DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-121-130
УДК 378:342
ББК 74.480:67.401.133
С.В. Трифанцов
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЙ
На современном этапе развития нашего общества коррупция проникла во все его сферы. Органы внутренних дел находятся на передовой борьбы с преступностью, ежедневно сталкиваясь с различными коррупционными проявлениями. Очевидно, что и сами сотрудники органов внутренних дел подвержены коррупционным влияниям. В связи с этим мы считаем необходимым формирование антикоррупционного поведения у каждого сотрудника органов внутренних дел. В представленном исследовании основе проведенного анализа научной литературы раскрываются дефиниции основных понятий, применяющихся при исследовании проблемы формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел: «поведение», «коррупция», «мотивация», «правовая грамотность», «сотрудники органов внутренних дел», «коррупционное поведение», «антикоррупционное поведение, «противодействие», «формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел».
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное поведение, правовая грамотность, сотрудник органов внутренних дел, формирование антикоррупционного поведения, коррупционное поведение, мотивация, воспитательный процесс, противодействие.
S.V. Trifantsov
(South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)
ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR FORMATION AMONG THE EMPLOYEES OF THE RUSSIAN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES: CONCEPTS GENESIS
к x о
<u x <u
i=; <u
X
<u
Ci
m
о
ср о m о
х
5
Ci I—
о о
At the present stage of development of our society, corruption has penetrated into all its spheres. The internal affairs bodies are at the forefront of the fight against crime, daily g facing various corruption manifestations. It is obvious that the employees of the internal affairs bodies themselves are subject to corrupt influences. In this regard, we consider it a necessary reality to form anti-corruption behavior in every employee of the internal affairs bodies. The purpose of the work is the analysis of the scientific literature, to give integrative definitions of the main concepts used in the process of studying the problem of forming anti-corruption behavior of employees of internal affairs bodies «conduct», «corruption», «motivation», «legal literacy», «the staff of bodies of internal affairs», «corrupt conduct», «anti-corruption behavior, «fighting», «the formation of anti-corruption behavior of employees of internal affairs bodies».
Keywords: corruption, anti-corruption behavior, anti-corruption behavior formation, an employee of the Russian Internal Affairs, corrupt behavior, legal literacy, motivation, educational process, counteraction.
с
Коррупция как негативное социально-правовое явление российского общества достигла, по истине, катастрофических масштабов. На стратегическом уровне коррупция признается системной угрозой безопасности Российской Федерации [21]. Борьба с коррупционными проявлениями является одним из приоритетных направлений деятельности государственного аппарата. Органам внутренних дел, находящимся на самом фронте борьбы с коррупцией, приходится постоянно испытывать влияние различных коррупционных соблазнов. Одним из основных элементов эффективного функционирования механизма противодействия коррупции является воспитательный процесс. Затруднения в процессе формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел в настоящее время детерминируют отсутствие однозначного толкования понятий, связанных с данным процессом. Целью нашего исследования является анализ научной литературы и
выявление интегративных дефиниций понятий, связанных с процессом формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. В качестве методов исследования обозначим «теоретические методы (методы-операции)»: анализ, синтез, аналогию, дедукцию, индукцию [14, с. 77].
В ходе исследования проблемы формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел мы предлагаем выделить две группы понятий: базовые и комплексные. Комплексными понятиями являются понятия «поведение», «коррупция», «мотивация», «правовая грамотность», «сотрудники органов внутренних дел». К базовым мы относим такие понятия, как «коррупционное поведение», «антикоррупционное поведение, «противодействие», «формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел».
Взаимосвязь основных понятий исследуемой проблемы схематично представлена на рис. 1.
ш
0
1
го
т
о
Рис. 1. Структурная схема терминологического поля проблемы формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел
Рассмотрим содержание представленных понятий, начиная с понятия «поведение».
