Научная статья на тему 'Эволюция подготовки волонтеров Олимпийских игр: исторический аспект'

Эволюция подготовки волонтеров Олимпийских игр: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ВОЛОНТЕРЫ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ / РЕКРУТИНГ / ОБУЧЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ВОЛОНТЕРСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Н.И.

В статье рассматривается эволюция процесса подготовки волонтеров Олимпийских игр в области управления добровольческими ресурсами крупных спортивных мероприятий. Автор обращается к уникальным международных практикам подготовки волонтеров Игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горлова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE PREPARATION OF VOLUNTEERS FOR THE OLYMPIC GAMES: THE HISTORICAL ASPECT

The article discusses the evolution of the process of preparing the volunteers of the Olympic Games in the field of managing the volunteer resources of major sporting events. The author refers to the unique international practices of preparing volunteers for the Games.

Текст научной работы на тему «Эволюция подготовки волонтеров Олимпийских игр: исторический аспект»

HISTORICAL SCIENCES

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Горлова Н.И.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, К.и.н., доцент, г. Москва, Россия

EVOLUTION OF THE PREPARATION OF VOLUNTEERS FOR THE OLYMPIC GAMES: THE HISTORICAL ASPECT

Gorlova N.I.

Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Historical Science, associate professor

Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается эволюция процесса подготовки волонтеров Олимпийских игр в области управления добровольческими ресурсами крупных спортивных мероприятий. Автор обращается к уникальным международных практикам подготовки волонтеров Игр.

ABSTRACT

The article discusses the evolution of the process of preparing the volunteers of the Olympic Games in the field of managing the volunteer resources of major sporting events. The author refers to the unique international practices of preparing volunteers for the Games.

Ключевые слова: олимпийские волонтеры, олимпийские игры, подготовка волонтеров, рекрутинг, обучение, волонтерские программы, волонтерский менеджмент, управление добровольческими ресурсами.

Keywords: Olympic volunteers, Olympic games, volunteer training, recruiting, training, volunteer programs, volunteer management.

Подготовка олимпийских волонтеров признается как одно из важнейших и стратегических направлений в организации крупномасштабных спортивных мероприятий [14]. Первые образовательные тренинги для волонтеров прошли в Хельсинки в 1952 году. Однако по своему содержанию представленная «программа обучения» носила инструктивный характер. На Олимпийских играх в Риме (1960 г.) волонтеры в обязательном порядке проходили курс практической подготовки в рамках конкретного функционала направлений деятельности. В Саппоро (1972 г.) волонтеры прошли первый курс подготовки по сервису «переводчик Игр».

Олимпийские игры в Лейк Плесиде (1978 г.) обращаются к практике организации подготовительных курсов обязательных для прохождения всех кандидатов в волонтеры и проводились спортивными комитетами.

Подготовительная программа состояла из нескольких взаимосвязанных образовательных блоков: введение в историю Олимпийское движение, культурология и практический курс по функциональной сфере деятельности. Начиная с Олимпийских игр в Лос-Анжелесе (1984 г.), активно тиражируется опыт использования современных методов обучения.

Олимпийские игры в Турине 2006 года стали одними из первых, которые имели хорошо разработанный сайт, на котором размещались учебные

материалы и справочная информация для волонтеров. Каждый волонтер в любой момент времени мог обратиться к необходимой ему информации. Кроме того, был впервые организован Департамент работы с волонтерами в структуре оргкомитета Олимпийских игр.

Программы работы с волонтерами Олимпийских игр в Турине это не только вклад в развитии инфраструктуры добровольчества, но и совместная работа сообществ на конкретном проекте способствует социальной интеграции населения [16]. Волонтеры своей деятельностью не только оказывали необходимую помощь спортсменам и общественности, в общем, повышали социально-культурный уровень Олимпийских игр.

В обучении волонтеров широко использовались интерактивные обучающие программы. Организационный комитет Олимпийских игр разработал новые эффективные схемы привлечения и удержания волонтеров [5, 7].

В рамках проведения Олимпийских игр в Пекине (2008 г.) обращаются к практике привлечения профессорско-преподавательского состава в подготовке волонтеров. Большую роль в подготовке сыграли преподаватели Пекинского Университета и Пекинского Института Иностранных Языков [16].

