Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Виктимное поведение / арт-педагогика / адаптационные дисциплины / студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Victim behavior / art pedagogy / adaptation disciplines / students with disabilities and disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаленвайдор Эмиль Олегович

Современные технологии арт-педагогики, используемые в рамках адаптационных дисциплин учебных планов вуза, способны помочь студентам с инвалидностью преодолеть личностную деформацию и сформировать позитивную установку в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ART PEDAGOGY TECHNOLOGIES IN OVERCOMING VICTIM BEHAVIOR OF STUDENTS WITH DIS-ABILITIES

Modern technologies of art pedagogy, used within the framework of the adaptive disciplines of the university curricula, can help students with disabilities overcome personal deformation and form a positive attitude in the learning process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

17. Wen, Z. Modern art education and teaching based on artificial intelligence / Z. Wen, А. Shankar, А. Anto-nidoss.- Текст : электронный // Journal of Interconnection Networks. - 2021. - №1. - URL : https://doi.org/10.1142/s021926592141005x

References:

1. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.YU. Muzykal'no-komp'yuternyye tekhnologii v tsifrovoy epokhe // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2013. - 5 (76). - 256261.

2. Kazurova A.S. Problemy gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: perspektivy i opyt. - M.: Issledovatel'skiy tsentr kachestva podgotovki spetsialistov. - 2005. - 40 s.

3. Maslova YU.V. Bibliometricheskiy analiz zhurnala "Vestnik Gosudarstvennogo universiteta kul'tury i is-kusstv" / / Vestnik Kazanskogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2021. - № 3. - S. 25-34.

4. Maslova YU.V. Perspektivy ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta dlya formirovaniya intellektual'nykh sistem v bibliotechnoy deyatel'nosti. V sbornike: Mnogogrannyy mir kul'tur i narodnogo khudozhestvennogo tvorchestva. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii c RSMSM. Kazan'. - 2022. - S. 220225.

5. Novikov S. B. Vokal'naya podgotovka budushchego budushchego na nachal'nom etape obucheniya // Is-kusstvo i obrazovaniye. - 2011. - 4. - №. 72. - S. 26-32.

6. Khargrivz, D. D. Kak uchit' muzyku za rubezhom / per. s angl. V. Bronguleyev. - M.: Klassika-XXI. - 2009. -205 s.

7. Tsin L. Vyssheye muzykal'no-pedagogicheskoye obrazovaniye v chasti Kitaya: diss.... kand. ped. nauk. -2008. - 154 s.

8. Calderón-Garrido D., Gustems-Carnicer J., Carrera, X. Digital technologies in music subjects on primary teacher training degrees in Spain: Teachers' habits and profiles // International Journal of Music Education. -2020. - 38(4). - 613-624. https://doi.org/10.1177/0255761420954303

9. Ching W. Information technology research improves the ability of music teachers.Chine: Chinese Social Press. - 2018. - 380 p.

10. Gorgoretti B. The use of technology in music education in North Cyprus according to student music teachers // South African Journal of Education. - 2019. - 39(1). - 1-7. https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1436

11. Ji L. A practical guide for music teachers. Shanghai: Shanghai Music Publishing House - 2011. - 320 p.

12. Jianhua G. Music education in China and international music education. -Nanjing: Nanjing Normal University Press. - 2013. - 308 p.

13. Konovalova S.A., Kashina N.I., Tagiltseva N.G., Matveeva L.V., Pavlov D.N. Application of smart education technologies on the disciplines of the music-theoretical cycle in musical college and university // Smart Education and e-Learning.Singapore: Springer. - 2020. - 1. - 255-262. https://doi.org/10.1007/978-981-15-5584-8_22

14. Liu C., Hwang G., Tu Y., Yin Y., Wang Y. Research advancement and foci of mobile technology-supported music education: a systematic review and social network analysis on 2008-2019 academic publications // Interactive Learning Environments. - 2021. https://doi.org/10.1080/10494820.2021.1974890

15. Lyu L., Sokolova A. The effect of using digital technology in the music education of elementary school students //EducInf Technol. - 2022. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11334-8

