Научная статья на тему 'Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе'

Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Лапухова Оксана Витальевна, Герасимова Ирина Николаевна, Смирнова Валентина Алексеевна

В статье рассматривается возможность применения педагогического сторителлинга современной техники конструирования учебных задач в дисциплинах гуманитарного, естественно-научного и специального циклов в вузах МЧС России. Предложены основные сюжеты-конструкторы и приведены примеры их применения. Данную технику обучения рекомендуется применять для мотивации обучающихся, объяснения процесса или явления, выбора средств решения задач, моделирования проблемных ситуаций, пояснения порядка действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе»

..............................73^

Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии ГПС МЧС России, кандидат филологических наук

Лапухова Оксана Витальевна, директор Учебно-консультационного центра «Олимп», соучредитель портала EduNeo.ru

Герасимова Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры экологической безопасности Академии государственной противопожарной службы МЧС России, подполковник внутренней службы

Смирнова Валентина Алексеевна, адъюнкт 2 года обучения ФПНПК Академиии государственной противопожарной службы МЧС России, старший лейтенант внутренней службы

СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ПЕРЕДАЧИ ЯВНОГО И НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается возможность применения педагогического сторителлинга — современной техники конструирования учебных задач в дисциплинах гуманитарного, естественно-научного и специального циклов в вузах МЧС России. Предложены основные сюжеты-конструкторы и приведены примеры их применения. Данную технику обучения рекомендуется применять для мотивации обучающихся, объяснения процесса или явления, выбора средств решения задач, моделирования проблемных ситуаций, пояснения порядка действий.

Ключевые слова: сторителлинг, методика преподавания, учебные задачи, педагогика высшей школы

В настоящее время российское образование сталкивается с серьёзными проблемами, такими как информационная перегруженность, неэффективное использование современных методов и технологий обучения, нарушение коммуникации между преподавателями, обучающимися и работодателями, отрыв теоретических знаний, полученных в вузах, от практики. Решить эти проблемы призвана система новых педагогических техник (инстру-

ментов), одной из которых является сто-рителлинг.

Изначально сторителлинг зарекомендовал себя как достаточно эффективное средство выстраивания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, т.е. в области управления персоналом, в менеджменте. Сейчас он активно используется в бизнесе, в PR, в маркетинге и журналистике [4]. Цель данной статьи — показать возможность использования

74

сторителлинга в педагогической сфере (в онлайн и оффлайн форматах), выделить его особенности, рекомендовать основные сюжеты для включения их в методику преподавания дисциплин в высшей школе для создания учебных задач, для передачи явного и неявного знания.

Исследования в области когнитивной психологии [6] показывают, что для непосредственного действия скорее всего будет использована запоминающаяся информация. Поэтому всё, что обычно делает информацию запоминающейся, с большей вероятностью придаст ей смысл. Поскольку истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила, законы или директивы, то они лучше запоминаются, им придают большее значение и их влияние на поведение людей сильнее.

Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Применение техники сторителлинга вызывает эмоциональный отклик у обучающихся и, следовательно, делает учебный процесс более привлекательным для слушателей, а также активизирует познавательную активность студентов/курсантов, делает учебную информацию более доступной, наглядной и запоминающейся.

Сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может без труда использоваться преподавателями как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфогра-фика).

Цифровой сторителлинг имеет ряд преимуществ, он позволяет:

• сделать объяснение более убедительным и наглядным;

• оперативно делиться цифровыми историями с обучающимися и коллегами;

• индивидуализировать обучение;

• смоделировать различные ситуации, процессы и явления без особых финансовых и временных затрат;

• повысить вовлечённость студентов в процесс обучения;

• сохранить цифровому рассказу структуру и основные элементы традиционного сторителлинга, при этом даёт возможность существенно расширить формат подачи информации.

Существует два основных вида педагогического сторителлинга:

Классический сторителлинг

Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается преподавателем самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции явного знания [3]. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга преподаватель передаёт студентам конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и пр., облечённую в яркую форму запоминающейся истории.

75

Активный сторителлинг

Преподавателем задаётся «канва истории», определяются её цели и задачи.

Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй.

Обучающиеся могут:

• создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;

• моделировать различные ситуации и искать пути выхода;

• анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.

Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания [3]. Неявное знание — это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков.

Следует отметить, что в реальной педагогической практике преподаватель может комбинировать классический и активный сторителлинг.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи учебной информации, выполняет следующие функции:

• наставническая;

• воспитательная;

• мотивирующая;

• образовательная;

• развивающая.

Сторителлинг — это не просто рассказывание историй, а рассказ истории с определённым сюжетом и задачами. Идея разобрать текст по частям; понять, как он устроен; а потом сконструировать свой — далеко не нова. Структурная лингвистика именно этим занимается уже

почти полтора века (Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, В.Я. Проппа). В соответствии с целями и задачами выделяются виды сюжетов, в основу которых положен труд В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» [5].

Нами было выделено пять сюжетов, которые возможно применить для создания педагогического сторителлинга.

Элементарный сюжет

Описание: классический сюжет, который является основой для всех остальных сюжетов. Встречается в большинстве знакомых нам сказок в той или иной вариации.

Структура: Главный герой — Цель — Препятствия на пути к цели (различные проблемы) — Способ преодоления препятствий (различные средства) — Результат.

Хорошо использовать: мотивацию студентов; наставничество; объяснение процесса или явления; выбор средств решения проблемы (задачи).

