Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РФ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивного обучение / коррупция в органах внутренних дел / обучение антикоррупционному поведению / профессионализм / interactive training / corruption in internal affairs bodies / training on anti-corruption behavior / professionalism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Елена Андреевна Доценко, Юлия Александровна Брылева

Рассматриваются перспективы внедрения инновационного интерактивного обучение антикоррупционному поведению руководителей подразделений МВД РФ с использованием пенитенциарных учреждений. Проводится анализ недостатков в организации профессиональной образовательной программы повышения квалификации заместителей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России. Анализируются статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере преступлений коррупционной направленности, а также личностные характеристики коррупционера. Рассматриваются проблемы в организации и проведении обучения руководителей подразделений МВД РФ антикоррупционному поведению в рамках реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации заместителей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России и предлагаются практические рекомендации по повышению эффективности проведения занятий по противодействию коррупции среди сотрудников органов внутренних дел РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Елена Андреевна Доценко, Юлия Александровна Брылева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE INTERACTIVE TEACHING METHODS FOR ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF THE HEADS OF DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Discussed the prospects of introducing innovative interactive training in anti-corruption behavior of the heads of units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation using penitentiary institutions. An analysis is made of the shortcomings in organizing a professional educational program for advanced training of deputy heads (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The statistical data of the General Prosecutor’s Office of the Russian Federation in the field of corruption-related crimes, as well as the personal characteristics of a corrupt official are given. Problems in the organization and conduct of training for the heads of units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on anticorruption behavior within the framework of the implementation of additional professional educational programs for advanced training of deputy heads (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered and practical recommendations for improving the effectiveness of anti-corruption classes among employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation are offered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РФ»

УДК 343.35, 378:354.31 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10321

ББК 67.7 © В.В. Копылов, Е.А. Доценко, Ю.А. Брылева, 2020

Научные специальности: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РФ

Виталий Викторович Копылов, профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки, кандидат юридических наук

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12) E-mail: [email protected]

Елена Андреевна Доценко, начальника кабинета специальных дисциплин кафедры организации обеспечения раскрытия и расследования преступлений

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12) E-mail: [email protected]

Юлия Александровна Брылева, преподаватель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются перспективы внедрения инновационного интерактивного обучение антикоррупционному поведению руководителей подразделений МВД РФ с использованием пенитенциарных учреждений. Проводится анализ недостатков в организации профессиональной образовательной программы повышения квалификации заместителей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России. Анализируются статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере преступлений коррупционной направленности, а также личностные характеристики коррупционера. Рассматриваются проблемы в организации и проведении обучения руководителей подразделений МВД РФ антикоррупционному поведению в рамках реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации заместителей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России и предлагаются практические рекомендации по повышению эффективности проведения занятий по противодействию коррупции среди сотрудников органов внутренних дел РФ.

Ключевые слова: интерактивного обучение, коррупция в органах внутренних дел, обучение антикоррупционному поведению, профессионализм.

PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE INTERACTIVE TEACHING METHODS FOR ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF THE HEADS OF DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vitaliy V. Kopylov, Professor of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training, Candidate of Legal Sciences Tver branch of Moscow University named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12) E-mail: [email protected]

Elena A. Dotsenko, Head of the Cabinet of Special Disciplines of the Department of Disclosure and Investigation Organizations crimes

Tver branch of Moscow University named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12) E-mail: [email protected]

Yulia A. Brylyova, Teacher of the Department of Pedagogics of the Training and Scientific Complex of Psychology of official activity Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: [email protected]

Abstract. Discussed the prospects of introducing innovative interactive training in anti-corruption behavior of the heads of units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation using penitentiary institutions. An analysis is made of the shortcomings in organizing a professional educational program for advanced training of deputy heads (chiefs) of territorial bodies

of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The statistical data of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation in the field of corruption-related crimes, as well as the personal characteristics of a corrupt official are given. Problems in the organization and conduct of training for the heads of units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on anticorruption behavior within the framework of the implementation of additional professional educational programs for advanced training of deputy heads (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered and practical recommendations for improving the effectiveness of anti-corruption classes among employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation are offered.

Keywords: interactive training, corruption in internal affairs bodies, training on anti-corruption behavior, professionalism.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Копылов В.В., Доценко Е.А., Брылева Ю.А. Перспективы внедрения инновационных интерактивных методов обучения антикоррупционному поведению руководителей подразделений МВД РФ. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):47-52.

Служба в полиции — это профессиональная служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающая противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и общественной безопасности. Успешное выполнение сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей невозможно без профессиональных знаний и навыков, поэтому профессионализму и развитию профессиональных качеств сотрудников полиции уделяется большое внимание в течение всего срока службы.