Современные международные программы олимпийского образования, используемые в системе подготовки волонтеров, в обязательном по-

рядке включают в себя блоки по изучению истории античных и современных Олимпийских игр, знакомства с основополагающими принципами олимпизма, а также возможностей и специфики применения личного профессионального опыта в работе на олимпийских объектах при обслуживании участников, судей и гостей Олимпийских и Паралимпийских игр [10].

Отличительной чертой Игр в Пекине стал многотысячный состав корпуса волонтеров - 70 тысяч добровольных работников на Олимпийских и 30 тысяч человек на Паралимпийских играх [12]. В многочисленные программа, сопутствующим Играм вовлекалось практически все население столицы.

Основной состав волонтерского корпуса был представлен студентами пекинских вузов и соотечественники из Гонконга, Макао и с Тайваня. Из 1,2 миллиона желающих было отобрано 100 тысяч волонтеров. Возрастной диапазон колебался от 18 до 25 лет.

Обучение волонтеров проводилось в несколько этапов. Первый этап - публикация учебных материалов (август 2006 - март 2007), второй - выбор учебных программ и непосредственно сам процесс обучения (март 2007 - апрель 2008), третий - проводился непосредственно перед открытием Олимпийских игр, и заключался в прохождении тестовых испытаний на олимпийских объектах (апрель 2008 - начале августа 2008 года) и последний этап проводился во время проведения Олимпийских игр (начало августа - середина сентября 2008 г.) [15].

Пекинские волонтеры были задействованы на олимпийских объектах, информационных центрах, оказывали помощь туристам и гостям Игр на улицах олимпийской столицы. 400 тысячная армия добровольцев-гидов, организовали интересные культурно-исторические туры для гостей столицы по достопримечательностям столицы.

Олимпийский организационный комитет Ванкувера привлек к добровольческой работе 25 тысяч волонтеров. За два года до начал Игр Олимпийским комитетом была запущена он-лайн-акция «Call for Volunteers» - национальная компания ре-крутинга и отбора волонтеров для обслуживания Игр [11]. Специальные подготовленные рекрутеры из Оргкомитета проводили многочисленные собеседования в различных городах страны (Торонто, Монреале, Галифаксе, Виннипеге, Калгари, Вист-лере, Ванкувере и Свамише).

Организаторы лондонских Игр привлекли 70 тысяч добровольцев из числа опытных волонтеров и новичков. Стать участником Игр могли волонтеры «от 18 и старше», заполнившие специальную заявочную форму и прислать по электронной почте в адрес Лондонского оргкомитета (LOCOG) [13]. Минимальный набор требований волонтеров включал необходимые коммуникативные навыки, опыт работы в команде, а также знание компьютера на уверенном пользовательском уровне [19, 20].

Команда волонтеров от добровольных специалистов до сотрудников общего профиля прошла

полных курс специально организованного обучения.

Огромную роль в подготовке волонтеров лондонских Игр сыграл Национальный союз студентов, презентовавший специальную волонтерскую программу «Стань чемпионом» [9]. В качестве менеджеров по обучению персонала волонтеров выступили студенты, получившие статус Послов Олимпийских игр. Обучение волонтеров проводилось дифференцированно по принципу специализации их функциональной деятельности на площадках 70 университетов по всей территории Великобритании. Один из самых крупных центров располагался на территории Sheffield Hallam University, в котором волонтеры проходили в тестовом режиме подготовку к Играм. Этот Университет, в рамках установленного партнерства с Оргкомитетом Игр, и около 200 студентов получили возможность пройти стажировки для дальнейшего обучения других студентов и участия на Олимпийских играх как профессионалы [17. 18].

Уникальная программа подготовки 25 тысячной армии волонтеров XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи была реализована АНО «Оргкомитетом «Сочи 2014» [2].

В основу программы подготовки волонтеров Игр были положены принципы неформального обучения, основанного на кооперации в процессе тренинга между участниками, их динамическое взаимодействие через общение, опыт совместной деятельности и апелляции к имеющемся у волонтера знаний и навыков [6]. Технологии неформального обучения, такие как брифинг и дебри-финг дали возможность сформировать осознанность в работе волонтеров, сместили акценты с просто получения положительных эмоций на устойчивую мотивацию достижения успеха в работе, эффективное общение и осознание собственной ответственности за результат. Проективные техники общих тренингов компетенций через подкрепление анализа прошлого позволили выстроить траектории успешной работы в настоящем [1]. Деловые игры и кейсы в функциональном обучении предоставили возможность более четко и детально рассмотреть различные аспекты работы волонтера и на практике отработать алгоритмы действия в сложных ситуациях. Принципы неформального обучения «через опыт», «через ресурсное общение», «обучение делом» обусловили модели тренингов, которые содержали как презентационные материалы с необходимой информацией, так и формы интерактивной работы самих участников тренинга по выработке тех или иных решений, выводов и алгоритмов работы [6].

