Научная статья на тему '«СЕРЕБРЯНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

«СЕРЕБРЯНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
люди старшего поколения / «серебряное волонтерство» / межпоколенные коммуникации / социальная поддержка / социально одобряемая деятельность / people of the older generation / “silver volunteering” / intergeneration communication / social support / socially-acceptable activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Зульфия Нурмухаметовна

Актуальность статьи обусловлена наличием в российском обществе лиц старшего возраста (55+), обладающих жизненным потенциалом, опытом, мотивацией для оказания помощи людям. Цель исследования – аргументированно доказать, что движение «серебряные волонтеры» не только помогает преодолеть социальную исключенность, но и позволяет устанавливать межпоколенные коммуникации с молодежью на основе занятия единым делом  волонтерством. Раскрыта сущность феномена «серебряное волонтерство», заключающаяся в том, что люди старшего поколения готовы безвозмездно выполнять социально-значимую работу и помогать нуждающимся категориям лиц. Предложено, что «серебряное волонтерство» можно рассматривать с трех позиций: 1. Помощь со стороны государства и НКО людям старшего возраста, 2. «Серебряное волонтерство» как возможность социальной адаптации; 3. «Серебряное волонтерство» как средство преодоления устойчивых стереотипов о людях старшего поколения. Доказано, что Центр «Молоды душой» и «Школа серебряных волонтеров» призваны помочь людям старшего поколения творить и созидать добро. Автор приходит к выводу, что «серебряные волонтеры» могут выступать в качестве наставников для молодого поколения, потому что они обладают мудростью и жизненным опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафина Зульфия Нурмухаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SILVER VOLUNTEERING AS A STIMULUS FOR DEVELOPMENT OF INTERGENRATIONAL COMMUNICATIONS

The relevance of the article is caused due to presence of the people of older generation in the Russian society (55+), possessing vital potential, experience, motivation for people’s support. A research objective is to prove arguementally that movement “silver volunteers” doesn’t not only assist in overcoming social exclusion, but also allows to establish inter-generational communication with youth on the basis of having unified activity  volun-teering. The essence of a phenomenon “silver volunteering” is revealed which implies that people of the older generation are ready to perform socially-important work for granted, and help categories of people, who are in need. It is suggested that “silver volunteering” can be considered from three stand points: 1. Support from the state and non-profit organizations to people of advanced age, 2. “silver volunteering” as a possibility of social adaptation; 3. “silver volunteering” as a means of overcoming steady stereotypes about people of the older generation. It is proved that the Center “Being young at heart” and “School of Silver Volunteers” are designed to help people of the older generation to create goodness themselves. The author comes to a conclusion that “silver volunteers” can act as coaches (tutors) for the younger generation because they possess wisdom and life experience.

Текст научной работы на тему ««СЕРЕБРЯНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

2. Barotova, G.YU. Inklyuzivnaya etika kak nravstvennaya sostavlyayushchaya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury studentov / G. YU.Barotova .- Tekst : elektronnyj // Vestnik pedagogicheskogo universiteta (Seriya 2: Pedagogiki i psihologii, metodiki prepodavaniya gumanitarnyh i estestvennyh disciplin). -2021. - №1 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-etika-kak-nravstvennaya-sostavlyayuschaya-professionalno-pedagogicheskoy-kultury-studentov (data obrashcheniya : 15.08.2022).

3. Beloglazov, A.A. Proektirovanie inklyuzivnoj samostoyatel'noj raboty studentov s primeneniem informacionnyh tekhnologij / A.A. Beloglazov, L.B. Beloglazova, I.A. Beloglazova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya : Informatizaciya obrazovaniya. - 2018. - T. 15, № 3. - S. 294-303.

4. Mudrik, A. V. Socializaciya cheloveka : uchebnoe posobie / A.V. Mudrik.- Moskva : Akademiya, 2004. -304 s.

5. Mustafina, L.F. Inklyuzivnoe iskusstvo : real'nost' i perspektivy / L.F. Mustafina // Social'no-pedagogicheskaya podderzhka lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : teoriya i praktika : sbornik statej po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, YAlta, 19-21 maya 2022 g. / pod nauch. red. YU.V. Boginskoj. - Simferopol' : Arial, 2022. - S. 132-134.

