Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОЛДЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОЛДЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОЛДЕР / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Наталья Геннадьевна, Стуколова Елена Александровна

В статье обоснована актуальность проектирования и внедрения в педагогическую практику интерактивных фолдеров в качестве инструментов интенсификации процесса иноязычного образования, что является особенно значимым в условиях смещения популярности среди педагогов-практиков применяемых средств обучения в сторону информационных, мультимедийных средств. Автор работы выдвигает предположение о том, что по-прежнему важным является сохранение здоровья детей, привлечение интереса обучающихся к изучению иностранного языка через печатные дидактические материалы, не исключая при этом возможности оснащения последних специальными кодами для подключения к сети Интернет, поиска дополнительной информации, онлайн упражнений для языковой тренировки. Цель исследования - раскрыть актуальность идеи внедрения интерактивных фолдеров в процесс обучения английскому языку через обоснование методических рекомендаций по разработке проектов-примеров интерактивных фолдеров и заданий к ним. Методами проведённого исследования являются метод логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме интерактивности в образовательном процессе, инноваций в образовании; метод систематизации и обобщения данных теоретических источников, методы индукции и дедукции, метод аналитического обобщения, метод интерпретации результатов первичной апробации. Авторами представлены основные принципы, на которых базируется проектировка интерактивных фолдеров в обучении иностранному языку, языковые, условно-речевые, речевые упражнения для реализации потенциала интерактивных фолдеров на разных уровнях общего образования. Исследованы частично применяемые в РФ, папки с заданиями-играми, которые находят свое (несистемное) применение в сфере обучения дошкольников, в реализации методик раннего развития. Сделан вывод о том, что в обучении английскому языку такие дидактические разработки до сих пор не получили широкого распространения. Особое внимание уделяется необходимости системного применения интерактивных фолдеров в процессе работы над различными темами на уроках английского языка, в том числе, в качестве инструмента развития аспектных языков навыков. Автор делает вывод о высоком потенциале реализации интерактивных фолдеров в иноязычном образовании в Российской школе. Рассматривается возможность использования QR кодов для расширения круга возможностей работы с представленной дидактической разработкой. Предлагается проектирование интерактивных фолдеров в корреляции с различными учебно-методическими комлексами, для каждого конкретного года обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костина Наталья Геннадьевна, Стуколова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FOLDER AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING

The paper substantiates the relevance of designing and introducing of interactive folders into pedagogical practice as tools of intensifying the process of foreign language teaching, which is especially significant in the context of a growing popularity of the information and multimedia means usage. The author suggests that it is still important to preserve the health of children, to attract students' interest to foreign language learning through printed teaching materials, while not excluding the possibility of adding to the latter special codes (QR codes) for Internet connection, searching for additional information, exercises for language training. The purpose of the article is to reveal the importance of the idea of introducing interactive folders into the English teaching process through the recommendations of projects-examples of interactive folders planning development. The research methods are the method of logical-theoretical analysis of scientific literature devoted to the problem of interactivity of the educational process, innovations in education; parametric analysis, content analysis, the method of systematization and generalization of theoretical sources data, methods of induction and deduction, the method of analytical generalization, method of interpreting the results of primary testing. The basic principles on which the design of interactive folders in teaching a foreign language is based, aspect, semi-communicative, communicative exercises for uncovering the potential of interactive folders at different levels of general education are presented. Partially used in the Russian Federation, folders with attention-grabbing tasks-games find their application in the field of teaching preschoolers, in the process of early development, however, in teaching English, such educational tools have not yet become widespread. Particular attention is paid to the need for systematic use of interactive folders in the process of working on various topics at the lessons of English, as well as a tool of linguistic skills development. The author concludes that there is a high potential for the implementation of interactive folders in the foreign language teaching in Russian schools. The possibility of using QR codes to expand the range of opportunities for working with the presented educational tool is being considered. It is proposed to design interactive folders in correlation with various educational and methodological complexes.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОЛДЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

грамотности до развития важных личностных качеств (инициативности, любознательности и осознанного обращения с электронными устройствами).

