Научная статья на тему 'Дискурс по формированию у слушателей образовательных организаций МВД России профессиональных компетенций по противодействию коррупции'

Дискурс по формированию у слушателей образовательных организаций МВД России профессиональных компетенций по противодействию коррупции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / профессиональная компетенция / сотрудник органов внутренних дел / антикоррупционное поведение / антикоррупционная устойчивость / образовательный процесс / professional training / professional competence / employee of internal affairs bodies / anti-corruption behavior / anti-corruption stability / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Брылева, Виталий Викторович Копылов, Виктория Викторовна Сундукова, Дмитрий Александрович Ананкин

В настоящем исследовании подчеркивается важность формирования у слушателей образовательных организаций МВД России профессиональных компетенций по противодействию коррупции и устойчивого антикоррупционного поведения. Однако условия современного образовательного процесса стагнируют данный процесс, уменьшая не только академические часы для непосредственной работы профессорско-преподавательского состава с обучающимися, но и исключая из образовательного процесса учебные дисциплины, направленные на формирование указанных профессиональных компетенций. Тем самым среди кадрового состава сотрудников органов внутренних дел, не владеющих способностью противостоять коррупционным составляющим,и социумом появляются огромные риски негативных факторов, подрывающих эффективность деятельности Министерства внутренних дел. Авторы акцентируют внимание на отсутствие в образовательном процессе образовательных организаций МВД России фактических академических часов (аудиторных) по обучению слушателей антикоррупционному поведению, так как существование дисциплин по данному направлению номинально, а выделенные часы отведены на самостоятельную подготовку, что не обеспечивает формирование профессиональных компетенций противодействия коррупции и устойчивого антикоррупционного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Брылева, Виталий Викторович Копылов, Виктория Викторовна Сундукова, Дмитрий Александрович Ананкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discourse on the formation of professional anti-corruption competencies among students of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia

This study highlights the importance of forming professional competencies in anti-corruption and sustainable anti-corruption behavior among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. However, the conditions of the modern educational process are stagnating this process, reducing not only academic hours for the direct work of the teaching staff with students, but also excluding from the educational process academic disciplines aimed at the formation of these professional competencies. Thus, among the personnel of the employees of the internal affairs bodies who do not possess the ability to resist corruption components, and society, there are huge risks of negative factors that undermine the effectiveness of the Ministry of Internal Affairs. The authors focus on the absence of actual academic hours (classroom hours) in the educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for teaching students anti-corruption behavior, since the existence of disciplines in this area is nominal, and the allocated hours are allocated for independent training, which does not ensure the formation of professional competencies for combating corruption and sustainable anti-corruption behavior.

Текст научной работы на тему «Дискурс по формированию у слушателей образовательных организаций МВД России профессиональных компетенций по противодействию коррупции»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-153-158 NIION: 2018-0077-4/21-069 MOSURED: 77/27-024-2021-04-268

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Дискурс по формированию у слушателей образовательных организаций МВД России профессиональных компетенций по противодействию коррупции

Юлия Александровна Брылева1, Виталий Викторович Копылов2, Виктория Викторовна Сундукова3, Дмитрий Александрович Ананкин4

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Julia.Prostakishina@yandex.ru

2 Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Тверь, Россия, kopylov_70@inbox.ru

3 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань, Россия, vika.sundukova94@mail.ru

4 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия, 13voin@mail.ru

Аннотация. В настоящем исследовании подчеркивается важность формирования у слушателей образовательных организаций МВД России профессиональных компетенций по противодействию коррупции и устойчивого антикоррупционного поведения. Однако условия современного образовательного процесса стагнируют данный процесс, уменьшая не только академические часы для непосредственной работы профессорско-преподавательского состава с обучающимися, но и исключая из образовательного процесса учебные дисциплины, направленные на формирование указанных профессиональных компетенций. Тем самым среди кадрового состава сотрудников органов внутренних дел, не владеющих способностью противостоять коррупционным составляющими социумом появляются огромные риски негативных факторов, подрывающих эффективность деятельности Министерства внутренних дел. Авторы акцентируют внимание на отсутствие в образовательном процессе образовательных организаций МВД России фактических академических часов (аудиторных) по обучению слушателей антикоррупционному поведению, так как существование дисциплин по данному направлению номинально, а выделенные часы отведены на самостоятельную подготовку, что не обеспечивает формирование профессиональных компетенций противодействия коррупции и устойчивого антикоррупционного поведения.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная компетенция, сотрудник органов внутренних дел, антикоррупционное поведение, антикоррупционная устойчивость, образовательный процесс

Для цитирования: Брылева Ю. А., Копылов В. В., Сундукова В. В., Ананкин Д. А. Дискурс по формированию у слушателей образовательных организаций МВД России профессиональных компетенций по противодействию коррупции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 153 -158. https://doi. org/10.24412/2658-638X-2021-4-153-158.

