Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РФ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РФ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочнев Иван Юрьевич, Рыбалкин Дмитрий Александрович, Романюк Оксана Николаевна

Безопасное поведение является основополагающим критерием личности курсанта и слушателя вуза МВД РФ. На формирование личности безопасного типа поведения важно опираться, начиная с первого курса обучения. Для определения уровня данного критерия важно проводить диагностические тестирования будущих сотрудников системы МВД РФ для последующей работы по развитию важных качеств и личностных характеристик. Без своевременной диагностики невозможно спрогнозировать и сформировать основы дальнейшей работы с курсантами, так как без реальных данных учебно-воспитательная работа превращается в теорию, утрачивая свою практическую направленность. В статье дается понятие личности безопасного типа поведения курсантов и слушателей вузов МВД. Также определяются компоненты безопасного типа поведения. На основании выделенных компонентов, выделяются педагогические условия безопасного типа поведения будущих сотрудников системы МВД РФ. Обосновывается важность и необходимость диагностических исследования личности безопасного типа поведения среди курсантов и слушателей. На основе этого исследования был сделан вывод, что существует ряд личностных характеристик, которые могут обеспечить условия личности безопасного типа поведения при выполнении профессиональных задач. Но важны не только личностные характеристики курсантов и слушателей вузов МВД РФ, но и те, которые приобретаются в процессе обучения. Практическое значение статьи заключается в том, что она может служить четким пониманием того, что личные качества будущих сотрудников системы МВД РФ важно диагностировать для дальнейшего улучшения учебно-воспитательного процесса, непосредственно направленного на формирование и развития личности безопасного типа поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочнев Иван Юрьевич, Рыбалкин Дмитрий Александрович, Романюк Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC GROUNDS FOR DETERMINING THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EDUCATING A SAFE TYPE OF PERSONALITY AMONG CADETS AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Safe behavior is a fundamental criterion of the personality of a cadet and a student of the University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It is important to rely on the formation of a personality of a safe type of behavior, starting from the first year of training. To determine the level of this criterion, it is important to conduct diagnostic tests of future employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for subsequent work on the development of important qualities and personal characteristics. Without timely diagnostics, it is impossible to predict and form the basis for further work with cadets, since without real data, educational work turns into theory, losing its practical orientation. The article gives the concept of the personality of a safe type of behavior of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs. The components of a safe type of behavior are also defined. Based on the selected components, the pedagogical conditions of the safe type of behavior of future employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are highlighted. The importance and necessity of diagnostic studies of the personality of a safe type of behavior among cadets and trainees is substantiated. Based on this study, it was concluded that there are a number of personal characteristics that can provide conditions for a person of a safe type of behavior when performing professional tasks. But not only the personal characteristics of cadets and students of the universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are important, but also those that are acquired in the learning process. The practical significance of the article lies in the fact that it can serve as a clear understanding that it is important to diagnose the personal qualities of future employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in order to further improve the educational process directly aimed at the formation and development of a safe type of behavior personality.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РФ»

Выводы. Итак, обеспечение учебно-методического сопровождения школьников в процессе изучения английского языка возможно через применение интерактивных фолдеров, наглядных материалов, разработанных в соответствии с принципами обучения английскому языку, для создания условий сохранения и повышения уровня мотивации обучающихся к изучению иностранного языка на уроках и во внеурочное время.

Однако, эффективность данной разработки не подразумевает отказа от использования информационных технологий, под которыми авторы понимают процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов в обучении английскому языку, в том числе, при применении интерактивных фолдеров [13]. Для дальнейшей работы с последними предполагается применение QR-кодов, считывая которые при помощи смартфонов, обучающиеся получают доступ к дополнительной информации, сайтам с транскрипцией и дефинициями необходимых слов, иллюстрациями.

Литература:

1. Журина, Т.Ю. Английский язык. Тренировочные задания и упражнения к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой "Новый курс английского языка для российских школ". 5-6 классы. 1-2-й годы обучения / Т.Ю. Журина. - М.: Дрофа, 2010. - 141 с.

2. Комарова, Ю.А. Английский язык. учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт. - М.: «Русское слово - учебник»: 2017. - 119 с.