Особенности: использование положительных/отрицательных героев; иерархия целей (в истории можно показать, как главный герой добивается не только основной цели, но и сопутствующих); выявление скрытых целей героя; выявление и классификация препятствий (какие, когда и всегда ли нужно с ними бороться); средства для борьбы с препятствием; результат и его анализ (цель достигнута, не достигнута, достигнута случайно, не полностью, изменение цели и пр.); связь результата и личности главного героя.

76

При создании сюжета следует помнить, что его можно строить как от цели, так и от препятствия. Когда цель что-то получить («+») — первична цель, когда цель избавиться от чего-то («-») — первично препятствие.

В качестве примера педагогического сторителлинга с элементарным сюжетом приведём видеоролик, который использовался в обучающем дистанционном курсе Google для директоров и преподавателей образовательных учреждений «Базовые сервисы Google для образования» (Модуль 1. Совместная поисково-исследовательская деятельность) [2]. Этот видеоролик был призван объяснить всем участникам курса, как информационные и современные педагогические технологии могут улучшить успеваемость обучающихся.

В предложенном видеоролике прослеживается чёткая структура истории:

Главный герой — директор школы (близкий и понятный аудитории).

Цель — повышение средней оценки обучающихся.

Препятствия на пути к этой цели — преподаватели тратят много времени на дисциплину, а не на улучшение образовательного процесса; отсутствие связи с родителями; отсутствие мотивации у обучающихся.

Герой решает проблему с помощью нескольких средств: проводит опрос учеников; внедряет информационные технологии в учебный процесс; проводит эксперимент с учениками-наставниками.

Положительный результат — герой получает видимый результат (рост среднего балла учеников) и ставит новые цели.

Подобные видеоролики возможно транслировать перед каждым учебным модулем дистанционного курса для:

• мотивации слушателей перед началом изучения теоретического материала;

• краткого, в наглядной и увлекательной форме, объяснения возможности применения определённой онлайн-технологии для образовательного процесса.

2. Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)»

Структура: Главный герой — Цель — Встреча с чудовищем — Чудовище опасней, чем герой ожидал — Борьба и победа над чудовищем — Достижение цели.

Описание: по сути, для построения подобной истории используется элементарный сюжет, в котором применяется популярный приём — изобразить проблему в виде монстра, а потом жестоко с ней поквитаться. Этот сюжет часто используется в литературе, кино, бизнес-историях и рекламе.

Особенности: замкнутое пространство; определённая атмосфера и условия; накал страстей, драматизм ситуации; использование помощников-друзей для борьбы с чудовищем.

Хорошо использовать: мотивацию и наставничество.

При конструировании истории важно не забывать о том, что герой должен быть близок аудитории. Например, слушатели могут:

• ассоциировать себя с героем (схожий возраст, система взглядов, похожие проблемы, социальный статус, интересы, визуальная схожесть и пр.);

77

• воспринимать героя «как себя в ближайшем будущем»;

• видеть в персонаже «идеального себя».

Так, обучающимся будет интересна история о молодом специалисте и проблемах, с которыми он сталкивается в повседневной практической деятельности (на собеседовании, в работе и пр.).

Данный сюжет рекомендуется использовать при обучении будущих преподавателей/учителей в курсе «Педагогика», «Конфликтология» на занятиях по разбору и решению педагогических ситуаций и задач.

В начале занятия преподаватель рассказывает слушателям историю, в которой молодой преподаватель вуза столкнулся с типичной педагогической ситуацией.

История.

«Молодой преподаватель Марина Сергеевна Дмитриева недавно защитила кандидатскую диссертацию и начала свой педагогический путь в одном из вузов. Первое занятие должно было состояться на факультете заочного обучения. Занятие — практическое, контингент группы — люди взрослые, многие уже с высшим образованием. Когда Марина Сергеевна вошла в аудиторию, то один из слушателей, сидевший на первой парте, достаточно громко сказал, обращаясь к присутствующим: «Всё с ней понятно. Девочка какая-то. Что она может нам рассказать?». Молодая преподавательница расстроилась: и так волнуется, переживает, а тут ещё такие фразы. Подавив в себе эмоции (реализована подсказка № 1), Марина Сергеевна начала занятие: выдер-

жала небольшую паузу, обвела взглядом аудиторию, представилась «по форме», начала проверку присутствующих на занятии, потом менее официально, дойдя до фамилии слушателя, столь неприятно высказавшегося в её адрес, продолжила: «И да, товарищ слушатель, за девочку — большое спасибо. Я очень люблю комплименты, а вы, судя по всему, умеете их делать! Возраст — вообще вещь исправимая, не так ли?» (реализованы подсказки № 2, 3). Слушатель смутился, не найдя поддержки у аудитории. Ситуация была нейтрализована... но занятие ещё не подошло к концу! Обозначив цели и задачи курса, преподаватель раздала обучающимся задания, вызвав одного из слушателей к доске.

— Я — не мальчик выходить к доске! Не хочу! — нагло заявил слушатель.

— Вы, наверное, очень боитесь? Тем хуже для вас. — ответила Марина Сергеевна. — Ваше поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос. Зачёта всё равно не избежать (реализована подсказка № 3, 4).

Нехотя и ворча, слушатель всё же проследовал к доске. Педагогическая ситуация была решена.

После истории (классический сторителлинг) преподаватель разобрал со слушателями действия Марины Сергеевны, и для закрепления материала раздал памятку с подсказками.

