Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 4. С. 15-29.
УДК 316.454.54
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ МОЛОДЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ВОЛОНТЕРОВ СПУСТЯ СЕМЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ИГР
Сухарькова М. П.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Статья посвящена олимпийскому волонтерскому сообществу, которое принимало участие в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года. Студенты и молодые люди являются наиболее активной возрастной группой в волонтерской деятельности, поэтому мы исследовали, каким образом они используют, полученные во время участия в олимпийском волонтерстве, знания и навыки спустя время после мероприятия. Также мы рассмотрели вопрос о том, сохранили ли молодые олимпийские волонтеры целостность своего сообщества после участия в Олимпийских и Паралимпийских играх. На основе опроса волонтеров нами были определено, что часть олимпийских волонтеров продолжают принимать участие в практиках волонтерства. При этом, олимпийские волонтеры показали не высокую включенность в практики волонтерства, связанные с пандемией и медицинское волонтерство. Что свидетельствует о недостаточно высоком уровне желания олимпийских волонтеров участвовать в других волонтерских проектах и перепрофилизации ранее подготовленных волонтеров, уже обладающих опытом волонтерской работы. Кроме этого, нами было выявлено, что олимпийское волонтерское сообщество сохранило свою целостность, более половины волонтеров поддерживают взаимодействия между собой. Однако волонтеры чаще общаются на повседневные темы, реже обсуждая профессиональные темы и волонтерскую работу. Так можно сделать вывод о том, что олимпийское волонтерство является ресурсом развития базы социальных контактов волонтеров, но не всегда является каналом включения людей в группы активных волонтеров разных направлений.
Ключевые слова: волонтерство, олимпийское волонтерство, социальный капитал, социальные капитал волонтеров, Олимпийские и Паралимпийские игры.
ВВЕДЕНИЕ
Волонтерство обозначено в качестве одного из приоритетов реализации молодежной политики в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., оно способствует широкому привлечению детей к участию в деятельности социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений [1]. По мнению экспертов, инфраструктура волонтерства для молодых людей в нашей стране находится на стадии институционального становления, характеризуясь активным включением в различные социально-экономические процессы современного российского общества [2].
Несмотря на это, уже сейчас, по данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, в эпизодическом волонтерстве предпочитают участвовать жители городов-миллионников. Примерно четверть от
15
общего числа опрошенных составляют студенты [3]. При этом, безусловно, молодежь является наиболее активной социально-демографической группой, поэтому именно она способна стать наиболее активным участником волонтерского движения [4].
Волонтерство - это деятельность во благо других людей, предполагающая добровольность и отсутствие прямого материального вознаграждения за результаты труда [5]. Заметим, что при отсутствии прямого денежного вознаграждения волонтеры получают некие выгоды от участия в волонтерской деятельности.
Российский исследователь Тамара Нежина и ее коллеги [6] выделяют следующие виды волонтерства в молодежной среде: - «истинное» волонтерство, по мнению исследователя, привлекает тех, кто сознательно стремится оказать помощь нуждающимся или принести пользу обществу; - «неформальное», или «спонтанное», волонтерство, привлекает тех молодых людей, которых взволновала история, прочитанная в социальных сетях и за которой следовал призыв о помощи; - «несознательное» волонтерство чаще всего основывается на необходимости участвовать в обязательных мероприятиях помимо собственной воли и желания. Участие молодых людей данной категории в добровольческих проектах продиктовано требованием учителей, политических лидеров.
Цель статьи: определить участие олимпийских волонтеров в практиках волонтерства после игр, в том числе в период пандемии и установить сохранили ли олимпийские волонтеры целостность своего сообщества после мероприятия посредством взаимодействий спустя семь лет после игр.
ОЛИМПИЙСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
ОЛИМПИЙСКИХ ВОЛОНТЕРОВ
Волонтерство может реализовываться во многих направлениях, например, экологическое волонтерство или социальное, событийное или спортивное волонтерство. К одному из направлений волонтерства относится событийное волонтерство на спортивных мега-событиях, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры.
В 2014 году стартовала первая комплексная программа по работе с олимпийскими волонтерами (волонтерами, принимающими участие в организации и/или проведении Олимпийских и/или Паралимпийских игр), включающая обучение, подготовку, сопровождение работы и последующее перепрофилизацию. Данная программа по работе с волонтерами представляет собой инновационную для нашей страны организованную инфраструктуру, базирующуюся на межсекторном взаимодействии государственных, образовательных, некоммерческих и коммерческих организаций.
