А. Н. Митин
Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Антикоррупционное поведение рассматривается в статье как совокупность сознательных действий по предотвращению и преодолению коррупционно опасных ситуаций. Отмечается, что базовыми основаниями для формирования антикоррупционного поведения, как правило, являются нормативно-правовое регулирование и воспитание правосознания в обществе. Для государственных служащих это означает внедрение прямой кодификации норм служебного поведения или добавление этических требований в законодательные акты о государственной службе. В организациях различных форм собственности принимают этические кодексы, в которых излагаются основные требования к организационному и антикоррупционному поведению. При необходимости создаются комиссии по этике, рассматривающие конкретные ситуации, связанные с неэтичным поведением работников.
Рассмотрены основные подходы к пониманию термина «(антикоррупционное поведение», представленные в трудах современных ученых. Автор рассуждает о внедрении антикоррупционных механизмов; формулирует некоторые общие правила антикоррупционного поведения; обосновывает необходимость применения комплексного и системного подхода к формированию в организациях определенной модели антикоррупционного поведения.
Ключевые слова: антикоррупционное поведение, принципы антикоррупционного поведения, формирование антикоррупционного поведения, коррупция, противодействие коррупции
БОГ: 10.34076/2410-2709-6-103-110
Несмотря на частоту употребления понятия «антикоррупционное поведение», у исследователей и специалистов нет единого понимания этого термина и сути явления.
Группа авторов из Академии экономической безопасности МВД России считает, что это поведение не только граждан, но и работников, занимающих конкретные должности, а также юридических лиц, которые препятствуют формированию коррупциогенных факторов и коррупционной деятельности [Кабанов, Райков, Чирков 2010: 25].
По мнению С. Л. Рубинштейна, сущность антикоррупционного поведения заключается в личном отношении работника к другим людям и окружающему миру [Рубинштейн 2009: 713]. От того, насколько развито негативное отношение к коррупции в системе управления конкретной организации, будет зависеть эффективность ее деятельности.
Исследователи МГИМО [Противодействие коррупции 2016] правомерно считают, что антикоррупционное поведение проявляется в способности личности понимать культурные истоки коррупции и противостоять коррупционному давлению.
Т. Я. Хабриева [Хабриева 2014] антикоррупционное поведение рассматривает как настоятельную необходимость, поскольку коррупция приобрела массовый характер.
В некоторых научных публикациях под антикоррупционным поведением понимается соответствие антикоррупционным стандартам в случае появления условий для коррупции [Ларионова, Демаков, Голодков 2017].
Памятка Министерства юстиции Новосибирской области «Стандарт антикоррупционного поведения» содержит следующее определение антикоррупционного поведения: это совокупность поступков и действий долж-
ностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия между собой и внешней средой, по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей и в целях активного противодействия любому проявлению коррупции1. По существу, здесь сформулированы и требования, связанные с прохождением государственной гражданской службы.
Можно утверждать, что антикоррупционное поведение - это совокупность сознательных действий по предотвращению и преодолению коррупционно опасных ситуаций.
Основными качествами человека, соблюдающего нормы антикоррупционного поведения, могут быть неподкупность, решительность, требовательность, открытость, ответственность.
Антикоррупционное поведение -это совокупность сознательных действий по предотвращению и преодолению коррупционно опасных ситуаций
Зарубежный опыт формирования антикоррупционного поведения значителен.
В США с 1958 г. в государственной службе внедряется «административная мораль», представляющая собой этические и дисциплинарные нормы.
В Великобритании реализуется программа по утверждению принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества. Существует даже независимый консультативный комитет по стандартам поведения в государственной деятельности.
В законодательстве Франции предусмотрена, среди прочего, ответственность за такую форму коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, которые ведают распределением заказов и предоставляют частному предприятию незаконные льготы.
В Уголовном кодексе ФРГ расширяется перечень коррупционных преступлений; также внедряются рекомендации по соблюдению Кодекса антикоррупционого поведения.
