Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1423
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТОРИТЕЛЛИНГ / ВИДЫ СТОРИТЕЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрушкова Е. А.

Данная статья раскрывает сущность педагогической технологии «сторителлинг». Автором представлены и подробно охарактеризованы виды педагогического сторителлинга. Выбранная для рассмотрения технология помогает воспитателю решать многие вопросы в области обучения, воспитания и развития. Акцент в статье делается на использовании сторителлинга в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста, так как вопрос развития речи сегодня очень актуален. Также в статье приводятся особенности, структура, достоинства технологии «сторителлинг», методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по ее применению. Стоит отметить, что в статье приведены примеры к каждому виду и подвиду технологии, что позволяет быстро вникнуть в суть реализации сторителлинга, наталкивает читателя на возникновение собственных идей по осуществлению технологии в своем педагогическом опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрушкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPLOYMENT OF “STORYTELLING” TECHNIQUE IN PRESCHOOL CHILDREN’S SPEECH DEVELOPMENT

This article reveals the essence of a pedagogical technique “storytelling”. The author provides the detailed description and the analysis of the types of pedagogical storytelling. The technique considered enables a teacher to address and solve many issues in the fi eld of training, upbringing, and development. The paper emphasizes the use of storytelling in speech development of preschool children, as the issue of speech development has currently been of great relevance. The article also outlines the features, the structure, and the advantages of storytelling, as well as some methodological recommendations for teachers of preschool educational establishments concerning the application of this technique. It is worth mentioning that the article provides the examples for each type and subtype of the technique, which enables one to quickly grasp the essence of its implementation, encouraging the readers to generate their own ideas on applying this method in their own teaching practices.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Использование технологии «сторителлинг» в развитии речи у детей дошкольного возраста

Петрушкова Елена Алексеевна, Пензенский государственный университет; факультет педагогики, психологии и социальных наук (Пенза, Российская Федерация) студентка 3-го курса бакалавриата; e-mail: [email protected].

Научный руководитель:

Сычёва Марина Владимировна, Пензенский государственный университет; факультет педагогики, психологии и социальных наук, кафедра дошкольного и дефектологического образования (Пенза, Российская Федерация)

доцент кафедры, кандидат педагогических наук; e-mail: [email protected]. Аннотация

Данная статья раскрывает сущность педагогической технологии «сторителлинг». Автором представлены и подробно охарактеризованы виды педагогического сторител-линга. Выбранная для рассмотрения технология помогает воспитателю решать многие вопросы в области обучения, воспитания и развития. Акцент в статье делается на использовании сторителлинга в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста, так как вопрос развития речи сегодня очень актуален. Также в статье приводятся особенности, структура, достоинства технологии «сторителлинг», методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по ее применению. Стоит отметить, что в статье приведены примеры к каждому виду и подвиду технологии, что позволяет быстро вникнуть в суть реализации сторителлинга, наталкивает читателя на возникновение собственных идей по осуществлению технологии в своем педагогическом опыте.

Ключевые слова: речь, дети дошкольного возраста, педагогическая технология, сто-рителлинг, виды сторителлинга.

The Employment of "Storytelling" Technique in Preschool Children's Speech Development

Elena A. Petrushkova, Penza State University; Faculty of Pedagogy, Psychology and Social

Sciences (Penza, Russian Federation)

ВА student; e-mail: [email protected].

Academic Supervisor:

Marina V. Sycheva, Penza State University; Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences, Department of Pre-School Education and Defectologyv (Penza, Russian Federation) Associate Professor of the Department, PhD in Pedagogical Sciences; e-mail: [email protected].

Abstract

This article reveals the essence of a pedagogical technique "storytelling". The author provides the detailed description and the analysis of the types of pedagogical storytelling. The technique considered enables a teacher to address and solve many issues in the field of training, upbringing, and development. The paper emphasizes the use of storytelling in speech development of preschool children, as the issue of speech development has currently been of great relevance. The article also outlines the features, the structure, and the

advantages of storytelling, as well as some methodological recommendations for teachers of preschool educational establishments concerning the application of this technique. It is worth mentioning that the article provides the examples for each type and subtype of the technique, which enables one to quickly grasp the essence of its implementation, encouraging the readers to generate their own ideas on applying this method in their own teaching practices.

Keywords: coherent speech, preschool children, pedagogical technology, storytelling, types of storytelling.