Следует заметить, что волонтерская деятельность, в том числе участие в олимпийском волонтерстве, представляет для молодежи эффективный механизм выстраивания социальных отношений и взаимодействий, служит базой приобретения новых знаний, умений и навыков, формирует и раскрывает собственный духовно-личностный потенциал [7]. Также участие в волонтерских проектах позволяет молодым людям эффективнее осваивать нормы и правила, что
16
характеризует волонтерство как социальный институт, формирующий социальный капитал и создающий условия для продуктивного взаимодействия всех групп и общностей, что особенно актуально для молодого поколения как отдельной социально-демографической группы [8]. Исследователями доказано, что волонтерство позволяет продвигаться по социальной лестнице внутри общественного объединения и выполнять работу разного уровня сложности и разной степени ответственности: от волонтера общественного объединения до сотрудника этого же объединения на оплачиваемой должности; при трудоустройстве опыт волонтерской деятельности может рассматриваться некоторыми работодателями как преимущество при прочих равных условиях [9].
Помимо этих социальных преимуществ, волонтерство приводит к следующим изменениям: повышению самооценки [10], формированию социальных навыков (например, общения, лидерства и решения проблем) [11], социальный капитал [12]. Среди тех молодых людей, которые работают на волонтерских началах зафиксирована повышенная академическая мотивация и высокая успеваемость [13; 14]. Более того, несмотря на некоторые исключения, эксперты сходятся во мнении о том, что обязательное волонтерство имеет такие же выгоды для волонтеров, что и добровольное волонтерство, если оно реализуется на постоянной основе и при поддержании качества оказываемых услуг [15].
Все вышесказанное свидетельствует тому, что волонтерство для молодых людей, добровольное или обязательное, имеет важные долгосрочные преимущества как для общества, так и для самих волонтеров [16]. Среди которых отдельно выделим социальный капитал - это совокупность ресурсов, которые формируются в общественных отношениях, способствующих развитию индивида и используемых им для достижения каких-либо целей [17]. Социальный капитал, который формируется в процессе участия в общественных практиках часто интерпретируется как «неформальный социальный капитал» [18].
Спортивное волонтерство может принести пользу отдельным людям и сообщества, такие как повышение развития социального капитала за счет повышения уровня гражданской активности и просоциального поведения [19, 20]. Кей и Брэдбери (2009) [21] отмечают два результата социального капитала в рамках спортивного волонтерства: содействие личному развитию и развитию навыков и социальные связи.
По мнению исследователей, работа в некоммерческих организациях в качестве добровольцев способна оказывать влияние на улучшение физического и эмоционального здоровья, содействует наращиванию человеческого капитала, накоплению социального капитала, увеличению чувства социальной связности и гражданского потенциала [22]. Многочисленные эмпирические исследования показывают, что спортивные волонтеры получают целый спектр позитивных результатов от участия в крупных спортивных мероприятиях, включая расширение своих социальных сетей (наращивание социального капитала), которые обеспечивают более результативную интеграцию в местное сообщество [23]. Волонтеры развивают социальный капитал в ходе волонтерской работы посредством установления различного рода взаимоотношений в ходе обучения, в
17
процессе приобретения определенных навыков и повышения мотивации к работе в некоммерческом секторе либо социальной сфере [24].
ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ
ОЛИМПИЙСКИХ ВОЛОНТЕРОВ
Теория рационального выбора рассматривает молодых людей как рациональных субъектов, которые систематически оценивают затраты и выгоды от волонтерства [25]. В таком случае теория гласит, что молодые люди осознают, что волонтерство - это источник опыта, который может дать им преимущества в образовании и на рынке труда. Другими словами, мы должны обнаружить, что у волонтеров есть преимущество перед неволонтерами в их образовательных и профессиональных показателях, а молодежь знает, что это вообще так. Это преимущество не должно быть связано с экономическими, социальный или культурный статус. Таким образом, если эмпирически можно установить, что молодые люди рассматривают волонтерство как деятельность, которая дает им навыки и связи, связанные с работой, и, более того, что эти представления можно наблюдать независимо от социального класса, тогда рациональное рамки выбора могут быть полезны для понимания того, кто добровольно идет на работу и почему.
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование проводилось методом опроса олимпийских волонтеров в возрасте от 18 до 30 лет (N=199), которые принимали участие в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года. Респондентам предлагалось ответить на вопросы о их реальном участии в практиках волонтерства после семи лет после игр и использовании волонтерами знаний и навыков, полученных во время участия в олимпийском волонтерстве в своей повседневной жизни.
Среди участников - опроса, 51% проживают в областных, республиканских и краевых столицах, 33% - в мегаполисах; 14% - небольших городах, 2% - в поселках городского типа и селах.