1 Стандарт антикоррупционного поведения: памятка для государственного гражданского служащего Новосибирской области // URL: http://minjust.nso.ru.
Основные антикоррупционные принципы Финляндии - прозрачность процесса отправления власти, законность государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных служащих - закреплены в Конституции.
В Японии с апреля 2000 г. действует Закон «Об этике государственных служащих», существует реестр лиц, против которых выдвинуты обвинения в коррупции.
Исследование современных проблем антикоррупционного поведения имеет многоаспектный характер и ведется по четырем основным направлениям [Митин 2019: 129-143].
1. Социально-психологическое направление. Усилия по формированию антикоррупционного поведения потерпят фиаско, если люди укоренятся во мнении, что правоохранительным органам доверять нельзя, а участие свидетелей в судебном процессе оставляет их незащищенными.
Социальная пассивность и скептическое отношение к праву как к реальному регулятору отношений гражданина и власти могут быть преодолены через развитие институтов гражданского общества и влияние государства на изменение общественного сознания, а также духовный мир людей путем пропаганды антикриминогенного поведения, опирающегося на нормы общественной морали, культуры, религии и иные социальные регуляторы. Важно предписать обществу, что закон нарушать нельзя ни по каким причинам и мотивам, подкрепить предписания конкретными мерами по воспитанию законопослушности, предупреждению преступных умыслов на использование служебного положения или неосновательное обогащение.
Коррупцию можно рассматривать как принадлежность к особому типу социальной системы. В таком значении она тесно связана с размерами управленческого аппарата. Стремление обуздать коррупцию, сформировать антикоррупционное поведение создает дополнительные контролирующие органы, что опять же приводит к разрастанию коррупционных связей [Антикоррупционная политика 2004: 12]. Кроме того, коррупция построена на обычных межличностных отношениях с друзьями, родственниками, «доверенными лицами», «поручителями» и др. Формирование у них анти-
коррупционного поведения проблематично: они глубоко заинтересованы в сохранении таких отношений. Чаще всего усиление мер уголовной ответственности за коррупционные преступления их не пугает, поскольку «финансовый жирок» они уже накопили.
Высказывается мнение о том, что антикоррупционное воспитание должно начинаться в школе, хотя современные молодые люди («поколение 2», «цифророжденные», «центениалы») по-разному воспринимают несправедливость распределения жизненных благ. В связи с этим считаем, что проблемы антикоррупционного поведения во многом коренятся в сфере психики личности и добиться антикоррупционного поведения от работников только за счет усвоения знаний вряд ли возможно.
Исследователи, писавшие о когнитивном подходе в социальной психологии, утверждали, что антикоррупционное поведение зависит от внутренних правил, норм человека в виде знаний, которые могут быть применены при выполнении деятельности. Их можно рассматривать в качестве личностного конструкта [Почебут, Мейжис 2010: 92]. Нормы антикоррупционного поведения, выступающие как личностный конструкт, становятся своеобразным маяком, указывающим правильный способ действий работника организации, соответствующий его служебным обязанностям.
Возникновение антикоррупционного личностного конструкта связано с активным формированием представления о нормах и идеалах деятельности посредством наблюдения за поведением двух видов - коррупционного и антикоррупционного, так как все конструкты имеют, как правило, два полюса. Полярность наглядно показывает, что есть «хорошо» (противостояние коррупции), а что есть «плохо» (участие в коррупционной деятельности или пособничество коррупции).
С точки зрения когнитивного подхода антикоррупционное поведение основано на упредительном мышлении, отвергающем пересмотр взглядов и отношений, касающихся коррупции. В неопределенной ситуации, связанной с возможностью получения взятки, работник в рамках схемы «ориентировка - выбор - исполнение» должен выбрать антикоррупционный личностный конструкт.
В случае отклонения от данного конструкта работник должен отдавать себе отчет в том, что изменяется не только его поведение, но и его жизнь и будущее, связанное с профессиональной деятельностью [Киселев 2016: 49].