16. Shengjian G. What is art education? / / Chinese Music Education. - 1996. - № 1. - P. 8-19.

17. Wen Z., Shankar A., Antonidoss A. Modern art education and teaching based on artificial intelligence. Journal of Interconnection Networks. - 2021. - № 1. - 2141005. https://doi.org/10.1142/s021926592141005x

УДК 343.988

Э.О. Фаленвайдор

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Современные технологии арт-педагогики, используемые в рамках адаптационных дисциплин учебных планов вуза, способны помочь студентам с инвалидностью преодолеть личностную деформацию и сформировать позитивную установку в процессе обучения.

Ключевые слова.Виктимное поведение, арт-педагогика, адаптационные дисциплины,студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Emil O. Falenvaidor USING ART PEDAGOGY TECHNOLOGIES IN OVERCOMING VICTIM BEHAVIOR OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Modern technologies of art pedagogy, used within the framework of the adaptive disciplines of the university curricula, can help students with disabilities overcome personal deformation and form a positive attitude in the learning process.

Key words: Victim behavior, art pedagogy, adaptation disciplines, students with disabilities and disabilities

Введение

Формирование позитивных установок в поведении студентов в процессе актуализации развивающего потенциала образовательного пространства - важное условие в преодолении виктимного поведения студентов с инвалидностью.

Результатом образовательного процесса является достижение личностью

самореализации, которая получает отражение в ее самоориентации и самоорганизации, возможно полном самовыражении в социокультурной и профессиональной деятельности, потребности и готовности самопознания и самосовершенствования, сформированностиразвитого самосознания, достижения эффективного самоуправления.

Материалы и методы

С целью коррекции виктимного поведения студентов с инвалидностью была реализована экспериментальная работа, представляющая собой педагогическую деятельность в рамках образовательного пространства гуманитарного вуза. В эксперименте приняли участие студенты с инвалидностью разных нозологий (с нарушениями опорно-двигательного

аппарата, слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухие), обучающиеся в ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» и УВО «Университет управления «ТИСБИ». В рамках реализации эксперимента выделены две группы студентов - экспериментальная (52 человека - студенты с инвалидностью) и контрольная (82 человека).

Цель эксперимента - изучение проявлений виктимного поведения до и после внедрения разработанной программы формирования гармоничной личности студента с инвалидностью, адаптированной к социальному взаимодействию в высшем учебном заведении.

Программа коррекции виктимного поведения, включающая арт-педагогические технологии, была использована в качестве формирующего этапа исследования. Данная программа организована в рамках проведения адаптационных дисциплин учебного плана для лиц с инвалидностью. Адаптационные дисциплина (модули) позволяют индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной

адаптации обучающихся. Курс рассчитан на 36 часов и включает 6 модулей:

- личностный рост как актуализация человеческого потенциала;

- формирование адекватной самооценки. Выявление личных зон социальной уязвимости человека;

- общепсихологические представления о тревоге и тревожности;

- технологии выбора мотивации для построения активных отношений с другими людьми;

- активация ресурсных состояний;

- социально-педагогическая профилактика виктимности.

Программа выстроена на основе тренинго-вых и арт-педагогических техник. Например, занятие на тему «Способы работы с самооценки средствами арт-терапии» включает в себя различные техники арт-терапии и арт-педагогики. Например, техника «Метафорический автопортрет» позволяет с помощью рисования проанализировать многогранность процесса восприятия человеком самого себя с позиции разных личностных социальных ролей, потребностей, ассоциаций, помогает прийти к пониманию того, какие черты личности, отраженные в серии рисунков, воспринимаются автором как созидательные и приемлемые, а какие вызывают недовольство. Возможно, те черты, которые нам в себе не нравятся, на самом деле являются одними из основополагающих на пути к некоторым жизненным целям. Техника «Человек-оркестр» очень деликатно и бережно открывает человеку не только глубинные психосоматические стороны нашего самовосприятия, но и открывается возможность последовать внутреннее звучание человека. Техника «Маска» направлена на интеграцию участниками группы собственного «Я - образа». Принятие себя через самооценку и оценку других. С помощью карандашей, фломастеров и бумаги нужно создать маску, отражающую свой внутренний мир. Техника «Колесо самооценки» помогает довести самооценку слушателя до адекватного уровня. С помощью бумаги и карандашей студенты определяют факторы, влияющие на самооценку;определяют условия, необходимые для корректировки завышенной или взращивания низкой самооцен-ки.Практика «Работа на жатой бумаге» помогает осознать источник напряжения, учит опыту управления этим напряжением. Спо-

собствует развитию эмоционального интеллекта.

