АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
СТАНДАРТ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ
Сакулина Любовь Львовна
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
STANDARD OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF EMPLOYEES OF INTERNAL BODIES
Аннотация. В представленной статье рассматривается стандарт антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел, профессионально-этические нормы противодействия коррупции.
Annotation. This article discusses the standard of anti-corruption behavior of employees of internal affairs bodies, professional and ethical standards for combating corruption.
Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, антикоррупционный стандарт, профессионально - этические нормы, противодействие коррупции.
Keywords: service in internal affairs bodies, anti-corruption standard, professional and ethical standards, anti-corruption.
В последние годы проблема формирования антикоррупционного стандарта поведения стала одной из наиболее актуальных тем российской действительности, что обусловило возрастание интереса к ней как в обществе, так и в политическом и экспертном сообществе.
Безусловно, в антикоррупционный стандарт должны быть включены и правовая грамотность, и контролирующая деятельность независимых общественных организаций, и ряд поведенческих требований к должностным лицам и самим гражданам. Но доступно восприятию все это будет только при неотвратимости наказания за несоблюдение закона и при общественной нетерпимости к фактам коррупции.
Проще говоря, из общественного сознания должно быть выдавлено убеждение в моральном праве на обогащение любым путем.
Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [1], основанный на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Нормы и требования данного Кодекса являются профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудников органов внутренних дел.
Распространенный в мировой юридической практике термин «антикоррупционный стандарт» (anticorruption standard) означает определенный набор основополагающих, официально закрепленных правил, которым должны соответствовать нормативные предписания, регулирующие конкретные виды государственно-властной деятельности, с тем, чтобы ограничить коррупционные процессы в ней, позволить своевременно выявлять конкретные факты коррупции, предотвращать их негативные последствия.
Целесообразным может быть введение также такой комплексной оценочной категории, как «профессиональная надежность» или «антикоррупционная устойчивость» сотрудника полиции либо федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Для согласования предлагаемой правовой меры с принципами российской правовой системы целесообразно предусмотреть ее в виде условия трудового договора (контракта), приложения к трудовому договору либо отдельного соглашения сторон, заключаемого с каждым лицом, претендующим на занятие должности в органах внутренних дел, либо должности федерального государственного гражданского служащего. Лицо, заключающее трудовой договор (контракт), должно дать согласие не только на осуществление контроля за его имущественным положением, но и возложить на себя бремя доказывания добросовестности его увеличения.
Нравственные основы антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел представляет собой «совокупность нравственных норм, принципов, понятий, оценок, личностных качеств, убеждений, чувств, ценностных ориентаций, установок, которые регулируют профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел и профессиональное общение с различными категориями граждан, коллегами, начальниками и подчиненными, определяют их отношение к своим служебным обязанностям»[2].
Основными источниками формирования нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел являются, во-первых, повседневная профессиональная деятельность, во-вторых, неписаные традиции и обычаи, сложившиеся в служебных коллективах, в-третьих, полученное (или неполученное)
сотрудниками органов внутренних дел образование и, в-четвертых, собственные постоянные усилия по развитию профессионально-нравственных качеств, принципов, понятий и оценок.
Элементами нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел выступают, как обще моральные нормы, принципы и понятия, так и понятия, принципы и нормы, обусловленные спецификой служебной деятельности в различных подразделениях органов внутренних дел.
Остановимся на таком элементе нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел, как профессионально-этические нормы.
Профессионально-этические нормы - это обязательные для сотрудников органов внутренних дел правила поведения, которые регулируют выполнение ими своих профессиональных обязанностей, деловое общение, а также мотивацию к служебно-боевой деятельности.
Нормы профессиональной морали определяют должностные обязанности сотрудников органов внутренних дел, обеспечение и защиту прав и свобод человека, и гражданина, недопустимость унижения достоинства и оскорбления чести как граждан, так и самих сотрудников органов внутренних дел.
Отметим также, что одна часть норм профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел закреплена в нормативных правовых актах, и в этом случае за их нарушение сотрудник попадает под юридическую ответственность. Примерами институционально закрепленных норм профессиональной морали являются норма, закрепленная в части 3 статьи 5 Федерального закона № З-ФЗ «О полиции» [3]: «Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению» или норма, закрепленная в части 2 статьи 189 «Общие правила проведения допроса» УПК РФ: «Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном следователь свободен при выборе тактики допроса» и др.
Другая часть норм профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, нигде не закреплена. В этом случае такие нормы существуют как не писанные, но довольно жесткие правила, регулирующие служебную деятельность и общение сотрудников органов внутренних дел с гражданами, коллегами, начальниками и подчиненными.
За нарушение норм профессиональной морали сотрудник органов внутренних дел не попадает под юридическую ответственность, но пренебрегая неписаными нормами, такой сотрудник получает проблемы в своей карьере и взаимоотношениях с коллегами, начальниками и подчиненными. Примерами неписаных норм профессиональной морали может служить правило «Начальник всегда прав» или правило корпоративной солидарности, которая в служебных коллективах органов внутренних дел, к сожалению, иногда принимает форму круговой поруки.
Для того, чтобы антикоррупционная составляющая стала реальной составной частью нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел, сегодня последовательно и систематически осуществляется комплекс специальных мер.
В литературе по борьбе и противодействию коррупции выделяются общие и специальные виды предупреждения коррупции, в том числе в органах внутренних дел.
Так, по мнению С. А. Алимпиева, Н. В. Голубых, В. А. Чашникова, в плане общего предупреждения коррупционной преступности необходимо, прежде всего, исключить использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также целенаправленно пресекать «отмывание» и приумножение криминальных капиталов [4].
Представляется, что специальное предупреждение коррупции в органах внутренних дел сегодня включает в себя проведение комплекса следующих мер:
- установление такого содержания сотрудникам и служащим органов внутренних дел, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни, повышенный контроль за доходами и расходами сотрудников и служащих органов внутренних дел, особенно тех, чьи должности являются потенциально коррупционно-опасными, за их поведением;
- системную кадровую политику, в том числе ротацию кадров;
- режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей;
- декларирование доходов (расходов), имущественного положения физическими и юридическими лицами, в том числе теми, кто участвовал в приватизации;
- снижение числа чиновников в аппарате МВД России;
- систематическое и качественное проведение правового просвещения и воспитания сотрудников различных подразделений органов внутренних дел, постепенное изживание проявления правового нигилизма среди сотрудников;
- проведение разнообразных мероприятий антикоррупционной направленности в рамках работы по морально-психологическому обеспечению личного состава.
Таким образом, логика антикоррупционного противодействия предполагает и далее поиск и формирование условий, которые должны заставить всех сотрудников органов внутренних дел действовать только в рамках закона, при условии строгого подчинения ему. При этом разработка антикоррупционных стандартов в их нормативно-правовом выражении в обязательном порядке должна опираться на научно-обоснованную теоретическую базу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)) // Официальные документы в образовании, № 36, декабрь, 2011.
2. Зарубина Е.В., Пересадина О. В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособите. - Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 2015.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание Законодательства РФ14.02.2011. № 7. Ст. 900.
4. Причины и условия правонарушений коррупционной направленности: научно-практическое пособия / С.А. Алимпиев, Н.В. Голубых, В.А. Чашников. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010. - 31 с.
5. Курбатова О.В. Конфликт интересов на государственной службе: содержание понятия. // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 1 - с. 39-42.