Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший дошкольный возраст / речевое развитие / цифровые технологии / цифровизация / цифровые образовательные ресурсы / senior preschool age / speech development / digital technologies / digitalization / digital educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Дмитриевна

В статье анализируется проблема цифровой трансформации и использования цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании. Автор раскрывает сущность цифровизации дидактического материала для вербализации дошкольников. Актуальность изучаемого явления определена потребностью поиска более результативных путей лингвистического развития дошкольников с применением ресурсов цифровизации, соответствующих современным стратегиям развития образования. Объект исследования – речевое развитие детей в цифровом образовательном пространстве. Предмет исследования – педагогические условия, оптимизирующие процесс вербального развития старших дошкольников средствами цифровых технологий. Исследование основано на данных экспериментального изучения (диагностики состояния связной речи (О.С. Ушакова), изучения цифрового оснащения образовательного процесса ДОО, наблюдения за ходом образовательной деятельности по развитию связной речи детей, бесед с детьми и анкетирования педагогов). Теоретический аспект свидетельствует об обогащении процесса речевого развития детей дошкольного возраста средствами цифровизации. В ходе экспериментального исследования выявлено: разработка программы по развитию речи детей с применением на регулярной основе в образовательной деятельности цифровых технологий, обогащение предметно-пространственной образовательной среды дошкольного учреждения средствами цифровизации, проведение семинаров для педагогов ДОО по использованию цифровых технологий – те условия, которые позволят повысить результативность процесса развития речи детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article analyzes the problem of digital transformation and the use of digital educational resources in preschool education. The author reveals the essence of digitalization of didactic material for verbalization of preschoolers. The relevance of the phenomenon under study is determined by the need to find more effective ways of linguistic development of preschoolers using digitalization resources that correspond to modern educational development strategies. The object of the study is the speech development of children in the digital educational space. The subject of the study is pedagogical conditions that optimize the process of verbal development of older preschoolers by means of digital technologies. The study is based on data from experimental studies (diagnostics of the state of coherent speech (O.S. Ushakov), studying the digital equipment of the educational process of preschool education, monitoring the progress of educational activities for the development of coherent speech of children, conversations with children and questionnaires of teachers). The theoretical aspect testifies to the enrichment of the process of speech development of preschool children by means of digitalization. During the experimental study, the following was revealed: the development of a program for the development of children's speech with the use of digital technologies on a regular basis in educational activities, the enrichment of the subject-spatial educational environment of preschool institutions by means of digitalization, holding seminars for teachers of preschool educational institutions on the use of digital technologies are the conditions that will increase the effectiveness of the process of speech development of children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24412/2541-9056-2023-429-44-52 УДК-372

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

И.Д. Емельянова

Статья поступила в редакцию 20 сентября 2023 г.

В статье анализируется проблема цифровой трансформации и использования цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании. Автор раскрывает сущность цифро-визации дидактического материала для вербализации дошкольников. Актуальность изучаемого явления определена потребностью поиска более результативных путей лингвистического развития дошкольников с применением ресурсов цифровизации, соответствующих современным стратегиям развития образования. Объект исследования - речевое развитие детей в цифровом образовательном пространстве. Предмет исследования - педагогические условия, оптимизирующие процесс вербального развития старших дошкольников средствами цифровых технологий. Исследование основано на данных экспериментального изучения (диагностики состояния связной речи (О.С. Ушакова), изучения цифрового оснащения образовательного процесса ДОО, наблюдения за ходом образовательной деятельности по развитию связной речи детей, бесед с детьми и анкетирования педагогов). Теоретический аспект свидетельствует об обогащении процесса речевого развития детей дошкольного возраста средствами цифровизации. В ходе экспериментального исследования выявлено: разработка программы по развитию речи детей с применением на регулярной основе в образовательной деятельности цифровых технологий, обогащение предметно-пространственной образовательной среды дошкольного учреждения средствами цифровизации, проведение семинаров для педагогов ДОО по использованию цифровых технологий -те условия, которые позволят повысить результативность процесса развития речи детей.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, речевое развитие, цифровые технологии, цифровизация, цифровые образовательные ресурсы.

SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

I.D. Emelyanova

The article analyzes the problem of digital transformation and the use of digital educational resources in preschool education. The author reveals the essence of digitalization of didactic material for verbalization of preschoolers. The relevance of the phenomenon under study is determined by the need to find more effective ways of linguistic development of preschoolers using digitalization resources that correspond to modern educational development strategies. The object of the study is the

speech development of children in the digital educational space. The subject of the study is pedagogical conditions that optimize the process of verbal development of older preschoolers by means of digital technologies. The study is based on data from experimental studies (diagnostics of the state of coherent speech (O.S. Ushakov), studying the digital equipment of the educational process of preschool education, monitoring the progress of educational activities for the development of coherent speech of children, conversations with children and questionnaires of teachers). The theoretical aspect testifies to the enrichment of the process of speech development of preschool children by means of digitalization. During the experimental study, the following was revealed: the development of a program for the development of children's speech with the use of digital technologies on a regular basis in educational activities, the enrichment of the subject-spatial educational environment of preschool institutions by means of digitalization, holding seminars for teachers of preschool educational institutions on the use of digital technologies are the conditions that will increase the effectiveness of the process of speech development of children.

Key words: senior preschool age, speech development, digital technologies, digitalization, digital educational resources.

Лидирующим трендом развития стран в современном мире выступает процесс цифровой трансформации, охватывающий все векторы жизнедеятельности социума. Именно роботизация, искусственный интеллект и другие цифровые технологии оказывают существенное влияние на развитие мировой экономики.

Глобальность и актуальность процесса цифровизации мирового масштаба проявляется в каждом представителе общества любой страны.

Проникая во все сферы и оказывая влияние на социальные процессы, цифровая трансформация принципиально меняет характер развития и взросления ребенка, его взаимодействия с взрослым, что, несомненно, отражается на речевом, сенсорном и психическом развитии. Это выгодно отличает его от детей прошлых десятилетий и столетий, закономерным образом присваивающих социальный опыт в другой среде.

Цифровые информационные технологии с первых дней жизни ребенка проникают в присваиваемый им окружающий

мир, что, по мнению С.Н. Литвиновой, принципиальным образом трансформирует все виды деятельности. Наряду с нормативными для детского возраста навыками осваиваются и навыки, присущие цифровому социуму (например, навык использования интерактивных игрушек). При этом технологии применения различных цифровых устройств, поисковых систем, приложений и гаджетов становятся неотъемлемым компонентом жизни и деятельности современного ребенка [5, с. 102].

В настоящий момент цифровизация затронула все сферы образования: общее, среднее, высшее. Она, как считает Е.П. Сахарова, проникла и в дошкольное образование, благодаря чему способствовала внедрению инновационного процесса в ДОО за счет преобразования развивающей предметно-пространственной среды [9; 11].

Образовательный процесс, базирующийся на виртуальной реальности, детям более интересен, чем преподносимый по традиционной модели (с использованием

бумажных носителей, обычной доски с мелом и настенных плакатов). Их захватывает красочность, звуковые эффекты, динамичность, обогащающие процесс познания. Это инициирует педагогов ДОО овладевать навыками деятельности с интерактивными досками, разбираться в обучающих компьютерных программах, расширяющих возможности педагогов в проведении образовательного процесса с адекватным использованием цифровой информации.

В соответствии с внедрением нацпро-екта «Образование», к 2024 году на всех уровнях образования необходимо создание современной образовательной среды, доступной для всех [12]. В рамках национального проекта «Образование» в детских садах активно «функционируют кружки и объединения по робототехнике, создаются детские технопарки «Кванто-риум» и центры цифрового образования "!Т-куб"» [15, с. 81].

Следовательно, использование цифровой образовательной среды - неминуемая действительность современности, в которой образовательно-воспитательный процесс осуществляется благодаря готовности педагогов к инновациям, приобретению материально-технического комплекса, обеспечивающего цифровизацию современными технологиями, подготовки дошкольников к адекватному применению информационного ресурса.

Возможности и процесс применения цифровых технологий волнуют умы ученых. Анализ публикуемых за последние годы источников позволяет говорить о возросшем интересе исследователей к проблеме использования цифровых ресурсов в дошкольном образовании. Авторы рассмат-

ривают их в разном качестве: как современный способ передачи знаний (Л.М. Де-някина [3, с. 30-31]), связанная с цифровыми устройствами деятельность дошкольников (И.А. Туйчива, О.Н. Горницкая, А.Ю. Коркина [13, с. 39-40]), информационно-коммуникационная среда (С.А. Аверин, П.А. Баринова [1, с. 51-53]), игровая составляющая (А. Морган [6, с. 71-72]).

