Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СЕРБИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СЕРБИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / МУЛЬТИМЕДИА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович, Пеякович Елена

Современная информационная среда требует ежедневного повышения уровня информационно-коммуникационной грамотности. С самого раннего возраста дети начинают знакомиться с техническими средствами, в том числе и с компьютером, современными гаджетами. В дошкольных учреждениях Сербии под руководством компетентных педагогов продолжается процесс расширения представлений детей о современных информационных технологиях и их применении на практике в разнообразных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович, Пеякович Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PRE-SCHOOL EDUCATION IN SERBIA

The modern information environment requires a daily increase in the level of information and communication literacy. From an early age, children begin to get acquainted with technical means, including computers and other modern gadgets. In preschool institutions, under the guidance of competent teachers, the process of expanding children’s knowledge about modern information technologies and their application in practice in various types of educational activities continues.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СЕРБИИ»

УДК 373.2 ББК 74.102

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-93-99

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СЕРБИИ

Ю. А. Дмитриев, Е. Пеякович

Аннотация. Современная информационная среда требует ежедневного повышения уровня информационно-коммуникационной грамотности. С самого раннего возраста дети начинают знакомиться с техническими средствами, в том числе и с компьютером, современными гаджетами. В дошкольных учреждениях Сербии под руководством компетентных педагогов продолжается процесс расширения представлений детей о современных информационных технологиях и их применении на практике в разнообразных видах деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, информационные технологии (ИТ), мультимедиа, информационные умения и навыки.

Для цитирования: Дмитриев Ю. А., Пеякович Е. Информационные технологии в дошкольном образовании Сербии // Наука и школа. 2021. № 6. С. 93-99. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-6-93-99.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PRE-SCHOOL EDUCATION IN SERBIA

Yu. A. Dmitriev, E. Peyakovich

Abstract. The modern information environment requires a daily increase in the level of information and communication literacy. From an early age, children begin to get acquainted with technical means, including computers and other modern gadgets. In preschool institutions, under the guidance of competent teachers, the process of expanding children's knowledge about modern information technologies and their application in practice in various types of educational activities continues.

© Дмитриев Ю. А., Пеякович Е., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: preschool education, information technology (IT), multimedia, information skills.

Cite as: Dmitriev Yu. A., Peyakovich E. Information technologies in pre-school education in Serbia. Nauka i shkola. 2021, No. 6, pp. 93-99. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-93-99.

Одной из важнейших целей образования и воспитания в Республике Сербия является развитие ключевых компетенций для непрерывного обучения, междисциплинарных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессии, потребностями рынка труда и развитием современной науки и технологий [1, ст. 8].

В решении этой актуальной образовательной задачи значительная роль отводится информационным технологиям (далее - ИТ). Данное направление работы, реализующееся в комфортных и здо-ровьесберегающих условиях, оказывает положительное влияние на все области развития ребенка, повышая качество всех направлений воспитательной работы. Успешное использование цифровых технологий в дошкольном образовании достигается за счет повышения информационной компетентности педагогов дошкольного образования.

Дошкольный возраст - это период, когда дети, используя все органы чувств и умственные способности, пытаются активно познать окружающий мир.

Необходимость учета возрастных особенностей дошкольников, специфики воспитательной работы с ними требует особого подхода к внедрению ИТ в систему дошкольного образования. Педагоги приобретают базовые теоретические и специальные методические знания в области ИТ, практические умения и навыки, связанные с применением данных технологий в образовательной работе с детьми дошкольного возраста [2].

Знакомство с огромным творческим потенциалом ИТ для повышения качества учебно-воспитательной работы является мотивирующим фактором для

совершенствования дошкольного образования. Результаты исследований, проведенных учеными Сербии, свидетельствуют, что внедрение ИТ в дошкольную образовательную систему является ответом на потребности и интересы детей. Интеграция цифровых технологий в учебно-воспитательную работу дошкольных образовательных организаций ориентирована на повышение качества всех направлений воспитательной работы и развитие основ информационно-коммуникационной культуры ребенка [3; 4].

Основное внимание в воспитательной работе с дошкольниками уделяется процессу и целям развития, а не усвоению фактов. Ребенок постепенно приобретает и обогащает свои представления, умения и навыки, необходимые для использования ИТ. Персональный компьютер успешно используется в качестве дидактического инструмента, эффективного средства выражения, творческого созидания, поощрения других действий, коммуникации, самообразования и т. д. Этапы, которые проходит ребенок на пути совершенствования информационных умений и навыков: наблюдение; имитация (повторение образца); попытки самостоятельного освоения информационных средств; совершенствование умений и навыков (независимость в выборе и использовании программного обеспечения, предлагаемого взрослыми в процессе обучения); самостоятельная деятельность, содействующая самообразованию (включая использование принтеров, сканеров, цифровых фотоаппаратов и т. п.).

Информационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса ДОО и могут

по-разному использоваться в разных видах деятельности, которые реализуются через различные игровые формы воспитательной работы педагогов с детьми.

Исследования зарубежных и сербских ученых, посвященные проблеме использования детьми ИТ, доказывают, что существует четыре основных стиля и уровня освоения детьми медиа и ИТ: «специалисты», «screen entertainment fans» (любители экранных развлечений), «традиционалисты», «low media users» (пользователи низкого уровня ИТ и медиа) [3].

К образовательным программам, которые в наибольшей степени поддерживают и реализуют направление социальной интеграции дошкольников средствами ИТ, можно отнести «Open ended», то есть открытые программы. Ярким примером такой программы является программа Kidspiration. Она предназначена для работы с маленькими детьми и содержит большую коллекцию фигур, символов и фотографий (позволяет создавать и вводить новые). Рабочий стол программы предоставляет широкие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога [3].

Такие программы, как PowerPoint, программы для обработки звука, изображений, создания анимации, мультимедийные программы, представляют собой эффективные образовательные инструменты в руках квалифицированного и информационно грамотного педагога.

Можно утверждать, что нет такой области воспитательной работы и творческой деятельности дошкольников, в которых ИТ не могли бы успешно применяться и органично интегрироваться с традиционными формами и методами образовательной деятельности. Они оказывают существенную помощь педагогу в анализе и систематизации своей работы, фиксации и последующем анализе материалов наблюдений за деятельностью ребенка или группы. По

мнению сербских педагогов-исследователей, такие эмпирические данные можно рассматривать, как «окошко в детское размышление».

Компьютер в кабинете педагога не является необходимым и достаточным условием для эффективного применения ИТ в образовательной деятельности ДОО. Оснащения компьютерной техникой рабочих кабинетов педагогов, которое не сопровождается достаточной их информационной и методической подготовкой, может зачастую принести ребенку больше вреда, чем пользы. Информационные технологии, в зависимости от того, как они используются (с учетом или игнорированием возрастных особенностей детей), могут как положительно, так и отрицательно повлиять на разные области развития ребенка и достижение долгосрочных целей воспитательной работы с дошкольниками [2].

Выявлены и исследованы позитивные и негативные влияния ИТ на разные направления образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации [3].

Физическое развитие. Возможные положительные эффекты: развитие координации движений глаз и кистей рук, развитие мелких мышц руки (мелкой моторики), обогащение восприятия, расширение возможностей интеграции детей с ОВЗ в обычные учебные группы.

Возможные негативные эффекты: гиподинамия, мышечное напряжение отдельных частей тела (чаще всего проблемы со спиной или кистями рук), нарушение осанки, ожирение, заболевания глаз, проблемы, вызванные излучением мониторов компьютеров и других устройств, изменение светочувствительности глаз, головные боли.

Социально-эмоциональное развитие. Возможные положительные эффекты: расширение возможностей виртуального социального взаимодействия, развитие сотрудничества в игре, совместное партнерское решение проблем,

развитие независимости, самосознания и других социально значимых качеств, поощрение уверенности в себе, развитие сострадания к другим, обмен мнениями, чувствами и опытом с другими детьми.

Возможные негативные воздействия: социальная изоляция, снижение самодисциплины и мотивации, эмоциональное отделение от окружающей среды.

Наблюдения за поведением детей, активно использующих компьютер во время свободной игры, когда это предлагается как одна из возможностей, свидетельствуют:

• часто один компьютер используют сразу несколько детей;

• общение детей очень живое при освоении развивающего и обучающего программного обеспечения. Дети активно взаимодействуют, обсуждают и аргументируют наиболее оптимальные варианты решения игровой проблемы, задачи, находят общие решения, оказывают помощь и поддержку друг другу, учатся распределять роли и функции в реализации задач и т. д.

Возможна реализация коррекционного обучения и компенсаторных возможностей детей в процессе компьютерно-игровой деятельности. Например, ребенок, у которого наблюдались проблемы с речью, обычно мало говорил и неохотно общался в повседневной обстановке. При использовании компьютера в процессе игрового обучения он забывал о своей проблеме и говорил свободно и раскованно.

Когнитивное развитие. Возможные положительные влияния: активизация процесса развития мышления, внимания, воображения, принятия решений путем анализа, понимание причинно-следственных связей, развитие памяти, стимулирование творческих способностей, интереса и любознательности, творческое решение определенной проблемы, улучшение познавательной деятельности при использовании ИТ.