6. Mustafina, L.F. Art-terapiya kak universal'naya integrativnaya pedagogicheskaya kompetenciya studentov tvorcheskogo vuza / L.F. Mustafina // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2023. - № 1. - S. 49-53.

7. Rudenskaya, YU. E. Viktimodiagnostika kak innovacionnaya uchebnaya disciplina / YU.E. Rudenskaya.-Tekst : elektronnyj // Koncept - 2014. Sovremennaya shkola : iz opyta innovacionnoj deyatel'nosti. Vyp. 4. - URL : http://ekoncept.ru/2014/55256.htm (data obrashcheniya : ????)

8. Sergeeva, N. YU. Art-pedagogika i art-terapiya : k voprosu o razgranichenii ponyatij / N.YU. Sergeeva.-Tekst : elektronnyj // Uchenye zapiski ZabGU. Seriya : Pedagogicheskie nauki. - 2016. - №2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-i-art-terapiya-k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy (data obrashcheniya : 07.08.2023).

УДК 364.3 - 053.88

З.Н. Сафина

«СЕРЕБРЯНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» КАК СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Актуальность статьи обусловлена наличием в российском обществе лиц старшего возраста (55+), обладающих жизненным потенциалом, опытом, мотивацией для оказания помощи людям. Цель исследования - аргументированно доказать, что движение «серебряные волонтеры» не только помогает преодолеть социальную исключенность, но и позволяет устанавливать межпоколенные коммуникации с молодежью на основе занятия единым делом - волонтерством. Раскрыта сущность феномена «серебряное волонтерство», заключающаяся в том, что люди старшего поколения готовы безвозмездно выполнять социально-значимую работу и помогать нуждающимся категориям лиц. Предложено, что «серебряное волонтерство» можно рассматривать с трех позиций: 1. Помощь со стороны государства и НКО людям старшего возраста, 2. «Серебряное волонтерство» как возможность социальной адаптации; 3. «Серебряное волонтерство» как средство преодоления устойчивых стереотипов о людях старшего поколения. Доказано, что Центр «Молоды душой» и «Школа серебряных волонтеров» призваны помочь людям старшего поколения творить и созидать добро. Автор приходит к выводу, что «серебряные волонтеры» могут выступать в качестве наставников для молодого поколения, потому что они обладают мудростью и жизненным опытом.

Ключевые слова: люди старшего поколения, «серебряное волонтерство», межпоколенные коммуникации, социальная поддержка, социально одобряемая деятельность

Zulfiya N. Safina SILVER VOLUNTEERING AS A STIMULUS FOR DEVELOPMENT OF INTERGENRATIONAL COMMUNICATIONS

The relevance of the article is caused due to presence of the people of older generation in the Russian society (55+), possessing vital potential, experience, motivation for people's support. A research objective is to prove arguementally that movement "silver volunteers" doesn't not only assist in overcoming social exclusion, but also allows to establish inter-generational communication with youth on the basis of having unified activity - volunteering. The essence of a phenomenon "silver volunteering" is revealed which implies that people of the older generation are ready to perform socially-important work for granted, and help categories of people, who are in need. It is suggested that "silver volunteering" can be considered from three stand points: 1. Support from the state and non-profit organizations to people of advanced age, 2. "silver volunteering" as a possibility of social adaptation; 3. "silver volunteering" as a means of overcoming steady stereotypes about people of the older ge n-eration. It is proved that the Center "Being young at heart" and "School of Silver Volunteers" are designed to help people of the older generation to create goodness themselves. The author comes to a conclusion that "silver vo l-

unteers" can act as coaches (tutors) for the younger generation because they possess wisdom and life experience.