Таким образом, антикоррупционное поведение в социально-психологическом аспекте можно рассматривать как сознательное и ответственное исполнение работником организации должностных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, этических требований в рамках регламента и отказ от коррупционных соблазнов.
2. Нормативно-правовое направление. Успех в формировании антикоррупционного поведения во многом зависит от состояния и качества нормативно-правовой базы, регулирующей процессы противодействия коррупции, а также профилактические мероприятия.
По мнению правоведов, в России с 2008 г. создана не имеющая аналогов в мире законодательная база по противодействию коррупции, которая постоянно совершенствуется. Антикоррупционные нормы содержатся более чем в двухстах федеральных нормативных актах (в области конституционного, уголовного, административного, гражданского, процессуального, трудового права и т. д.), в региональных и муниципальных правовых документах. В связи с этим даже появились предложения о выделении в системе законодательства России новой отрасли - антикоррупционного права [Комарова 2014].
Если учесть, что нормативно-правовая база позволяет эффективно противостоять коррупции, то возникает вопрос: почему не устранена проблема пренебрежения правом, а попытки повсеместно сформировать антикоррупционное поведение в обществе воспринимаются неоднозначно? Здесь важно понять, что коррупция - это результат не правовых экспериментов или несовершенства законодательства [Митин 2017: 16-18]. Любое национальное законодательство, как правило, является внешним отражением социальных процессов, реакции социальных институтов на объективную реальность. Но собственно правовые средства противодействия коррупции вторичны. Только преобразовывая систему общественных отношений, совокупность социальных, морально-нравственных, экономических, политических
и иных факторов, право способно воздействовать на коррупцию, ее масштабы и значимость [Толкачев 2017: 11].
Иными словами, антикоррупционное поведение связано с изменениями, которые должны произойти в сознании людей. Формирование такого поведения зависит от каждого. Поощрение творческой инициативы, продуктивная общественная дискуссия, нетерпимость к коррупционным правонарушениям должны стать неотъемлемой частью национальной культуры.
3. Морально-нравственное направление. Роль морально-нравственных ориентиров в противодействии коррупции обсуждается повсеместно, они признаются действенным механизмом формирования антикоррупционного поведения. В международных документах подробно охарактеризованы нормы поведения государственных должностных лиц1.
Оценить уровень антикоррупционного поведения достаточно сложно, но в любом случае идет обращение к нормам права, моральным нормам (общественная мораль, профессиональная этика, групповые нормы корпоративной этики, личностные нормы), правилам делового этикета. Поскольку человек работает в конкретной организации, антикоррупционное поведение следует рассматривать как элемент его организационного поведения.
Так складывается своеобразная морально-этическая инфраструктура, содержащая совокупность средств, которые используются для регулирования поведения государственных и муниципальных служащих и включают в себя антикоррупционное законодательство, кодексы поведения, механизмы отчетности, надзора, профессиональной социализации и др. Большую помощь в формировании у работников организации антикоррупционного поведения могут оказать комиссии по этике, создаваемые на постоянной основе с привлечением независимых экспертов.
Следует заметить, что реализация мероприятий морально-нравственного характера при формировании антикоррупционного
1 Международный кодекс поведения государственных должностных лиц: принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. № 51/59; Рекомендация Комитета министров Совета Европы от
11 мая 2000 г. № R(2000)10 о кодексах поведения для государственных служащих и др.
поведения у работников в любой организации - задача необычайной сложности. Важно, чтобы были четко определены критерии эффективности ее выполнения, например:
наличие документально закрепленных правил и норм, регламентирующих внутри-организационные отношения, четкое следование им;
степень усвоения работником принятых в организации норм и правил;
наличие не противоречащих целям организации, не враждебных ей суб- и контркультур, уровень и характер их взаимодействия;
формирование для работников упорядоченной и предсказуемой организационной среды, в которой «правила игры» против коррупции известны, прозрачны и устойчивы [Митин 2017: 347-348];
оптимальное соотношение индивидуальной и коллективной ответственности;
минимальное количество возникающих в организации конфликтов по причинам коррупционного свойства.