В январе 2013 г. в России стартовал беспрецедентный по своим масштабам и географическому охвату образовательный проект на базе учебных заведений Волонтерских центров. Волонтерские центры осуществляли обучение волонтеров по 11 укрупненным направлениям (профилям): «Транспорт», «Медицина», «Допинг-контроль», «Обслуживание делегаций и команд, протокол, лингви-

стические услуги», «Технологии», «Церемонии», «Коммуникации и пресса», «Административная деятельность и аккредитация», «Сервис», «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями», «Паралимпийская специфика».

Тренера, приступившие к массовому обучению волонтеров по всей России, прошли специально разработанный шестидневный тренинг «Учись учить!», включавший в себя ознакомление с историей Олимпийских игр, олимпийскими видами спорта, спортивными объектами и ключевыми правилами команды волонтеров Игр. Большой блок курса был связан с отработкой на практике профессиональных тренерских навыков, необходимых для наставников волонтеров.

В итоге, было подготовлено более 300 тренеров из Краснодара, Москвы, Твери, Ханты-Мансийска, Уфы, Санкт-Петербурга, Сочи, Пятигорска, Волгограда, Казани и Томска.

Общий курс обучения волонтеров «Сочи 2014» работе на Играх проходил во всех волонтерских центрах страны с марта по июнь 2013 года. Продолжительность программы курса составляла всего три дня, в течение которых волонтерам предстояло познакомились с историей и ценностями Игр, узнать об особенностях зимних видов спорта [3].

С сентября по декабрь 2013 года волонтеры Игр прослушали курс «Моя работа». На функциональном тренинге добровольцы получили представление о роли и задачах конкретного функционального направления на Играх, а также правилах работы в рамках этой функции [4]. Волонтеры приобрели профессиональные знания и навыки, необходимые для эффективного выполнения своих должностных обязанностей на Играх.

Последний этап обучения под названием «Мой объект» проходил непосредственно перед Играми - в январе-марте 2014 года. Предварительный инструктаж волонтеры прослушали вживую на том олимпийском объекте, где им предстояло работать во время Игр. В ходе интерактивной увлекательной экскурсии по олимпийскому сооружению волонтерам рассказали об истории создания объекта и его особенностях. Также добровольцы смогли познакомиться с командой объекта. После тренинга волонтеры легко ориентировались на территории объекта и знали все его секретные ходы. Всех волонтеров обеспечивали необходимыми учебными материалами, которые можно найти на портале волонтеров Игр.

Во многом благодаря волонтерам, Игры в Сочи имели оглушительный успех и продемонстрировали всему миру величие России и высочайший уровень организации величайшего спортивного события. По многочисленным отзывам гостей, высокий уровень подготовки, профессионализм и доброжелательность стали визитной карточкой волонтеров XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Литература

1. Андержанова З.А. Социально-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности воспитанников детских домов как условие стимулирования их социальной активности. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Российский государственный социальный университет. Москва, 2011.

2. Горлова Н.И., Красавина Е.В., Крутицкая Е.В., Троска З.А. волонтерство как фактор социализации молодежи: исторические и современные практики. Коллективная монография / Москва, 2016.

3. Горлова Н.И., Крутицкая Е.В. Оценка социальных проектов. Особенности экспертизы в сфере добровольчества. Учебное пособие / Под общей редакцией Н.И. Горловой. Москва, 2015. С. 280.

4. Горлова Н.И., Крутицкая Е.В. Руководство по сертификации, мониторингу и оценке деятельности добровольческих организаций. Учебное пособие / Москва, 2016. С. 120.

5. Горлова Н.И, Крутицкая Е.В., Троска З.А. Проектирование и моделирование в социальной работе. Учебное пособие / Под общей редакцией Н.И. Горловой. Редакционно-издательский центр МГГУ им. М.А. Шолохова. Москва, 2015. С. 266.

6. Горлова Н.И., Троска З.А. «Service-Learning^» как эффективная технология организации учебного процесса через волонтерскую практику и социальную активность в современном образовательном учреждении: история и современность // Ученые записки Российского государственного социального университета. № 1 (134). 2016. С. 128-135.

