Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К КОРРУПЦИИ / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суколенко Екатерина Александровна, Митракова Елена Николаевна

В статье рассматривается ряд вопросов, посвященных проблеме коррупции в целом, недопущению коррупционных проявлений в обучении и воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России, анализируются социально-психологические причины и условия, ее порождающие. Авторами разработаны практические рекомендации по формированию антикоррупционного поведения обучающихся образовательных организаций МВД России как будущих специалистов правоохранительных органов в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суколенко Екатерина Александровна, Митракова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF THE FORMATION OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF CADETS AND TRAINEES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses a number of issues related to the problem of corruption in general, prevention of corruption manifestations in the training and education of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, analyzes the socio-psychological causes and conditions that generate it. The authors have developed practical recommendations on the formation of anti-corruption behavior of students of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia as future law enforcement specialists within the framework of the implementation of the main professional educational program.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

УДК 340 ББК 67.0

Суколенко Екатерина Александровна Sukolenko Ekaterina Alexandrovna

начальник учебного отдела Ростовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: katerinarost@mail.ru

Head of the Educational Department, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

Митракова Елена Николаевна Mitrakova Elena Nikolaevna

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: m_helena_n@mail.ru

Senior Lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Current aspects of the formation of anti-corruption behavior of cadets and trainees in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia

В статье рассматривается ряд вопросов, посвященных проблеме коррупции в целом, недопущению коррупционных проявлений в обучении и воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России, анализируются социально-психологические причины и условия, ее порождающие. Авторами разработаны практические рекомендации по формированию антикоррупционного поведения обучающихся образовательных организаций МВДРос-сии как будущих специалистов правоохранительных органов в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, отношение к коррупции, личность сотрудника органов внутренних дел, формирование антикоррупционного поведения, антикоррупционная устойчивость.

The article discusses a number of issues related to the problem of corruption in general, prevention of corruption manifestations in the training and education of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, analyzes the socio-psychological causes and conditions that generate it. The authors have developed practical recommendations on the formation of anti-corruption behavior of students of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia as future law enforcement specialists within the framework of the implementation of the main professional educational program.

Keywords: corruption, corrupt behavior, attitude to corruption, personality of an employee of internal affairs bodies, formation of anti-corruption behavior, anti-corruption stability.

Beatae plane aures, quae non vocem foris sonantem, sed intus auscultant veritatem docentem.

(Истинно блаженны уши, внимающие не голосу, звучащему на площадях, но голосу, в тиши учащему истине (лат.).

...без психологически обоснованных подходов здесь вряд ли что-то можно сделать, ибо коррупция - только в ее последствиях правовая и экономическая проблема, а исходно - сугубо психологическая и общечеловеческая [1].

М.М. Решетников,

доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Актуальность выбранной темы продикто- блемы достигает своего пика в настоящее вре-вана реалиями коррупционных проявлений в мя и проявляется в разных аспектах функцио-современном мире. Острота обсуждаемой про- нирования общества, все более расширяя

спектр теневых неформальных отношений. Явно прослеживается взаимосвязь между рядом явлений: теневыми отношениями и теневой экономикой, коррупцией и преступными структурами, невротизацией общества и деструктивными формами поведения. В данной работе проанализируем теоретическую составляющую проблемы коррумпированности общества, учитывая правовой и психологический аспекты с целью определения практических рекомендаций по формированию антикоррупционного поведения обучающихся вузов МВД России и сотрудников правоохранительных органов.

Прошло двенадцать с половиной лет с момента подписания Президентом Российской Федерации базового закона, устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [2] является основополагающим нормативным правовым актом в области противодействия коррупции, однако он во многом не сумел оправдать возложенных на него ожиданий и существенно повлиять на коррупционную ситуацию в стране, сократить причины и условия коррупционных правонарушений и преступлений. Несмотря на наличие имеющихся правовых барьеров на пути развития коррупции в России, указанное антисоциальное явление не только не уменьшается, но и продолжает оставаться основной угрозой национальной безопасности общества и государства. Возможно, по этой причине по итогам регулярно проводимых заседаний президиума Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации федеральным государственным органам даются адресные поручения, направленные на дальнейшее совершенствование антикоррупционной деятельности.

Противодействие коррупции поднято на уровень государственной политики, образовательные организации МВД России призваны поднять подготовку кадров на более высокий качественный уровень.