Литературный обзор

По мнению А.А. Белоглазова, Л.Б. Белоглазовой, И.А. Белоглазовой «попытки интегрировать людей с ОВЗ в обычный учебный процесс зачастую наталкиваются на несоответствие между особыми

образовательными потребностями и традиционными методиками, практикуемыми большинством преподавателей. В частности, формат классических лекций, при которых студенты конспектируют монолог преподавателя, с минимумом интерактивности, как правило, негативно воспринимается студентами с ОВЗ. Лекционный формат позволяет максимально «сжимать» информацию и обеспечивать покрытие насыщенной учебной программы, однако качество усвоения информации студентами с ОВЗ при этом сильно страдает. Другие компоненты учебного процесса, такие как индивидуальные задания и групповые проекты, также рассчитаны на здоровых студентов, и уровень нагрузки обучающихся с ОВЗ оказывается неподъемным. Психологические нагрузки выражаются по-разному в зависимости от психологической зрелости, степени дефекта, особенностей онтогенеза, социального влияния окружающих, физической обстановки в вузе» [3, с.297].

Студенческая среда является

виктимизированной в силу возраста учащихся, способов времяпрепровождения, включающих посещение увеселительных мероприятий и клубов, свободного общения, возможностей не работать и иметь достаточно времени для досуга.

Виктимное поведение студента с инвалидностью - интегративное свойство личности, определяющее статусное положение студента в социуме (в вузовской группе), чувство отчуждения и одиночества, приводящее к снижению уверенности в себе и адаптивности к условиям обучения в вузе.

Как следствие, возникает необходимость использования таких педагогических технологий, которые способствуют развитию знаний, навыков и умений и соответствуют возможностям студентов с инвалидностью.

Сергеева Н.Ю. определяет арт-педагогику как «направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы применения средств искусства для решения профессионально-педагогических задач» [7, с.71]. По мнению

А.Б. Афанасьевой, «арт-технологии - это научно-педагогические технологии,

основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» [1, с.95]. Арт-технологии, используемые в педагогической практике, способствуют более качественному и эффективному обучению и воспитанию. Задачи арт-технологий включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия [4].

В настоящее время исследование педагогического преодоления виктимо-генных рисков при реализации инклюзивного образования не получило широкого распространения. Устранение психологических барьеров и успешная социализация студента с ОВЗ и инвалидностью в ходе инклюзивного образования являются целью педагогической коррекции виктимизации. Создание окружающих условий и обучение основам виктимологии в комплексе с психологическими методами (психодрамы, арт-терапии, вокал-терапии и др.) направлены на преодоление интервальных и экстернальных отрицательных черт инклюзивного образования, коррекцию личностной виктимизации у студентов с ОВЗ и инвалидностью и отвечают потребностям данной категории учащихся.

Результаты

Опираясь на исследования Л.С. Колмогоровой, Г.Г. Спиридоновой, М.В. Волковой, Н.С. Аникиной, О.В. Карпеевой, мы выделили критерии педагогической коррекции к преодолению виктимного поведения студентов с инвалидностью, в том числе эмоционально-ценностный и рефлексивный. И выделяем у студентов высокий, средний и низкий уровень сформированности компетенций преодоления личностной виктимности.