Original article

Discourse on the formation of professional anti-corruption competencies among students of educational organizations of the ministry ofinternal

affairs of Russia

Yulia A. Bryleva1, Vitaly V. Kopylov2, Victoria V. Sundukova3, Dmitry A. Anankin4

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

© Брылева Ю. А., Копылов В. В., Сундукова В. В., Ананкин Д. А., 2021

Julia.Prostakishina@yandex.ru

2 Tver Branch Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Tver, Russia, kopylov_70@inbox.ru

3 Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, vika.sundukova94@mail.ru

4 Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia, 13voin@mail.ru

Abstract. This study highlights the importance of forming professional competencies in anti-corruption and sustainable anti-corruption behavior among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. However, the conditions of the modern educational process are stagnating this process, reducing not only academic hours for the direct work of the teaching staff with students, but also excluding from the educational process academic disciplines aimed at the formation of these professional competencies. Thus, among the personnel of the employees of the internal affairs bodies who do not possess the ability to resist corruption components, and society, there are huge risks of negative factors that undermine the effectiveness of the Ministry of Internal Affairs. The authors focus on the absence of actual academic hours (classroom hours) in the educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for teaching students anti-corruption behavior, since the existence of disciplines in this area is nominal, and the allocated hours are allocated for independent training, which does not ensure the formation of professional competencies for combating corruption and sustainable anti-corruption behavior.

Keywords: professional training, professional competence, employee of internal affairs bodies, anti-corruption behavior, anti-corruption stability, educational process

For citation: Bryleva Y. A., Kopylov V. V., Sundukova V. V., Anankin D. A. Discourse on the formation of professional anti-corruption competencies among students of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):153 -158. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-153-158.

Одним из основных этапов профессионального становления слушателей образовательных организаций (далее - ОО) МВД России во время профессионального обучения является формирование профессиональных компетенций, соответствующих будущей профессиональной деятельности.

В результате освоения основной программы профессионального обучения в ОО МВД России у слушателей должны быть сформированы профессиональные компетенции, позволяющие им, на основании Федерального закона «О полиции», в полном объеме обеспечивать защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, охрану общественного порядка, собственности, а также для обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности [6].

Обращаясь к понятию «профессиональной компетенции» следует отметить рассмотрение данной проблемы в трудах: А. А. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. В. Ищенко, И. В. Ульяновой, В. Д. Ша-дрикова и др. Концентрируясь на специфике содержания понятия «профессиональная компетенция», подчеркнем, что в работах Е. В. Старченко данный термин расшифровывается как: «готовность и способность работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать

и практически решать значимые профессиональные проблемы» [7, с. 405]; в работах О. Ю. Капустюк и Л. Ю. Нежкиной как: «...уровень эффективности выполнения оперативно-служебной деятельности (административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной) в процессе решения типовых и служебных задач, основанных на владении сотрудником органов внутренних дел соответствующими знаниями, умениями, навыками и способностями» [4, с. 25]; в работах И. В. Ульяновой как: «готовность субъекта к выполнению определенных профессиональных требований, творческому решению профессиональных задач на основе индивидуальных способностей и склонностей, определенных знаний, умений, навыков, первичного опыта, а также необходимого уровня личностного развития» [9, с. 19]. Посредством теоретического анализа научных источников, с учетом нормативно-правовых актов и действующих регламентов МВД России, считаем, чтопод профессиональной компетенцией необходимо понимать готовность сотрудника органов внутренних дел (далее - ОВД) к выполнению профессиональной деятельности с учетом требований действующего регламента, нормативно-правовых актов и личностных убеждений (саморазвитие, самовоспитание, нравственные ценности и моральные качества).

Ввиду социально-экономической обстановки, которая складывается не одно десятилетие, к числу

основных профессиональных компетенций необходимых сотрудникам ОВД для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей должны относиться компетенции противодействия коррупции и устойчивого антикоррупционного поведения. Проблема противодействия коррупция, в том числе и противодействия коррупции среди сотрудников ОВД, рассматривалась в ряде трудов ученых, среди которых: С. А. Алтухов, А. Н. Варыгин, Л. Д. Гаух-ман, А. А. Купленский, А. В. Куракин, Е. А. Лукаше-ва, А. Б. Осипов и др.

