Онлайн-взаимодействие олимпийских волонтеров после игр
УДК 316.034 DOI https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-53-64
Получено 05.07.2021 Доработано после рецензирования 10.08.2021 Принято 16.08.2021 Сухарькова Марина Петровна
Аналитик, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5461-7925 E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена сообществу олимпийских волонтеров после мероприятия через изучение их онлайн-активности в социальной сети «Вконтакте». Олимпийское волонтерство относится к событийному направлению волонтерства, которое характеризуется ограниченным периодом времени реализации практик волонтерства, но продолжительным периодом подготовки волонтеров и возможностью приобретения волонтерами уникального опыта работы во время организации и проведения крупного спортивного мероприятия. На данный момент наблюдается недостаток исследований по теме влияния таких мероприятий, как Олимпийские и Паралимпийские игры на сообщество волонтеров.
В статье изучено наследие Олимпийских и Паралимпий-ских игр 2014 г. для сообщества волонтеров. В ходе исследования произведена попытка найти ответы на следующие исследовательские вопросы: сохраняют ли волонтеры социальные онлайн-взаимодействия спустя пять и более лет после мероприятия; если волонтеры продолжают он-лайн-взаимодействия, то какие темы наиболее популярны для обсуждений в сообществе волонтеров. Доказано,
Ключевые слова
что волонтерство на крупных спортивных мероприятиях способствует развитию социального капитала волонтеров, в том числе и за счет расширения круга знакомств, то есть социальных взаимодействий. При этом социальные сети оказывают большое влияние на воспроизводство социального капитала, поэтому показатели онлайн-взаимодействий волонтеров могут свидетельствовать о том, поддерживают ли волонтеры приобретенные во время работы на играх круги социальных взаимодействий, и, таким образом, поддерживают и используют ли волонтеры приобретенный во время работы на мероприятии социальный капитал. На протяжении всего рассматриваемого нами периода времени наиболее высокие показатели активности волонтеров в онлайн-сообществе отмечены с 2014 г. по 2016 г. Далее активность участников в онлайн-сообществе снижается. Самыми актуальными среди участников онлайн-сообще-ства являются темы волонтерства - воспоминания о работе на играх, информация о других волонтерских программах -и другие темы, например, туризм и др.
Волонтеры, олимпийские волонтеры, волонтеры Олимпийских и Паралимпийских игр, волонтеры крупных спортивных мероприятий, онлайн-взаимодействия, онлайн-сообщества, онлайн-взаимодействия волонтеров, сообщество олимпийских волонтеров после игр
Для цитирования
Сухарькова М.П. Онлайн-взаимодействие олимпийских волонтеров после игр//Цифровая социология. 2021. Т. 4, № 3. С. 53-64.
© Сухарькова М.П., 2021. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
@ ® I
Online interaction of Olympic volunteers after the Games
DOI https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-53-64
Received 05.07.2021 Revised 10.08.2021 Accessed 16.08.2021
Marina P. Sukharkova
Analyst, HSE University, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5461-7925 E-mail: [email protected]
The article is devoted to the community of Olympic volunteers after the event through the study of their online activity in social network "Vkontakte". Olympic volunteering refers to the event-oriented direction of volunteering, which is characterized by a limited period of time for the implementation of volunteering practices, but a long period of training volunteers and the opportunity for volunteers to acquire unique work experience during the organization and holding of a major sports event. At the moment, there is a lack of research on the impact of events such as the Olympic and Paralympic Games on the volunteer community.
The legacy of the 2014 Olympic and Paralympic Games for the volunteer community is studied in the article. In the course of the study, an attempt was made to find answers to the following research questions: do volunteers maintain social online interactions five or more years after the event; if volunteers continue online interactions, what topics are the most popular for discussion in the
ABSTRACT
volunteer community. It is proved that volunteering at major sporting events contributes to the development of the social capital of volunteers, including by expanding the circle of acquaintances, that is, social interactions. At the same time, social networks have a great influence on the reproduction of social capital, so the indicators of online interactions of volunteers can indicate whether the volunteers support the circles of social interactions acquired while working at the games, and, thus, whether the volunteers support and use the social capital acquired while working at the event. During the entire period of time considered by us, the highest indicators of volunteer activity in the online community were noted from 2014 to 2016. The most relevant topics among the participants of the online community are the topics of volunteering: both memories of working at the games, as well as information about other volunteer programs and other topics, for example, tourism, etc.
Keywords
Volunteers, Olympic volunteers, Olympic and Paralympic volunteers, volunteers of major sporting events, online interactions, online communities, online volunteer interactions, community of Olympic volunteers after the Games
For citation
Sukharkova M.P. (2021) Online interaction of Olympic volunteers after the Games. Digital sociology, vol. 4, no 3, pp. 53-64. DOI: 10.26425/ 2658-347X-2021-4-3-53-64
© Sukharkova M.P., 2021. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Проведение крупных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры, может способствовать достижению целей устойчивого развития стран всего мира [Kim, 2019].
В литературе приведены доказательства того, что проведение крупных спортивных мероприятий приводит к значительному материальному и нематериальному наследию [Leopkey, 2017], в которое входят экономическое [Якименко, 2014], репутационное [Gold, 2008], инфраструктурное [Мишулина, 2014], социокультурное [Truno,1995] и экологическое наследие [Zhou, 2010]. Некоторые исследователи считают, что положительные эффекты крупных спортивных мероприятий переоцениваются [Wang, 2019]. Несмотря на это, вопросы изучения наследия крупных спортивных мероприятий по-прежнему привлекают внимание ученых.
