Научная статья на тему 'DIDGITAL KIDS: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДЕТСКОМ САДУ'

DIDGITAL KIDS: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-коммуникативное развитие / дошкольное образование / цифровые технологии / общение / цифровая образовательная среда / social and communicative development / preschool education / digital technologies / communication / digital educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуминская Светлана Игоревна, Пермякова Александра Михайловна

В статье рассмотрены актуальные вопросы трансформации педагогической ситуации, связанной с глобальной цифровой трансформацией жизни общества и его влияние на развитие маленьких детей. Современные исследования развития детей дошкольного возраста отмечают недостаточность развития коммуникативных навыков выпускников детских садов. Вместе с тем цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современной жизни и средой развития детей. Мнение исследователей по поводу влияния современных цифровых средств на развитие детей дошкольного возраста неоднозначны. Приведен анализ нормативно-правого регулирования использования цифровых инструментов в работе с детьми дошкольного возраста, раскрыты подходы к формированию социально-коммуникативных навыков старших дошкольников, основанные на исследованиях отечественных ученых. Описаны ведущие виды деятельности детей дошкольного возраста, их трансформация в связи с изменениями развивающего пространства детей. Обозначены ключевые изменения условий современной развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Описаны формы и принципы организации совместной деятельности с детьми, основанные на педагогическом подходе Т.Н. Дороновой, модернизированные с использованием цифровых образовательных средств в дошкольном образовательном учреждении. Представлен анализ результата формирующего эксперимента по развитию социально-коммуникативных навыков детей при целенаправленном и системном использовании цифровых образовательных средств в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуминская Светлана Игоревна, Пермякова Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDGITAL KIDS: DIGITAL EDUCATIONAL TOOLS AS A TOOL FOR DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN KINDERGARTEN

The article examines current issues of transformation of the pedagogical situation related to the global digital transformation of social life and its impact on the development of young children. Modern studies of the development of preschool children note the lack of development of communication skills of kindergarten graduates. At the same time, digital technologies are becoming an integral part of modern life and the environment for children’s development. The opinions of researchers regarding the influence of modern digital tools on the development of preschool children are different. The article provides an analysis of the legal regulation of the use of digital tools in working with preschool children. Approaches to the formation of social and communicative skills of older preschool children, based on research by domestic scientists, are revealed. The leading types of activities of preschool children and their transformation in connection with changes in the developmental space of children are described. The key changes in the modern developmental subject-spatial environment of an educational institution are identified. The forms and principles of organizing joint activities with children, based on the pedagogical approach of T.N. Doronova, are described. Modernized using digital educational tools in a preschool educational institution. An analysis of the results of a formative experiment on the development of children's social and communication skills when using digital educational tools in kindergarten is presented.

Текст научной работы на тему «DIDGITAL KIDS: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

УДК 378.147

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-122-131

Шуминская Светлана Игоревна

к.п.н., преподаватель кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 e-mail: solovieva. sv2017@yandex. ru

Пермякова Александра Михайловна

магистрант кафедры высшей математики и методики обучения математике

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24 e-mail: alexandrapermyakova75@gmail. com

DIDGITAL KIDS: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

В ДЕТСКОМ САДУ

Svetlana I. Shuminskaya

Lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian and Pedagogical University», Perm, Russia 614990, Perm, st. Siberian, 24, e-mail: solovieva.sv2017@yandex.ru

Alexandra M. Permyakova

Master's student at the Department of Higher Mathematics and Mathematics

Teaching Methods

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian and Pedagogical University», Perm, Russia 614990, Perm, st. Siberian, 24 e-mail: alexandrapermyakova75@gmail.com

DIDGITAL KIDS: DIGITAL EDUCATIONAL TOOLS AS A TOOL FOR DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN KINDERGARTEN

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы трансформации педагогической ситуации, связанной с глобальной цифровой трансформацией жизни общества и его влияние на развитие маленьких детей. Современные исследования развития детей дошкольного возраста отмечают недостаточность развития коммуникативных навыков выпускников детских садов. Вместе с тем

