Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРБИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРБИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович, Пеякович Елена

В статье рассматриваются направления внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций Сербии. Анализируются проблемы, касающиеся материального оснащения, а также связанные с недостаточной компетентностью педагогов и дефицитом программного и методического обеспечения при реализации новых информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Исследуются как преимущества использования цифровых технологий в детских садах, так и негативные стороны цифровизации дошкольного образования. Особое внимание уделено влиянию информационных технологий на эффективность образования дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DIRECTIONS OF DIGITALIZATION PRESCHOOL EDUCATION IN SERBIA

The article considers the directions of information technologies introduction in the educational process of preschool educational organizations. There are problems of material equipment; there is a lack of competence of teachers and a lack of software and methodological support for the implementation of new information technologies in working with preschool children. Studies of Serbian teachers draw attention to both the significant advantages of using digital technologies in kindergartens, and the possible negative aspects of digitalization of preschool education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРБИИ»

ДПО(ПК)С «Красноярский институт повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования» ; составитель Г. В. Раицкая. Самара : ИД Федоров, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-393-00600-6.

14. Слободчиков, В. И. Антропологический статус дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национальной повестки развития образования / В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 4—10.

15. Тивикова, С. К. Становление исследовательской позиции педагога в условиях дополнительного образования педагогов / С. К. Тивикова, И. И. Бондарева, О. В. Колесова // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 74—79.

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФР0ВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРБИИ

Ю. А. ДМИТРИЕВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ (Москва) 4230000@rambler.ru

Е. ПЕЯКОВИЧ,

студентка 1-го курса магистратуры МПГУ (Москва) jelena.pejakovic@mail.ru

В статье рассматриваются направления внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций Сербии. Анализируются проблемы, касающиеся материального оснащения, а также связанные с недостаточной компетентностью педагогов и дефицитом программного и методического обеспечения при реализации новых информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Исследуются как преимущества использования цифровых технологий в детских садах, так и негативные стороны цифровизации дошкольного образования. Особое внимание уделено влиянию информационных технологий на эффективность образования дошкольников.

The article considers the directions of information technologies introduction in the educational process of preschool educational organizations. There are problems of material

equipment; there is a lack of competence of teachers and a lack of software and methodological support for the implementation of new information technologies in working with preschool children. Studies of Serbian teachers draw attention to both the significant advantages of using digital technologies in kindergartens, and the possible negative aspects of digitalization of preschool education.

Ключевые слова: информационные технологии (ИТ), дошкольное образование

цифровые технологии, мультимедиа,

Key words: information technologies (IT), digital technologies, multimedia, preschool education

В Законе о дошкольном образовании Сербии, принятом в 2010 году, подчеркивается актуальность формирования информационно-технологической грамотности у детей, однако пути и способы применения цифровых технологий с учетом возрастных особенностей дошкольников подробно не регламентируются [7].

В другом важном документе — Своде правил по общим основам дошкольной программы (2006) — использование информационных технологий в практике дошкольного образования не предполагается [1].

В тексте Закона об основах системы образования и воспитания Сербии (2009, 2019) в разделе «Итоги образования и воспитания» указывается на важность и необходимость применения цифровых средств обучения на всех уровнях образования: «Надежно, критически и ответственно по отношению к себе и другим используй цифровые технологии» [6].

Сегодня учеными Сербии цифровиза-ция оценивается как важнейшее перспективное и действенное направление повышения эффективности дошкольного образования. Цифровая информация интегрируется в образовательную среду современного детского сада, изменяет его содержание, формы, методы образовательной деятельности. Материальной основой цифровизации образования являются новые информационные технологии. Они представляют собой процесс, в котором используется совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии

объекта, действия или явления. Сегодня информатизация влияет на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. Следует отметить, что особенность внедрения инновационных процессов, основанных на информационных технологиях в образовании, связана не с отрицанием, а с органичной интеграцией с традиционными формами и методами обучения, воспитания и развития детей и в конечном итоге — с повышением эффективности образовательного процесса.