4. Экономико-управленческое направление. Коррупция и экономика нерасторжимы. Первая паразитирует, вторая создает условия для паразитирования при несовершенном законодательстве и отсутствии совести у лиц, облеченных властью. В борьбе с коррупцией никогда не будет простых решений: экономика может быть как ее источником, так и жертвой. В частности, заключение коррупционных сделок замедляет темпы экономического развития страны. Более того, при возрастании масштабов коррупционной деятельности расширяется и ее объект, когда продаются не только коррупционные услуги, но и все, что имеет цену в сфере человеческих интересов: должности, звания, награды, дипломы, ученые степени, места в представительных органах власти и многое другое [Журавлев, Юревич 2012: 8].
В деле формирования антикоррупционного поведения большую роль играют программы (планы) по противодействию коррупции. Первоначально, в 1990-х гг., они воспринимались как некий атрибут социальной политики, особенно на уровне регионов. Но к настоящему времени их уже признают эффективным инструментом организации и управления процессами антикоррупционной деятельности, подкрепленным законо-
дательством субъектов РФ. И неважно, что в регионах они имеют разный правовой статус (региональный закон, нормативный правовой акт высшего должностного лица органа исполнительной власти, нормативные правовые акты правительства), все они составляют комплексную меру антикоррупционной политики, распространяющейся на все организации.
Формирование у граждан антикоррупционного поведения - задача государственной важности, поэтому необходимо детальное ознакомление участвующих в ее решении лиц с историческими предпосылками возникновения коррупции, формами борьбы с ней, правовыми, философскими, психологическими взглядами, культурой конкретного исторического периода. Существуют определенные принципы минимизации коррупционного поведения, более всего относящиеся к системам государственного и муниципального управления [Кученев 2017: 73-74]:
а) обеспечение конституционно гарантированных прав и свобод человека, их признание, защита на государственном уровне. Руководствуясь этим принципом, следует выбирать способ применения антикоррупционных мер, который не нарушал бы конституционные права и не мог оправдывать достижение цели противодействия коррупции любой ценой;
б) законность деятельности по минимизации коррупционного поведения. Главенствующая роль отведена праву, а значит, все участники процесса минимизации коррупционного поведения подчинены ему и не могут игнорировать его требования и предпринимать какие-либо действия не в соответствии со своими правомочиями;
в) открытость деятельности властных органов в системе противодействия коррупции (принцип публичности). Обязательным является нормативное закрепление процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности указанных органов. В качестве примеров стоит привести реализацию механизмов общественной экспертизы, проведение юридических консультаций, государственно-общественное информирование, общественный мониторинг на стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений;
г) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений (как обычными гражданами, так и представителями органов власти);
д) комплексное использование любых правовых мер противодействия коррупции на федеральном уровне, отбор наиболее работоспособных мер, мониторинг их позитивного влияния на достижение желаемого результата;
е) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Одной из наиболее эффективных профилактических мер признается открытое осуществление государством властных функций, поддерживаемое системой оказания гражданам и юридическим лицам услуг в режиме «одного окна». В то же время важен усиленный контроль за деятельностью чиновников посредством применения технических средств, записывающих аудио- и видеоустройств;
ж) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции. Данный принцип уже включен в несколько нормативных правовых актов антикоррупционного законодательства нашего государства. Отдельно он указывается в ратифицированных положениях международных антикоррупционных конвенций.
В целом управление может быть эффективным антикоррупционным механизмом. На уровне реализации стратегии развития организации оно обеспечивает прозрачность и подотчетность ее деятельности, на уровне повседневных операций - затрудняет дачу и сокрытие факта дачи взятки1.
