирована каждая из представленных компетенций.

Для достижения отмеченной цели педагоги и воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны быть ответственными при решении соответствующих сложных задач. Необходимо, чтобы используемые ими образовательные и воспитательные модели соответствовали принципам цифровизации и информатизации.

А.А. Потапов, рассмотревший теоретические и практические аспекты формирования технологической компетенции детей в цифровой среде, пришел к ряду важных выводов. Он указывает на «...непосредственную связь образования с цифровыми компьютерными технологиями, предоставляющими новые возможности развития ... конкретной личности» [5]. Отсюда ясно, что современные дошкольные образовательные учреждения требуют компьютеризации и цифровизации, без чего развитие цифровых компетенций детей дошкольного возраста осложняется.

Г.В. Садыкова отмечает: «...важную роль занимает цифровая грамотность и развитие цифровых компетенций как у детей, так у и педагогов» [6]. То есть неподготовленный специалист не сможет помочь ребенку получить важные в контексте темы навыки. Так, успешная работа в направлении воспитания и образования дошкольников в цифровом плане предполагает:

- оснащенность современных дошкольных образовательных учреждений соответствующими техническими, электронными средствами;

цифровую грамотность педагогов и воспитателей.

-При реализации данных условий развитие цифровых компетенций дошкольников возможно рядом способов. С.Е. Еманова [1], Т.В. Калинина [2], А.А. Потапов [5] и другие предлагают такие подходы:

- занятия с компьютерной поддержкой;

- занятия с мультимедийным сопровождением.

Компьютерная поддержка предполагает использование специальных обучающих программ, часто игровых. Возможным является применение развивающих, диагностических игр. Обязательно использование компьютеров, соответствующего программного обеспечения.

Мультимедийная поддержка предполагает, что конкретное занятие будет представлено в формате презентации. Это обеспечивает наглядность, эмоциональную окраску, заинтересованность детей.

При работе с дошкольниками в программах развивающего характера предпочтительны темы, которые предложила Н.А. Муртазина [3]. Это:

- «Общение со сверстниками и родителями в социальных сетях и мессенджерах». Можно объяснить детям, как общаться, например, в WhatsApp;

- «Поиск информации в интернете». Достаточно установленного на компьютер браузера и темы занятия. Если оно посвящено, например, экологическому воспитанию, воспитатель может помочь детям найти с помощью поиска тематическую презентацию и просмотреть на компьютере в режиме онлайн.

Первый вариант развивает навыки коммуникации в цифровой среде, второй косвенно учит управлению информацией (как минимум в части поиска).

Для формирования трех других представленных компетенций (саморазвитие, креативное мышление и критическое) можно использовать темы, предложенные Т.В. Калининой. Это:

- «Я могу учиться с помощью интернета». Ход обыкновенного занятия аналогичен случаю с «Поиском информации...». Дети должны выполнить какое-либо задание, связанное с темой, например, подготовить посредством обращения к поисковой системе перечень всех гласных букв русского алфавита;

- «Я умею мыслить нестандартно». Занятие такого плана развивает одну из отмеченных компетенций - творческое мышление. Дети должны научиться на каком-либо примере выбирать альтернативные пути решения стандартных задач (подготовка перечня гласных в таблице, посредством инструментов Paint);

- «Я ответственно выбираю источники информации». Можно предложить дошкольникам 2 сайта с простыми материалами, на одном из которых достоверность будет исключена на фоне наличия многочисленной рекламы (или вирусов). Дети должны определить, какому ресурсу можно доверять [2].

Потому как цифровые компетенции требуют умений и знаний для работы не только с вычислительной техникой, но и со стандартными текстовыми, графическими редакторами, табличными и т.п., в процессе занятий желательно задействовать как минимум пакет Microsoft Office и другие базовые программы. Рисование в Paint, подготовка простой таблицы с гласными и согласными в Excel - нетрудные задачи, с которыми дети могут справиться с минимальной помощью взрослого.

Учитывая вышесказанное необходимо подчеркнуть, что в дошкольной образовательно-воспитательной среде возможным является развитие только базовых и универсальных цифровых компетенций. Профессиональные компетенции обычно формируются во время обучения в колледже, университете.

Группа базовых цифровых компетенций включает умения, знания, необходимые для работы:

- с вычислительной техникой;

- с разными файлами;

- с программами уровня Paint, «Блокнот».

Универсальные цифровые компетенции предполагают активное беспрепятственное использование:

- браузеров, поисковых систем;

- программ Word, Excel;

- мессенджеров (WhatsApp и др.) и т.д.

Любой взрослый должен учитывать вышеперечисленное при работе с дошкольниками в направлении развития цифровых компетенций. Предпочтительно наличие у него как минимум базовых и универсальных компетенций.