Key words: people of the older generation, "silver volunteering", intergeneration communication, social support, socially-acceptable activity

Введение

В связи с тем, что постепенно увеличивается продолжительность жизни, и происходит спад рождаемости, люди «третьего возраста» становятся объектом научного исследования. Процесс старения - естественный биологический процесс, который невозможно избежать, но можно «затормозить», если будут активизированы когнитивные и физические функции людей старшего поколения. С выходом на пенсию, некоторые люди старшего поколения не знают, куда им применить нерастраченный интеллектуальный и практико-ориентированный потенциал. Соответственно, им следует показать возможности волонтёрской деятельности для их возрастной категории лиц и объяснить, что служение добру поможет им не только полноценно применить свои творческие возможности, но и реализоваться в социальной сфере, а также расширить свои социальные контакты.

Одна из наиболее значимых проблем - это качественное старение (quality aging), которое предполагает создание условий для поддержания физического и духовного здоровья людей старшего поколения. Предложено, что участие в групповой (коллективной) деятельности людей старшего поколения призвано повысить их жизненный тонус, активизировать их скрытые жизненные ресурсы в процессе занятия совместной деятельностью. Отмечено, что люди старшего поколения увлечены совместной деятельностью, и они легче переносят жизненные трудности и не концентрируются на естественном ухудшении собственного физического состояния.

Определено, что «серебряные волонтеры» - это люди старшего поколения, которые готовы безвозмездно выполнять социально-значимую работу и вовлеченные в добровольческую деятельность, призванную помочь нуждающимся категориям лиц. «Серебряное волонтерство» - неотъемлемая составляющая волонтерского движения. Зародившись в 2013 г. в период Универсиады, движение содержательно наполняется, развивается в разных направлениях - социальное добровольчество, культурное, спортивное, волонтеры Победы, интеллектуальные волонтеры, волонтеры-экологи. Субъективные причины развития «серебряного волонтерства» -

наличие в российском обществе лиц старшего возраста (55+), обладающих жизненным потенциалом, опытом и компетенциями, высокой мотивацией для оказания помощи людям.

0.А. Парфенова полагает, что вовлеченность в движение «серебряного волонтер-ства» помогает преодолеть «социальную ис-ключенность», обусловленную такими барьерами, как: малоподвижный образ жизни, недоступность некоторых цифровых сервисов, недостаточно хорошее состояние здоровья и т.д. [2, c. 122]. Установлено, что помощь окружающим позитивно влияет на состояние здоровья, настроение, командный дух людей старшего поколения и способна продлить их жизненную активность.

Отметим дополнительное преимущество «серебряного волонтерства»: молодые и пожилые волонтеры могут совместно участвовать в волонтерских проектах (например, на спортивном объекте «Универсиада-2013» в Казани), причем общие цели и задачи объединяют лиц молодого и старшего поколений. Серова Е.А., Клюева Н.В. приводят контраргументы стереотипу о лицах старшего поколения как «о людях с конформистским стилем мышления, нуждающихся в социально-психологической поддержке и самих являющихся объектом работы специалистов помогающих профессий» [6, c. 455]. Они полагают, что «серебряные волонтеры» инициативны, продуктивны и обладают достаточными жизненными ресурсами.

Материалы и методы

Базой исследования являлись:

1. Центр «Молоды душой», который продолжает свою работу в соответствии с поставленными целями и задачами движения серебряных волонтёров в Республике Татарстан;

2. Школа серебряных волонтеров, в ходе которой лидеры «серебряных» волонтеров прошли обучение по дисциплинам: командо-образование; коммуникации; маркетинг в социальных сетях (SMM).

Ключевыми методами исследования являлись: 1) метод case-study (разбор конкретных ситуаций), основой которого послужило исследование Л.В. Прохоровой [3]. В контексте case-study мы рассматривали наиболее значимые социальные проекты «серебряного во-

лонтерства»; 2) контент-анализ, который предполагает анализ содержания движения «серебряное волонтерство» с приведением статистических данных.

Литературный обзор

Отечественные авторы (М.В. Карманов, О.А. Золотарева; З.Н. Сафина, А.С. Кац;) [1; 5] убеждены, что движение «серебряные волонтеры» способствует достижению социальной включенности, активности людей старшего поколения. Зарубежные авторы (Б.С. Бантуган, Фе Бантуган, Р.С. Урбано (B.S. Bantugan, Fe Bantugan, R.C. Urbano) [7] отмечают, что волонтерство способно мотивировать и объединить людей разных поколений.

