Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ЮРИСТА'

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ЮРИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / ЮРИСТЫ / ПРАВОВАЯ МИССИЯ ЮРИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнев Иван Юрьевич, Рыбалкин Дмитрий Александрович, Романюк Оксана Николаевна

В настоящее время коррупция занимает невероятно большие масштабы. Ее охват широко распространяется, как в разрезе государственного управления, так и среди обычных гражданских лиц. Коррупционными проявлениями пронизаны практически все структуры, начиная от образовательных учреждений и заканчивая правоохранительными органами. Сложность их предупреждения и предотвращения обусловливает важность принятия соответствующих мер борьбы с коррупцией. Таким образом, коррупция является угрозой современности. В результате вышеизложенного возникает потребность в формировании мероприятий по антикоррупционному воспитанию. Антикоррупционное воспитание является основой антикоррупционного поведения. Противодействие к коррупционным проявлениям важная составляющая личности безопасного типа поведения. Эффективность развития правового государства всецело зависит от уровня антикоррупционного воспитания его граждан. Юристы, важной личностной характеристикой которых является безопасность поведения, должны обладать всеми признаками антикоррупционного поведения. Они должны не только сами соблюдать основные принципы коррупционного поведения, но и пропагандировать их среди всех слоев населения. Такая пропаганда может стать основой становления высоконравственного молодого поколения. В статье поднимается проблема формирования антикоррупционного поведения юристов. Дано определение понятию «антикоррупционное поведение». Проанализированы закономерности его формирования, представляющие собой один из компонентов личности безопасного типа поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочнев Иван Юрьевич, Рыбалкин Дмитрий Александрович, Романюк Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EDUCATION AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE PERSONALITY OF A SAFE TYPE OF BEHAVIOR OF A LAWYER

Corruption is now on an incredibly large scale. Its reach is widely distributed, both in the context of public administration and among ordinary civilians. Corruption manifestations permeate almost all structures, from educational institutions to law enforcement agencies. The difficulty of preventing and preventing them determines the importance of taking appropriate measures to combat corruption. Corruption is thus a threat to modern times. As a result of the above, there is a need to form measures for anti-corruption education. Anti-corruption education is the basis of anti-corruption behavior. Countering corruption is an important component of the person's safe type of behavior. The effectiveness of the development of the rule of law depends entirely on the level of anti-corruption education of its citizens. Lawyers, whose important personal characteristic is the safety of behavior, must have all the signs of anti-corruption behavior. They must not only observe the basic principles of corrupt behavior themselves, but also promote them among all segments of the population. Such propaganda can become the basis for the formation of a highly moral young generation. The article raises the problem of the formation of anti-corruption behavior of lawyers. The definition of "anti-corruption behavior" is given. The patterns of its formation, which are one of the components of the personality of a safe type of behavior, are analyzed.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ЮРИСТА»

Педагогика

УДК 378.147:34

преподаватель кафедры физической подготовки Кочнев Иван Юрьевич

Казанский юридический институт МВД РФ (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории

государства и права и философии Рыбалкин Дмитрий Александрович

Казанский институт (филиал) федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Романюк Оксана Николаевна

Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА

ПОВЕДЕНИЯ ЮРИСТА

Аннотация. В настоящее время коррупция занимает невероятно большие масштабы. Ее охват широко распространяется, как в разрезе государственного управления, так и среди обычных гражданских лиц. Коррупционными проявлениями пронизаны практически все структуры, начиная от образовательных учреждений и заканчивая правоохранительными органами. Сложность их предупреждения и предотвращения обусловливает важность принятия соответствующих мер борьбы с коррупцией. Таким образом, коррупция является угрозой современности. В результате вышеизложенного возникает потребность в формировании мероприятий по антикоррупционному воспитанию. Антикоррупционное воспитание является основой антикоррупционного поведения. Противодействие к коррупционным проявлениям важная составляющая личности безопасного типа поведения. Эффективность развития правового государства всецело зависит от уровня антикоррупционного воспитания его граждан. Юристы, важной личностной характеристикой которых является безопасность поведения, должны обладать всеми признаками антикоррупционного поведения. Они должны не только сами соблюдать основные принципы коррупционного поведения, но и пропагандировать их среди всех слоев населения. Такая пропаганда может стать основой становления высоконравственного молодого поколения. В статье поднимается проблема формирования антикоррупционного поведения юристов. Дано определение понятию «антикоррупционное поведение». Проанализированы закономерности его формирования, представляющие собой один из компонентов личности безопасного типа поведения.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное поведение, антикоррупционное воспитание, личность безопасного типа поведения, юристы, правовая миссия юриста.