Внедрение в практику методов воспитания и образования, направленных на развитие цифровых компетенций в дошкольном возрасте, требует учета ряда аспектов. Среди существенных А.А. Потапов выделяет такие, как:

- свобода общения и взаимодействия. Необходимо, чтобы ребенок в процессе использования «умного» предмета мог беспрепятственно контактировать с другими детьми и взрослыми. Изолированное формирование и развитие цифровых компетенций не так результативно, как в случае с групповым форматом;

- использование характерных, детских видов деятельности. Игровая форма занятий предпочтительна. Простые задания, соответствующие возрасту - приоритет. Если воспитатель или педагог отдает предпочтение, например, усложненным вариантам проектной деятельности, вероятна низкая результативность. Интерес детей будет отсутствовать, как и увлеченность, понимание;

- обеспечение самостоятельности. Нужно, чтобы каждый дошкольник сам решал простые задачи. Минимальная помощь взрослого приветствуется, но с учетом особенностей развития конкретного ребенка;

- педагогическое сопровождение. Воспитатель или педагог должен направлять детей, расширять их деятельность, определять темы развития цифровых компетенций;

- поддержка творчества. Формальность и строгий регламент под условным запретом. Это плюс в контексте развития творческого и самостоятельно мышления как цифровой компетенции [5].

С.Е. Шукшина, ссылаясь на А.А. Потапова, обращает особое внимание на следующие аспекты [7]:

- материальная база дошкольного образовательного учреждения. Для развития цифровых компетенций дошкольников необходимо соответствующее оборудование (компьютеры, планшеты, проекторы, колонки и т.п.);

- здоровьесбережение. Занятия с детьми должны быть организованы так, чтобы вред здоровью дошкольников исключался. Режим деятельности в оптимальном случае должен соответствовать возрасту детей, требованиям санитарных правил.

В результате грамотной реализации образовательно-воспитательной работы по развитию цифровых компетенций в дошкольном возрасте, как отмечено Н.А. Муртазиной [3], Г.В. Садыковой [6] и С.Е. Шукшиной [7], развиваются следующие компоненты цифровой компетентности детей:

Знания, касающиеся:

- разных сфер использования цифровых устройств;

- применения гаджетов для достижения целей, связанных не только с развлечениями;

- рисков, обусловленных, например, недостоверными и потенциально опасными источниками (online-ресурсами) с вредоносным содержимым;

- функционирования интернета.

Навыки, минимально необходимые для:

- использования цифровых технологий;

- саморазвития, поиска информации в сети, творчества;

- цифровой коммуникации.

Мотивы, касающиеся:

- обучения с использованием цифровых средств и инструментов;

- применения полученных знаний и навыков осознанно для достижения разных целей.

Дополнительно современные ученые отмечают, что в результате грамотного формирования и последующего развития цифровых компетенций в дошкольном возрасте можно дать понять детям, какие есть условные правила использования устройств, а также развить стремление к их соблюдению. Так, формирование цифровой компетентности дошкольников -необходимость, обоснованная рядом современных исследователей. Это теоретический аспект.

В практическом контексте работа с дошкольниками в рассмотренном направлении необходима по причинам, связанным с предъявляемыми к полноценной личности в условиях цифровизации и компьютеризации всех сфер требованиями способности использовать цифровые устройства и знания правил безопасного обращения с ними; решения сложных задач, предполагающих работу с вычислительной техникой.

Благодаря целенаправленной работе с детьми по формированию и развитию цифровых компетенций в дошкольных образовательных учреждениях исключается:

- безответственное отношение к цифровым устройствам и правилам их использования;

- непонимание роли технологий в развитии современного общества независимо от сферы;

- недостаточность навыков использования цифровых устройств в прагматичных целях.

Цифровая среда - условие социального развития детей, а вместе с тем и культурного. Она характеризуется множеством возможностей, сопряженных с рисками. По этой причине работники современных дошкольных образовательных учреждений буквально обязаны развивать цифровые компетенции детей с раннего возраста.

Выводы. В результате теоретического анализа работ ряда современных авторов получены следующие выводы:

1. Наличие цифровых компетенций способствует коммуникации детей в виртуальной среде с разными субъектами, их саморазвитию, формированию креативности и навыков, необходимых для управления данными.

2. Включение дошкольников в цифровую среду происходит с ранних лет. Некоторые исследования показывают, что уже в 2-3 года дети активно обращаются с гаджетами. Частично это следствие воспитания, но независимо от причин использование гаджетов детьми должно быть осознанными, грамотными и исключающими любой риск. Поэтому и важно развивать цифровую компетентность дошкольников.

3. Организация современной цифровой среды дошкольных образовательных учреждений способствует полноценной реализации ряда принципов ФГОС дошкольного образования. Это неотъемлемая часть не только информационного развития: все сводится и к естественно-научному развитию детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Работа, проводимая в дошкольных образовательных учреждениях и направленная на формирование цифровых компетенций в дошкольном возрасте, способствует решению ряда задач: от обеспечения представлений о цифровой

грамотности до развития важных личностных качеств (инициативности, любознательности и осознанного обращения с электронными устройствами).