Памятка к рассказу.

Для того чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, моло-

78

дому преподавателю вуза целесообразно запомнить эти подсказки:

Подсказка № 1. «Нейтрализация эмоций». Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в конфликтной ситуации сдержать себя, ни в коем случае не переходите на крик и раздражение. Взрослая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор преподавателя. Действия: не кривите рот, не закатывайте глаза — улыбнитесь аудитории.

Подсказка № 2. «Задержите реакцию». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даёте понять, что хорошо видите его действия. Суть приёма в том, что он подчёркивает вто-ростепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться. «Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто даёт психологический перевес педагогу. Действия: выдержите паузу, поздоровайтесь, представьтесь, если видите аудиторию впервые, начните заполнять журнал, выслушайте доклад старосты группы или командира группы, проверьте присутствующих в аудитории.

Подсказка № 3. «Переключаем реакцию». Известно, что всё то, что стало смешным, неуклюжим или ироничным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестаёт быть опасным. Действия: произнесите «Спасибо, ваши замечания весьма ценны для аудитории!»,

«Возможно, вы правы, только вот...», «Интересно, почему вы так думаете/так уверены в этом», «Не беспокойтесь, это не помешает нашим занятиям!».

Подсказка № 4. «Показываем перспективу». «Разложите» суть ситуации для аудитории так, чтобы ещё и поблагодарить нарушителя за помощь, предотвратить развитие ситуации в дальнейшем, показать последствия. Действия: произнесите «Вы стесняетесь?», «Вы не уверены в себе?», «В моём поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит вас на возможность такого поведения?», «Многое зависит от того, как мы с вами будем работать», «Это — ваше дело, вам же сдавать экзамен (зачёт)».

В этом примере хорошо выдерживается вся структура сюжета — главная героиня борется с монстром (невоспитанными агрессивными студентами) и добивается успеха. Кроме того, преподаватель удачно применяет в своей истории второе правило главного героя — «герой истории должен вызывать эмпатию (сопереживание, сочувствие) у аудитории». Добиться этого возможно, поместив героя в реально возможную для слушателей ситуацию. Студенты (будущие преподаватели), скорее всего, столкнутся с подобной проблемой в своей работе, либо уже сталкивались (если курс читается для молодых педагогов с опытом работы менее 3-х лет), поэтому они могут сказать: «Я знаю, что чувствует Марина Сергеевна. Я так её понимаю» или «Я сделал бы тоже самое в этой ситуации».

Таким образом, история становится ближе и понятнее аудитории.

79

3. Сюжет «Из грязи в князи/Синдром Золушки/История успеха»

Структура: Главный герой — Новая ситуация и условия, в которые герой попадает — Появление проблем/появление врагов — Действия героя/проявление положительных качеств героя — Помощь друзей — Счастливое решение проблем — Результат (окончательный переход на новый уровень).

Описание: этот сюжет распространён в литературе, мировом кинематографе и бизнесе. Примеры: сказка «Золушка», фильм «Красотка». Основное в этом сюжете: перемещение героя в новые условия или на новый жизненный уровень. Был бедным — стал богатым, была страшной — стала красавицей. И ответ на вопрос: как ему/ей это удалось?

Хорошо использовать: мотивацию; объяснение процесса; сравнение процессов и явлений; выбор средств решения задач; эволюция процесса.

Особенности: активное использование визуальных средств (презентация, майнд-мэп, инфографика, видеовставки и пр.) для усиления эффекта от истории; чёткие уровни «до» и «после»; наличие антигероев (добрая Золушка — злые сёстры).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный сюжет удобно использовать для иллюстрации эволюции того или иного процесса, явления. Например, на занятиях по дисциплинам «Деловые коммуникации», «Русский язык и культура речи», «Риторика» по темам: «Основы ораторского искусства», «Подготовка публичных выступлений», «Языковая личность: речевой портрет».

На первом занятии преподаватель рассказывает слушателям историю из соб-

ственной преподавательской практики (классический сторителлинг). История о том, как будучи молодым педагогом, он учился правильно выступать перед аудиторией, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, и к каким результатам он пришёл. О своих провалах преподаватель рассказывает с юмором, что вызывает у аудитории дополнительный эмоциональный отклик.

История преподавателя о том, как трудно научиться выступать на публике (приводится часть «об ошибках»):

«Когда я начинала вести свои первые лекции, мне хотелось быть запоминающейся и убедительной. Я думала: «Только не такой, как все эти скучные и старые преподы». Поэтому на лекции я приходила в майках с глупыми надписями, бешено размахивала руками во время своего выступления, делала значительные паузы перед важными мыслями и смотрела долгим взглядом в аудиторию. Выглядело это примерно так: ...показывает, при этом, оказывается, одета в футболку со смешной надписью.

Не думаю, что я была очень убедительной, но запоминающейся — это уж точно.

Ещё я очень любила «развить свою мысль вдаль», объять необъятное и пыталась впихнуть какое-то дикое количество информации в бедные головы моих первых студентов...».

После рассказа преподавателя обучающиеся разбирают теоретический материал по теме (термины, определения, правила публичного выступления и пр.). Далее для просмотра предлагается два видеоролика с выступлениями С. Джобса разных лет.

80

Слушатели, совместно с преподавателем, анализируют предложенный материал (риторические и психологические приёмы, используемые оратором, стиль поведения) и формируют основные правила успешного выступления.