Annotation. Corruption is now on an incredibly large scale. Its reach is widely distributed, both in the context of public administration and among ordinary civilians. Corruption manifestations permeate almost all structures, from educational institutions to law enforcement agencies. The difficulty of preventing and preventing them determines the importance of taking appropriate measures to combat corruption. Corruption is thus a threat to modern times. As a result of the above, there is a need to form measures for anti-corruption education. Anti-corruption education is the basis of anti-corruption behavior. Countering corruption is an important component of the person's safe type of behavior. The effectiveness of the development of the rule of law depends entirely on the level of anti-corruption education of its citizens. Lawyers, whose important personal characteristic is the safety of behavior, must have all the signs of anti-corruption behavior. They must not only observe the basic principles of corrupt behavior themselves, but also promote them among all segments of the population. Such propaganda can become the basis for the formation of a highly moral young generation. The article raises the problem of the formation of anti-corruption behavior of lawyers. The definition of "anti-corruption behavior" is given. The patterns of its formation, which are one of the components of the personality of a safe type of behavior, are analyzed.

Key words: corruption, anti-corruption behavior, anti-corruption education, identity of a safe type of behavior, lawyers, legal mission of a lawyer.

Введение. Основой формирования личности безопасного типа поведения является законопослушное поведение, следование принципам самосознания и морали, принципам безопасного существования, как своего, так и близких. Коррупционное поведение является угрозой безопасности страны.

В России, как и в любом современном государстве, коррупция является неизбежным и деструктивным явлением, подрывающим экономические и социальные основы общества и государства, приводит к социальной деградации, ослабляет доверие к власти и политическим институтам. Информация о фактах коррупции, ее масштабе активно освещается в СМИ, тем самым население осознает проблемы в этой сфере общественных связей [2].

Актуальность исследования вызвана тем, что, несмотря на обширное внимание законодателей к антикоррупционному поведению граждан РФ, практически нет исследований, посвященных антикоррупционному воспитанию юристов как одному из компонентов личности безопасного типа поведения.

Цель исследования - раскрыть проблемы антикоррупционного воспитания как одного из компонентов личности безопасного типа поведения и внести предложения по решению данных проблем.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на достаточную степень разработанности проблемы антикоррупционного воспитания как одного из компонентов личности безопасного типа поведения, единое определение понятия «антикоррупционное воспитание» не выработано. Так, например, Е.М. Ибрагимова и А.Р. Хамдеев под антикоррупционным воспитанием имеют ввиду «определённые ценные установки и способности, направленные на демонстрацию активной гражданской позиции относительно коррупции» [3]. С точки зрения А.С. Поддорогиной, антикоррупционное воспитание - это формирование антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, установок, качеств и чувств, проявляющиеся в устойчивых формах поведения, отвечающих антикоррупционному идеалу [7].

Эффективность формирования антикоррупционного поведения юристов во многом зависит от правильной постановки задач и их полного решения еще в период обучения. Конечно, одна из таких задач - передача студентам, обучающимся по правовым специальностям антикоррупционных знаний. Но этого недостаточно. Среди приоритетных задач должны быть [4]:

1) морально-психологическое воспитание;

2) образование для самосознания и самопознания с целью осмысления фундаментальных проблем коррупции;

3) воспитание антикоррупционного поведения;

4) формирование необходимости защиты прав, как своих, так и окружающих.

Организация антикоррупционного воспитания будущих юристов или слушателей должна осуществляться на всех уровнях структурных подразделений учебных заведений. Координация и контроль такой деятельности должны быть возложены на руководство вузов, факультетов, кураторов.