5. Цифровая компетентность состоит из коммуникации в виртуальной среде, саморазвития, креативного мышления, управления информацией и критическим подходом к оценке данных, представленных в цифровых источниках.

6. Дошкольники в полной мере овладеть цифровыми компетенциями могут только на базовом уровне. Связано это с возрастными особенностями, с аспектами развития интеллекта, мышления. Поэтому работа в современных дошкольных образовательных учреждениях в данном направлении должна реализовываться с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

7. Если в дошкольных образовательных учреждениях образовательно-воспитательная среда материально не обеспечена с точки зрения компьютеризации и информатизации, формирование и развитие цифровых компетенций дошкольников становится сложным.

Важно при этом, чтобы педагоги и воспитатели обладали соответствующими знаниями и навыками:

1. Занятия с детьми, нацеленные на развитие цифровой компетентности, могут быть реализованы в форматах компьютерного и мультимедийного сопровождения. Первое предполагает использование развивающих или обучающих программ, второе требует наглядности (демонстрация компьютерных средств, презентация, посвященная возможностям полезного использования мобильных телефонов (кроме звонков и игр) и т.д.).

2. Дошкольники могут результативно осваивать только базовые и универсальные цифровые компетенции.

3. В процессе образовательно-воспитательной работы с дошкольниками в направлении развития цифровой компетентности необходимы свобода общения и использование характерных детских видов деятельности, а также самостоятельность на фоне педагогического сопровождения.

Литература:

1. Еманова, С.В. Дополнительное образование в детском саду: учебное пособие / С.В. Еманова. - Курган: Курганский государственный университет, 2018. - 120 с.

2. Калинина, Т.В. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников: монография / Т.В. Калинина, Ю.А. Дмитриев. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. - 139 с.

3. Муртазина, Н.А. Актуальные проблемы дошкольного и начального математического образования и информатики: монография / Н.А. Муртазина, Н.П. Ходакова, С.Е. Шукшина. - Ульяновск: Зебра, 2019. - 111 с.

4. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / И.В. Абанкина, А.А. Бочавер, А.А. Вавилова и др. - Москва: издательство Высшей школы экономики, 2019. - 341 с.

5. Потапов, А.А. Формирование технологической компетентности детей в новой цифровой среде: монография / А.А. Потапов, Т.Н. Петрова, Т.В. Корниенко. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. - 199 с.

6. Садыкова, Г.В. Билингвизм в эпоху цифровых технологий / Г.В. Садыкова. - Казань: Казанский федеральный университет, 2021. - 167 с.

7. Шукшина, С.Е. Теоретические и методические аспекты естественно-научного образования детей 5-11 лет в условиях развития информационного общества: монография / С.Е. Шукшина, Н.П. Ходакова, Н.А. Муртазина. -Ульяновска: Зебра, 2020. - 115 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и МПАЯ Костина Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и МПАЯ Стуколова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОЛДЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проектирования и внедрения в педагогическую практику интерактивных фолдеров в качестве инструментов интенсификации процесса иноязычного образования, что является особенно значимым в условиях смещения популярности среди педагогов-практиков применяемых средств обучения в сторону информационных, мультимедийных средств. Автор работы выдвигает предположение о том, что по-прежнему важным является сохранение здоровья детей, привлечение интереса обучающихся к изучению иностранного языка через печатные дидактические материалы, не исключая при этом возможности оснащения последних специальными кодами для подключения к сети Интернет, поиска дополнительной информации, онлайн упражнений для языковой тренировки. Цель исследования -раскрыть актуальность идеи внедрения интерактивных фолдеров в процесс обучения английскому языку через обоснование методических рекомендаций по разработке проектов-примеров интерактивных фолдеров и заданий к ним. Методами проведённого исследования являются метод логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме интерактивности в образовательном процессе, инноваций в образовании; метод систематизации и обобщения данных теоретических источников, методы индукции и дедукции, метод аналитического обобщения, метод интерпретации результатов первичной апробации. Авторами представлены основные принципы, на которых базируется проектировка интерактивных фолдеров в обучении иностранному языку, языковые, условно-речевые, речевые упражнения для реализации потенциала интерактивных фолдеров на разных уровнях общего образования. Исследованы частично применяемые в РФ, папки с заданиями-играми, которые находят свое (несистемное) применение в сфере обучения дошкольников, в реализации методик раннего развития. Сделан вывод о том, что в обучении английскому языку такие дидактические разработки до сих пор не получили широкого распространения. Особое внимание уделяется необходимости системного применения интерактивных фолдеров в процессе работы над различными темами на уроках английского языка, в том числе, в качестве инструмента развития аспектных языков навыков. Автор делает вывод о высоком потенциале реализации интерактивных фолдеров в иноязычном образовании в Российской школе. Рассматривается возможность использования QR кодов для расширения круга возможностей работы с представленной дидактической разработкой.