© Шуминская С И., Пермякова А.М., 2023

цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современной жизни и средой развития детей. Мнение исследователей по поводу влияния современных цифровых средств на развитие детей дошкольного возраста неоднозначны. Приведен анализ нормативно-правого регулирования использования цифровых инструментов в работе с детьми дошкольного возраста, раскрыты подходы к формированию социально-коммуникативных навыков старших дошкольников, основанные на исследованиях отечественных ученых. Описаны ведущие виды деятельности детей дошкольного возраста, их трансформация в связи с изменениями развивающего пространства детей. Обозначены ключевые изменения условий современной развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Описаны формы и принципы организации совместной деятельности с детьми, основанные на педагогическом подходе Т.Н. Дороновой, модернизированные с использованием цифровых образовательных средств в дошкольном образовательном учреждении. Представлен анализ результата формирующего эксперимента по развитию социально-коммуникативных навыков детей при целенаправленном и системном использовании цифровых образовательных средств в детском саду.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, дошкольное образование, цифровые технологии, общение, цифровая образовательная среда.

Abstract. The article examines current issues of transformation of the pedagogical situation related to the global digital transformation of social life and its impact on the development of young children. Modern studies of the development of preschool children note the lack of development of communication skills of kindergarten graduates. At the same time, digital technologies are becoming an integral part of modern life and the environment for children's development. The opinions of researchers regarding the influence of modern digital tools on the development of preschool children are different. The article provides an analysis of the legal regulation of the use of digital tools in working with preschool children. Approaches to the formation of social and communicative skills of older preschool children, based on research by domestic scientists, are revealed. The leading types of activities of preschool children and their transformation in connection with changes in the developmental space of children are described. The key changes in the modern developmental subject-spatial environment of an educational institution are identified. The forms and principles of organizing joint activities with children, based on the pedagogical approach of T.N. Doronova, are described. Modernized using digital educational tools in a preschool educational institution. An analysis of the results of a formative experiment on the development of children's social and communication skills when using digital educational tools in kindergarten is presented.

Key words: social and communicative development, preschool education, digital technologies, communication, digital educational environment.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Программа нацелена на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Интенсивные процессы повсеместной цифровизации затрагивают и уровень дошкольного образования [21]. Основные положения, касающиеся применения цифровых технологий в образовании отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Законом определено право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализовывать образовательные программы с применением (исключительно или частично) электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1]. Современные компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, электронные образовательные и информационные ресурсы, аппаратно-программные средства широко используются в области образования и обучения [5, 6]. Они играют важную роль в предоставлении доступа к знаниям, создании интерактивных учебных материалов, организации удаленного обучения, развитии информационной грамотности. Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, электронные образовательные и информационные ресурсы, аппаратно-программные средства отнесены законом к средствам обучения и воспитания. Предусматривается формирование цифровых (электронных) библиотек непосредственно для дошкольного образования. В 2021 г. были подготовлены методические рекомендации [4], согласно которым дошкольные образовательные организации вправе реализовывать образовательные программы дошкольного образования или ее части с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий при наличии необходимых кадровых, материально-технических, учебно-методических условий непосредственно в учреждении, а также возможностей и согласия родителей либо законных представителей воспитанников.

В рамках современной социокультурной ситуации коммуникативная сфера дошкольников характеризуется рядом особенностей:

- осуществление взаимодействия не только в рамках непосредственного общения, но и при помощи информационно-коммуникационных технологий;

- ориентация на удовлетворение прежде всего своих собственных коммуникативных потребностей;

- усиление прагматизма, социальной обусловленности тех или иных действий;

- увеличение аналитической составляющей детской коммуникации;

- отсутствие навыков успешного разрешения конфликта [20].

Современное дошкольное образование находится в поиске новых

методик и технологий реализации образовательных задач в новых условиях.

В нормативных документах определены основные понятия, относящиеся к цифровому образованию. Так, средствами обучения и воспитания называют приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение [1].

Вместе с тем с целью сохранения здоровья дошкольников, существует ряд ограничений использования цифрового оборудования в дошкольных учреждениях. Одним из таких документов является «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В пункте 2.10.2, которого определены возможности использования электронных систем образования в процессе специально организованных занятий: при использовании электронных образовательных систем с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет -5-7 минут. Занятия с использованием электронных систем образования в возрастных группах до 5 лет не проводятся [3]. Данное положение налагает запрет на использование в младшей и средней группах не только детских девайсов (компьютеров, ноутбуков), но также интерактивных досок, панелей.