Автор полагает, что, с одной стороны, реализация «социально-ориентированных проектов», и открытие «Центра активного долголетия» позитивно влияют на развитие творческого, когнитивного и физического потенциала лиц старшего поколения [5, с.118]. Однако, с другой стороны, людям старшего поколения важно самим быть активными участниками волонтерского движения, с высокой степенью вовлеченности.

М.В. Карманов, О.А. Золотарева рассматривают «серебряное волонтерство» с позиции «проявления социальной активности населения лиц третьего возраста» [1, c. 229]. Под этим понимается безвозмездное участие в социальных акциях, проектах и программах, нацеленных на информационную, эмоциональную помощь нуждающимся. Нередко «серебряные волонтеры» участвуют в акциях оказания помощи детям-сиротам, а также в военно-патриотических мероприятиях. Движение «серебряное волонтерство» в данной статье рассматривается с трех позиций:

1. Помощь и сотрудничество государства и некоммерческих организаций в целях достижения здорового старения, поддержания активности людей старшего поколения (некоммерческие организации являются посредниками между государством и целевой аудиторией, и предлагают спектр услуг и социально-ориентированных проектов).

2. «Серебряное волонтерство» как одно из наиболее важных проявлений социальной адаптации людей старшего поколения (включенность в социально - одобряемую деятельность способствует активизации жизненных ресурсов людей старшего поколения).

3. «Серебряное волонтерство» как способ преломления устойчивых стереотипов о

процессе старения (формирование новых стереотипов о людях старшего поколения как об активных субъектах жизнедеятельности, включенных в общий процесс творения добра).

Б.С. Бантуган, Фе Бантуган, Р.С. Урбано (B.S. Bantugan, Fe Bantugan, R.C. Urbano) полагают, что между молодым и старшим поколением могут возникнуть коммуникативные барьеры. К этим факторам относятся: «повышенная / пониженная физическая активность, эмоциональная включенность / эмоциональная изолированность, зависимость / исключение цифровых технологий» и др. [7, c. 88]. Однако, эти барьеры преодолимы в случае включенности в общее дело (волонтерство).

Результаты

В настоящее время в программу вовлечено порядка 350 «серебряных» волонтеров. Флагманскими проектами Центра в прошедшем году стали:

Кейс 1. - Школа психологического просвещения для представителей старшего возраста, которая реализуется волонтёрами Центра при поддержке психологов Татарстанского регионального отделения Российского Красного Креста. Проект реализуется с 2021 года. В рамках Школы проведено 40 мероприятий, Количество благополучателей - 600 человек.

Кейс 2 - Проект «Содействие социализации детей с ментальными нарушениями» в партнерстве с Дербышкинским центром для детей с ОВЗ», который реализуется с 2015 года. Ежегодно проводится более 10 мероприятий. Общее количество благополучателей - 120 человек.

Кейс 3 - Проект «Социальный театр Екатерины Запольской» направлен на создание инклюзивной среды для развития творчества лиц любой возрастной категории. Проект реализуется с 2019 года. В 2022 оду дано 20 представлений. Общее количество благопо-лучателей - более 1200 человек.

Кейс 4 - содействие социализации лиц старшего возраста с ментальными нарушениями, г. Кукмор: здоровьесберегающие практики г. Альметьевск, арт-терапия, Ансамбль «Фантазия» (Филиппова Марина).

Кейс 5 - Традиционным стало участие серебряных волонтеров во Всероссийской акции «Красная гвоздика». Примерное число участников акции - 500 человек, количество волонтеров «серебряного» возраста, принявших участие в реализации - 50

человек, сумма собранных пожертвований -50 тыс. руб.

«Серебряные волонтеры» посещают детские дома, интернаты, больницы ДРМ, ДРКБ с проведением мастер-классов, праздничных мероприятий для детей с особенностями развития; около 500 гражданам старшего поколения оказана адресная помощь на дому. Традиционными стали акции «Торопыжки», «ДоброТепло», «Кукольный театр», «Театр теней».