К числу волонтеров крупных спортивных мероприятий относятся олимпийские волонтеры - люди, добровольно принимающие участие в подготовке и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр без прямого денежного вознаграждения. В международной практике олимпийские волонтеры - это участники комплексных организованных программ по работе с волонтерами. Среди многих факторов, которые могут способствовать успешным крупным спортивным мероприятиям, можно выделить волонтеров [Baum, 2007]. Мега-спор-тивные мероприятия в значительной степени зависят от роли волонтеров [Green, 1998], которые являются ключевым элементом предоставления услуг и управления спортивными мероприятиями [Daly, 1991].
В России первая комплексная организованная программа по работе с волонтерами была реализована для подготовки, обучения и сопровождения работы волонтеров Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 г. Это инновационная программа по работе с волонтерами, реализуемая на федеральном уровне. В 2014 г. в нее были включены 25 тыс. чел., на данный момент в ней состоит более 80 тыс. чел. Кроме того, программа является наиболее продолжительной - она реализуется на протяжении почти 10 лет и будет функционировать в будущем.
А. Стригас отметил, что волонтеры позволяют спортивным мега-событиям предлагать, поддерживать и расширять качество, количество и разнообразие услуг, предоставляемых спортивными мероприятиями [Strigas, 2003]. Кроме того, волонтеры обеспечивают финансовый успех крупных мероприятий, сокращая расходы [Shin, 2003; Strigas, 2003]. Также олимпийское волонтер-ство предоставляет возможность местному сообществу принять участие в крупных мероприятиях [Doherty, 2012]. Таким образом, можно сделать выводы о том, что мега-спортивные мероприятия невозможны без волонтеров и привлечение волонтеров является обязатель-
ным условием для обеспечения успеха и устойчивости мега-спортивных мероприятий.
Тем не менее, наблюдается недостаток исследований, по теме влияния таких мероприятий, как Олимпийские и Паралимпийские игры на сообщество волонтеров [Shipway, 2007]. При этом комплексная оценка наследия крупных мероприятий играет важную роль в заявке на проведение этих мероприятий [Bell, 2015].
Стоит отметить, что одна из причин недостаточной изученности сообщества волонтеров крупных спортивных мероприятий в принимающих сообществах в течение длительного периода после мероприятия - это ограничения, связанные с формальными требованиями, поскольку в организационных комитетах зачастую существуют положения об ограничении доступа к базам данных волонтеров [Dickson, 2015]. В это же время несколько исследователей пытались изучить волонтерское сообщество после мероприятия, применяя метод опроса волонтеров спустя некоторое время после мероприятия, но данные исследования охватывают ограниченные временные сроки [Hallman, 2012].
Целью данной статьи является изучение наследия Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. для сообщества волонтеров. В ходе исследования мы пытались найти ответы на следующие исследовательские вопросы: сохраняют ли волонтеры социальные онлайн-взаи-модействия спустя пять и более лет после мероприятия; если волонтеры продолжают онлайн-взаимодействия, то какие темы наиболее популярны для обсуждений в сообществе волонтеров. В исследованиях доказано, что волонтерство на крупных спортивных мероприятиях способствует развитию социального капитала волонтеров, в том числе и за счет расширения круга знакомств, то есть социальных взаимодействий [Zhuang, 2012]. При этом социальные сети оказывают большое влияние на воспроизводство социального капитала [Ефимова, 2015], поэтому показатели онлайн-взаимо-действий волонтеров могут свидетельствовать о том, поддерживают ли волонтеры приобретенные во время работы на играх круги социальных взаимодействий, и, таким образом, поддерживают и используют ли волонтеры приобретенный во время работы на мероприятии социальный капитал.
Нами было выбрано именно онлайн-взаимодей-ствие волонтеров, по следующим причинам: доступность способа взаимодействия (волонтерами игр 2014 г. были жители разных регионов России, что осложняет офлайн-взаимодействия волонтеров); онлайн-со-общество волонтеров управляется самими волонтерами, что исключает административный ресурс организационного комитета игр или других организаций; волонтеры в интервью упоминали онлайн-со-общества как основной инструмент взаимодействия между олимпийскими волонтерами.
ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Социальная есть - это социальная структура, состоящая из множества субъектов и связей между ними, возникающими по поводу обмена ресурсами [Ветцель, 2020]. Сегодня в России социальными сетями ежедневно пользуется больше половины жителей, при этом число пользователей социальных сетей продолжает расти1. Социальные сети являются неотъемлемой частью современного информационного общества [Ма-рарица, 2017]. Стоит подчеркнуть, что огромная популярность социальных сетей радикально изменила сущность социального взаимодействия [Намруева, 2020]. Так исследователи делают акцент на том, что изучение роли социальных сетей в жизни современного человека и общества в целом требует междисциплинарного подхода [Burnett, 2003].
В литературе социальная сеть рассматривается как платформа, предоставляющая своим пользователям возможности взаимодействия с другими людьми онлайн [Черемисова, 2016]. Развитие сайтов, позволяющих пользователям поддерживать контакты в онлайн-формате, - социальных сетей, стало одним из значимых явлений социальной жизни, на протяжении последнего десятилетия и привело к небывалому всплеску онлайн-общения, по мнению экспертов [Boyd, 2007]. Социальные сети способствуют не только взаимодействиям людей - они представляют собой мультимодальную платформу, которая позволяет организовывать дискуссии и мероприятия, обмениваться мультимедийным контентом [Adger, 2009].