Также для получения более подробной информации нами были проведены 15 интервью с олимпийскими волонтерами в возрасте от 18 до 30 лет. Гайд интервью включал три тематические части: волонтерский опыт после игр; использование знаний и навыков, полученных во время участия в олимпийском волонтерстве и изменения в жизни волонтеров за период времени после игр.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Говоря о своем участии в волонтерской деятельности после Олимпийских и Паралимпийских игр, значительная часть олимпийских волонтеров выделяли олимпийские мероприятия не только как значимые события своей жизни, но и как толчок для активного участия в практиках других направлений волонтерства.
18
«Во время игр мы так активно проводили время, это было незабываемо, круглые сутки было весело. После игр было затишье, но сразу многие поняли, что надо продолжать. Я сразу после возвращения из Сочи обратилась в волонтерский центр, чтобы принимать участие в других проектах».
Женщина, 28 лет. г. Казань.
«На играх было страшно, все в первый раз, зато такой ценный опыт. В Сочи я поняла, что должна принимать участие во всех направлениях волонтерства, в которых могу. Волонтерство - это отличная возможность приобрести новые навыки и опыт работы».
Женщина, 24 года. г. Москва.
Обсуждая волонтерский опыт, который имели олимпийские волонтеры за последние семь лет, большая часть участников этой части исследования рассказывали об участии в различных направлениях волонтерства и волонтерских проектах, реализуемых как на местных, так и национальных и международных уровнях.
«Думаю, что это как сцена у артистов, попробовал один раз и уже не можешь остановиться. Сначала не понимаешь, зачем это все, но только когда сам попробуешь, начинаешь ощущать. Еще на играх я знакомился с людьми, узнавал, чем они занимаются, куда я могу вписаться. Я могу помогать, делать свой вклад в решение задач, почему я должен отсиживаться. Если каждый будет что-то делать, вокруг будет другая жизнь. Я перепробовал, наверно, все направления волонтерства. Остановился на социальном, так как помогать тем, кому сложно и тем, кто нуждается в помощи - самое важное».
Мужчина, 29 лет. г. Новомосковск.
«До Олимпийских игр, я вообще была мало знакома с волонтерством, но после такого успеха, я не могла бросить это занятие (волонтерство). Сейчас могу похвастаться своим опытом работы на многих других крупных мероприятиях, много раз принимала участи в организации мероприятий в моем университете. Хотя не только волонтер на мероприятиях, я еще животным помогаю, и пенсионерам одиноким».
Женщина, 25 лет. г. Сочи.
Отвечая на вопрос, «Работали ли Вы в качестве волонтера в течение последнего года?», 56% респондентов ответили, что они работали в качестве волонтеров в течении последнего года. 44% - ответили, что не обладали опытом работы в качестве волонтеров за указанный период времени.
Далее участникам опроса предлагалось ответить на вопрос «Если Вы работали в качестве волонтера в течение последнего года, насколько регулярной была Ваша занятость?». Так, 48% олимпийских волонтеров сказали, что они работали в качестве волонтеров несколько раз в течении последнего года, 29% - не чаще одного раза в год, 17% - работали в качестве волонтеров несколько раз в месяц за последний год.
19
Работал несколько раз в течение года |
Работал не чаще одного раз в год |
Работал несколько раз в месяц |
Работал не чаще одного раз в месяц Щ 2%
Работал несколько раз в неделю | 2%
Работал каждыйдень | 1%
Затрудняюсь ответить Щ 2%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Если Вы работали в качестве волонтера в течение последнего года, насколько регулярной была Ваша занятость?», (N=199), % от опрошенных.
При этом, 42% принимали участие в социальном волонтерстве (волонтерской деятельности, направленной на оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям, воспитанникам детских домов или помощь нуждающимся во внимании и постоянном уходе); 38% - событийном волонтерстве (волонтерской деятельности в процессе подготовки и проведения различных мероприятий); 31% - медицинском волонтерстве (волонтерской деятельности в сфере здравоохранения, призванной повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном и реабилитационном); 28% - экологическом волонтерстве (волонтерской деятельности, направленной на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем); 25% - образовательном волонтерстве (волонтерской деятельности в сфере образования, преподавания на безвозмездной основе по программам общего и дополнительного образования, организации мастер-классов, научных лагерей, экспедиций и олимпиад); 21% - культурно-просветительском волонтерстве (волонтерской деятельности в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.); 20% - корпоративном волонтерстве (волонтерская деятельности представителей государственных и/или коммерческих структур, которые при поддержке организации, где они работают, принимают активное участие в социально значимой деятельности на безвозмездной основе); 20% - серебряном волонтерстве (волонтерской деятельности, в которой безвозмездно принимают участие люди старшего возраста); 4% - онлайн-волонтерстве (волонтерской деятельности с помощью интернета, создание и обновление веб-страниц, ведение профилей в социальных сетях, создание баз данных, написание, подготовке, оформление и редактирование пресс-релизов и новостных статей); 3% - волонтерстве в чрезвычайных ситуациях (волонтерская деятельности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах).
