Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 217-221 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 217-221
Научная статья УДК 378.81
https://doi.org/! 0.18500/1819-7671 -2021-21-2-217-221
Ю. M. Орехова
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Россия, 150001, г. Ярославль, Московский проспект, д. 28 Орехова Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6501-154X
Аннотация. Важность реализации коммуникативного принципа к обучению иностранным языкам в системе высшего профессионального образования усиливается по причине происходящих в мире экономических, политических и культурных процессов. На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков проблема поиска эффективных средств, обеспечивающих коммуникативный характер образовательного процесса, видится весьма актуальной. В статье рассматриваются возможности интерактивных способов обучения на практических занятиях по иностранному языку для реализации требований нового ФГОС ВО. Обосновывается важность использования технологии интерактивного обучения в русле компетентностного подхода для совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых. Выявлены ключевые изменения образовательного процесса, которые потребовали пересмотра средств и методов преподавания иностранного языка. Проводится сопоставительный анализ традиционного урока и урока с использованием интерактивных методов обучения с целью доказать, что интеракция позволяет решать учебно-воспитательные задачи на занятиях по иностранному языку и перераспределить роли субъектов образовательного процесса. Приводятся примеры практического использования методов интерактивного обучения в соответствии с дидактической структурой урока иностранного языка.
Ключевые слова: иностранный язык, интерактивные формы и методы обучения, активное обучение, этапы практического занятия, субъекты образовательного процесса
Для цитирования: Орехова Ю. М. Применение технологии интерактивного обучения на разных этапах практического занятия по иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 217-221. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-217-221
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
Article
https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021-21-2-217-221
Use of interactive teaching technology at different stages of a university foreign language class Yu. M. Orekhova
Yaroslavl Air Defense Military College, 28 Moskovskiy Ave., Yaroslavl 150001, Russia Yuliya M. Orekhova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6501-154X
Abstract. The importance of communicative learning of foreign languages in higher education has increased due to economic, political and cultural processes taking place in the world nowadays. The problem of finding effective means of ensuring the communicative nature of the educational process seems to be highly relevant at the present stage of teaching methodology development. The use of interactive methods can help teachers to implement the requirements of the Standard in the organization of the educational process of teaching foreign languages at university. The article is devoted to the analysis of the use of interactive methods at foreign language classes which can help teachers to implement the requirements of the new Federal Educational Standard of higher education. The necessity of interactive trainings for development of foreign language competence in the context of competence-based approach is described. The main changes of the educational process which have required a review of means and methods of foreign language teaching are also identified. The comparative analysis of traditional and interactive-based lessons proves that interaction allows to solve educational problems of a foreign language lesson and to redefine the roles of all participants of the educational process. The examples of the use of interactive teaching methods in accordance with the didactic structure of a foreign language lesson are given.
Keywords: foreign language, interactive training, interactive forms and methods of teaching, active training, stages of the lesson, participants of the educational process
Применение технологии интерактивного обучения на разных этапах практического занятия по иностранному языку в вузе
О Орехова Ю. М., 2021
For citation: Orekhova Yu. M. Use of interactive teaching technology at different stages of a university foreign language class. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 217-221 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-217-221
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет ярко выраженную специфику, заключающуюся в обучении коммуникации на иностранном языке, что, в свою очередь, требует применения методов, которые будут способствовать созданию ситуации общения идентичной реальной. Внедрение в процесс преподавания интерактивных методов является актуальной на сегодняшний день проблемой методики преподавания иностранных языков.
Во-первых, реализация компетентностного подхода к обучению заключается в использовании традиционных форм наравне с активными и интерактивными формами обучения для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых.
Во-вторых, организация обучения в русле си-стемно-деятельностного и личностно-ориентиро-ванного подходов потребовала перераспределения ролей между всеми субъектами образовательного процесса (рис. 1).
гос
(Государственный образовательный стандарт)
Педагог - руководитель и организатор образовательного процесса, который сам ставит цели и планирует образовательные результаты. Полностью контролирует и оценивает деятельность обучающихся, сам ставит отметки.
Является главным транслятором знания, реализует традиционную модель обучения.
ФГОС
> (Федеральный государственный образовательный стандарт)
Педагог - тьютор, советник, консультант.
Совместно с обучающимися ставит цели и ищет оптимальные пути их достижения, планирует конечный результат деятельности. Использует формирующее оценивание их деятельности и отслеживает учебные результаты. Подбирает дополнительные источники информации и ищет способы активизации речемыслительной деятельности обучающихся за счет применения инновационных методик.
Рис. 1. Изменение роли педагога в учебном процессе в связи с переходом на новый ФГОС Fig. 1. Changing the teacher's role in the educational process according to the new Federal State
Educational Standard
В-третьих, результатом информатизации и технологизации образования служит пересмотр инструментария педагога как показателя его компетентности и высокого уровня профессионализма, что выражается в поиске новых эффективных средств обучения, направленных на реализацию требований нового ФГОС ВО к организационной и процессуальной сторонам процесса обучения в вузе [1].