3. Кисельников, А.С. Изоморфизм учебно-дидактических экзаменационных текстов раздела "чтение" (на материале языковых испытаний ТРКИ-2, ЕГЭ по английскому языку и FCE) / А.С. Кисельников // Новые тенденции развития гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2014. -С. 36-41

4. Логина, М.В. Особенности преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики / М.В. Логина // Образование и Право. - 2020. - № 2. - С. 217-219

5. Моисеев, В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования / В.Б. Моисеев. - Пенза, 2002. - 118 с.

6. Плеханова, Ю.В. Использование социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Плеханова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 2. - №2. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43171392_50342843.pdf (дата обращения: 23.07.2021)

7. Садковская, Т.С. Инновационный подход в обучении иноязычному говорению с целью развития коммуникативной компетенции школьников / Т.С. Садковская // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2021. - №1. - С. 53-59

8. Сардарова, С.Н. Дискуссия как эффективный инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции и познавательного развития учащихся / С.Н. Сардарова, М.М. Абдусаламов // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №3. - С. 196-199

9. Семерджиди, В.Н. Дидактический текст по иностранному языку как креолизованный текст (на материале современных учебников английского и русского языков) / В.Н. Семерджиди // Вестник воронежского государственного университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - №1. - С. 146-149

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Мипросвещения России от 31.05.2021 № 286) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 26.11.2021)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказов Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.11.2021)

12. ФГОС [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.09.2021)

13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021). Ст. 2 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 23.03.2021)

14. Шеваршинова, Е.И. Использование лингводидактического потенциала печатных медиатекстов в процессе обучения английскому языку в школе и вузе / Е.И. Шеваршинова // Проблемы современной лингводидактики. - 2021. -№17. - С. 45-51

15. Handoutsonline [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://handoutsonline.com/ (дата обращения: 03.01.2023)

Педагогика

УДК 377.1

преподаватель кафедры физической подготовки Кочнев Иван Юрьевич

Казанский юридический институт МВД РФ (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры Рыбалкин Дмитрий Александрович Казанский юридический институт МВД РФ (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Романюк Оксана Николаевна

Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РФ

Аннотация. Безопасное поведение является основополагающим критерием личности курсанта и слушателя вуза МВД РФ. На формирование личности безопасного типа поведения важно опираться, начиная с первого курса обучения. Для определения уровня данного критерия важно проводить диагностические тестирования будущих сотрудников системы МВД РФ для последующей работы по развитию важных качеств и личностных характеристик. Без своевременной диагностики невозможно спрогнозировать и сформировать основы дальнейшей работы с курсантами, так как без реальных данных учебно-воспитательная работа превращается в теорию, утрачивая свою практическую направленность. В статье дается понятие личности безопасного типа поведения курсантов и слушателей вузов МВД. Также определяются компоненты безопасного типа поведения. На основании выделенных компонентов, выделяются педагогические условия

безопасного типа поведения будущих сотрудников системы МВД РФ. Обосновывается важность и необходимость диагностических исследования личности безопасного типа поведения среди курсантов и слушателей. На основе этого исследования был сделан вывод, что существует ряд личностных характеристик, которые могут обеспечить условия личности безопасного типа поведения при выполнении профессиональных задач. Но важны не только личностные характеристики курсантов и слушателей вузов МВД РФ, но и те, которые приобретаются в процессе обучения. Практическое значение статьи заключается в том, что она может служить четким пониманием того, что личные качества будущих сотрудников системы МВД РФ важно диагностировать для дальнейшего улучшения учебно-воспитательного процесса, непосредственно направленного на формирование и развития личности безопасного типа поведения.

Ключевые слова: курсанты вузов МВД РФ, личностные характеристики, личность безопасного типа поведения, компоненты личности безопасного типа поведения, педагогические условия, диагностические основания.

Annotation. Safe behavior is a fundamental criterion of the personality of a cadet and a student of the University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It is important to rely on the formation of a personality of a safe type of behavior, starting from the first year of training. To determine the level of this criterion, it is important to conduct diagnostic tests of future employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for subsequent work on the development of important qualities and personal characteristics. Without timely diagnostics, it is impossible to predict and form the basis for further work with cadets, since without real data, educational work turns into theory, losing its practical orientation. The article gives the concept of the personality of a safe type of behavior of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs. The components of a safe type of behavior are also defined. Based on the selected components, the pedagogical conditions of the safe type of behavior of future employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are highlighted. The importance and necessity of diagnostic studies of the personality of a safe type of behavior among cadets and trainees is substantiated. Based on this study, it was concluded that there are a number of personal characteristics that can provide conditions for a person of a safe type of behavior when performing professional tasks. But not only the personal characteristics of cadets and students of the universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are important, but also those that are acquired in the learning process. The practical significance of the article lies in the fact that it can serve as a clear understanding that it is important to diagnose the personal qualities of future employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in order to further improve the educational process directly aimed at the formation and development of a safe type of behavior personality.

