Научная статья на тему 'Кросскультурное исследование особенностей виктимного поведения у студентов'

Кросскультурное исследование особенностей виктимного поведения у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИКТИМНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаустова Анна Геннадьевна, Климова Екатерина Валериевна

В статье приводятся результаты исследования особенностей виктимного поведения у студентов с разной социокультурной идентичностью. В исследовании приняли участие 26 студентов из Африки (20 мужчин; 6 женщин), 26 студентов из России (20 женщин; 6 мужчин). Выборки формировались с помощью методики для определения социокультурной идентичности О.В. Крупенко, О.В. Фроловой; шкалы социальной желательности ответов методики исследования склонности к виктимному поведению О.О Андронниковой. Выявлено, что студенты из России более склонны к проявлению гнева и агрессивного виктимного поведения. У них отмечается взаимосвязь зависимого, беспомощного и некритичного поведения с враждебностью. В модели виктимного поведения студентов из Африки присутствует склонность к риску и необдуманным поступкам. Гнев и враждебность у них направлены на себя, что может привести к саморазрушающему поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cross-cultural study of characteristics of victim behaviour in students

This article contains resultsof the study of characteristics of victim behaviour in students with various socio-cultural identity.Twenty-six students from Africa (20 males, 6 females) and twenty-six students from Russia (20 females, 6 males) participated in the study. The samples were formed by using the technique to determine a socio-cultural identity (Ol'ha Krupenko, Ol'ga Frolova) and the scale of social desirability of answers from the technique to study the propensity to victim behaviour (Ol'ga Andronnikova). Students from Russia are more likely to display anger and aggressive victim behaviour. The relationship between dependent, helpless and non-critical behaviour and hostility was also explored in the Russian sample. There is the propensity to risk and thoughtless actions in the model of victim behaviour in students from Africa. Their anger and hostility are directed to themselves, which can lead to self-destructive behaviour.

Текст научной работы на тему «Кросскультурное исследование особенностей виктимного поведения у студентов»

УДК 159.9.07

Фаустова Анна Геннадьевна

кандидат психологических наук

Климова Екатерина Валериевна

Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова

lakoniya@yandex.ru, charles_wow@mail.ru

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

В статье приводятся результаты исследования особенностей виктимного поведения у студентов с разной социокультурной идентичностью. В исследовании приняли участие 26 студентов из Африки (20 мужчин; 6 женщин), 26 студентов из России (20 женщин; 6 мужчин). Выборки формировались с помощью методики для определения социокультурной идентичности О.В. Крупенко, О.В. Фроловой; шкалы социальной желательности ответов методики исследования склонности к виктимному поведению О.О Андронниковой. Выявлено, что студенты из России более склонны к проявлению гнева и агрессивного виктимного поведения. У них отмечается взаимосвязь зависимого, беспомощного и некритичного поведения с враждебностью. В модели виктимного поведения студентов из Африки присутствует склонность к риску и необдуманным поступкам. Гнев и враждебность у них направлены на себя, что может привести к саморазрушающему поведению.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, виктимное поведение, виктимность, агрессивность, викти-мологическая профилактика.

Изначально термины «виктимность» и «виктимное поведение» возникли в рамках криминальной виктимоло-гии [9]. Однако в силу необходимости более широкого рассмотрения структуры виктимности и процесса виктимизации возникает потребность в привлечении системного подхода к описанию данных явлений уже в рамках междисциплинарно -го анализа.

А.Л. Репецкая, определяя понятие «виктимность», говорит, в первую очередь, о статичных типичных социальных и психологических свойствах личности, которые при определенных внешних обстоятельства могут обусловить совершение преступления [5]. Также она считает, что такие личностные особенности могут подвергаться коррекции вплоть до полного их устранения. В. А. Туляков трактует виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, которое реализуется во взаимосвязи социальных, моральных и психических проявлений [5]. Вероятность превращения конкретного субъекта в жертву преступления повышает не только присущая ему виктимность, но и виктимное поведение.

Л.В. Франк рассматривает «виктимное поведение» через понятие «виктимность», утверждая, что существует две формы виктимности:

1) «потенциальная виктимность», которая включает в себя потенциальную или актуальную способность лица индивидуально или коллективно становиться жертвой социально-опасного проявления;

2) «реализованная виктимность», которая является реализованной преступным актом личной способностью стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления [7].