Рассмотрим более детально такие ключевые в рамках настоящей статьи понятия, как «технология», «интерактивное обучение» и «технология интерактивного обучения».
В научной литературе термин «технология» появился относительно недавно, чем и объясняется существование большого количества его
дефиниций. Мы будем рассматривать технологию как упорядоченную совокупность действий, инструментально обеспечивающих достижение планируемых результатов обучения дисциплине «Иностранный язык» в постоянно меняющихся условиях образовательного процесса [2, c. 41].
Понятие «интеракция» (от англ. interaction, от лат. inter - между и actio - деятельность) в переводе с английского языка означает взаимодействие или влияние людей друг на друга в процессе коммуникации и работы над совместно поставленными целями [3]. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности обучаемых в комфортных для них условиях, что подразумевает их взаимодействие в рамках работы в команде, когда
каждый участник осознает свою значимость, что делает процесс обучения максимально продуктивным для всех и приводит к достижению намеченного результата [4, с. 43; 5].
Новый словарь методических терминов и понятий рассматривает интерактивное обучение как сотрудничество субъектов образовательного процесса (student-centred approach), т.е. взаимодействие преподавателя и обучаемых, приобретающее качественно иной характер.
Технология интерактивного обучения представляет собой систему способов организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в разных формах и с применением различных методов обучения, обеспечивающую педагогически эффективное познавательное общение, что дает учащимся возможность пережить ситуацию успеха [5, с. 83-84]. В результате лучше усваивается учебный материал, что способствует развитию всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции (языкового, речевого и социокультурного компонентов).
Интерактивное обучение также позволяет решать следующие учебные задачи практического занятия [4, 6]:
совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции и профессиональных навыков за счет чередования различных интерактивных методов обучения;
развитие коммуникативных и регулятивных учебных умений за счет парной и групповой форм работы;
вовлечение всех обучаемых в активную деятельность по решению поставленной перед ними задачи;
Проверка домашнего задания (checking homework)
Контроль выполнения задания может осуществляться с применением метода « Синквейн», который позволяет в нескольких словах охарактеризовать изученный учебный материал предыдущего занятия и актуализировать знания по теме.
развитие определенных личностных качеств, таких как целеустремленность, ответственность, уважительное отношение к собеседнику (одно-группникам) и т. д.;
возможность сочетания разных форм работы; достижение обучающего, социокультурного, воспитательного и развивающего аспекта.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что основными средствами учебной интеракции выступают следующие методы [4, 6-8]: дискуссионные: полилог (polilogue) и диалог (dialogue), мозговой штурм (brain storming), создание карт понятий (mind map), проблемные задания (problem solving task) и др.;
игровые: имитационные или деловые (simulation games), ролевые игры (role-playing games) и др.;
оценивания и рефлексии: техники формирующего оценивания (forming assessment) и рефлексия деятельности (reflection or feed back).
Смешанные формы проведения занятий (mix of methods) также могут включать в себя вышеперечисленные методы обучения.
Приведем примеры практического применения разных методов интеракции в соответствии с дидактической структурой урока иностранного языка.
Организационный момент (creation of communicative atmosphere or lead-in)
Тема занятия может быть представлена в виде фотоколлажа, видеофрагмента или аудиозаписи (рис. 2).
Например: Look at the pictures and guess the topic of our today's lesson. Discuss it with your partner.
Например: Синквейн по теме «U. S. Army».
1. Army
2. combat, gun
3. is equipped, is located, is trained
4. an important military service branch
5. Armed Forces
Рис. 2. Метод «Фотоколлаж» Fig. 2. The photo collage method
Постановка цели, задач и поиск путей их достижения (objectives of the lesson, lesson plan and expected results)
Цели, план занятия и предполагаемый результат изучения темы могут быть сформулированы обучающимися посредством метода «Мозговой штурм».
Например: Answer the following questions and compare your answers with your partner's answers.
1. What are your associations with the word "Army"?
2. What do you think about U.S. Army?
3. How can you formulate the lesson's aim according to its title?
4. What are we going to do today?
В течение нескольких минут обучающиеся обдумывают свои ответы (обсуждение может проходить в парах или группах), а затем озвучивают их. Преподаватель записывает на доску наиболее точные и соответствующие теме ответы.
Изучение нового материала и его закрепление (drill and follow-up activities)
Рассмотрим групповой метод «Социологический опрос» (табл. 1) и парный метод « Диалог».
Таблица 1 / Table 1 Опрос по теме «Любимые школьные предметы» Groupmates survey on the topic «School subjects»
№ Student's name Favorite subject Reason(s)
1
2
3
4
a) Ask four of your groupmates about their favorite subjects. Complete the table.
b) What are their favourite subjects and why?