Профессионализм сотрудников органов внутренних дел рассматривается не только как, совокупность психических, психофизиологических и личностных свойств, но и как система ценностных ориентиров и мотиваций. Профессиональная культура личности является составляющей профессионализма сотрудника и «кроме комплекса знаний, умений и умений по предметной отрасли профессиональной деятельности включает и систему профессиональных ценностей, идеалов, а также правовую грамотность представителей конкретной профессии» [2].

Профессионализм сотрудников полиции — обязательное условие эффективного выполнения сотрудником своих должностных обязанностей. Для его достижения необходим постоянный процесс повышения квалификации сотрудника, который реализуется при обучении на дополнительных профессиональных программах. В организации повышения квалификации сотрудников полиции особое внимание должно обращаться на эффективность, качество, практическую направленность, своевременность, организации и проведение мероприятий по подготовке кадров, научное и методическое обеспечение процесса обучения, применение инновационных образовательных технологий и современных технических средств обучения, состо-

яние учебно-материальной базы...»1. Рост профессионализма осуществляется за счет повышения квалификации сотрудником ОВД: укрепление теоретических знаний и совершенствование практических умений и навыков.

Повышения квалификации в обязательном порядке проходят, в том числе руководители (начальники) территориальных органов МВД России.

Особое внимание уделяется реализации практи-ко-ориентированного подхода при осуществлении повышения квалификации сотрудников ОВД, как вида обучения, целью которого является формирование у обучающихся профессиональной компетенции практической работы, разрешению и противодействию актуальным проблемам в сфере профессиональной служебной деятельности.

Образовательные мероприятия, направленные на предупреждение коррупции в правоохранительных органах являются наиболее эффективными мерами, оказывающих влияние на снижение уровня коррупционного поведения среди сотрудников, они обеспечивают развитие и совершенствование способности сотрудников органов внутренних дел противодействовать проявлениям коррупции. Способность противодействовать коррупции должна быть неотъемлемым качеством, формирующим профессионализм сотрудника.

Коррупция в органах внутренних дел уже давно переросла в основную проблему, которая не дает эффективно выполнять задачи, поставленные перед МВД РФ по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека в РФ. В МВД признали, что коррупция остается одним из ключевых факторов, оказывающих «разру-

1 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru. (дата обращения 25.01.2020).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

шительное влияние на эффективность деятельности органов государственной власти и принимаемые ими управленческие решения» [1]. В первом квартале 2019 г. число коррупционных преступлений выросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

В отличие от иных профессий, где преступное поведение одного сотрудника не влияет на общественное мнение о работе его коллег и не уничтожает социальную значимость их деятельности, в работе сотрудника правоохранительных органов такое явление носит более тяжкие последствия.

Несмотря на то, что удельный вес руководителей коррупционеров составляет 8-10% от общего числа, сотрудников, совершивших коррупционные преступления, коррупция среди руководителей подразделений ОВД стала серьезной проблемой.

Аресты бывшего заместителя начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД России полковника полиции Д.В. Захарченко, первого заместителя начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России генерал-майора А. В. Мельникова и т.п. показали, что профилактические и просветительские меры по противодействию коррупции и формированию устойчивого антикоррупционного поведения не достаточно эффективны.

Не восприимчивость обучаемых (руководители (начальники) территориальных органов МВД России) во много обусловлена:

• профессионально-нравственной деформацией — снижением качества профессиональных обязанностей, а также искажение профессионально-нравственного сознания, профессиональной деятельности и ее результатов [5];

• тем, что они (руководители) обладают значительным объемом полномочий, определенным опытом работы, знанием законодательства, что позволяет им осуществлять свою противоправную деятельность на высоком интеллектуальном уровне и довольно длительный период времени [9];

• отсутствием эффективной противокорруп-ционной просветительской и воспитательной работы. Приказом МВД России от 31 октября 2013 года № 883 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 24.12.2008 г. №1138» признается утратившим силу Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. С учетом того, что новый кодекс планировался к июлю 2014, года до этого времени следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и

муниципальных служащих. До настоящего времени (почти 6 лет!) Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД не вступил в силу, нет даже его проекта. Роль Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД весома, он является «профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника», который устанавливает «профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе, профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения». Он (Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД) должен был быть основой предупредительных мероприятий, просветительской и профилактической работы в подразделениях органов внутренних дел в вопросах противодействия коррупции. Поэтому можно констатировать, что организация профилактических и просветительских мероприятий по противодействию коррупции в органах внутренних дел не является четкой, последовательной, целенаправленной, системной;