Антикоррупционное воспитание должно основываться на фундаментальных, общепринятых идеях и положениях, разработанных теорией права и практикой его применения, то есть принципах. В системе антикоррупционного воспитания основное место занимают общие принципы. Среди них чаще всего реализуются такие, как принцип законности, обучение в коллективе с учетом индивидуальных особенностей студентов, единство, преемственность и целеустремленность образования, уважительное отношение к студентам с одновременной требовательностью к ним, объектно-субъектное единство, саморазвитие, самообразование и самовоспитание.

В современных условиях особое значение имеет диагностика и мониторинг качества проводимых действий и мероприятий по антикоррупционному воспитанию. Они должны проводиться на всех этапах обучения будущих юристов.

Один из важнейших механизмов формирования и становления антикоррупционного поведения реализуется мерами воспитательного характера. По мнению экспертов, нетерпимость к коррупционному поведению достигается за счет активного участия юристов и будущих юристов в соответствующей пропаганде [6].

В связи с этим во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России филиал в Набережных Челнах было проведено исследование среди слушателей, целью которого явилось определение уровня антикоррупционной осведомленности и формирование антикоррупционной культуры юристов.

В анкетировании участвовало 100 слушателей.

На вопрос - «Как Вы оцениваете проблему коррупции в современном мире», всего 20% опрошенных ответили, что коррупция является распространенной в настоящее время и их это очень беспокоит, однако для 50% респондентов коррупция достаточно распространена, но их лично не касается, для 30% - коррупция вообще не является острой проблемой.

Анализ показал, что 50% респондентов осуждают коррупцию, 20% - равнодушны, около 10% - не видят ничего плохого в благодарности за быстрое и положительное решение вопроса, 5% - сами участвуют в коррупционных проявлениях и 15% - не задумываются о коррупции. Таким образом, больше половины респондентов относятся к коррупционным отношениям негативно.

На вопрос - «Известны ли Вам случаи проявления коррупции в Вашей профессиональной сфере?», положительно ответили 15% слушателей, об отсутствии информации о фактах коррупционных проявлений заявили 60%, 25% отметили, что о фактах коррупции слышали, но сами не сталкивались.

На вопрос - «Если Вам станет известно о фактах коррупции в вашей профессиональной сфере, готовы ли Вы сообщить об этом?», 15% респондентов ответили утвердительно, 25% готовы сообщить при условии анонимности, отказались информировать 45% опрошенных, 15 % затруднились с ответом.

На вопрос о том, готовы ли они стать участником коррупционных отношений, 10% респондентов ответили положительно; около 15% отказались в связи с тем, что они принципиально не берут взяток, и 55% считают, что «любой вопрос можно решить без нарушения закона», остальные 20 % опрашиваемых также отказались по разным причинам.

На вопрос о знании законодательства, регламентирующего противодействие коррупции, утвердительно ответили 50% респондентов, об отсутствии необходимых знаний в данной области заявили 30 % слушателей, 20% затруднились дать оценку своим знаниям антикоррупционного законодательства. Таким образом, можно говорить о низком уровне информированности слушателей о действующем законодательстве, регламентирующем противодействие коррупции, что свидетельствует о недостаточности предпринимаемых мер по антикоррупционному воспитанию.

На вопрос - «Проводятся ли в вузах мероприятия, направленные на противодействие коррупции?», 30% опрошенных ответили, что подобного рода мероприятия не проводятся, 20% - что проводятся часто, 25 - проводятся редко, 25% -подтвердили, что мероприятия проводятся, но не вызывают интереса. В связи с этим можно предположить, что, в целом, деятельность по антикоррупционному воспитанию учебными организациями осуществляется, но, как показывают результаты, или не в полной мере соответствует целям и задачам антикоррупционной политики, или обучаемые проявляют индифферентность.

На вопрос о готовности принять активное участие в пропаганде антикоррупционного поведения лишь 20 % слушателей продемонстрировали желание участвовать в антикоррупционных мероприятиях, 80 % респондентов заявили об отказе от участия по разным причинам.

