профессиональной деятельности, посещений библиотеки, культурных мероприятий, то сегодня необязательно быть с активной жизненной позицией, чтобы узнать необходимые новости, молодежью предпочитается виртуальное общение.
В ходе данного исследования мы выяснили, что учащиеся 5 и 10 классов общеобразовательной средней школы № 3 Нюрбинского района использует СМИ в качестве главного источника информации. При этом основным источником является Интернет.
Исходя из вышесказанного, СМИ оказывают огромное влияние на взрослеющих подростков, формируя их жизненную позицию и мировоззрение, социальную культуру.
Литература:
1. http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
2. Андреев, К.А. Влияние СМИ на сознание современной молодежи / К.А. Андреев // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 11. - URL: https://sibac.info//archive/humanities/11 .pdf
3. Жилавская, И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.10 / И.В. Жилавская. - М., 2008. - 232 с.
4. Карпова, М.К. Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи / М.К. Карпова, В.И. Евдокимов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2019. - Т. 7. - № 2 (26).
5. Киямова, Л.У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи [Текст] / Л.У. Киямова // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 96-97. - URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2747/
Педагогика
УДК 343.988
аспирант Фаленвайдор Эмиль Олегович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)
ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматриваются проявления виктимного поведения студентов с инвалидностью в условиях обучения в вузе. Дан анализ особенностей работы над преодолением и профилактикой виктимного поведения средствами педагогической коррекции.
Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Annotation. The article discusses the manifestations of victim behavior of students with disabilities in the conditions of study at a university. The analysis of the features of work on overcoming and prevention of victim behavior by means of pedagogical correction is given.
Key words: victimization, victim behavior, students with disabilities and disabilities.
Введение (Introduction). Виктимность - характеристика свойств личности, благодаря неблагоприятным обстоятельствам, имеющая социальные и личностные дефекты и психологические отклонения. Сам термин используется еще с XVII века и первоначально был связан с характеристикой жертв противоправного и криминального поведения. Виктимология как научное направление стала развиваться в середине ХХ века. В настоящее время виктимология чаще рассматривается с точки зрения криминологии и жертв преступления. Тем не менее исследования в направлении педагогической и социальной виктимологии успешно проводятся и являются перспективными в гуманитарной науке.
Существенным признаком виктимного поведения - это проведение определенных действий или их отсутствие, которые способствуют тому, что человек чувствует себя в роли потерпевшего.
Основные понятия социально-педагогической виктимологии были рассмотрены в работах А.В. Мудрик и М.Г. Петрина: жертва неблагоприятных условий социализации, виктимность, виктимогенность, виктимайзер [2]. О.О. Андронникова в своей докторской диссертации рассматривает особенности дезадаптивных подростков в учреждениях образования. В исследовании рассмотрены особенности виктимного поведения, причины возникновения виктимности и ее уровни [2].
Основные концепции виктимизации как следствия нарушения социализации представлены в работах А.Л. Репецкой (виктимогенная деформация личности; профессиональная или «ролевая» виктимность; возрастная виктимность; виктимность-патология); В.И. Загвязинского (люди, ставшие жертвами обстоятельств объективного характера; люди с недостаточным жизненным опытом; люди с отрицательными нравственно-психологическими свойствами); В.Я. Рыбальской (виктимность как совокупность социально-психологических свойств личности; виктимность как исключительно социальное, «безличное» свойство; виктимность как биофизиологическое свойство личности; виктимность как следствие патологического состояния личности); А.В. Мудрика (реальные жертвы, потенциальные и латентные жертвы.
Профилактика виктимности представляет собой меры по устранению виктимогенных факторов в поведении личности.
Опираясь на исследования Л.С. Колмогоровой, Г.Г. Спиридоновой, М.В. Волковой, О.В. Карпеевой мы выделяем следующие критерии педагогической коррекции к преодолению и профилактике виктимного поведения студентов с инвалидностью: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-потребностный и рефлексивный уровни.