Вопросы недопущения коррупционных проявлений в обучении и воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России - одно из важнейших фундаментов формирования законопослушного мировоззрения у специалистов с высшим образованием. Разоблачение коррупционных взглядов, «закладка» в умы молодого поколения сотрудников ОВД неприятия нарушения законов собственного государства является очень сложным и многогранным делом. А чем сложнее явление, тем большее значение

приобретает разработка методики, средств и приемов формирования антикоррупционной устойчивости. Но при этом нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей, что целостного, единого системного подхода по формированию антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов пока не сложилось, следовательно, работа в этом направлении не теряет своей актуальности.

Научная полемика вокруг темы коррупции затрагивает правовые, экономические, политические, социальные аспекты, при этом такие психологические категории, как ценностные установки, личностная картина мира человека, мотивы, цели и эмоции остаются «за кадром», что, несомненно, не позволяет получить целостного представления о коррупции как о системном явлении [3, с. 18]. Как справедливо отмечают некоторые ученые, среди причин, порождающих коррупционную преступность, можно выделить следующие группы: экономические, политические, организационные, кадровые, правовые, идеологические и социально-психологические [4, с. 4-9]. В рамках данной работы остановимся на социально-психологических причинах и условиях, порождающих коррупцию:

1) морально-психологический климат. Наличие двойственности моральных стандартов, расширение сферы теневых отношений приводит к нечетким границам в сознании субъектов общества между соблюдением в своем поведении норм права и стремлением удовлетворить свои потребности, нарушая эти нормы. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувств удовлетворенности или неудовлетворенности [5, с. 66-67];

2) потеря нравственного иммунитета граждан. Следование устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам [6, с. 39-40], особенно в переходные периоды функционирования общества, способствует укреплению коррупционных проявлений в личностном сознании индивидуумов, в том числе в молодежной среде. Явно проявленный гедонизм, стремление самоутвердиться любой ценой среди группы сверстников укрепляет безнравственную позицию и формирует конформное отношение к деятельности, противоречащей закону;

3) деформация правового сознания. Существование двух взаимоисключающих тенденций - позитивного и негативного отношения к праву в сознании человека влечет за собой ряд последствий: во-первых, разрушение

ценностной структуры личности, во-вторых, усиление правового нигилизма (негативного отношения к праву, неверие в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений);

4) невротизация и психопатологизация населения. Внутриличностные конфликты, порождаемые целым рядом противоречий, сочетанием несовместимых стереотипов, ценностей и установок, приводят к напряженности, продолжительному стрессу, зачастую и к суицидальным проявлениям;

5) теневая экономика. Расширение спектра теневых отношений, вовлечение прямо или косвенно граждан в теневую экономику, привыкших получать зарплату в конвертах и уклоняться от налогов, будучи свидетелями многочисленных злоупотреблений и нарушений закона, начинают относиться к нормам права как к чему-то необязательному [7, с. 10—11];

6) социальная фрустрированность как вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях [8, с. 56]. Сегодня картина мира современного человека такова, что собственный престиж и имидж зависят от высококачественного внешнего фасада личности, соответствуя образу во всех отношениях «успешного человека», такое положение вещей напрямую приводит к поиску неадекватных способов удовлетворения внутренней потребности любыми, даже неадекватными способами. Красивая жизнь звезд телеэкранов, поток рекламы, стимулирующей приобретение товаров, уважение, здоровье, отстраненность государства от морального воспитания граждан - все это приводит к формированию прагматичного класса эгоистов - потребителей [9, с. 40-44];

7) профессиональная деформация. Имеющаяся у сотрудника полиции возможность выполнения определенных законом действий постепенно приводит к появлению желания сознательно манипулировать людьми ради личной выгоды [10, с. 354-360]. Сотрудники полиции в большинстве случаев оказываются первыми на месте совершения противоправных действий, где приходится сталкиваться с потерпевшими или правонарушителями. Оценив в действиях правонарушителей антиобщественный или безнравственный характер деяния, они в соответствии с законодательством применяют принудительные санкции к нарушителям общественного порядка. Именно тесное взаимодействие сотрудников полиции с населением и образует высокую степень опас-

ности распространения коррупции в системе правоохранительных органов [11, с. 45].

На поведение представителя власти и дальнейшие действия в отношении граждан влияют его волевые и нравственные качества. Мо-тивационную основу формирования коррупционного поведения у сотрудника органов внутренних дел образует стремление к прибыли, коммерческий дух, зачастую культивируемый средствами массовой информации. С подобными психологическими установками фактически любая рабочая ситуация может стать коррупционно опасной.