А. Л. Репецкая, говоря о виктимном поведении, рассматривает его только в совокупности с преступной обстановкой, при этом, отмечая, что поведение лица может быть как нейтральным, так

и «виновным», то есть способствующим виктими-зации [8].

Глобализация и информатизация современного общества сопровождаются ростом преступности, что ведет к увеличению случаев виктимизации, в которых велика роль и самих потерпевших. Вик-тимное поведение субъекта не обязательно является детерминантой преступных посягательств по отношению к нему. Здесь также оказывают влияние и ситуативные факторы, главный из которых -криминальная обстановка в конкретном обществе.

Южноафриканский ученый М.У Макджоба утверждает, что во всех африканских диаспор-ских народах африканского происхождения можно наблюдать общие ценности, которые являются фундаментальными чертами африканской самоидентификации и культуры [15]. По его мнению, к ним относятся: гостеприимство, дружелюбие, сострадание, человечность и чувство коллективизма. Совокупность таких черт характера может рассматриваться в качестве основы инициативной модели виктимного поведения, когда африканцы обращают на себя преступные действия агрессора.

В результате эмпирического исследования особенностей агрессивности и агрессивного поведения жителей России Е.В. Сараева пришла к выводу, что у представителей русской национальности наиболее выраженными являются эмоциональная агрессия и негативизм [10]. При этом агрессивность и ее формы (вербальная агрессия и раздражение) имеют прямую взаимосвязь с настойчивостью и напористостью, самоуверенностью, бесцеремонностью и своенравием, а также фрустрированностью и напряженностью. Такие личностные особенности могут служить предикторами конфликтных ситуаций, в которых сами русские становятся провокаторами. Агрессивная модель виктимного поведения в этом случае способствует совершению антиобществен-ныхпоступков.

© Фаустова А.Г., Климова Е.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

285

В современном мире любой человек, независимо от его образа жизни и индивидуально-психологических особенностей, может стать жертвой, как насильственных преступлений, так и несчастного случая. В настоящее время в России обучается большое количество иностранных студентов. Они, имея свои национальные и культурные особенности, приезжают в другую страну и оказываются в новой социальной среде, где вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные и религиозные барьеры. Изучение кросс-культурных особенностей предрасположенности людей к реализации различных форм виктимного поведения позволит сделать большой шаг на пути осуществления как персонализированной викти-мологической профилактики, так и социально-культурной адаптации. Потребность в укреплении межнациональных отношений и создании программ виктимологической профилактики для противодействия совершению преступлений, в механизме которых велика роль самих потенциальных потерпевших, обуславливает актуальность данного исследования.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что виктимное поведение имеет свои специфические особенности в зависимости от принадлежности субъекта к метаэтниче-ской общности.

Описание выборки исследования

В эмпирическом исследовании приняли участие 26 студентов из России (20 женщин, 6 мужчин; средний возраст - 22,0 ± 0,9 лет) и 26 студентов из Африки (20 мужчин, 6 женщин; средний возраст - 23,8 ± 2,3 лет), обучающиеся в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова. Выборка формировалась в зависимости от результатов, полученных с помощью методики для определения социокультурной идентичности (авторы - О.В. Крупенко и О.В. Фролова) и шкалы социальной желательности ответов методики исследования склонности к виктимному поведению (автор - О.О Андронникова). Таким образом, в выборку исследования включались только те респонденты, кто отождествляет себя с социокультурными традициями своей страны, и социальная желательность ответов которых находится в пределах рекомендованной нормы. Все участники исследования были ознакомлены с целью эмпи-

рического исследования и подписали стандартную форму информированного согласия.

Методики исследования

В психодиагностический комплекс были включены следующие психометрические инструменты:

(1) методика определения социокультурной идентичности О.В. Крупенко и О.В. Фроловой (модифицированный вариант). Данный опросник состоит из 36 вопросов и позволяет оценить такие характеристики, как социокультурная идентичность, региональная идентичность, расовая толерантность.