Возможные негативные последствия: снижение проявления творческих способностей и мышления, плохая концентрация, проблемы с вниманием и снижение работоспособности (в процессе обучения использования компьютера, снижение мотивации).

Развитие общения и творчества. Возможные положительные последствия: усиление интенсивности виртуального способа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, обмен мнениями, чувствами и опытом с другими детьми и людьми, новые возможности и формы проявления творчества.

Возможные негативные последствия: сужение реального круга интенсивности взаимодействия с детьми и взрослыми, преобладание значения виртуального мира над реальным, снижение творческих способностей на фоне быстрого утомления.

Необходимость применения и интеграции ИТ в образовательную деятельность ДОО обусловлена тем, что многие дошкольники уже в условиях семьи сделали первые успешные шаги в освоении мира ИТ. На это указывают результаты многочисленных исследований: снижение возраста ребенка способного самостоятельно пользоваться компьютером, увеличение значения и важности компьютерной техники в жизни детей и тенденция увеличения времени, которое они проводят перед экраном.

Исследования сербских педагогов свидетельствуют, что «ребенок трех лет и семи месяцев может научиться пользоваться компьютером самостоятельно в той мере, в какой это соответствует его потребностям. В год и три месяца ребенок может научиться включать компьютер, в год и шесть месяцев - вставлять компакт-диск, в два года и три месяца -пользоваться мышью» [3].

Ассоциация воспитателей Белграда провела опрос, в котором приняли участие 1008 родителей детей в возрасте от 3 до 7 лет из 15 дошкольных учреждений

Белграда [5]. Были получены данные, согласно которым 793 ребенка, то есть 79%, активно используют компьютер и 215 детей (21%) от общего числа не владеют компьютером.

По результатам опроса выяснилось, что большинство родителей (84%) пугает мысль о коммерциализации детства, увеличивающейся при неконтролируемом контакте детей с компьютером. 88% опрошенных считает, что контакт детей со средствами мультимедиа должен находиться под их контролем и ответственностью. 93% родителей утверждает, что внимательно следят и контролируют ребенка за компьютером. 75% респондентов отметили, что помогают своему ребенку более успешно развивать необходимые умения и навыки, связанные с использованием компьютера.

Относительно утверждения о том, должна ли работа за компьютером стать повседневной деятельностью в детском саду/школе, мнения родителей разделились. Почти 59% респондентов не согласны с этим утверждением, а остальные либо согласны, либо не имеют собственного мнения по данному вопросу. Большинство родителей (88%) не могут утверждать, что их ребенок предпочитает проводить время за компьютером в ущерб занятиям физическими упражнениями и подвижными играми со сверстниками, 12% родители считают данное утверждение справедливым.

77% опрошенных родителей считают, что пребывание их ребенка за компьютером не привело к изменению его социального поведения, 23% согласны с изменением социального поведения ребенка под влиянием компьютера.

80% родителей не разделяют мнение о том, что компьютеры могут заменить реальный мир ребенка: рисование (мелки, фломастеры), песок, воду, бумагу, животных, растения [5].

Родителям было предложено оценить целесообразность использования ИТ в дошкольном образовании и возможности

педагога знакомить детей с использованием компьютеров. 47% родителей не могут положительно ответить или затрудняются дать ответ на вопрос о том, должны ли педагоги до школы формировать у детей представления об использовании ИТ для самообразования и различных типов творческого самовыражения. 53% родителей считают, что педагог должен перед поступлением в начальную школу познакомить детей с возможностями использования ИТ для самообразования и творческого развития [5].

Ассоциация педагогов Белграда проявляет пристальный интерес к теме влияния ИТ, «современных игрушек» (компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и т. п.) на детей. Организовано и проведено большое количество круглых столов и несколько серьезных успешных исследований, результаты которых размещены на сайте ассоциации. Внимание к данной проблеме свидетельствует о том, что педагоги обеспокоены проблемой несоответствия между усиливающейся мотивацией детей пользоваться компьютером (гаджетами) и готовностью взрослых адекватно и педагогически грамотно реагировать на повышение интереса дошкольников к техническим средствам и ИТ [2].

Вывод. Работы сербских исследователей подтверждают, что компьютер -мощное средство образования, познания окружающего мира, норм и правил современного информационного общества, атрибут и символ современного детства.

Информационные технологии стали неотъемлемой и значимой частью жизни современных детей, и в связи с этим растет беспокойство по поводу того, что они все больше противоречат и даже несут угрозу воспитательной роли семьи.