«В современном обществе тема коррупции весьма актуальна, так как ее масштабы распространения в стране весьма значительны, в том числе и в правоохранительных органах, где центральным звеном в борьбе с данным видом преступлений выступают ОВД» [10]. К тому же, одним из ряда негативных факторов, оказывающих неблагоприятное впечатление о системе ОВД и ее влияния на жизнедеятельность граждан (что в некоторой степени выступает дестабилизирующим фактором), с полным основанием следует признать коррупционную составляющую, которая в первую очередь не только разрушает доверие и дискредитирует авторитет ОВД, но и подрывает эффективность воздействия на правонарушителей. А. Н. Варыгин, рассуждая о коррупции в ОВД, отмечает следующее: «это явление, заключающееся в противоправном использовании сотрудниками своего служебного положения и предоставленных этим положением возможностей для получения от физических и юридических лиц материальных и иных благ и выполнении в обеспечение их требований действий вопреки интересам службы» [2, с. 8].

По мнению Н. В. Сторчиловой: «...сотрудники органов внутренних дел все чаще становятся на путь установления неформальных коррумпированных связей не только с обычными гражданами, но и лицами, осуществляющими незаконную предпринимательскую деятельность, а также преступными элементами» [8, с. 5]. Обращаясь к актуальным статистическим данным в работе Следственного комитета России подчеркнем, что за девять месяцев 2017 года было выявлено 729 сотрудников ОВД причастных к преступлениям коррупционной направленности, а за девять месяцев 2018 года уже 790 сотрудников ОВД. Ю. Г. Касперович в своих исследованиях акцентирует внимание на актуальности изучения коррупционной составляющей среди сотрудников ОВД, так как «среди сотрудников, совершивших коррупционные правонарушения, преобладают лица, отслужившие в органах внутренних дел менее 5 лет - 52,7 %, в том числе до 1 года - 18,8 %» [5, с. 26]. Очевидно, что формирование профессиональных компетенций у слушателей в области противодействия коррупции

происходит не в полной мере, а, следовательно, значимость настоящего исследования лишь подчеркивает свою актуальность и дальнейшую разработку.

С учетом мнения ряда ученых (А. Н. Варыгин, А. И. Долгова, Ю. А. Латов, Ю. А. Мерзлов и др.) подчеркнем, что коррупция в ОВД носит латентный характер и в большинстве случаев обусловлена превышением должностных полномочий; сплочением в группы для обеспечения прибыли с теневого бизнеса, вымогательства, применения табельного оружия; нарушения правил дорожного движения и многие другие возможности, которые имеют единый признак - использование сотрудниками ОВД своего служебного положения (служебных возможностей) с целью личного обогащения.

Последнее время средствами массовой информации (в настоящем исследовании ссылаемся на официально зарегистрированные источники в Роскомнадзоре) довольно часто оглашаются случаи коррупционной составляющей в ОВД: получение взятки в особо крупном размере, вымогательство, мошенничество, бандитизм, содействие в приостановке или закрытии уголовного дела и др. Например, 26 мартаза получение взятки задержан старший следователь по расследованию дорожно-транспортных происшествий СУ УМВД России по Красногорскому району.

Все вышесказанное лишь подчеркивает значимость обучения противодействию коррупции, которое должно занимать особое место в подготовке будущих полицейских (слушателей ОО МВД РФ). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 318 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» целесообразно утверждать, что обучение сотрудников ОВД должно быть направлено на формирование антикоррупционного поведения, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.

Профессиональнаяподготовкалиц рядового состава и младшего начальствующегосостава,впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации,по должности«Полицейский» осуществляется в соответствии с основной программой профессионального обучения [1]. За время обучения - 6 месяцев, перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у слушателей не только профессиональные компетенции, нацеленные на защиту «.жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации.» [6], но и сформировать личностные убеждения по нравственным и моральным ценностям, в умении противостоять «буржуазным» коррупционным наклонностям и другим этическим нарушениям; укре-

пить мотивацию к саморазвитию, самовоспитанию и рефлексивным навыкам.

Проведенный нами анализ учебных планов и основных программ профессионального обучения (Тверского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рузского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя) показали номинальность наполненности учебных дисциплин академическими часами по формированию у слушателей антикоррупционного поведения.