Развитие речи детей дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой в современной теории и практике дошкольной педагогики. В связи с широким распространением бедного, безграмотного «говорения» с экранов телевизоров и гаджетов, рекламы, компьютерных игр, фильмов, мультфильмов, тенденции к погружению в виртуальный мир в ущерб «живому» общению, в целом ростом доли потребления цифрового контента; также снижением интенсивности и продолжительности непосредственного социального контакта детей и диалога с родителями, возрастанием количества детей с задержкой речевого развития и т. п., огромная ответственность ложится на педагогов дошкольного образования, которые формируют и развивают речь [3, с. 2].

Сегодня принимаются следующие меры по совершенствованию системы дошкольного образования: внесение изменений в нормативные правовые акты, методические пособия, рекомендации для педагогов ДО в части повышения качества образования, престижа профессии дошкольного работника, информационной открытости системы ДО (дошкольного образования), разработки комплексных и парциальных рабочих программ ДО (например, основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 31 г. Пензы» и его филиалов № 1, 2, 3 разработана в соответствии с обновленными Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования). Эти изменения должны быть направлены также на смену акцентов в организации детской деятельности с инициативы взрослых на их самостоятельность, опору на индивидуальные особенности каждого ребенка и т. д. Указанные изменения максимально ориентированы на воспитанников дошкольных образовательных организаций и повышение эффективности подготовки их к школе. Все перечисленное в совокупности в соответствии с требованиями современной жизни наталкивает нас на поиск новых форм, приемов, технологий организации образовательного процесса. Поэтому в современной системе дошкольного образования все чаще педагогами стали использоваться новые технологии. Одной из них является сторителлинг — технология, которая может стать для каждого воспитателя

и ^ и и и

отличной возможностью разнообразить образовательный процесс, позволяющей найти подход и заинтересовать любого ребенка. Данная педагогическая технология основана на применении историй с конкретной структурой и героем, который интересен детям. Сто-рителлинг направлен на решение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Речь — это процесс общения (выражения, воздействия, сообщения) людей посредст-вам языка. Речь зарождается тогда, когда у ребенка возникает необходимость в общении. В своем становлении она проходит ряд этапов и на время дошкольного образования как раз приходится период активного развития языка в процессе речевой практики (2,5— 6 лет). Именно в это время речь ребенка, качественно изменяясь, становится одним из

основных источников развития мышления, которое, в свою очередь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. На данном этапе ребенку предстоит не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению предложений. Речевое общение, организуемое взрослым/педагогом, отвлеченное от конкретной ситуации, может быть оформлено в форму сказки, драматизации, активно включающей воображение ребенка. Речь является одним из показателей развития детей. Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативную, познавательную, когнитивную, что свидетельствует о ее большой значимости. Говорить связно — значит уметь четко, логично, последовательно рассказывать о предметах, событиях и явлениях, при этом легко объединяя отдельные составляющие речи в единое смысловое и структурное целое.

Согласно лингвистической классификации форм связной речи, различают диалогическую и монологическую речь. Для дошкольников наиболее сложным является освоение монологической формы речи. Можно сказать, что монолог требует от ребенка более полной формы изложения мысли, использования более сложных лексических и грамматических конструкций, волевых усилий для сосредоточения на рассказываемом. По связности речи ребенка можно судить о логике его суждений, богатстве представлений, чертах характера, творческих способностях, готовности к школьному обучению и многом другом. У дошкольников, не имеющих речевых патологий, развитие речи происходит постепенно, в тесной взаимосвязи с развитием мышления, деятельности и общения.

Фантазии находятся в самом центре жизни дошкольников и фактически определяют ее. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, окончание истории. Иногда дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему). У детей часто вызывает трудность поиск отправной точки рассказа, за которой протянется дальнейший сюжет. Задача педагога — активизировать творческое воображение детей путем специально организованного обучения. В центре такого обучения — формирование у детей умения манипулировать образами и создавать собственные планы-замыслы на основе интериоризации действий с внешними планами (сначала задаваемыми взрослыми). Технология «сторителлинг» может облегчить детям поиск сюжета, дав идею-подсказку.

Термин «сторителлинг» (от англ. storytelling) означает «рассказывание историй», способ передачи информации и нахождения смыслов посредством рассказывания историй. Автором и разработчиком технологии «сторителлинг» является Дэвид Армстронг. Австралийский философ разработал революционную модель управления персоналом, главный принцип которой — рассказывание историй. Он был убежден, что легче воспринимаются слушателями те истории, что рассказаны от первого лица, ведь они увлекательнее и интереснее, чем любая прочитанная книга [1, с. 251]. Так и в педагогике — детьми рассказ воспитателя воспринимается в разы лучше, чем методичные объяснения материала.