личностные поведенческие установки. Корыстная мотивация — главное, что толкает сотрудников на коррупционное преступление. Согласно анализу, проведенному Генеральной прокуратурой Российской Федерации только треть коррупционеров, пожаловалась на изначально низкое материальное положение. Нередко мотивами к противоправным действиям были потребность в самоутверждении, повышении своего авторитета, обладании властью, а также месть за несправедливость со стороны руководства и корпоративная солидарность. Лишь четверть коррупционеров считают, что к преступлениям такой направленности толкают низкие морально-нравственные качества [6]; проведение и содержание учебных занятий по противодействию коррупции. Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации заместителей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России различных уровней включает в себя только 4 часа, из которых 2 часа лекции и 2 часа семинарское занятие, по изучению темы «Задачи МВД России по профилактике коррупционных правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: основные пробле-

мы и пути их решения».

• 4 часа на изучение основ и результатов организации противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации — это недопустимо мало! За это время руководители органов внутренних дел должны изучить и обсудить вопросы, связанные с организацией профилактики коррупционных преступлений среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, определение стратегии и тактики противодействия коррупции с учетом реальных социально-экономических, политических условий и т.п. Руководители должны не только обучиться новым методам организации противодействия коррупции в возглавляемых подразделениях, но и сами быть для подчиненных стандартом антикоррупционного поведения.

Вопрос антикоррупционного обучения уже давно обсуждается учеными в области педагогики и противодействия коррупции. На необходимость организации антикоррупционного обучения и создания единой антикоррупционной программы обращали свое внимание Чойбсонова Ч.В. [12], Хайрутдинова Л.Р. [11], Дубовиченко С.В. и Карлов В.П. [8] и другие.

Поэтому, необходимо пересмотреть содержание и формы реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации заместителей руководителей (начальников) территориальных органов МВД России различных уровней. Увеличить количество академических часов по темам обучения антикоррупционному поведению. Активно внедрять инновационные образовательные технологии, а именно интерактивные технологии, которые позволяют имитировать любые ситуации, моделировать различные явления, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал.

В рамках интерактивного обучения антикоррупционному поведению, осуществлять проведение учебных занятия, в форме, лекции — экскурсии в исправительных учреждениях ФСИН РФ, где отбывают срок наказания лица, осужденные за преступления коррупционной направленности. Это позволит в полной мере наглядно говорить о неотвратимости наказания вне зависимости от занимаемой должности, многое станет ясно и понятно, что бывает, когда чиновник «пренебрегает государственно-общественными интересами ради личной выгоды» [7]. В настоящее время интерактивное обучение антикоррупционному поведению с использованием пенитенциарных учреж-

дений широко и успешно применяется в ряде стран, где успешно борются с коррупцией (Китай, Белоруссия). Интерактивные технологии позволяют сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации, моделировать различные явления, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал, создают положительный эмоциональный фон, т. е. обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений, обеспечивают большую наглядность [3].

Инновационность данной образовательной технологии заключается в комбинировании таких образовательных технологий как: лекция — экскурсия, проблемная лекция, групповая дискуссия. Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого знания. Данный вид обучения совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог [10]. Другими словами, руководители смогут наглядно увидеть средства исправления осужденных, условия их содержания, быт, организацию досуга, свиданий с родственниками и многое другое. Непосредственный контакт с осужденными за совершение преступлений коррупционной направленности позволит наглядно понять, что бывает если «смыслообразующей составляющей поведения коррупциогенной личности является приобретение богатства» [4]. Увиденное позволит задуматься и по-другому посмотреть на такие черты характера и духовно-нравственные качества личности как нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы и верность служебному долгу1 в себе так и подчиненных.

Внедрение в систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел инновационных интерактивных методов обучения антикоррупционному поведению видится перспективным. Данный метод универсален, он может быть применен в рамках обучения противодействию коррупции слушателей, курсантов и сотрудников органов внутренних дел. Кроме этого, заслуживающим внимание видится возможность использования пенитенциарных учреждений для проведения интерактивных занятий для профилактики совершения преступлений и девиант-ного поведения слушателей, курсантов и сотрудников органов внутренних дел. Преступность сотрудников

1 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ рптеМос/1257019/ (дата обращения 23.01.2020).

ОВД остается на протяжении ряда лет стабильной более 1% от общего количества зарегистрированных преступлений. Так, в 2017 году, сотрудниками правоохранительных органов было совершено: 1258 мошенничеств, 32 убийства и покушения на убийства, 78 нападений с умышленным причинением вреда здоровью, 85 грабежей и 26 разбоев. При этом чуть ли не больше всего преступлений — 1158 — связано с управлением транспортными средствами1.