Российский исследователь А.Н. Чураков [2001] предложил следующие направления исследований социальных сетей: изучение структуры социальной сети; возможности субъектов в социальных сетях; уровень доверия между субъектами и нормы поведения в социальных сетях; изменения в структуре социальных сетей за определенный срок. В данном исследовании мы будем рассматривать возможности взаимодействия волонтеров в социальных сетях и те изменения, которые произошли в их онлайн-взаимодействиях после игр.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве объекта исследования была выбрана социальная сеть «ВКонтакте». По данным Mediascope, социальная сеть «ВКонтакте» входит в топ-10 самых популярных ресурсов в России, занимая четвертое место. Около 50 % аудитории сети «Интернет» посещает социальную сеть «ВКонтакте» ежедневно, а за месяц
1 Волков Д., Гончаров С. (2020). Российский Медиаландшафт-2020 // Левада-Центр (Аналитический Центр Юрия Левады). Режим доступа: https://www.levada.ru/2020/04/28/rossijskij-medialandshaft-2020 (дата обращения: 10.06.2021).
охват достигает 78 %2. «ВКонтакте» - крупнейшая социальная сеть, пользователям которой доступны следующие возможности: создавать профиль с информацией о себе, управлять настройками доступа к информации на своей странице, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ, также пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом, к своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудиотреки и видеозаписи, граффити и опросы [Вебер, 2014]. Кроме того, олимпийские волонтеры в интервью сами ссылались на то, что общение между ними происходит именно в этой социальной сети.
Посты, размещенные в социальной сети «ВКонтакте» были единицами анализа, предметом анализа сообществ - наиболее популярные темы обсуждения.
Взаимодействия волонтеров Олимпийских и/ или Паралимпийских игр 2014 г. в социальной сети «ВКонтакте» до, во время и после проведения мероприятия до 2016 г. были рассмотрены ранее [Сухарькова, 2016]. Основная цель данной статьи - анализ онлайн-взаи-модействий олимпийских волонтеров Олимпийских и/или Паралимпийских игр после 2016 г.
На первом этапе исследования нами были отобраны два сообщества олимпийских волонтеров: официальное сообщество «Волонтеры «Сочи-2014»3 и сообщество, которое создали и администрируют сами волонтеры «Подслушано | VOLUNTEERS»4. По данным на 2021 г., официальное сообщество олимпийских волонтеров прекратило свое существование, по этой причине мы будем анализировать взаимодействия волонтеров только в сообществе «Подслушано | VOLUNTEERS».
Изучая онлайн-взаимодействия волонтеров в социальных сетях, мы переносим данный способ общения на офлайн-характеристики сообщества волонтеров. Эксперты пишут о том, что активность людей в социальных сетях представляет собой совокупность осознанных, целенаправленных действий людей в он-лайн-сфере по взаимодействию с другими участниками этого процесса, а значит, можно говорить о взаимозависимости онлайн-взаимодействий и поведенческих моделей в реальной действительности [Гронский, 2011].
2 Гаитбаева С. (2020). Аудитория шести крупнейших соцсетей в России в 2020 году: изучаем инсайты // PPC.World. Режим доступа: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (дата обращения: 10.06.2021).
3 ВКонтакте (2021). Онлайн-сообщество «Волонтеры «Сочи-2014». Режим доступа: http://vk.com/sochi2014_volunteers (дата доступа: 10.06.2021).
4 ВКонтакте (2021). Онлайн-сообщество «Подслушано | VOLUNTEERS SOCHI 2014». Режим доступа: http://vk.com/overhear_sochi2014 (дата доступа: 10.06.2021).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В первую очередь рассмотрим количественные показатели сообщества волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS». Основными количественными показателями участников онлайн-сообществ являются: количество подписчиков сообщества (то есть, популярность), а также «ядро» сообщества (количество пользователей, произведших хоть одно действие в сообществе), «активное ядро» сообщества (количество пользователей, произведших хотя бы три действия в сообществе) и количество внешних участников (количество пользователей, произведших хоть одно действие в сообществе и не являющихся его подписчиками), которые принимают участие в жизни он-лайн-с о о бщества.
Изменения количественных показателей участников и внешних участников онлайн-сообщества олимпийских волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS» представлены на рисунке 1. Стоит заметить, что за наблюдаемый период (с 2014 г. по 2021 г.) количество участников рассматриваемого онлайн-сообщества выросло примерно в два раза (с 4 827 до 8 782 чел.), однако, основной прирост числа участников сообщества зафиксирован в 2014 г. и 2015 г. Говоря об участии внешних пользователей в сообществе, стоит отметить, что в 2014 г. и 2015 г. была отмечена более высокая активность этой группы (10 407 и 17 173 чел. соответственно), после чего показатели активности резко снизились и достигли 559 чел. в 2021 г.
25 000 -|
20 000 -
Отдельно уделим внимание активным группам участников онлайн-сообщества («ядру» и «активному ядру»). Так, максимальное количество пользователей, отнесенных к «ядру», то есть тех, кто совершил одно и более действие в сообществе, было зафиксировано в 2015 г. (24 741 чел.), спустя год после окончания игр, и минимальное количество участников этой группы зафиксировано в 2021 г. (4 107 чел.), что говорит о снижении активности «ядра» сообщества после 2015 г. Аналогичная ситуация сложилась и с участниками, отнесенными к «активному ядру», то есть тех, кто совершил три и более действий в сообществе. В 2015 г. было зафиксировано максимальное количество участников, относившихся в «активному ядру» сообщества (8 663 чел.), затем показатели ежегодно снижались и достигли минимума в 2021 г. (559 чел.). Таким образом, основываясь на данных, полученных при помощи сервисов анализа онлайн-сообществ, мы выявили, что повышенная активность участников сообщества олимпийских волонтеров была в 2015 г., затем показатели активного участия снижались, но общее число участников сообщества постоянно росло до 2020 г., а в 2021 г. зафиксировано снижение числа участников сообщества.