Key words: cadets of the universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, personal characteristics, the personality of the safe type of behavior, components of the personality of the safe type of behavior, pedagogical conditions, diagnostic grounds.

Введение. В современных реалиях к выпускникам вузов МВД РФ предъявляются строгие требования, среди которых особенно следует отметить психологическую устойчивость и безопасность личности будущих сотрудников силовых ведомств. В образовательной системе должны быть разработаны методики диагностических исследований, основанные на педагогических условиях воспитания личности безопасного типа поведения у курсантов и слушателей, так без проведения диагностик невозможно безошибочно спрогнозировать пути и методы учебно-воспитательной работы по формированию правильного психологического поведения у данной категории обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Безопасность личности является насущной проблемой современного общества, поскольку глобализация и научно-технические процессы представляют собой угрозу для психологической устойчивости личности и порождают различные конфликты между людьми различного характера.

На нынешнем этапе социального развития и повышения опасности вопросы обеспечения личности безопасного типа поведения важно учитывать в профессиональной деятельности [8, C. 2].

По мнению А.Я. Коджаспирова, личность безопасного типа поведения - это личность, ориентированная на гуманистические отношения с окружающими, способная вести продуктивную деятельность по поддержанию психического и физического здоровья, защите социума от внешних угроз. Личность с безопасным типом поведения может предвидеть, избегать, анализировать риски и при необходимости предпринимать необходимые разумные действия [2, C. 230].

Г.Т. Саркисян считает, что личность безопасного поведения должна обладать определенной степенью психологической стабильности. Это устойчивые мотивы поведения, ориентированные на социальные установки и нормы поведения, осознание возможных внешних угроз. Психологическая устойчивость объясняется предвидением угрозы, то есть осознанием возможности избежать опасности [7, C. 17].

Таким образом, рассмотрев ключевые определения, мы можем сделать вывод, что личность безопасного типа - это личность, осознанно обладающая культурой безопасности, владеющая методами прогнозирования, предвидения и выхода из опасных ситуаций.

Личность безопасного типа поведения является одной из важнейших характеристик будущего сотрудника системы МВД РФ, следовательно, к ее формированию и развитию необходимо приступать с первого курса.

Можно выделить три компонента личности безопасного типа поведения курсантов и слушателей вузов МВД РФ:

- познавательный (понимание возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, осознание важности безопасного поведения при выполнении поставленных задач);

- эмоционально-оценочный (внутреннее отношение к модели безопасного типа поведения);

- поведенческий (стремление к осуществлению политики безопасного поведения во время решения служебных задач).

Формирование устойчивых подходов к решению профессионально ориентированных задач среди сотрудников системы

МВД РФ требует одновременной подготовки к реагированию на ситуации риска, преодолению чувства опасности перед ситуацией и развития прогнозного потенциала и поведенческой бдительности [1, C. 100].

Для обеспечения факторов, способствующих развитию качеств безопасного типа поведения у курсантов, важна своевременная диагностика. Результаты диагностических исследований необходимы для определения педагогических условий воспитания психологически устойчивых будущих сотрудников системы МВД РФ.

Рассмотрим распространенные диагностические методики, применяемые для исследования безопасного типа поведения среди курсантов и слушателей вузов МВД РФ.

1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [6].

Опросник состоит из 84 вопросов. В результате прохождения диагностики, у курсантов могут фиксироваться следующие уровни:

1) низкий уровень устойчивости - вероятность нервно-психических срывов находится на высоком уровне. Требуется дополнительное медицинское обследование психиатра, невропатолога.

2) средний уровень устойчивости - нервно-психические срывы могут проявляться в состоянии повышенной опасности.

3) высокий уровень устойчивости - вероятность нервно-психических срывов низкая.

2. Опросник «Определение нервно-психического напряжения» (автор Т.А. Немчин) [5].