Завершить хотелось бы словами В.В. Путина: «Но, если уж вы и ваши сотрудники пришли на эту работу и сделали этот выбор сознательно, значит нужно всё делать для того, чтобы отвечать высоким требованиям, которые предъявляются к сотрудникам органов внутренних дел»2. Для того, чтобы добиться положительного результата в области противодействия коррупции среди сотрудников правоохранительных органов антикоррупционная политика должна быть направлена прежде всего на качественное и эффективное обучение противодействию коррупции именно сотрудников руководящего звена, потому что именно они (руководители (начальники) территориальных органов МВД России), в первую очередь, «обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, ...поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности».

Литература

1. Ахметдинов И.Р. Анализ судебной практики рассмотрения дел по противодействию коррупции, рассмотренных Верховным Судом Республики Башкортостан. В сборнике: Проблемы и перспективы внедрения в российское законодательство зарубежного опыта противодействия коррупции. 2019. С. 8-14.

2. Белобыкина О.А., Беловыкина Е.А. Профессиональная этика в вузовской подготовке психологов: значение, программа и методическое обеспечение учебной дисциплины // Психология в вузе. 2014. № 2.

3. Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные

2.

1 У правоохранителей стабильная преступность [Электронный ресурс] //https://www.kommersantru/doc/3786325(дата обращения 08.02.2020).

2 Путин призвал полицию соответствовать кинообразу советской милиции [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iz.ru/ news/606438 (дата обращения 08.01.2020).

тенденции развития музея // Молодой ученый. 2016. № 22. С. 236-238. URL https://moluch.ru/ archive/126/34966/.

4. Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 102.

5. Зарубина Е.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел; словарь. Екатеринбург, 2012. 73 с.

6. Пальцев А.И. Первый сибирский губернатор на фоне современной российской коррупции. Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. № 2 (19). С. 68-77.

7. Магомедов К.О., Пономаренко Б.Т., Лобанов П.А. Противодействие коррупции в системе государственной службы. Учебное пособие. Курск, 2011. 230 с.

8. Проблемы антикоррупционного образования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3, том 1, 2019. С. 163-170.

9. Савилов М.Г. Некоторые проблемы и пути повышения эффективности противодействия коррупции в органах внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 69-72.

10. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебнометодическое пособие / С.Б. Ступина. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.

11. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное образование в образовательной системе России // Санкт-Петербургский образовательный Вестник 2017 С. 4-6.

12. Чойбсонова Ч.В. Антикоррупционное образование в ВУЗе как мера противодействия коррупции в России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.

References

Akhmetdinov I.R. Analysis of judicial practice of consideration of anti-corruption cases considered by the Supreme Court of the Republic of Bashkortostan. In the collection: Problems and prospects of implementation of foreign experience in combating corruption in Russian legislation. 2019. P. 8-14.

Belobykina O.A., Belovykina E.A. Professional ethics in University training of psychologists:

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

meaning, program and methodological Support of the academic discipline // Psychology in higher education. 2014. № 2.

3. Bixaleev A.A. interactive forms of interaction with visitors as modern trends in the development of the Museum // Young scientist. 2016. No. 22. Pp. 236238. URL https://moluch.ru/archive/126/34966.

4. Vannovskaya O.V. Personal determinants of corruption behavior // News of the Russian state pedagogical University named after A.I. Herzen. 2009. No. 102.

5. Zarubina E.V. Professional ethics of employees of internal affairs bodies; dictionary. Yekaterinburg, 2012. 73 p.

6. Paltsev A.I. The first Siberian Governor against the background of modern Russian corruption. Humanitarian problems of military affairs. 2019. No. 2 (19). pp. 68-77.

7. Magomedov K.O., Ponomarenko B. T., Lobanov P. A. Anti-corruption in the public service system.

Textbook. Kursk, 2011. 230 p.

8. Problems of anti-corruption education // Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga state University No. 3, volume 1, 2019. Pp. 163-170.

9. Savilov M.G. Some problems and ways to improve the effectiveness of anti-corruption in the internal affairs bodies // Scientific Bulletin of the Oryol law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2018. No. 1 (74). Pp. 69-72.

10. Stupina S.B. technologies of interactive learning in higher education: textbook / S.B. Stupina. Saratov: Nauka publishing center, 2009, 52 p.

11. Khairutdinova L.R. Anti-corruption education in the educational system of Russia // Saint Petersburg educational Bulletin 2017 P. 4-6.

12. Choibsonova Ch.V. Anti-corruption education in higher education as a measure to counteract corruption in Russia // Modern problems of science and education. 2015. № 5.

Конституционное право России. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. 671 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» (Серия «Dura lex, sed lex»).

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.