В конце занятия преподаватель предлагает студентам самостоятельно составить речевой портрет известной личности (на выбор) и оформить ответ в виде истории.

Таким образом, преподаватель удачно соединил на своих занятиях два типа сто-риттелинга: классический и активный. А также успешно применил сюжет «Синдром Золушки». Кроме того, преподавателем были правильно выбраны главные герои, интересные и близкие аудитории: молодой специалист; С. Джобс — икона молодого поколения.

4. Сюжет «Эффект бабочки»/ «День Сурка»

Структура: Герой — Цель — Схемы действий героя и возврат к исходной точке — Результаты, в зависимости от действий героя — Выбор правильной стратегии действий (усвоение уроков, исправление ошибок) — Конечный позитивный результат.

Описание: сюжет, который активно используется современным кинематографом. Показывает «что было бы, если бы...». Герой, чтобы добиться цели, должен усвоить жизненные уроки и осознать правильную стратегию действий.

Особенности: повторяющаяся реальность; различные сценарии и результаты; положительный герой с определёнными недостатками, которые ему предстоит преодолеть.

Сюжет «Эффект бабочки» хорошо применим для проведения работы над ошибками с обучающимися. Дело в том, что в последнее время из процесса обучения почти полностью исчезло закрепление материала в виде «работы над ошибками». В результате опросов обучающиеся различных уровней показывают отсутствие проработки после промежуточного контроля (контрольная работа, лабораторная работа), а ведь именно реверсивность действия даёт максимальный результат в повышении уровня усвоения материала. Главная цель промежуточного контроля состоит в выявлении так называемых слабых мест при формировании знания. Психологически отметка за контрольную работу воспринимается обучающимися необратимым результатом, своеобразной завершающей точкой в определённом ряду действий. Возврат к причинам полученного результата (работа над ошибками) и акцентирование внимания на слабых, неточных или неверных представлениях, расчётах, выводах включают в работу дополнительные ресурсы процесса запоминания, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося по установлению причинно-следственных связей между действиями и полученным результатом повышает вероятность дальнейшего недопущения подобных ошибок и правильного выбора решения. Иными словами, реверсивность позволяет установить связь между правильным выбором решения и результатом.

Приведём пример из курса «Химия», предназначенного для курсантов/студентов и слушателей АГПС МЧС.

81

После проведения контрольной работы преподаватель выявила одну и ту же постоянно встречающуюся ошибку у слушателей.

Она придумала и написала для студентов историю, героем которой был выбран молодой выпускник Академии, только что приступивший к службе.

Для усиления эффекта от истории, текст был дополнен коротким видео «Взрыв магния в Сент-Луисе, США (ДТВ. Техногенные катастрофы. Эфир от 17.03.2006.) и соответствующими изображениями. История была разбита на слайды (для удобства восприятия), озвучивалась и комментировалась преподавателем. Студенты, по ходу повествования, вовлекались в процесс обсуждения.

История одного курсанта, который допустил роковую ошибку

Слайд 1

«Безнадёга!!!» — крутилось в голове. Это слово как нельзя точно описывало ситуацию. Краткая ёмкая производная от его фамилии Надёжин, странным образом прилипшая с первых дней самостоятельной службы. Так его прозвали подчинённые — взрослые, умудрённые нелёгким опытом «бывалые» люди. Они, видавшие виды профессионалы, сразу определили в нём — выпускнике Академии, молодом лейтенанте — спортсмена, недополучившего необходимого количества знаний для этой трудной работы. Каждый раз, заступая на дежурство, он стремился доказать этим строгим судьям, что они ошиблись, что он именно надёжный, ну, а знания и опыт — дело наживное.

И у него почти получилось, если бы не это утро.

Слайд 2 и Видео.

«Безнадёга!!!» — думал он, глядя на непрекращающиеся взрывы разгулявшейся стихии, выбитые стёкла зданий, искорёженные обломки техники и отъезжающую «Скорую помощь». Отчаяние душило. Осознание того, что случилось, медленно приходило, не оставляя надежды на счастливую карьеру. А самое главное, что он скажет ИМ, тем, кого отправил в это пекло, да и сможет ли вообще смотреть им в глаза.

Слайд 3

«Возгорание в промзоне, предположительно трейлер с магнием», — вспомнилось сообщение по рации. Да разве можно было предположить, что банальный пожар на почти неработающем заводе закончится именно так.

«Никто бы не смог. или всё-таки смог.» — в голове обрывками всплывают какие-то фразы. лица. «А.!!!» — и краска залила его до сих пор бледное лицо.

— Я же знал. мне объясняли. мы считали. так давно-давно. ещё на первом курсе. тогда это казалось несущественной глупостью.».

Слайд 4

В памяти всплыл обрывок занятия. строгая подполковник Ионова, в который раз делая ему замечание, пытаясь привести его в чувства, произносит: «Эх, Надёжин, одна надежда, что вам это в жизни действительно не пригодится.».

82

Слайд 5 и видео обратного отсчёта

(1... 2... 3... 4... 5)

Свет. притуплённое чувство дежа-вю... последняя парта. Преподаватель подполковник ИОНОВА и курсант ЛОБАНОВ — у доски. Задача из сборника задач по химии издательства АГПС МЧС.

Слайд 6

«Оцените возможность использования в качестве средства тушения пены на основе галогенозамещённого пенообразователя на примере четырёххлористого углерода для тушения щелочных металлов на примере натрия. Ответ обоснуйте. Приведите примеры, какие средства тушения допустимы для тушения подобных веществ».