Предлагается проектирование интерактивных фолдеров в корреляции с различными учебно-методическими комлексами, для каждого конкретного года обучения английскому языку.

Ключевые слова: интерактивность процесса обучения, дидактический инструмент, принцип обучения, интерактивный фолдер, естественная мотивация, коммуникативная компетенция, дидактическая игра.

Annotation. The paper substantiates the relevance of designing and introducing of interactive folders into pedagogical practice as tools of intensifying the process of foreign language teaching, which is especially significant in the context of a growing popularity of the information and multimedia means usage. The author suggests that it is still important to preserve the health of children, to attract students' interest to foreign language learning through printed teaching materials, while not excluding the possibility of adding to the latter special codes (QR codes) for Internet connection, searching for additional information, exercises for language training. The purpose of the article is to reveal the importance of the idea of introducing interactive folders into the English teaching process through the recommendations of projects-examples of interactive folders planning development. The research methods are the method of logical-theoretical analysis of scientific literature devoted to the problem of interactivity of the educational process, innovations in education; parametric analysis, content analysis, the method of systematization and generalization of theoretical sources data, methods of induction and deduction, the method of analytical generalization, method of interpreting the results of primary testing. The basic principles on which the design of interactive folders in teaching a foreign language is based, aspect, semi-communicative, communicative exercises for uncovering the potential of interactive folders at different levels of general education are presented. Partially used in the Russian Federation, folders with attention-grabbing tasks-games find their application in the field of teaching preschoolers, in the process of early development, however, in teaching English, such educational tools have not yet become widespread. Particular attention is paid to the need for systematic use of interactive folders in the process of working on various topics at the lessons of English, as well as a tool of linguistic skills development. The author concludes that there is a high potential for the implementation of interactive folders in the foreign language teaching in Russian schools. The possibility of using QR codes to expand the range of opportunities for working with the presented educational tool is being considered. It is proposed to design interactive folders in correlation with various educational and methodological complexes.

Key words: interactivity of the learning process, educational tool, teaching principle, interactive folder, natural motivation, communicative competence, didactic game.

Введение. В условиях актуальных изменений сферы образования, касающихся внедрения новых компьютерных программ, привлечения ресурсов сети Интернет, информационных технологий, включения современных технических средств (планшетов, смартфонов, шлемов дополненной и виртуальной реальности) в образовательный процесс, мотивирующие печатные издания постепенно теряют свою популярность и значимость.

Несомненно, развитие компетенции в области владения информационно-коммуникационными средствами - одна из важнейших задач при формировании личности будущего выпускника школы. Сегодня ясно, что у школы нет иной альтернативы, кроме радикального изменения содержания, методов и организационных форм обучения, использования новых информационных технологий. Однако использование традиционных дидактических разработок, представленных на бумажных носителях, остается приоритетным в условиях российской школы.