А.П. Панфилова склонна к приоритету имитационных игр и творческих мастерских в структуре образовательного процесса. В логике этого она рекомендует выстраивать игровое пространство. Б.Ц. Бадмаев акцентирует внимание на внедрении в работу с дошкольниками активных методов обучения применительно к цифровым технологиям, что способствует целенаправленному освоению творческого подхода к решению выдвинутых задач [7, с. 108-157; 2, с. 46-115].

В понимании О.И. Пащенко, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это информационный источник, включающий графическую, текстовую, звуковую и иную информацию, обеспечивающий решение целей и задач современного образования [8, с. 58-95]. Именно поэтому использование ЦОР превращает образовательную деятельность дошкольника в более привлекательную, эмоционально насыщенную, с использованием множества иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Цифровая многогранность обогащает возможности образовательного процесса: делает его наиболее интенсивным и интересным.

Обогащение важной части информации анимационным эффектом дает о ней более насыщенное и разнообразное представление, обеспечивает увеличение ско-

рости усвоения. Проигрывание видеофайлов, демонстрация фото, иллюстраций, показ подвижных процессов, уменьшают затраты времени, способствуют удобству подачи материала, при необходимости возврата назад и повтора показа нужных фрагментов.

Таким образом, ключевыми факторами, подтверждающими наибольшую эффективность образовательного процесса в ДОО с помощью ЦОР, становятся:

- целеустремленность, информативность и результативность образовательной деятельности;

- ускоренное усвоение ребенком в полном объеме подаваемого материала;

- выявление средствами используемой в игровой форме информации резервных возможностей ребенка;

- повышенный уровень мотивации и подъем интереса к предмету в силу роста динамики, разнообразия и яркости подаваемого материала [4, с. 67-85].

Представленные факты подтверждают повышение результативности педагогического процесса при интеграции в образовательные области реализуемой программы цифровых источников. Для дошкольников, как считает С.Н. Литвинова, практическая значимость принадлежит интерактивным играм и компьютерным

программам, выполняющим важную роль в качестве ЦОР. Эти виды цифровых образовательных ресурсов включают в себя необходимые формы, методы и приемы, используемые педагогами для поддержки реализации образовательной деятельности с дошкольниками. Прежде всего, их применение обеспечивает развитие психических процессов и речи [5, с. 103].

Колоссальное значение в образовательном процессе дошкольников отведено развитию речи. Ввиду того, что у воспитанников громадный интерес к компьютеру, дается шанс применять его в качестве дополнительного средства речевого развития во всех возрастных группах ДОО. В образовательной области «Речевое развитие» вполне уместно включение компьютерных программ и интерактивных игр в работу с дошкольниками по развитию всех компонентов речевой функциональной системы: обогащения и активизации лексического запаса, повышения уровня владения грамматическим строем, освоения звукопроиз-носительных навыков, становления и совершенствования связности речи (интерактивные игры и программное обеспечение компаний Руссобит «Мой Мир», «Правильное кино», интернет-платформы Мерсибо, и др.) (см. табл. 1).

Таблица 1 - Образовательная область «Речевое развитие»

Блоки Дидактические материалы, входящие в ЦОР

Воспитание звуковой культуры речи ЦОР, предназначенные для обеспечения: - восприятия детьми невербальных звуков (открывание дверного замка ключом, звон стеклянной посуды, сигнал автомобиля и прочие звуковые эффекты, дающие возможность расширения спектра аудиоассоциаций); - развития дикции и нормотипичного произношения фонем (зашифрованные скороговорки в виде мнемотаблиц, представленных в электронной презентационной форме)

Формирование лексико-грамматического строя речи ЦОР, сосредоточенные на обогащении объема лексического запаса средствами словарной работы, базирующейся на обозначении электронных изображений, словообразовании, словоизменении, составлении словосочетаний, определяющих вербальную основу игры (игры-картинки: «Противоположности» (знакомство с антонимами), «Найди лишнее», «Животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и др. Прослушивание аудиосказок («Колобок», «Теремок», «Лисица и журавль» и т.д.)