Необходимость создания молодежных общественных движений по антикоррупционному воспитанию поддерживает 30% слушателей, 30% считают, что в данных движениях нет необходимости, при этом высока доля лиц, затруднившихся ответить, - 40%.

Таким образом, слушатели не заинтересованы ни в активном участии в антикоррупционной пропаганде, ни в создании молодежных общественных движений по антикоррупционному воспитанию. Данный факт подтверждает тезис о недостаточной мотивации слушателей.

Оценка мер, принятых по борьбе с коррупцией за последнее время, была дана следующая: 20% ответили, что эффективны, 15% - неэффективны и считают, что меры носят фиктивный характер, остальные 65% респондентов ответили, что меры в целом эффективны, но недостаточны.

Таким образом, проведенное исследование говорит о важности дальнейшего совершенствования программ антикоррупционного воспитания в ВУЗах и активизации работы по формированию антикоррупционной культуры, поскольку антикоррупционное просвещение будущих юристов является неотъемлемой частью нравственного и гражданского воспитания.

Правильно подобранные цели и задачи обуславливают эффективность антикоррупционного воспитания юристов. Первоочередными задачами должны являться следующие:

1) воспитание высоконравственных ориентиров;

2) воспитание личностно-профессионального самопознания и саморазвития;

3) воспитание антикоррупционных поведенческих основ;

4) воспитание правоохранительных качеств, как в отношении себя, так и в отношении окружающих.

Сами университеты должны во многом способствовать антикоррупционному просвещению и воспитанию будущих юристов. Для этого необходимо использовать самые разные формы и методы педагогического влияния.

В качестве педагогических условий формирования антикоррупционной направленности поведения студентов и слушателей юридических дисциплин можно выделить следующие [5]:

- организацию стимулирующей среды в образовательной организации для формирования антикоррупционного поведения студентов и слушателей;

- доведение до студентов и слушателей нормативных правовых документов, регулирующих деятельность по противодействию коррупции;

- сотрудничество педагогического коллектива, студентов и слушателей в процессе учебной и воспитательной деятельности с целью формирования нравственных убеждений, предусматривающее знание студентами и слушателями моральных норм, правил и требований; развитие субъект-субъектных отношений в образовательной организации;

- самовоспитание студентов и слушателей в процессе учебной и воспитательной деятельности.

Самовоспитание личности в процессе учебной и воспитательной деятельности - одно из актуальных условий формирования антикоррупционной направленности поведения. Оно позволяет овладеть приемами саморегуляции своего поведения и своих поступков, что сделает подготовку к будущей профессиональной деятельности в сфере юриспруденции успешной, позволит самореализоваться в профессии.

Задача педагога - сделать так, чтобы цели воспитания и самовоспитания совпадали. Если целью педагогического процесса в образовательной организации является высокопрофессиональный юрист с усвоенными нравственными ценностями, сформированными способностями противостоять негативным, в том числе коррупционным, средовым воздействиям, то и цель самовоспитания не должна этому противоречить.

В ходе самообразования целесообразно использовать нестандартные методики обучения, совмещать их, тестировать, выбирать наиболее комфортные для себя. К тому же студент или слушатель юридических дисциплин может легко сменить программу обучения, если появилась потребность в определенных знаниях [8].

Стремление студента или слушателя к получению новых знаний, осознанная мотивация к их получению сделает самообразование будущих и настоящих юристов наиболее эффективным. Если преподаватель информирован о готовности студента или слушателя заниматься самообразованием, то это поможет сделать уровень самостоятельной работы обучающегося более высоким, а также повлиять на его познавательные интересы.

Без внутренней работы над самим собой невозможно достичь поставленных целей в любой деятельности. Только то, что внутренне усвоено личностью, становится ее убеждением. Так и знания антикоррупционного законодательства, прежде чем превратиться в собственные ценностные установки, должны быть интериоризированы и усвоены студентами и слушателями.

Юристу, постоянно занимающемуся самовоспитанием, легче оценивать свои поступки, свое поведение, соотносить их со своей подготовкой к профессиональной деятельности. Если антикоррупционные ценности включены в систему личностных установок, то они способствуют формированию антикоррупционных убеждений, которые влияют на формирование личности безопасного типа поведения.