Опросник состоит из 30 признаков. По результатам опроса выделяются следующие диапазоны нервно-психического напряжения.

- слабое напряжение;

- умеренное или «значительное» напряжение;

- чрезмерное или «резко выраженное» напряжение.

3. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова) [4].

Анкета состоит из 50 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предоставляется на индивидуальной карте.

В результате выделяются следующие виды тревожности: высокая, средняя и низкая.

4. Тест жизнестойкости С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [3].

Опросник предназначен для оценки способности и готовности отдельных лиц к активной деятельности в стрессовых и сложных ситуациях.

Шкала «Степень участия» определяет степень удовлетворенности индивида своей деятельностью. Если вовлеченность высокоразвита, то личность наслаждается своей деятельностью и чувствует себя уверенно.

Шкала «Контроль» определяет степень контроля за тем, что происходит с человеком. Если у человека высокие показатели в заданном масштабе, то он убежден, что контроль дает возможность влиять на результат происходящего.

Шкала «Принятие риска» описывает уверенность личности в том, что все происходящее способствует его развитию через знания, полученные опытным путем.

Шкала «жизнестойкости» описывает личностное умение препятствовать стрессовым ситуация за счет стойкого самообладания.

Кроме вышеперечисленных методик, существует немало способов и диагностик определения типа личности безопасного типа поведения у будущих сотрудников системы МВД РФ.

По нашему мнению, для диагностики безопасного типа поведения наиболее подходящими являются методика «Прогноз» и тест жизнестойкости.

Для выделения необходимых педагогических условий воспитания личности безопасного типа поведения, во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России филиал в г. Набережные Челны была проведена диагностика слушателей и курсантов по методике «Прогноз» и тесту жизнестойкости.

Выборка составила: 20 курсантов и слушателей 1 курса и 20 курсантов и слушателей 5 курса.

В таблице 1 представлены результаты исследования.

Таблица 1

Распределение уровней безопасного типа поведения у курсантов и слушателей 1 курса

Компонент Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Методика «Прогноз»

НПУ 5 25 5 25 10 50

Тест жизнестойкости

Степень участия 6 30 13 65 1 5

Контроль 1 5 16 80 3 15

Принятие риска 2 10 13 65 5 25

Жизнестойкость 1 5 18 90 1 5

Таким образом, у 50%курсантов и слушателей 1 курса высокий уровень НПУ. У 50% выявлен средний и низкий уровни НПУ.

30% курсантов первого курса и слушателей имели низкий уровень степени участия, 65% показали средний уровень, и один испытуемый (5%) показал низкий уровень степени участия.

Низкий уровень контроля обнаружен у одного испытуемого (5%), средний уровень контроля у большинства респондентов - 80% (16 испытуемых), высокий у 15%.

Низкий уровень принятия риска был выявлен у 2 испытуемых (10%), высокий - у 25% (5 испытуемых),средний у 65% (13 испытуемых).

Жизнестойкость у90%курсантов и слушателей 1 курса находится на среднем уровне.

Далее рассмотрим результаты по данным методикам у курсантов и слушателей 5 курса (таблица 2).

Таблица 2

Распределение уровней безопасного типа поведения у курсантов и слушателей 5 курса

Компонент Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Методика «Прогноз»

НПУ 0 0 3 15 17 85

Тест жизнестойкости

Степень участия 3 15 15 75 2 10

Контроль 0 0 11 55 9 45

Принятие риска 2 10 9 45 9 45

Жизнестойкость 1 5 14 70 5 25

Таким образом, большинство курсантов и слушателей 5 курса (85%) имеют высокий уровень НПУ. У 15% испытуемых НПУ на среднем уровне, низкий уровень выявлен не был.

Низкий уровень степени участия среди курсантов и слушателей 5 курса составляет 15%, средний - 75%, высокий - 10%.

Средний уровень контроля у большинства испытуемых - 55%, высокий - у 45%, низкий уровень выявлен не был.

Низкий уровень принятия риска был диагностирован у 10% испытуемых, средний уровень, также, как и высокий у 45%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень жизнестойкости у подавляющего большинства слушателей и курсантов 5 курса был диагностирован, как средний (70%). Высокий уровень диагностирован у 5 испытуемых (25%), и лишь у одного испытуемого был диагностирован низкий уровень.