Для выполнения коммуникативных упражнений можно дать задание, предполагающее проигрывание ситуации по изучаемой теме.
Например: Complete the dialogue using the following scheme.
A - Did you like the video about the U.S. Army?
B - Yes/No, I... . It was really ... to learn some new facts about ... . And what are your impressions?
A - So, the video is ... and it was surprising for me to learn that... . What was the most incredible fact for you?
B - It was fact № ... about ... .
A - And do you remember any U.S. Army symbols?
B - I remember some U.S. Army symbols such as ... and ... .
A - Did you do all the tasks successfully? I had some difficulties with ... .
B - Yes, I .. . Some tasks were ... , for example ... But generally, I have done all the tasks quite well.
Контроль (monitoring) может быть реализован посредством метода «Диктант значений».
Например: Match the words with the definitions.
Example: Ranger is a person whose job is to protect a forest or natural park. mile / Ranger / T. Roosvelt / acre / Revolutionary War
1. a unit of distance equal to 1.6 kilometers.
2. 26th President of the United States.
3. also known as the American War of Independence, was fought primarily between the Kingdom of Great Britain and her Thirteen Colonies in America.
4. a unit for measuring area, equal to about 4 square meters.
5. a person whose job is to protect a forest or natural park.
Рефлексия и оценка (feedback and assessment) является обязательным этапом практического занятия для определения его результативности и оценивания результатов работы обучающихся.
Метод «Письменный опросник» (табл. 2) позволяет отслеживать эмоциональное состояние обучающихся, их достижения и удовлетворенность от занятия [1].
Таблица 2 / Table 2 Персональный опросник, используемый в конце урока Personal survey at the end of the class
Statement Yes No Comment
The objectives and purposes of the lesson were achieved
All educational problems were easy to solve
I understood the theoretical (grammar-lexical/cultural) material and now I can use it in real life
I was doing different tasks throughout the lesson
I liked pair (group) work
I'm satisfied with the results of my today's work
Таким образом, технология интерактивного обучения повышает значимость каждого обучающегося, а изучение иностранного языка приобретает коммуникативный характер, что делает занятие более практико-ориентирован-ным и эффективным с точки зрения усвоения речевого, языкового и культурологического материала.
Список литературы
1. Орехова Ю. М. Технология формирования социокультурной компетенции через применение учебных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в средней школе : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2018. 270 с.
2. СластенинВ. А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1997. № 9. С. 41-42.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Аспект Пресс, 2000. 288 с.
4. Крылова М. Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы Науки и Образования. 2016. 4 (22). С. 39-46.
5. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
6. Плаксина И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : методическое пособие. Владимир : Издательство ВлГУ, 2014. 163 с.
7. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford : Pergamon Press Publ., 1981. 51 p.
8. Лабазина Л. Н., Орехова Ю. М. Современный урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС : учебно-методическое пособие. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. 30 с.
References
1. Orekhova Yu. M. Tekhnologiya formirovaniya sotsiokul-turnoy kompetentsii cherez primenenie uchebnykh
internet-resursov pri obuchenii inostrannomu yazyku v sredney shkole [Technology of Socio-Cultural Competence Formation Through the Use of Educational Internet Resources in Teaching a Foreign Language at Secondary School]. Diss. Cand. Sci. (Ped.) Yaroslavl, 2018. 270 p. (in Russian).
2. Slastenin V. A. The dominant of activity. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 1997, no. 9, pp. 41-42 (in Russian).
3. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsialnogo poznaniya [Psychology of Social Cognition]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. 288 p. (in Russian).
4. Krylova M. N. Interactive methods in teaching the humanities in a technical college. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of Science and Education], 2016, no. 4 (22), pp. 39-46 (in Russian).
5. Azimov E. G. Novy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya ipraktika obucheniyayazykam) [New Dictionary of Methodological Terms and Concepts (Theory and Practice of Language Teaching)]. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p. (in Russian).
6. Plaksina I. V. Interaktivnye tekhnologii v obuchenii i vospitanii : metodicheskoe posobie [Interactive Technologies in Training and Education: Methodical Manual]. Vladimir, Izdatel'stvo VlGU, 2014. 163 p. (in Russian).
7. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford, Pergamon Press Publ., 1981. 51 p. (in English).
8. Labazina L. N., Orekhova Yu. M. Sovremenny urok inostrannogo yazyka v ramkax realizatsii FGOS [Modern Lesson of a Foreign Language in the context of the Implementation of FSES]. Yaroslavl, RIO YaGPUPubl., 2015. 30 p. (in Russian).
Поступила в редакцию 01.09.2020, после рецензирования 14.09.2020, принята к публикации 15.03.2021 Received 01.09.2020, revised 14.09.2020, accepted 15.03.2021