Решение задачи начинается с обсуждения последнего вопроса, исходя из общешкольных знаний химии.

Обоснование и предположение постройте, основываясь на ваших школьных знаниях предмета и представлениях о классификации и назначении средств тушения.

Слайд 7 и обсуждение

«ЧЕМ ВЫ БУДЕТЕ ТУШИТЬ ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ?»

Слайд 8

— Водой! — курсант Лобанов.

— Почему? Обоснуйте! — Ионова.

— Её много, она дешёвая, текучая, с высокой теплоёмкостью, её легко подавать на большие расстояния, и ещё — вы же сами нам рассказывали — она работает по трём направлениям: ОХЛАЖДЕНИЕ — РАЗБАВЛЕНИЕ —

ИЗОЛЯЦИЯ, то есть хороша со всех точек зрения.

— С точки зрения достоинств воды, как средства тушения, — вы абсолютно правы, НО

Слайд 9 и обсуждение

Выбирая способ тушения, КАКИМ ПРИНЦИПОМ мы руководствуемся в первую очередь?

Слайд 10 и обсуждение

— Безопасностью! — ответ с первой парты.

— Правильно!

— А что мы подразумеваем «под безопасностью» в данной ситуации?

Слайд 11

Первое правило при выборе безопасного средства тушения — оно не должно вступать в химическое взаимодействие с тем, что мы тушим. Согласно расчёту щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой и с пенообразователем на основе четырёххлоритого углерода достаточно бурно, с выделением большого количества тепла, что может привести к взрыву. Вывод — ВОДОЙ и четырёх-хлористым... ТУШИТЬ НЕЛЬЗЯ!!!! Выбираем порошковые составы.

Слайд 12 и обратный отсчёт... 1-2-3-4-5

Новая хорошо отглаженная форма, взгляд, полный достоинства.

Командир (звучит голос умудрённого опытом старшего пожарного): «Ну ты молодец!!! Всех поставил на место, как ты их лихо остановил от подачи воды. пусть

83

знают наших!!! Мы, надёжинцы, — от слова «надёжный»!!!».

После прочтения и обсуждения истории преподаватель раздал студентам задачи, в которых также были допущены ошибки, и попросил их к следующему занятию придумать собственные истории с похожим сюжетом: «А что будет, если.».

История помогла курсантам не только отработать ошибку и закрепить правильный порядок действий, но и увидеть практическую пользу теоретических знаний. Задача из некой абстракции превратилась в реальную жизненную ситуацию. Видеоряд и изображения помогли усилить эмоциональный эффект.

5. Сюжет «Квест»/Детектив

Структура: Главный герой — Цель — Локации (точки квеста) — Решение определённых задач в каждой Локации — Достижение мини-результатов — Достижение главной цели.

Описание: герой отправляется в путешествие, по пути решая различные задачи. Этот сюжет можно проследить в таких произведениях, как «Дети капитана Гранта», «Снежная королева», «12 подвигов Геракла», «Волшебник из страны ОЗ» и пр.

Хорошо использовать: моделирование проблемных ситуаций; решение различных аналитических задач; отработку навыков и умений; прояснение порядка действий.

Особенности: часто герою помогают соратники, без которых ему не обойтись.

Этот вариант сюжета подходит для «активного сториттелинга». Слушатели

либо «попадают» в смоделированную преподавателем ситуацию и выполняют определённые задачи, либо могут самостоятельно придумать квест для прохождения.

Так же всё большую популярность набирают образовательные веб-квесты: вся история и все действие переносятся в виртуальное пространство [1].

Приведём пример из курса «Деловые коммуникации», «Русский язык в деловой документации», «Менеджмент».

Предполагаемые темы занятий: «Деловое общение и практическая деятельность», «Собеседование», «Деловая беседа».

В начале семинара преподаватель рассказывает слушателям историю, иллюстрирующую способ проведения собеседований по методу Брайана Трейси.

История одного собеседования

Обстоятельства вынудили генерального директора фирмы ООО «Любимая одежда» Максима Фёдоровича Доронина срочно собрать совещание управленческой команды компании: главного бухгалтера, директора по маркетингу, директора салона-магазина, директора производства. В условиях растущей конкуренции фирма «Любимая одежда» примерно год назад начала испытывать затруднения с реализацией своих изделий. Продажа через крупные универсальные магазины стала создавать проблемы из-за длительных (до полугода) задержек в оплате за проданный товар. На ухудшение финансового состояния фирмы повлияли сложности во взаимоотношениях между руководителями фирмы.

84

— Уважаемые коллеги, — обратился М.Ф. Доронин. — В коллективе сложилась тяжёлая ситуация, которую необходимо решить сейчас. Мне пришлось уволить директора по маркетингу Игоря Петровича Колосова, а значит, необходимо открыть вакансию на эту должность и организовать отбор кандидатов.

Побывав на одной из недавних конференций, Максим Фёдорович узнал о новом методе отбора персонала, который решил и применить в действии — это был метод Брайана Трейси. Согласно методике, директор решил проэкзаменовать кандидатов в три этапа, каждый из которых проходит на новом месте — например, в переговорной, в open space и на территории магазина-салона. На протяжении трёх собеседований соискатель должен постепенно изменять созданный им образ на истинное лицо.