Педагогический сторителлинг используется воспитателями как технология подачи познавательной информации. В данном направлении сторителлинг выполняет наставническую, мотивирующую, воспитательную, образовательную и развивающую функции. Сторителлинг имеет своей основной целью обогащение устной речи при рассказывании собственных историй, развитие у дошкольников умения составлять рассказы. Данная педагогическая технология помогает детям поверить в себя, в свои силы. Сторителлинг имеет положительный эффект не только в развитии речи дошкольников, но и раскрытии их творческих способностей, увеличении познавательного интереса. Рассказы развивают фантазию, логику и усиливают культурное самосознание. Также возможность использования данной технологии позволяет воспитателю полноценно передавать практический

опыт, моделировать ту или иную ситуацию, которая помогает рассказать детям о различных действиях и их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать искренние эмоции. Сторителлинг позволяет педагогу разнообразить организованную образовательную деятельность (далее — ООД), найти подход и заинтересовать каждого ребенка, организовать своеобразную форму дискурса. Сочинение историй дошкольниками помогает развивать их изобретательский навык, возможность ориентироваться в трудной ситуации в будущем.

Цель обусловливает задачи сторителлинга в образовательном процессе: захватить внимание дошкольников с начала повествования и удерживать его в течение всей истории; вызвать симпатию или неприязнь к герою; наглядно мотивировать поступки героев; обосновать право каждого быть особенным, непохожим на других; обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила; донести основную мысль истории; систематизировать и донести информацию; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; управлять вниманием и чувствами детей; расставить в правильных и нужных местах акценты; сформировать желание общаться; совершенствовать речь; облегчить процесс запоминания сюжета; мотивировать на творчество.

Структуру технологии «сторителлинг» составляют следующие универсальные компоненты-этапы:

1. Вступление. Главная цель этого этапа — ввести главного героя, вызвать у детей интерес к нему, активизировать внимание.

2. Развитие истории. Здесь завязывается сюжет, у главного героя появляются различные препятствия, проблемы на пути к цели, конфликты.

3. Кульминация. Данный этап решает, как герою найти выход из создавшейся ситуации, придумать способ решения проблем. Напряжение и интерес дошкольников на этом этапе находятся в высшей точке.

4. Заключение. Этот этап сторителлинга, когда подводится итог, выявляется мораль, дети видят результат действий главного героя в созданной истории.

Базой организации образовательной деятельности (далее — ООД) с использованием технологии «сторителлинг» являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 города Пензы "Волшебная страна"», вторая младшая группа № 2. В практике данного дошкольного учреждения используются следующие

и и т и т гъ

виды педагогического сторителлинга: классический, активный и цифровой. Классический сторителлинг отличается тем, что при его использовании воспитатель рассказывает реальную жизненную ситуацию или вымышленную историю, а дети слушают и воспринимают информацию. Этот вид повествования применим в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Технология предполагает ООД, в которой воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика. При использовании классического повествования педагог передает дошкольникам конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающегося рассказа. Технология классического сторител-линга может быть реализована как в устной форме, так и в виде анимации. Например, нами была создана анимация к рассказу об осенней прогулке зайчика в лесу, где зайчик провел детей по засыпанной листьями тропинке, познакомил с лесными обитателями, его друзьями. Дети активно и эмоционально отзывались на мультик, сопровождающий рассказ. При грамотной организации образовательного процесса можно добиться того, что дошкольник соотнесет себя с персонажем рассказа и возьмет для себя ценную информацию. Хорошее повествование затрагивает чувства детей, переносит их в созданный педагогом мир. Этого можно добиться, например, при помощи юмора, неожиданной развязки. Также дошкольники любят путаницы, неразберихи, приключения, необычайные происшествия.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей, поэтому перспективным направлением работы воспитателей становится цифровой сторителлинг [6, с. 516]. Данная педагогическая технология неизбежно становится частью современного дошкольного образования.

Этот вид сторителлинга является комплексным средством обучения, включающим

и ^ и и и

визуальный, образный, музыкальный и вербальный компоненты, позволяющие всем участникам образовательного процесса высказывать свое мнение и творчески его реа-лизовывать. Дети в таком формате уже не пассивные слушатели, а активные создатели мультимедийного продукта. Цифровой сторителлинг — это технология цифровой коммуникации, основанная на организации мультимедийного контента вокруг одной истории; такой вид сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами: видео, майнд-мэп, инфографикой или скрайбингом.