Далее перейдем к рассмотрению количественных изменений в действиях участников онлайн-сообщества «Подслушано | VOLUNTEERS». К действиям участников онлайн-сообщества относят: комментарии, лайки (возможность мгновенно показать свое одобрение какой-либо записи, фотографии, статьи, видеоролика, комментария или же любого другого материала)
15 000 -
10 000 -
5 000 -
I I I I I I I I I
1 февраля 18 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 2014 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
^ Участники — — Ядро - ■ - ■ ■ Активное Внешние
ядро участки
Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study
Рис. 1. Количественные показатели активности участников онлайн-сообщества «Подслушано | VOLUNTEERS» в социальной сети «ВКонтакте»
Figure 1. Quantitative indicators of the activity of participants of the online community "Overheard | VOLUNTEERS" in the social network "VKontakte"
0
и репосты (возможность мгновенно поделиться информационной заметкой, размещенной в социальных сетях, при этом не меняя ее содержания и оставляя ссылку на исходную информацию).
Такие количественные показатели действий участников онлайн-сообщества, как количество публикаций в сообществе и репостов, количество лайков и комментариев представлены на рисунке 2 и 3. Заметим, что показатели действия аккумулируются за годы наблюдений, то есть к показателям предыдущего года прибавляются показатели нового года, это обусловлено тем, что действия участников онлайн-сооб-ществ в социальной сети «ВКонтакте» остаются действительными спустя время.
Важным показателем любого онлайн-сообщества является количество публикаций, которые в нем размещаются, а также количество репостов этих публикаций. За период времени с 2014 г. по 2021 г. в онлайн-сооб-ществе было размещено 17 933 публикаций и 17 122 ре-поста. Однако, с 2016 г. по 2021 г. в онлайн-сообществе было размещено только 732 публикации и участники сделали 2 790 репостов этих публикаций, когда за период с 2014 г. по 2016 г. - 8 761 публикация и 12 775 ре-постов. Таким образом, максимальные показатели он-лайн-сообщества «Подслушано | VOLUNTEERS» были зафиксированы с 2014 г. по 2016 г., то есть время на протяжении непосредственно проведения Олимпийских и Паралимпийских игр и спустя два года после них.
Останавливаясь на других показателях действий участников онлайн-сообщества волонтеров, заметим, что с 2014 г. по 2021 г. количество лайков и комментариев
20 000 -,
15 000
10 000
5 000
0 -1
участников сообщества многократно выросло, что свидетельствует о том, что данное сообщество функционирует и участники этого онлайн-сообщества активны. Количество комментариев в онлайн-сообще-ствах олимпийских волонтеров выросло с 34 502 чел. в 2014 г., до 217 518 чел. в 2021 г., количество лайков -с 34 162 ед. в 2014 г. до 700 010 ед. в 2021 г. Если рассматривать отображение изменения числа лайков, то можно заметить, что наибольшее изменение зафиксировано в 2015 г. (с 122 000 ед. 18 марта 2014 г. до 334 686 ед. 16 марта 2015 г.), из чего следует, что именно в этот период по данному показателю наблюдается максимальная активность участников сообщества.
Изучая действия участников онлайн-сообщества олимпийских волонтеров, мы узнали, что онлайн-со-общество, созданное самими волонтерами, является активной площадкой для взаимодействия участников как во время игр, так и после. Так, спустя 6 лет после мероприятия волонтеры используют сообщество для общения и обмена информации, также со стороны волонтеров проявляется интерес к данному сообществу, хотя этот интерес и снижается по прошествии времени после мероприятия.
Наиболее высокими качественными показателями онлайн-сообщество волонтеров характеризовалось на протяжении 2014-2015 гг., затем показатели сообщества начали снижаться (табл. 1). Данные показатели сообщества подтверждают указанный выше вывод о том, что волонтеры наиболее активно взаимодействовали между собой в рамках онлайн-сообщества во время игр и на протяжении года после.
-1-1-1-1-1-1-1-1-1
7 февраля 18 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 2014 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Количество публикаций
Количество репостов
Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study
Рис. 2. Количественные показатели действий участников онлайн-сообщества олимпийских волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS» в социальной сети «ВКонтакте»
Figure 2. Quantitative indicators of the actions of participants of the online community of Olympic volunteers "Overheard | VOLUNTEERS" in the social network "VKontakte"
800 000 -, 700 000 -600 000 -500 000 -400 000 -300 000 -200 000 -100 000 -
I I I I I I I I I
7 февраля 18 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 16 марта 2014 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
0
Количество лайков — — - Количество комментариев
Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study
Рис. 3. Количественные показатели действий участников онлайн-сообщества олимпийских волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS» в социальной сети «ВКонтакте»
Figure 3. Quantitative indicators of the actions of participants of the online community of Olympic volunteers "Overheard |
VOLUNTEERS" in the social network "VKontakte"
Таблица J. Количественные показатели популярности постов онлайн-сообщества «Подслушано | VOLUNTEERS» в социальной сети «ВКонтакте» по количеству лайков, репостов и комментариев
Table I. Quantitative indicators of the popularity of posts of the online community "Overheard | VOLUNTEERS" in the social network "VKontakte" by the number of likes, reposts and comments
Дата публикации Кол-во Кол-во Кол-во
Пост набранных лайков набранных репостов набранных комментариев
«Вы сказали «невозможно». Мы доказали обратное. Было трудно. Но мы сделали это» 30.03.2014 1609 262 9
«30 фраз, способных вогнать в ступор человека, который не был на ОИ-ПИ 2014» 27.05.2014 1374 322 55
«РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ СТРАНА!! ГОРЖУСЬ!!» 16.03.2014 976 42 13
«#ДайПятеруВолонтеру #Сочи2014 это бест)» 31.03.2014 801 53 13
«....и правда!=)) Волонтеры=))) «Прибрежка» и «Горы»=)))» 25.03.2014 750 76 12
«Я там, где я есть, а сердце в Сочи...» 08.03.2014 667 72 3
««ЭССССТОУ САДОК» Пожалуй, стоит этим
поделиться :) для всех, кто скучает по Горному 06.03.2014 664 185 14
кластеру, по Ласточке и голосам в ней»
«Эти Игры навсегда в наших сердцах!