Развитие связной монологической и диалогической речи Презентации, оказывающие помощь при конструировании монологов (рассказ по картине с динамично развивающимся сюжетом, описание и др.). ЦОР, представляющие собой электронные мнемотаблицы, способствующие составлению собственных текстов, пересказыванию отрывков из художественной литературы и заучиванию стихотворных произведений

Создаваемые серии ЦОР в виде презентаций и компьютерных игр целесообразно стабильно увеличивать, включая разные варианты сообразно лингвистическим возможностям детей.

Использование ЦОР сказок («Колобок», «Теремок», «Лисица и журавль» и др.) при прослушивании их в аудиоформате позволяет не только обогащать лексический и грамматический компоненты речевой функциональной системы, совершенствовать связную речь, но и развивать мнестические процессы при запоминании прослушанных текстов сказок, что повышает качество пересказа.

Особая роль в ЦОР принадлежит презентациям, выступающим в качестве опоры при составлении монологических текстов, и мнемотаблицам, поддерживаю-

щим процесс текстового составления детьми, что облегчает пересказ отрывков из художественной литературы и заучивание стихотворений.

Введение цифровых технологий в процесс речевого развития детей обусловлено набором преимуществ: красочностью представлений об окружающей действительности, расширением объема лексического запаса, развитием связности речи, ее звуковой культуры. Дети дошкольного возраста заряжаются позитивом и готовы поделиться накопленными впечатлениями, полученными в цифровом формате, например, от положительного результата компьютерной игры, прослушанной музыкальной сказки, увиденной иллюстрации.

Использование цифровых средств для обогащения наглядности дидактического

материала, по словам О.В. Пустовойтовой, Е.П. Сахаровой и др., обеспечивает многогранность формы его предоставления и расширяет спектр заданий для автономной области деятельности детей [10; 11]. Предназначенные ЦОР могут сопровождать процесс в дошкольном детстве в зависимости от степени речевого развития. Презентационные материалы, компьютеризированные упражнения и игры интерактивной направленности стоит видоизменять, обновлять, реконструировать с учетом возраста и тематического вектора.

В аспекте изучаемой проблемы был реализован эксперимент, направленный на разработку комплекса педагогических мер, повышающих уровень речевого развития старших дошкольников средствами ЦОР. В эксперименте участвовали 20 детей групп комбинированной направленности старшего дошкольного возраста и 4 педагога МБДОУ города Ельца Липецкой области.

Структура и содержание цифровых технологий выстраивались на основе результатов диагностического исследования связной речи дошкольников по «Методике выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой [14, с. 69-82], а также в ходе наблюдения, беседы с детьми и педагогами, анкетирования педагогов и родителей детей. Критериями оценки уровня речевого развития детей явились: восприятие и осмысление словообразующих форм; способность критически оценивать речь, выделять погрешности в применении способов словообразования и словоизменения; умение использовать в речи слова с учетом числа; использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Исследовались также цифровые образовательные ресурсы дошкольных образовательных учреждений.

В ходе анализа результатов исследования обнаружилось, что дошкольные образовательные организации располагают ноутбуками, мультимедийным оборудованием, интерактивными досками и др., но имеющиеся цифровые устройства применяются эпизодически, в отдельных случаях (как правило, с целью познавательного развития детей). Исследование показало, что достаточное наличие цифровой материально-технической и ресурсной базы в ДОО не всегда обеспечивает процесс цифровизации образования. Важным фактором является владение цифровыми устройствами и желание применять по назначению цифровые технологии в речевой работе со старшими дошкольниками. Анализ результатов диагностики связной речи детей продемонстрировал следующее: 10% детей имеют высокий уровень развития, 53% - средний, 37% - низкий.

Для интенсификации вербального развития детей путем применения цифровых технологий был запущен формирующий эксперимент. Апробировались педагогические условия, стимулирующие, по нашему предположению, процесс обогащения речи воспитанников старшей группы ДОО. Этими условиями явились:

- разработка программы «Речецветик», предполагающей целенаправленное включение в содержательный процесс развития речи цифровых технологий;

- цифровая поддержка вербально-коммуникативной сферы дошкольников (компьютерными играми, приложениями и др.);

- обучение коллектива педагогов (в рамках семинаров) с целью компетент-ностного роста в сфере применения цифровых ресурсов в лингвистическом развитии воспитанников.