(2) методика исследования склонности к вик-тимному поведению О.О. Андронниковой. В данном опроснике содержится 86 утверждений, которые обобщаются в 7 шкал: шкала социальной желательности ответов; шкала склонности к агрессивному виктимному поведению; шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; шкала склонности к гиперсоциальному поведению; шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению; шкала склонности к некритичному поведению; шкала реализованной виктимности.

(3) методика определения уровня агрессивности А. Басса - М. Перри. Данный опросник содержит 24 утверждения, оценка которых позволяет определить инструментальный компонент агрессии («физическая агрессия»), аффективный компонент агрессии («гнев»), когнитивный компонент агрессии («враждебность»).

Для математико-статистической обработки полученных эмпирических данных были выбраны методы дескриптивной статистики, непараметрический и-критерий Манна-Уитни, критерий ранговой корреляции Спирмена. Все расчеты производились с помощью программного пакета 81айзйса 6.0.

Результаты исследования

С помощью непараметрического и-критерия Манна-Уитни были вычислены межгрупповые различия в уровне выраженности склонности к вик-тимному поведению и агрессии у студентов из России и Африки (табл. 1).

Полученные данные свидетельствуют о статистической значимости межгрупповых различий по таким параметрам, как склонность к агрессивному виктимному поведению и гнев. По другим харак-

Таблица 1

Результаты межгруппового сравнения уровня выраженности склонности к виктимному поведению и агрессивности

Наименование переменной Мх в выборке студентов из России (N=26) Мх в выборке студентов из Африки (N=26) иэмп., уровень значимости

Склонность к агрессивному виктимному поведению 11,26 8,31 181, р<0,01

Гнев 18,26 15,26 215,5, р<0,05

286

Вестник КГУ ^ 2018

теристикам склонности к виктимному поведению и проявлениям агрессивности не наблюдается статистически значимых различий, то есть социокультурная идентичность не влияет на их проявление или ее влияние незначительно. По показателям среднего значения можно заметить, что склонность к агрессивному виктимному поведению и гневу более выражена у студентов из России.

С помощью критерия ранговой корреляции Спирмена были выявлены взаимосвязи между показателями склонности к виктимному поведению и проявлениями агрессивности у студентов из России (табл. 2).

По аналогии выявлена структура корреляционных взаимосвязей между показателями склонности к виктимному поведению и характеристиками агрессивности у студентов из Африки (табл. 3).

Обсуждение результатов

В соответствии с полученными результатами, поведение студентов из России и Африки отличается наличием аффективного компонента агрессии - гнева, а также склонности к агрессивному виктимному поведению. При этом наблюдаются различия по уровням выраженности указанных характеристик: респонденты из России более склонны к проявлению гнева и агрессивного виктимного поведения, что может проявляться в намеренном создании или провоцировании конфликтных ситуаций.

В группах представителей Африки и России прослеживается взаимосвязь реализованной вик-тимности с физической агрессией. Выдвигается

предположение, что чем выше реализованная вик-тимность, тем меньше проявляется физическая агрессия. Скорее всего, здесь можно говорить о сформированном адаптивном способе поведения, который позволяет избегать опасных ситуаций, что, в свою очередь, понижает вероятность применения защитного агрессивного поведения.

В выборке студентов из России и Африки также выявлены взаимосвязи агрессивного виктим-ного поведения с физической агрессией, гневом и враждебностью. Здесь логично предположить, что проявления агрессивности первичны и влекут за собой выраженное агрессивное виктимное поведение. Если руководствоваться в интерпретации кросс-культурной перспективой, то агрессивное поведение может быть направлено, в том числе, на тех лиц, которые нарушают принятые в обществе привычные нормы и стандарты поведения.

У русских студентов отмечается взаимосвязь склонности к зависимому, беспомощному и некритичному поведению с враждебностью. Одно из возможных объяснений полученного результата состоит в следующем: увеличение числа ситуаций, где проявляются паттерны пассивного и несамостоятельного поведения, может провоцировать рост враждебности в результате осознания собственного бессилия.