Некоторые ученые Национальной академии США определяют человеческое поведение как наиболее сложное поле для исследования, это обусловливается неоднозначным поведением человека. Это затрудняет его дефиницию
в рамках одной науки. Категория «поведение» является сложной по своему содержанию, в связи с этим ее употребление имеет различное значение. Научное представление о поведении получило свое развитие в ХХ веке. Различные ученые исследовали проблемы поведения человека, базой для дальнейших исследований послужила рефлекторная
теория И.П. Павлова. Представители бихевиоризма, взявшие за основу исследования рефлекторную теорию, рассматривают поведение как совокупность реакций на внешнюю ситуацию. Некоторые из них считают, что поведение - это ответная реакция человека на действие внешних стимулов окружающей среды, то есть оно реализуется по схеме «стимул-реакция». В зарубежной научной литературе значится, что для успешной регуляции своего поведения, человеку необходима система «обратных аффе-рентаций», поступающих из внешней среды [11]. Под системой «обратных аф-ферентаций» понимается совокупность обратных связей, поступающих в мозг из внешней среды через органы чувств и опорно-двигательный аппарат. В трудах Р. Акоффа и Р. Эмериф человеческое поведение рассматривается как «система целеустремленных действий» [8]. Целеустремленность действий трактуется как наличие мотива, побуждающего человека к активности. В социальной философии под «поведением» подразумевается подчиненная определенной логике система взаимосвязанных действий человека, направленных на реализацию функций, присущих человеку во взаимодействии с внешней средой [22]. В педагогической науке поведение рассматривается как совокупность поступков, отмечаются при этом внешние действия человека и внутренняя мотивация поступков.
Уточняя существующие определения понятия «поведение», мы трактуем его как совокупность действий направленных на взаимодействие с внешней средой, возникших под влиянием потребностей.
Следующим термином, которому будет дано определение, является «коррупция». Первые письменные упоминания о данном явлении относят к 16 веку до н.э., а именно к истории Древнего Вавилона. Понятие коррупция происходит от латинского языка и означает «порча», «подкуп». В настоящее время в научном обществе общепринятого определения понятия коррупции не существует, по-
тому как коррупция - это многогранное проявление общественных отношений, оно представляет пороки всех сфер общественной жизни. В связи с этим необходимо исследование как отдельных аспектов коррупции, так и самого явления в целом. Наиболее лаконичное определение коррупции было дано Н. Макиавелли. Он определял коррупцию как использование публичных возможностей в частных интересах [10]. Коррупция как социальное явление представляет предмет для исследования в различных областях знаний. В рамках социально-философского подхода коррупцию можно рассматривать как социальный деструктив, неразрывно существующий в обществе, способствующий деформации моральных ценностей его членов, реализующийся через систему эгоистических действий индивида, причиняющий вред каждому члену общества. Некоторые исследователи в наиболее общем понимании рассматривают коррупцию как общественную проблему, создающую угрозу национальной безопасности государства, проявляющуюся на различных уровнях и сферах общественной жизни присуще периодам коренных социально-экономических изменений в стране [17; 21; 26]. А.З. Нурутдинов рассматривает коррупцию в рамках правового подхода и определяет ее как правовой феномен, выражающийся в умышленном использовании лицами, уполномоченными на реализацию государственных функций, авторитета и статуса своего должностного положения, в корыстных целях, в частности, для личного обогащения или в групповых интересах [15]. В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» указано, что коррупцией являются действия должностного лица, совершаемые вопреки законным интересам общества и государства, направленные на получение материальной или иной выгоды, как для себя, так и для аффилированных лиц.
Обобщая различные точки зрения, мы рассматриваем «коррупцию» как
I
о
ф
I
ф
Ь; ф ч
х
ф
СО О
О СО
о
I
5
н
о о
ф
ч
ф
со о с
0
1
с
О
ГО ф
ГО ш о
О ©
негативное социальное явление, проявляющееся через систему эгоистических действий индивида, вопреки интересам общества и государства.
Перейдем к анализу авторских дефиниций понятия «коррупционное поведение». Его результаты представлены в табл. 1.
Опираясь на представленные дефиниции, под «коррупционным поведением» мы понимаем совокупность направленныхдействийчеловека, использующего свое должностное положение, с целью получения личной выгоды, в ущерб интересов службы, общества и государства.