Обучение антикоррупционному поведению осуществляется двумя учебными дисциплинами:

1. «Основы уголовного права» по теме: «Преступления против государственной власти». На изучение данной темы в учебной дисциплине отведено 6 часов, из которых: 2 часа лекционного занятия, 2 часа семинарского занятия и 2 часа отведено на самостоятельную работу.

2. «Морально-психологическая подготовка» по теме: «Нравственные основы антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». На изучение данной темы в учебной дисциплине отведено 2 часа семинарского занятия.

В сумме обозначенных выше учебных дисциплин слушатели основной программы профессионального обучения проходят «курс» коррупционному противостоянию в течение 8 часов, из которых: 2 часа лекционного занятия, 4 часа семинарского занятия и 2 часа отведено на самостоятельную подготовку (тогда как всего на курс основной программы профессионального обучения выделяется 996 академических часов).

Очевидно, что такая организация образовательного процесса не обеспечивает должной подготовки сотрудников ОВД. Выделенные часы для формирования антикоррупционного поведения у сотрудников ОВД не оправдывают своего ожидания, так как за столь короткий промежуток времени невозможно в полной мере реализовать поставленные Министерством внутренних дел Российской Федерации задачи: воспитать у слушателей нетерпимость к коррупционным поступкам, сформировать у слушателей мотивацию для добросовестного и надлежащего выполнения своих должностных обязанностей, сформировать навыки противостояния коррупционным рискам, проявлять нравственную непримиримость к коррупционным проявлениям и т. п.

В качестве сопоставления приведем пример из образовательного процесса по противодействию коррупционной составляющей в Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, где реализуется учебная дисциплина «Противодействие коррупции». На дневной форме обучения выделяется 3 зачетных единицы, из которых 48 часов отведено на лекционные занятия и 60 на практические. На заочной форме обучения выделяется 1 зачетная единица: 8 часов отводится на лекционные занятия, 1 2 часов на практические, а также на самостоятельное изучение учебной дисциплины отведено 10 часов. В названных формах обучения промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Кроме того, отрицательным фактом является и отсутствие в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД, который утратил силу в октябре 2013 года. До настоящего времени Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД не вступил в силу, нет даже его проекта. С учетом того, что новый кодекс планировался к июлю 2014 года до этого времени следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Роль Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД весома, так как он является «профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника», который определяет «профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе, профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения». Именно вокруг него должна формироваться предупредительная, культурно-просветительская и профилактическая деятельность в подразделениях ОВД в части противодействия коррупции.

В заключение нашего исследования подытожим вышесказанное и порекомендуем пересмотреть содержание и структуру основных программ профессионального обучения слушателей. Несомненно, заметен дефицит учебных дисциплин, не-обходимоувеличить количество академических часов (лекционных и практических занятий в группах и подгруппах), насытить образовательный процесс интерактивными занятиями в виде деловых игр, кейсов, имитационных игр, тренингов, дебатов, групповых дискуссий, а также ввести промежуточную аттестацию. Это существенно поднимет качество обучения, позволит в полной мере формировать у слушателей компетенции противодействия коррупции и устойчивого антикоррупционного поведения, что является необходимым для слушателей-будущих сотрудников ОВД во время выполнения профессиональных обязанностей, где придется противостоять не только преступности,

но и проявлениям коррупционной составляющей. От того насколько качественно будет организован образовательный процесс будет зависеть и успешное противодействие коррупции в ОВД, и снижение преступности, и удовлетворенность общества деятельностью сотрудников полиции.

Библиографический список

1. Базулина, А. А. Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел / А. А. Базулина // Вестник СПбУ МВД России. 2018. № 2 (78). С. 191-194.

2. Варыгин, А. Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел и проблемы воздействия на нее : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Варыгин Александр Николаевич. Саратов, 2003. 45 с.

3. Гарифуллина, А. Ф. Государственное регулирование антикоррупционной деятельности / А. Ф. Гарифуллина, Г. Р. Ильясова // Стратегическое и проектное управление: сборник научных статей. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. С. 30-32.

4. Капустюк, О. Ю. О некоторых аспектах профессиональной компетентности сотрудника ОВД / О. Ю. Капустюк, Л. Ю Нежкина // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2013. № 3 (66). С. 25-30.

5. Касперович, Ю. Г. Особенности личности сотрудника ОВД, совершающего преступления коррупционной направленности / Ю. Г. Касперович // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 52-55.