Мы сделали это! Вместе! Спасибо, Сочи! 06.02.2015 635 85 5
С годовщиной нас, ребята!!!»
«Это было самое нереальное время в нашей жизни!!!» 27.01.2015 634 108 4
«СОЧИ - 2014 7 февраля 2014 года. Тут не надо
ничего говорить, просто вспомнить, КАК это 07.02.2016 616 97 1
было здорово»
Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study
Исследовательский интерес представляет рейтинг наиболее популярных постов онлайн-сообщества олимпийских волонтеров. В таблице 1 представлена информация о 10 наиболее популярных постах сообщества по количеству набранных ими лайков, репо-стов и комментариев за 2014-2021 гг.
Стоит отметить, что все посты, являющиеся наиболее популярными в онлайн-сообществе, были опубликованы в 2014-2016 гг. При этом посты в сообществе прямо или косвенно касаются Олимпийских и/или Паралимпийских игр, где реализовывались практики олимпийского волонтерства. Однако, если рассмотреть рейтинг постов онлайн-сообщества олимпийских волонтеров по охвату, то наиболее просматриваемыми публикациями являются посты, опубликованные с 2017 г. по 2021 г. (табл. 2).
В данном рейтинге публикаций присутствуют не только посты, касающиеся темы Олимпийских
и/или Паралимпийских игр, но и других направлений волонтерства. Что говорит о том, что олимпийские волонтеры принимают участие в разных направлениях волонтерства и не закончили свою работу на добровольных началах после игр. Важно подчеркнуть, что подавляющее количество наиболее просматриваемых постов, касаются темы ностальгии о времени работы в качестве волонтеров на Олимпийских и/или Паралимпийских игр.
Кроме этого, рассмотрим рейтинг наиболее популярных постов онлайн-сообщества олимпийских волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS» за последний год, то есть с 2020 г. (см. табл. 3). Как видно из рейтинга, за последний год участники он-лайн-сообщества наибольшее внимание уделяли воспоминаниям об играх, туризму, вопросам участия в волонтерских программах других мероприятий, а также личным темам.
Таблица 2. Количественные показатели популярности постов онлайн-сообщества олимпийских волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS» в социальной сети «ВКонтакте» по охвату
Table 2. Quantitative indicators of the popularity of posts of the online community of Olympic volunteers "Overheard | VOLUNTEERS" in the social network "VKontakte" by coverage
Пост Дата публикации Охват публикации (кол-во пользователей)
«СОЧИ-2014 - ТРИ ГОДА» 07.02.2017 10 000
«7 марта 2014 года - 3 года назад начались Паралимпийские Игры в Сочи» 07.03.2017 5 849
«СОЧИ-2014 - В ЭТОТ ДЕНЬ ТРИ ГОДА НАЗАД» 23.02.2017 5 003
«С 6й годовщиной волонтеры #sochi2014ru» 17.02.2020 4 842
«СОЧИ-2014 - ТРИ ГОДА Ну и теперь самое прекрасное, что было 3 года назад, 7 февраля 2014 года - Церемония открытия Игр на арене Фишт» 07.02.2017 4 717
«#тригодапослеигр» 07.02.2017 4 255
«СОЧИ-2014 - 5 ЛЕТ... ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ» 09.01.2019 4 157
«SOS!!!! Всем привет! Дорогие друзья, мы очень ищем волонтеров, которые будут рады придти поиграть с детишками в больницах» 15.04.2019 4 047
«Сочи-2014 - 5 лет!!! 5 лет!!!» 07.02.2019 4 021
«Ребята, многие из нас с трепетом и любовью вспоминают это Волшебное время. А ведь этот Праздник мы с вами создали сами!» 23.01.2019 4 014
Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study
Таблица 3. Количественные показатели популярности постов онлайн-сообщества олимпийских волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS» в социальной сети «ВКонтакте» по охвату, количеству лайков, репостов и комментариев за последний год (с 2020 г.)
Table 3. Quantitative indicators of the popularity of posts of the online community of Olympic volunteers "Overheard | VOLUNTEERS" in the social network "VKontakte" by coverage, number of likes, reposts and comments over the past year (from 2020)
Пост Дата публикации Охват публикации (пользователей) Кол-во лайков Кол-во репостов Кол-во комментариев
«С прошедшим, волонтерчики!
Не забывайте те времена и друг друга! 03.03.2021 1 302 138 8 19
Сочи 2014 навсегда в сердце..»
