Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология «Сторителлинг» / дети с нарушением речи / дошкольники / развитие речи.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Э. Алимбекова

В данной статье представлена информация о технологии «Сторителлинг». Рассмотрены проблемы развития связной речи у детей с речевой патологией. Раскрыты основные понятия технологии «Сторителлинг», ее виды, возможности использования в развитии связной речи детей с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Э. Алимбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

В.Э. Алимбекова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье представлена информация о технологии «Сто-рителлинг». Рассмотрены проблемы развития связной речи у детей с речевой патологией. Раскрыты основные понятия технологии «Сторител-линг», ее виды, возможности использования в развитии связной речи детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: технология «Сторителлинг», дети с нарушением речи, дошкольники, развитие речи.

На сегодняшний день одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одной из задач является обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от его психофизиологических и других особенностей [1].

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов коррекционной работы с данной категорией детей.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания. Развитие связной речи изучалось в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др.). Также связную речь изучали такие зарубежные ученые как К. Менг и И. Вайгль.

Целенаправленное развитие связной речи имеет большое значение в общей системе работы с детьми с нарушением речи. Ученые подчёркивают, что дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обосновывает необходимость коррекционной работы с выделением приоритетного направления по формированию у них связной описательно -повествовательной монологической речи.

По мнению Л.С. Выготского, связная речь неотделима от связности мыслей и связана с логикой мышления ребенка, его способностью анализировать воспринимаемое и правильно его выражать. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что связная речь — это такая речь, которая может быть полностью понята на основе собственного предметного содержания, подчеркивает, что «развитие словаря и овладение грамматическими формами включаются в нее в качестве частных моментов» и никоим образом не определяют ее психологической сущности» [2].

О.С. Ушакова утверждает, что связная речь формируется на основе диалогической и имеет ярко выраженную социальную направленность. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменить значение слова [3].

Проблемой изучения связной речи у дошкольников с нарушениями речи занимались: В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чир-кина, А.В. Ястребова и др. Ими установлено, что дошкольники с патологией речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, у них отмечается нарушение последовательности изложения, пропуски смысловых звеньев, трудности в лексическом оформлении, низкий уровень фразовой речи.

У детей без речевой патологии связная речь достигает достаточно высокого уровня, а при нарушении речи ее развитие затруднено и требует целенаправленной коррекции.

© В.Э. Алимбекова, 2022.

Научный руководитель: Попова Наталья Владимировна - ассистент, Донецкий национальный университет, Донецкая Народная Республика.

К одному из эффективных средств развития связной речи детей с речевыми нарушениями можно отнести интерактивную технологию «Сторителлинг». Данная технология соответствует требованиям ГОС ДО. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей детского развития.

Термин «Сторителлинг» возник от слияния английских слов story - история и telling - рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. Сторителлинг имеет иностранное происхождение и был разработан западным бизнесменом Дэвидом Армстронгом, который использовал свой ораторский талант для мотивации сотрудников своей компании еще в 90-х годах прошлого века. Его опыт показал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями.

Сторителлинг считается эффективной технологией развития связной речи детей, обогащает активный и пассивный словарь, совершенствует лексико-грамматическую сторону речи, развивает коммуникативные навыки дошкольников.

Технология «Сторителлинг» - «Рассказывание историй» - раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и улучшает настроение, написание истории очень интересно и увлекательно. Суть технологии «Сторителлинг» заключается в том, что ребенок достает кубик из «волшебного мешочка», либо берет его со стола, бросает и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает рассказ, не теряя нити рассказа. Таким образом, плавно переходя от одной картинки к другой, дошкольники сочиняют необычные веселые или грустные истории [4].