Гнев и враждебность африканцев могут быть направлены на себя, что соотносится с предрасположенностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. В их активной модели виктимного поведения, вероятно, присутствуют склонность к риску и аддикциям, увлечение экс-

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа между показателями склонности к виктимному поведению и компонентами агрессии (выборка студентов из России, N=26)

Физическая агрессия Гнев Враждебность

Склонность к агрессивному виктимному поведению 0,292 0,433 0,519

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 0,086 0,192 0,073

Склонность к гиперсоциальному поведению -0,195 0,139 -0,083

Склонность к зависимому и беспомощному поведению 0,113 0,357 0,224

Склонность к некритичному поведению 0,171 0,161 0,477

Реализованная виктимность -0,209 0,032 -0,117

Физическая агрессия Гнев Враждебность

Склонность к агрессивному виктимному поведению 0,413 0,382 0,368

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению -0,079 0,589 0,601

Склонность к гиперсоциальному поведению 0,095 -0,087 0,362

Склонность к зависимому и беспомощному поведению -0,024 0,172 0,361

Склонность к некритичному поведению -0,019 0,461 0,671

Реализованная виктимность -0,363 0,303 0,251

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа между показателями склонности к виктимному поведению и компонентами агрессии (выборка студентов из Африки, N=26)

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

287

тремальными видами спорта, что представляет опасность и для самих субъектов, и для их близкого окружения.

Когнитивный компонент агрессии - враждебность - связан со всеми проявлениями виктимного поведения в группе студентов из Африки. Предположительно, подобный результат связан с переживанием глубинного чувства неполноценности как проявления аддитивной виктимности, обусловленной многовековым угнетением. Враждебность выступает тем фактором, который детерминирует реализацию виктимного поведения в зависимости от ситуации и личностных особенностей индивида.

Заключение

Данное эмпирическое исследование было направлено на изучение особенностей виктимного поведения у студентов с различной социокультурной идентичностью. На основании матема-тико-статистического анализа эмпирических данных делаются выводы о том, что студенты из России и Африки значимо различаются по таким параметрам, как склонность к агрессивному вик-тимному поведению и аффективный компонент агрессии - гнев. При этом среди русских студентов склонность к агрессивному поведению коррелирует с гневом, враждебностью и физической агрессией. Однако в выборке респондентов из Африки выявлена корреляционная взаимосвязь враждебности со всеми вариантами виктимного поведения, чего не наблюдается в выборке русских участников исследования. Таким образом, получены предварительные доказательства влияния социокультурной идентичности на процесс и результат виктимизации.

Генерализация результатов данного эмпирического исследования ограничена по следующим основаниям: (1) в выборку были включены респонденты в возрасте от 20 до 30 лет, что не позволяет распространить обнаруженные закономерности на представителей других возрастных групп; (2) экспериментальные группы студентов из России и Африки были малочисленными и включали одновременно мужчин и женщин, что могло оказать влияние на итоговые показатели; (3) в качестве критерия включения респондентов в выборку использовалась принадлежность к метаэтнической общности.

К перспективам развития данного направления эмпирических исследований относятся: (1) изучение влияния социокультурной идентичности на проявления виктимного поведения в других возрастных группах; (2) анализ особенностей вик-тимного поведения у респондентов с другой этнокультурной идентичностью (помимо русской и африканской); (3) изучение соотношения между процессом адаптации иностранных граждан и их склонностью к виктимному поведению.

Библиографический список

1. Бумаженко Н.И. Виктимология. - Витебск: УО, 2010. - 115 с.

2. Всестороннее исследование проблемы ки-берпреступности и ответных мер со стороны государств-членов, международного сообщества и частного сектора / Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК). - Вена, 2013. - 21 с.

3. Генрих Н.В. К исследованию убийств: универсальные механизмы и тенденции // Общество и право. - 2014. - № 4 (50). - С. 71-76.

4. Глобальное исследование по проблеме убийств, 2011 год: Динамика, обстоятельства, данные / Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК). -Вена, 2011. - 126 с.

5. Голубь М.С., Голубь М.А. К вопросу о трактовке основных понятий и категорий педагогической виктимологии // Инновационная наука. -2015. - № 12-2. - С. 215-217.

6. Нечаев А. Жить в ЮАР можно. Но страшно // Эхо планеты. - 2012. - № 36. - С. 26-27.

7. Никитина Ю.В., Семкова М.П. Особенности виктимного поведения юношей и девушек // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - № 4. -С. 62-66.