5. Цифровая компетентность состоит из коммуникации в виртуальной среде, саморазвития, креативного мышления, управления информацией и критическим подходом к оценке данных, представленных в цифровых источниках.

6. Дошкольники в полной мере овладеть цифровыми компетенциями могут только на базовом уровне. Связано это с возрастными особенностями, с аспектами развития интеллекта, мышления. Поэтому работа в современных дошкольных образовательных учреждениях в данном направлении должна реализовываться с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

7. Если в дошкольных образовательных учреждениях образовательно-воспитательная среда материально не обеспечена с точки зрения компьютеризации и информатизации, формирование и развитие цифровых компетенций дошкольников становится сложным.

Важно при этом, чтобы педагоги и воспитатели обладали соответствующими знаниями и навыками:

1. Занятия с детьми, нацеленные на развитие цифровой компетентности, могут быть реализованы в форматах компьютерного и мультимедийного сопровождения. Первое предполагает использование развивающих или обучающих программ, второе требует наглядности (демонстрация компьютерных средств, презентация, посвященная возможностям полезного использования мобильных телефонов (кроме звонков и игр) и т.д.).

2. Дошкольники могут результативно осваивать только базовые и универсальные цифровые компетенции.

3. В процессе образовательно-воспитательной работы с дошкольниками в направлении развития цифровой компетентности необходимы свобода общения и использование характерных детских видов деятельности, а также самостоятельность на фоне педагогического сопровождения.

Литература:

1. Еманова, С.В. Дополнительное образование в детском саду: учебное пособие / С.В. Еманова. - Курган: Курганский государственный университет, 2018. - 120 с.

2. Калинина, Т.В. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников: монография / Т.В. Калинина, Ю.А. Дмитриев. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. - 139 с.

3. Муртазина, Н.А. Актуальные проблемы дошкольного и начального математического образования и информатики: монография / Н.А. Муртазина, Н.П. Ходакова, С.Е. Шукшина. - Ульяновск: Зебра, 2019. - 111 с.

4. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / И.В. Абанкина, А.А. Бочавер, А.А. Вавилова и др. - Москва: издательство Высшей школы экономики, 2019. - 341 с.

5. Потапов, А.А. Формирование технологической компетентности детей в новой цифровой среде: монография / А.А. Потапов, Т.Н. Петрова, Т.В. Корниенко. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. - 199 с.

6. Садыкова, Г.В. Билингвизм в эпоху цифровых технологий / Г.В. Садыкова. - Казань: Казанский федеральный университет, 2021. - 167 с.

7. Шукшина, С.Е. Теоретические и методические аспекты естественно-научного образования детей 5-11 лет в условиях развития информационного общества: монография / С.Е. Шукшина, Н.П. Ходакова, Н.А. Муртазина. -Ульяновска: Зебра, 2020. - 115 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и МПАЯ Костина Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и МПАЯ Стуколова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОЛДЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проектирования и внедрения в педагогическую практику интерактивных фолдеров в качестве инструментов интенсификации процесса иноязычного образования, что является особенно значимым в условиях смещения популярности среди педагогов-практиков применяемых средств обучения в сторону информационных, мультимедийных средств. Автор работы выдвигает предположение о том, что по-прежнему важным является сохранение здоровья детей, привлечение интереса обучающихся к изучению иностранного языка через печатные дидактические материалы, не исключая при этом возможности оснащения последних специальными кодами для подключения к сети Интернет, поиска дополнительной информации, онлайн упражнений для языковой тренировки. Цель исследования -раскрыть актуальность идеи внедрения интерактивных фолдеров в процесс обучения английскому языку через обоснование методических рекомендаций по разработке проектов-примеров интерактивных фолдеров и заданий к ним. Методами проведённого исследования являются метод логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме интерактивности в образовательном процессе, инноваций в образовании; метод систематизации и обобщения данных теоретических источников, методы индукции и дедукции, метод аналитического обобщения, метод интерпретации результатов первичной апробации. Авторами представлены основные принципы, на которых базируется проектировка интерактивных фолдеров в обучении иностранному языку, языковые, условно-речевые, речевые упражнения для реализации потенциала интерактивных фолдеров на разных уровнях общего образования. Исследованы частично применяемые в РФ, папки с заданиями-играми, которые находят свое (несистемное) применение в сфере обучения дошкольников, в реализации методик раннего развития. Сделан вывод о том, что в обучении английскому языку такие дидактические разработки до сих пор не получили широкого распространения. Особое внимание уделяется необходимости системного применения интерактивных фолдеров в процессе работы над различными темами на уроках английского языка, в том числе, в качестве инструмента развития аспектных языков навыков. Автор делает вывод о высоком потенциале реализации интерактивных фолдеров в иноязычном образовании в Российской школе. Рассматривается возможность использования QR кодов для расширения круга возможностей работы с представленной дидактической разработкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.