Современные детские сады Сербии в образовательной работе с детьми широко и успешно используют такие средства информационных технологий, как компьютеры, планшеты, проекторы, интерактивные доски и др. Важнейшими актуальными задачами цифровизации детских садов Сербии является не только повышение качества дошкольного образования, но также подготовка детей к комфортной жизни в условиях информационного общества.

По словам премьер-министра Сербии А. Брнабич, до конца 2021 года должна быть завершена цифровизация системы образования, «что подразумевает единую Интернет-сеть для всех школ и цифровые учебники. Компания Huawei совместно с правительством Сербии разрабатывает платформу "умного образования". Кроме того, у нас планируется внедрение системы "Умный город" в десяти населенных пунктах страны» [3].

Процесс модернизации и информатизации образования в Сербии диктует новые требования ко всем образовательным организациям, так как формирование гармонично воспитанной и образованной лич-

ности ребенка уже считается не единственным целевым идеалом образования. Сегодня наиболее актуальной задачей становится формирование молодого поколения, которое будет компетентно подходить к процессам исследования, обучения, самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, решения проблемных ситуаций. Для этого необходимо использовать новые технологии в образовании, которые в силу своих особенностей будут эффективно содействовать повышению его качества [5].

В дошкольном образовании под информационными технологиями чаще всего подразумеваются новые образовательные интерактивные обучающие и развивающие программы и компьютерные игры (речь идет об открытом интерактивном программном обеспечении, предназначенном для детей дошкольного возраста). Такие программные средства имеют широкую область применения, разнообразны, вариативны и могут быть реализованы с помощью различных цифровых инструментов, таких как компьютеры (desktop, laptop), интерактивные доски, различные мобильные устройства (телефоны и планшетные компьютеры), электронные игрушки, фотоаппараты, DVD, компакт-диски и плееры, устройства для чтения электронных книг, а также аналоговая техника (видеомагнитофоны, проекторы и др.), которая довольно успешно используется. Информационные технологии также подразумевают применение в дошкольных образовательных организациях периферийных устройств и компонентов оборудования, таких как принтеры, сканеры, ксероксы, камеры, микрофоны и т. д. По мнению ученых, информационные технологии, адекватно интегрированные в образовательную работу, могут быть многофункциональными [4].

Исследования, проведенные сербски-

Ученые высказывают предположение о том, что мультимедиа в дошкольном образовании способны изменить систему и дизайн воспитательной работы, обеспечить интеграцию и целостное системное изучение детьми всех областей образовательной деятельности.

ми учеными З. Станиславлевичем Петровичем, Д. Павловичем и др., доказали высокую эффективность применения мультимедиатехнологий в процессе обучения дошкольников и младших школьников. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образный тип мышления, что позволяет говорить о мультимедийных средствах обучения как наиболее подходящих и учитывающих их возрастные особенности. Мультимедиасредства органично объединяют текст, звук, изображения и анимацию в единую гармоничную систему, позволяют преодолеть некоторые недостатки традиционных средств обучения, но при этом органично сочетаться с ними, не заменять, а значительно усиливать их дидактические и развивающие возможности [5].

Сербские исследователи предупреждают педагогов и родителей о том, что не следует переоценивать роль и значение информационных технологий в дошкольном образовании. Они рекомендуют использовать учебное программное обеспечение и компьютерную технику для изучения конкретного содержания, например, математики, окружающего мира и т. д. Наиболее эффективен в дошкольном образовании мультимедийный контент, который, позволяет доступно и максимально эффективно решить задачи обучения и воспитания детей [5].

Ученые высказывают предположение о том, что мультимедиа в дошкольном образовании способны изменить систему и дизайн воспитательной работы, обеспечить интеграцию и целостное системное изучение детьми всех областей образовательной деятельности.

Мультимедиатехнологии содействуют успешному обучению дошкольников — через решение проблем, исследовательскую деятельность, поиск, оценку, запоминание и творческое использование информации в разных видах деятельности с возможностью реализации на практике собственных оригинальных идей и предложений. Внедрение новых информационных тех-

нологий в систему дошкольного образования — это ответ на запросы и потребности детей и одновременно на новые вызовы, касающиеся проблем сохранения их физического и психического здоровья.