7. Горлова Н.И., Троска З.А. Основы волонтерского менеджмента: руководство по кейс-технологиям / Под общ. ред. Н.И.Горловой. М.: ИТД "ПЕРСПЕКТИВА", 2016. С. 98.

8. Горлова Н.И., Троска З.А. Сертификация деятельности добровольческих организаций, реализуемых программ/проектов. Волонтёр. 2016. № 1 (17). С. 6-15.

9. Данные официального сайта Олимпийских игр в Лондоне: http://www.olvmpic.org/london-2012-summer-olvmpics

10. Коренева М. В., Кружков Д. А. Разработка программы подготовки волонтеров в Олимпийском движении и ее внедрение в профессиональное образование сервисных специальностей. //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта № 1 / 2009 С. 61

11. Официальный сайт волонтеров Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере: http://olvmpicvolunteer.wordpress.com/categorv/volu nteers/

12. Официальный сайт Олимпийских игр 2008 года в Пекине: http://www.olvmpic.org/beiiing-2008-summer-olvmpics

13. Официальный сайт Олимпийских игр 2012 года в Лондоне: http://www.olvmpic.org/london-2012-summer-olvmpics.

14. Шашков А.В. Уровень коммуниктивной

толерантности как фактор мотивации волонтер-ства// Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность: Материалы 5-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 4-6 октября 2012 г. / Отв. ред. И.Н. Макарова, Е.В. Поступинская. - Сочи: РИЦ СГУ, 2012. - 313 с.

15. BOCOG (2007) BOCOG Begins to Train Volunteer Program Officers, Official website of the BEIJING 2008 Olympic Games, available at http//en.beijing2008.cn/83/67/column211716783.shtm l.

16. Frey M., Iraldo F., Melis M. The impact of wide-scale sport event on local development: an assessment of the XXth Torino Olympic throuth the sustainability report . 43 Social Sciences Research Network (April 2008).

17. Gorlova N.I., Troska Z.A., Sologub V.A., Vasileva T.V., Skripchenkova E.V. The Model of Inclusive Volunteering as a condition for the socialization of disabled people: research and results. Indian

Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. № 36. C. 102033.

18. Gorlova N.I., Troska Z.A., Starovojtova L.I., Kononova T.B. Volunteers Training for Audio Description Service within the Sochi 2014 Project as Exemplified by activity of the Russian State Social University Volunteer Center: Research and Findings -Indian Journal of Science and Technology, 2016, T9. №14, C. 91096.

19. Khairutdinova R.R., Selivanova O.G., Abild-ina S.K. Pedagogical conditions of school students' subjectivity formation in the educational process. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 3. C. 141-150.

20. Zakirova V.G., Khairutdinova R.R. Genre specificity and methodology for the creation of artistic and historical works (based on the historical tatar novel). Life Science Journal. 2014. T. 11. № 10. C. 623627.

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ И ЭТНОЛОГИЯ СТРАН АТР: ГРАММАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

Кремнёв Е.В.

Иркутский государственный университет, доцент

Макеева С.Б.

Иркутский государственный университет, доцент

Кузнецова О.В.

Иркутский государственный университет, доцент

ASIA-PACIFIC REGIONAL STUDIES AND ETHNOLOGY: GRAMMATOLOGICAL ETYMOLOGY AS A METHOD OF STUDYING MATERIAL AND HOUSEHOLD CULTURE OF

ANCIENT CHINA

Kremnyov E. V.

Irkutsk State University, Associate Professor

Makeyeva S.B. Irkutsk State University, Associate Professor

Kuznetsova O. V.

Irkutsk State University, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу использования метода грамматологической этимологии, предложенного С.М. Георгиевским в своем труде «Анализ иероглифической письменности китайцев, как отражающей в себе историю жизни древнего китайского народа» для изучения материально-бытовой культуры Древнего Китая.

ABSTRACT

This article analyzes the method of the grammatological etymology proposed by S.M. Georgyevskiy in his «Analysis of the Chinese hieroglyphic writing as it reflects the history of the life of the ancient Chinese people» for the research of Material culture of Ancient China.

Ключевые слова: магистратура, регионоведческое направление, российское китаеведение; грамматологическая этимология; китайская письменность; материально-бытовая культура Древнего Китая.

Keywords: Master's Program; Regional Studies; Russian Sinology; grammatological etymology; Chinese writing; Political structure of Ancient China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.