Формирование антикоррупционного поведения, минимизация коррупционных рисков происходят во взаимосвязи с правоохранительной деятельностью, суть которой заключается в том, что специально уполномоченный властный субъект, действующий в целях реализации права, определяет меру юридической ответственности в отношении лица, совершившего коррупционное правонарушение. Параллельно с этими процессами требуются постоянное воспи-
1 Салливан Дж., Уилсон Э., Надгродкиевич А. Роль корпоративного управления в противодействии коррупции // URL: http://www.2.deloitte.com.
тание должного правосознания в обществе, системное противодействие коррупции со стороны граждан на основе доверия к власти.
Вместе с тем нельзя однозначно утверждать, что в случае активной пропаганды антикоррупционного поведения человек будет действовать только по его правилам. Ис-
тинные преданность, добросовестность, честность граждан никогда в истории не стимулировались деньгами, принуждением или страхом наказания. Они проистекают из системы внутренних ценностных установок каждой личности, т. е. из мировоззрения, которое формируется в процессе воспитания и образования на протяжении всей жизни.
Список литературы
Антикоррупционная политика: учеб. пособие / под ред. Г. А. Саттарова. М.: СПАС, 2004. 368 с.
Журавлев А. Л., Юревич А. В. Психологические факторы коррупции // Психология в экономике и управлении. 2012. № 1. С. 57-66.
Кабанов П. А., Райков Г. И., Чирков Д. К. Коррупция и антикоррупционная политика: терминологический словарь. М.: МедиаПресс, 2010. 208 с.
Киселев В. В. Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации: дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 258 с.
Комарова А. И. Институализация антикоррупционного права как комплексной отрасли правовой системы России: концептуально-теоретический аспект // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 2. Юридические науки. 2014. № 1. C. 30-38.
Кученев А. В. Исторические предпосылки и основные юридические средства правового регулирования минимизации коррупционного поведения в Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 1. С. 72-77.
Ларионова Е. Ю., Демаков В. И., Голодков Ю. Э. Сравнительная оценка психологических детерминант антикоррупционного поведения сотрудников ОВД и государственных служащих // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. Вып. 7. Ч. 2. С. 91-96.
Митин А. Н. Стандарты формирования организационного и антикоррупционного поведения: учеб. пособие. Екатеринбург: Издат. дом Урал. гос. юрид. ун-та, . 168 с.
Митин А. Н. Теория и механизмы управления. Екатеринбург: Издат. дом Урал. гос. юрид. ун-та, 2017. 388 с.
Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 521 с.
Противодействие коррупции: учеб. и практикум для академ. бакалавриата / под общ. ред. Е. В. Охотского. М.: Юрайт, 2016. 367 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.
Толкачев К. Б. Антикоррупционное право и теоретико-правовые вопросы систематизации антикоррупционного законодательства Российской Федерации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3. C. 10-16.
Хабриева Т. Я. Научные подходы к освоению современных стандартов и технологий противодействия коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 3. С. 404-412.
Александр Николаевич Митин - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: idom@usla.ru.
The Questions of the Formation of Anti-Corruption Behavior
The article is devoted to the study of anti-corruption behavior as a set of conscious actions to prevent and overcome corruption-related situations. It is noted that the basic grounds for the formation of such behavior are mainly legal regulation and enhancing legal awareness of the
population. For public servants, this means the implementation of direct codification of norms of official conduct or the addition of ethical requirements in the legislation on public service. In organizations of various forms of ownership, ethical codes are adopted, which set out the basic requirements for organizational and anti-corruption behavior. If necessary, ethics commissions are created that consider situations related to the unethical behavior of employees.
In the study, the main approaches to understanding the concept «anti-corruption behavior» presented in the works of modern scholars are considered. The author's thoughts on the introduction of anti-corruption mechanisms are proposed, some general rules of anti-corruption behavior are formulated. The application of an integrated systematic approach to the formation of a specific model of anti-corruption behavior in different organizations is substantiated.