В настоящее время серебряные волонтеры активно вовлечены в Движение #Мы вместе, оказывая помощь семьям мобилизованных, а также в формировании гуманитарной помощи мобилизованным, в том числе через участие в акциях «Носки солдату», «Письма солдату» и другие.

Информационное освещение деятельности районных точек активности и регионального волонтерского центра проходит на собственном Ютуб-канале организации «Учимся везде, учимся всегда» (https://youtube.com/channel/UCUwTbUpjrOTe N7cxjoDiOGQ), в социальных сетях Инстаграм (@ггс_Л) и Вконтакте

(https://vk.com/club201993094).

В ходе организации нашей деятельности движения «серебряных волонтёров» «Молоды душой», были определены 5 принципов успешной волонтёрской деятельности с людьми старшего поколения:

1. Расширить возрастные границы 55+, т.е. любой человек в возрасте от 55 лет и старше может участвовать в волонтёрской деятельности, если у него есть мотивация и стремление помогать людям, а также достаточные физические возможности для реализации своих альтруистических замыслов.

2. Рассматривать «серебряных волонтёров» как равноправных, активных участников волонтёрского движения, т.е. избегать стереотипов об их физической неполноценности и несамостоятельности в силу возраста («серебряные волонтёры» вносят значимый, посильный вклад в развитие волонтёрского движения).

3. Выбирать мероприятия для волонтёрской деятельности с учётом возможности осуществления межпоколенных коммуникаций. В таком случае будет реализована возможность межвозрастного, реверсивного обмена опытом (старшее поколение передает свою жизненную мудрость, младшее поколение помогает

старшему поколению приспособиться к эпохе цифровизации).

4. Популяризовать деятельность «серебряных волонтёров», используя возможности Интернета и СМИ. Если рассказывать о достижениях «серебряных волонтёров» публично, то все больше желающих будет принимать участие в акциях. На данном этапе, в Интернет-источниках и СМИ не часто упоминается «серебряное волонтёрство», поэтому мы привлекаем к оказанию поддержки также социальных партнёров(представителей некоммерческих организаций).

5. Выработать индивидуально-ориентированный подход к каждому «серебряному волонтеру». Если учитывать индивидуальные способности и склонности людей старшего поколения, то каждый заинтересованный человек старшего поколения сможет найти себе то занятие, которое будет соответствовать не только его интересам, но и профессиональным навыкам.

Обсуждение

Автору хочется отметить, что их труд оценен на высшем уровне по достоинству: они заслуженно являются победителями Всероссийского грантового конкурса «Молоды душой», победителями в партнёрском проекте в грантовом конкурсе АНО «РРЦ» с проектом - «Умеем сами. Научим других», направленным на вовлечение в активность лиц 65 +, и др.

Г.Х. Ле, М. Аартсен (G.H. Le, M. Aartsen) предлагают, что «серебряное волонтерство» будет продуктивным, если люди старшего поколения находятся в ресурсном состоянии («обладают достаточным уровнем здоровья, двигательной активностью, находясь на пенсии, имеют статус совместного проживания и т.д.») и обладают мотивацией (стремлением оказать социальную поддержку нуждающимся категориям лиц) [8, p. 4].

В.А. Розанов, Ю.С. Мальцева, К.Н. Царанов поделились своим опытом из практики АНО Центра «Добровольцы серебряного возраста». Они отметили, что добровольцы обучались по программам «5 шагов к волонтерству» и «Основы психологии рационального общения» [4, с. 64].

Заключение

С одной стороны, у «серебряных волонтеров» в процессе оказания помощи другим людям улучшается состояние здоровья, а значит, и повышается качество жизни. Оказывая заботу другим людям, мы отодвигаем собствен-

ные невзгоды на второй план.

С другой стороны, единые цели становятся основой наставничества, которое в волонтёрском движении реализуется как двусторонний процесс: старшее поколение является наставником в передаче жизненного опыта, эффективных практик помощи различным целевым группам - многодетным семьям, лицам с ОВЗ, ветеранам и другим. Функция наставника - ценностный, межпоколенческий трансфер. Межпоколенные коммуникации в данной сфере свидетельствуют о педагогическом потенциале движения, характеризующимся общими целями - созидание добра (педагогическая целесообразность).