«Это навсегда. Паралимпиада 2014» 07.04.2020 2 501 81 3 2
«Дождливая, почти летняя Москва и яркая Казань! 8-9 сентября 2020» 17.09.2020 2 783 64 3 1
«Добрый день, друзья! ф
Я с теплотой вспоминаю 2014 год и свою 21.07.2020 2 059 42 0 10
волонтерскую деятельность»
«Привет! Я волонтер Сочи 2014, зимняя
олимпийская деревня, ищу друзей, кто меня знает, буду рад новым знакомствам. 22.03.2020 1 898 22 0 8
Всем добра и позитива)»
«Добрый день! Кто-нибудь планирует
стать волонтёром на следующем Чемпионате мира по футболу в Катаре 21.07.2020 1 298 9 0 5
в ноябре - декабре 2022 года?»
«Волонтеры в Китай https://vol.beijing2022.cn/ indexEn.html» 08.01.2021 613 8 3 0
«Про романтику. Есть, кто познакомился
на ОИ, и сейчас вместе? Женаты, или 21.07.2020 986 7 0 0
встречаются как пара?»
«Привет, друзья! Так как сложилась
сложная ситуация из-за пандемии, ищу 10.05.2020 2 339 5 0 0
место для аренды жилья»
«Все волонтерам привет! Может у кого-то
осталась поясная сумка от формы? Куплю 08.08.2020 1 228 4 0 3
недорого»
Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной статьи было изучение онлайн-вза-имодействий олимпийских волонтеров после игр. При этом в статье не только демонстрируются возможности анализа онлайн-сообществ в социальной сети «ВКонтакте», но и была предпринята попытка получения информации о взаимодействиях волонтеров после игр. Исследователи доказали, что участие в олимпийских волонтерских программах способствует
расширению социального капитала волонтеров. Однако возникает вопрос, поддерживают ли волонтеры приобретенные социальные контакты как часть своего социального капитала.
На основе анализа таких показателей онлайн-сообщества олимпийских волонтеров «Подслушано | VOLUNTEERS» в социальной сети «ВКонтакте», как количество подписчиков и внешних участников сообщества, изменение количественных показателей наиболее
активных участников сообщества, а также количество действий участников сообщества и наиболее популярных публикаций сообщества на протяжении наблюдаемого периода с 2014 г. по 2021 г., нами были сделаны выводы о том, что олимпийские волонтеры продолжают взаимодействовать между собой с помощью с онлайн-сообщества «Подслушано | VOLUNTEERS» на протяжении всего рассматриваемого периода
времени; наиболее высокие показатели активности волонтеров в онлайн-сообществе отмечены с 2014 г. по 2016 г., далее активность участников в онлайн-сооб-ществе снижается; самыми актуальными среди участников онлайн-сообщества являются темы волонтерства, включающие воспоминания о работе на играх, информацию о других волонтерских программах и другие темы, например туризма и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вебер К.С., Пименова А.А. (2014). Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. Т. 19, №. 2. С. 634-635.
Ветцель К.Я. (2020). Социальные медиа и социальные сети: проблемы терминологии и модели взаимодействия пользователей // Международный научно-исследовательский журнал. № 9-1 (99). С. 139-141. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.023
ГронскийИ.А. (2011). Социально-философские основания активности Интернет-аудитории в сетевой коммуникации: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. 198 с.
Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. (2015). Социальные сети как элемент социально-экономического развития постиндустриального общества // Науковедение. Т. 7, № 6 (31). С. 1-13. http://doi.org/10.15862/118EVN615
Марарица Л.В., Титов С.М. (2017). Социальный мир человека в эпоху виртуальных социальных сетей // Информационное общество. № 2. С. 30-36.
Мишулина С.И. (2014). Наследие Олимпиады 2014: развитие туристской инфраструктуры // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 8. № 4. С. 75-88. https://doi.org/10.12737/6577
Намруева Э.В. (2020). Интернет-коммуникации как новый канал социального взаимодействия // Академическая мысль. № 3 (12). С. 50-52.
Сухарькова М.П. (2016). Онлайн-активность олимпийского волонтерского движения «Сочи-2014» до и после игр // Информационное общество. № 6. С. 53-63.
Черемисова И.В. (2016). Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. № 2 (16). С. 74-80. https://doi.org/10.15688/jvolsu11.2016.2.9
Чураков А.Н. (2001). Анализ социальных сетей // Социологические исследования. № 1. С. 109-121.
Якименко О.Д. (2014). Основные проблемы управления наследием Олимпийских игр // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. № 4 (110). С. 199-203. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p199-203
Adger W.N., Dessai S., Goulden M., HulmeM., LorenzoniI., Nelson D.R., Naess L.O., Wolf J., WrefordA. (2009). Are there social limits to adaptation to climate change? // Climatic Change. V. 93, no. 3. Pp. 335-354. https://doi.org/10.1007/s10584-008-9520-z
Baum T.G., LockstoneL. (2007). Volunteers and mega sporting events: Developing a research framework // International Journal of Event Management Research, V. 3, no. 1. Pp. 29-41.
Bell B., Gallimore K. (2015). Embracing the games? Leverage and legacy of London 2012 Olympics at the sub-regional level by means of strategic partnerships // Leisure Studies. V. 34, no. 6. Pp. 720-741. https://doi.org/10.1080/02614367.2014.994553
BoydD.M., Ellison N.B. (2007). Social network sites: Definition, history, and scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. V. 13, no. 1. Pp. 210-230. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x
BurnettR., Marshall D. (2003). Web theory: An introduction Text. London; New York: Routledge. 242 p. Daly J.A. (1991). Volunteers in South Australian sport: a study. Canberra: Australian Sports Commission. 48 p.