Эмоционально-ценностный критерий определяет совокупность у студентов мотивов, целей в жизни, придающих осмысленность и временную перспективу; целеустремленность; личную ответствен-

ность; свободу выбора; способность контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; степень социального доверия. Критерий отражает эмоциональную оценку самого себя; включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Основой для диагностики данного критерия явились: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; шкала социального доверия Дж. Роттера; методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина (МИС) (критерий «внутренняя честность (закрытость-открытость)»; самоактуализа-ционный тест (CAT) (показатель «ценностная

Подытоживая, отметим, что диагностика студентов на этапе контрольного эксперимента выявила статистически значимые различия сформированности

ориентация») (вариант русскоязычной адаптации теста Шострома).

Рефлексивно-деятельностный критерий определяется рефлексивными механизмами личностного и профессионального саморазвития, познавательных способностей, способности к адаптации, принятии себя и других, гибкости поведения и креативности. Основой для диагностики данного критерия явились:методика социально-

психологической адаптации (СПА) Р. Дайдмонда и самоактуализационный тест (CAT) (показатель «представление о природе человека») (вариант русскоязычной адаптации теста Шострома) (таблица 1).

Таблица 1.

виктимного поведения в группах по показателям: представления о природе человека, агрессивное поведение, склонность к зависимому беспомощному поведению,

Сравнительный анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования

Параметры контрольный этап

Эксперим.гр (1 этап) Эксперимен. Гр. (2 этап) Т-критерий Стьюдента

Эмоционально-ценностный критерий

Эмоциональная чувствительность/уравновешенность (Кеттел) 6,7 6,4 t эмп. 0.2 при р<0,01

Подозрительность/доверчивость (Кеттел) 5,9 6,1 t эмп. 0.4 при р<0,01

Эмоциональная стабильность / эмоциональная нестабильность 4,5 4,6 t эмп. 0.2 при р<0,01

Смелость / робость 4,5 4,5 0

Мечтательность/практичность 4,4 4,6 t эмп. 0.2 при р<0,01

Напряженность 5,7 5,4 t эмп. 0.4 при р<0,01

Самодисциплина (КеттелQ3) 5,2 5,4 t эмп. 0.2 при р<0,01

Общительность (Кеттел) 4,2 4,6 t эмп. 1.2 при р<0,01

Доминантность 5,3 5,3 0

Доверчивость - подозрительность (Кеттел) 5,9 5,8 t эмп. 0.2 при р<0,01

Самоуверенность (МИС) 5,9 6,4 t эмп. 1.8 при р<0,01

Самопривязанность (МИС) 6,2 5,9 t эмп. 1.2 при р<0,01

Рефлексивно-деятельностный критерий

Адаптивность 54,1 58,2 *t эмп. 3.8 при р<0,01

Принятие себя 51,2 52,1 t эмп. 1.2 при р<0,01

Принятие других 48,7 47,9 t эмп. 0.4 при р<0,01

Эскапизм (уход от проблем) 17,3 16,2 t эмп. 0.5 при р<0,01

Креативность (САТ) 53,3 52,8 t эмп. 0.8 при р<0,01

Познавательные потребности (САТ) 44,8 44,4 t эмп. 0.2 при р<0,01

Синергия (САТ) 47,4 47,9 t эмп. 0.2 при р<0,01

Сензитивность к себе (САТ) 49,8 49,2 t эмп. 0.4 при р<0,01

Спонтанность(САТ) 7,7 47,8 t эмп. 0.1 при р<0,01

Гибкость поведения (САТ) 43,7 43,1 t эмп. 0.4 при р<0,01

Поддержка (САТ) 47,3 48 t эмп. 0.9 при р<0,01

Ориентация во времени (САТ) 49,4 49,6 t эмп. 0.2 при р<0,0

цели в жизни,локус контроля - жизнь, (Казань, 2023).