20
Специальная часть интервью была посвящена тому, как молодые олимпийские волонтеры используют знания и навыки, полученные во время участия в олимпийской волонтерской программе. Олимпийские волонтеры отмечали в первую очередь профессиональную и образовательную сферу, а также открывшимся им перспективам в общественной деятельности.
«Во время подготовки в Сочи и на играх я получила такой уникальный опыт. Это же огромный механизм, много задач и направлений работы. Практика на таком мероприятии - это тренировка перед решением любых профессиональных задач. Я всегда благодарю судьбу за такой опыт, когда передо мной стоят важные задачи и когда я справляюсь с ними».
Женщина, 28 лет. г. Краснодар.
«Для тех, кто готов работать на волонтерских началах, это неравнодушные люди, которые приобретенный опыт приносят и в свою профессиональную деятельность. Ответственность за то, что ты умеешь, что делаешь, она же важна и в общественной деятельности и в профессиональной работе».
Мужчина, 25 лет, г. Омск.
«Удивительно, но после того, как я стал волонтером, моя успеваемость в университете значительно повысилась. Скорее всего, я стал более ответственным и выше ценю свою время. Волонтерство помогает увидеть на практике то, с чем придется встретить на работе, получить реальные навыки решения задач и построения рабочей коммуникации, что и с сказывается на оптимизации учебных дел».
Мужчина, 27 лет. г. Самара.
Повышенной актуальностью обладает информация о том, принимали ли олимпийские волонтеры в волонтерской работе в период в пандемии. Отвечая на вопрос: «В течение прошедшего года довелось ли Вам применить свои знания, навыки или опыт волонтёрской работы в сфере здравоохранения или медицины?», 52% респондентов ответили, что в течение прошедшего года у них не было опыта работы в качестве волонтера в сфере здравоохранения или медицины, 44% участников исследования сказали нам, что имели опыт работы в качестве волонтера в сфере здравоохранения или медицины, в течении последнего года и 3% респондентов ответили, что им удалось частично применить свои волонтерские навыки и опыт.
Участникам исследования также предлагалось ответить на вопрос о том, если в течение прошедшего года они выполняли волонтёрскую работу в сфере здравоохранения или медицины, был ли этот опыт связан с СОУГО-пандемией и необходимостью противостоять распространению коронавирусной инфекции. 63% респондентов ответили, что у них не было опыта волонтёрской работы, связанной с СОУГО-пандемией и необходимостью противостоять распространению коронавирусной инфекции; 36% сказали нам о том, что в течение прошедшего года у них был опыт работы волонтёром, связанный с СОУГО-пандемией и необходимостью противостоять распространению коронавирусной инфекции и 1% участников исследования затруднились ответить на этот вопрос.
21
Нет, в течение прошедшего года у меня не было опыта работы в качестве волонтера в сфере... Да, в течение прошедшего года у меня был опыт работы в качестве волонтера в сфере...
Мне удалось частично применить свой волонтёрские навыки и опыт
Затрудняюсь ответить
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «В течение прошедшего года довелось ли Вам применить свои знания, навыки или опыт волонтёрской работы в сфере здравоохранения или медицины?», (N=199), % от опрошенных.
Нет, у меня не было опыта волонтёрской работы, связанной с СОУЮ-пандемией и необходимостью противостоять распространению...
Да, в течение прошедшего года у меня был опыт работы волонтёром, связанный с СО\/Ю-пандемией и необходимостью противостоять...
Затрудня юсь ответить
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Если в течение прошедшего года Вы выполняли волонтёрскую работу в сфере здравоохранения или медицины, был ли этот опыт связан с СОУГО-пандемией и необходимостью противостоять распространению коронавирусной инфекции?», (N=199), % от опрошенных.
Тем участникам исследования, которые ответили, что они имели опыт волонтерской работы, связанной с СОУГО -пандемией и необходимостью противостоять распространению коронавирусной инфекции предлагалось рассказать в каких направлениях волонтерских работ они принимали участие. Так, 45% участников исследования, которые имели волонтерской работы опыт, связанной с СОУГО -пандемией ответили, что они оказывали помощь людям, находящимся на самоизоляции (покупали, заказывали, привозили продукты и лекарства, помогали с уборкой, помогали оформлять электронные пропуска,
22
| з%
оказывал психологическую помощь и т.д.), 20% - оказывали помощь врачам или членах их семей; 15% - работали в колл-центре по вопросам борьбы с СОУГО, 7% -работали в качестве волонтеров в медицинских учреждениях, оказывавшим помощь больным СОУГО, 6% - принимали участие в сборе денежных средств, необходимых для помощи пострадавшим от СОУГО-эпидемии или изоляции, 6% - осуществляли сбор необходимых вещей для пострадавших от СОУГО; и 1% участников исследования, которые имели волонтерской работы опыт, связанной с СОУГО -пандемией затруднились выделить какие-либо из предложенных направлений волонтерской деятельности.