Dickson T.J., Darcy S., Edwards D., TerwielF.A. (2015). Sport mega-event volunteers' motivations and postevent intention to volunteer: The Sydney World Masters Games, 2009 // Event Management. V. 19, no. 2. Pp. 227-245. https://doi.org/10.3727/152599515X14297053839692
DohertyA. (2012). The volunteer legacy of a major sport event // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events, V 1, no. 3. Pp. 185-207. https://doi.org/10.1080/19407960903204356
Gold J.R., Gold M.M. (2008). Olympic cities: Regeneration, city rebranding and changing urban agendas // Geography Compass. V. 2, no. 1. Pp. 300-318. https://doi.org/10.1111/j.1749-8198.2007.00080.x
Green B.C., Chalip L. (1998). Sport volunteers: Research agenda and application // Sport Marketing Quarterly. V. 7, no. 2. Pp. 14-23.
Hallmann K., Harms G. (2012). Determinants of volunteer motivation and their impact on future voluntary engagement: A comparison of volunteer's motivation at sport events in equestrian and handball // International Journal of Event and Festival Management. V. 3, no. 3. Pp. 272-291. https://doi.org/10.1108/17582951211262701
Kim D., Park C., Kim H., Kim J. (2019). Determinants and outcomes of volunteer satisfaction in mega sports events // Sustainability. V. 11, no. 7. Pp. 1850-1863. http:// doi.org/10.3390/su11071859
Leopkey B., ParentM.M. (2017). The governance of Olympic legacy: process, actors and mechanisms // Leisure Studies. V. 36, no. 3. Pp. 438-451. https://doi.org/10.1080/02614367.2016.1141973
Shin S., Kleiner B.H. (2003). How to manage unpaid volunteers in organisations // Management Research News. V. 26, no. 2/3/4. Pp. 63-71. https://doi.org/10.1108/01409170310784005
Shipway R. (2007). Sustainable legacies for the 2012 Olympic Games // The Journal of the Royal Society for the Promotion of Health. V. 127, no. 30. Pp. 119-124. https://doi.org/10.1177/1466424007077344
Strigas A. (2003). Motivational factors for student volunteers and the development of an incentive typology in sports settings // Research Quarterly for Exercise and Sport. V. 74, no. 1. Pp. 90.
Strigas A.D., Jackson E.N. (2003). Motivating volunteers to serve and succeed: design and results of a pilot study that explores demographics and motivational factors in sport volunteerism // International Sports Journal. V. 7, no. 1. Pp. 111-124.
Truno E. (1995). Barcelona: City of sport // The Keys to Success: The Social, Sporting, Economic and Communications Impact of Barcelona'92 / edited by M. de Moragas, M. Botella. Barcelona: Servei de Publicacions de la UAB. Pp. 43-56.
Wang H., Ju P., Xu H., Wong D. (2019). Are grassroots sports events good for migrant cities' sustainable development? A case study of the Shenzhen 100 km Hikathon // Sustainability. V. 11, no. 1. Pp. 256. https://doi.org/10.3390/su11010256
Zhou Y., Wu Y., Yang L., Fu L., He K., Wang S., Hao J., Chen J., Li C. (2010). The impact of transportation control measures on emission reductions during the 2008 Olympic Games in Beijing, China // Atmospheric Environment. V. 44, no. 3. Pp. 285-293. https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2009.10.040
Zhuang J., Girginov V. (2012). Volunteer selection and social, human and political capital: a case study of the Beijing 2008 Olympic Games // Managing Leisure. V. 17, no. 2-3. Pp. 239-256. https://doi.org/10.1080/13606719.2012.67439701.2021
REFERENCES
Adger W.N., Dessai S., Goulden M., Hulme M., Lorenzoni I., Nelson D.R. and Wreford A. (2009), "Are there social limits to adaptation to climate change?", Climatic Change, vol. 93, no. 3, pp. 335-354. https://doi.org/10.1007/s10584-008-9520-z
Baum T.G. and Lockstone L. (2007), "Volunteers and mega sporting events: Developing a research framework", International Journal of Event Management Research, vol. 3, no. 1, pp. 29-41.
Bell B. and Gallimore K. (2015), "Embracing the games? Leverage and legacy of London 2012 Olympics at the sub-regional level by means of strategic partnerships", Leisure Studies, vol. 34, no. 6, pp. 720-741. https://doi.org/10.1080/02614367.2014.994553
Boyd D.M. and Ellison N.B. (2007), "Social network sites: Definition, history, and scholarship", Journal of Computer-Mediated Communication, vol. 13, no. 1, pp. 210-230. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x
Burnett R. and Marshall D. (2003), Web theory: An introduction Text, Routledge, London, UK; New York, USA.
Cheremisova I.V. (2016), "Content analysis of pages of active users of the "VKontakte" social network", Science Journal of Volgograd State University. Series 11: Natural Sciences, no. 2(16), pp. 74-80. (In Russian).
Churakov A.N. (2001), "Analysis of social networks", Sociological Studies, no. 1, pp. 109-121. (In Russian). Daly J.A. (1991), Volunteers in South Australian sport: a study, Australian Sports Commission, Canberra, Australia.
Dickson T.J., Darcy S., Edwards D. and Terwiel F.A. (2015), "Sport mega-event volunteers' motivations and postevent intention to volunteer: The Sydney World Masters Games, 2009", Event Management, vol. 19, no. 2, pp. 227-245. https://doi.org/10.3727/152599515X14297053839692
Doherty A. (2012), "The volunteer legacy of a major sport event", Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events, vol. 1, no. 3, pp. 185-207. https://doi.org/10.1080/19407960903204356
Efimova G.Z. and Zyuban E.V. (2015), "Role and place of the social networks in forming economic risks for users", Naukovedenie, vol. 7, no. 6 (31), pp. 1-13. (In Russian).