самоценность, ценностная ориентация, Результаты эксперимента доказали адаптивность. В соответствии с полученными эффективность предложенной программы. результатами, участие в программе Они свидетельствуют о том, что программа конструктивного изменения личности на преодоления виктимного поведения оказала основе программы личностного роста позитивное влияние на студентов, имеющих рекомендуется более чем 70% студентов средний и низкий уровень проявления экспериментальной группы. Полученные виктимности. результаты доказывают эффективность Заключение

реализованной программы, направленной на Подводя итог, можно утверждать, что арт-личностное развитие студентов. педагогические технологии имеют огромный

Обсуждение потенциал в работе над профилактикой и

Таким образом, преодоление виктимного преодолением виктимности студентов с ин-поведения студентов с инвалидностью было валидностью. В настоящее время сделан вы-достигнуто на основе организационно- вод о специфическом влиянии работы с раз-педагогической модели и сформированных ными художественными объектами на эмо-педагогических условий. Для этого были циональное состояние лица с инвалидностью. разработана адаптационная программа Изучение влияния художественных объектов «Основы личностного роста»для студентов с на оздоровление эмоционального состояния инвалидностью. Содержание программы находится в стадии исследования, но неоспо-нашло отражение в учебно-методическом рим тот факт, что эти данные в скором вре-пособии «Преодоление виктимного мени дадут толчок к развитию всей арт-поведения студентов с инвалидностью» педагогики.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Афанасьева, А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности / А.Б. Афанасьева // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. -2016. - С. 94-98.

2. Баротова, Г.Ю. Инклюзивная этика как нравственная составляющая профессионально-педагогической культуры студентов / Г. Ю.Баротова .- Текст : электронный // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). - 2021. - №1 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/inklyuzivnaya-etika-kak-nravstvennaya-sostavlyayuschaya-professionalno-pedagogicheskoy-kultury-studentov (дата обращения : 15.08.2022).

3. Белоглазов, А.А. Проектирование инклюзивной самостоятельной работы студентов с применением информационных технологий / А.А. Белоглазов, Л.Б. Белоглазова, И.А. Белоглазова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. - 2018. - Т. 15, № 3. - С. 294-303.

4. Мудрик, А. В. Социализация человека : учебное пособие / А.В. Мудрик.- Москва : Академия, 2004. -304 с.

5. Мустафина, Л.Ф. Инклюзивное искусство : реальность и перспективы / Л.Ф. Мустафина // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья : теория и практика : сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Ялта, 19-21 мая 2022 г. / под науч. ред. Ю.В. Богинской. - Симферополь : Ариал, 2022. - С. 132-134.

6. Мустафина, Л.Ф. Арт-терапия как универсальная интегративная педагогическая компетенция студентов творческого вуза / Л.Ф. Мустафина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2023. - № 1. - С. 49-53.

7. Руденская, Ю. Е. Виктимодиагностика как инновационная учебная дисциплина / Ю.Е. Руденская.-Текст : электронный // Концепт - 2014. Современная школа : из опыта инновационной деятельности. Вып. 4. - URL : http://ekoncept.ru/2014/55256.htm

8. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия : к вопросу о разграничении понятий / Н.Ю. Сергеева.-Текст : электронный // Ученые записки ЗабГУ. Серия : Педагогические науки. - 2016. - №2. -URL : https://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-i-art-terapiya-k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy (дата обращения : 07.08.2023).

References:

1. Afanas'eva, A.B. Art-tekhnologii v diagnostike i razvitii kreativnosti rebenka vo vneurochnoj deyatel'nosti / A.B. Afanas'eva // Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya : opyt i innovacii : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. - 2016. - S. 94-98.

2. Barotova, G.YU. Inklyuzivnaya etika kak nravstvennaya sostavlyayushchaya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury studentov / G. YU.Barotova .- Tekst : elektronnyj // Vestnik pedagogicheskogo universiteta (Seriya 2: Pedagogiki i psihologii, metodiki prepodavaniya gumanitarnyh i estestvennyh disciplin). -2021. - №1 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-etika-kak-nravstvennaya-sostavlyayuschaya-professionalno-pedagogicheskoy-kultury-studentov (data obrashcheniya : 15.08.2022).

3. Beloglazov, A.A. Proektirovanie inklyuzivnoj samostoyatel'noj raboty studentov s primeneniem informacionnyh tekhnologij / A.A. Beloglazov, L.B. Beloglazova, I.A. Beloglazova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya : Informatizaciya obrazovaniya. - 2018. - T. 15, № 3. - S. 294-303.