Изложение основного материала статьи. Материалами исследования послужили исследования последних лет в области педагогической виктимологии. В работе был использован контент-анализ для выявления особенностей методов арт-терапии, коммуникативных тренингов, использования достижений современной социальной, психологической и педагогической виктимологии в гуманитарном вузе.
Экспериментальное исследование, проводимое на базе Казанского государственного института культуры во взаимодействии с УВО «Университет управления «ТИСБИ». В эксперименте приняли участие 137 студентов, обучающихся в данных вузах: 50 человек экспериментальная группа и 87 человек контрольная группа.
Этапы работы: диагностический (констатирующий) - изучение начального уровня сформированности компетенций, формирующий этап в экспериментальной группе, контрольный - проведение итоговой диагностики - сравнение результатов групп исследования после завершения эксперимента с исходными данными.
В результате теоретического изучения проблемы была разработана педагогическая модель преодоления и профилактики виктимности в образовательном пространстве вуза. Для апробации педагогической модели коррекции и
профилактики виктимного поведения студентов с инвалидностью была реализована экспериментальная работа, представляющая собой педагогическую деятельность в рамках образовательного пространства гуманитарного вуза. В эксперименте приняли участие студенты с инвалидностью разных нозологий (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухие).
Важным элементом педагогической модели является проведение диагностики студентов с инвалидностью в контексте преодоления и профилактики виктимного поведения, которая помогает отследить эффективность реализации педагогической модели, оперативно внести в нее коррективы и отследить динамику роста изменений в поведении и самочувствии виктимных студентов. Положительная динамика такой диагностики означает эффективность применения педагогической модели.
В процессе исследования сформулированы и обоснованы критерии сформированности виктимного поведения (когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-потребностный, рефлексивный).
Когнитивный критерий выражается в готовности личности к саморазвитию, самоутверждению; отражает общий уровень знаний о инклюзивной культуре, взаимодействии друг с другом, общечеловеческих ценностях и установках. Методиками для диагностики когнитивного критерия являлись «Диагностика склонности к виктимному поведению» (Андронникова О.О.) и 16-Факторный личностный опросник (16-рГ), форма "с" (№ 105) р. Кеттелла.
Мотивационно-ценностный критерий определяет совокупность у студентов мотивов, целей в жизни, придающих осмысленность и временную перспективу; целеустремленность; личную ответственность; свободу выбора; способность контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; степень социального доверия. Методиками для диагностики мотивационно-ценностного критерия являются Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (адаптация теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика); Шкала социального доверия Дж. Роттера; методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина (МИС).
Эмоционально-волевой критерий определяется эмоциональной устойчивостью по отношению к событиям; наличие/отсутствие тревожности, подозрительности, внутренней конфликтности в отношениях к окружающим людям; способностью контролировать свое эмоциональное состояние. Методиками для диагностики эмоционально-волевого критерия являлись 16-факторный опросник Р. Кеттелла; методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина (МИС).
Рефлексивно-деятельностный компонент определяет способность коррекции деятельности и проведение ее анализа, способы мышления и взаимодействия с коллективом, преодолении учебных трудностей. Методиками компонента является методика Роджерса-Даймонда, Самоактуализационный тест (САТ) Э.Шостром.