На первом, формальном, этапе кандидату задают стандартные вопросы о нём и его опыте работы. Этот этап было поручено провести Степану Абрамовичу. Второй этап — креативное решение задач — поручили провести Инне Петровне. На последнем этапе кандидат проходит тестовое задание в сфере продаж — обычно это доработка текстового коммерческого предложения или исправление в нём ошибок. И проводить этот этап собеседования Максим Фёдорович решил сам.

В назначенный день на собеседование явился претендент Ярослав Иванович Швей — мужчина, 35 лет, окончивший Московский государственный университет по специальности «Государственное и муниципальное управление». Два года

он проработал в администрации района, но потом уволился и начал работать в фирме, специализировавшейся на проведении маркетинговых исследований. Одни из первых заказчиков были швейные предприятия. Маркетинговые исследования для этих предприятий позволили Ярославу Ивановичу установить знакомство с широким кругом товароведов магазинов одежды. Такое положение между производителями и магазинами, знание ситуации на рынке дали возможность ему выступать ещё и в роли посредника, находя заказы для швейных предприятий и получая за это обусловленный процент вознаграждения. Данная вакансия стала для него весьма интересной, в связи с возможным карьерным ростом и улучшением финансового положения. Конечно же, Ярослав Иванович был подготовлен к собеседованию на все 100%, и первый этап, организованный директором по производству, он прошёл спокойно, держался открыто, по-деловому:

— Здравствуйте! — начал Степан Абрамович, — я являюсь на сегодня вашим интервьюером. Меня зовут Степан Абрамович. Мы ознакомились с вашим резюме, оно нас вполне устраивает, теперь бы, конечно, хотелось услышать от вас о вас. Расскажите о ваших основных качествах как профессионала.

— Приятно познакомиться с вами. Основное моё качество — это ответственность.

— Расскажите последний случай проявления вами ответственности.

— Ну, руководство поставило срочную задачу — пригласить всех клиентов на промо-мероприятие. Времени на всё был

85

один вечер, а клиентов — 500. Сотрудники уже практически все разошлись. Обзвонами мы точно бы не обошлись. Поэтому я сделал рассылку с просьбой в течение часа ответить на приглашение. Ответили 30% клиентов. А остальных уже обзвонили.

— Назовите, пожалуйста, свой главный недостаток.

— Я достаточно резкий человек и не терплю критику, однако при возникновении конфликтной ситуации, в первую очередь, стараюсь выявить причину и устранить её, избегая неприятных высказываний в адрес оппонента. Учусь решать проблемы бесконфликтным путём.

Далее последовали вопросы профессионального толка: «Пожалуйста, опишите ваш предыдущий опыт в области руководства, который является полезным для работы в данной должности. Где вы получили навыки руководства? Сколько у вас было подчинённых, и каких? Какую роль вы играли в тренингах ваших подчинённых? Как вы контролировали их исполнительность?» и т.д. Удовлетворённые беседой оба героя разошлись, а через 30 минут Ярославу Ивановичу перезвонили и пригласили на вторую часть собеседования.

Инна Петровна готовилась к проведению собеседования: она прочитала несколько статей и решила остановиться на одной детской игре, которая позволила бы раскрыть способности будущего коллеги и дала возможность понять, сработаются ли они. Красивая, добрая, энергичная, Инна Петровна ждала кандидата на должность в магазине-салоне, директором которого являлась. На столе лежал набор кубиков оранжевого цвета, на которых были изображены предметы. Эти кубики дают

возможность кандидату придумать своё действие, которое объединит выпавшие в конкретном случае предметы. Очень важно, чтобы рассказ (история) был позитивным, потому что необходимо обеспечить именно доброжелательную атмосферу в офисе (34 человека) и лояльные, дружеские взаимоотношения с коллегами, партнёрами и клиентами. Ярослав Иванович пришёл вовремя, конечно, немного смутился, увидев красивую женщину — самое страшное испытание для мужчины.

— Здравствуйте! Сегодня собеседование будете проводить вы? — смущённо поинтересовался он.

— Здравствуйте, — улыбаясь, ответила Инна Петровна. — Да, я на сегодня наш рекрутер. Собеседование пройдёт в форме игры. Я думаю, что это позволит нам узнать вас лучше с креативной стороны. Я прошу вас выбрать три кубика, какие вам понравятся. Вы может создать любую последовательность выпавших картинок, но заменить один кубик другим новым нельзя. Вы должны соединить три изображения в своей истории о предыдущем месте работы либо о своих личных профессиональных планах в нашей компании.

— Занятное задание, спасибо большое. В подобном ключе у меня ещё ни разу не проходили собеседования, — ответил Ярослав Иванович и вытащил три кубика. На кубиках были изображены «стрелы», «пчёлы» и «дом».

— У меня пять минут есть?

— Конечно, не переживайте, пользуйтесь временем, — успокоила Инна Петровна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

86

Через пять минут рассказ Ярослава Ивановича был готов: он рассказал о том, что всю свою жизнь стремился к знаниям, был целеустремлённой личностью, но старался не «идти по головам», а добиваться всего самостоятельно. Что трудился он много, как пчела, чтобы заработать себе авторитет в сфере продаж и маркетинга, авторитет среди коллег и партнёров на предыдущем месте работы. И что работали они все слаженно, как пчелиный улей. Первым достижением Ярослава Ивановича стал дом, который он построил для своей семьи на деньги, заработанные в компании. И это было признанием его профессиональных качеств. Рассказ получился позитивным.