Майнд-мэп (от англ. mindmap — «карта мыслей», «карта истории», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления») — это методика графического представления информации, изобретенная Тони Бьюзеном — английским психологом, специалистом по вопросам интеллекта, психологии обучения в 60—70-х гг. XX в. Он разработал правила и принципы конструкции интеллект-карт и приложил массу усилий для распространения этой технологии. Данная методика отличается наглядностью, привлекательностью, запоминаемостью, своевременностью, творчеством, возможностью дополнения, рассматривания, поэтому майнд-мэп помогает дошкольникам запоминать информацию, рассуждать и общаться, выражать эмоции и мысли по теме, представлять и искать ассоциации, пересказывать или рассказывать. С помощью майнд-мэп на нашем опыте дети закрепляли понятие о домашних и диких животных в интеллект-картах в ходе двух связанных между собой занятий «В гости к бабушке Забавушке» и «Дикие животные». Данная ООД позволила закрепить знания дошкольников о животных, о том, чем они питаются, где живут, какую пользу приносят, сформировать умение дифференцировать виды животных. Интеллект-карты помогли нам достичь результата в интересной и наглядной для детей форме.

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний в виде визуальных простых образов, символов; одна из форм информационного дизайна. Инфографика позволяет воспитателю сделать ООД более интересной, погружая детей в предмет изучения. Данная методика повышает мотивацию детей на творчество, активизирует познавательную активность, способствует успешному усвоению материала. При использовании инфографики обязательно соблюдение принципов актуальности, лаконичности, образности, последовательности, эстетичности. Для создания инфогра-фики используются такие программы и сервисы, как PowerPoint, Microsoft Publisher, ActivInspire [2, с. 11]. Самым распространенным в детских садах России является такой вид инфографики, как мнемо. В организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста нами использовалась мнемо-таблица с иллюстрациями сказки Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок». С детьми были рассмотрены и обсуждены каждая из картинок, выявлены с помощью наводящих вопросов причинно-следственные связи между иллюстрациями, затем дети успешно составляли пересказы с опорой на мнемо-таблицу. Существуют и другие, не менее интересные разновидности, например скрайбинг.

Скрайбинг (англ. scribe — «набрасывать наброски или рисунки») — процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором прорисовка образов происходит в процессе передачи информации; новейшая технология презентации, изобретенная британским художником Эндрю Парком. Ее отличительная особенность в том, что речь

рассказчика иллюстрируется «на лету». За счет чего создается «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах. Все дети немного скрайберы, потому что учатся рисовать раньше, чем писать. Дети изображают простые картинки и показывают родителям и педагогам, объясняя, что это. Используя одновременно слух, зрение и воображение, ребенок не только лучше понимает, но и запоминает. Самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет повествование. Также скрайбинг помогает дошкольникам приобрести положительные качества личности, которые в будущем станут их опорой. В детском саду скрайбинги можно проводить в различных вариациях: рисованный (классический вариант скрайбинга, когда рассказчик рисует параллельно с текстом, при чем рисование и озвучивание должны совпадать по времени и смыслу), аппликация (вид скрайбинга, при котором на лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту), магнитный (предполагает использование доски, обтянутой фланелью, на которую будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю) и компьютерный (вид скрайбинга, при создании которого используются специальные программы и онлайн-сервисы: VoiceThread, Vocaroo, BeFunky, SuperLame, WordCloud, Мульти-Пульти, Movie Maker, Animator, Zimmertwins, Toondoo, Storybird, Slidestory, PowToon, VideoScribe и др.). Скрайбинг-фасилитация (от англ. facilitate — «помогать, облегчать, содействовать») — это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени [4, с. 23]. На практике мы при ООД с детьми использовали рисованный скрайбинг, а именно: на глазах детей начали рисовать морской пейзаж, параллельно включив аудиозапись «Шум моря» и беседуя с детьми о море, об их опыте отдыха там, о художественных произведениях, в которых есть упоминания моря, реки или океана. После этого дети перешли к придумыванию своей оригинальной истории-сказки. За основу была взята «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, а дети придумали собственную сказку с новой историей Золотой Рыбки, старика и старухи, с совершенно другими желаниями и счастливым концом.

Рассмотрим еще один вид сторителлинга — активный. Он заключается в том, что педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи, а дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Этот вид сторител-линга применим для старшего дошкольного возраста. Существует множество вариантов организации деятельности дошкольников в этом направлении, которые мы использовали на практике в детском саду. Например, наш опыт показывает, что эффективно развивает речь детей конверт-доска (от англ. convert — «преобразовывать») — это плоскостное изображение с помощью пластилина на определенную тему (в качестве доски можно использовать доску для лепки). Она может использоваться на познавательных занятиях различной тематики, в изобразительной деятельности. Приведем пример использования активного сторителлинга: дети на основе картинки с изображением леса и избушки придумали совершенно новую вариацию сказки «Три медведя». Ребята назвали свою сказку «Гостья», в ней девочка в доме медвежьей семьи нашла помимо посуды и мебели одежду разных размеров для членов семьи, примеряла ее. Однако когда медведи вернулись с прогулки и обнаружили девочку, они сделали ее своей гостьей, накормили и спать уложили. Перед тем как показать эту сказку, дети вылепили из пластилина персонажей сказки, затем сказку показали и рассказали. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала мы могли изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.