Цифровые технологии представляют один из действенных мотиваторов активного участия преподавателей в процессе инновационного преобразования дошкольного учреждения [5].

Ученые Сербии прогнозируют, что воспитатели детских садов, объективно мотивированные к применению цифровых технологий в образовательном процессе, будут активно повышать свою информационную компетентность, развивать умения и навыки применения мультимедийных технологий в дидактических целях и в повседневной работе с детьми. Это позволит успешно интегрировать разные цели и задачи образовательной работы с воспитанниками, а также развивать информационную культуру детей, способствующую их всестороннему личностному росту [5].

Компьютеры могут использоваться в разных сферах профессиональной деятельности педагогов: при подготовке к реализации и оценке образовательной деятельности, оформлении документации, в процессе сотрудничества с родителями и коллегами, в сфере повышения квалификации и профессионального роста и развития, изучения передового педагогического опыта. Информационные компетенции обеспечивают постоянное профессиональное совершенствование воспитателей в сфере информационных технологий, содействуют подготовке детей к комфортной жизни в информационном обществе, развитию педагогической культуры родителей [5].

По мнению ученых, применение компьютеров в работе с дошкольниками на основе тщательно подобранных соответствующих возрасту программ полезно как детям, так и педагогам. Дети на практике обучаются современным технологиям, осваивают знания более динамичным способом, вовлекаются в познание собствен-

ных чувств, преодолевают барьер «ребенок—компьютер», получают оперативную обратную связь результатов обучения, равенство условий обучения. Педагоги учатся быть чуткими к меняющимся потребностям и запросам детей, осваивают новые способы работы с детьми, совершенствуют воспитательно-образовательную практику [5].

Внедрение современных технических средств в дошкольное образование — важная предпосылка качественной воспитательной работы, роста профессионального мастерства педагогов. Эффективное использование современных технических устройств в образовательной практике во многом зависит от технической оснащенности дошкольных организаций, доступности педагогам информационных средств, степени загруженности компьютерной техники, профессиональной квалификации и информационной грамотности воспитателей.

Исследование, выполненное в 2007 году Н. Анжеличем и С. Милосавлевичем, убедительно доказывает необходимость интеграция новых компьютерных технологий в дошкольное образование, но только как дополнительное, а не основное и единственное дидактическое средство. Этот вывод подтверждают результаты анкетирования 23 педагогов из Белграда и Лоз-ницы. Большинство респондентов (72 %) проявили готовность к использованию компьютеров в работе с дошкольниками, неготовыми оказались 28 % опрошенных педагогов [5].

Согласно результатам анкетирования 56 педагогов дошкольного образования, которые были получены в 2017 году, 37,6 % педагогов применяют ИТ на этапе реализации деятельности детей; 55,3 % — прибегают к помощи интернета, чтобы найти материалы о том, как преподаватели используют современные технологии в подготовке к работе; остальные опрошенные

Исследование, выполненное в 2007 году Н. Анжеличем и С. Милосавлевичем, убедительно доказывает необходимость интеграция новых компьютерных технологий в дошкольное образование, но только как дополнительное, а не основное и единственное дидактическое средство.

педагоги не применяют информационные ресурсы в собственной практике. Причинами недостаточно активного внедрения ИТ в образовательный процесс, по мнению исследователей, может быть дефицит оборудования детских садов компьютерной техникой, а также незнание педагогами возможностей новых технологий в образовательной работе с детьми. Есть предположение, что воспитатели не умеют эффективно использовать возможности ИТ для взаимодействия и сотрудничества с родителями, осуществляют общение с ними в основном по мобильным телефонам. Опрошенные воспитатели недостаточно используют цифровые ресурсы в сфере сотрудничества, обмена педагогическим опытом и идеями с коллегами. Кроме этого, по результатам проведенного исследования можно констатировать, что воспитатели, относящиеся к старшему поколению, гораздо реже применяют средства ИТ в своей работе и повседневной жизни [5].

Исследование выявило прямую зависимость использования ИТ от образования: педагоги с высшим образованием наиболее активно и эффективно реализуют возможности цифровизации в своей профессиональной деятельности, например, для подготовки к занятиям с использованием мультимедиа, ведения документации, изучения и обобщения передового педагогического опыта и др.