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Если в течение последнего годы Вы НЕ работали волонтёром в сфере здравоохранения или медицины, не оказывали помощь пострадавшим от эпидемии или оказавшимся на самоизоляции гражданам, удалось ли Вам как-то иначе в ситуации пандемии применить свой волонтёрский опыт», (N=199), % от опрошенных.
При ответе на вопрос «Если в течение последнего годы Вы НЕ работали волонтёром в сфере здравоохранения или медицины, не оказывали помощь пострадавшим от эпидемии или оказавшимся на самоизоляции гражданам, удалось ли Вам как-то иначе в ситуации пандемии применить свой волонтёрский опыт», 63% респондентов ответили, что в ситуации пандемии им удалось применить свой волонтёрский опыт, 37% ответили, что им не удалось применить свой волонтёрский опыт в ситуации пандемии.
Отвечая на вопрос «Удалось ли Вам применить в ходе пандемии полученные знания или контакты, сформированные в рамках волонтерской деятельности?», 60% участников исследования ответили, что им удалось применить полученные знания или контакты, сформированные в рамках волонтерской деятельности, 40% -ответили, что им не удалось применить полученные знания или контакты, сформированные в рамках волонтерской деятельности.
23
37%
63%
■ Да, удалось (укажите. как) ■ Нет, не удалось
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Если в течение последнего годы Вы НЕ работали волонтёром в сфере здравоохранения или медицины, не оказывали помощь пострадавшим от эпидемии или оказавшимся на самоизоляции гражданам, удалось ли Вам как-то иначе в ситуации пандемии применить свой волонтёрский опыт», (N=199), % от опрошенных.
Половина участников исследования (50%), при ответе на вопрос «Поддерживаете ли Вы контакты со своими коллегами и знакомыми по олимпийской волонтёрской работе?» ответили, что да, они поддерживают контакты со своими коллегами и знакомыми по олимпийской волонтерской работе, 48% - не поддерживают данные контакты.
Далее мы рассмотрим информацию о том, насколько олимпийские волонтеры сохранили свою целостность в качестве сообщества спустя время после игр. Во время интервью волонтерам предлагалось рассказать о том, сохранили ли они какие-либо коммуникации с другими олимпийскими волонтерами и если сохранили, то для чего они используют эти контакты.
Более половины участников исследования, принимающие участие в интервью, сказали, что они общаются с теми, с кем работали в качестве олимпийских волонтеров, однако заметили, что это коммуникации становятся реже, спустя несколько лет после игр. Зачастую, спустя семь лет после игр олимпийские волонтеры поддерживают взаимодействия только с самыми близкими друзьями и знакомыми по работе на олимпийских мероприятиях, некоторые поддерживают формальные контакты (например, поздравляют друг друга с традиционными праздниками).
«После игр был шквал звонков и сообщений, тогда еще мало использовали месенджеры, но социальные сети были круглосуточно активны. Куча друзей, все скучают, хотят общаться, но длилось это не долго. Учеба, работа, бытовые вопросы - все это никто не отменял. Все успокоились и началась обычная жизнь. Конечно, игры в моей памяти навсегда, я помню своих друзей, скучаю по ним, но сейчас не возможности так близко общаться».
Женщина, 23 года. г. Кострома.
24
«Я думаю, что это обычная история, тогда нас объединяли игры, мы делали одно дело, но прошло время и некоторые контакты потерялись. Зато на играх я познакомилась со своей лучшей подругой, мы живем рядом и часто болтаем обо всем».
Женщина, 29 лет. г. Калининград.
«Волонтеры всегда как братья. Это совсем не значит, что мы целыми днями переписываемся, общаемся. Это скорее духовная связь. Даже если получаю одно сообщение с Новым годом, я знаю, что у меня есть хорошие знакомые и друзья по всей стране, которые всегда помогут мне и будут поддерживать. Это много значит».
Мужчина, 30 лет. г. Москва.