Таблица 1 - Анализ авторских трактовок термина «коррупционное поведение»
Авторы Определения Сфера изучения
О.В. Ванновская [4] рассогласование личных нравственных норм госслужащих с общественными нормами морали и права, происходящее как во время исполнения обязанностей, так и до вступления в должность психологическая
Л.М. Закирова [5] разновидность социального поведения, представляющая собой совокупность действий должностного лица, затрагивающих, по своей сущности, интересы общества и государства социологическая
Н.Е. Храмченков, Н.Н. Богдан [24] действия должностного лица, направленные на достижение личных целей, путем злоупотребления должностным положением или полномочиями правовая
С.С. Анисимова [1] совокупность внутренних факторов индивидуально-личностного порядка, определяющих мотивацию к коррупционной деятельности управленческая
Е. В. Шарапова [26, с. 58] сложный социально-психологический процесс, где на факторы внешнего окружения и специфику профессиональной деятельности накладываются личностные характеристики человека педагогическая
Термин «мотивация» также является объектом нашего исследования и относится к группе базовых понятий. В психологии при схожести общего подхода к пониманию мотивации, существуют определенные различия в определении данного термина. Изучению мотивации посвящены научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов [6; о 20; 23]. Е.П. Ильин рассматривает мотива вацию как динамический процесс форми-¡^ рования мотива, как основания поступка [6]. Х. Хекхаузен определяет мотивацию о как порождаемые данной определенной
ситуацией процессы предвосхищения желаемых или пугающих значимых последствий своего действия и вероятностей достижения с помощью действия намеченных результатов, а также ожидаемого инструментального значения результатов действия для наступления соответствующих последствий [23]. Другие исследователи детерминируют мотивацию как побуждение к удовлетворению потребности, направленность на восполнение какой-либо потребности. Профессор Н.В. Уварина, считает, что мотивация это обусловленное потребно-
стью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма [20]. Таким образом, под «мотивацией» мы понимаем определенное психическое состояние организма, возникшее вследствие появления актуализированной потребности и побуждающее к ее удовлетворению.
Далее мы рассмотрим содержание понятия «правовая грамотность». Правовая грамотность является структурным элементом функциональной грамотности. По мнению Р.Н. Бунеева, функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [3]. Правовая, экономическая, научная, коммуникативная, технологическая грамотности относятся к функциональной. Мы считаем, что функциональная грамотность содержит в себе столько видов грамотности, сколько видов человеческой деятельности. Некоторые исследователи под правовой грамотностью понимают степень интегрированности знаний и умений, необходимую для полноправного и качественного участия во всех сферах жизни общества. Иными словами, правовая грамотность - это наличие необходимых знаний и умений для успешной реализации своих прав и выполнения юридических обязанностей. Ученые-правоведы определяют правовую грамотность как область сознания, содержащую юридические знания и систему отношений к правовым нормам, а также совокупность правовых взглядов и морально-нравственных ориентаций личности, влияющих на поведение людей. Н.В. Ипполитова и Е.В. Тургина придерживаются мнения, согласно которому правовая грамотность - это качество личности, основанное на совокупности правовых знаний, умений оперировать
основными правовыми понятиями, добывать необходимую правовую информацию, использовать ее в ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности, а также мотивации, ориентирующей поведение личности на существующие правовые нормы [7]. Уточняя существующие определения термина «правовая грамотность», мы трактуем его как совокупность знаний и умений личности в области права, способствующих реализации правомерного поведения в определенных ситуациях.
Важным объектом нашего исследования является термин «противодействие». В науке в настоящее время нет однозначного толкования данного понятия. Некоторые исследователи в юридической науке отождествляют понятия «противодействие» и «борьба». Если рассматривать значение данного термина с позиции закона «О противодействии коррупции», то можно отметить, что понятие «противодействие» включает в себя, предупреждение, профилактику и борьбу. Словари русского языка трактуют противодействие как действие, препятствующее другому действию, сопротивление [16; 18].
Таким образом, под «противодействием» мы понимаем совокупность целенаправленных действий, совершаемых под влиянием морально-нравственных ориентаций, а также знаний и умений личности, сдерживающих проявление каких-либо процессов.
Значение приставки «анти» в словарях русского языка определяется как «противоположность», употребляемая как словообразовательная частица для обозначения направленности против чего-нибудь или противодействия [16; 18]. Очевидно, что антикоррупционное поведение необходимо рассматривать как противодействие коррупционному поведению.
Проведенный анализ исследовательских работ и публикаций [12; 17; 19; 26] показал, что в настоящее время в научном обществе не сформировано единого понятия антикоррупционного поведе-
к
I
о
ф
I
ф
Ь; ф ч
х
ф
СО О
О СО
о
I
5
н
о о
ф
ч
ф
со о с
0
1
с
О
ГО ф
ГО ш о
О ©
ния. Ряд авторов отождествляет антикоррупционное поведение и антикоррупционную направленность [26], другие исследователи [12], на наш взгляд, не в полной мере определяют антикоррупционное поведение, не указывая правовой аспект. Особое место в научных трудах в рассматриваемой области занимают педагогические исследования, непосредственно, направленные на формирование отрицательного отношения человека к любым проявлениям коррупции. Именно эти исследования предлагают действенные меры по превенции коррупционных правонарушений.