В качестве задач реализации программы «Речецветик» выступили:

- расширение и обогащение словаря;

- развитие связности речи;

-формирование произносительной системы языка;

- обучение грамоте.

По согласованию с администрацией дошкольной образовательной организации мы апробировали данную программу с исследуемым контингентом детей. Один раз в неделю нами проводилось занятие с сопровождением его мультимедийной презентацией, работой на интерактивной доске, с включением компьютерных игр и мобильных приложений. Вне занятий, в определенный интервал времени, мы также применяли цифровые технологии для развития речи детей. В утренние часы работа была связана с развитием произносительной стороны речи. Для этого применялось звуковое приложение «Алиса»: дети просили найти игру на произношение конкретных звуков (например, [С] и [Ш]). В зависимости от просьбы и ситуации приложение «оказывало помощь», а дети, играя, с удовольствием произносили звуки и слова с этими звуками.

Также предлагались звуковая азбука, «игра-ходилка» «Колобок-лабиринт» с включением интерактивной доски, обеспечивающие помимо эффекта речи развитие памяти, мышления, внимания.

В конце дня мы строили работу по развитию речи, распределив детей на подгруппы или занимались с двумя-тремя

детьми, сопровождая их в процессе игры посредством мобильного приложения «Вопросы и ответы». Цель предлагаемой игры - обучение воспитанников нахождению персонажу сказки требуемого предмета, способность аргументировать свой выбор. Дошкольники выбирали сказочные предметы, сопоставляли их с персонажем сказки и составляли рассказ с включением этого предмета в содержание (за период работы с детьми мы обогатили их игровой центр цифровыми играми).

Выполнение последнего условия заключалось в проведении обучающих семинаров для педагогов дошкольных образовательных организаций по реализации программы «Речецветик». Всего было проведено два семинара: «Цифровая трансформация в пространстве дошкольного образования», «Использование цифровых ресурсов в лингвистическом развитии старших дошкольников». Педагоги нуждались в проведении таких семинаров, так как возникали трудности в реализации занятий с применением цифровых устройств в речевой работе с воспитанниками.

Для сравнения первоначальных данных и результатов, полученных после проведения формирующих мероприятий, нами был проведен контрольный эксперимент. В результате анализа контрольного эксперимента можно констатировать, что основная часть детей демонстрирует средний уровень (65%), оставшиеся оказались на высоком уровне (35%). Воспитанники с легкостью демонстрировали свои слова или изобретали новый сюжет, воссоздавая последовательность событий при передаче содержания сказки, пробовали импровизировать, внедряя в сюжетную линию очередных персонажей. Наряду с указанным,

нами выявилось стремление исследуемых к верному произношению звуков в словах.

Таким образом, с учетом реализации выдвинутых условий, процесс развития речи детей с использованием цифровых ресурсов оказался наиболее результативным. Повысился интерес старших дошкольников к овладению родным языком, заметно интенсифицировалась и ста-

ла более разнообразной в употреблении речевая деятельность, вместе с этим расширились познавательные возможности детей. Все это привело к положительной динамике развития речемыслительных процессов в целом, для чего надежной опорой явились цифровые образовательные ресурсы.

Список литературы

1. Аверин С.А. Информационно-коммуникационная среда в современной дошкольной организации: преемственность, доступность, безопасность // Современное дошкольное образование. - 2014. - № 7 (49). - С. 50-53.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Владос, 2001. - 304 с.

3. Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников // Современное дошкольное образование. - 2009. - № 6. - С. 30-31.

4. Информационные и коммуникативные технологии в образовании: монография / Под редакцией Бадарча Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

5. Литвинова С.Н. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2021. - Вып. 62. - С. 99-112.

6. Морган А. Интерактивные доски, интерактивная и игровая составляющая классных занятий с детьми от трех до семи лет // Современное дошкольное образование. - 2014. - № 9 (51). - С. 70-78.

7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

8. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 227 с.

9. Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63245.html/ (дата обращения 12.08.23).

10. Пустовойтова О.В. Готовность дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2022. - № 4. - URL: http://ekoncept.ru/ 2022/221027.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11027 (дата обращения 12.08.223).

11. Сахарова Е.П. Цифровизация дошкольного образования: обобщение опыта муниципальной системы [Электронный ресурс] // Современное дошкольное образование - 2021. - №18. - URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/ep-saharova-cifrovizaciya-doshkolnogoobrazovaniya-obobshhenie-opyta-municipalnoj-sistemy.html (дата обращения 12.08.23).