Педагоги осознают важность информационного образования, а также необходимость дополнительного обучения для повышения уровня своей информационной компетенции. Они утверждают, что с помощью цифровых технологии, и прежде всего интернета, имеют возможность быстро получить доступ к разнообразным информационным контен-там, необходимым для их работы в детском саду или для профессионального роста и развития.

Предполагается, что современные серб-

Многие воспитатели убеждены в необходимости реализации цифровых технологий для развития креативных способностей детей.

ские педагоги, получающие базовое образование, должны:

3 владеть основами информатики (ИКТ) и определенными методическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы с детьми;

3 быть знакомы с возможностями компьютерных образовательных программ, обеспечивающих повышение творческого потенциала детей в повседневной образовательной работе;

3 знать возможности применения информационных технологий для развития личности детей;

3 иметь представления об использовании здоровьесберегающих технологий для предотвращения вероятных негативных влияний на физическое и психическое здоровье дошкольников в процессе их компьютерно-игровой деятельности.

Педагогам необходимо знать, как с помощью ИТ расширять кругозор, развивать умения и навыки детей для самостоятельной деятельности, самообразования, адаптировать содержание учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников, использовать мультимедиа в качестве дидактического инструмента и интегрировать ИТ в учебную работу, повышая ее качество.

Воспитатели сербских детских садов реализуют концепцию непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни, стараются следить за результатами зарубежных и отечественных исследований, касающихся применения информационных технологий в дошкольном образовании. Основываясь на анализе и размышлениях о собственном педагогическом опыте, они вносят новшества в образовательную работу, широко используют инновационные формы и методы своих коллег. Многие воспитатели убеждены в необходимости реализации цифровых технологий для развития креативных способностей детей. Дошкольникам следует разрешить экспериментировать с новыми технологиями для улучшения процесса обучения

и развития всех сторон личности человека информационного общества [5].

В настоящее время информационные технологии широко и эффективно интегрируются в образовательную деятельность, в значительной степени обогащают содержание, формы и методы воспитательной работы, делая их интереснее и привлекательнее для дошкольников.

Цифровые технологии сегодня являются важной и неотъемлемой частью жизненного контекста общества, в котором живут и растут дети дошкольного возраста. Педагоги и родители обеспечивают им формирование основ информационной культуры, которая является одним из важных факторов процесса социализации и воспитания современных дошкольников. Благодаря мультимедийному характеру и интерактивности, информационные технологии, оказывают значительное влияние на обучение, воспитание и развитие детей, повышая их информированность, содействуют приобщению дошкольников к нормам, ценностям, традициям и истории развития общества, формированию и расширению представлений об окружающем мире, вовлекают в процесс самообразования, готовят к профессиональному самоопределению и т. п.

По мнению исследователей, обучение с компьютерной поддержкой, несмотря на значительные преимущества в образовании детей, при неграмотном использовании может стать источником неблагоприятных влияний на здоровье, которые необходимо предотвращать либо минимизировать.

Сегодня исследования сербских ученых направлены на изучение количественных и качественных результатов использования педагогами цифровых технологий в образовательной работе с детьми дошкольного возраста (интернет, социальные сети, телепрограммы, мобильные телефоны, компьютеры и др.). Внимание исследователей также привлекают перспективные приемы и способы образовательной

работы с детьми и их родителями с применением цифровых технологий.

Ниже перечислены перспективные инновационные направления, содействующие дальнейшему процессу цифровизации детских садов Сербии, актуальные как для России, так для других стран:

3 расширение гуманитарного международного сотрудничества Сербии с КНР, РФ и другими странами в области циф-ровизации дошкольного образования;

3 формирование у детей первоначальных основ информационной культуры, расширение их возможностей для поиска, сохранения, переработки, обмена информацией, самостоятельной творческой деятельности, подготовки дошкольников к комфортной жизни в условиях информационного общества;