Опираясь на представленные дефиниции, мы определяем «антикоррупционного поведение» как совокупность целенаправленных действий занимающего должностное положение человека, осуществляемых в соответствии с антикоррупционным законодательством и нравственными ориентациями личности, направленных на предотвращение возникновения или отказа от коррупционных деяний, в интересах общества и государства.
Понятие «формирование» является одним из ключевых при реализации воспитательного процесса. Термин «формирование» в словаре русского языка толкуется как придание чему-либо какой-либо формы и как воспитание в ком-либо определенных качеств, черт характера [18, с. 577]. Происхождение слова «формирование» относят к немецкому -form и к латинскому - forma. Формой может быть образец, приспособление, с помощью которого будет предаваться законченный образ [16]. «Формирование» является междунаучным понятием [39; 40; 42]. В педагогике некоторые ученые рассматривают формирование как процесс социализации человека под воздействием внешних факторов.
о А.В. Морозов, рассматривая понятие «формирование» через призму психологической науки, дал следующее опре-
I-
^ деление: «...это процесс целенаправ-
d ленного и организованного овладения
социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [13]. С точки зрения философии, формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности, «оформлению» человека в устойчивую и целостную новую сущность - личность [2]. Таким образом, под «формированием» мы понимаем целенаправленный педагогический процесс передачи личности желаемого содержания, знаний, умений и навыков, способствующих успешной жизнедеятельности.
Следующее важное понятие, которое содержится в нашем исследовании, - «сотрудник органов внутренних дел». Вообще, сотрудник - это человек, который работает с кем-либо [16]. Проведенный анализ научных публикаций показал, что в большой степени понятие «сотрудник» используется при исследовании проблем, связанных с правоохранительной деятельностью [9; 25]. Понятие «сотрудник органов внутренних дел» отражено в Законе «О службе в органах внутренних дел», который регулирует правоотношения, возникающие при поступлении на службу в ОВД, ее прохождении и прекращении. Законодатель под понятием «сотрудник органов внутренних дел» понимает лицо, добровольно принявшее на себя обязательства по прохождению службы в органах внутренних дел, имеющее соответствующие должности и специальные звания. А.Е. Шалагин и М.Ю. Гребенкин отождествляют понятия «сотрудник правоохранительных органов» и «сотрудник органов внутренних дел» [25]. Однако, на наш взгляд, эти понятия различны. Термин «сотрудник правоохранительных органов» несколько шире и включает в себя не только сотрудников органов внутренних дел (МВД России), но и сотрудников органов обеспечения безопасности, исполнения наказания, таможенной службы, суда, прокуратуры, следственного комитета. Таким образом, под термином «сотрудник органов вну-
тренних дел» мы понимаем лицо, проходящее службу и выполняющее обязанности, направленные на реализацию полномочий органов внутренних дел.
Опираясь на рассмотренные выше понятия нашего исследования, охарактеризуем одно из ключевых его понятий - «формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел». Данный термин в педагогических исследованиях не представлен, хотя некоторые его содержательные компоненты исследуются в отдельных работах [4; 17; 19; 26]. Е.В. Шарапова рассматривает «антикоррупционную направленность личности» как интегративное качество, обеспечивающее неукоснительное соблюдение антикоррупционных норм в профессиональной деятельности [26]. По ее мнению, индивидуальные свойства личности, социально-исторический образ жизни и статус личности составляют структуру антикоррупционной направленности личности. Ю.С. Сергеева и А.Н. Соловьев рассматривают компетентность по противодействию коррупции как совокупность знаний и умений в области антикоррупционной деятельности, а также навыки применения их в решении как стандартных, так и не типовых профессиональных ситуациях [17; 19].
Таким образом, формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел - это целенаправленно-организованный педагогический процесс, интеграции лицам, проходящим службу в органах внутренних дел, знаний и умений в области права, а также морально-нравственных ориента-ций, способствующих совершению ими действий в соответствии с антикоррупционным законодательством, направленных на предотвращение возникновения или отказа от коррупционных деяний, в интересах общества и государства. Библиографический список: 1. Анисимова С.С. Организационная культура в противодействии коррупционному поведению // Сетевое
издание «Академическая мысль». -2019. - № 4 (9). С. 7-10.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург,
2000. - 937 с.
3. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: Сборник материалов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: «Баланс», Издательский Дом РАО, 2003. - 368 с.
4. Ванновская О.В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих// Вестник МГОУ Серия «Психологические науки». - 2011. - № 3. С. 130-135.
5. Закирова Л.М. Личностные особенности лиц с коррупционным поведением // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 4. С. 26-34.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
7. Ипполитова Н.В., Тургина Е.В. Формирование правовой грамотности студентов как педагогический процесс // Вестник ЮУрГУ - 2012. -№ 14. С. 65-69.
8. Кофф А., Эмериф Р. О целеустремленных системах / пер с англ.; под ред. И.А. Ушакова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 272 с.
9. Ларионова Е.Ю., Демаков В.И., Голод-ков Ю.Э. Сравнительная оценка психологических детерминант антикоррупционного поведения сотрудников ОВД и государственных служащих // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - №07(61). -Ч. 2. С. 91-96.
10. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио»,
2001. - 656 с.
11. Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения / пер. с англ. О. Виноградовой, В. Хом-ской, общ. ред. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лу-рия. - М.: Прогресс, 1965. - 238 с.
к
I
о
ф
I
ф
Ь; ф ч
х
ф ср
ш
о
ср о ш о
I
5
ср н
о о
ф
ч
ф
ш о с
0
1
с
^
ср ср о
го ф
го ш о ср
ср
о ©
12. Митин А.Н. Проблемы формирования антикоррупционного поведения // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. - № 6. С. 103-109.
13. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций: Учеб. для студентов высших и сред. спец. учеб. заведений. - СПб.: Союз, 2000. - 571 с.
14. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либроком, 2009. - 280 с.
15. Нурутдинов А.З. Коррупция как общеправовой феномен: дис. ... кан. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2004. - 201 с.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1985.
17. Сергеева Ю.С. Формирование у студентов-будущих бакалавров юриспруденции компетентности в сфере противодействия коррупции: дис. . канд. пед. наук. - М., 2018 - 220 с.
18. Словарь русского языка: В 4 т. -М., 1987.
19. Соловьев А.Н. Содержание и методика формирования компетенций по противодействию коррупции у курсантов и слушателей образовательных организаций высше-гообразованияминистерстваобороны Российской Федерации: дис. . д-р. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2020. - 205 с.
20. Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Кор-неев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Лысенко Ю.В., Семченко А.А. Психология управления: Монография. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. - 385 с.
21. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: https://base. garant.ru/12174916
22. Унарова Л.В. Поведение человека: ценностно-смысловые основания и социокультурные факторы среды: дис. ... док-р. фил. наук. - Улан-Удэ, 2013. - 338 с.
23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
24. Храмченков Н.Е., Богдан Н.Н. Проблемы формирования компетенции «коррупционная устойчивость» // Развитие территорий. - 2016. - № 3/4 (6). С.79-83
25. Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2020. - Т. 5. - № 1(9). С. 40-47.
26. Шарапова Е.В. Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании: дис. . канд. пед. наук. -Краснодар, 2016. - 180 с.