8. Репецкая A.T. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1994. -285 с.

9. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. -СПб.: Питер, 2002. - 304 с.

10. Сараева Е.В. Особенности агрессивности у представителей различных национальностей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 1. - С. 165-168.

11. Чирков Д.К., Саркисян А.Ж. Преступность в сфере высоких технологий: тенденции и перспективы // NB: Национальная безопасность. - 2013. -№ 2. - С. 160-181.

12. Annual Report 2008 / United nations population fund (UNFPA). - New York, 2009. - 44 p.

13. Kabanov P.A., Frolova I.I. Victimologic Measurement Crime in Russia: Criminological Analysis of the Effects // Social Crimonol. - 2016.-№ 4.132.doi:10.4172/2375-4435.1000132.

14. Lalo К. Child sexual abuse in sub-Saharan Africa: a literature review // Child Abuse & Neglect. -2004. - № 28. - P. 439-460.

15. Lassiter J.E. African Culture and Personality: Bad Social Science, Effective Social Activism, or a Call to Reinvent Ethnology // African Studies Quarterly. - 2000. - № 3. - 21 p.

16. Norton Cybercrime Report 2012 / Symantec Corporation. - Cupertino, 2012. - 27 p.

288

Вестник КГУ 2018

References

1. Bumazhenko N.I. Viktimologiya. - Vitebsk: UO, 2010. - 115 s.

2. Vsestoronnee issledovanie problemy kiberprestupnosti i otvetnyh mer so storony gosudarstv-chlenov, mezhdunarodnogo soobshchestva i chastnogo sektora / Upravlenie Organizacii Ob"edinennyh Nacij po narkotikam i prestupnosti (YUNODK). - Vena, 2013. - 21 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Genrih N.V K issledovaniyu ubijstv: universal'nye mekhanizmy i tendencii // Obshchestvo i pravo. - 2014. - № 4 (50). - S. 71-76.

4. Global'noe issledovanie po probleme ubijstv, 2011 god: Dinamika, obstoyatel'stva, dannye / Upravlenie Organizacii Ob"edinennyh Nacij po narkotikam i prestupnosti (YUNODK). - Vena, 2011. - 126 s.

5. Golub' M.S., Golub' M.A. K voprosu o traktovke osnovnyh ponyatij i kategorij pedagogicheskoj viktimologii // Innovacionnaya nauka. - 2015. -№ 12-2. - S. 215-217.

6. Nechaev A. ZHit' v YUAR mozhno. No strashno // EHkho planety. - 2012. - № 36. - S. 26-27.

7. Nikitina YU.V., Semkova M.P. Osobennosti viktimnogo povedeniya yunoshej i devushek // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. - 2013. - № 4. - S. 62-66.

8. Repeckaya A.T. Vinovnoe povedenie poterpevshego i princip spravedlivosti v ugolovnoj

politike. - Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo un-ta, 1994. -285 s.

9. Rivman D.V. Kriminal'naya viktimologiya. -SPb.: Piter, 2002. - 304 s.

10. Saraeva E.V. Osobennosti agressivnosti u predstavitelej razlichnyh nacional'nostej // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2010. - № 1. - S. 165-168.

11. CHirkov D.K., Sarkisyan A.ZH. Prestupnost' v sfere vysokih tekhnologij: tendencii i perspektivy // NB: Nacional'naya bezopasnost'. - 2013. - № 2. -S. 160-181.

12. Annual Report 2008 / United nations population fund (UNFPA). - New York, 2009. - 44 p.

13. Kabanov P.A., Frolova I.I. Victimologic Measurement Crime in Russia: Criminological Analysis of the Effects // Social Crimonol. - 2016.-№ 4.132.doi:10.4172/2375-4435.1000132.

14. Lalo K. Child sexual abuse in sub-Saharan Africa: a literature review // Child Abuse & Neglect. -2004. - № 28. - P. 439-460.

15. Lassiter J.E. African Culture and Personality: Bad Social Science, Effective Social Activism, or a Call to Reinvent Ethnology // African Studies Quarterly. - 2000. - № 3. - 21 p.

16. Norton Cybercrime Report 2012 / Symantec Corporation. - Cupertino, 2012. - 27 p.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.