Те участники исследования, которые ответили, что поддерживают контакты со своими коллегами и знакомыми по олимпийской волонтерской работе, 88% сказали, что они общаются по самому широкому кругу вопросов; 50% обсуждают повседневные проблемы. 38% ответили, что они обсуждают темы, касающиеся учебной деятельности и повышения квалификации, 9% - обсуждают профессиональные темы. Вместе с этим, по 15% участников исследования обсуждают темы, связанные с волонтерством и другими видами общественно значимой работы и обсуждают темы, касающиеся волонтерской работы на Олимпийских и Паралимпийских играх.
Общаемся го самому широкому кругу
И оо/с
вопросов
Обсуждаем повседневные проблемы 50%
Обсуждаем темы, касающиеся учебной деятельности, повышения квалификации... ^^^^^^^^^ э °
Обсуждаем профессиональные темы Щ 9%
Обсуждаем темы, связанн ые с волонтёрством и другими видами.
Обсуждаем темы, касающиеся волонтёрской работы на Олимпийских.
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100%
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Если Вы поддерживаете общение с коллегами и знакомыми по волонтёрской работе, то по каким поводам или в связи с какими проблемами Вы чаще всего общаетесь?», (N=199), % от опрошенных.
28% участников исследования ответили, что полностью доверяют свои коллегам по олимпийскому волонтерству; 51% - скорее доверяют, чем не доверяют, тем, с кем они принимали участия в олимпийской волонтерской программе; 19% -
25
скорее не доверяют, чем доверяют олимпийским волонтерам и 3% - совершенно не доверяют.
53% участников исследования сказали о том, что они хотели бы сохранить контакты с коллегами по олимпийской волонтерской программе, сохранение этих контактов значимо для них. 39% - ответили, что скорее хотели бы сохранить общение с этими людьми, но это не является для них принципиальной задачей. 8% -не хотели бы сохранять контакты с коллегами по олимпийскому волонтерству и сохранять общение. Таким образом, 94% олимпийских волонтеров, ответивших на нашу анкету, хотели бы сохранить контакты и общение с теми, кто работал с ними во время организации и проведения Олимпийских и/или Паралимпийских игр.
В интервью олимпийские волонтеры говорили, что они скорее хотели бы сохранить контакты со своими знакомыми и друзьями по олимпийской волонтерской работе, хотя и говорили о том, что олимпийское волонтерство останется в их памяти, но текущие дела и цели выходят на первый план.
«Кто же хочет терять друзей - никто, но жизнь идет, время летит, не успеваешь своим близким уделить внимание, а так бы целые дни проводил, общаясь с замечательными людьми. Все хорошо понимают, что у каждого своя жизнь, но все находим минутки вспомнить Сочи и Олимпийские игры. Стараюсь поздравлять друзей с праздниками, интересоваться их успехами».
Мужчина, 27 лет. г. Череповец.
ВЫВОДЫ
В статье мы рассмотрели каким образом отражается опыт участия в олимпийском волонтерстве на последующей жизни волонтеров. В России программа по работе с олимпийскими волонтерами представляла собой инновационную комплексную программу, включающую обучение, подготовку, сопровождение работы и последующее сопровождение в перепрофилировании в волонтерской деятельности. После семи лет после Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, нами было проведено исследования, в рамках которого был проведен опрос и интервью с олимпийскими волонтерами.
Результаты исследования продемонстрировали, что участие в олимпийской волонтерской программе предоставило возможность ее участникам получить новые знания и навыки, которые они используют в своей профессиональной, общественной и повседневной жизни. Кроме этого, олимпийское волонтерства для большей части волонтеров стало базой для включения в другие направления волонтерства. При этом, олимпийские волонтеры показали не высокую включенность в практики волонтерства, связанные с пандемией.
Кроме этого, нами было выявлено, что олимпийское волонтерское сообщество сохранило свою целостность, более половины волонтеров поддерживают взаимодействия между собой. Однако волонтеры чаще общаются на повседневные темы, реже обсуждая профессиональные темы и волонтерскую работу.
26
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года». Код доступа: static.government.ru.
2. Овсий В. В. Специфика возникновения и развития молодежного волонтерства в России / В. В. Овсий // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. - № 2. - С. 136-146.
3. Материалы третьей дискуссии из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?», организованном Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с медиацентром «Благосфера». Код доступа: https://grans.hse.ru/news/307359061.html
4. Овсий В.В. Молодежное волонтерство как объект социологического исследования / В. В. Овсий // Гуманитарий Юга России. - 2020. - №1. - С. 198-109.
5. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема / М.В. Певная // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 110-119.
6. Нежина Т. Г. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т. Г. Нежина, К. А. Петухова, Н. И. Чечеткина, И. С. Миндарова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3. - С. 49-71.
7. Баланян М. Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи: автореф. дис.... канд. социол. наук. - Майкоп, 2015. - 29 с.