12. Стратегия 24. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 12.08.2023).

13. Туйчиева И.Л., Горницкая О.Н., Коркина А.Ю. Дошкольное детство в мире информационных технологий // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 5. - С. 38-45.

14. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников (Развиваем речь). - 4-е изд., перераб. - М.: Сфера, 2018. - 96 с.

15. Шакирова Е.В. Особенности использования электронных средств обучения в дошкольных образовательных организациях // Информатика и образование. - 2023. - Т. 38. - № 4. - С. 80-91. - DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-4-80-91

References

1. Averin S.A. Informacionno-kommunikacionnaya sreda v sovremennoj doshkolnoj organizacii: preemstvennost", dostupnost", bezopasnost" // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. - 2014. - № 7 (49). -S. 50-53.

2. Badmaev B.Cz. Metodika prepodavaniya psixologii: ucheb. posobie dlya stud. vy"ssh. ucheb. zaved. - M.: Vlados, 2001. - 304 s.

3. Denyakina L.M. Informacionno-kommunikacionnye texnologii i interaktivnoe oborudovanie v obuchenii doshkolnikov // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. - 2009. - № 6. - S. 30-31.

4. Informacionny'e i kommunikativny e texnologii v obrazovanii: monografiya / Pod redakciej Badarcha Dendeva. - M.: IITO YuNESKO, 2013. - 320 s.

5. Litvinova S.N. Cifrovaya transformaciya obrazovatelnoj sredy" doshkolnoj obrazovatelnoj organizacii // Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psixologiya. - 2021. - Vy"p. 62. - S. 99-112.

6. Morgan A. Interaktivnye doski, interaktivnaya i igrovaya sostavlyayushhaya klassnyx zanyatij s detmi ot trex do semi let // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. - 2014. - № 9 (51). - S. 70-78.

7. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie texnologii: aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. - M.: Akademiya, 2009. - 192 s.

8. Pashhenko O.I. Informacionnye texnologii v obrazovanii: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gos. un-ta, 2013. - 227 s.

9. Proekt Postanovleniya PravitePstva RF «O provedenii v 2020 - 2022 godax eksperimenta po vnedreniyu celevoj modeli cifrovoj obrazovatelnoj sredy" v sfere obshhego obrazovaniya, srednego professionalnogo obrazovaniya i sootvetstvuyushhego dopolnitel nogo professional nogo obrazovaniya, professional nogo obucheniya, dopolnitelnogo obrazovaniya detej i vzroslyx» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 63245.html/ (data obrashheniya 12.08.23).

10. Pustovojtova O.V. Gotovnost" doshkolnoj obrazovatelnoj organizacii k cifrovoj transformacii [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» - 2022. - № 4. - URL: http://ekoncept.ru/ 2022/221027.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11027 (data obrashheniya 12.08.223).

11. Saxarova E.P. Cifrovizaciya doshkol nogo obrazovaniya: obobshhenie opy ta municipal noj sistemy" [E lektronny j resurs] // Sovremennoe doshkol noe obrazovanie - 2021. - №18. - URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/ep-saharova-cifrovizaciya-doshkolnogoobrazovaniya-obobshhenie-opyta-municipalnoj-sistemy.html (data obrashheniya 12.08.23).

12. Strategiya 24. Nacionalnyj proekt «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (data obrashheniya: 12.08.2023).

13. Tujchieva I.L., Gorniczkaya O.N., Korkina A.Yu. Doshkol noe detstvo v mire informacionny x texnologij // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. - 2010. - № 5. - S. 38-45.

14. Ushakova O.S. Programma razvitiya rechi doshkolnikov (Razvivaem rech"). - 4-e izd., pererab. - M.: Sfera, 2018. - 96 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Shakirova E.V. Osobennosti ispol zovaniya e lektronny x sredstv obucheniya v doshkol ny x obra-zovatel ny x organizaciyax // Informatika i obrazovanie. - 2023. - T. 38. - № 4. - S. 80-91. - DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-4-80-91

Для ссылки: Емельянова И.Д. Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях цифровой трансформации // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №4 (29). - С. 44-52.

DOI 10.24412/2541-9056-2023-429-44-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.