Важно осознать, что вопросы борьбы с коррупцией непременно должны быть разрешены сквозь призму личности, ее интересов, потребностей и устремлений. И здесь очень много зависит от личности самого педагогического работника вуза МВД России, от его психологических и профессиональных качеств, авторитета. В контексте преподаватель-обучаю-щийся очень важно не только что сказать, но и как сказать. По нашему мнению, методика формирования антикоррупционного поведения определяется содержанием тех дисциплин, которые изучаются в вузах - юридических, философских, психологических, педагогических, экономических, исторических.

Слабой методикой разоблачения неправильных взглядов на занятиях можно свести на нет самые благие идеи, богатое содержание дисциплин и не добиться конечной цели - достижения внутреннего убеждения в недопустимости коррупционных проявлений в деятельности всех органов государственной власти, включая деятельность сотрудников органов внутренних дел. Высокое педагогическое мастерство, доверие к педагогу вуза как к специалисту и профессионалу в своей области знаний не оставляет курсанта и слушателя равнодушным, заставляет его волноваться, мыслить. По любой дисциплине от каждого преподавателя требуются четкие знания и высокая научность информации, которая доводится до сведения обучающихся при реализации образовательного процесса.

Преподаватель обязан добиваться того, чтобы курсант и слушатель много, мыслил, сопоставлял и самостоятельно приходил к выводам, а не воспринимал информацию путем заучивания готовых выводов и тезисов. В процессе занятий необходимо поощрять мышление обучающихся. Так, например, в образовательную организацию курсанты и слушатели могут «принести» все: факты, примеры, непонимание вопросов, домыслы, мнения. А вуз посредством осуществления образовательного процесса

педагогическими работниками должен иметь четкую позицию в рамках правового поля: все ложное, что может быть привнесено, должно быть разоблачено словом, аргументом педагога, его личным примером, ссылкой на нормативный правовой акт. Задача заключается в том, чтобы с помощью преподавателя научить курсанта и слушателя вуза МВД России думать, мыслить, делать аргументированные выводы.

Таким образом, изучение теоретической составляющей проблемы коррумпированности общества (учитывая правовой и психологический аспекты) позволило определить ряд практических рекомендаций по формированию антикоррупционного поведения обучающихся вузов МВД России и сотрудников правоохранительных органов:

1) проводить на конкурсной основе отбор научно-исследовательских работ курсантов и слушателей на тему противодействия коррупции в целях выработки собственной позиции;

2) организовать работу научных кружков таким образом, чтобы результатом их научного творчества стали бы выводы и предложения, обобщающие практику. Эффективная работа научных кружков по юридическим, философским, экономическим, психологическим и другим дисциплинам на кафедрах вузов будет способствовать продуктивному налаживанию взаимодействия и связи науки с практикой. Участие курсантов и слушателей в работе научных кружков позволит им не только углубить и расширить свои знания в определенном направлении, но и ознакомиться с достижениями смежных наук;

3) привлекать курсантов и слушателей к плановым научным исследованиям по теме противодействия коррупции, проводимым профессорско-преподавательским составом кафедр, представляется весьма эффективным средством привития им исследовательских навыков. Кроме того, их участие в подобных исследованиях имеет существенное воспитательное воздействие, т. к. понимание важности и полезности не только проводимой научной работы, но и искренней убежденности в недопустимости нарушений норм закона, выработке нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям в обществе.

Зачастую слушатели первых курсов не сразу вовлекаются в работу научного сообщества курсантов и слушателей. Мало исследуются проблемы, которые бы имели не только теоретическое значение, но и практическую ценность для органов внутренних дел. В отдельных случаях на заседания научных кружков и

конференций выносятся неглубокие, подготовленные наспех доклады, нередко темы научных исследований являются неактуальными. Закономерно и вполне естественно, что курсанты и слушатели пассивно относятся к обсуждению таких докладов (сообщений), не проявляют активности в работе кружков. Представляется, что интерес к научным исследованиям и творческому мышлению должен прививаться с первых дней пребывания курсантов и слушателей в образовательной организации. Большое значение имеет подборка тем, глубина их исследования и сама постановка, сочетание теоретических вопросов с практической стороной деятельности сотрудников органов внутренних дел, организация научного кружка, конференции или другой какой-либо формы научно-исследовательской работы. Рассматривая вопросы, имеющие практическую направленность, слушатели смогут глубоко изучить тему исследования и внести заслуживающие внимания предложения:

1. Сформировать позитивный образ преподавателя-наставника как носителя идеального образа ценностно-этических установок, высокой моральной и антикоррупционной устойчивости.

2. Планировать проведение практических занятий по дисциплине «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» педагогическими работниками, имеющими психологическое образование, для проведения антикоррупционного тренинга и психодиагностических исследований.