Если юрист свои внутренние логические построения будет подкреплять информацией из других источников (литературных, научных бесед), то эффективность метода самоубеждения только возрастет.

Таким образом, самовоспитание - это непременное условие самосовершенствования личности. Это целенаправленная, работа человека, способствующая формированию положительных и устранению отрицательных качеств. Самовоспитание — одно из важнейших средств самореализации (самосовершенствования) и служения Отечеству.

В современных условиях антикоррупционное воспитание юристов требует сочетания как формальных, так и неформальных подходов.

В первом случае (традиционном) в систему подготовки непосредственно вводятся занятия по антикоррупционному законодательству, антикоррупционному поведению и т.п.

При втором неформальном подходе следует использовать активные и интерактивные формы воспитания.

Активная форма воспитания предполагает, что лицо, осуществляющее педагогическое воздействие, остается главным и единственным источником информации [1].

Используя интерактивные формы воспитания, педагог становится «второстепенной фигурой». Его главная задача -контролирование и регулирование процесса подготовки и проведения воспитательного мероприятия.

Выводы. Таким образом, можно прийти к выводу, что антикоррупционное воспитание юристов является одним из важнейших компонентов личности безопасного типа поведения. Полнота и насыщенность форм и методов мер антикоррупционного воспитания напрямую влияет на формирование антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения юристов, когда такие нравственные и духовные ценности, как честь, совесть, долг и профессионализм, становятся для них приоритетными.

Следует отметить, что качественная антикоррупционная подготовка студентов и слушателей юридических дисциплин должна благоприятно сказаться на общей картине совершения коррупционных преступлений, так как является важным фактором общей профилактики преступлений такого рода.

Литература:

1. Аверинская, А.С. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел / А.С. Аверинская. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 248 с.

2. Зуева, К.А. К вопросу об антикоррупционном просвещении и воспитании обучающихся ВУЗов / К.А. Зуева // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала. Материалы IV Всероссийской мультиформатной научно-практической конференции представителей академической науки и специалистов-практиков в области воспитательной деятельности в высшей школе. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2021. - С. 111-118.

3. Ибрагимова, Е.М. Сущность понятия антикоррупционная культура и ее функции / Е.М. Ибрагимова, А.Р. Хамдеев // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - С. 1-7.

4. Кириллов, С.И. Особенности антикоррупционного воспитания студентов в образовательных учреждениях / С.И. Кириллов, С.В. Кривошеев // Право: история и современность. - 2021. - № 3. - С. 110-117.

5. Ковтуненко, Л.В. Активизация самовоспитания курсантов как фактор формирования антикоррупционной направленности поведения / Л.В. Ковтуненко, Е.Н. Титов // Мир образования - образование в мире. - 2021. - № 4. -С. 212-216.

6. Любкина, Н.А. Коррупция в сфере высшего образования: основные проблемы и способы их разрешения в современном российском обществе / Н.А. Любкина, Р.А. Лубский // Юристъ-Правоведъ. - 2018. - № 3. - С. 64-69.

7. Поддорогина, А.С. Антикоррупционное воспитание как средство профилактики коррупционных преступлений / А.С. Поддоргина // Молодой ученый. - 2021. - № 53 (395). - С. 113-115.