Во ФГОС дошкольного образования обозначена необходимость в рамках реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» формировать у детей нормы и ценности общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности, основы безопасного поведения, в том числе и в современной цифровой среде [2].

Для сбора информации об объективном состоянии проблемы сформированности социально-коммуникативного развития в цифровой среде, был определен метод фиксации наличия навыков - как педагогическое наблюдение. Оценке подвергались следующие навыки у дошкольников:

- умение во взаимодействии с окружающими, общение и работа в команде, включая проектную деятельность;

- умение регулировать свое поведение, общение и взаимодействие с партнерами по игре, а также совместная деятельность или обмен информацией;

- проявление любознательности;

- мотивация к активному пользованию компьютерного и интерактивного современного оборудования.

При организации педагогического наблюдения, фиксировалось активное проявление в самостоятельной деятельности критериев, отражающих показатели навыков. Так при оценке сформированности у детей навыка

«умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде, включая проектную деятельность» педагоги наблюдали проявление свободного общения со взрослыми и детьми, ребенок подбирает слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, отвечает на вопросы; ставит цели и выполняет планы; активно высказывает предположения. Умение регулировать поведение и общаться с партнёрами, в самостоятельной деятельности детей проявляется как соблюдение правил и норм в отношениях, вежливого приглашения сверстника к деятельности. Ребенок замечает, если сверстнику нужна помощь, ждет, если это необходимо, по возможности уступает сверстнику, справедливо оценивает процесс и результат деятельности партнера, выражает адекватные реакции на различные эмоциональные состояния других людей. Проявление навыка «Проявляет любознательность» в свободной деятельности у детей проявляется, как умение задавать вопросы, в частности, по поводу интерактивного и цифрового оборудования, аргументированно доказывать свои идеи. Проявление показателя навыка «Является активным пользователем компьютерного и интерактивного современного оборудования» в самостоятельной деятельности выражается как самостоятельное использование интерактивного оборудования для решения собственных задач, умение правильно и безопасно использовать технические составляющие цифрового оборудования, понимание игровой цели и совершение действий для их достижения.

В мониторинге участвовали две группы (27 и 30 детей) подготовительного возраста. В результате проведенного педагогического наблюдения было зафиксировано, что более половины детей проявляют любознательность по отношению к интерактивному оборудованию, однако большинство детей при использовании цифрового оборудования обращаются за помощью к взрослым, проявляют незначительные знания о безопасном использовании цифровой техники. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности проявили менее 50% детей обеих групп. Проблему вызывает неумение договариваться со сверстниками, выстраивать партнерские отношения с целью достижения определенного результата. Более половины детей обеих групп активно проявляют негативные эмоции, не умеют конструктивно решать возникающие проблемы (рис. 1).

70% 60% 50% 40°% 30°% 20% 10% 0%

Рис. 1. Результаты педагогического наблюдения у детей дошкольного возраста

| умеет работать в команде

I умеет регулировать поведение

I проявляет любознательность

является активным пользователем ИКТ

группа 1

группа 2

Безусловно, влияние социума на становление коммуникативной сферы -объективная данность, во многом определяющая формирование и развитие всех индивидуально-психологических особенностей ребёнка. Вместе с тем мы полагаем, что методически обоснованное психолого-педагогическое взаимодействие с ребенком-дошкольником способно эффективно скорректировать недостатки его коммуникативной сферы. Кроме того, это взаимодействие с современными дошкольниками целесообразно осуществлять с учётом их индивидуально-личностных особенностей на основе игровых технологий, обеспечивающих полноценное развитие различных сфер жизни ребёнка [7].

