Научная статья на тему 'Стратегия антикоррупционной политики в гуманитарных вузах'

Стратегия антикоррупционной политики в гуманитарных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / ANTI-CORRUPTION POLICY / THE FOUNDATIONS OF THE ANTI-CORRUPTION LAW / PREVENTION OF CORRUPT BEHAVIOR / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы создания системы педагогической подготовки студентов к предупреждению коррупционного поведения на примере Академии социального образования г. Казани. Центральным звеном в стратегии антикоррупционной политики является введение курса «Основы антикоррупционного права». Автором рассмотрены понятия «педагогическая подготовка к предупреждению коррупции», «коррупционное поведение». Выявлена сущность педагогической подготовки студентов для которой характерна социальность и системность. Сформулированы задачи педагогической подготовки: формирование антикоррупционного мировоззрения, способностей к предупреждению коррупционных явлений. Отмечается важность руководства вуза в проведении антикоррупционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF ANTICORRUPTION POLICY IN THE HUMANITARIAN UNIVERSITIES

The article considers the problem of creating a system of teacher training students for the prevention of corrupt behavior on the example of the Academy of Social Education in Kazan. As part of the anti-corruption policy at the university. The central element in the strategy of anti-corruption policy is the introduction of the course "Fundamentals of Anti-Corruption Law". The author considers the concept of "pedagogical preparation for the Prevention of Corruption," "corrupt behavior". Revealed the essence of pedagogical preparation of students for which the characteristic social and systemic. The problems of teacher training: the formation of anticorruption outlook, ability to prevent corruption phenomena. The importance of the university leadership in the conduct of anti-corruption policy.

Текст научной работы на тему «Стратегия антикоррупционной политики в гуманитарных вузах»

УДК 378;34;343

СТРАТЕГИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ

Ю.С. Алексеева

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы создания системы педагогической подготовки студентов к предупреждению коррупционного поведения на примере Академии социального образования г. Казани. Центральным звеном в стратегии антикоррупционной политики является введение курса «Основы антикоррупционного права». Автором рассмотрены понятия «педагогическая подготовка к предупреждению коррупции», «коррупционное поведение». Выявлена сущность педагогической подготовки студентов для которой характерна социальность и системность. Сформулированы задачи педагогической подготовки: формирование антикоррупционного мировоззрения, способностей к предупреждению коррупционных явлений. Отмечается важность руководства вуза в проведении антикоррупционной политики.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, основы антикоррупционного права, педагогическая подготовка, предупреждение коррупционного поведения.

STRATEGY OF ANTICORRUPTION POLICY

IN THE HUMANITARIAN UNIVERSITIES

Yu.S. Alekseeva

Abstract. The article considers the problem of creating a system of teacher training students for the prevention of corrupt behavior on the example of the Academy of Social Education in Kazan. As part of the anti-corruption policy at the university. The central element in the strategy of anti-corruption policy is the introduction of the course "Fundamentals of Anti-Corruption Law". The author considers the concept of "pedagogical preparation for the Prevention of Corruption," "corrupt behavior". Revealed the essence of pedagogical preparation of students for which the characteristic social and systemic. The problems of teacher training: the formation of anticorruption outlook, ability to prevent corruption phenomena. The importance of the university leadership in the conduct of anti-corruption policy.

Keywords: anti-corruption policy, the foundations of the anti-corruption law, teacher training, prevention of corrupt behavior.

В процессе педагогической подготовки большое значение приобретает профилактика коррупционного поведения, как составной части системы антикоррупционной политики. Стратегия антикоррупционной политики в вузах позволяет выстроить систему мер воздействия на студентов, внести соответствующие изменения в содержание образования, в учебно-воспитательный процесс учебного учреждения. В Татарстане создана широкая законодательная база, направленная на противодействие коррупции. В республике в 2011 г. принят Закон «О противодействии коррупции в Республике Татарстан», постановлением Кабинета Министров РТ утверждена Комплексная республиканская антикоррупционная программа, в которой немалое место уделяется антикоррупционной деятельности в системе образования [1,с.129].

Стратегия антикоррупционной политики в различных учебных заведениях имеет свои особенности. Определенный опыт педагогической подготовки студентов к предупреждению коррупционного поведения сложилась в Академии социального образования (АСО) г. Ка-

зани. Академией социального образования внедрен в содержание образовательной программы юридического факультета и реализуется обязательный курс антикоррупционной направленности - «Основы антикоррупционного права». Трудоемкость курса составляет 2 зачетные единицы. На других факультетах введен элективный курс «Основы антикоррупционного права», который составляет 6 часов. Конечно, этого недостаточно, но следует учесть, что обязательной дисциплиной на данных факультетах является «Правоведение».

В содержании курса рассматриваются теоретические аспекты аникоррупционной политики. Студенты знакомятся с понятиями «коррупция», «коррупционное поведение», «антикоррупционное мировоззрение» и др. Изучают такие темы как: «Реализация антикоррупционной политики в экономической сфере», «Реализация антикоррупционной политики в организационно-правовой сфере», «Реализация антикоррупционной политики в социальной сфере». В разделах курса рассматриваются проблемы противодействия коррупции на современном этапе развития общества. Это,

прежде всего, гражданский контроль. В разделе «Перспективы развития российского законодательства в сфере противодействия коррупции», для более полного понимания сначала студенты знакомятся с такими понятиями как взяточничество, специфика расследования и методики расследования взяточничества, виды и формы коммерческого подкупа. В темах, посвященных понятию и признакам мошенничества, рассматриваются объективные и субъективные признаки мошенничества. Большое внимание уделяется основным направлениям борьбы с коррупцией, среди которых совершенствование законодательства, необходимость своевременного обновления национального плана и стратегии противодействия коррупции. Конечно, каждый регион обладает своей спецификой, поэтому с точки зрения социологических исследований рассматривается состояние коррупции в Республике Татарстан.