Таблица 1
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе исследования
Параметры Констатирующий этап
Экспер. гр. Конт. гр. Т-критерий Стьюдента
Когнитивный критерий
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 9,22 7,78 * эмп. 2,8 при р<0,01
Склонность к гиперсоциальному поведению 7,3 6,26 t эмп. 2,6 при р<0,01
Склонность к зависимому беспомощному поведению 9,1 7,35 * эмп. 3,8 при р<0,01
Склонность к некритичному поведению 8,76 7,97 t эмпер. 1,7 при р<0,01
Реализованная виктимность 7,58 5,51 * эмп. 5 при р<0,01
Интеллектуальность (Кеттел) 3,5 5,8 * эмп. 5.3 при р<0,01
Моральная нормативность (Кеттел) 4,4 5,4 * эмп. 2.8 при р<0,01
конформизм - нонконформизм 5,5 5,5 t эмп. 0.2 при р<0,01
Мотивационно-ценностный критерий
Цели в жизни (СЖО) 25,58 30,9 * эмп. 4.1 при р<0,01
Результат жизни (СЖО) 23,84 25,66 t эмп. 1.9 при р<0,01
Локус контроля - Я (СЖО) 18,56 20,51 t эмп. 2.4 при р<0,01
Локус контроля - жизнь (СЖО) 26,82 31,6 * эмп. 4.2 при р<0,01
Социально доверие (Доверие / недоверие) 76,2 66,7 t эмп. 6.4 при р<0,01
Самоценность (МИС) 5,9 7,2 * эмп. 3.8 при р<0,01
Внутренняя честность (закрытость/открытость) (МИС) 5,9 5,7 t эмп. 1.1 при р<0,01
Ценностная ориентация (САТ) 46 50,2 * эмп. 2.8 при р<0,01
Эмоционально-волевой критерий
Эмоциональная чувствительность/уравновешенность 6,7 5,1 * эмп. 5.5 при р<0,01
Подозрительность/доверчивость 5,9 7 t эмп. 2.4 при р<0,01
Эмоциональная стабильность/эмоциональная нестабильность 4,5 4,7 t эмп. 0.5 при р<0,01
Смелость/робость 4,5 4,9 t эмп. 1.1 при р<0,01
Мечтательность/практичность 4,4 5,7 * эмп. 3.9 при р<0,01
Общительность (Кеттел) 4,2 4,9 t эмп. 1.7 при р<0,01
Доверчивость - подозрительность 5,9 7 t эмп. 2.4 при р<0,01
Самоуверенность (МИС) 5,9 7,2 * эмп. 3.8 при р<0,01
Рефлексивно-деятельностный критерий
Адаптивность 54,1 1,7 * эмп. 4.1 при р<0,01
Принятие себя 51,2 50,7 * эмп. 3.2 при р<0,01
Параметры Констатирующий этап
Экспер. гр. Конт. гр. Т-критерий Стьюдента
Принятие других 48,7 47,5 t эмп. 0.7 при р<0,01
Эскапизм (уход от проблем) 17,3 15,3 t эмп. 2.3 при р<0,01
Креативность (САТ) 53,3 52,3 t эмп. 0.7 при р<0,01
Синергия (САТ) 47,4 51,1 t эмп. 2.5 при р<0,01
Сензитивность к себе (САТ) 49,8 51 t эмп. 0.2 при р<0,01
Спонтанность (САТ) 47,7 50,2 t эмп. 0.6 при р<0,01
Диагностика студентов на этапе констатирующего эксперимента выявила статистически значимые различия сформированности виктимного поведения в группах. В соответствии с полученными результатами, участие в программе конструктивного изменения личности на основе программы личностного роста рекомендуется более чем 70% студентов экспериментальной группы. Таким образом, проведённое нами исследование доказывает обоснованность внедрения авторской программы, способствующей личностному развитию студента с инвалидностью.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа конструктивного изменения личности на основе тренинговых занятий с элементами арт-терапии, предполагающих преодоление виктимного поведения. На теоретическом этапе формирующего эксперимента предполагалась педагогическая деятельность по информационному обеспечению студентов новыми знаниями о себе. Основной целью данного этапа стало получение студентами информации о своем «Я», саморазвитии и самовоспитании. Реализован образовательный модуль, предусматривающий осознание студентами себя, главных ценностных ориентиров, приоритетов и жизненных установок, совершенствование у студентов направленности на саморазвитие и самоизменение.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования
Параметры контрольный этап
Эксперим. гр (1 этап) Эксперимен. гр. (2 этап) Т-критерий Стьюдента
Когнитивный критерий
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 9,22 8,2 t эмп. 0.9 при р<0,01
Склонность к гиперсоциальному поведению (СкВП) 7,3 6,8 t эмп. 0.5 при р<0,01
Склонность к зависимому беспомощному поведению (СкВП) 9,1 8,5 П эмп. 1,9 при р<0,01
Склонность к некритичному поведению (СкВП) 8,76 8,2 t эмп. 0.4 при р<0,01
Реализованная виктимность (СкВП) 7,58 6,7 t эмп. 2,2 при р<0,01
Интеллектуальность (Кеттел) 3,5 3,8 t эмп. 0.8 при р<0,01
конформизм - нонконформизм 5,5 5,9 t эмп. 0.6 при р<0,01
Осмысленность жизни (СЖО) 85,8 87,2 t эмп. 1.2 при р<0,01
Социально доверие (Доверие/недоверие) 76,2 78,4 t эмп. 1.4 при р<0,01
Эмоционально-волевой критерий
Эмоциональная чувствительность/уравновешенность 6,7 6,4 t эмп. 0.2 при р<0,01
Подозрительность/доверчивость 5,9 6,1 t эмп. 0.4 при р<0,01
Эмоциональная стабильность/эмоциональная нестабильность 4,5 4,6 t эмп. 0.2 при р<0,01
Мечтательность/практичность 4,4 4,6 t эмп. 0.2 при р<0,01
Общительность (Кеттел) 4,2 4,6 t эмп. 1.2 при р<0,01
доверчивость - подозрительность 5,9 5,8 t эмп. 0.2 при р<0,01
Самоуверенность (МИС) 5,9 6,4 t эмп. 1.8 при р<0,01
Рефлексивно-деятельностный критерий
Адаптивность 54,1 58,2 П эмп. 3.8 при р<0,01
Принятие себя 51,2 52,1 t эмп. 1.2 при р<0,01
Принятие других 48,7 47,9 t эмп. 0.4 при р<0,01
Эскапизм (уход от проблем) 17,3 16,2 t эмп. 0.5 при р<0,01
Креативность (САТ) 53,3 52,8 t эмп. 0.8 при р<0,01
Синергия (САТ) 47,4 47,9 t эмп. 0.2 при р<0,01
Сензитивность к себе (САТ) 49,8 49,2 t эмп. 0.4 при р<0,01
Спонтанность (САТ) 7,7 47,8 t эмп. 0.1 при р<0,01
Таким образом, если на этапе контрольного эксперимента высокий уровень сформированности виктимного поведения личности был зафиксирован у 43,2% студентов с ОВЗ, средний уровень у 28,4%, высокий уровень также у 28,4% обследуемых, то по итогам контрольного эксперимента численность групп значительно изменилась: только у 10,5% студентов зафиксирован низкий уровень, средний - у 51,6%, высокий - у 37,9%.
Выводы. Образовательное пространство вуза представляет собой триединое пространство, в основе которой лежит организация образования (в том числе инклюзивное), инклюзивная культура, а также интеграцию процессов обучения и воспитания.
Системообразующим ядром в решении задач преодоления и профилактики виктимности студентов, в частности
студентов с инвалидностью, является создание образовательного пространства, которое выполняет ряд важных функций:
- социально-адаптирующая. Данная функция предполагает социальную адаптированность студента, что оказывает непосредственное влияние на процесс обучения, процесс освоения профессиональных компетенций. В ситуации обучения студента с инвалидностью это приобретает более сложный взаимообусловленный процесс, включающий специальную адаптацию, в частности освоение программ адаптационных курсов дисциплин в процессе обучения;
- обучающая функция обеспечивает процесс обучения с целью освоения знаний, умений и навыков в рамках общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студента, необходимых для успешной профессиональной деятельности;
- инклюзивная функция предполагает уважительное отношение в процессе обучения ко всем проявлениям инаковости отдельных субъектов, в частности по отношению к выраженной инвалидности и состоянию здоровья; специфические нормы этикета Инклюзивная культура образовательного пространства вуза предполагает уважительное отношение участников образовательного процесса.