Gold J.R. and Gold M.M. (2008), "Olympic cities: Regeneration, city rebranding and changing urban agendas", Geography Compass, vol. 2, no. 1, pp. 300-318. https://doi.org/10.1111/j.1749-8198.2007.00080.x
Green C. and Chalip L. (1998), "Sport volunteers: Research agenda and application", Sport Marketing Quarterly, vol. 7, no. 2, pp. 14-23.
Gronskii I.A. (2011), Socio-philosophical foundations of the activity of the Internet audience in network communication: dis. ... Cand. Sci. (Philos.): 09.00.11, Lobachevsky University, Nizhny Novgorod, Russia, 198 p. (In Russian).
Hallmann K. and Harms G. (2012), "Determinants of volunteer motivation and their impact on future voluntary engagement: A comparison of volunteer's motivation at sport events in equestrian and handball", International Journal of Event and Festival Management, vol. 3, no. 3, pp. 272-291. https://doi.org/10.1108/17582951211262701
Kim D., Park C., Kim H. and Kim J. (2019), "Determinants and outcomes of volunteer satisfaction in mega sports events", Sustainability, vol. 11, no. 7, pp. 1850-1863. http:// doi.org/10.3390/su11071859
Leopkey B. and Parent M.M. (2017), "The governance of Olympic legacy: Process, actors and mechanisms", Leisure Studies, vol. 36, no. 3, pp. 438-451. https://doi.org/10.1080/02614367.2016.1141973
Mararitsa L.V. and Titov S.M. (2017), "Social world of the personality in the virtual networks era", Information Society, no. 2, pp. 30-36. (In Russian).
Mishulina S.I. (2014), "The legacy of the 2014 Olympics: the development of tourist infrastructure", Service and Tourism: Current Challenges, vol. 8, no. 4, pp. 75-88. (In Russian).
Namrueva E.V. (2020), "Internet communications as a new channel of social interaction", Academic Thought, no. 3(12), pp. 50-52. (In Russian).
Shin S. and Kleiner B.H. (2003), "How to manage unpaid volunteers in organisations", Management Research News, vol. 26, no. 2,3, 4, pp. 63-71. https://doi.org/10.1108/01409170310784005
Shipway R. (2007), "Sustainable legacies for the 2012 Olympic Games", The Journal of the Royal Society for the Promotion of Health, vol. 127, no. 30, pp. 119-124. https://doi.org/10.1177/1466424007077344
Strigas A. (2003), "Motivational factors for student volunteers and the development of an incentive typology in sports settings", Research Quarterly for Exercise and Sport, vol. 74, no.1, pp. 90.
Strigas A.D. and Jackson E.N. (2003), "Motivating volunteers to serve and succeed: Design and results of a pilot study that explores demographics and motivational factors in sport volunteerism", International Sports Journal, vol. 7, no. 1, pp. 111-124.
Sukharkova M.P. (2016), "Online activity of the Olympic volunteer movement "Sochi-2014" before and after the games", Information Society, no. 6, pp. 53-63. (In Russian).
Truno E. (1995), "Barcelona: City of sport", The Keys to Success: The Social, Sporting, Economic and Communications Impact of Barcelona'92, edited by de Moragas, M., Botella, M., Servei de Publicacions de la UAB, Barcelona, Spain. pp. 43-56.
Wang H., Ju P., Xu H. and Wong D. (2019), "Are grassroots sports events good for migrant cities' sustainable development? A case study of the Shenzhen 100 km Hikathon", Sustainability, vol. 11, no. 1, pp. 256. https://doi.org/10.3390/su11010256
Weber K.S. and Pimenova A.A. (2014), "Comparative analysis of social networks", Tambov University Reports. Series Natural and Technical Sciences, vol. 19, no. 2, pp. 634-635. (In Russian).
Wetzel K.Ya. (2020), "Social media and social networking services: terminological problems and user communication models", International Research Journal, no. 9-1 (99), pp. 139-141. (In Russian). https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.023
Yakimenko O.D. (2014), "The main problems of Post-Olympic Games legacy and sustainability management", Uchenye zapiski universiteta imeni PFLesgafta, no. 4(110), pp. 199-203. (In Russian). https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p199-203
Zhou Y., Wu Y., Yang L., Fu L., He K., Wang S., Hao J., Chen J. and Li C. (2010), "The impact of transportation control measures on emission reductions during the 2008 Olympic Games in Beijing, China", Atmospheric Environment, vol. 44, no. 3, pp. 285-293. https://doi.org/10.1016/). atmosenv.2009.10.040
Zhuang J. and Girginov V. (2012), "Volunteer selection and social, human and political capital: a case study of the Beijing 2008 Olympic Games", Managing Leisure, vol. 17, no. 2-3, pp. 239-256. https://doi.org/10.1080/13606719.2012.674397
TRANSLATION OF FRONT REFERENCES
1 Volkov D., Goncharov S. (2020), Russian Media Landscape-2020, Levada-Center (Yuri Levada Analytical Center). Available at: https://www.levada.ru/2020/04/28/rossijskij-medialandshaft-2020 (accessed 10.06.2021).
2 Gaitbaeva S. (2020), The audience of the six largest social networks in Russia in 2020: studying insights, PPC.World. Available at: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (accessed 10.06.2021).
3 VKontakte (2021) Online community "Sochi-2014 Volunteers". Available at: http://vk.com/sochi2014_volunteers (accessed 10.06.2021).
4 VKontakte (2021) Online community "Overheard | VOLUNTEERS SOCHI 2014". Available at: http://vk.com/overhear_sochi2014 (accessed 10.06.2021).