Как и многие современные технологии, Сторителлинг вариативен. В зависимости от цели и в соответствии с учебной ситуацией он может использоваться в классической форме (дети внимательно слушают), в цифровой форме (рассказ иллюстрируется анимацией, картинками, перепиской и т. д.) или в активной форме (когда дети сами участвуют при создании рассказа). В работе с детьми с различными нарушениями речи наиболее эффективен активный сторителлинг, при котором дети не просто слушают рассказ, а сами включаются в развитие сюжетной линии. При этом хороши разнообразные способы достижения цели:

- «реалити-шоу» - ребенок оказывается главным героем какой-то жизненной ситуации (например, нарушил правила дорожного движения или ошибся в быту) и вынужден не только «пережить» ее, и «выкрутиться», но и озвучивать свои эмоции и соображения, что очень важно для развития высших психических функций и коррекции речевых нарушений;

- «помоги герою» - к детям приходит в гости колоритный сказочный (мультипликационный) персонаж, которому они доверяют (Нолик из «Фиксиков», Лунтик и др.), который попал в беду;

- «квест-стори» - дети вербально моделируют развитие заранее придуманной и начатой педагогом истории и в ходе квеста путем проб и ошибок находят наилучшее решение, исходя из уже имеющихся у них знаний и опыта;

- «проблемная ситуация» - перед детьми ставится конкретный вопрос, который необходимо решить, создаются условия для развития у детей критического мышления.

Вариант технологии «Сторителлинг» представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Пример технологии «Сторителлинг» на практике

В каждой истории прослеживается ее структура:

- Вступление: неожиданное начало, вспышка, призыв к действию (цель — привлечь внимание детей, заинтересовать).

- Развитие события: долгий путь героя, противостояние трудностям, познание себя и мира вокруг (определяется сюжет истории).

- Кульминация: накал событий, герой выходит чемпионом, нахождение ответов на все вопросы (разворачиваются события истории).

- Заключение (итог истории).

В использовании данной технологии чаще всего применяют кубики. Они на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры заключается в том, что воспитатель или ребенок бросает кубик в начале рассказа с некоторыми словами «Жили-были...» или «Давным-давно...», «Где-то...» и так далее, нанизывая на нить повествования все картинки, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек наше внимание. История должна быть: простая; неожиданная; конкретная; реалистичная; эмоциональная; с хорошим финалом.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют определенный образ, выпадающий на кубике. При систематическом использовании «сюжетных кубиков» дети начинают фантазировать, связывать изображение на кубике с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.

Реализация обучению рассказыванию детей с различными нарушениями речи с использованием известных методов и приемов:

- написание рассказов по картам Проппа, которые в данном случае служат не только для пересказа сюжета, но и для его моделирования для последующего самостоятельного описания и осмысления;

- скрайбинг (иллюстрирование рассказа «на лету»), когда рисунки-схемы создаются по ходу рассказа и выполняются как педагогом, так и самим ребенком прямо на доске цветными фломастерами;

- составление рассказов по сюжетным картинкам (слайдам), не требующих самостоятельного придумывания персонажей, но побуждающих ребенка догадываться и додумывать как характер героя, так и исход его приключений;

- сочинения по иллюстрациям виммельбухов - специальные книги большого формата для просмотра с множеством миниатюрных картинок и почти полным отсутствием текста.

- работа с игровыми заданиями речевого лэпбука, в карманы которого можно поместить разнообразные дидактические материалы по развитию и коррекции речи.

Сторителлинг очень удобен и гибок, при желании может быть применен к любой из образовательных областей и легко сочетается со многими формами и методами [5].

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования технологии «Сторител-линг» в развитии связной речи детей с речевыми нарушениями:

- расширение запаса знаний об окружающем мире;

- развитие внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия;

- обогащение словарного запаса, умение составлять рассказы;

- повышение речевой активности.

Данная технология помогает детям научиться мыслительному восприятию и обработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в публичных выступлениях, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.

Библиографический список

1.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ МОН ДНР № 287-НП от 19.10 2021 г.// Режим доступа: http://npa.dnronline. su/2021-12-07/prikaz-ministerstv... - Дата обращения: 14.04.2022.

2.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000 -712 с.

3.Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / О.С.Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛА-ДОС», 2010 - 147 с.

4.Федорова С. В., Барчева А. А. «Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста» // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 515-518.

5.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

АЛИМБЕКОВА ВАЛЕРИЯ ЭДУАРДОВНА - студент, Донецкий национальный университет, Донецкая Народная Республика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.