Таким образом, подавляющее большинство курсантов и слушателей 5 курса имеют высокий уровень НПУ. На среднем уровне у большинства испытуемых диагностирована степень участия, контроль, жизнестойкость.

Исходя из результатов исследования, можно с уверенностью говорить о том, что у курсантов и слушателей 1 курса уровень безопасности поведения находится на низком и среднем уровнях, к концу обучения в вузе данные показатели выравниваются в сторону высокого уровня.

Таким образом, мы можем выделить следующие педагогические условия воспитания личности безопасного типа поведения у курсантов и слушателей вузов МВД РФ:

- формирование стремления решительно справляться со сложностями профессиональной деятельности; сохранение, продвижение и укрепление традиций системы МВД РФ; формирование авторитетного образа командира в качестве примера выполнения профессиональных задач и т.д.;

- моделирование ответственного поведения курсантов и слушателей вузов МВД РФ в учебном процессе; включение практико-ориентированных видов деятельности, мозговых штурмов и задач ситуационного характера в учебный процесс;

- разработка условий для личностного саморазвития курсантов и слушателей в образовательном процессе, включающем механизмы социализации, такие как социальная роль, подготовка к вхождению в профессиональную деятельность;

- воспитание у курсантов и слушателей основных психологических приемов и методов психологической саморегуляции; развитие у обучающихся умения принимать взвешенные решения в своей повседневной деятельности и в режиме профессиональной деятельности.

Выводы. Личность безопасного типа - это личность, осознанно обладающая культурой безопасности, владеющая методами прогнозирования, предвидения и выхода из опасных ситуаций.

Были выделены три компонента личности безопасного типа поведения курсантов и слушателей вузов МВД РФ: познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Рассмотрев распространенные диагностические методики, применяемые для исследования безопасного типа поведения среди курсантов и слушателей ВУЗов МВД РФ, были отобраны две методики для проведения диагностики:

1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз».

2. Тест жизнестойкости С. Мадди.

Для выделения необходимых педагогических условий воспитания личности безопасного типа поведения, была проведена диагностика слушателей и курсантов первых и пятых курсов по методике «Прогноз» и тесту жизнестойкости. Диагностика проходила на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России филиал в г. Набережные Челны.

По результатам исследования, мы пришли к выводу, что у курсантов и слушателей 1 курса уровень безопасности поведения находится на низком и среднем уровнях, к концу обучения в вузе данные показатели выравниваются в сторону высокого уровня. Были выделены педагогические условия воспитания личности безопасного типа поведения у курсантов и слушателей вузов МВД РФ.

Резюмируя итог исследования, важно подчеркнуть, что подготовка в ВУЗах является важным этапом процесса воспитания личности безопасного поведения будущих сотрудников МВД РФ. Здесь происходит интенсивное формирование профессиональных важных качеств, знаний и навыков, профессиональное личностное развитие будущих специалистов. Поэтому в действующей системе военно-профессиональной подготовки необходимо совершенствовать уровень диагностики развития личностных качеств, важных для профессиональной деятельности, усиливать профессиональный психологический отбор, оказывать своевременную психологическую и педагогическую поддержку для эффективного профессионального и личностного развития курсантов и слушателей вузов системы МВД РФ.

Литература:

1. Губенков, А.О. К вопросу о формировании и развитии психологической безопасности личности сотрудника органов внутренних дел / А.О. Губенков // Автономия личности. - 2022. - №1(27). - С. 98-106

2. Коджаспиров, А.Ю. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспиров // Перспективы науки и образования. - 2019.

- № 1 (37). - С. 223-235

3. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2020. - 63 с.

4. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития // ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб: Питер, 2022. - С. 126-128

5. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - СПб: Питер, 2020. - 166 с.

6. Рыбников, В.Ю. Экспресс-методика "Прогноз-2" для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ / В.Ю. Рыбников // Тез. докл. на I всеарм. совещании. - М.: Воениздат, 1990. - С. 132-135

7. Саркисян, Г.Т. Личность безопасного типа поведения / Г.Т. Саркисян // Молодой ученый. - 2020. - № 49.1 (339.1).

- С. 16-17

8. Шуайбова, М.О. Условия формирования личности безопасного типа поведения / М.О. Шуайбова, И.А. Алимова // Известия ДГПУ. - 2018. - Т.12, № 4. - С. 1-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.