— Спасибо вам большое, Ярослав Иванович. Приятно иметь дело с позитивным человеком. Завтра с вами хочет побеседовать генеральный директор фирмы, пожалуйста, приходите к нему в офис в 11 часов.

На следующий день Максим Фёдорович поджидал кандидата на место директора по маркетингу в своём офисе. Он уже выслушал позитивные отклики от двух предыдущих кандидатов, но, как говорится, «никогда не предлагайте человеку работу на первом собеседовании. Если он вам понравился, пригласите его ещё два раза». Сейчас всё будет зависеть от того, как покажет себя кандидат в профессиональной деятельности. Ровно в 11 часов Максиму Фёдоровичу доложили, что его ожидает кандидат.

— Здравствуйте, Ярослав Иванович, проходите, присаживайтесь, — пригласил генеральный директор. — Я захотел с вами пообщаться лично и предложить пройти

тестовое задание. Надеюсь, что вы успешно с ним справитесь.

— Спасибо большое за возможность пройти отбор в вашу фирму. С удовольствием покажу свои навыки, — уверенно заявил кандидат. И на самом деле, ему понадобилось совсем немного времени, чтобы исправить ошибки в коммерческом предложении (договоре, письме, распоряжении и т.д.), которое в качестве задания ему было предложено: грамотно, чётко, быстро, конструктивно. Генеральный директор улыбнулся — кажется, это тот, кого они искали.

Преподаватель вводит в историю главного героя — Ярослава, молодого специалиста, который устраивается на работу. Для достижения главной цели герой решает три вспомогательные задачи — проходит три этапа собеседования по методу Брайана Трейси. Преподаватель в своей истории соблюдает «третье правило главного героя — герой решает одну важную задачу». Несмотря на то, что герой проходит различные препятствия, всё подчинено одной главной цели — успешно выдержать собеседование и получить работу. Если история сконструирована подобным образом, то слушатели, с большей долей вероятности, усвоят главный посыл рассказа и необходимую учебную информацию. Для анализа усвоения материала преподаватель просит обучающихся назвать особенности метода, проанализировать историю.

Далее преподаватель предлагает распределить студентов и слушателей по группам, чтобы разыграть по ролям историю (с другими вопросами на первом этапе собеседования — на собеседовании

87

могут задать любые вопросы, поэтому заранее составьте список стандартных вопросов вместе со студентами и слушателями, с иными картинками на втором этапе собеседования — кубики, с конкретизацией тестового задания на третьем этапе собеседования — письменная часть по заполнению и составлению деловых документов). Таким образом, на занятии отрабатывается как коммуникативная составляющая делового общения, так и навык письменного оформления деловой документации.

В качестве закрепления материала обучающимся даётся задание по составлению истории по предложенной схеме к иными видам делового общения: совещание (и его виды) и переговоры (и его виды).

Следующий пример истории-квеста из курса «Государственный пожарный надзор».

При изменении некоторых условий истории (введение определённых данных) возможно использовать при организации занятий по курсу «Пожарная безопасность технологических процессов», «Экономика в пожарной безопасности» и др.

История о любви

Это Иван. Он только что закончил Академию ГПС МЧС и работает в отделе надзорной деятельности.

Иван недавно познакомился с красивой девушкой Алисой и сразу влюбился.

Но Алиса пока не отвечает ему взаимностью.

У неё есть три поклонника: красивый и избалованный Макс — сын богатых родителей; перспективный и очень умный

Степан — занимается химией и скоро планирует уехать во Францию. И хороший простой парень Иван — не богатый, родители самые простые, да и Родине планирует служить и никуда уезжать не собирается.

Думал, думал Иван, как всё-таки ему Алису завоевать. Представлял себе в мечтах всякое: как из огня спасёт или от хулиганов защит.

Пришёл он к своей подруге детства с проблемой. Давно они дружат, Вероника всё про него знает, а он — про неё. Всегда друг друга поддерживают.

Подумала, подумала Ника и говорит: «А знаешь, я тебя научу уму разуму. Сначала тебе нужно папу её завоевать... »

Иван стал размышлять и планы вынашивать. А тут и случай представился. Сидели они с Алисой на кухне, чай пили, болтали. Папа её к ним присоединился. Строгий такой, крупный мужчина с сединою на висках. Пётр Фёдорович. Бизнесменом он у неё был средней руки, владел складами. И решил открыть склад бутилированной воды.

Сидит, значит, этот Пётр Фёдорович и рассказывает: «Представляете, столкнулся с парадоксальной вещью. Столько лет занимаюсь складскими помещениями и был удивлён, что на складе с бутилиро-ванной водой придётся ставить систему пожаротушения. А как тут выбрать, я же в этом не разбираюсь, разницы не понимаю, решил сам в нормы заглянуть, почитал — так и не понял, что зачем нужно и в чём разница, и как сделать так, чтоб и требования соблюсти. Ну, категорию склада я сам определил в соответствии с требованиями и методикой СП 12. Категория получилась В2. А дальше?».

88

Задача 1. Определите, правильно ли рассчитал категорию склада бизнесмен? Не нарушил ли нормы хранения (размещения).

Сомнения в необходимости установления системы пожаротушения на данном объекте не давали Петру Фёдоровичу покоя, и он попросил помощи у Ивана.

Молодой человек как раз недавно готовился к получению допуска на осуществление самостоятельных проверок. Ему необходимо было сдавать зачёт своему наставнику в отделе на знание нормативных актов: федеральных законов и сводов правил.