В контексте развития межпоколенных коммуникаций, речь идёт о развитии реверсивной волонтерской деятельности (авторское понятие), т.е. в процессе диалога между «серебряными волонтёрами» и молодыми волонтёрами, старшее поколение транслирует свою мудрость, жизненный опыт, накопленные знания и практические навыки молодому поколению, а молодое поколение помогает «серебряным волонтёрам» преодолеть «цифровой разрыв», консультируя их в вопросе применения цифровых технологий в процессе социально-значимой деятельности.

В ходе нашего исследования было установлено, что движение «серебряное волонтер-ство» призвано помочь решить главную проблему людей «третьего возраста» - социальную исключенность. Выходя на пенсию, люди старшего поколения выпадают из привычного, динамичного образа жизни, чувствуют себя одинокими и нередко забытыми окружающими. Сплоченность коллектива «серебряные волонтёры», их нацеленность на результат - созидание добра в процессе решения актуальных, социальных проблем позволяют им почувствовать себя нужными. Данная социально значимая деятельность позволяет им ощутить себя частью сплоченного коллектива, принося пользу окружающим.

Следствием социальной исключенности является чувство неполноценности, возникающее у людей старшего поколения. Наличие чувства неполноценности у людей «третьего возраста» обусловливает не совсем адекватные психологические реакции, такие, как немотивированная тревожность, агрессия. Чтобы избежать проявления данных чувств, людям старшего поколения нужно быть посто-

янно «включенными», активными, динамичными. Их потенциал должен быть направлен на решение социально-значимых задач, помощь нуждающимся лицам. Движение «серебряное волонтёрство» помогает им почувствовать себя полноценными, нужными людям.

Третьей значимой проблемой для людей старшего поколения является потеря смысла жизни после выхода на пенсию. Уточнено, что в процессе профессиональной деятельности человек стремится к профессиональному/карьерному росту. С выходом на пенсию, модифицируются ключевые цели и мотивы людей старшего поколения, что является следствием трансформации социального статуса, возникновения новых социальных ролей, изменением психоэмоционального состояния. Движение «серебряное волонтёр-ство» призвано помочь им с определением направлений социальной помощи, в которых они могут самореализоваться и обрести смысл жизни вновь. В данном случае речь идёт об успешной «повторной адаптации», т.е. возможности приспособиться к новым условиям жизнедеятельности, сохраняя хорошее физическое состояние и когнитивную активность.

Если сравнить мотивационные аспекты молодых волонтёров и «серебряных волонтёров», то они будут отличны не только в силу возрастных характеристик, обусловленных возрастной периодизацией, но и в аспекте сформированности жизненных ценностей. Так, для молодых волонтёров важно повысить свой социальный статус средствами активности в волонтёрской деятельности, сформировать адекватную самооценку. Для людей старшего поколения первостепенно важно быть самореализованным и проявить свою компетентность при решении социальных проблем. Расширение спектра интересов, поиск новых друзей/единомышленников находятся на пересечении интересов молодых волонтёров и «серебряных волонтёров». Резюмируя, хочется отметить, что «серебряные волонтёры» ответственны и инициативны, когда речь идёт о коллективных делах, они сострадательно (с эмпатией) относятся к другим людям, поскольку обладают большим жизненным опытом, т.е. они являются ценными «сотрудниками» волонтёрского движения.

Литература:

1. Карманов, М. В., Золотарева О. А. «Серебряные» волонтеры как объект прикладных исследований / М.В. Карманов // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020.- №2 (222). - С. 226240.

2. Парфенова, О. А. Вовлечение пожилых в волонтерскую и гражданскую активность как инструмент преодоления социального исключения / О.А. Парфенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. -№ 4 (158). - С.119-135.

3. Прохорова, Л. В. Пожилые люди и «Серебряное» волонтерство: реальные кейсы / Л.В. Прохорова // Вестник НГУЭУ. - 2019. - № 3. - С. 248-259.