6. О полиции : федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 янв. 2011 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 февр. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2019. № 14. Ч. I. Ст. 1461.

7. Старченко, Е. В. Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов / Е. В. Старченко // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 405-407.

8. Сторчилова, Н. В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Сторчилова Наталья Владимировна. М., 2010. 33 с.

9. Ульянова, И. В. Компетентностный подход в системе Российского гуманитарного образования: сущность, проблемы, перспективы / И. В. Ульянова // Актуальные вопросы экономики, права, психологии и образования: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Федосенко. СПб. : ООО «НИЦ АРТ», 2019. С. 17-21.

10. Жабагинов, Р. А. Организация профилактической работы по противодействию коррупции в организации : учебно-методическое пособие / Р. А. Жабагинов, М. П. Апухтин, Т. В. Мальцева. Рязань : ИП Коняхин А.В. (BookJet). 2020. 171 с.

Bibliographic list

1. Bazulina, A. A. Specifics of the organization of vocational training of persons who are first accepted for service in the internal affairs bodies / A. A. Bazulina // Bulletin of the SPbU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2 (78). pp. 191-194.

2. Varygin, A. N. Criminality of employees of internal affairs bodies and problems of its impact : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.08 / Varygin Alexander Nikolaevich. Saratov, 2003. 45 p.

3. Garifullina, A. F. State regulation of anti-corruption activities / A. F. Garifullina, G. R. Ilyasova // Strategic and project management: a collection of scientific articles. Perm: Perm State National Research University, 2012. pp. 30-32.

4. Kapustyuk, O. Yu. On some aspects of the professional competence of an employee of the Department of Internal Affairs / O. Yu. Kapustyuk, L. Yu. Nezhkina // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 3 (66). pp. 25-30.

5. Kasperovich, Yu. G. Personality features of an officer of the Department of Internal Affairs who commits crimes of corruption orientation / Yu. G. Kasperovich // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2013. No. 1 (52). pp. 52-55.

6. About the police: feder. the law grew. Federal Law No. 3-FZ dated February 7, 2011 (as amended on 04/01/2019) : adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation 28 Jan. 2011 : Approved by the Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation February 2, 2011 // Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation. 2011. No. 7. St. 900; 2019. No. 14. Part I. St. 1461.

7. Starchenko, E. V. Formation of professional competencies in educational activities among university graduates / E. V. Starchenko // Young scientist. 2013. No. 9. pp. 405-407.

8. Storchilova, N. V. Corruption in the internal affairs bodies and its prevention : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.08 / Storchilova Natalia Vladi-mirovna. M., 2010. 33 p.

9. Ulyanova, I. V. Competence approach in the system of Russian humanitarian education: essence, problems, prospects / I. V. Ulyanova // Topical issues of Economics, law, psychology, and education: collection of scientific articles of the all-Russian scientific-practical conference /ed. edited by E. V. Fedosenko. SPb. OOO "SIC ART", 2019. Pp. 17-21.

№ 4 / 2021 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

10. Jabayev, R. A. the Organization of preventive A. R. Jabayev, M. P. Apukhtin, T. V. Maltsev. Ryazan : IP work on fighting corruption in organizations : textbook / Konyakhin A.V. (BookJet). 2020. 171 p.

Информация об авторах

Ю. А. Брылева - преподаватель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат педагогических наук;

В. В. Копылов - профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки, кандидат юридических наук;

В. В. Сундукова - преподаватель кафедры общей и педагогической психологии психологического факультета;

Д. А. Ананкин - старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки, кандидат педагогических наук.

Information about the authors

Y. A. Bryleva - Lecturer of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific complex of Psychology of official activity, Candidate of Pedagogical Sciences;

V. V. Kopylov - Professor of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training, Candidate of Legal Sciences;

V. V. Sundukova - Lecturer of the Department of General and Pedagogical Psychology of the Psychological Faculty;

D. A. Anankin - Senior Lecturer of the Department of Fire and Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.12.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 14.12.2021; approved after reviewing 15.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

M Г I р-вдатл

I педагогика высшей школы

Педагогика высшей школы : учебное пособие / М. Т. Громкова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 447 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.

Пособие состоит из четырех разделов: "Теоретические основы педагогики", "Педагогика профессионального образования", "Технология профессионально-ориентированного обучения" и "Инновационная парадигма профессиональной деятельности".

Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.