Как показал наш опыт, наиболее удачным и востребованным среди педагогов является такой вид организации деятельности в рамках активного сторителлинга, как игра

с «кубиками историй». Это уникальная настольная игра-пособие, состоящая из девяти кубиков с 54 разными изображениями на гранях. Каждый рисунок на кубике — это захватывающий неожиданный поворот повествования [4]. Так, например, при составлении детьми повествовательного рассказа по лексической теме «Овощи» содержательными звеньями кубиков историй, подготовленных нами, являлись: название овоща (помидор, картофель, лук, морковь и т. д.), части овоща (корень, лист, плод, стебель и т. д.) цвет

/ и и о \ / о о \

(красный, коричневый, оранжевый и т. д.), место произрастания (под землей и над ней), уход (полив, рыхление, удобрение и т. д.). Дети с интересом составляли рассказ по выпавшим картинкам на кубиках. Результат: легко и интересно дети усвоили и закрепили знания об овощах.

Обобщая проведенную работу, а в частности описанные примеры по использованию технологии «сторителлинг» с детьми второй младшей группы № 2 детского сада № 31 города Пензы «Волшебная страна», можно сделать вывод, что дети с интересом погружаются в задания, без сложностей усваивают материал, заложенный в историях; также технология способствует развитию всех речевых компонентов, высших психических функций, коммуникативных навыков детей; позволяет расширять словарный запас дошкольников, пополнять их багаж знаний об окружающем мире. Применение технологии «сторителлинг» вызывает эмоциональный отклик воспитанников, повышает интерес и, как следствие, концентрацию внимания, делает учебный процесс более привлекательным и доступным для детей.

Таким образом, используя данный интерактивный способ организации деятельности, мы сможем интересно и качественно донести необходимую информацию, услышать каждого ребенка в группе и помочь ему развить грамотную монологическую речь. Исходя из опыта использования технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста, можно выделить некоторые методические рекомендации, своеобразные правила реализации технологии для воспитателей. Рассказывание педагогом историй должно происходить в понятной для детей форме и исполняться выразительно, ведь дошкольники должны чувствовать заинтересованность в истории ее рассказчика. Рассказы должны затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых жизненных проблем их возраста. Истории не должны затягиваться надолго, так как обязательно нужно учитывать физиологические особенности дошкольников, устойчивость их внимания и объем памяти. Сюжет истории должен быть оригинальным, необычным, непредсказуемым для детей, продуманным педагогом до мелочей. В истории важно продумать интересные и заметные подробности. Реализовать технологию и получить положительные результаты в работе с детьми по силам любому воспитателю и психологу.

Возможности использования сторителлинга в работе с детьми дошкольного возраста очень широки, вариативность видов и форматов технологии позволяет вносить разнообразие в занятия и решать образовательные и воспитательные задачи с высокой эффективностью.

Литература

1. Журавлева Н. А. Сторителлинг как инновационная технология развития связной речи у дошкольников / Н. А. Журавлева, Н. И. Буланович // Традиции и инновации в образовании: сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции. Архангельск: КИРА, 2019. С. 250-255.

2. Забалуева Я. А. Использование интерактивного метода «сторителлинг» в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Современные тренды образования: материалы IV Всероссийской (национальной) педагогической научно-практической

конференции. Шуя: Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, 2022. С. 9-12.

3. Зеленская О. П. Опыт применения технологий речевого развития в старшем дошкольном возрасте / О. П. Зеленская, Э. Т. Курманалиева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2017. № 1 (12). С. 41-44.

4. Зорина Е. М. Система визуальных образов в образовательном пространстве / Е. М. Зорина, Е. И. Чиркова // Евразийский союз ученых. 2017. № 3-2 (36). С. 21-25.

5. Казарина Е. С. Сторителлинг — интерактивная форма организации деятельности детей в направлении речевого развития : методический семинар [Электронный ресурс] // МБДОУ «Детский сад № 1 г. Костромы», 2018. URL: http://www.eduportal44. ru/Kostroma_EDU/DS-1/DocLib39/Семинар%20Итог.pdf

6. Федорова С. В. Использование техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста / С. В. Федорова, А. А. Блинова // Молодой ученый, 2017. № 16 (150). С. 515-518.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.