3 повышение профессионально значимой информационной компетенции педагогов дошкольного образования, обеспечивающей процесс их дальнейшего профессионального роста и самообразования; расширение возможностей разработки и трансляции инновационных форм и методов образовательной деятельности с использованием информационных технологий и сети Интернет, мотивация педагогов к изучению, анализу и применению передового педагогического опыта, проведению научных исследований;

3 проектирование и создание информационной образовательной среды в группах детского сада, оснащение новыми средствами информационных технологий, внедрение программного обеспечения и развивающих компьютерных игр в образовательный процесс;

3 интеграция информационных технологий в образовательный процесс (с учетом того, что они не заменяют традиционные образовательные технологии, а органично встраиваются в образовательный

Обучение с компьютерной поддержкой, несмотря на значительные преимущества в образовании детей, при неграмотном использовании может стать источником неблагоприятных влияний на здоровье, которые необходимо предотвращать либо минимизировать.

процесс, повышая его эффективность и качество);

3 активизация виртуальных форм оперативного взаимодействия педагогов и родителей, осуществление педагогического просвещения родителей (сайт детского сада, форумы, блоги, чаты, виртуальные родительские клубы и др.).

В заключение отметим, что ни у кого не вызывает сомнений объективная необходимость и целесообразность изучения

ЛИТЕРАТУРА _

зарубежного передового педагогического опыта, актуальность сравнения отечественных и зарубежных педагогических практик с целью выявления и реализации перспективных инновационных тенденций и направлений развития образования, повышения его эффективности. Кроме этого, возможной перспективой дальнейшего исследования может стать сравнительный анализ направлений цифровизации дошкольного образования Сербии и России.

1. Калинина, Т. В. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников : монография /Т. В. Калинина, Ю. А. Дмитриев. — Москва : МПГУ, 2019. — 145 с. — ISBN 978-5-4263-0806-0.

2. Свод правил по общим основам дошкольной программы // Дошкольное воспитание и образование, 2006/2007 г. — URL: http://www.mpn.gov.rs/predskolsko/ (дата обращения: 20.01.2022).

3. Сербию ждет цифровая трансформация: в Белграде появился Центр инноваций // Балканист : портал. — URL: https://balkanist.ru/serbiyu-zhdet-tsifrovaya-transformatsiya-v-belgrade-poyavilsya-tsentr-innovatsij/ (дата обращения: 20.01.2022).

4. Andelkovic, N. Informaciona tehnologija u predskolskom vaspitanju i obrazovanju / N. Andelkovic // Tehnika i informatika u obrazovanju : Konferencija (Cacak, 9—11 maja 2008). — S. 64—70. — URL: https://www.scribd.com/document/336505535/Andjelkovic-Informaciona-Tehnologija-u-Predskolskom-Vaspitanju-i-Obrazovanju (дата обращения: 03.12.2020).

5. Digitalni mediji i didakticke inovacije u radu vaspitaca / A. M. Zivkov, J. M. Karanovic, S. Pavlov, T. Brkljac. — DOI: https://doi.org/10.19090/ps.2019.L31-44 // Pedagoska stvarnost. — 2019. — God. 65. — Br. 1. — S. 31—44.

6. Zakon o osnovama sistema obrazovanja i vaspitanja. — URL: https://www.paragraf.rs/propisi/ zakon_o_osnovama_sistema_obrazovanja_i_vaspitanja.html (дата обращения: 20.01.2022).

7. Zakon o predskolskom vaspitanju i obrazovanju. — URL: https://www.overa.rs/zakon-o-predskolskom-vaspitanju-i-obrazovanju-2.html (дата обращения: 20.01.2022).

В 2022 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Современное прочтение русской классической литературы: Сборник статей / Сост. и науч. ред. М. И. Шутан. 250 с.

В сборнике научно-методических и литературоведческих статей представлены интерпретационные и методические материалы, посвященные произведениям русских классиков XIX и первых десятилетий XX века. Выделяя основные мотивы произведений классиков, авторы размышляют над общественно-философскими, литературоведческими и методическими проблемами.

Издание адресовано широкому кругу читателей: специалистам-филологам, студентам, педагогам, преподавателям истории и методики литературы в вузах и в системе повышения квалификации учителей.

Ч___У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.