Поступила 09.03.2021
Об авторе:
о Трифанцов Семён Васильевич, Федеральное государственное бюджетное образо-
го вательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гу-1| манитарно-педагогический университет», аспирант, преподаватель Центра профессио-н нальной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области (г. Челябинск, Россия), о [email protected]
Для цитирования: Трифанцов С.В. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел: генезис понятий // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 1. С. 121-130. DOI: 10.7442/20719620-2021-13-1-121-130
References:
1. Anisimova S.S. Organizational culture in countering corrupt behavior // Academicheskaya mysl. - 2019. - No. 4 (9). p. 7-10. [in Russian]
2. Bezrukova V.S. Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of the teacher). - Ekaterinburg, 2000. - 937 p. [in Russian]
3. Buneev R.N. The concept of functional literacy. Pedagogika zdravogo smysla. -M.: Balance, RAO Publishing House, 2003. - 368 p. [in Russian]
4. Vannovskaya O.V., Substantiation of the concept of corrupt behavior of civil servants // Bulletin of the Moscow State University. Series «Psychological science». - 2011. -No. 3. pp. 130-135. [in Russian]
5. Zakirova L.M. Personal features of persons with corrupt behavior // Aktualnye problemy ekonomiki i prava. - 2012. - No. 4. P. 26-34. [in Russian]
6. Ilyin E. P. Motivation and motives. - St. Petersburg: Peter, 2002. - 512 p. [in Russian]
7. Ippolitova N. V., Turkina E.V. Formation of legal competence of students as a pedagogical process // Vestnik SUSU. - 2012. - No. 14. P. 65-69 [in Russian]
8. Koff A., Emerif R. On purposeful systems. Translated from English. Ed. I.A. Ushakov. - JS M.: Kniga po teabovaniyu, 2012. - 272 p. [in Russian] £
9. Larionova E.Yu., Demakov V.I., Golodkov Yu. E. Comparative assessment of g psychological determinants of anti-corruption behavior of police officers and civil | servants // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal. - 2017. - Vol. 7. - Ch. 2. i P. 91-96. [in Russian]
10. Machiavelli N. The Sovereign: Essays. - M.: EKSMO PRESS, Kharkov, Folio, 2001. - | 656 p. [in Russian] |
11. Miller J., Galanter Yu., Pribram K. Plans and structure of behavior. - M.: Progress, i 1965. - 238 p. [in Russian] |
12. Mitin A. N. Problems of formation of anti-corruption behavior // Rossoiskoe pravo: ^ obrazovanie, praktika, nauka. - 2019. - № 6. P. 103-109 [in Russian] ^
13. Morozov A.V. Business psychology: A course of lectures: Textbook. - SPb.: Soyuz, 2000 - g-571 p. [in Russian] |
14. Novikov A.M., Novikov D. A. Methodology of scientific research. - M.: Librokom 2009. - 280 p. [in Russian]
15. Nurutdinov A.Z. Corruption as a general legal phenomenon. Dis. ... kan.yur.nauk. - 8 Nizhny Novgorod, 2004. - 201 p. [in Russian]
16. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. - M., 1985. [in Russian]
17. Sergeeva Yu.S. Formation of students-future Bachelors of Jurisprudence o competence in the field of combating corruption. Dis. ... kand.ped.nauk. - Moscow, 2018. - 220 p. [in Russian]
18. Dictionary of the Russian language: In 4 vols., 1987. [in Russian]
19. Solovyev A.N. Content and methodology of the formation of competencies for combating corruption among cadets and students of educational organizations of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Dis. ... Dr.ped. nauk. - Saint-Petersburg, 2020. - 205 p. [in Russian]
20. Uvarina N.V., Gnatyshina E.A., Korneev D.N., Korneeva N.Yu., Lysenko Yu.V., Semchenko A.A. Psychology of management. - Chelyabinsk: Publishing house § of CJSC «A. Miller Library», 2020 - 385 p. [in Russian]
с
О ©
21. Decree of the President of the Russian Federation of April 13, 2010 N 460 «On the National Anti-Corruption Strategy and the National Anti-Corruption Plan for 2010-2011» [Electronic resource] // Garant. - Available at: https://base.garant. ru/12174916 [in Russian]
22. Unarova L.V. Human behavior: value-semantic bases and socio-cultural factors of the environment. Dis. ... Dr. fil. nauk. - Ulan-Ude, 2013. - 338 p. [in Russian]
23. Heckhausen H. Motivation and activity. - St. Petersburg: Peter; Moscow: Smysl, 2003. - 860 p. [in Russian]
24. Khramchenkov N.E., Bogdan N.N. Problems of formation of competence «corruption stability» // Razvitie territorii. - 2016. - No. 3/4 (6). pp. 79-83 [in Russian]
25. Shalagin A.E., Grebenkin M.Yu. Formation of anti-corruption behavior and anti-corruption // Uchenye zapiski Kazanskogo Yuridicheskogo Instituta MVD RF. -2020. - Vol. 5. - No. 1 (9). p. 40-47. [in Russian]
26. Sharapova E.V. Formation of the anti-corruption orientation of the individual in professional education. Dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnodar, 2016. - 180 p. [in Russian]
About the author:
Trifantsov Semyon Vasilevich, Postgraduate student, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, lecturer, Center of Professional training, SA of MIA of Russia for Chelyabinsk Region (Chelyabinsk Russia), [email protected]
For citation: Trifantsov S.V. Anti-corruption behavior formation among the employees of the russian internal affairs agencies: concepts genesis // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 121-130. DOI: 10.7442/20719620-2021-13-1-121-130
m о J x
го -&
s ü I—
ÛQ О