8. Титов, Е.Н. Формирование антикоррупционного поведения курсантов военного вуза на основе деятельностного подхода / Е.Н. Титов // Инновации в образовании. - 2016. - № 11. - С. 159-167.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Круглова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Глазкова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); директор Петрова Анна Борисовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Целью статьи «Проблемы оптимизации взаимодействия педагогов со старшеклассниками с умственной отсталостью» является изучение особенностей овладения обучающимися опытом социального взаимодействия со взрослыми. В статье обосновывается значимость достижения личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием роли личностных результатов в становлении социальных отношений обучающихся в различных средах. Для обоснования необходимости оптимизации взаимодействия педагогов с старшеклассниками в работе проанализированы основные вопросы организации и сущности педагогического взаимодействия. Необходимо отметить, что анализ педагогических исследований позволяет обосновать интерес ученых к данной проблеме. При этом, анализ литературы показал недостаточную разработанность проблемы реализации возможностей педагогического взаимодействия в формировании социальных (жизненных) компетенций у обучающихся с умственной отсталостью. Авторы в статье рассматривают организацию и результаты экспериментального исследования взаимодействия старшеклассников с умственной отсталостью с педагогом в процессе решения практико-ориентированных задач. Для организации экспериментального исследования были разработаны 2 типа практико-ориентированных задач: воображаемые и реальные. Приводится обоснование выбора данных типов задач. Полученные результаты показали преобладание среднего и низкого уровней готовности к взаимодействию старшеклассников с умственной отсталостью, несформированность продуктивных навыков сотрудничества с педагогом в ситуациях решения практико-ориентированных задач. Таким образом, в выводах, авторы указывают о необходимости оптимизации моделей взаимодействия, ставшими традиционными в педагогической практике. Кроме того, приводят основные проблемы оптимизации взаимодействия педагогов со старшеклассниками с умственной отсталостью, требующие решения. Все это обосновывает необходимость постепенного перехода к личностно развивающему, конструктивному взаимодействию, которое обеспечивает становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Ключевые слова: старшеклассники с легкой умственной отсталостью, личностные результаты, социальные (жизненные) компетенции, педагогическое взаимодействие, практико-ориентированные задачи.

Annоtation. The purpose of the article "Problems of optimizing the interaction of teachers with high schoolchildren with mental retardation" is to study the peculiarities of learning the experience of social interaction with adults. The article justifies the importance of achieving personal results of mastering by schoolchildren with mental retardation of AOOP. The development of this problem in pedagogical science is caused by the awareness of the role of personal results in the formation of social relations of schoolchildren in various environments. To justify the need to optimize the interaction of teachers with high schoolchildren, the work analyzed the main issues of organization and essence of pedagogical interaction. It should be noted that the analysis of pedagogical research makes it possible to substantiate the interest of scientists in this problem. At the same time, the analysis of the literature showed insufficient development of the problem of realizing the possibilities of pedagogical interaction in the formation of social (life) competencies in schoolchildren with mental retardation. The authors in the article consider the organization and results of an experimental study of the interaction of high schoolchildren with mental retardation with a teacher in the process of solving practical-oriented problems. To organize an experimental study, 2 types of practical-oriented problems were developed: imaginary and real. The rationale for selecting these task types is given. The obtained results showed the predominance of medium and low levels of readiness for interaction of high schoolchildren with mental retardation, non-formation of productive skills of cooperation with a teacher in situations of solving practical-oriented problems. Thus, in the conclusions, the authors indicate the need to optimize interaction models that have become traditional in pedagogical practice. In addition, they cite the main problems of optimizing the interaction of teachers with high schoolchildren with mental retardation, which require solution. All this justifies the need for a gradual transition to personally developing, constructive interaction, which ensures the formation of social relations of schoolchildren in various environments.

Key words: high schoolchildren with mild mental retardation, personal outcomes, social (life) competencies, pedagogical interaction, practical-oriented tasks.

Введение. Важнейшей задачей современной системы образования является достижение личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества, социально значимые ценностные установки и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Достижение личностных результатов является итогом системной и комплексной работы в ходе учебной и внеучебной деятельности и предполагает создание условий для овладения обучающимися опытом социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в первую очередь, с педагогом, как значимым для учащегося носителем опыта деятельности и поведения [7].

На сегодняшний день остается недостаточно разработанной проблема реализации возможностей различных моделей и форм педагогического взаимодействия в формировании социальных (жизненных) компетенций у обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Изложение основного материала статьи. Вопросы организации, сущности педагогического взаимодействия раскрыты в работах Бабанского Ю.К., Белкина А.С., Коломинский Я.Л., Коротаевой Е.В., Сластенина В.А. и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Педагогическое взаимодействие определяют как систему согласованных действий, направленных на достижение поставленного результата, структурными компонентами которого являются педагогическое воздействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.