Сербские педагоги и психологи считают актуальной задачей дошкольного образования приведение в гармоничное соответствие возрастающей мотивации

дошкольников к использованию ИТ и их эффективного научно обоснованного применения в образовательной работе с детьми в условиях дошкольных

образовательных организаций без вреда для их физического и психического развития с применением здоровьесберега-ющих технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Zakon o osnovama sistema obrazovanja i vaspitanja („Sl. glasnik RS", br. 88/2017, 27/2018 - dr. zakon, 10/2019, 27/2018 - dr. zakon i 6/2020). URL: https://www.paragraf.rs/propisi/zakon_o_ osnovama_sistema_obrazovanja_i_vaspitanja.html (дата обращения: 03.12.2020).

2. Digitalni mediji i didakticke inovacije u radu vaspitaca / A. M. Zivkov, J. M. Karanovic, S. Pavlov, T. Brkljac // Pedagoska stvarnost. 2019. God. 65, Br. 1. S. 31-44. DOI: https://doi.org/10.19090/ ps.2019.1.31-44.

3. Andelkovic N. Informaciona tehnologija u predskolskom vaspitanju i obrazovanju // Tehnika i informatika u obrazovanju. Konferencija. Cacak 9-11. Maja 2008. S. 64-70. URL: https://www. scribd.com/document/336505535/Andjelkovic-Informaciona-Tehnologija-u-Predskolskom-Vaspitanju-i-Obrazovanju (дата обращения: 03.12.2020).

4. Калинина Т. В., Дмитриев Ю. А. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников. М.: Прометей МПГУ, 2019. 145 с.

5. ВулетиЪ С., Андевски М. Дете у медщском окруже&у // Годиш&ак Факултета за културу и медще. 2017. Бр. 9, год. IX. С. 173-190. URL: https://scindeks-clanci.ceon.rs/data/pdf/2560-3205/2017/2560-32051709173V.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

6. Jankovic V., Spasovski D., Stanojevic I. Nomofobija i druge boljke // Vreme. 2009. Br. 953. URL: https://www.vreme.com/cms/view.php?id=860007 (дата обращения: 03.12. 2020).

REFERENCES

1. Zakon o osnovama sistema obrazovanja i vaspitanja ("Sl. glasnik RS", br. 88/2017, 27/2018 - dr. zakon, 10/2019, 27/2018 - dr. zakon i 6/2020). Available at: https://www.paragraf.rs/propisi/ zakon_o_osnovama_sistema_obrazovanja_i_vaspitanja.html (accessed: 03.12.2020).

2. Zivkov A. M., Karanovic J. M., Pavlov S., Brkljac T. Digitalni mediji i didakticke inovacije u radu vaspitaca. Pedagoska stvarnost. 2019. God. 65, Br. 1, S. 31-44. DOI: https://doi.org/10.19090/ ps.2019.1.31-44.

3. Andelkovic N. Informaciona tehnologija u predskolskom vaspitanju i obrazovanju. In: Tehnika i informatika u obrazovanju. Konferencija. Cacak 9-11. Maja 2008. S. 64-70. Available at: https:// www.scribd.com/document/336505535/Andjelkovic-Informaciona-Tehnologija-u-Predskolskom-Vaspitanju-i-Obrazovanju (accessed: 03.12.2020).

4. Kalinina T. V., Dmitriev Yu. A. Soderzhanie i metody formirovaniya osnov informatsionnoy kultury u starshikh doshkolnikov. Moscow: Prometey MPGU, 2019. 145 p.

5. Vuletih S., Andevski M. Dete u medijskom okruzhe&u. Godishwak Fakulteta za kulturu i medije. 2017. Br. 9, god. IX. S. 173-190. Available at: https://scindeks-clanci.ceon.rs/data/pdf/2560-3205/2017/2560-32051709173V.pdf (accessed: 04.02.2021).

6. Jankovic V., Spasovski D., Stanojevic I. Nomofobija i druge boljke. Vreme. 2009, Br. 953. Available at: https://www.vreme.com/cms/view.php?id=860007 (accessed: 03.12. 2020).

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет

e-mail: 4230000@rambler.ru

Dmitriev Yuri A., ScD in Education, Full Professor; Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: 4230000@rambler.ru

Пеякович Елена, бакалавр, студент второго курса магистратуры, Московский педагогический государственный университет e-mail: jelena.pejakovic@mail.ru

Peyakovich Elena, BA, student in the master's program (Year 2), Moscow Pedagogical State University

e-mail: jelena.pejakovic@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2021 The article was received on 02.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.