Последнее продиктовано не только негативными факторами, например, недостаточной оснащенностью школ техническими средствами и высокоскоростным подключением к сети Интернет, но и необходимостью сохранения здоровья, в том числе, зрения, обучающихся, привлечения в учебных процесс средств, предоставляющих возможность тактильных ощущений, снятия "лишнего" напряжения, повышения мотивации через непосредственное влияние на органы чувств обучающихся не излучающими, а отражающими свет средствами.

Изложение основного материала статьи. Изучением развития иноязычной коммуникативной компетенции и ее составляющих на уроках английского языка в настоящее время занимаются исследователи М.М. Абдусаламов, Ю.В. Плеханова, Т.С. Садковская, С.Н. Сардарова и проч. [6-8]. Вопросу разработки эффективных раздаточных дидактических материалов и применения нетехнических средств наглядности в обучении английскому языку, проблеме применения дидактических игр посвящены работы Т.Ю. Журиной, А.С. Кисельникова, В.Н. Семерджиди, Е.И. Шеваршиновой и других исследователей [1; 3; 9; 14].

Однако, учитывая результатам анализа научно-методической литературы, можно утверждать недостаточную разработанность проблемы проектирования дидактических папок (фолдеров) для развития иноязычных аспектных и речевых умений и навыков обучающихся и приёмов работы с данными папками.

Основными требованиями к условиям процесса обучения иностранному языку в школе, является постоянное сохранение высокого уровня мотивации обучающихся, а также вовлечение обучающихся в процесс изучения и применения иностранного языка. Естественная мотивация - базис для вовлечения учащихся в освоение содержания образования. В основе интерактивного обучения, лежит такая организация учебного процесса, при котором, обучающиеся вовлекаются в образовательный процесс в равной степени, получают возможность проявить себя в полной мере. Условия эти, в последнее время, чаще всего создаются педагогами-практиками посредством реализации возможностей информационных технологий и мультимедиа, большое количество ученых посвящают свои работы именно применению сети Интернет, современных средств связи в обучении. Однако, вне поля внимания исследователей и практикующих специалистов остается возможность разработки эффективных, интегрированных в образовательный процесс, но потенциально возможных для использования в качестве самостоятельных средств развития языковых навыков обучающихся, формирования иноязычной коммуникативной компетенции интерактивных фолдеров.

Под дидактическим материалом вслед за В.Б. Моисеевым мы понимаем особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени [5]. Рассматривая дидактическую игру как разновидность игр, специально разрабатываемых педагогической наукой в целях обучения и воспитания детей, мы ориентируемся в контексте данного исследования на материальной стороне дидактической игры, ее физической репрезентации в виде наглядной разработки с упражнениями, мотивирующими заданиями.

Интерактивный фолдер - это дидактическая разработка, представленная на бумажном носителе дидактическая игра, инструмент обучения иностранному языку, позволяющий решать несколько дидактических задач одновременно, добиваясь, в том числе, повышения естественного интереса и учебной мотивации обучающихся.

По результатам теоретического анализа исследований отечественных ученых последних лет, а также при учете традиционных представлений ведущих ученых-методистов, занимающихся изучением методики обучения иностранным языкам, авторами работы были сформулированы основные принципы, которые должны быть реализованы при проектировании дидактических разработок (интерактивных фолдеров), применяемых в процессе обучения английскому языку в первоочередном порядке:

1. Принципы сознательности и осознанности, при реализации которых предполагается не только осознанность с точки зрения понимания изучаемого материала, грамматических структур, лексических единиц, но и сознательность с точки зрения подхода самого обучающегося к образовательному процессу. Через осознание значений и функций к автоматическому решению коммуникативных задач посредством освоенных структур, клише, слов и выражений.

2. Принцип развития мотивации и поддержания естественного интереса обучающихся. Любое упражнение, аудиторное или предполагающее самостоятельную работу дома, дополнительные занятия помимо школьной программы -все это должно восприниматься обучающимся как мотивирующую, влекущую за собой желание продолжать овладение английским языком деятельность.

3. Принцип учета личностных характеристик, интересов и способностей обучающихся.