На основании вышеизложенного предположим, что такое регулирование возможно при создании определенных психолого-педагогических условий. Интеграция задач, форм и методов коммуникативного развития у старших дошкольников с использованием цифровых образовательных средств определена в авторской технологии развитии социально-коммуникативных навыков с использованием цифровых образовательных средств. Технология обеспечивает осуществление образовательного процесса в виде двух основных организационных моделей: совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей. Реализация данных моделей образования предполагает обучение детей через включение в различные виды культурных практик на позициях равного партнёра со взрослым. Взрослый при этом может осуществлять две позиции «включённого» партнера. Он может определять для себя цель и начинать действовать, демонстрируя образец привлекательной деятельности и предоставляя детям возможность подключиться к ней. Такую позицию Т.Н. Доронова условно классифицирует как «партнёр-модель», а мы можем обозначить более обобщённо как «партнёр-мастер». Другой подход к реализации партнёрской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям проблемную ситуацию «Как сделать так, чтобы...». Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в обсуждении выдвинутых детьми гипотез, а также в опытной их проверке наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнёр. Такую позицию мы можем условно обозначить как «партнёр-соучастник». Каждая из моделей может находить применение в зависимости от конкретной образовательной ситуации [14].

Данные факты стали основанием для проведения формирующего эксперимента. Нами были определены контрольная группа № 1 детей подготовительного возраста (27 человек) и экспериментальная группа № 2 (30 человек). Суть эксперимента заключалась в реализации парциальной программы. Воспитатели экспериментальной группы еженедельно организовывали деятельность с детьми в цифровой среде, используя описанную технологию.

В предметно-пространственной среде обеих групп находятся цифровые средства образования: интерактивные доски, планшеты, ноутбук, интерактивные программируемые игрушки и конструкторы. Педагогическая команда продолжает работать над профессиональным развитием, изучая и осваивая новые цифровые технологии и методы работы с ними. Воспитатели посещают специальные курсы и тренинги, где осваивают основы

программирования, интерактивного обучения, создания мультимедийных материалов и другие навыки, необходимые для эффективного использования цифровых инструментов [11]. Важный факт отношения к цифровому образованию состоит в том, что педагог — это в первую очередь личность, являющаяся примером для подражания детей, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках.

Предлагаемая технология раскрывает разнообразные формы, методы и приемы педагогической работы со старшими дошкольниками, позволяющие преодолевать коммуникативные трудности детей старшего дошкольного возраста, используя современные цифровые средства, тем самым оптимизируя их коммуникативное общение [9, 12, 13, 18, 19].

Исследования показывают, что игра является важной частью детского развития. Она помогает детям развивать связь между мышлением, эмоциями и физическими навыками. В игре ребенок дошкольного возраста прекрасно себя чувствует и ощущает. У педагога имеется уникальная возможность решать образовательные задачи в этих играх [10, 22]. Цифровые средства дополняют игровую реальность детей. Игра становится более привлекательной, повышается эмоциональный подъем.

Отличительная особенность дошкольного возраста заключается в психофизиологической потребности в активной физической деятельности [15]. Поэтому, подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Физическая активность при играх не только помогает развивать моторику и координацию, но также способствует выделению эндорфинов - гормонов радости и удовлетворения. Такие игры развивают общую моторику детей, способность координировать свои действия, согласовывать их с действиями товарищей по команде, а также контролировать свои эмоции. Педагоги предоставляли возможность учиться договариваться о правилах, о ролях со сверстниками в цифровой игровой среде. При обсуждении организации игры воспитатель с детьми договаривались о ролях, о правилах, рассуждали. После окончания игры обсуждали результаты, разбирали возникающие конфликты и способы выхода из них. В созданной ситуации, у детей развиваются умения взаимодействовать в команде, осознавать значимость индивидуальных действий для достижения коллективного результата [16, 17].

Дидактические игры на интерактивном цифровом оборудовании имеют программы с функцией автодидактизма - дифференцированной реакцией на включение ребенка в образовательную ситуацию. Они способствуют развитию когнитивных навыков. Дети учились решать задачи, развивается логическое мышление, память и внимание. Для развития социальных навыков педагог предлагал игру для участия нескольких детей. По окончании игры проводил с детьми рефлексию. Такое взаимодействие способствует развитию коммуникации, эмоциональной интеллектуальности и умению работать в группе [8].

В экспериментальной группе № 2 в течение учебного года воспитатели использовали технологию создания и реализации детского проекта.