Разработано учебное пособие «Основы коррупционного права». Наряду с лекционными материалами, оно содержит задания, проекты и пояснительные материалы. Пособие имеет тесты для самоконтроля. Студенты могут сами индивидуально осваивать некоторые темы. Данное учебное пособие для бакалавров по направлению «юриспруденции» ориентировано на освоение студентами законодательной базы и основных нормативно-правовых актов, как России, так и Татарстана. Для эффективного усвоения материала в пособии помещен глоссарий, объясняющий терминологию. Приведены нормативно-правовые акты, список литературы для углубления изучения тем. Эффективным средством привития интереса и улучшения качества знаний помогают использование в педагогической подготовке студентов к предупреждению коррупционного поведения информационно-коммуникативных технологий, поэтому студенты должны владеть основными интернет - ресурсами по теме.

Конечно, это не исключает проведение различных внеучебных мероприятий с привлечением общественности и правоохранительных органов, представителей муниципалитета, юристов и т.п. Следует поддерживать мероприятия, которые проводятся в рамках республики [2].

Задачами педагогической подготовки к предупреждению коррупционного поведения являются:

1. Усвоение студентами системных знаний о видах, формах, специфики проявления коррупции в различных жизненных ситуациях.

2. Формирование негативных представлений о коррупции, антикоррупционного мировоззрения и убеждений.

3. Формирование компетенций применения правовых знаний в предупреждении и устранении условий коррупционных правонарушений.

Эффективность процесса педагогической подготовки к предупреждению коррупционного поведения заключается в пробуждении в личности студента процессов саморазвития и самовоспитания, которые зависят от качества полученных знаний, сформированности антикоррупционного мировоззрения [4]. В этом роль катализатора приобретают практические занятия, когда в процессе анализа материалов уголовных и административных дел, рефлексии собственного жизненного опыта помогают становлению антикоррупционных убеждений.

Как показывает опрос, проведенный нами в Академии социального образования, студенты, обучающиеся по направлению «Юриспруденция» считают, что приобретенные знания положительно отражаются на формирование антикоррупционного мировоззрения(73,1%), 70% считают, что коррупцию надо предупреждать и принимать для этого превентивные меры. Из студентов других факультетов 65 % считают, что специальный курс «Антикоррупционное право» актуализирует проблематику и помогает предупреждать коррупционные явления. Как показало наше исследование, студенты обращают внимание на внешние формы проведения антикоррупционной работы. Конечно, на первое место выходят проблемные лекции, на втором - дискуссии, на третьем -встречи с практикуемыми юристами, работниками правоохранительных органов. В современных условиях необходимо в педагогической подготовке к предупреждению коррупционного поведения использовать СМИ и иллюстративный материал [5].

Таким образом, введение в учебный процесс антиккорупционного курса положительно сказывается в становлении антикоррупционного мировоззрения и формирует способности к предупреждению коррупционного поведения. Педагогическая подготовка к предупреждению коррупционного поведения - сложный и длительный процесс, который актуален не только в области образования, но и для развития социума и становления гражданского общества.

Литература:

1. Бикеев И.И. Что говорят эксперты? О результатах независимого общественного мониторинга государственной антикоррупционной политики в Республике Татарстан // Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан: информационный бюллетень: вып.2.- отв. ред. И.И. Бикеев.- Казань: «Познание», 2012. - 162 с.

2. Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Вып. №102.- 2009. С.6.

3. Алексеева Ю.С., Алексеев С.Л.Основы антикоррупционного права: учеб. пос. для бакалавров. Казань: АСО, 2015.- 180 с.

4. Social-pedagogical conditions of the cadets pedagogical training efficiency increasing for preventive activity. American journal of scientific and educational research. 2014.no.2(5) «Columbia Press/ NY-820 p/ pp471-477.

5. Дубоносов Е.С., Ковалев С.Н. О методике преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в высших учебных заведениях // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. 4.II. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.

References:

1. Bikeev I.I. Chto govorjat jeksperty? O rezul'tatah nezavisimogo obshhestvennogo monitoringa gosudar-stvennoj antikorrupcionnoj politiki v Respublike Tatarstan // Realizacija antikorrupcionnoj politiki v Respublike Ta-tarstan: informacionnyj bjulleten': vyp.2.- otv. red. I.I. Bikeev.- Kazan': «Poznanie», 2012. - 162 s.

2. Vannovskaja O.V. Lichnostnye determinanty kor-rupcionnogo povedenija // Izvestija Rossijskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.LGercena. Vyp. №102.- 2009. S.6.

3. Alekseeva Ju.S., Alekseev S.L.Osnovy antikor-rupcionnogo prava: ucheb. pos. dlja bakalavrov. Kazan': ASO, 2015.- 180 s.

4. Social-pedagogical conditions of the cadets pedagogical training efficiency increasing for preventive activity. American journal of scientific and educational research. 2014.no.2(5) «Columbia Press/ NY-820 p/ pp471-477.

5. Dubonosov E.S., Kovalev S.N. O metodike pre-podavanija disciplin antikorrupcionnoj napravlenno-sti v vysshih uchebnyh zavedenijah // Izvestija TulGU. Jekono-micheskie i juridicheskie nauki. Vyp. 1. Ch.II. Tula: Izd-vo TulGU, 2013.

Сведения об авторе:

Алексеева Юлия Сергеевна (г.Казань, Россия), ассистент кафедры уголовного права и уголовного процесса ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: [email protected]

Data about the author:

Alekseeva J.S. (Kazan, Russia), assistant of the department of criminal law and criminal procedure PEI IN "Academy of Social Education», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.