4. Принцип наглядности. Особенно актуален учет данного принципа при ориентации на три типа обучающихся в соответствии с каналом восприятия информации. «Обучающийся-визуал» лучше запоминает визуальную информацию, «аудиал» восприимчив к аудио источникам, а для «кинестета» важно чувственно-двигательное осознание содержания обучения.

5. Принцип сочетания вербальной и невербальной составляющей презентации компонентов содержания обучения. Схематичность, необходимость переработки информации из графической в вербальную и наоборот, сочетание вербальной и невербальной составляющей в презентации содержания обучения напрямую связано с принципом наглядности.

6. Принцип функциональности, коммуникативности. Данный принцип предполагает обучение английскому языку как средству решения коммуникативных задач, достижения коммуникативных целей в процессе непосредственной и опосредованной коммуникации.

7. Принцип репетативности. Постоянное повторение структур, клише, аспектных единиц в варьирующихся ситуациях коммуникации позволяет овладеть ими в полной мере.

8. Принцип приоретизации устного опережения.

9. Принцип эвристичности. Новизна и непроизвольное запоминание играют важнейшую роль как в условиях овладения языком в реальной жизни, так и в процессе обучения. Этот принцип не противоречит, а сосуществует с принципом осознанности и сознательности.

10. Принцип программируемости обучения.

11. Принцип комплексного развития когнитивных умений, воображения и творчества обучающихся.

Помимо вышеперечисленного, при разработке дидактического материала следует опираться на ключевые компоненты ведущих подходов к разработке концептуальных основ урока иностранного языка: «образование в течение всей жизни»; персонализированное обучение, предполагающий тьюторскую поддержку обучающихся в процессе преподавания иностранных языков и культур, а также системный учет особенностей индивидуально-личностных и культурных характеристик; практико-ориентированное обучение [4, С. 218]. Интерактивный фолдер, позволяя учитывать требование реализации приведенных выше принципов должен, помимо всего прочего, обладать яркими, красочными иллюстрациями и предлагать различные виды действий в рамках одного варианта разработки.

Приведем пример сочетающихся заданий по теме «Транспорт. Виды Транспорта» (рисунок 1):

1. Take out a card, read a definition / description and let your groupmates guess the means of transport (use the example).

2. Say what means of transport or a vehicle can be used in the pictures (give your reasons).

3. Look at the picture, describe what is happening and choose a means of transport or vehicle to help people (use the example).

4. Look at the row of different vehicles, choose the odd one, explain your opinion (use the example).

5. Spin the wheel, stop, name the means of transport and mark it as "(on) land transport", "air transport", "water transport", "underwater vehicle", "space transport" or "underground vehicle" (use the example).

6. Find the objects in the picture and say what special services need them in their work (use the example).

Рисунок 1. Макет интерактивного фолдера для работы на уроках английского языка по теме

«Транспорт. Виды транспорта»

Представим в качестве примера задания к разработке по теме «Tenses. Active voice» на макете-схеме фолдера (рисунок 2).

Рисунок 2. Макет интерактивного фолдера для работы на уроках английского языка по теме «Времена

английского глагола»

Не менее важной является разработка фолдеров для обучающихся уровней основного общего и среднего образования общего образования. Особенно актуальным в современном мире представляется обучение школьников бережному отношению к окружающей среде, миру вокруг (рисунок 3).

1. There are a lot of problems facing people on our planet Earth nowadays. Pick out a card. Examine the picture and name the problem that demands the world action. In short, describe the causes and possible ways out.

2. Spin the wheel, choose debatable problem to discuss and resolve.

3. Match the causes and the results of the environmental pollution.

4. Look at the pictures, follow the connections between the types of pollutants, ways they are produced, time to biodegrade the material and ways to make them innocuous (harmless).

5. Read the Code of ecological rules. Correct the mistakes (there can be both grammatical mistakes and semantic ones), choose the best rules, add your own and comment on them.