4. Mudrik, A. V. Socializaciya cheloveka : uchebnoe posobie / A.V. Mudrik- Moskva : Akademiya, 2004. -304 s.

5. Mustafina, L.F. Inklyuzivnoe iskusstvo : real'nost' i perspektivy / L.F. Mustafina // Social'no-pedagogicheskaya podderzhka lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : teoriya i praktika : sbornik statej po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, YAlta, 19-21 maya 2022 g. / pod nauch. red. YU.V. Boginskoj. - Simferopol' : Arial, 2022. - S. 132-134.

6. Mustafina, L.F. Art-terapiya kak universal'naya integrativnaya pedagogicheskaya kompetenciya studentov tvorcheskogo vuza / L.F. Mustafina // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2023. - № 1. - S. 49-53.

7. Rudenskaya, YU. E. Viktimodiagnostika kak innovacionnaya uchebnaya disciplina / YU.E. Rudenskaya.-Tekst : elektronnyj // Koncept - 2014. Sovremennaya shkola : iz opyta innovacionnoj deyatel'nosti. Vyp. 4. - URL : http://ekoncept.ru/2014/55256.htm (data obrashcheniya : ????)

8. Sergeeva, N. YU. Art-pedagogika i art-terapiya : k voprosu o razgranichenii ponyatij / N.YU. Sergeeva.-Tekst : elektronnyj // Uchenye zapiski ZabGU. Seriya : Pedagogicheskie nauki. - 2016. - №2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-i-art-terapiya-k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy (data obrashcheniya : 07.08.2023).

УДК 364.3 - 053.88

З.Н. Сафина

«СЕРЕБРЯНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Актуальность статьи обусловлена наличием в российском обществе лиц старшего возраста (55+), обладающих жизненным потенциалом, опытом, мотивацией для оказания помощи людям. Цель исследования - аргументированно доказать, что движение «серебряные волонтеры» не только помогает преодолеть социальную исключенность, но и позволяет устанавливать межпоколенные коммуникации с молодежью на основе занятия единым делом - волонтерством. Раскрыта сущность феномена «серебряное волонтерство», заключающаяся в том, что люди старшего поколения готовы безвозмездно выполнять социально-значимую работу и помогать нуждающимся категориям лиц. Предложено, что «серебряное волонтерство» можно рассматривать с трех позиций: 1. Помощь со стороны государства и НКО людям старшего возраста, 2. «Серебряное волонтерство» как возможность социальной адаптации; 3. «Серебряное волонтерство» как средство преодоления устойчивых стереотипов о людях старшего поколения. Доказано, что Центр «Молоды душой» и «Школа серебряных волонтеров» призваны помочь людям старшего поколения творить и созидать добро. Автор приходит к выводу, что «серебряные волонтеры» могут выступать в качестве наставников для молодого поколения, потому что они обладают мудростью и жизненным опытом.

Ключевые слова: люди старшего поколения, «серебряное волонтерство», межпоколенные коммуникации, социальная поддержка, социально одобряемая деятельность

Zulfiya N. Safina SILVER VOLUNTEERING AS A STIMULUS FOR DEVELOPMENT OF INTERGENRATIONAL COMMUNICATIONS

The relevance of the article is caused due to presence of the people of older generation in the Russian society (55+), possessing vital potential, experience, motivation for people's support. A research objective is to prove arguementally that movement "silver volunteers" doesn't not only assist in overcoming social exclusion, but also allows to establish inter-generational communication with youth on the basis of having unified activity - volunteering. The essence of a phenomenon "silver volunteering" is revealed which implies that people of the older generation are ready to perform socially-important work for granted, and help categories of people, who are in need. It is suggested that "silver volunteering" can be considered from three stand points: 1. Support from the state and non-profit organizations to people of advanced age, 2. "silver volunteering" as a possibility of social adaptation; 3. "silver volunteering" as a means of overcoming steady stereotypes about people of the older ge n-eration. It is proved that the Center "Being young at heart" and "School of Silver Volunteers" are designed to help people of the older generation to create goodness themselves. The author comes to a conclusion that "silver vo l-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.