Поддающиеся диагностике психологические расстройства, связанные с переживанием виктимизации, включают депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство. Потеря энергии, интереса и концентрации, связанная с депрессией, может повлиять на людей, подвергшихся виктимизации в учебе или профессиональном плане. Дополнительные симптомы виктимизации могут принимать физические или поведенческие формы. Это могут быть прямые индивидуальные симптомы виктимизации или они могут быть результатом психологических последствий, описанных выше.
Социально-педагогическими условиями преодоления и профилактики виктимного поведения в условиях образовательного пространства вуза: интеграция в образовательную деятельность результатов актуальных исследований по формированию положительного настроя, позитивных жизненных навыков; разработка и реализация образовательной программы, направленной на повышение самооценки как основы для преодоления виктимности.
Литература:
1. Андронникова, О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика / О.О. Андронникова. - Новосибирск: НГИ, 2015. - 300 с.
2. Мудрик, А.В. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания / А.В. Мудрик, М.Г. Петрина // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - №1 (40). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-viktimologiya-kak-otrasl-znaniya (дата обращения: 07.05.2023).
3. Репецкая, Ю.О. Виктимогенные факторы, детерминирующие совершение преступлений в отношении лиц пожилого возраста / Ю.О. Репецкая // Всероссийский криминологический журнал. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viktimogennye-faktory-determiniruyuschie-sovershenie-prestupleniy-v-otnoshenii-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 07.05.2023).
4. Рыбальская, В.Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних / В.Я. Рыбальская // Вопросы борьбы с преступностью. - М: Юридическая литература. - 2014. - С. 234-239
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный ордена
Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Гуща Роман Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (г. Новосибирск)
КОНТУРЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются происходящие сегодня в условиях сложной политической ситуации, ситуации боевых действий, сломы и трансформации традиционных смыслов и ценностей. Выделяются и обозначаются новые контуры, очертания образования-воспитания, которые имеют пока расплывчатый характер, не совсем концептуально оформленный. Раскрываются и обосновываются реперные точки, которые соответствуют вызовам нового времени, являющимися на сегодняшний момент ориентирами в образовании - воспитании, позволяющие сделать рывок в цивилизации, где воспитанию принадлежит особый смысл и направленность. Подчеркивается значимость воспитания для развития и существования суверенного государства, формирования достойного человека и гражданина страны. Обоснована роль образования как социального института, который реализует свою деятельность в рамках обусловленной идеологии государства. Выделены причины, повлекшие за собой разрушение смыслов, ценностей, социальных норм, которые являлись идеологией советского времени. Обозначены контуры воспитания направленные на укрепление России и сохранению отечественных социокультурных научно - образовательных и воспитательных традиций, которые выступают стержнем образования, патриотизма и являются основой воспитания современной российской молодежи.
Ключевые слова: воспитание, образование, традиции, ценности, государственная политика, национальная система высшего образования.
Annоtation. This article discusses what is happening today in a difficult political situation, a situation of hostilities, breaks and transformations of traditional meanings and values. New contours are distinguished and indicated, the outlines of education-education, which are still vague, not quite conceptually designed. Reference points are revealed and justified, which correspond to the challenges of the new time, which are at the moment landmarks in education - education, which make it possible to make a breakthrough in civilization, where education has a special meaning and orientation. The importance of upbringing for the development and existence of a sovereign state, the formation of a worthy person and citizen of the country is emphasized. The role of education as a social institution that implements its activities within the framework of the conditioned ideology of the state is justified. The reasons that entailed the destruction of meanings, values, social norms, which were the ideology of the Soviet era, are highlighted. The outlines of education aimed at strengthening Russia and preserving domestic sociocultural scientific, educational and educational traditions, which act as the core of education, patriotism and are the basis for the education of modern Russian youth, are outlined.
Key words: education, education, traditions, values, public policy, national higher education system.