Рисунок 3. Макет интерактивного фолдера для работы на уроках английского языка по теме

«Окружающий мир»

Выводы. Итак, обеспечение учебно-методического сопровождения школьников в процессе изучения английского языка возможно через применение интерактивных фолдеров, наглядных материалов, разработанных в соответствии с принципами обучения английскому языку, для создания условий сохранения и повышения уровня мотивации обучающихся к изучению иностранного языка на уроках и во внеурочное время.

Однако, эффективность данной разработки не подразумевает отказа от использования информационных технологий, под которыми авторы понимают процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов в обучении английскому языку, в том числе, при применении интерактивных фолдеров [13]. Для дальнейшей работы с последними предполагается применение QR-кодов, считывая которые при помощи смартфонов, обучающиеся получают доступ к дополнительной информации, сайтам с транскрипцией и дефинициями необходимых слов, иллюстрациями.

Литература:

1. Журина, Т.Ю. Английский язык. Тренировочные задания и упражнения к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой "Новый курс английского языка для российских школ". 5-6 классы. 1-2-й годы обучения / Т.Ю. Журина. - М.: Дрофа, 2010. - 141 с.

2. Комарова, Ю.А. Английский язык. учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт. - М.: «Русское слово - учебник»: 2017. - 119 с.

3. Кисельников, А.С. Изоморфизм учебно-дидактических экзаменационных текстов раздела "чтение" (на материале языковых испытаний ТРКИ-2, ЕГЭ по английскому языку и FCE) / А.С. Кисельников // Новые тенденции развития гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2014. -С. 36-41

4. Логина, М.В. Особенности преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики / М.В. Логина // Образование и Право. - 2020. - № 2. - С. 217-219

5. Моисеев, В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования / В.Б. Моисеев. - Пенза, 2002. - 118 с.

6. Плеханова, Ю.В. Использование социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Плеханова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 2. - №2. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43171392_50342843.pdf (дата обращения: 23.07.2021)

7. Садковская, Т.С. Инновационный подход в обучении иноязычному говорению с целью развития коммуникативной компетенции школьников / Т.С. Садковская // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2021. - №1. - С. 53-59

8. Сардарова, С.Н. Дискуссия как эффективный инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции и познавательного развития учащихся / С.Н. Сардарова, М.М. Абдусаламов // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №3. - С. 196-199

9. Семерджиди, В.Н. Дидактический текст по иностранному языку как креолизованный текст (на материале современных учебников английского и русского языков) / В.Н. Семерджиди // Вестник воронежского государственного университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - №1. - С. 146-149

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Мипросвещения России от 31.05.2021 № 286) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 26.11.2021)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказов Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.11.2021)

12. ФГОС [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.09.2021)

13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021). Ст. 2 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 23.03.2021)

14. Шеваршинова, Е.И. Использование лингводидактического потенциала печатных медиатекстов в процессе обучения английскому языку в школе и вузе / Е.И. Шеваршинова // Проблемы современной лингводидактики. - 2021. -№17. - С. 45-51

15. Handoutsonline [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://handoutsonline.com/ (дата обращения: 03.01.2023)

Педагогика

УДК 377.1

преподаватель кафедры физической подготовки Кочнев Иван Юрьевич

Казанский юридический институт МВД РФ (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры Рыбалкин Дмитрий Александрович Казанский юридический институт МВД РФ (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Романюк Оксана Николаевна

Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РФ

Аннотация. Безопасное поведение является основополагающим критерием личности курсанта и слушателя вуза МВД РФ. На формирование личности безопасного типа поведения важно опираться, начиная с первого курса обучения. Для определения уровня данного критерия важно проводить диагностические тестирования будущих сотрудников системы МВД РФ для последующей работы по развитию важных качеств и личностных характеристик. Без своевременной диагностики невозможно спрогнозировать и сформировать основы дальнейшей работы с курсантами, так как без реальных данных учебно-воспитательная работа превращается в теорию, утрачивая свою практическую направленность. В статье дается понятие личности безопасного типа поведения курсантов и слушателей вузов МВД. Также определяются компоненты безопасного типа поведения. На основании выделенных компонентов, выделяются педагогические условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.