Помощником реализации детских идей стали цифровые средства. Результатами реализации детских проектов стали создание мультфильмов «Носки» и «Космос», создание интерактивной поздравительной интерактивной открытки к 300 летнему юбилею города Перми, исследование истории появления памятника «Жук-скарабей». Детская проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка. Вовлечение детей в проектную деятельность способствует развитию креативности, воображения и исследовательских навыков. При работе над проектом дети учились планированию, принятию совместных решений, сотрудничеству с другими детьми и освоению новых технологий. Результат проекта помогает развивать чувство самоэффективности и уверенности в своих способностях. Ребенок, видя результат, осознает, что может справиться с задачами, требующими сосредоточенности и самодисциплины. При организации проектной деятельности с детьми обязательными партнерами являлись родители. Основная цель привлечения родителей - сотрудничество и партнерство. Установление доверительных отношений с ребенком ведет к выработке согласованных, педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его возрастных особенностей, самобытности, индивидуальному темпу развития и формированию гармонически развитой личности. Родители и педагоги являются примером партнёрского взаимодействия.

Экспериментальная группа № 2 реализовала технологию использования цифровых средств для развития социально-коммуникативных навыков в течение девяти месяцев. Сравнительный анализ достигнутых результатов детей контрольной и экспериментальной групп показал высокую эффективность формирования социально-коммуникативных навыков с использованием цифровых технологий в ходе реализации авторской технологии (рис. 2).

Данная технология направлена на развитие личности ребенка, на самостоятельность принятия решений и установлению межличностных контактов. Знания о действиях в цифровой среде, позволяют овладевать двигательными и познавательными действиями путем разумного выбора способов действия с учетом ситуации и индивидуальных предпочтений ребенка.

Рис. 2. Результаты формирующего эксперимента

В результате реализации данной технологии дети не только успешно осваивают основы работы с цифровыми технологиями, но и развивают свои когнитивные, творческие и социальные навыки. Они учатся анализировать и решать проблемы, работать в команде, выражать свои мысли и идеи, а также ориентироваться в информационном пространстве.

Важно помнить, что использование интерактивных средств ограничено нормативными документами, которые стоит соблюдать для сохранения здоровья детей. Взаимодействие с цифровыми средствами в детском саду должно быть сбалансировано с другими видами активностей, такими как игра на свежем воздухе, чтение книг, взаимодействие с другими людьми. Создавая такую образовательную среду с максимальным разнообразием альтернативных форм деятельности, мы показываем ребенку спектр для выбора увлекательной деятельности. Все эти активности вместе способствуют здоровому развитию современного ребенка в физическом и психологическом смысле.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Письмо Министерства просвещения России от 19.12.2022 № 032110 О направлении рекомендаций [Электронный ресурс] : материал из Справочной системы «Образование» - URL: https://vip.1obraz.ru/#/document/97/502935/dfasn9ptyi/?of=copy-4cf4dc835f (дата обращения: 23.05.2023).

5. Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

6. Письмо Минпросвещения России от 19.12.2022 № 03-2110 «О направлении рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования».

7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей : кн. для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2002. - 270 с.

8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. : Флинта, 2003. - 151 с.

9. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М. : АРКТИ, 2003. - 95 с.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 62-76.

11. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. - Волгоград : Учитель, 2010. - 139 с.

12. Губина Е.Г. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников // Университет XXI века: Научное измерение : материалы науч. конфер. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2010. - С. 239-241.

13. Гришняева И.В. Основные способы и направления развития коммуникативной компетентности старших дошкольников // European Research. - 2016. - № 3. -- С. 69-71.

14. Доронова Т.Н., Карабанова О.А. Игра в дошкольном возрасте. -М. : Воспитание дошкольника, 2006. - 112 с.

15. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М. : Эксмо, 2009. - 292 с.

16. Житко И.В., Петрикевич А.А., Ярмолинская М.М. Развивающие игры : учеб. пособие. - Минск, 2007. - 165 с.

17. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - 224 с.

18. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб. : Питер, 2005. - 544 с.

19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М., 1997. -

168 с.

20. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребёнок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 5-19.

21. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. -2011. - № 1 (26). - С. 45-54.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.