8. Овсий В. В. Молодежное волонтерство в условиях пандемии / В. В. Овсий // Бюллетень ЮжноРоссийского Государственного Технологического Университета. Серия социально-экономических наук. - 2020. - Т. 13. - №. 5. - С. 112-117.
9. Похомова А. А. Молодежное волонтерство как канал социальной мобильности в современном обществе/ А. А. Похомова // Философия и социальные науки в современном мире: материалы междунар. науч. конф. к 30-летию фак. философии и соц. наук Белорус. гос. ун-та. - Минск : БГУ, 2019. - С. 334-338.
10. Johnson M. K. Volunteerism in adolescence: A process perspective / M. K. Johnson, T. Beebe, J. T. Mortimer, M. Snyder //Journal of Research on Adolescence. - 1998. - Vol. 8. - № 3. - P. 309-332.
11. Celio C. I. A meta-analysis of the impact of service-learning on students / C. I. Celio, J. Durlak, A. A. Dymnicki // Journal of Experiential Education. - 2011. - Vol. 34. - № 2. - P. 164-181.
12. Flanagan C. A. Community service and adolescents' social capital / C. A. Flanagan, T. Kim, J. Collura, M. A. Kopish // Journal of Research on Adolescence. - 2015. - Vol. 25. - № 2. - P. 295-309.
13. Celio C. I. A meta-analysis of the impact of service-learning on students / C. I. Celio, J. Durlak, A. Dymnicki // Journal of Experiential Education. - 2011. - Vol. 34. - № 2. - P. 164-181.
14. Conway J. M. Teaching and learning in the social context: A meta-analysis of service learning's effects on academic, personal, social, and citizenship outcomes / J. M. Conway, E. L. Amel, D. P. Gerwien // Teaching of psychology. - 2009. - Vol. 36. - № 4. - P. 233-245.
15. Helms S. E. Involuntary volunteering: The impact of mandated service in public schools/ S. E. Helms // Economics of Education Review. - 2013. - Vol. 36. - P. 295-310.
16. Kim J. Long-term consequences of youth volunteering: Voluntary versus involuntary service/ J. Kim, K. Morgul // Social Science Research. - 2017. - Vol. 67. - P. 160-175.
17. Coleman J. S. Foundations of social theory / J. S. Coleman. - Harvard university press, 1994. - 947 p.
18. Скалабан И. А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий / И. А. Скалабан // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 130-139.
19. Eley D. Developing citizenship through sport: The impact of sport-based volunteer program on young sport leaders / D. Eley, D. Kirk // Sport Education and Society. - 2002. - Vol. 7. - P. 151-166.
20. Kay T. Youth sport volunteering: Developing social capital? / T. Kay, S. Bradbury // Sport Education and Society. - 2009. - Vol. 14. - P. 121-140.
21. Kay T. Youth sport volunteering: Developing social capital? / T. Kay, S. Bradbury // Sport Education and Society. - 2009. - Vol. 14. - P. 121-140.
22. Isham J. The effects of volunteering for nonprofit organizations on social capital formation: Evidence from a statewide survey / J. Isham, J. Kolodinsky, G. Kimberly // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2006. - Vol. 35. - № 3. - P. 367-383.
27
23. Hayton J. Sports Volunteering on University-Led Outreach Projects: A Space for Developing Social Capital? / J. Hayton // Journal of Sport and Social Issues. - 2016. - Vol. 40. - № 1. - P. 38-61.
24. Peachey J. W. Cunningham. Examining Social Capital Development Among Volunteers of a Multinational Sport-for-Development Event / J. Peachey, J. Bruening, A. Lyras, A. Cohen, G. B. Cunningham // Journal of Sport Management. - 2015. - Vol. 29. - P. 27-41.
25. Hyde M. K. What predicts Australian university students' intentions to volunteer their time for community service? / M. K. Hyde, S. R. Knowles // Australian Journal of Psychology. - 2013. - Vol. 65. № 3. - P. 135-145.
SOCIAL CAPITAL OF YOUNG OLYMPIC VOLUNTEERS SEVEN YEARS AFTER THE GAMES
Sukharkova M. P.
National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article is devoted to the Olympic volunteer community, which took part in the organization and conduct of the 2014 Olympic and Paralympic Games. Students and young people are the most active age group in volunteering. For this reason, we investigated how they use the knowledge and skills gained during their participation in Olympic volunteering after the event. We also looked at whether young Olympic volunteers have maintained the integrity of their community after participating in the Olympic and Paralympic Games.