3. Способствовать созданию психологического инструментария для диагностики антикоррупционной устойчивости личности (в рамках курса обязательным элементом проведения практических занятий у слушателей необходима психодиагностика).

4. Внедрить примерную модель тренин-говых занятий по формированию антикоррупционного поведения: а) тренинг стрессо-устойчивости; б) тренинг повышения самоконтроля в поступках и действиях;в)тренинг формирования профессионально-важных качеств; г) тренинг формирования позитивных ценностных установок.

5. Сформировать методическую базу, способствующую формированию негативного отношения к коррупции посредством ролевых и деловых игр; мозгового штурма и дискуссии; психогимнастических упражнений; мини-лекций и информационных блоков; психодраматических

техник и нейролингвистического программирования.

6. Проводить психодиагностическое обследование (используя современные психологические методики) для определения коррупционной устойчивости или склонности к коррупционному поведению перед поступлением на службу (в том числе учебу) лиц, претендующих на замещение должности сотрудника органов внутренних дел.

Очень важно понимать, какие цели перед собой ставим, какие средства применяем и каких результатов хотим достигнуть. Профессор С.Н. Бабурин небезосновательно считает, что единственный путь, который приведет к успеху в этой борьбе, - это построение нравственного государства. У нас сегодня есть все воз-

Литература

1. Решетников М.М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. СПб., 2008.

2. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.

3. Ванновская О.В. Психология коррупционного поведения государственных служащих / О.В. Вановская. 2-е изд., стереотип. М., 2018.

Голубых И.В., Чашников В.А., Алимни-ев С.А. Причины и условия преступлений коррупционной направленности// Правоохранительные органы: теория и практика. 2009. № 2.

4. Кочетков В.В. Психологические детерминанты коррупционного поведения // Философия права. 2010. № 6.

5. Россия и коррупция: Кто кого? Доклад Регионального общественного фонда «Информатика для демократии». М., 1998.

6. Иванова Н.А. Актуальность проблемы борьбы с должностными преступлениями в современной России // Правоохранительные органы: теория и практика. 2009. № 2.

7. Психология состояний: хрестоматия / под ред. А.О. Прохорова. СПб., 2004.

8. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи. СПб., 2000.

9. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. СПб., 2012.

10. Ладыжец Н.С. Проблема формирования коррупционного сознания в правоохранительной сфере: социально-философский анализ // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 2.

11. Бабурин С.Н. Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020.

можности для этого. Только нравственное государство способно создать надлежащую справедливую финансово-денежную систему и таким образом надломить одну из основных опор коррупции. Только нравственное государство способно создать современную систему воспитания и обучения человека без всяких оглядок на никому не нужную у нас болонскую систему. Только нравственное государство способно защитить себя и своих граждан. Только нравственное государство может совершенно спокойно и законно изъять миллиарды похищенных коррупционерами-казнокрадами у народа денег. Но построить такое государство весьма непросто. Очень много противников такого построения есть и у нас в стране, и особенно за ее пределами. Непросто, но возможно [12, с. 14].

Bibliography

1. Reshetnikov M.M. The Psychology of Corruption: Utopia and Dystopia. St. Petersburg, 2008.

2. On Combating Corruption: fed. law d.d. Dec. 25, 2008 № 273-FL // Coll. Legislation of the Russian Federation. 2008. № 52. Art. 6228.

3. Vannovskaya O.V. Psychology of corruption behavior of civil servants: / O.V. Vanovskaya. 2nd ed., erased. Moscow, 2018.

4. Golubykh I.V., Chashnikov V.A., Alim-niev S.A. Causes and conditions of corruption-related crimes // Law enforcement agencies: theory and practice. 2009. № 2.

5. Kochetkov V.V. Psychological determinants of corrupt behavior // Philosophy of law. 2010. № 6.

6. Russia and Corruption: Who Wins? / Report of the Regional Public Foundation «Informatics for Democracy». Moscow, 1998.

7. Ivanova N.A. The relevance of the problem of combating malfeasance in modern Russia // Law enforcement agencies: theory and practice. 2009. № 2.

8. Psychology of states: Reader / under ed. A O. Prokhorov. St. Petersburg, 2004.

9. Lisovskiy V.T. The values of the life and culture of modern youth. St. Petersburg, 2000.

10. Vasiliev V.L. Legal psychology: Textbook for universities. St. Petersburg, 2012.

11. Ladyzhets N.S. The problem of the formation of corruption consciousness in the law enforcement sphere: a socio-philosophical analysis // Modern studies of social problems. 2012. № 2.

12. Baburin S.N. The Moral State: A Russian View of the Values of Constitutionalism. Moscow, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.