Keywords: anti-corruption behavior, principles of anti-corruption behavior, formation of anticorruption behavior, countering corruption
References
Kabanov P. A., Raikov G. I., Chirkov D. K. Korruptsiya i antikorruptsionnaya politika, Moscow, MediaPress, 2010, 208 p.
Khabrieva T. Ya. Nauchnye podkhody k osvoeniyu sovremennykh standartov i tekhnologii protivodeistviya korruptsii [Scientific Approaches to the Development of Modern Anti-Corruption Standards and Technologies], Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravove-deniya, 2014, no. 3, pp. 404-412.
Kiselev V. V. Psikhologicheskie determinanty antikorruptsionnogo povedeniya sotrudnikov gosudarstvennoi organizatsii [Psychological Determinants of Anti-Corruption Behavior of Employees of a State Organization]: cand. psychol. sc. thesis, Moscow, 2016, 258 p.
Komarova A. I. Institualizatsiya antikorruptsionnogo prava kak kompleksnoi otrasli pravovoi sistemy Rossii: kontseptual'no-teoreticheskii aspekt [Institutionalization of Anti-Corruption Law as a Complex Branch of the Legal System of Russia: Conceptual and Theoretical Aspect], Vestnik Moskovskogo universiteta im. S. Yu. Vitte. Ser. 2. Yuridicheskie nauki, 2014, no. 1, pp. 30-38.
Kuchenev A. V. Istoricheskie predposylki i osnovnye yuridicheskie sredstva pravovogo re-gulirovaniya minimizatsii korruptsionnogo povedeniya v Rossiiskoi Federatsii [Historical Background and Basic Legal Means of Legal Regulation of Minimization of Corruption Behavior in the Russian Federation], Chelovek: prestuplenie i nakazanie, 2017, vol. 25, no. 1, pp. 72-77.
Larionova E. Yu., Demakov V. I., Golodkov Yu. E. Sravnitel'naya otsenka psikhologicheskikh determinant antikorruptsionnogo povedeniya sotrudnikov OVD i gosudarstvennykh sluzhashchikh [Comparative Evaluation of the Psychological Determinants of the Anti-Corruption Conduct of Police Officers and Civil Servants], Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2017, iss. 7, pt. 2, pp. 91-96.
Mitin A. N. Standarty formirovaniya organizatsionnogo i antikorruptsionnogo povedeniya [Standards for the Formation of Organizational and Anti-Corruption Behavior], Yekaterinburg, Izdat. dom Ural. gos. yurid. un-ta, , 388 p.
Mitin A. N. Teoriya i mekhanizmy upravleniya [Theory and Mechanisms of Management], Yekaterinburg, Izdat. dom Ural. gos. yurid. un-ta, 2017, 388 p.
Ohotskiy E. V. (ed.) Protivodeistvie korruptsii [Counteracting Corruption], Moscow, Yurait, 2016, 367 p.
Pochebut L. G., Meizhis I. A. Sotsial'nayapsikhologiya [Social Psychology], Saint-Petersburg, Piter, 2010, 521 p.
Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology], Saint-Petersburg, Piter, 2009, 713 p.
Sattarov G. A. (ed.) Antikorruptsionnaya politika [Anti-Corruption Policy], Moscow, SPAS, 2004, 368 p.
Tolkachev K. B. Antikorruptsionnoe pravo i teoretiko-pravovye voprosy sistematizatsii antikorruptsionnogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Anti-Corruption Law and Theoretical
and Legal Issues of Systematization of Anti-Corruption Legislation of the Russian Federation], Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii, 2017, no. 3, pp. 10-16.
Zhuravlev A. L., Yurevich A. V. Psikhologicheskie faktory korruptsii [Psychological Factors of Corruption], Psikhologiya v ekonomike i upravlenii, 2012, no. 1, pp. 57-66.
Aleksandr Mitin - doctor of economic sciences, professor, head of the Department of theory and practice of management, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: idom@usla.ru.
Дата поступления в редакцию / Received: 02.10.2019
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 15.12.2019