Based on a survey of volunteers, we determined that some of the Olympic volunteers continue to take part in volunteering practices. At the same time, the Olympic volunteers showed a low involvement in volunteering practices related to the pandemic and medical volunteering. This fact testifies to the insufficiently high level of desire of Olympic volunteers to participate in other volunteer projects.
In addition, we found that the Olympic volunteer community retained its integrity after the event. So more than half of the volunteers maintain interaction with each other. However, volunteers are more likely to communicate about everyday topics and less often to discuss professional topics and volunteer work. Thus, Olympic volunteering is a resource for developing the base of social contacts of volunteers.
Keywords: volunteering; Olympic volunteering; social capital; social capital of volunteers; Olympic and Paralympic Games.
References
1. Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r "Fundamentals of state youth policy for the period up to 2025". Access code: static.government.ru.
2. Ovsiy V.V., Specificity of the emergence and development of youth volunteering in Russia, Humanitarian of the South of Russia, 9, 2 (2020).
3. Materials of the third discussion from the cycle "What is known about the state of Russian civil society based on survey data and statistics?". Access code: https://grans.hse.ru/news/307359061.html
4. Ovsiy V.V., Youth volunteering as an object of sociological research, Humanitarian of the South of Russia, 1 (2020).
5. Pevnay M.V., Volunteering as a sociological problem, Sociological research, 2 (2013).
28
CyxapbKOBa M. n.
6. Nezhina T.G., Petukhova K.A., Chechetkina N.I., Mindarova I.S., Motivation for youth participation in the volunteer movement, Questions of state and municipal management, 3 (2014).
7. Balanyan M.N., Socio-cultural potential of the volunteer movement of modern student youth: author. dis. ... cand. sociol. Sciences, 29 p. (Maykop, 2015).
8. Ovsiy V.V., Youth volunteering in a pandemic, Bulletin of the South Russian State Technological University. A series of socio-economic sciences, 13, 5 (2020).
9. Pokhomova A.A., Youth volunteering as a channel of social mobility in modern society. Philosophy and social sciences in the modern world: materials of the international. scientific. conf. to the 30th anniversary of fac. philosophy and social. Sciences Belarusian. state un-that. Minsk: BSU, (2019).
10. Johnson M. K., Beebe T., Mortimer J. T., Snyder M., Volunteerism in adolescence: A process perspective, Journal of Research on Adolescence, 8, 3 (1998).
11. Celio C. I., Durlak J., Dymnicki A., A meta-analysis of the impact of service-learning on students, Journal of Experiential Education, 34, 2, 164 (2011).
12. Flanagan C. A., Kim T., Collura J., Kopish M. A., Community service and adolescents' social capital, Journal of Research on Adolescence, 25, 2, 295 (2015).
13. Celio C. I., Durlak J., Dymnicki A., A meta-analysis of the impact of service-learning on students, Journal of Experiential Education, 34, 2 (2011).
14. Conway J. M., Amel E. L., Gerwien D. P., Teaching and learning in the social context: A meta-analysis of service learning's effects on academic, personal, social, and citizenship outcomes, Teaching of psychology, 36, 4 (2009).
15. Helms S.E., Involuntary volunteering: The impact of mandated service in public schools, Economics of Education Review, 36 (2013).
16. Kim J., Morgul K., Long-term consequences of youth volunteering: Voluntary versus involuntary service, Social Science Research, 67 (2017).
17. Coleman J.S., Foundations of social theory. Harvard university press (1994).
18. Skalaban I.A., Social, public and civic participation: to the problem of understanding concepts, Bulletin of the Tomsk State University, 1 (2011).
19. Eley D., Kirk D., Developing citizenship through sport: The impact of the sport-based volunteer program on young sport leaders, Sport Education and Society, 7 (2002).
20. Kay T., Bradbury S., Youth sport volunteering: Developing social capital?, Sport Education and Society, 14 (2009).
21. Kay T., Bradbury S., Youth sport volunteering: Developing social capital?, Sport Education and Society, 14 (2009).
22. Isham J., Kolodinsky J., Kimberly G., The effects of volunteering for nonprofit organizations on social capital formation: Evidence from a statewide survey, Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 35, 3 (2006).
23. Hayton J., Sports Volunteering on University-Led Outreach Projects: A Space for Developing Social Capital?, Journal of Sport and Social Issues, 40, 1 (2016).
24. Peachey J. W., Bruening J., Lyras A., Cohen A., Cunningham G. B., Cunningham. Examining Social Capital Development Among Volunteers of a Multinational Sport-for-Development Event, Journal of Sport Management, 29 (2015).
25. Hyde M. K., Knowles S. R., What predicts Australian university students' intentions to volunteer their time for community service?, Australian Journal of Psychology, 65, 3 (2013).
29