Иван сделал подборку норм, обязывающих оборудовать данное складское помещение системой пожаротушения. Он что-то читал про дренчерную и спринклер-ную установки пожаротушения. Но, как он помнил, о предназначении систем там не было ни слова, о существенных различиях данных установок пожаротушения в определениях сказано мало, а разобраться в специфике, понятное дело, может только человек со специальными знаниями.

Вернувшись в отдел, Иван засел за Свод правил 5.13.130.2009.

Ничего не найдя, Иван, который к этому времени почувствовал прямо-таки азарт, обратился за разъяснением к своему наставнику, Никанору Леонидовичу.

Никанор Леонидович, строго посмотрев на новичка, сказал ему, чтоб ещё подумал и читал документ внимательнее. Ничего не оставалось, пришлось идти «ломать голову» дальше. (Задача 2. Найдите нормы, регламентирующие данное мероприятие.)

Тут Иван решил сопоставить термины, приведённые в Своде с определениями ГОСТа, на который данный документ ссылается. Каково было удивление, когда он обнаружил схожесть этих документов, за исключением того, что в ГОСТе определения были даны более развёрнуто и подробно, не комбинировались в попытке сократить количество терминов. При дальнейшем изучении документа молодой специалист наткнулся на пункт, в котором приведены типы вводных и пенных АПУ (п. 513). В следующем пункте Свода правил были приведены параметры установок, однако данные параметры приведены только для спринклерных систем. Соответственно пункт 514 делает невозможным применение таблиц 5.1-5.3 для всех систем тушения кроме спринклерных. (Задача 5. Как решить данную неувязку, неточность в документах? К каким последствиям это может привести?)

Иван, разобравшись в ситуации, посоветовал бизнесмену обратиться к проектировщикам системы и поинтересоваться, каким образом они ликвидировали данную неточность и какими таблицами они пользуются для обоснования выбора системы пожаротушения, нормативных расходов и т.д. (Задача 6.1. Определите группу помещения, к которой относится данный склад? На что может повлиять ваш выбор или выбор проектировщика? (Приложение Б. Свода правил 5.13.130.)

Если расчёты будут выполнены неверно, то это может привести к тому, что система пожаротушения не выполнит свои функции и повлечёт увеличение ущерба от пожара.

89

(Задача 6.2. Какие ещё особенности и нюансы системы пожаротушения необходимо учесть?)

Наличие такого количества нюансов испугало Петра Фёдоровича, не думал он, что всё будет так не просто, и начал было жалеть о том, что решил расширить бизнес, но деньги были уже вложены, да и отступать он не привык. И тут на радость бизнесмену Иван рассказал, что есть и другие варианты разрешения данной проблемы. (Задача 4. Какие действия может предпринять собственник для отступления от данных требований?)

Иван был счастлив, что смог помочь разобраться в этой непростой ситуации и применить свои знания, но тут он представил себя на месте инспектора, которому придётся осуществлять проверку данного объекта, и сам себе задал вопрос: «А стал бы он наказывать собственника, если бы система пожаротушения не была выполнена?» (Задача 3. Может ли инспектор, осуществляющий контроль за данным объектом, не наказывать собственника за невыполнение данных требований?)

Папа был впечатлён, Алиса тоже.

Первый пункт плана Ивана и Вероники был выполнен.

В специализированных видах практик, таких как надзорная деятельность, где тео-

ретические основы тесно связаны со спецификой работы, создание подобных историй должно соответствовать высокому уровню креативности и крепкой связки явного и неявного компонента в структуре текста. Для успешного процесса научения необходимо наличие условий, облегчающих процесс трансляции и распространения явного и неявного профессионального знания.

Выводы

При использовании сторителлинга в обучении нужно всегда помнить о конечной педагогической цели.

Главная задача — не поразить слушателей, а научить их чему-либо. Поэтому в образовательном сторителлинге собственно история играет «подчинительную» роль. Истории хорошо показывают, как теория работает в жизни. Они связывают все компоненты воедино (теорию, примеры, объяснение), обеспечивают контекст.

Таким образом, чётко придерживаться структуры представленных сюжетов необязательно и не всегда представляется возможным. Преподаватель должен импровизировать исходя из собственных задач: смешивать сюжеты, использовать только часть элементов или же предложить что-то своё, совершенно новое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багузина Е.И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения / /Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». — 2010. — № 1. — Том 16.; Горбунова О.В. Иванова О.А. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. — 2014. — № 7.

90

2. Базовые сервисы Google для образования. Модуль 1. Совместная поисково-исследовательская деятельность// http://youtu.be/8Jrc9rL-Csg.

3. Бол баков Р.Г. Отношения между явными и неявными знаниями / Перспективы науки и образования. — 2015. — № 1 (13); Губанова О.Е. Неявные знания: сущность и виды / Знание. Понимание. Умение. — 2010. -№ 4.

4. Малиновская С. Story telling // Business Education Review. — 2006. — № 2. — C. 50. Шишкина М.А. Паблик рилейшинз в системе социального управления. — СПб., 1999. Макки Р. История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только./ Роберт Макии; пер. с англ. — М: Альпина нон-фикшн, 2013. — 456 с.

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 1998.

6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996., Айзенк М., Брайнт. П. Психология: комплексный поход. Мн.: «Новое знание», 2002. — 832 с., Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Личность, теории, упражнения, эксперименты. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2008. — 704 с.; Жорняк Е. С. Нарративная психотерапия// Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.