4. Розанов, В.А. «Серебряное» волонтерство: ключевые аспекты развития: методическое пособие / В.А. Розанов, Ю.С. Мальцева, К.Н. Царанов. - Москва : Ассоциация волонтерских центров : «Память поколений», 2018. - 127 с.

5. Сафина, З. Н., Кац А.С. Содержание и особенности социально-педагогической работы и социально-ориентированных проектов для людей старшего поколения в условиях цифровизации / З.Н. Сафина, А.С. Кац // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 4-3 (118). - С. 117-119. - DOI 10.23670/IRJ.2022.118.4.053.

6. Серова, Е.А. Межпоколенческие различия в ценностях и выборе видов волонтерской деятельности у молодых и «серебряных» волонтеров / Е.А. Серова, Н.В. Клюева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2022. - № 4 (92). - С. 454-461.

7. Bantugan B.S., Bantugan, Urbano R.C. Bridging the Age-Related Communication Gap: An Encounter Between Senior Citizens and Communication Students Towards Social Integration / B.S Bantugan, Bantugan, R.C. Urbano // Asian Journal for Public Opinion Research. - 2018. - Vol. 5, №.2. - P.84-103.-D0I:10.15206/ajpor.2018.5.2.84.

8. Le, G.H. Understanding volunteering intensity in older volunteers / G.H Le, М. Aartsen // Ageing & Society.

- 2022. - P. 1-19.-D0I:10.1017/S0144686X22001106.

References:

1. Karmanov M. V., Zolotareva O. A. «Serebryanye» volontery kak ob'ekt prikladnyh issledovanij // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. - 2020.-№2 (222). - S. 226-240.

2. Parfenova 0. A. Vovlechenie pozhilyh v volonterskuyu i grazhdanskuyu aktivnost' kak instrument pre-odoleniya social'nogo isklyucheniya // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. - 2020. - № 4 (158). - S.119-135.

3. Prohorova L. V. Pozhilye lyudi i «Serebryanoe» volonterstvo: real'nye kejsy // Vestnik NGUEU. - 2019. -№ 3. -S. 248-259.

4. Rozanov V.A., Mal'ceva Yu.S., Caranov K.N. «Serebryanoe» volonterstvo: klyuchevye aspekty razvitiya: metodicheskoe posobie. - M.: Associaciya volonterskih centrov, «Pamyat' pokolenij», 2018. - 127 s.

5. Safina Z. N., Kac A. S. Soderzhanie i osobennosti social'no-pedagogicheskoj raboty i social'no-orientirovannyh proektov dlya lyudej starshego pokoleniya v usloviyah cifrovizacii // Mezhdunarodnyj nauch-no-issledovatel'skij zhurnal. - 2022. - № 4-3(118). - S. 117-119. - DOI 10.23670/IRJ.2022.118.4.053

6. Serova E.A., Klyueva N. V. Mezhpokolencheskie razlichiya v cennostyah i vybore vidov volonterskoj deyatel'nosti u molodyh i «serebryanyh» volonterov / / Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. -2022. - № 4 (92). - S. 454-461.

7. Bantugan B.S., Bantugan Fe, Urbano R.C. Bridging the Age-Related Communication Gap: An Encounter Between Senior Citizens and Communication Students Towards Social Integration // Asian Journal for Public Opinion Research. - 2018. - Vol. 5. - No.2. - P.84-103. DOI:10.15206/ajpor.2018.5.2.84

8. Le G.H., Aartsen M. Understanding volunteering intensity in older volunteers // Ageing & Society. - 2022.

- P. 1-19. DOI:10.1017/S0144686X22001106

УДК 37.091.39

Г.З. Садыкова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются различные подходы к обучению грамматики английского языка. Предпочтение автор отдает коммуникативному подходу, который направлен на персонализацию языка, что позволяет студентам воспринимать иностранный язык естественным образом. Автор доказывает, что данный подход является эффективным, так как использует аутентичные ресурсы, которые мотивируют и поощряют студентов изучать грамматику, чтобы лучше владеть иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.